Научная статья на тему 'Роль государственного регулирования инновационной деятельности промышленных предприятий Казахстана'

Роль государственного регулирования инновационной деятельности промышленных предприятий Казахстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
691
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КАЗАХСТАН / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕГИОН / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ KAZAKHSTAN / STATE REGULATION / REGION / INNOVATION ACTIVITY / INDUSTRIAL ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аубакирова Гульнара Муслимовна

В последние годы возросла роль государства в развитии и поддержке инновационной сферы, которая обусловлена его участием в решении проблем научно-технического развития. В статье акцент сделан на государственной поддержке инновационной деятельности предприятий реального сектора экономики Казахстана, создании условий для внедрения ими инноваций. Приведены конкретные результаты роста инновационной активности предприятий одного из ведущих промышленных регионов страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of State Regulation of Kazakhstan Industrial Enterprises Innovation Activity

In last years there increased the role of the state in the development and support to the innovation sphere which is conditioned by its participation in solving the problems of scientific and technical development. In the article there is emphasized the state support of innovation activity of the Republic of Kazakhstan real sector economy enterprises, forming conditions for implementing innovations by them. There are presented the concrete results of growing innovation activity of enterprises in one of the leading regions in the country.

Текст научной работы на тему «Роль государственного регулирования инновационной деятельности промышленных предприятий Казахстана»

Роль государственного регулирования инновационной деятельности промышленных предприятий Казахстана

В последние годы возросла роль государства в развитии и поддержке инновационной сферы, которая обусловлена его участием в решении проблем научно-технического развития. В статье акцент сделан на государственной поддержке инновационной деятельности предприятий реального сектора экономики Казахстана, создании условий для внедрения ими инноваций. Приведены конкретные результаты роста инновационной активности предприятий одного из ведущих промышленных регионов страны.

Ключевые слова: Казахстан, государственное регулирование регион, инновационная деятельность, промышленное предприятие.

Г. М. Аубакирова,

д. э. н., профессор кафедры организации производства, Карагандинский государственный технический университет

e-mail: rendykar@gmail.com

На современном этапе развития казахстанской экономики одним из ведущих направлений ее модернизации является практическая реализация Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию (ГПФИ-ИР) [1]. За прошедшие годы в Республике Казахстане (РК) внедрен ряд отраслевых программ, направленных на поддержку предприятий, разрабатывающих инновационные проекты, разработаны Схема рационального размещения производственных мощностей и Карта индустриализации, что позволяет говорить о целенаправленной работе в области государственного регулирования инновационной деятельности промышленных предприятий. Как результат, по итогам

2011 г. доля инновационно активных предприятий увеличилась до 5,7% от общего числа предприятий, объем инновационной продукции вырос на 65%, внутренние затраты на исследования и разработки увеличились на 29% [2].

Благодаря усилению государственного регулирования и координации инновационной деятельности промышленных предприятий разработаны целевые технологические программы, подготовлены экспертные заключения по нормативным правовым актам и выдачи рекомендаций по совершенствованию инновационных процессов [3-5]. Большая роль отведена сервисной поддержке, включающей работу по созданию отраслевых конструкторские бюро, бизнес-инкубированию, внедрению системы коммерциализации. Активизировалось информационно-аналитическое сопровождение, предполагающее технологическое прогнозирование и исследования в области совершенствования законодательства, участие в разработке нормативных документов и государственных программ, технологический форсайт, оценку деятельности государственных

органов по вопросам инновационного развития промышленных предприятий.

Особое внимание уделяется инновационным проектам промышленных предприятий, направленным на внедрение техники и технологии, соответствующей требованиям международного разделения труда и рассчитанным на долгосрочный период; экономию ресурсов и совершенствование инфраструктуры.

В Казахстане создана инфраструктура поддержки инноваций на государственном уровне, включающая Национальный инновационный фонд, Фонд науки, венчурные фонды, региональные технологические парки, офисы коммерциализации, отраслевые конструкторские бюро, международные центры трансферта технологий.

Среди наиболее распространенных инструментов поощрения инновационной деятельности предприятий следует назвать:

• государственную поддержку общих исследований в промышленности, что обеспечивает предприятиям, не располагающим собственной базой для проведения исследования, возможность использовать их результаты;

• частичную компенсацию убытков при осуществлении рисковых научно-исследовательских проектов;

• оказание консультаций и предоставление предприятиями информации путем публикации специальных материалов, освещающих условия оказания поощрения;

• облегчение доступа к результатам стимулируемых государством научных исследований и разработок.

Особенно активизировалась государственная поддержка предприятиям, занятым в сфере инноваций,

ИННОВАЦИИ № 3 (173), 2013

ИННОВАЦИИ № 3 (173), 2013

в 2010-2011 гг. Именно в эти годы возросло число предприятий, участвующих в ежегодном конкурсе Министерства индустрии и новых технологий РК на получение грантового финансирования, которое является одним из сервисных инструментов поддержки инноваций. Инновационно активным предприятиям была предоставлена возможность направлять ведущих инженеров на повышение квалификации за рубежом, приглашать иностранных специалистов, пользоваться услугами консалтинговых проектных и инжиниринговых организаций, получать финансирование на внедрение современных управленческих и производственных технологий, проведение промышленных исследований, приобретение и коммерциализацию прогрессивных технологий.

В 2010 г. государством было предоставлено 4 вида инновационных грантов на опытно-конструкторские работы, технико-экономическое обоснование проектов, патентование и приобретение технологий. В 2011 г. по инновационным грантовым программам выделено $50 млн в рамках программы «Производительность-2020», направленной на повышение конкурентоспособности промышленных предприятий в приоритетных секторах экономики путем увеличения производительности труда (табл. 1).

В этот же период впервые запущена программа по технологическому бизнес-инкубированию в технопарках — государственному инструменту помощи инноваторам и создаваемым или уже функционирующим инновационным предприятиям. Программой предусматривается оказание безвозмездных услуг по созданию и развитию предприятий, предоставляющих весь спектр услуг бизнес-инкубирования. В программе технологического бизнес-инкубирования, разработанной АО «Национальное агентство по технологическому развитию» увеличена сумма финансирования на поддержку одного проекта: по сравнению с 2011 г., когда на один проект в среднем приходилось 6,5 млн тенге, в 2012-2013 гг. планируется 26 млн тенге на два года.

Таблица 1

Показатели инновационной активности

Показатели 2010 г. 2011 г.

Объем инновационных грантов, млрд тенге 1,625 7,3

Количество поступивших заявок 312 677

Общая сумма заявок, млн тенге 6358 55353

в том числе

- на проведение опытно-конструкторских работ 3776 10618

- разработку технико-экономического обоснования 1588 4754

- патентования за рубежом 16 401

- приобретения технологий 978 39580

Технологическое бизнес-инкубирование в технопарках

Поступило заявок от инноваторов 105 238

Количество принятых проектов 64 75

Проекты, по которым начата работа по инкубированию 36 31

Объем финансирования, млн тенге 250 305

Количество функционирующих региональных технопарков 3 7

Как свидетельствуют данные табл. 1, в 2011 г. почти в 40 раз возросло число заявок на приобретение инновационных технологий.

Для поддержки проектов, реализуемых на территории специальной экономической зоны «Парк инновационных технологий» планируется создать инновационный кластер, объединяющий научнообразовательные, проектно-конструкторские и производственные структуры в приоритетных отраслях экономики по принципу «образование - наука - технология - производство». Перед технопарками поставлена задача — обеспечить благоприятные условия для коммерциализации научных разработок путем предоставления в пользование инициаторам инновационных проектов производственных площадей, оказания им коллективных бизнес-услуг, обеспечение благоприятных условий для коммерциализации научных разработок. Технопарки позволят в будущем реализовать программу технологического бизнес-инкубирования, вести поиск перспективных региональных проектов с последующим доведением их до внедрения в производство с обеспечением роста технологических компетенций. Объединить технопарки в единую сеть планируется с помощью стартапов.

С учетом поданных заявок на инновационные проекты по отраслевом разрезе, в 2010 г. созданы отраслевые конструкторские бюро транспортного машиностроения, горно-металлургического и нефтегазового оборудования (табл. 2) [3]. Ими разработано 110 комплектов конструкторской документации, 76 начинающих предприятий технологического сектора получили поддержку по программе технологического бизнес-инкубирования. В 2011 г. создано конструкторское бюро сельскохозяйственного машиностроения, в 2013 г. запланировано открытие конструкторского бюро приборостроения, заключены договора о сотрудничестве с 9 машиностроительными предприятиями, выпускающими продукцию для агропромышленного комплекса и приборостроения.

Таблица 2

Распределение заявок на инновационные проекты по отраслям в 2010 г.

№ п/п Отрасли Финансирование заявок Количество заявок

млн тенге уд. вес, % ед. уд. вес, %

1 Информатизация и связь 3160 6,72 10 2,32

2 Экология и энергосбережение 3516 7,46 11 2,56

3 Энергетика и атомная 10696 22,71 26 6,05

4 Химическая и фармацевтическая 8328 17,69 32 7,44

5 Медицина 1156 2,46 34 7,90

6 Металлургия и металлообработка 9511 20,20 51 11,87

7 Агропромышленный комплекс 4781 10,15 57 13,26

8 Г орно добывающая 2054 4,36 95 22,09

9 Транспорт 2787 5,92 60 13,95

10 Прочие 1097 2,33 54 12,56

Всего 47086 100,00 430 100,00

В базовых отраслях экономики — нефтегазовой, горно-металлугической, химической и агропромышленном секторе будут реализованы целевые технологические программы по 10 направлениям и 63 критическим технологиям, выявленным по результатам технологического прогнозирования. Такое решение было принято в результате исследования научнотехнологического форсайта с целью определения стратегических направлений развития и повышения конкурентоспособности РК до 2020 г., проведенного АО «Национальный инновационный фонд» совместно с Корейским институтом научно-технологической оценки и планирования.

В ближайшие годы запускаются новые инструменты, такие как гранты на проведение промышленных исследований с привлечением отечественных научноисследовательских институтов; гранты высокотехнологичным предприятиям, планируется внедрение стандартов эффективной инновационной технологии управления в различных отраслевых структурах, в том числе исследовательских институтах — КР1. В бюджетной программе государственных органов, национальных холдингов и предприятий будет предусмотрена финансовая поддержка исследовательских институтов, работающих на технологию будущего, предполагается выделение грантов на посевной стадии.

Активизируется работа по развитию коммерциализации технологий, чему способствует увеличение количества офисов коммерциализации в регионах. В 2012-2014 гг. в целях развития свободных экономических зон планируется дальнейшее развитие внешней и внутренней инфраструктуры для реализации инвестициооных проектов, продолжат работу 5 индустриальных зон и начнут функциорнировать еще 11 в 8 регионах страны.

Получены определенные результаты работы созданного в 2010 г. Центра координации системы коммерциализации технологий. На базе 7 университетов и 2 научно-исследовательских институтов в пилотном режиме запущены 9 офисов коммерциализации, ими отобраны 18 проектов из 74 поданных для получения услуг по коммерциализации. В 8 центрах оказываются образовательные и консалтинговые услуги, что сделает распространение знаний по новым технологиям для инновационно активных промышленных предприятий более доступными. К 2015 г. запланировано увеличение расходов в сфере научных исследований до 118 млрд тенге, это почти в три раза больше аналогичных расходов 2012 г.

Дальнейший рост инновационной активности предприятий неразрывно связан с их участием в Карте индустриализации, в которую включены индустриально-инновационные проекты с высокой степенью проработки, отвечающие критериям Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития РК на 2010-2014 гг. [6].

За 2010-2011 гг. в рамках Карты представлены 389 проектов на 1,8 трлн тенге (из них 150 проектов вышли на мощность более 70%), создано 90 постоянных и временных рабочих мест, доля произведенных товаров и услуг в общем объеме промышленности

составила 7,3%, в том числе в обрабатывающей промышленности — 12,8%. В 2011 г. вклад проектов Карты индустриализации в ВВП составил 1,18%, освоено 106 продуктов, ранее не производимых в РК. Всего по Карте индустриализации в 2010-2012 гг. запущены в производство 430 проектов, что составляет 60,82% от общего количества заявленных проектов.

Карта индустриализации не является инструментом реализации инновационных проектов, поскольку реализованные проекты представляют трансферт технологий, созданных за рубежом, хотя, как известно, технологические трансферты могут стать мощным рычагом инновационного развития [7]. Так, анализ инвестиционных проектов Карты индустриализации по Карагандинскому региону, одному из ведущих промышленных центров РК, с позиции уровня используемых технологий и степени новизны продукции показал, что из 42 проектов уникальные технологии используются лишь в 3 проектах, 7 проектов представляют собой адаптированные технологии, оригинальные патентованные технологии в 3 проектах [8].

Не все проекты, включенные в Карту индустриализации, оказались доведены до минимальной мощности. Например, завод по производству специализированных сельскохозяйственных самолетов «Фермер-500» введенный в эксплуатацию в Караганде в 2011 г. по государственной программе форсированного индустриально-инновационного развития, в 2012 г. не выпустил ни одного изделия, хотя изначально планировали ежегодно производить 36 самолетов. При этом на проект стоимостью $2 млрд по программе «Дорожная карта бизнеса-2020» с целью развития инфраструктуры было выделено $750 млн. Кроме того, под этот проект был предоставлен кредит на сумму $846 млн под 6% годовых [9].

Анализ проектов Карты индустриализации показал, что бизнесом и местными властями инициировались в основном проекты невысоких переделов: 70% из 389 проектов введенных на начальном этапе реализации программы форсированного индустриально-инновационного развития относятся к первым трем уровням технологической сложности, хотя изначально основное внимание было сконцентрировано на высокотехнологичных инновационных проектах [10].

В этой связи, по поручению Президента РК в

2012 г. были изменены критерии отбора проектов. Из представленных проектов предпочтение отдано проектам с конечной продукцией, направленным на создание высокопроизводительных рабочих мест, инновационность и энергоэффективность, с высоким уровнем технологического передела. Уже сейчас 70% всех проектов предполагают высокий уровень передела, 30% низкий уровень технологической сложности (проекты агропромышленного комплекса). Кроме того, с 2012 г. сформирована Карта инноваций и закреплена персональная ответственность разработчиков проектов за их реализацию с учетом рисков, необходимых ресурсов, технологий и знаний до 2014 г. Все проекты включены с учетом Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны и

ИННОВАЦИИ № 3 (173), 2013

ИННОВАЦИИ № 3 (173), 2013

Схемы рационального размещения производственных мощностей РК до 2015 г.

На создание знаковых проектов, призванных демонстрировать отрасли с позиции инновационности выпускаемых продуктов, внедрения прогрессивных технологий, в том числе управленческих, направлена Программа «Производительность-2020», участниками которой в пилотном 2011 г. стали 27 предприятий с инвестиционными проектами, предполагающими увеличение производительности труда в приоритетных секторах экономики в 1,5-3 раза, снижение энергопотребления в среднем на 30-40%, увеличение загрузки мощностей до 80% [11, 12].

Одним из главных достоинств Программы «Производительность-2020» является то, что в ней могут участвовать промышленные предприятия, производственно-техническая база которых характеризуется высоким уровнем износа. Для этого им необходим среднесрочный план модернизации предприятия, который разрабатывают аккредитованные в рамках этой программы консалтинговые компании. Инструменты государственной поддержки могут быть задействованы только после того, как АО «Казахстанский институт развития индустрии» проведет экспертизу и подтвердит, что в результате внедрения новых технологий, модернизации, привлечения инструментов в рамках данной программы будет достигнут рост производительности труда не менее чем на 1,5 раза.

В 2010-2012гг. в программу были включены 43 проекта различных отраслей общей стоимостью 112 млрд тенге. При этом 54,60% участников получили

Таблица 3 Показатели инновационной активности Карагандинского региона

№ п/п Показатели 2006 г. 2009 г. 2010 г.

1 Инновационная активность предприятий, % 6,4 6,2 7,0

2 Общее число предприятий и организаций, разработавших и внедривших новые технологии 12 13 31

3 Удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, % 6,4 2,7 1,7

4 Затраты на технологические инновации, млн тенге 21022,8 3271,0 3563,2

5 Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, чел. 1812 735 875

6 Количество организаций, выполняющих научные исследования и разработки 51 29 28

7 Объем инновационной продукции, млн тенге 59871,8 14412,4 14897,7

8 Внутренние затраты на исследования и разработки, млн тенге 1169,9 1206,0 934,4

9 Объем научно-технических работ, млн тенге 1456,9 1272,5 1471,5

10 Количество инновационно активных предприятий 57 56 67

11 Доля инновационной продукции в ВРП,% 0,2 0,3 0,8

государственную поддержку по долгосрочному лизинговому финансированию, 12,8% стали обладателям инновационных грантов и 32,6% были оплачены услуги за разработку/экспертизу комплексного плана. В отраслевом разрезе наиболее активны предприятия машиностроения и индустрии строительных материалов (ими представлены по 12 проектов или 27,90% от общего числа). На цели возмещения до 50% расходов, связанных с разработкой среднесрочного плана развития предприятий, чаще всего используемого предприятиями, заявлено финансирование из государственного бюджета на сумму около 45,1 млн тенге. Потребность по долгосрочному лизинговому финансированию по всем проектам составила 65,8 млрд тенге, по инновационным грантам — 4,2 млрд тенге.

Как отмечалось ранее, Карагандинский регион относится к ведущим промышленным центрам Казахстана (табл. 3) [13]. Инвестиционный портфель Карагандинского региона включает 130 действующих

Таблица 4

Оценка промышленными предприятиями Карагандинского региона государственных мероприятий по стимулированию нововведений (предприятия, указавшие действенность влияния мероприятий, в % от общего числа опрошенных предприятий)

№ п/п Мероприятия 2007 г. 2009 г. 2011 г.

1 Доплаты к инвестициям, направляемым в научные исследования и промышленные разработки 20,81 21,88 24,87

2 Амортизационные льготы для инвестиций, направляемых в научные исследования и промышленные разработки 17,52 16,56 18,51

3 Субсидии для разработок в сфере НИОКР, имеющих отношение к государственным программам 5,31 7,34 9,04

4 Государственные контракты в сфере НИОКР 4,11 3,05 3,23

5 Общее поощрение исследований в вузах и других исследовательских организациях 5,23 5,45 3,26

6 Общее поощрение исследований, осуществляемых другими предприятиями 23,29 20,34 15,35

7 Стимулирование нововведений посредством государственных закупок 1,51 1,96 2,02

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Оказание помощи через компании, финансирующие рисковые мероприятия 1,53 1,67 1,98

9 Оказание помощи в получении информации государственными информационными центрами 3,47 3,02 3,04

10 Облегчение доступа к результатам НИОКР, ставшее возможным в результате государственных ассигнований (патенты, «ноу-хау») 13,45 14,37 13,01

11 Оповещение об ожидаемых направлениях развития технологии и мероприятиях, которые получат поддержку государства в средне и долгосрочном плане 3,77 4,36 5,69

Итого 100,00 100,00 100,00

проектов на сумму около $5 млрд и 80 новых проектов в различных отраслях экономики. В регионе работают свыше 450 предприятий, созданных с участием иностранного капитала. В 2012 г. объем инвестиций в основной капитал вырос на 15,9% и составил 190,3 млрд тенге. При этом, основным источником инвестиций в основной капитал являются средства предприятий (70,4%), большая часть инвестиций (48,8%) приходится на приобретение оборудования, инструмента, инвентаря. На III международном инвестиционном форуме «Караганда — Инвест-2012», проведенного в рамках реализации Национального плана по привлечению инвестиций, были подписаны документы с потенциальными инвесторами по реализации проектов на 330 млрд тенге [14].

В табл. 4 приведены данные, иллюстрирующие оценку предприятий действенности государственных мероприятий по стимулированию инноваций. Они получены путем группировки результатов опроса автором градообразующих предприятий региона. Анкетированием были охвачены как предприятия, входящие в состав мировых гигантов УД АО «Миттал Стил», ТОО «Корпорация Казахмыс», АО «Имсталькон», холдинга «Европейская подшипниковая корпорация», так и промышленные предприятия, сумевшие самостоятельно адаптироваться к негативным воздействиям динамичной внешней среды, сохранив при этом свою независимость. В 2010-2011 гг. эти предприятия участвовали в Программе посткризисного восстановления и Программе по развитию машиностроения [5, 15]. К 2016 г. процедуру оздоровления планируют пройти 30-40 системообразующих предприятий региона при сохранении не менее 70% действующих рабочих мест [16].

Проведенные автором исследования деятельности предприятий Карагандинского региона показали, что наиболее эффективными действиями по выводу их из кризиса, являются мероприятия, выходящие за рамки режима экономии, носящие инновационный характер: оздоровление на основе запуска инновационноинвестиционных проектов с небольшим сроком окупаемости и незначительным стартовым капиталом. С 2010 г. для участия в Карте индустриализации предприятия разрабатывают инновационную программу, предполагающую модернизацию оборудования, внедрение новых технологий, освоение новых рынков, в том числе внешних, и закрепление позиций на ранее освоенных рынках, освоение и производство востребованной потребителем продукции.

Нижеприведенный пример показывает, как даже незначительный объем финансирования затрат по Карте индустриализации способствовал ускорению процесса освоения новой техники. Согласно данным табл. 5 для разработки технологического процесса, подготовки технологической оснастки и другие цели освоения производства надрессорной балки в условиях машиностроительного завода № 1 до начала серийного производства было получено по Карте индустриализации 1250,59 тыс. тенге, это 29,56% от совокупных затрат, связанных с выпуском первой промышленной партии. В первый год серийного производства нового изделия по Карте индустриализации было выделено

Таблица 5 Расчет издержек освоения производства надрессорной балки

№ п/п Показатели Год выпуска первой промышленной партии Годы серийного производства нового изделия

первый второй

1 Объем выпуска, шт. 4 12 13

2 Себестоимость единицы изделия, тыс. тенге 745,05 694,08 673,00

3 Объем затрат на весь выпуск по себестоимости, тыс. тенге 2980,20 8328,96 8749,00

4 Получено финансирование по Карте индустриализации, тыс. тенге 1250,59 1003,00

5 Совокупные затраты на выпуск, тыс. тенге 4230,79 9331,96 8749,00

6 Цена единицы изделия, тыс. тенге 843,72 785,88 723,00

7 Выручка от реализации продукции, тыс. тенге 3374,88 9430,56 9399,00

8 Превышение выручки от реализации над совокупными затратами, тыс. тенге -945,91 98,6 650,00

на 247,59 тыс.тенге меньше, их удельный вес составил всего 10,75%, в совокупных затратах, а всего в общих расходах периода освоения балки (22311,75 тыс. тенге) они составили 10,10%.

В целом, на все виды работ до серийного изготовления заводом надрессорной балки было израсходовано 4230,79 тыс. тенге или 18,96%, 81,04% приходится на первые два года серийного производства. В первые два года серийного производства выручка от реализации пусть незначительно (на 1,05% в первый год и на 1,07% во второй год), но превысила затраты.

Предприятия региона продолжают удерживать рыночные позиции в рамках существующих технологий и несущественного обновления материальнотехнической базы. Одной из главных проблем, тормозящих процесс освоения новых технологий и продукции, для них по-прежнему является отсутствие необходимых ресурсов, поэтому участие в государственных программах предприятия рассматривают как один из реальных шансов укрепления финансовой устойчивости и роста инновационной активности.

* * *

В экономике РК пока сохраняются сырьевая ориентация и зависимость от конъюнктуры мировых сырьевых рынков. Ключевые причины низкого уровня конкурентоспособности экономики связаны с отсутствием связи между наукой и производством, недостаточным финансированием инновационных проектов, отсутствием действенных механизмов доведения научно-технической продукции до уровня товара, высокий износ основных фондов.

Казахстан связывает долгосрочный устойчивый рост, прежде всего, с переходом на инновационный путь развития. Выступая на заседании Правительства 14 февраля 2012 г. по вопросу реализации ГПФИИР,

ИННОВАЦИИ № 3 (173), 2013

ИННОВАЦИИ № 3 (173), 2013

Министр индустрии и новых технологий подчеркнул, что в Казахстане создана необходимая база для построения инновационной экономики.

До 2015 г. основными приоритетными направлениями государственной политики по форсированной индустриализации страны станет реализация инновационно-инвестиционных проектов в традиционных экспортно ориентированных секторах экономики [17]. Основной акцент будет сделан на разработку новых инструментов государственно-частного партнерства в сфере развития инноваций целевых технологических программ для софинансирования перспективных исследований.

Список использованных источников

1. Государственная программа по форсированному индустриальноинновационному развитию РК на 2010-2014 гг. утв. Указом Президента РК от 19 марта 2010 г. № 958. http://www.kaztrade. ш/kazakhstan_repuЫic/.../pfiir_2010-2014.ppt.

2. Доклад Министра индустрии и новых технологий РК Асета Исекешева о реализации ГПФИИР на заседании Правительства 14 февраля 2012 г. http://www.nomad.su/?a=3-201202150028.

3. Инновации в Казахстане: динамика показателей по инновационной деятельности.

http://static.zakon.kz/img/040384/040384517.JPG.

4. Программа по развитию инноваций и содействию технологиче-

ской модернизации в Республике Казахстан на 2010-2014 гг. Утверждена Постановлением Правительства РК от 14 апреля 2010 г. № 302. http://online.prg.kz.

5. Программа посткризисного восстановления (оздоровление кон-

курентоспособных предприятий). Утверждена постановлением Правительства РК 4 марта 2011 г. http://online.prg.kz.

6. Карта индустриализации РК на 2010-2014 гг. Утверждена Постановлением Правительства РК от 14 апреля 2010 г. №303 http://online.prg.kz.

7. Национальное информационное агентство «КазИнформ». http://www.inform.kz/rus.

8. http://www.karaganda-region.kz/rus/vystakim2-7.

9. Деловая неделя № 41 от 02.11.2012 г. htpp://www.dn.kz.

10. С. Байдаулетов. На запах и цвет товарищей нет//Голос Республики от 17.02.2012 г.

11. Новостная лента Казахстана. http://www.bnews.kz.

12. Программа «Производительность-2020». Утверждена постановлением Правительства РК от 14 марта 2011 г. № 254. http:// online.prg.kz.

13. Г. М. Аубакирова. Стратегии, модели и механизмы развития промышленного предприятия: инновационно ориентированный подход: Монография. Караганда: КарГТУ, 2011.

14. Информационный портал Аппарата акима города Караганды. http://www.karaganda.akimat.kz.

15. Программа по развитию машиностроения в РК на 2010-2014 гг. Утверждена Постановлением Правительства РК от 30 сентября 2010 г. № 1002. http://online.prg.kz.

16. Индустриальная Караганда от 01.11.2011 г. № 123.

17. Закон РК от 9 января 2012 г. № 534-IV «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности». http://www.nomad.su/?a=3-201201270031.

Role of state regulation of Kazakhstan industrial enterprises innovation activity G. М. Аubakirova, doctor of economical sciences, Professor of the chair «Production organization», Karaganda State technical University.

In recent years there increased the role of the state in the development and support of the innovarion sphere which is conditioned by its participation in solving the problems of scientific-technical development. In the article there is emphsized the state support of innovation activity of the Republic of Kazakhstan real sector economy enterprises, forming conditions for implementing innovations by them. There are presented the concrete results of growing innovation activity of enpterises in one of the leading regions of the country.

Keywords: Kazakhstan, state regulation, region, innovation activity, industrial enterprise.

Приглашаем к участию в конкурсе «Бизнес инновационных технологий-2013»

Мы ищем руководителей проектов, талантливых разработчиков технологий, молодых ученых!

Если ты мечтаешь реализовать свою идею, докажи, что она лучшая — пройди обучение, презентуй жюри, реализуй свою мечту! Прием заявок: www.bit2013.ru.

Мы предлагаем:

• Оценку проекта инвесторами и экспертами.

• Бесплатное участие в выставке технологий и проектов «Голос твоим идеям».

• Продвинутую образовательную программу для участников конкурса.

• Информационную поддержку проектам.

«БИТ Северо-Запад-2013» — Региональный этап конкурса «БИТ-Россия», в котором собираются, оцениваются и награждаются лучшие проекты в технологической сфере. Конкурс проходит в три этапа:

• отбор проектов (февраль-май);

• выставка инновационных молодежных проектов «Голос твоим идеям» и обучающая программа для участников (25 апреля 2013 г.);

• финал конкурса (презентация 10-15 лучших проектов и отбор победителей — 23 мая 2013 г.);

По традиции в жюри конкурса приглашаются руководители ведущих компаний России, инвесторы, бизнес-ангелы, эксперты в области инноваций.

Победители конкурса «БИТ Северо-Запад» получают призы от партнеров и спонсоров, право участвовать в конкурсе «БИТ-Россия» с призовым фондом 5 млн руб. и оплаченной образовательной программе «Акселератор БИТ-2013», под руководством известных инвесторов и менторов.

Регистрация:

Прием заявок на участие — с 1 февраля по 10 мая 2013 г. на сайте конкурса (www.bit2013.ru). В заявке указать, что проект подается на БИТ Северо-Запад. Финал конкурса в СПБГЭУ 23 мая 2013 г. Выставка «Голос твоим идеям» пройдет 25 апреля 2013 г.

По вопросам участия и сотрудничества обращайтесь: bit@finec.ru , metelavas@gmail.com, +7-921-744-07-49 — Павел Метелев; alem.event@gmail.com, +7-911-906-66-56, Александр Михайленко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.