ЭКОНОМИКА РОССИИ И СТРАН СНГ
СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА
А.С. Кулмаганбетова
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилёва ул. Мунайтпасова, 5, Астана, Казахстан, 010000
В статье автором рассмотрены актуальность и необходимость развития и поддержки инновационной деятельности для повышения конкурентоспособности национальной экономики в современных условиях Казахстана. Приводится анализ данных уровня развития инновационной деятельности, а также степени инновационной активности Казахстана согласно Глобальному отчету о конкурентоспособности Всемирного экономического форума. На основе проведенного анализа сформулированы основные направления решения проблем повышения инновационной активности Казахстана, которые включают меры по стимулированию и поддержке со стороны государства по разработке и внедрению эффективных инноваций, разработку национальных проектов создания и производства наукоемкой инновационной продукции, а также меры государственного содействия развитию инновационной инфраструктуры и системы привлечения в сферу инноваций частного капитала.
Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная активность, конкурентоспособность страны, стимулирование и поддержка инновационной деятельности, технологическая готовность, инновационный потенциал.
Важнейшей предпосылкой повышения конкурентоспособности экономики Республики Казахстан является инновационное развитие приоритетных отраслей экономики, обеспечивающих выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Накопленный человеческий капитал, природно-ресурсный потенциал, имеющаяся производственная инфраструктура определяют широкие перспективы инновационного развития бизнеса страны, в дальнейшем — с выходом на мировой рынок. Для этого Казахстану необходимо провести ряд мероприятий, стимулирующих развитие бизнеса, рынка инжиниринговых и консалтинговых услуг, способствовать укреплению взаимовыгодного сотрудничества между научными, учебными организациями и производственными предприятиями Казахстана.
Цели и задачи государственной инновационной политики в Казахстане
На ежегодном индустриально-инновационном форуме в Астане 4 июля 2011 г. Глава государства Н.А. Назарбаев отметил, что сверхзадачей развития страны
на период до 2020 г. должно быть вхождение Казахстана в число инновационных экономик мира. Для успешного решения этой сложнейшей задачи необходимо следующее:
— достижение энергоэффективности, которое возможно только путем применения новых технологии;
— обеспечение роста в не сырьевом секторе, сердцевиной которого должно стать машиностроение;
— дальнейшее развитие агропромышленного комплекса, в частности овощеводства и животноводства;
— рост малого и среднего бизнеса, доведение доли малого и среднего бизнеса до объемов больше половины ВВП страны;
— непрерывный рост производительности труда, что автоматически повлечет за собой рост доходов населения [6].
В целях реализации государственной инновационной политики правительством страны принят целый рад важных документов в этой области. Принята Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Казахстана на 2010—2014 гг. (ГПФИИР), которая является частью Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 г., утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 г. и рассчитанной на период с 2010 по 2020 гг. ГПФИИР является основным стратегическим документом по развитию инновационной деятельности в Казахстане. Документ включает в себя 13 отраслевых и 10 функциональных программ.
Основные цели ГПФИИР:
— рост ВВП на 50% от уровня 2008 г.;
— повышение производительности труда в обрабатывающей промышленности на 50%, а в отдельных секторах на 100%;
— увеличение доли не сырьевого экспорта на 40%;
— снижение энергоемкости ВВП не менее чем на 10% от уровня 2008 г.;
— увеличение доли инновационно активных предприятий до 10% от числа действующих предприятий [4].
В целях реализации ГПФИИР принята Программа по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010— 2014 гг. от 30 ноября 2010 г. (рис. 1). Цель данной программы заключается в построении национальной инновационной системы, обеспечивающей повышение конкурентоспособности экономики за счет эффективного управления инновационно-технологическим развитием, инновационного развития регионов и отраслей, создания условий для развития высокотехнологичного малого и среднего бизнеса, повышения научного и инжинирингового потенциала страны [5].
Также одним из важных документов в реализации инновационной политики могла бы стать Концепция инновационного развития Республики Казахстан до 2020 г., утверждение которой внесено на рассмотрение Президенту РК. Положения Концепции являются ориентиром при реализации инновационной политики во всех сферах деятельности общества [1]. Концепция отражает анализ состояния национальной инновационной системы в Республике Казахстан, а также основные цели, задачи и подходы инновационного развития.
Цель программы
Основные задачи
Меры
Формирование спроса на новые технологии Формирование предложения на новые технологии Содействие формированию и распространению новых технологий
Технологическое планирование и прогнозирование Ориентирование прикладной науки и на потребности бизнеса Формирование инновационных кластеров Повышение координации элементов НИС Пропаганда инновационной активности
Совершенствование законодательной базы
Рис. 1. Цели, задачи и основные направления Программы по развитию и содействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010—2014 гг.
Источник: Программа по развитию и содействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010—2014 гг.
Согласно Концепции целью инновационного развития Казахстана до 2020 г. является его вхождение в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Достижение данной цели предполагается за счет решения трех блоков задач:
— формирование культуры инноваций в обществе: воспитание инновационной ментальности, создание положительного имиджа инноватора, развитие инновационной инфраструктуры;
— развитие предпринимательства как основы для инноваций: укрепление конкурентных рынков, снижение административных барьеров и налоговое стимулирование, расширение доступа к финансам, обеспечение открытости внутренних рынков;
— развитие спроса на инновации: совершенствование государственного стимулирования спроса на инновации, повышение роли регионов в развитии инновационной активности бизнеса, обеспечение взаимосвязи науки и бизнеса.
Реализацию данной Концепции предполагается осуществлять в два этапа. На первом этапе (2012—2020 гг.) будут заложены основы и проведены реформы по реализации поставленных задач, в результате чего к 2020 г. ожидается довести долю инновационных компаний Казахстана до 25% и увеличить финансирование НИОКР до 2% от ВВП. На втором этапе реализации (2020—2030 гг.) предполагается завершение реформ предыдущего этапа, устранение политических барьеров для инновационного предпринимательства, обеспечивающее переход инициативы генерации инноваций к бизнесу [1].
Помимо принятия уже упомянутых стратегических программ важную роль играет система государственного управления инновационной деятельностью. Разработка и реализация политики в сфере инновационного развития в республике осуществляется Министерством индустрии и новых технологий, в функции которого входят внесение предложений в правительство РК по приоритетным направлениям инновационной деятельности, выделение инновационных грантов, проведение мониторинга реализации и оценка эффективности выполнения инновационных проектов за счет грантов, государственный контроль за исполнением законодательства РК о государственной поддержке инновационной деятельности. Уполномоченным органом, ответственным за формирование, реализацию и координацию всех фундаментальных и прикладных исследований, состояние и развитие научно-исследовательской инфраструктуры, подготовку и повышение квалификации научных кадров, а также проведение государственной научно-исследовательской экспертизы научных проектов и программ, является Министерство образования и науки [5].
Нормативно-правовую базу регулирования инновационной деятельности составляют Законы Республики Казахстан «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности» от 9 января 2012 г. и «О науке» от 18 февраля 2011 г. По мнению аналитиков Национального инновационного фонда, существующее законодательство в сфере инновационной деятельности не в полной мере обеспечивает эффективную реализацию государственной политики. Главным недостатком является отсутствие центра ответственности за формирование и реализацию политики в области инновации, что влечет за собой отсутствие координации между государственными органами и институтами инновационного развития, а также научными организациями и производством [5].
Институциональная структура поддержки инновационного развития
Важным аспектом поддержки инновационного развития является создание специализированных структур и институтов, формирующих инфраструктуру инновационной деятельности, в числе которых прежде всего следует отметить АО «Национальный инновационный фонд» (НИФ), созданный в 2003 г. по Постановлению Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2003 г. со 100-процентным участием государства в уставном капитале, которое было реорганизовано в 2012 г. в АО «Национальное агентство по технологическому развитию» (НАТР). Основная цель деятельности — координация процессов инновационного развития и оказание государственной информационно-аналитической и инвестиционной поддержки. За сравнительно небольшой срок с момента основания Фондом достигнуты значительные результаты:
— в рамках инвестиционной поддержки Фонд осуществляет финансирование инновационных проектов и создание венчурных фондов. В период с 2003 по 2011 гг. фондом профинансированы 15 инновационных проектов, 55 опытно-конструкторских разработок. В 2011 г. Фонд вышел из двух проектов, заработав более 2 млн долл США;
— в рамках информационно-аналитической поддержки Фондом разработаны нормативные документы и государственные программы. Так, в 2010 г. правительством утверждена Программа развития инноваций и содействия технологической модернизации до 2014 г., в 2012 г. принят Закон РК «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности». Были сформированы предложения в Налоговый кодекс, согласно которым предприятия смогут уменьшить налогооблагаемую базу на 50% от объема затрат на НИОКР. Отдельные налоговые льготы получат субъекты зарождающейся венчурной индустрии, будут предоставлены семилетние налоговые каникулы предприятиям, выполняющим инновационные проекты;
— совместно с Корейским институтом оценки и планирования науки и технологий (KISTEP) Фонд провел научно-технологический форсайт, который направлен на определение векторов дальнейшего развития Казахстана, а также определение критических технологий и отраслей. Технологическое прогнозирование выявило следующие критические технологий и отрасли в Казахстане:
альтернативная энергетика и технологии энергоэффективности, прогрессивные технологии машиностроения, включая использование новых материалов,
прогрессивные технологии химии и нефтехимии, биотехнологии,
прогрессивные технологии в горно-металлургическом комплексе, технологии информатизации и ИКТ, прогрессивные технологии в АПК,
прогрессивные технологии поиска, добычи, транспортировки и переработки минерального и углеводородного сырья;
— для развития системы коммерциализации технологий в 2011 г. Фондом созданы девять офисов коммерциализации при лучших НИИ и университетах Казахстана, которые являются связующим звеном между наукой и бизнесом с целью продвижения результатов научно-исследовательской деятельности на рынок. В настоящее время из 74 поступивших проектов отобраны 18, а семь из них получат реальную поддержку по коммерциализации;
— в целях стимулирования инновационной активности Фондом проводятся мероприятия по популяризации инноваторства и возрождению рационализаторского движения. Ежегодно проводятся международный инновационный конгресс, конкурсы инновационных бизнес-проектов и рационализаторских решений, конкурс журналистских материалов, а также выставки отечественных инновационных проектов;
— в целях развития инновационной инфраструктуры созданы и функционируют восемь региональных технопарков и три конструкторских бюро, функционирует свободная экономическая зона Парк инновационных технологий, на территории которой планируется создание инновационного кластера по принципу «образование—наука—технология—производство»;
— согласно данным консолидированной финансовой отчетности за 2011 г. Фонд заработал чистой прибыли в сумме 13 752 тыс. тг (около 92 тыс. долл. США), из которой 50% были перечислены в государственный бюджет [7].
Помимо Национального инновационного фонда в целях содействия развитию приоритетных, инициативных, рисковых исследований и опытно-конструкторских работ в 2006 г. был создан АО «Фонд науки». Согласно решению Высшей научно-технической комиссии при Правительстве Республики Казахстан от 21 апреля 2011 г. приоритетными направлениями инвестиционной деятельности Фонда науки являются: энергетика, глубокая переработка сырья и продукции, информационные и телекоммуникационные технологии, науки о жизни, интеллектуальный потенциал страны. На сегодняшний день в Фонд науки поступило 575 заявок на финансирование проектов по научным исследованиям, из числа которых отобрано и реализуется 33 проекта. Из них путем предоставления грантов профинансировано 22 проекта, из которых в 2009 г. окончена реализация по трем проектам, в 2010 г. по 15 проектам, в 2011 г. по четырем проектам. Фондом предоставляются займы в размере от 50 тыс. до 2 млн долл. США ученым, планирующим создать предприятие или реализовать результаты своей исследовательской деятельности в течение трех-пяти лет. К середине 2011 г. 11 проектов получили финансирование, три из которых начали погашение займов [8].
Еще одним важным игроком на иннвационном поле является Банк развития Казахстана, основанный в 2001 г. Банк оказывает финансовую поддержку частному сектору и государственным организациям в реализации инфраструктурных проектов и кредитовании промышленных предприятий. В рамках ГПФИИР на сегодняшний день Банк участвует в реализации 22 инвестиционных проектов общей стоимостью более 5,6 млрд долл. США, из них 3,8 млрд долл. США выделено Банком. Среди них такие стратегически важные проекты как Казахстанский электролизный завод, Kazakhstan Petrochemical Industries, Атырауский нефтеперерабатывающий завод и др. [12].
Фонд развития предпринимательства «Даму» создан в 1997 г. с целью финансовой и нефинансовой поддержки малых и средних предприятий (МСП), а также стимулирования спроса на их продукцию. Первоначально «Даму» был ответственным за управление государственными средствами, полученными в кредит у Азиатского банка развития (АБР) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). В 2002 г. фонд начал прямое финансирование МСП за счет собственных средств. За годы работы фонда им оказано финансовая поддержка на общую сумму 3,7 млрд долл. США около 11 000 субъектам МСП. Большая часть этих средств (около 70%) была использована на поддержку предприятий, пострадавших от финансового кризиса в рамках программ по стабилизации посредством субсидирования процентных ставок, гарантий по кредитам, создания уставных капиталов и др. Приоритетными являются региональные программы поддержки, финансирование реального сектора производства, женского предпринимательства, а также лизинговое финансирование МСП. С 2009 г. «Даму» оказывает также нефинансовую поддержку, которая включает профессиональную подготовку и консультационные услуги, услуги по подготовке бизнес-плана, создание общенациональной сети центров поддержки предпринимательства [11. С. 127—128].
Инвестиционный фонд Казахстана (ИФК) был создан в 2003 г. для частных инвестиций в акционерный капитал. ИФК занимается инвестированием в новые и существующие компании, которые занимаются переработкой сырья, использова-
нием новых технологий. Также Фондом финансируются инвестиционные проекты за рубежом в рамках промышленного сотрудничества между национальными и иностранными компаниями. В настоящее время портфель ИФК состоит из 28 проектов на сумму 670 млн долл. США, из них прямое участие составляет 198 млн долл. США [11. С. 129].
Анализ показателей уровня инновационной активности Казахстана
Ключевым показателем инновационного развития экономики является инновационная активность предприятий. Ее можно измерять долей предприятий, выпускающих инновационную продукцию, применяющих новую технику и технологии, новые методы и способы в управлении производством в общей численности хозяйствующих субъектов в национальной экономике. В настоящее время в Казахстане в среднем уровень инновационной активности предприятий очень невелик и составляет 4,3%, в то время как в Германии этот показатель составляет 80%, в США, Швеции, Франции — около 50%, в России — 9,1%. Необходимость повышения инновационной активности предприятий в Казахстане определяется тем, что усиливается международная конкуренция в связи с предстоящим вступлением Казахстана в ВТО, а также образованием Единого экономического пространства с Россией и Республикой Беларусь [11. С. 19].
С начала реализации Стратегии индустриально-инновационного развития в 2003 г. Казахстан по итогам 2011 г. достиг максимального роста в основных показателях инновационного развития. Такая тенденция обусловлена результатами успешной реализаций ГПФИИР Республики Казахстан до 2014 г. В рамках реализации данной программы основной целью было усиление мер стимулирования инноваций, в результате чего более тесным стало сотрудничество бизнеса и научно-технической сферы.
По данным статистики, в 2011 г. по отношению к предыдущему году доля инновационно-активных предприятий возросла с 4,3 до 5,7% (табл. 1).
Таблица 1
Основные показатели инновационного развития Казахстана
Показатель Год
2007 2008 2009 2010 2011
Объем ВВП, млн долл. США 85 665,3 107 019,3 113 384 145 436,6 183 812,6
Объем инновационной продукции, млн долл. США 1016,7 743,3 550,7 948 1572,7
Уровень инновационной активности^ 4,8 4,0 4,0 4,3 5,7
Доля инновационной продукции по отношению к ВВП, % 1,19 0,69 0,51 0,66 0,86
Объем внутренних затрат на исследования и разработки, млн долл. США 178,7 232 259,3 223,3 288,7
Отношение затрат на исследования и разработки к ВВП, % 0,2 0,2 0,2 0,15 0,15
Источник: сайт Национального агентства технологического развития Казахстана [Электронный ресурс]. — Отчет об основных итогах деятельности акционерного общества «Национальный инновационный фонд» за 2011 г.
Существенно вырос объем инновационной продукции с 948 млн долл. США в 2010 г. до 1572,7 млн долл. США в 2011 г., прирост составил 65,9%. Несколько увеличилась доля инновационной продукции в ВВП страны с 0,66% в 2010 г. до 0,86% в 2011 г. (см. табл. 1). Также наблюдается рост объема внутренних затрат на исследования и разработки в 2011 г., которые составили 288 млн долл. США с ростом на 29,5% к уровню 2010 г. [10. С. 49, 50].
Положительную динамику роста показателей инновационной активности подтверждают не только внутренние статистические данные, но и исследования международных экспертов.
Сравнительный анализ инновационности экономики Казахстана показал, что в соответствии с рейтингом Всемирного банка в настоящее время Казахстан по показателю технологической готовности по данным отчета за 2012—2013 гг. находится на 55-м месте (Великобритания на 7-м месте, Польша — на 42-м, Россия — на 57-м, Украина — на 81-м), это выше на 32 позиций по сравнению с показателем в 2011—2012 гг. По агрегированному показателю инновационной активности, по данным Глобального отчета о конкурентоспособности Всемирного экономического форума на 2012—2013 гг., Казахстан находится на 104-м месте. Это выше на 10 позиций по сравнению с 2011 г. [11. С. 9, 10].
Вместе с тем анализ инновационности Казахстана, по данным Глобального отчета Всемирного экономического форума показал, что в период 2008—2011 гг. рейтинг Казахстана по показателю инновационного потенциала ежегодно падал в среднем на 18 позиций (рис. 2).
2008 г
2009 г
2010 г
2011 г
2012 г
0 20 40 60 80 100 120 140
Рис. 2. Динамика изменения рейтинга Казахстана по данным Глобального отчета о конкурентоспособности по показателю инновационного потенциала
Источник: сайт Национального аналитического центра Казахстана [Электронный ресурс]. — Казахстан в отчете о глобальной конкурентоспособности 2012—2013 Всемирного экономического форума.
Кроме того, автором был проанализирован уровень инновационного потенциала по следующим основным индикаторам:
— способность к инновациям;
— качество научно-исследовательских организаций;
— расходы компаний на НИОКР;
— сотрудничество университетов и бизнеса в сфере НИОКР.
Таблица 2
Динамика изменения рейтинга Казахстана по основным индикаторам инновационного потенциала
Индикатор Позиции по годам Среднегодовое значение изменения рейтинга +(повышение), - (снижение)
2008 2009 2010 2011 2012
Способность к инновациям 50 50 75 101 92 -10,5
Качество научно-исследовательских организаций 58 80 112 121 108 -12,5
Расходы компаний на НИОКР 62 60 84 107 94 -8
Сотрудничество университетов и бизнеса в сфере НИОКР 64 77 111 119 90 -6,5
Источник: Сайт Национального аналитического центра Казахстана [Электронный ресурс]. — Казахстан в отчете о глобальной конкурентоспособности 2012—2013 Всемирного экономического форума.
Из табл. 2 видно, что по показателю способности к инновациям рейтинг Казахстана в 2012 г. по сравнению с предыдущим годом поднялся на 9 позиций, но этот показатель ниже по сравнению с показателем 2008 г. на 42 позиции. По показателям качества научно-исследовательских организации и сотрудничества университетов и бизнеса в сфере НИОКР наблюдается аналогичная картина. Если в 2008—2011 гг. динамика по качеству научно-исследовательских организаций показывает снижение рейтинга в среднем в год на 21 позицию, то в 2012 г. Казахстан по сравнению с предыдущим годом переместился на 13 позиций выше, но по сравнению с 2008 г. рейтинг Казахстана ниже на 50 позиций. По показателю сотрудничества университетов и бизнеса в сфере НИОКР среднегодовое снижение рейтинга 2008—2011 гг. составило 18 позиций. В 2012 г. по сравнению с предыдущим рейтинг повысился на 29 позиций, но это ниже на 26 позиций по сравнению с 2008 г. По показателю расходов компаний на НИОКР снижение рейтинга наблюдается начиная с 2010 г. по 2011 г. В 2012 г. по сравнению с 2011 г. Казахстану удалось поднять свой рейтинг на 13 позиций.
Такая ситуация в Казахстане складывается под влиянием целого ряда причин. Среди факторов, вызвавших отрицательные тенденций в инновационном развитии Казахстана основными являются:
— неразвитость рынка инновационных услуг и рыночной инфраструктуры;
— низкий уровень инновационной культуры;
— слабая связь между участниками инновационного процесса;
— несовершенство нормативно-правовой базы регулирования инновационной сферы;
— ограниченность доступа предприятий к финансовым ресурсам;
— нехватка квалифицированных научно-технических кадров;
— недостаток производственных мощностей для исследований.
Направления повышения и стимулирования инновационной активности Казахстана
Учитывая потенциал инновационного развития Казахстана, а именно возможность улучшения взаимодействия между промышленностью и наукой, перспективы повышения производительности труда за счет трансферта технологий, лидерства
в ряде перспективных высокотехнологичных отраслей, роста рынков сбыта за счет интеграционных процессов можно сформулировать несколько возможных направлений повышения инновационной активности Казахстана. Они включают:
— выполнение комплекса мер по совершенствованию механизмов стимулирования и поддержки со стороны государства по разработке и внедрению предприятиями эффективных инноваций в организацию и управление производством. Это будет способствовать повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции на мировом рынке;
— разработку национальных проектов создания и производства наукоемкой инновационной продукции, а также модернизации технической и технологической составляющей с целью обеспечения соответствия современным требованиям;
— разработку мер государственного содействия развитию инновационной инфраструктуры и системы привлечения в сферу инноваций частного капитала.
Одним из условий достижения данных целей является привлечение иностранных инвестиций, успешность этого зависит от степени экономической привлекательности Казахстана. Совершенствование государственной политики по привлечению инвестиций в сферу инноваций может значительно повысить конкурентные преимущества национальной экономики.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Постановление правительства Республики Казахстан от 30 июля 2012 г. № 990 о проекте Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Концепции инновационного развития Республики Казахстан до 2020 года».
[2] Закон Республики Казахстан от 9 января 2012 г. № 534-IV ЗРК «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности».
[3] Закон Республики Казахстан от 18 февраля 2011 г. № 407-IV ЗРК «О науке».
[4] Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР) на 2010—2014 гг., утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 г. № 958.
[5] Программа по развитию и содействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010—2014 гг., утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2010 г. № 1308.
[6] Официальный сайт Президента Республики Казахстан [Электронный ресурс]. — Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на выставке-форуме «Сильный Казахстан построим вместе». Астана: 2011. — URL: http://www.akorda.kz
[7] Сайт Национального агентства технологического развития Казахстана [Электронный ресурс]. — Отчет об основных итогах деятельности акционерного общества «Национальный инновационный фонд» за 2011 год. Астана: 2011. — URL: http://www.natd.gov.kz
[8] Сайт Фонда науки Казахстана. — URL: http://www.science-fund.kz
[9] Сайт Национального аналитического центра Казахстана [Электронный ресурс]. — Казахстан в отчете о глобальной конкурентоспособности 2012—2013 Всемирного экономического форума. Астана: 2013. — URL: http://www.nac.gov.kz
[10] Сайт Национального агентства технологического развития Казахстана [Электронный ресурс]. — Отчет о тенденциях развития инноваций в мире и в Республике Казахстан. Астана: 2011. — URL: http://www.natd.gov.kz
[11] Сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. — Обзор инновационного развития Казахстана. Нью-Йорк и Женева: 2012 г. — URL: http://www.un.org
[12] Сайт Банка развития Казахстана [Электронный ресурс]. — Годовой отчет Банка развития Казахстана за 2011 год. Астана: 2011. — URL: http://www.kdb.kz
LITERATURA
[1] Postanovlenie Pravitelstva Respubliki Kazakhstan ot 30 iyulya 2012 goda №990 o proekte Ukaza Prezidenta Respubliki Kazakhstan "Ob utverzhdenii Kontseptsii innovatsionnogo razvitiya Respubliki Kazakhstan do 2020 goda».
[2] Zakon Respubliki Kazakhstan «O gosudarstvennoi podderzhke industrialno-innovatsionnoi deya-telnosti» ot 9 yanvarya 2012 goda № 534-IV ZRK.
[3] Zakon Respubliki Kazakhstan «O nauke» ot 18 fevralya 2011 goda № 407-IV ZRK.
[4] Gosudarstvennaya programma forsirovannogo industrialno-innovatsionnogo razvitiya (GPFIIR) na 2010—2014 gody, utverzhdennaya Ukazom Prezidenta Respubliki Kazakhstan 19 marta 2010 goda № 958.
[5] Programma po razvitiyu i sodeistviyu tekhnologicheskoi modernizatsii v Respublike Kazakhstan na 2010—2014 gody, utverzhdennaya postanovleniem Pravitelstva Respubliki Kazakhstan ot 30 noyabrya 2010 goda № 1308.
[6] Ofitsialnyi sait Prezidenta Respubliki Kazakhstan [Elektronnyi resurs]. — Vystuplenie Prezidenta Respubliki Kazakhstan N.A. Nazarbaeva na vystavke-forume «Sylnyi Kazakhstan post-roim vmeste». Astana: 2011, http://www.akorda.kz
[7] Sait Natsionalnogo agentstva tekhnologicheskogo razvitiya Kazakhstana [Elektronnyi resurs]. — Otchet ob itogakh deyatelnosti aktsionernogo obshcestva «Natsionalnyi innovatsionnyi fond» za 2011 god. Astana: 2011, http://www.natd.gov.kz
[8] Sait Fonda nauki Kazakhstana, http://www.science-fund.kz
[9] Sait Natsionalnogo analiticheskogo tsentra Kazakhstana [Elektronnyi resurs]. — Kazakhstan v otchete o globalnoi konkurentosposobnosti 2012—2013 Vsemirnogo ekonomicheskogo foru-ma. Astana: 2013, http://www.nac.gov.kz
[10] Sait Natsionalnogo agentstva tekhnologicheskogo razvitiya Kazakhstana [Elektronnyi resurs]. — Otchet o tendentsiyakh razvitiya innovatsiy v mire i v Respublike Kazakhstan. Astana: 2011, http://www.natd.gov.kz
[11] Sait Organizatsiy Obedinennykh Natsiy [Elektronnyi resurs]. — Obzor innovatsionnogo razvitiya Kazakhstana. Nyu-York i Zheneva: 2012 g., http://www.un.org
[12] Sait Banka razvitiya Kazakhstana [Elektronnyi resurs]. — Godovoi otchet Banka razvitiya Kazakhstana za 2011 god. Astana: 2011, http://www.kdb.kz
CONDITIONS AND PROBLEMS OF INNOVATION DEVELOPMENT OF KAZAKHSTAN
A.S. Kulmaganbetova
Eurasian national University named after L.N. Gumilyov
Munaytpasov str., 5, Astana, Kazakhstan, 010000
Author discussed in the article the urgency and the necessity of develop and support innovative activities to enhance the competitiveness of the national economy according to modern Kazakhstan. Made data analysis on innovation level, as well as degree of innovation activity of Kazakhstan according to Global Competitiveness Report of the World Economic Forum. On the base of made analysis above the main directions of the solution of problems of increase of innovative activity of Kazakhstan which include measures for stimulation and support from the state on development and application of effective innovations, development of national projects on creation and production of the knowledgeintensive innovative production, and also a measure of the state assistance to development of innovative infrastructure and attraction system in the sphere of innovations of the private capital are formulated.
Key words: innovative activity, competitiveness of the country, stimulation and support of innovative activity, innovation, technological readiness, innovative potential.