Научная статья на тему 'Формирование конкурентных факторов индустриально-инновационного развития Республики Казахстан в современных условиях'

Формирование конкурентных факторов индустриально-инновационного развития Республики Казахстан в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2109
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / INNOVATION COMPETITION / ИНДУСТРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INDUSTRIAL AND INNOVATIVE DEVELOPMENT / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / INFRASTRUCTURE AND SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дюсембекова Ж. М., Жанбозова А. Б.

Казахстан ставит перед собой такие задачи как переход на индустриально-инновационный путь развития, создание производственно-экономических кластеров и уникальной в мировой практике национальной инновационной системы. Решение этих задач закладывает базовые основы грядущего экономического и технологического могущества государства, фундамент развития конкурентоспособной экономики. Происходящие в мире глобальные и интеграционные процессы предопределили необходимое условие достижения качественного экономического роста способность к созданию и практическому использованию инноваций. Выражаясь другими словами, для индустриально развитых стран инновации превращаются в важнейший фактор конкурентоспособности. Только конкуренция способна порождать инновации, заставляя частные предприятия искать лучшие технологические решения, обновлять продукцию. Такие условия требуют кардинальных преобразований в инновационной среде на основе регулярно проводимых инновационно-технологических прогнозов, использования новых механизмов управления. В этом отношении необходимо действенное построение Национальной инновационной системы на базе институционального опыта развитых стран. Данная работа посвящена исследованию применимости мирового опыта по преодолению факторов торможения инновационной конкуренции в условиях Казахстана. В работе выявлены проблемы, препятствующие развитию инновационной конкуренции в Республике Казахстан, предложены механизмы и пути их решения, систематизированы факторы развития инновационной конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the competitive factors of industrial-innovative development of Kazakhstan in modern conditions

Kazakhstan has a problem such as the transition to industrial-innovative development and production and the creation of economic clusters and unique in the world of the national innovation system. Solving these problems lays the basic foundation of the future economic and technological power of the state, the foundation of the development of a competitive economy. Occurring in the world and global integration processes predefine a necessary condition to achieve quality growth the ability to create and practical use of innovations. To put it in other words, for industrialized countries innovation is becoming an important factor for competitiveness. Only competition able to generate innovation, forcing private enterprise look best technological solutions, update products. Such conditions require fundamental changes in the innovation environment based on regularly scheduled innovational and technological forecasts, the use of new governance arrangements. In this regard, it is necessary to build an effective national innovation system based on institutional experience of developed countries. There is devoted to the study of the applicability of international experience to overcome the inhibition factors of innovation competition in Kazakhstan in this article. There are identified problems hindering the development of innovation competition in the Republic of Kazakhstan, proposed their mechanisms and solutions, systematized factors of innovation competition.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентных факторов индустриально-инновационного развития Республики Казахстан в современных условиях»

УДК 339.13

Формирование конкурентных факторов индустриально-инновационного развития

Республики Казахстан в современных условиях

Канд. экон. наук, доцент Дюсембекова Ж.М. [email protected] Казахский экономический университет им. Т.Рыскулова г. Алматы, Джандосоваул., 55 Жанбозова А.Б. [email protected]

Центр социально-экономических исследований - филиал Института экономики Комитета

Науки МОНРК в г. Астана

Казахстан ставит перед собой такие задачи как переход на индустриально-инновационный путь развития, создание производственно-экономических кластеров и уникальной в мировой практике национальной инновационной системы. Решение этих задач закладывает базовые основы грядущего экономического и технологического могущества государства, фундамент развития конкурентоспособной экономики.

Происходящие в мире глобальные и интеграционные процессы предопределили необходимое условие достижения качественного экономического роста - способность к созданию и практическому использованию инноваций. Выражаясь другими словами, для индустриально развитых стран инновации превращаются в важнейший фактор конкурентоспособности. Только конкуренция способна порождать инновации, заставляя частные предприятия искать лучшие технологические решения, обновлять продукцию. Такие условия требуют кардинальных преобразований в инновационной среде на основе регулярно проводимых инновационно-технологических прогнозов, использования новых механизмов управления. В этом отношении необходимо действенное построение Национальной инновационной системы на базе институционального опыта развитых стран.

Данная работа посвящена исследованию применимости мирового опыта по преодолению факторов торможения инновационной конкуренции в условиях Казахстана. В работе выявлены проблемы, препятствующие развитию инновационной конкуренции в Республике Казахстан, предложены механизмы и пути их решения, систематизированы факторы развития инновационной конкуренции.

Ключевые слова: инновационная конкуренция, индустриально-инновационное развитие, инфраструктура, малые и средние предприятия.

Formation of the competitive factors of industrial-innovative development

of Kazakhstan in modern conditions

Ph.D. Dusembekova Zh.M. [email protected] T. Ryskulov Kazakh Economic University Almaty Zhanbozova A.B. [email protected] Centre for Social and Economic Research - a branch of the Institute of Economics Committee of Science of Ministry of Education and Science RK in Astana

Kazakhstan has a problem such as the transition to industrial-innovative development and production and the creation of economic clusters and unique in the world of the national innovation system. Solving these problems lays the basic foundation of the future economic and technological power of the state, the foundation of the development of a competitive economy.

Occurring in the world and global integration processes predefine a necessary condition to achieve quality growth - the ability to create and practical use of innovations. To put it in other words, for industrialized countries innovation is becoming an important factor for competitiveness. Only competition able to generate innovation, forcing private enterprise look best technological solutions, update products.

Such conditions require fundamental changes in the innovation environment based on regularly scheduled innovational and technological forecasts, the use of new governance arrangements. In this regard, it is necessary to build an effective national innovation system based on institutional experience of developed countries. There is devoted to the study of the applicability of international experience to overcome the inhibition factors of innovation competition in Kazakhstan in this article. There are identified problems hindering the development of innovation competition in the Republic of Kazakhstan, proposed their mechanisms and solutions, systematized factors of innovation competition.

Key words, innovation competition, industrial and innovative development, infrastructure and small and medium enterprises.

Вначале сразу отметим, что теория вопроса, т.е. теория конкуренции, с одной стороны, теория инновации - с другой, и теория инновационной конкуренции в целом были рассмотрены в той или иной мере такими казахстанскими экономистами-исследователями как У.Ж. Алиев и Ж.Е. Шимшиков [1,2,3,4]. Поэтому в данной статье мы не подвергаем специальному анализу теоретических вопросов инновационной конкуренции и фактически отталкиваемся от научных изысканий вышеуказанных авторов.

Исследования, проведенные нами ранее [5], позволили выявить основные причины торможения инновационной конкуренции в Республике Казахстан, в числе которых можно назвать: высокая монополизированность рынка, недобросовестная конкуренция; низкий уровень оплаты научно -исследовательского труда; слабая конкурентность сферы распределения финансовых средств и научно-технической среды; отсутствие комплексного, системного инновационного менеджмента, как следствие «утечка мозгов»,ничтожно малая доля венчурного капитала, отсутствие системы коммерциализации инноваций; бюрократия и коррупция в государственных структурах; низкая патентная активность со стороны ученых, изобретателей и рационализаторов.

В настоящее время, когда государством инновационное развитие определено основным вектором развития экономики, решение злободневных проблем индустриально-инновационного развития и устранение вышеуказанных препятствий приобретают особую актуальность. Такая постановка проблемы предполагает поиск путей устранения причин торможения инновационной конкуренции, полагаясь на международный опыт.

В 2010 году Казахстан принял Государственную программу по форсированному индустриально-инновационному развитию (далее - ГПФИИР) на 2010-2014 годы, заявив о новой индустриальной политике страны [6]. Безусловно, реализация данной программы придала новый импульс развитию национальной экономики. Реализация мероприятий в рамках подпрограмм ГПФИИР «Дорожная карта бизеса-2020», «Агробизес-2020», «Экспорт-2020», «Инвестор-2020» [7,8,9,10] показали высокую результативность. С определенными трудностями столкнулась реализация программы «Производительность-2020» [11], что требует пересмотра инструментов и механизмов данной программы. На наш взгляд, комплексные меры не должны зависеть от размеров предприятий - они должны дифференцироваться по объему поддержки и уровню принятия решений. В результате реализации ГПФИИР были некоторые отрицательные моменты, такие как:нецелевое использование средств, выделенных в рамках реализации программы, фиктивные запуски индустриальных заводов, факты коррупционных правонарушений, недостижение целевых индикаторов в ряде отраслей, отсутствие должного финансирования.

Согласно статистическим данным, более 90% инвестиционных проектов в рамках ГПФИИР строятся за счет частного капитала. До запуска программы предполагалось, что на ее реализацию ежегодно будет выделяться 1,2 млн. тенге. Однако это не означает, что все эти средства будут выделяться государством, изначально программой предусмотрено привлечение частных инвестиций. Данные средства направлялись на реализацию проектов, на их инфраструктуру, кредиты, субсидии, инновационные гранты. Если бы обозначенная сумма направлялась исключительно на реализацию проектов, возможно, мы бы получили более ощутимую результативность реализации ГПФИИР. Также кредиты для предпринимателей недостаточно доступны или процедура получения кредитных средств затягивается на месяцы, как следствие торможения хода работы проектов, простои в строительстве. Отсюда и вытекает, что для форсированного индустриально-инновационного развития необходимы «длинные деньги» от 5 до 20 лет. Здесь Национальному банку необходимо предпринять меры для предоставления конечному заемщику средства под 4-5%.

Ключевые показатели ГПФИИР - это рост обрабатывающей промышленности и инновационная составляющая производства. Что мы имеем в реальности? К сожалению цифры, не радуют. Например, что касается реального производства, то итоги его «развития» нынешним летом подвел сам Президент. Цитата: «Замедлился рост обрабатывающей промышленности. Ее удельный вес в структуре ВВП снизился с 11,3% в 2010 г. До 10,9% в 2013 г. эксперты отмечают снижение не сырьевой доли экспорта с 30 до 20%. Это при том, что добывающая промышленность значительно не росла» [12]. Аналогично дело обстоит и с инновациями. Собственные разработки, направленные на массовое перематирование и модернизацию экономики так и не созданы. Через трансферт технологии кое-что импортируется из-за рубежа. Если в инновационном развитии страна практически начинала с 0, то сейчас доля инновационной продукции в общем объеме производства составляет 1,3% [13], что свидетельствует о том, что определенные подвижки есть. Но, конкретно назвать, где вся эта продукция, кто ей пользуется, весьма затруднительно. Не будет сенсацией, если в этот процент вошли актауские планшетники, или карагандинские самолеты «Фермер». Непонятно в настоящее время, каким высокотехнологическим и конкретным инновационным продуктом в нашей практике индустриально-инновационного развития можно было бы гордиться. К сожалению, даже высокооктановый бензин из собственной нефти до сих пор отечественные нефтеперерабатывающие заводы произвести не могут.

Невыполнение целевых индикаторов реализации отраслевых программ ГПФИИР обусловлено тем, что было предельно завышенное количество индикаторов с разрозненными направлениями, которые сделали невозможным сконцентрировать усилия по конкретным приоритетам развития отраслей. С учетом данных упущений разработана и принята Государственная программа индустриально-инновационного развития (далее ГП ИИР) на 2015-2019 годы, в которой предлагается использовать 5 основных индикаторов: валовая добавленная стоимость, производительность труда, экспорт, энергоэффективность, занятость [14]. Реализация второго этапа ГП ИИР сфокусирована на обрабатывающей промышленности, машиностроения, пищевой, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтегазохимии [15]. Программа сохранит преемственность с ГПФИИР и должна максимально использовать созданную инфраструктуру поддержки и институты развития. Основной акцент в программе делается на трансферт технологий. Были бы вполне уместным механизмы государственной поддержки предприятий по внедрению современных форм и методов управления бизнесом, внедрения ресурсосберегающих технологий, бережливого производства и других форм инновационной деятельности.

Можно констатировать, что индустриально-инновационная политика страны реализуется достаточно однобоко, так как только государство заинтересовано в повышении инновационного потенциала страны. Как показали результаты предыдущих исследований [16], во многих странах на первом этапе перехода к инновационному развитию акцент ставился на развитие малых и средних предприятий (далее - МСП). Наши реалии таковы, что малый бизнес вовсе не заинтересован в том,

чтобы получить новые возможности для своего развития путем развертывания инновационных процессов. Национальные монополизированные компании РК, называемые локомотивами экономики страны, медленно разрушают экономику и препятствуют свободному развитию добросовестной конкуренции. Эти компании не стремятся повышать качество обслуживания, не спешат использовать новые технологии производства, ибо ничто их не вынуждает заниматься инновационной деятельностью, ведь рынок уже завоеван. В результате экономика страны становится менее конкурентоспособной по сравнению с другими странами. Многие малые и средние предприятия не могут конкурировать с доминантами, в итоге многие из них прекращают свою деятельность, те, которые остаются на рынке, не имеют перспектив развитию.

Одним из конкурентных факторов формирования инновационной экономики является развитие малых инновационных структур и повышение их доли в ВВП страны. В этой связи, важным является создание благоприятных условий для инноваций и развития наукоемких МСП. Это требует осуществления оценки инновационных возможностей и совершенствования национальной инновационной системы (далее - НИС). Все это должно быть направлено на поддержку наукоемких отраслей экономики с высокой добавленной стоимостью продукции. Для этого целесообразно использование следующих инструментов:

- инкубаторы для инновационных предприятий;

- налоговые стимулы для венчурного капитала;

- паритетное финансирование НИОКР.

Все эти меры должны стать основными направлениями НИС Казахстана. Однако ограничиваться только государственным участием в финансировании работ по внедрению недостаточно, здесь важно создание условий для формирования тесной связи науки с производством. При этом основной удар должен ставиться на укрепление взаимосвязанной деятельности в области образования, исследований и частном секторе, в процессе чего и порождаются инновации.

На сегодняшний день в РК придается большое значение развитию МСП. По состоянию на 1 января 2014 года функционируют 870 тысяч малых частных предприятий, доля в ВВП которых составляет более 20% [17]. В структуре производства МСП преобладает продукция сырьевых отраслей. Это обуславливает необходимость принятия действенных мер по повышению инновационной активности МСП. Как показал международный опыт, в развитии инновационных МСП использовались разные механизмы, среди них можно назвать те направления, которые применимы в условиях Казахстана:

- для ускорения формирования комплексных условий существования и развития инновационных МСП необходимо привлекать иностранных инвесторов;

-необходимо развивать инфраструктуру МСП, упростить механизмы финансирования;

- реформирование образовательной политики в целях содействия развитию инновационного предпринимательства;

- оптимизация системы предоставления государственных услуг в министерствах, чтобы она полнее удовлетворяла потребности МСП и способствовала повышению их конкурентоспособности;

- выработка мотивационных механизмов для развития государственно-частных НИОКР;

- совершенствование системы защиты прав интеллектуальной собственности;

- эффективное антимонопольное регулирование и защита конкуренции.

Одним из механизмов стимулирования инновационных МПС является льготное налогообложение НИОКР. В мировой практике используются его различные виды:

- отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели;

- уменьшение налога на прирост инновационных затрат;

- льготное налогообложение дивидендов, полученных юридическими и физическими лицами, полученных по акциям инновационных предприятий;

- освобождение от налогов на прибыль, полученной в результате реализации инновационной деятельности;

- зачисление части прибыли инновационного предприятия на специальные счета с последующим льготным налогообложением;

- предоставление субъектам инновационной деятельности льгот по оплате государственных услуг (связи, тепла, электроэнергии).

В условиях Казахстана льготное налогообложение следует применять в первую очередь, в отношении начинающих инновационных компаний. Здесь наиболее применимо предоставление налоговых каникул на корпоративный подоходный налог сроком до 3 -лет. Также можно предусмотреть возможность уменьшения налогооблагаемой суммы на прирост прибыли за счет использования научно-технических разработок, ноу-хау, лицензионных изобретений.

Еще одним немаловажным условием развития инновационных малых предприятий является развитость венчурного финансирования. Малые инновационные предприятия «startup» особенно нуждаются в поддержке на ранних стадиях своего развития. Вместе с тем, прорывные инновационные проекты сопровождаются высокими рисками, а для рисковых проектов коммерческие кредиты не доступны. Именно поэтому венчурный капитал выступает одним из главных катализаторов инновационного развития. Благодаря венчурному капиталу, из малых инновационных компаний выросли такие гиганты, как HP, Microsoft, Apple, Oracle, Yahoo, Amazon, Google, Intel многие другие [18].

Однако развитие венчурного финансирования в Казахстане замедленно в связи с нежеланием частных инвесторов вкладывать средства в рисковый бизнес. Это вполне адекватно, ведь в стране есть другие высокодоходные объекты инвестирования как недвижимость, торговля, финансы и т.д., которые не сопряжены высоким уровнем риска. Для разрешения этого противоречия необходимо повысить роль государства в этой сфере. В мире не существует ни одной успешной инновационной модели, которая реализовалась бы без прямого государственного участия. К примеру, программа Yozma, которая создала основу венчурной индустрии в Израиле, полностью курируется государством.

В этом плане наше государство может участвовать в венчурных фондах, либо предоставить льготные условия для венчурных инвесторов. Не менее важно расширение круга организаций, которым будет разрешено вкладывать в венчурные фонды. В настоящий момент для венчурных инвесторов в Казахстане существуют не только экономические препятствия, но и прямые законодательные запреты инвестировать в рисковые проекты, например, для единого государственного пенсионного фонда. А в США и Европе пенсионные фонды являются главными венчурными инвесторами, причем, считается что это для них самый выгодный бизнес. Поэтому пока следует рассчитывать на прямое финансовое участие государства и капитал наиболее передовых в инновационном плане организаций.

В Казахстане созданием венчурных инвестиционных институтов занимается АО «Национальное агентство по технологическому развитию» (далее - АО «НАТР»). Оно является партнером 4-х отечественных венчурных фондов Казахстана, созданных совместно с местными инвесторами на принципах государственного-частного партнерства: АО «АИФРИ «Венчурный фонд «Сентрас», АО «АИФРИ «Венчурный фонд «Delta Tehnology Fund», АО «Фонд высоких технологий «Арекет» и АО «Logy compers pective innovations». Доля НАТР в казахстанских венчурных фондах составляет 49% [19].

Стратегическая цель создания совместных венчурных фондов заключается в получении доступа к передовым западным технологиям для их последующего трансферта в Казахстан. Принять участие в программе могут только юридические лица. Процедура рассмотрения заявки на венчурное финансирование занимает 60 календарных и 15 рабочих дней. На наш взгляд, следует рассмотреть возможности для ускорения данной процедуры.

Можно констатировать, что сегодня все существующие венчурные фонды Казахстана созданы при участии НАТР. Предполагалось, что доля государственных вложений в венчурные фонды будет

постепенно снижаться. Были определенные сдвиги в этом плане, например, АО «Фонд высоких технологий «Арекет» уже в 2006 году объявил об увеличении доли частного капитала.

Важными факторами развития инновационных отраслей в Казахстане являются ограничения на трансферт технологий, связанные с поправкой Джэксона-Вэника, согласно которой со стороны США действуют ограничения на внешнеторговую деятельность. Поэтому развивающиеся страны, в числе которых Казахстан, осуществляет трансферт технологий из развитых азиатских стран, например, из Сингапура.

Требует усовершенствования нормативно-правовая база РК в области регулирования инновационной деятельности в части рискового финансирования. Международный опыт показывает, что из рисковых проектов 30% терпят фиаско, 30% - возвращают вложения без какой-либо доходности. 30% - с умеренной доходностью, и только 10% - достигают высоких результатов. Это вполне нормальное явление так как рискованность проектов в области трансферта и коммерциализации инновационных технологий, а также запуска инновационных производств снижает вероятность получения инвестиционных доходов от всех реализуемых проектов. Высокая степень износа отечественных предприятий тормозит их инновационную активность. Расходы по капитальному ремонту основных средств составляют примерно до 35% собственных средств предприятий [12]. В результате, прибыль снижается, что не позволяет предприятиям увеличивать затраты на НИОКР.

На сегодняшний день, недостаточный профессиональный уровень большинства предпринимателей и отсутствие у них полного доступа к новым технологиям и знаниям становится одним из факторов торможения инновационного и конкурентного развития экономики. Для того, чтобы бизнес знал, что он может делать, а что - нет, необходимо совершенствовать законодательную базу. При этом ее условия должны быть выгодными для предпринимателей, венчурных инвесторов. Функционирующий закон не позволяет вузам принимать участие в финансировании старт-апов. На наш взгляд, такие вузы как Назарбаев Университет, КазНУ им. Аль-Фараби, ЕНУ им. Л.Н. Гумилева могут финансировать свои старт-апы, создаваявенчурные фондысовместно с АО «НАТР». Назрела необходимость создания Нового рамочного закона об инновационной деятельности, где найдут отражение юридические основы интеграции науки и инновации.

Единственным, но отдаленным аналогом венчурной системы может рассматриваться финансирование Фондом науки. В настоящий момент уже реализуется механизм двойного финансирования инновационных проектов, где на реализацию проектов, отбираемых на конкурсной основе, вкладывают средства государство и заинтересованные в инновациях стороны. Вместе с тем, данный механизм тоже имеет свои недостатки:

- конкурсные задания направлены на решение проблем государственных предприятий или крупных структур, при этом почти не учитываются интересы частного сектора;

- выделяемые средства ограничены, вследствие чего реализация крупных инновационных проектов поданному механизму невозможна;

- организациям, выделяемым эти средства, не предоставляются налоговые или другие льготы, т.е. данный механизм не стимулирует привлечение свободных внебюджетных средств.

Необходимо также уделить особое внимание развитию патентного законодательства и аспектов его практического применения. Патентная политика играет важную роль в развитии малого предпринимательства и капитализации университетов. К примеру, в части поддержки малого и среднего бизнеса, занимающегося инновационным предпринимательством, можно ввести бесплатное предоставление патентной информации малым и средним предприятиям. Такой механизм широко используются в странах ЕС.

В Казахстане результаты научно-технической деятельности, созданные за счет государственных средств, не вовлекаются в хозяйственный оборот на достаточном уровне. Существующая система ставит в неравные условия ученых Казахстана и зарубежных разработчиков технологий, создавая

преференции зарубежным исследователям и превращая казахстанских ученых в интеллектуальных доноров для зарубежных стран. Это обуславливает необходимость либерализации этой сферы деятельности и максимальном закреплении прав за организацией - исполнителем. Такая практика была использована рядом развитых стран, в том числе и США, Великобританией. В результате такой реформы им удалось ввести в хозяйственный оборот до 70% результатов научно-технической деятельности, созданных за счет бюджетных средств. Вместо поглощения финансовых средств университеты и лаборатории США стали генерировать их для американской экономики, создав 260 тыс. рабочих мест [20].

Для активизации ускорения инновационной деятельности в Казахстане, считаем целесообразным организовать бесплатную выдачу лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью государства. Подобный опыт успешно практикуется в США. Сегодня казахстанская системапатентирования и защиты авторских прав имеет серьезные проблемы. Несмотря на достаточный пул патентов (больше 14 тыс.), они не имеют новизну мирового уровня. Только 5% казахстанских патентов проходят одобрение патентного ведомства США [21]. Тот факт, что сделанные в государственных институтах изобретения считаются собственностью страны, существенно замедляет рост количества изобретений, обусловленных малой заинтересованностью. В этой связи, пересмотр патентных прав облегчил бы технологию передачи патентов через юридическое лицо. РГП «Национальный институт интеллектуальной собственности» следовало бы переориентироваться на заимствование принципов регулирования патентной деятельности США и Кореи.

Еще одним сдерживающим фактором индустриально-инновационного развития в Казахстане является недостаточный уровень спроса на инновации. В условиях недостаточной конкуренции крупный и средний отечественный бизнес в большинстве своем слабо заинтересован в дополнительных вложениях в новые разработки.

Для успешного инновационного развития страны необходимо заполнять данный пробел посредством специальных механизмов государства. Так, государство закупает определенную часть необходимых ему инновационных товаров и услуг, создавая спрос на инновации. Данный инструмент широко используется в России, здесь с 2014 г. обязали все компании с государственным участием закупать инновационную продукцию. Приобретение инновационной продукции стимулируется также изменениями в законодательстве о государственных закупках. В новом ФЗ-44 о государственных контрактах, в стоимость контракта включается не только цена товара, но и затраты на его содержание и утилизацию. Внесение таких изменений в законодательство РК могло бы стимулировать приобретение оборудования с низким потреблением энергии, например, ламп на светодиодах.

Необходимо обязать ряд национальных холдингов и национальных компаний РК, недропользователей периодически публиковать перечень перспективных технологий и оборудования, правовую базу в области регулирования государственных закупок, в части определения критериев инновационности товаров и услуг. Было бы неплохо установить минимальный порог доли инновационных продуктов в закупках. Для модернизации производства необязательно создавать какие -либо новые отрасли, на это частный сектор страны еще не готов. Основной акцент должен ставиться на обрабатывающей промышленности, где внедрение научных результатов и новых технологий могут сыграть роль мощного катализатора инновационного развития. Вместе с тем, модернизация производства должна осуществляться с соблюдением следующих принципов:

- государство, частный сектор и наука совместно формируют и реализуют научные и инновационные проекты;

- поддерживаются процессы интеграции частного сектора и научной сферы через создание малых совместных предприятий или участие в них;

- стимулируется развитие малых высокотехнологических компаний, формирование новых промышленных собственников из числа успешных менеджеров, предпринимателей и ученых.

Современные глобальные вывозы выдвигают на передний план проблемы повышения ресурсоэффективности. Неэффективность использования природных ресурсов стала характерной чертой всех основных секторов национальной экономики, что приводит к упущенной выгоде по некоторым расчетам в 4-8 млрд. долларов в год для экономики страны и может достигнуть 14 млрд. долларов к 2030 году. Также в Казахстане неэффективная система управления отходами, 97% твердых отходов не проходят переработку и разлагаясь загрязняют окружающую среду [22], оказываясь на неконтролируемых свалках, не отвечающих требованиям санитарных норм и стандартов, а переработка отходов как необходимый сегмент промышленного производства в республике еще не сформирована.

Действующая система ценообразования и тарифов на энергетические и другие не возобновляемые природные ресурсы не способствуют техническому и технологическому обновлению производственного оборудования, и в этом секторе очень высока степень износа, что вызывает повышенное потребление природных ресурсов и ухудшение состояния окружающей среды. Все это требует принятия конкретных мер по повышению ресурсо- и энергоэффективности. На сегодняшний день Казахстан уже принял Концепцию по переходу к «зеленой экономике», которая закладывает основы для глубоких системных преобразований. Однако, для вхождения в число 30 наиболее развитых стран, необходима четкая комбинация и эффективная координация индустриально-инновационной политики, политики в области охраны окружающей среды, политики в области науки. В целях создания конкурентной среды и улучшения качества оказываемых услуг в области поддержки индустриально-инновационной деятельности другим участникам рынка следует предоставить право создавать и управлять технопарками и центрами коммерциализации технологий. Пока же эти функции выполняет АО «НАТР». Целесообразно уделить повышенное внимание развитию отраслевых конструкторских бюро, которые будут содействовать внедрению новых производств, в том числе через оказание инжиниринговых услуг, обеспечение промышленных предприятий технической документацией, оказание субъектам инновационной деятельности высокотехнологических услуг.

Для содействия инновационному развитию страны следует предпринять действенные меры моральной поддержки, такие как: вручение выдающимся ученым и инноваторам государственных наград, присвоение почетных званий, пропаганду потребления инновационных продуктов и услуг, участие представителей научно-технической интеллигенции в важнейших государственных мероприятиях и т.д. Также необходимо принятие мер по привлечению научных талантов из-за рубежа, предусматривающих благоприятные условия их пребывания в стране на уровне развитых стран. Для Казахстана в этом плане интересен опыт Китая, который успешно проводит политику «охоты за умами». Государством предоставляются пятилетние и многократные визы ученым и исследователям, согласившимся работать в китайских университетах и исследовательских центрах. Казахстану следует начать работу по совершенствованию системы обнаружения, использования и поощрения талантов, в том числе зарубежных соотечественников, начиная от уже предоставляемых им льгот и преференций и заканчивая улучшением системы предоставления им прав на постоянное проживание. Министерству национальной экономики и Министерству образования и науки следовало бы разработать Дорожную карту коммерциализации результатов прикладных научно-исследовательских программ. Данная дорожная карта должна быть направлена на организацию посредничества между предложением и спросом на инновации.

Для эффективной реализации вышеперечисленных мероприятий необходимо перенаправить государственные средства, выделяемые ежегодно в рамках реализации инновационной политики в единый фонд в рамках распределяемой бюджетной программы, а распределение средств должно происходить вне бюджетных процедур. Вместе с тем, необходимо кардинально реформировать систему контроля за реализацией, ввести практику независимого аудита со стороны аккредитованных

неправительственных организаций. Не менее важно, чтобы эти проверки проводились только после поступления заявления о нарушениях со стороны инноваторов или участников проекта. Такая практика позволит избавиться от необоснованных проверок, целью которых является оценка выполнения процедур при реализации проекта. Основным объектом проверки новой практики аудита будет конечный результат, что позволит инноваторам активизироваться, а процедуры принятия решений станут более гибкими. Таким образом, предложенные меры по развитию инновационной конкуренции с учетом мирового опыта можно сгруппировать по 5 ключевым факторам (рисунок 1).

Рис. 1. Определяющие факторы инновационного развития Казахстана на современном этапе

1. Развитие здоровой конкуренции, демонополизация рынка. Государство регулирует данную сферу посредством институциональных рычагов.

2. Развитие человеческого капитала. Для этого необходимо увеличить инвестиции в образование параллельно повышая качество образовательных институтов. Также необходима разработка политики привлечения высококвалифицированных кадров из других стран. Ярким примером такой политики может стать политика Китая в области привлечения кадров высшего уровня, так называемая «охота за светлыми головами». Не менее важна политика по удержанию существующих высококвалифицированных кадров. Такая политика должна включать четко отработанные стимулирующие механизмы долгосрочного характера, а не ориентироваться на быстрые краткосрочные результаты. Такой развитый человеческий капитал способен построить эффективную национальную инновационную систему.

3. Развитие инфраструктуры. В настоящее время развитие транспортной инфраструктуры в Казахстане оставляет желать лучшего, в частности, это касается качества дорог. Государством выделяются колоссальные средства, но коррумпированность этой отрасли сводит на нет все усилия государства. Качество дорог является одним из критериев при формировании индекса Глобальной конкурентоспособности бизнеса. Что касается инновационной инфраструктуры, то в стране присутствуют все ее элементы, однако технопарки еще не выполняют свой основной функционал.

4. Развитие рынка. В Казахстане созданы все условия для инвестирования, инвестиционный климат благоприятствует притоку капитала. Однако, для отечественных предпринимателей нет соответствующего доступа к финансам. Условия предоставления коммерческих кредитов банками второго уровня довольно жёсткие. Необходимо создать механизмы «длинных денег». Также для активизации малых инновационных предприятий нужно развивать венчурное финансирование. Нынешней существующей схемы создания венчурных фондов в РК недостаточно. При необходимости само государство может выступить венчурным инвестором до определенного периода времени с последующей передачей своих полномочий в этой области рыночному субъекту.

5. Развитость бизнеса. Данный фактор будет развиваться только тогда, когда остальные четыре вышеназванные ключевые факторы будут в какой-то мере развиты. Инновационная среда будет развиваться за счет усиления конкуренции внутри страны. Особо важный момент это - обеспечение спроса на инновации. Здесь государство в первоначальном этапе может обеспечить спрос, заставляя свои предприятия и национальные компании закупать инновационную продукцию отечественных предпринимателей. Есть еще один момент - необходимо обеспечить чистоту процедуры государственных закупок. Государственные закупки должны проводиться посредством биржевой торговли.

Как показывает зарубежная практика, ни в одной стране мира национальная инновационная система (НИС) не была сформирована рынком, частным сектором самостоятельно. Во всех странах для повышения конкурентоспособности национальной экономики государство играет ведущую роль в формировании НИС [23]. При этом ключевая роль государства в первую очередь должна быть направлена на создание здоровой конкуренции, демонополизацию рынка, так как только конкуренция способна порождать инновации, ибо здоровая конкуренция будет способствовать инновационному развитию страны.

Казахстан отстает от развитых стран по уровню инновационной активности, месту высокотехнологической продукции в структуре производства и экспорта, объемам финансирования науки, развитию инновационной инфраструктуры [24]. Для активизации инновационной деятельности в стране как было отмечено выше, необходимо создать здоровую конкуренцию среди предприятий страны с помощью институциональных рычагов.

Проведенное исследование позволило определить приоритетные направления с учетом мирового опыта по преодолению факторов торможения инновационной конкуренции применительно к Казахстану:

1. Разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения участия частного сектора в генерации знаний, инновационной деятельности, механизма ее стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности и введение ее в хозяйственный оборот.

2. Создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансовых учреждений, но и частных организаций.

3. Развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Практика показывает, что причиной отставания является не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабая инфраструктура инновационной деятельности, отсутствие мотиваций товаропроизводителей к реализации новшества как способа конкурентной борьбы. Это приводит к невостребованностинауки.

4. Развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологических организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности.

5. Реализация относительно небольших и быстроокупаемых инновационных проектов в отраслях экономики с участием частных инвесторов при поддержке государства, что позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций.

Рекомендуются следующие меры по реализации ГИ ИИР на 2015-2019 годы:

1) Учитывая преимущества и недостатки программ и направлений поддержки предприятий, реализованных в рамках ГПФИИР («Дорожная карта бизнеса - 2020», «Агробизнес - 2020», «Экспорт -2020», «Инвестор - 2020», «Производительность - 2020», пересмотреть инструменты, механизмы и условия поддержки предпринимателей по привлечению инноваций.

2) Для усиления взаимодействия государства, бизнеса и науки, было бы целесообразно разработать перечень потребностей индустрии для программно-целевого финансирования научной деятельности, а также проработать вопросы поддержания проектов венчурных фондов путем предоставления инновационных грантов.

Список литературы

1. Алиев У.Ж., Шимшиков Ж.Е. Понятийно-категориальный строй общей теории конкуренции. // «Вопросы политической экономии». Научный сетевой экономический журнал. Изд. ЯГТУ. Ярославль, 2014. №3. С.65-73.

2. Алиев У.Ж., Шимшиков Ж.Е. Базовый понятийно-категориальный аппарат общей теории конкуренции. // «Теоретическая экономика». Научный электронный экономический журнал. Изд. ЯГТУ. Ярославль, 2013. №6. С. 44-50.

3. Шимшиков Ж.Е. «Инновационная конкуренция как экономическая категория» // Материалы международной научно-практической конференции «Индустриально-инновационное и конкурентное развитие экономики КН МОН РК. Алматы, 2014. - С. 46-58.

4. Алиев У.Ж. Диалектика теории модернизации и теории инновации // Материалы Международной научно-практической конференции «Социально-экономическая и индустриально-инновационная модернизация Казахстана: проблемы и перспективы», посвященной 60-летию образования Института экономики Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан / Институт экономики КН МОН РК. - Алматы, 2012. - Часть 2. - С. 6-12.

5. Формирование и развитие конкурентных факторов экономики Республики Казахстан / под ред. Шимшикова Ж.Е. (Алиев О.Ж., Бактымбет А.С., Галиева А.Х., Жанбозова А.Б., Шимшиков Ж.Е.) - Астана: ЦСЭИ - филиал РГКП «Институт экономики» КН МОН РК, 2013. - 140 с.

6. Указ Правительства Республики Казахстан от 19 марта 2010 года О Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан / «Казахстанская правда» от 31.03.2010 г.

7. Постановление Президента Республики Казахстан от 13 апреля 2010 года № 301 Об утверждении Программы «Дорожная карта бизнеса 2020» /http:adilet.zan.kz/rus/docs/P100000301_/info

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2013 года № 151 Об утверждении Программы по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013 - 2020 годы «Агробизнес - 2020» /http:adilet.zan.kz/rus/docs/P1300000151/info

9. Программа развития и продвижения экспорта «Экспорт 2020» / Интернет-источник: http://business.gov.kz/ru/business-support-programs/detail.php?ID=35270 / Дата обращения: 01.11.2014

10. Программа «Инвестор 2020» / Интернет-источник: http://kasipker.info/ Дата обращения 01.11.2014

11. Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2011 года № 254 Об утверждении Программы «Производительность 2020» / «Казахстанская правда»от 18.06.2011 г.

12. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в совещании, посвященном ГПФИИР / Интернет-источник: http: //expertonline .kz/a12883/

13. Наука и инновационная деятельность Казахстана / Статистический сборник / г. Астана, 2013 г.

14. Альбина Тусюпбаева / ФИИР-2: изменения, новшества, ресурсы / Интервью с председателем правления АО «КИРИ»АнуаромБуранбаевым об основных приоритетах проекта программы ФИИР-2 /http://idea-lab .kz/2014/03/27/fiir-2-kidi/21/03/2014

15. Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2013 года № 1497. Об утверждении Концепции индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы. / Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан //http://adilet.zan.kz. Дата обращения: 13.09.2014

16. Жанбозова А.Б. Инновационное и конкурентное развитие экономики Республики Казахстан. Развитие инновационной конкуренции в русле современных мировых экономических тенденций. Германия, Saarbrücken: LAPLAMBERTAcademicPublishing, 2014. - 158 c.

17. www.stat.gov.kz / Официальный сайт Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан

18. Калашников К.Л. Особенности развития венчурного бизнеса в России / Альманах современной науки и образования / Тамбов: Грамота, 2008. - №3 (10). - С. 83-86.

19. http://www.natd.gov.kz / Официальный сайт национального агентса по технологичесокму развитию

20. О стимулировании инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий / Наука в Сибири. Еженедельная газета сибирского отделения PAH. N 4 (2440). - 2004 г.

21. Рисковый бизнес с высокой степенью отдачи (Обзор по венчурному рынку РК) / Новости портала BNews.kz / Официальный сайт: www.bnews.kz.

22. О Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» Указ президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 года № 577 / «Казахстанская правда» от 01.06.2013

23. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы / Н.И. Иванова - М.: Наука, 2002. - 244 с.

24. Жанбозова А.Б., Тлеубекова А.Д. Проблемы и перспективы инновационного развития Казахстана в современных условиях // «Учет и Экономика» - Алматы: ААЭС, 2014 г. - № 1. - С. 26-40

References

1. Aliev U.Zh., Shimshikov Zh.E. Ponjatijno-kategorial'nyj stroj teoriikonkurencii. Voprosy politicheskojj ekonomii. Nauchny jstevojj ekonomicheskij zhurnal. / Izd. JaCTU, Jaroslavl', 2013. - S. 65-73

2. AlievU.Zh., ShimshikovZh.E. Bazovyjponjatijno-kategorial'nyjapparatj,shejteoriikonkurencii. Teoreticheskajajekonomika. Nauchnujjelektronnyjjekonomicheskijzhurnal. Izd.JaGTU, Jaroslavl', 2013. - №6. - S. 4450.

3. Shimshikov Zh.E. Innovacionnaja konkurencija kak jekonomicheskaja kategorija. Materialymezhdunaronojnauchno-prakticheskoj konferencii«Industrial'no-innovacionnoe I konkurentnoe razvitie jekonomiki RK v hoderealizacii Strategii «Kazahstan - 2050»«. CSJeL - filial Institutaj ekonomiki KN MON RK. Almaty, 2014. S. 46-58.

4. AlievU.Zh. Dialektikateoriimodernizacii i teoriiinnovacii // Materialy Mezhdunarodnojnauchno-prakticheskojkonferencii «Social'no-jekonomicheskaja I industrial'no-innovacionnaj amodernizacija Kazahstana: problem i perspektivy», posvjashennoj 60-letiju obrazovanija Institutajekonomiki Komitetanauki Ministerstvaobrazovanija I nauki Respubliki Kazahstan / Institutjekonomiki KN MON RK. - Almaty, 2012. - Chast' 2. -S. 6-12.

5. Formirovanie I razvitie konkurentnyh faktorov jekonomiki Respubliki Kazahstan / pod. red. ShimshikovaZh.E. (AlievO.Zh., Baktymbet A.S., Galieva A.H., Zhanbozova A.B., ShimshikovZh.E.) - Astana: CSJeL -filial RGKP «Institutjekonomiki» KN MON RK, 2013. - 140 s.

6. Ukaz Prezidenta respubliki Kazahstanot 19 marta 2010 goda O Gosudarstvanojprogrammepoforsirovannomuindustrial'no-innovacionnomurazvitijuRespublikiKazahstanna 2010-2014 gody I priznaniiutrativshimisilunekotoryhukazovPrezidentaRespublikiKazahstan / «Kazahstanskajapravda»ot 31.03.2010

7. Postanovlenie Pravitel'stvarespublikiKazahstanot 13 aprelja 2010 goda № 301 Ob utverzhdenii Programmy «Dorozhnaja karta biznesa 2020» /http://adilet.zan.kz/rus/docs/P100000301_/info

8. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazahstanot 18 fevralja 2013 goda № 151 Ob utverzhdenii Programmy po razvitiju agropromyshlennogo kompleksa v Respublike Kazahstanna 2013-2020 gody«Agrobiznes-2020» /http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1300000151/info

9. Programma razvitija i prodvizhenijaj eksporta «Jeksport 2020» / Internet-istochnik: http://business.gov.kz/ru/business-support-pograms/detail.php?ID=35270/ Data obrashhenija:01.11.2014

10. Programma«Investor 2020» / Internet-istochnik: http: //kasipker/info/ Data orashhenija 01.11.2014

11. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazahstanot 14 marta 2011 goda № 254 Ob utverzhdenii Programmy «Prodovol'stvennost' 2020» / «Kazahstanskaja pravda» ot 18.06.2011 g.

12.VystupleniePrezidentaRespublikiKazahstan N.A. Nazarbaeva v soveshhanii, posvjashhennom GPFIIR / Internet-istochnik: http://expertonline.kz/a12883/

13.Nauka I innovacionnajadejatel'nost' Kazahstana / Stratigicheskijsbornik / g. Astana, 2013 g.

14.Al'binaTusjupbaeva / FIIR-2: izmenenija, novshestva, resursy/ Interv'ju s predsedatelempravlenija AO «KIRI»AnuaromBuranbaevymobosnovnyhproritetahproektaprogrammy FIIR-2 / http://idealab.kz/2014/03/27/fiir-2-kidi/ 27/03/2014

15. PostanovleniePravitel'stvaRespublikiKazahstanot 31 dekabrja 2013 goda № 1497. Ob utverzhdeniiKoncepciiindustrial'no-innovacionnogorazvitijaRespublikiKazahstan // http://adilet.zan.kz. Data obrashhenija 13.09.2014

16. Zhanbozova A.B. Innovacionnoe i konkurentnoerazvitiejekonomikiRespublikiKazahstan. Razvitieinnovacionnojkonkurencii v ruslesovremennyhmirovyhjekonomicheskihtendencij. Germanija, Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. - 158 s.

17.www.stat.gov.kz / Oficial'nyjsaitKomitetapostatistikeMinisterstvanacional'nojjekonomikiRespublikiKazahstan

18. Kalashnikov K.L. Osobennostirazvitijavenchurnogobiznesa v Rossii / Al'manahsovremennojnauki I obrazovanija/ Tambov: Gramota, 2008. - №3 (10). - C. 83-86.

19. http: //www .natd.gov.kz / Oficial' nyj saitNacional' nogoagenstvapotehnologiche skomurazvitij u

20. O stimulirovaniiinnovacionnojdejatel'nosti i vnedrenija v proizvodstvonaukoemkihtehnologij / Nauka v Sibiri. Ezhenedel'najagazetasibirskogootdelenija RAN. N 4 (2440). - 2004 g.

21. Riskovyjbiznes s vysokojstepen'juotdachi (Obzorpovenchurnomurynku RK) /Novostiportala BNews.kz / Oficial'nyjsait: www.bnews.kz

22. O KoncepciipoperehoduRespublikiKazahstan k «zelenojjekonomike»UkazPrezidentaRespublikiKazahstanot 30 marta 2013 goda № 577 / «Kazahstanskajapravda»ot 01.06.2013 g.

23. Ivanova N.I. Nacional'nyeinnovacionnyesistemy / N.I. Ivanova - M.: Nauka, 2002. -244 s.

24. Zhanbozova A.B., Tleubekova A.D. Problemy i perspektivyinnovacionnogorazvitijaKazahstana v sovremennyhuslovijah // «Uchet I jekonomika» - Almaty: AAJeS, 2014 g. - № 1. - S. 26-40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.