Научная статья на тему 'Развитие государственно-частного партнерства в инновационной сфере Казахстана'

Развитие государственно-частного партнерства в инновационной сфере Казахстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2556
462
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / LEGAL REGULATION / SCIENCE AND INNOVATION SPHERE / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАУКА / ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панзабекова А.Ж., Андреева Г.М.

В настоящее время способность к созданию и практическому использованию инноваций становится необходимым условием обеспечения качественного экономического роста. Достижения такого условия требует кардинальных преобразований в инновационной среде на основе регулярно проводимых инновационно-технологических прогнозов, использования новых механизмов управления. В этом отношении особую роль играет развитие Национальной инновационной системы, а взаимодействие её ключевых элементов государства, науки и бизнеса приобретает все большую актуальность. Как показывает мировая практика, несмотря на различную значимость государственно-частного партнерства (ГЧП) в инновационной политике в разных странах, проявляется явная тенденция к росту ее влияния на развитие инновационной активности. Исключительная значимость ГЧП как эффективного инструмента реализации инновационной политики определяется, во-первых, развитием инновационной инфра-структуры с учетом интересов и при активном участии бизнеса, во-вторых, повышением эффективности использования государственной собственности и бюджетных расходов, в том числе направляемых на поддержку инноваций; в третьих, стимулированием частного сектора к развитию предпринимательской активности в областях, обладающих наибольшим потенциалом качественного экономического роста. В последние годы в Казахстане был предпринят комплекс мер, предприняты меры, направленных на стимулирование развития форм ГЧП. В частности, создано Национальное агенство по технологическому развитию, опытно-конструкторские бюро, особые экономические зоны, технопарки, центры трансферта технологий и т.д. Вместе с тем, страна еще значительно отстает в развитии законодательных, организационно-экономических и финансовых механизмов реализации ГЧП в инновационной сфере. Необходимость использования передового зарубежного опыта, теоретических и практических механизмов развития ГЧП в инновационной сфере, предусматривающих различные формы участия бизнеса, государства и науки, а также учет особенностей формирования и развития НИС Казахстана обуславливают актуальность и своевременность исследования данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Панзабекова А.Ж., Андреева Г.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of public-private partnership in the innovation sphere in Kazakhstan

Currently, the ability to build and practical use of innovations is becoming a prerequisite for high-quality economic growth. Achievements such conditions requires fundamental changes in the innovation environment on the basis of regularly conducted innovative technological forecasts, the use of new governance arrangements. In this respect, the special role played by the development of the national innovation system, and the interaction of its core elements the state, science and business is becoming increasingly important. As world practice shows, despite the different importance of public-private partnerships (PPPs) in innovation policy in different countries, manifested a clear trend towards the growth of its influence on the development of innovative activity. The exceptional importance of the PPP as an effective tool for implementing innovation policy is determined, firstly, the development of innovation infrastructure in the interests and with the active participation of business, and secondly, more efficient use of state property and budget expenses, including allocated to support innovation; thirdly, promotion of the private sector to the development of entrepreneurial activity in the areas with the greatest potential for high-quality economic growth. In recent years, Kazakhstan has taken a series of measures undertaken measures aimed at stimulating the development of PPP forms. In particular, it established the National Agency for Technological Development, experimental design bureau, special economic zones, technology parks, technology transfer centers, etc. However, the country still lags far behind in the development of legislative, organizational, economic and financial mechanisms for the implementation of PPP in the innovation sphere. The need to use advanced foreign experience, theoretical and practical mechanisms for PPP development in the innovation sphere, providing for various forms of participation of business, government, and science, as well as the account of features of formation and development of Kazakhstan's NIS cause the relevance and timeliness of the study of the problem.

Текст научной работы на тему «Развитие государственно-частного партнерства в инновационной сфере Казахстана»

УДК 336.1

Развитие государственно-частного партнерства в инновационной сфере Казахстана

Канд. экон. наук, доцент Панзабекова А.Ж. aksanat@mail.ru РГКП «Институт экономики» Комитета науки Министерства науки и образования Республики Казахстан Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Курмангазы, 29

Андреева Г.М. ekonomikakaz@gmail.com Таразский инновационно-гуманитарный университет Казахстан, г. Тараз, ул. Желтоксан, 69 Б

В настоящее время способность к созданию и практическому использованию инноваций становится необходимым условием обеспечения качественного экономического роста. Достижения такого условия требует кардинальных преобразований в инновационной среде на основе регулярно проводимых инновационно-технологических прогнозов, использования новых механизмов управления. В этом отношении особую роль играет развитие Национальной инновационной системы, а взаимодействие её ключевых элементов - государства, науки и бизнеса приобретает все большую актуальность. Как показывает мировая практика, несмотря на различную значимость государственно-частного партнерства (ГЧП) в инновационной политике в разных странах, проявляется явная тенденция к росту ее влияния на развитие инновационной активности. Исключительная значимость ГЧП как эффективного инструмента реализации инновационной политики определяется, во-первых, развитием инновационной инфраструктуры с учетом интересов и при активном участии бизнеса, во-вторых, повышением эффективности использования государственной собственности и бюджетных расходов, в том числе направляемых на поддержку инноваций; в третьих, стимулированием частного сектора к развитию предпринимательской активности в областях, обладающих наибольшим потенциалом качественного экономического роста. В последние годы в Казахстане был предпринят комплекс мер, предприняты меры, направленных на стимулирование развития форм ГЧП. В частности, создано Национальное агенство по технологическому развитию, опытно-конструкторские бюро, особые экономические зоны, технопарки, центры трансферта технологий и т.д. Вместе с тем, страна еще значительно отстает в развитии законодательных, организационно-экономических и финансовых механизмов реализации ГЧП в инновационной сфере. Необходимость использования передового зарубежного опыта, теоретических и практических механизмов развития ГЧП в инновационной сфере, предусматривающих различные формы участия бизнеса, государства и науки, а также учет особенностей формирования и развития НИС Казахстана обуславливают актуальность и своевременность исследования данной проблемы.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, нормативно-правовое регулирование, наука, инновационная сфера.

DOI: 10. 17586/2310-1172-2017-10-1-34-41

The development of public-private partnership in the innovation sphere in Kazakhstan

Ph.D. Panzabekova A. Zh.aksanat@mail.ru

State Enterprise "Institute of Economics" of the Committee of Science, Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan Republic of Kazakhstan, Almaty, Kurmangaza St., 29

Andreeva G.M. ekonomikakaz@gmail .com Taraz innovation and Humanities University Kazakhstan, Taraz, Zheltoksan St., 69 B

Currently, the ability to build and practical use of innovations is becoming a prerequisite for high-quality economic growth. Achievements such conditions requires fundamental changes in the innovation environment on the basis of regularly conducted innovative technological forecasts, the use of new governance arrangements. In this respect, the

special role played by the development of the national innovation system, and the interaction of its core elements -the state, science and business is becoming increasingly important. As world practice shows, despite the different importance of public-private partnerships (PPPs) in innovation policy in different countries, manifested a clear trend towards the growth of its influence on the development of innovative activity. The exceptional importance of the PPP as an effective tool for implementing innovation policy is determined, firstly, the development of innovation infrastructure in the interests and with the active participation of business, and secondly, more efficient use of state property and budget expenses, including allocated to support innovation; thirdly, promotion of the private sector to the development of entrepreneurial activity in the areas with the greatest potential for high-quality economic growth. In recent years, Kazakhstan has taken a series of measures undertaken measures aimed at stimulating the development of PPP forms. In particular, it established the National Agency for Technological Development, experimental design bureau, special economic zones, technology parks, technology transfer centers, etc. However, the country still lags far behind in the development of legislative, organizational, economic and financial mechanisms for the implementation of PPP in the innovation sphere. The need to use advanced foreign experience, theoretical and practical mechanisms for PPP development in the innovation sphere, providing for various forms of participation of business, government, and science, as well as the account offeatures offormation and development of Kazakhstan's NIS cause the relevance and timeliness of the study of the problem.

Keywords: public-private partnerships, legal regulation, science and innovation sphere.

В условиях глобализации для любой страны важным условием устойчивости и экономической независимости становится ее внутренняя организация, включая способность как отдельных регионов, так и страны в целом быстро и чутко реагировать на изменения внутренней и внешней конъюнктуры, осуществлять быструю адаптацию за счет огромного арсенала средств инновационной политики. Активизация инновационной деятельности - это одно из главных условий успешного вхождения Казахстана в мировой рынок и его участия в мировом разделении труда. Ключевым компонентом политики в области инноваций и инструментом для повышения национальной конкурентоспособности является государственно-частное партнёрство (ГЧП).

Существует много различных определений ГЧП. Наиболее общее из них дает Всемирный банк: «ГЧП -это соглашения между публичной и частной сторонами по поводу производства и оказания инфраструктурных услуг, заключаемые с целью привлечения дополнительных инвестиций и, что еще более важно, как средство повышения эффективности бюджетного финансирования» [1].

«ГЧП» в наиболее широком смысле и означает любые контрактные или юридические отношения между государственными и частными структурами с целью улучшения и/или расширения инфраструктурных услуг, исключая контракты по государственному заказу (государственные закупки) [2].

ГЧП возникло в начале 1990-х годов в Великобритании как альтернатива традиционному взаимодействию государства и бизнеса. В дальнейшем практика была существенно расширена - государственно-частное партнерство стало своеобразной альтернативой приватизации важных отраслей или объектов (электроэнергетики, транспорта, коммунального хозяйства и т.д.). В мировой практике известно несколько основных форм государственно-частных партнёрств - контракты, аренда, концессия, соглашение о разделе продукции и совместные предприятия. В реализуемых формах государственно-частного партнерства степень фактического участия частного предпринимательства в зависимости от избранной формы партнерства и масштабов передачи правомочий собственника частному предприятию может существенно различаться. Практика государственно частного партнерства в инновационной сфере имеет глубокие традиции. Сотрудничество между государственными исследовательскими центрами и промышленностью было характерно для немецкой системы исследования с XIX-го века.

Одним из первых образцов ГЧП в США считается Американское философское общество в Филадельфии, учрежденное Бенджамином Франклином в 1742 г. Это общество поддерживало университеты и первые медицинские школы с целью сделать доступными для жителей достижения науки и медицины [3].

ГЧП имеет устоявшейся традиции во многих европейских странах, уходит корнями в историю промышленной революции в Европе. Инициирование и поддержка ГЧП на микроуровне и оценки программ на мезоуровне является ключевой частью многих европейских, национальных и региональных программ. В начале 2000 годов был поставлен вопрос о новой парадигме ГЧП в НИОКР [4]. Разработка теоретических и практических проблем в области ГЧП в НИОКР осуществляется в рамках европейского проекта COVOSECO (Coevolution of Science and Economy). Проект COVOSECO имеет цели разработки универсальных инструментов для оценки ГЧП в НИОКР; предоставление информации о состоянии ГЧП в НИОКР; выработку рекомендаций в области политики по развитию ГЧП в НИОКР.

В Соединенном Королевстве, сотрудничество между факультетами университетов в области науки и техники и промышленности в начале 20-го века приняли форму консультаций научных работников для промышленности. Государственно-частное партнерство было важной частью промышленной политики и программ послевоенной Японии, особенно в середине 1970-80 гг. Структурные изменения побудили

государство взять на себя инициативу в области содействия сотрудничеству между промышленностью и университетами как средству освоения технологий для развития местной экономики, особенно в создании рабочих мест [5].

В Казахстане государственно-частное партнерство имеет недолгую историю. Практические шаги по совместному решению задач социально-экономического развития и организации их в форме государственно-частного партнерства наиболее активно предпринимаются в последние два-три года. Во многом активизация государственно-частного партнерства в Казахстане именно в последние годы связана с укреплением государственных институтов развития и их организационной систематизацией в рамках Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына», а также развитием других институтов с участием государства.

В настоящее время государственно-частное партнерство признано в Казахстане одним из основных инструментов реализации экономической политики, что отмечается во многих программных документах. Практическими примерами реализации ГЧП в стране выступают концессионные проекты по строительству железнодорожной линии Шар-Усть-Каменогорск, линии электропередачи «Северный Казахстан - Актюбинская область». Практически во всех программных документах, принимаемых на протяжении последних десяти лет, государственно-частное партнерство является основным механизмом.

В международной практике выделяют две формы ГЧП: институциональное и контрактное.Казахстан имеет законодательство и опыт по применению одной из контрактных форм ГЧП на основе договора концессии при реализации проектов в транспортном и энергетическом секторе. Для дальнейшего расширения правоприменительной практики реализации общественно значимых проектов по механизму ГЧП, Казахстану необходимо совершенствовать правовую и институциональную основу в данной области.

Развитие ГЧП условно можно разделить на три этапа: подготовка, внедрение и совершенствование. На данный момент в Казахстане практически завершен подготовительный этап. Кроме того, осуществление некоторых мероприятий этапа внедрения свидетельствует о начале активной фазы второго этапа: имеется законодательство по вопросам концессий; создан Казахстанский центр ГЧП как специализированная организация по вопросам концессии; осуществляется подготовка и реализация концессионных проектов.

Создание правовой базы для ГЧП в РК. Первый Закон РК «О концессиях» был принят 1991г. и утратил силу в 1993г. (регулировал правовые условия предоставления объектов в концессию иностранным инвесторам). Концессия по «старому» Закону - это «сдача иностранному физическому или юридическому лицу -концессионеру - в аренду имущества, земли, природных ресурсов». После утраты силы «старого» закона и до момента принятия действующего Закона «О концессиях» правовой базой для ГЧП проектов в Казахстане служили общие нормы ГК РК, Закона об АО, Закона о приватизации и т.д.

Закон «О концессиях» (2006г.) позволил передачу прав на создание объектов государственной собственности не только иностранным, но и юридическим лицам - резидентам РК.

В 2006 году с принятием Закона Республики Казахстан «О концессиях» заложено правовое поле для реализации инвестиционных проектов с использованием механизма концессии. Концессия по «новому» закону -это «передача по договору концессии объектов государственной собственности во временное владение и пользование в целях улучшения и эффективной эксплуатации, а также прав на создание (строительство) новых объектов за счет средств концессионера или на условиях софинансирования концедентом с последующей передачей таких объектов государству с предоставлением концессионеру прав владения, пользования для последующей эксплуатации, а также с предоставлением государственной поддержки либо без таковой».

Данный механизм до настоящего времени широко использовался и используется в сфере транспорта и энергетики. Кроме того, разработаны нормативные правовые акты, которыми руководствуются центральные и местные органы власти при подготовке концессионных проектов.

Следуя мировой практике, Правительством Республики Казахстан 2008 году для усиления институциональной системы и экономической экспертизы концессионных проектов создана специализированная организация по вопросам концессии. В 2008 и 2010 годах были внесены ряд поправок в законодательство о концессии по вопросам процедур передачи объектов в концессию, расширения мер государственной поддержки и повышения привлекательности концессионных проектов, отмены обязательности выпуска инфраструктурных облигаций.

Также, в Казахстане разработан закон о проектном финансировании [6], данный инструмент в международной практике широко используется при реализации капиталоемких проектов с использованием механизма ГЧП. В Казахстане существует ряд стратегических документов, в которых отражены дальнейшие пути развития ГЧП в той или иной отрасли. (Стратегия развития Казахстана до 2020 года, Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития на 2011-2014 годы, а также рад отраслевых стратегических программ, таких как «А^б^ла^» (Питьевая вода), «Развитие регионов» и др.).

Кроме того, разработан проект Программы по развитию государственно-частного партнерства в Республике Казахстан на 2011-2015 годы целью, которой является создание законодательной и институциональной основы для реализации инвестиционных проектов с использованием механизмов

государственно-частного партнерства в РК. Казахстанским центром государственно-частного партнерства разработано Типовое руководство по подготовке проектов государственно-частного партнерства в регионах Республики Казахстан. Его целью является оказание консультативной помощи местным исполнительным органам в выработке общего понимания правил и руководящих принципов ГЧП, содержащихся в соответствующих законодательных и нормативно-правовых актах Республики Казахстан [7].

В казахстанском законодательстве предусматриваются основные договорные формы ГЧП, в частности: концессия; контракт на управление; аренда; контракт на предоставление услуг (табл. 1).

Таблица 1

Формы ГЧП в Казахстане

Формы ГЧП Регламентация в действующем законодательстве Законодательная база

Контракты на проектирование, строительство, финансирование и эксплуатацию (концессии) Создана законодательная база для реализации концессионных проектов -Закон Республики Казахстан «О концессиях». Успешное развитие данной формы ГЧП возможно при условии дальнейшего совершенствования законодательной и институциональной базы Закон Республики Казахстан «О концессиях»

Контракты на управление и содержание Данная форма ГЧП может быть применена в рамках действующего законодательства (Гражданский кодекс Республики Казахстан) в виде доверительного управление государственным имуществом Гражданский кодекс Республики Казахстан (особенная часть) Глава 44. Доверительное управление имуществом

Контракты на эксплуатацию и содержание Данная форма ГЧП может быть применена в рамках действующего законодательства) в виде лизинга или аренды государственного имущества Гражданский кодекс Республики Казахстан (особенная часть) Глава 29. Имущественный наем (аренда)

Нормативно-правовое регулирование ГЧП осуществляется на базе следующих законов:

- Закон Республики Казахстан «О концессиях»;

- Закон Республики Казахстан «Об инвестициях»;

- Гражданский Кодекс РК;

- Закон Республики Казахстан «О государственном социальном заказе»;

- Закон Республики Казахстан «О государственном имуществе»;

- Налоговый кодекс РК;

- Земельный кодекс РК;

- Бюджетный кодекс РК;

- Закон Республики Казахстан «Об автомобильных дорогах»;

- Закон Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте»;

- Закон Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг»;

- «О естественных монополиях»;

- Различные специализированные подзаконные нормативные правовые акты в области концессии. Основополагающим нормативно-правовым актом ГЧП в Казахстане является Закон «О концессиях»

(2006 г.)

В 2008 г. был принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам концессии», который позволил согласовать некоторые вопросы концессии в законодательстве республики.

Изменения коснулись Налогового, Бюджетного и Земельного кодексов, законов РК «О концессиях», «Об автомобильных дорогах», «О естественных монополиях», «О железнодорожном транспорте», «Об инвестициях», «Об электроэнергетике» и «О рынке ценных бумаг», по следующим основным направлениям:

- расширение видов государственной поддержки концессионера;

- усовершенствование процедур передачи объектов в концессию;

- усиление институциональной системы;

- повышение привлекательности концессионных проектов в автодорожной отрасли.

Таким образом, законодательная база позволяет в той или иной степени реализовывать отдельные крупные концессионные проекты.

Законом о концессиях [8] определены основные принципы концессии, в том числе:

- принцип гласности и прозрачности деятельности концедента и концессионера;

- принцип обеспечения сбалансированности интересов и рисков концедент и концессионера;

- принцип обеспечения прав и законных интересов потребителей товаров (работ, услуг), предоставляемых концессионером по договору концессии;

- принцип свободной конкуренции;

- принцип равенства всех потенциальных концессионеров и недопущения дискриминации.

Законом определены сферы применения концессии. В концессию могут передаваться объекты во всех отраслях (сферах) экономики, за исключением объектов, перечень которых определяется Президентом Республики Казахстан.

Закон о концессиях позволяет реализовывать интересы, цели и задачи в области инновационной деятельности. Законом определены права собственности на объекты концессии, касающиеся улучшений, произведенных на объектах, переданных в концессию. В соответствии с этим положением права интеллектуальной собственности, возникшие при исполнении условий договора концессии (за исключением случаевп.3 Ст. 5) являются государственной собственностью. Закон о Концессиях определяет меры государственной поддержки деятельности концессионеров (Статья 14), в числе которых предусмотрена передача концессионеру исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, принадлежащих государству.

Согласно Гражданскому кодексу Республики Казахстан определены договорные взаимоотношения по передаче в доверительное управление и аренду государственной собственности, обладающие на основе международной практики признаками ГЧП [9]. Данные договорные отношения нельзя полностью относить к контрактам ГЧП, в связи с отсутствием в них обязательности проведения конкурсных процедур по выбору частного партнера, заключения долгосрочных контрактов с распределением рисков между государством и частной стороной.

В связи с чем, для признания сделок в рамках гражданского законодательства РК, как сделок по механизму ГЧП, требуется внесение определенных поправок в нормативные правовые акты, регулирующие процесс планирования проекта, проведение конкурса на заключение контракта ГЧП и управления за ходом реализации проектов. Рассматривая направления развития государственно-частного партнерства, можно отметить, что в данном случае целесообразен поиск новых, более сложных и комплексных форм ГЧП. Это не означает отказа от традиционных форм, таких, как участие государства в капитале бизнес-структур, государственные закупки, предоставление государственных гарантий и разного рода инструментов административно-регулятивного характера. Однако, принимая во внимание особенности и потребности индустриальной модернизации, данных простых форм ГЧП может оказаться недостаточно. Помимо масштабности задач индустриальной модернизации, другим важным фактором, влияющим на конфигурацию государственно-частного партнерства, является активизация процессов глобализации. Условия глобализации предполагают высокий динамизм процессов развития и постоянную изменчивость внешней среды и конкурентных условий. Следовательно, и процессы индустриальной модренизации, равно как и методы ее осуществления, включая ГЧП, должны также отличаться в этих новых условиях высокой динамичностью и адаптивностью к постоянно меняющимся внешним вызовам.

Необходиморазрабатывать и внедрять более сложные, многокомпонентные формы и методы совместных действий государственных институтов и бизнес-структур, позволяющих быстрее и эффективнее осуществлять индустриальную модернизацию. При этом больший упор целесообразно делать на реализацию предпринимательского потенциала государства, пока что используемого далеко не в полной мере. Именно предпринимательские функции государства могут оказать решающее влияние на повышение эффективности ГЧП и ускорить процесс индустриальной модернизации. Рассматривая перспективные направления развития механизма ГЧП применительно к индустриальной модернизации, следует исходить из двух основополагающих императивов: потребностей и задач индустриальной модернизации в контексте устойчивого развития Казахстана и особенностей глобальной экономики, в условиях которой эта модернизация будет осуществляться.

Можно предложить следующие формы развития ГЧП, адекватного перспективным этапам развития экономики Казахстана:

активизация деятельности государственных институтов развития с более четкой ориентацией на достижение целей индустриальной модернизации;

- осуществление зарубежных инвестиций и содействие экспансии казахстанского капитала на зарубежные рынки, в том числе в части прямых и портфельных инвестиций;

- формирование крупных вертикально-интегрированных компаний с участием государственных активов с целью создания точек роста высокотехнологичных производств и кластеров;

- совершенствование и развитие различных форм государственного протекционизма и патроната отечественных компаний, выходящих на зарубежные рынки конечной продукции;

формирование системы ускоренного инновационно-технологического развития экономики на основе государственно-частного партнерства.

Особого внимания требует деятельность институтов развития в области ГЧП.

Можно выделить следующие основные их функции, направленные на ГЧП в области индустриально -инновационного развития:

Привлечение инвестиций и содействие финансированию (в различных формах) проектов инновационного и индустриального характера (Инвестиционный фонд Казахстана, Банк развития, Казинвест).

- Создание инфраструктуры и субъектов инновационной деятельности (Агентство по технологическому развитию).

Участие в капитале зарубежных инвестиционных фондов и создание совместных с иностранными участниками фондов с целью трансферта технологий в Казахстан (Агентство по технологическому развитию, КагупаСар^аМаг^етеп!:).

- Продвижение на внешние рынки продукции несырьевого сектора промышленности Казахстана (Корпорация по страхованию инвестиций, Корпорация по развитию и продвижению экспорта).

Повышение индустриально-инновационной ориентации крупных компаний с государственным участием, содействие индустриальной модернизации на уровне основного звена («Самрук-Казына»).

- Содействие развитию инновационной сферы, науки, высокотехнологичных отраслей («Парасат»).

Принципы государственно-частного партнерства в области инноваций находят применение в Казахстане

в формировании национальной инновационной системы и реализуются государством через контракты на НИОКР в рамках государственного заказа, через институты развития, путем участия в уставном капитале формируемых технологических парков и бизнес-инкубаторов, капитале венчурных фондов наряду с частным капиталом.

Хорошие возможности для развития ГЧП в сфере науки и инноваций создает Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности» [10]. Этим законом введены такие меры государственной поддержки субъектов индустриально-инновационной деятельности, как софинансирование, проектов, лизинговое финансирование; предоставление гарантийных обязательств и поручительств по займам; кредитование через финансовые институты; субсидирование ставки вознаграждения по кредитам, выдаваемым финансовыми институтами; осуществление инвестиций в уставные капиталы; предоставление инновационных грантов; обеспечение квалифицированными кадровыми ресурсами и др.

Государственно-частное партнерство должно быть основой нового механизма финансирования науки. Выделение бюджетных средств должно быть дополнено гибкими механизмами софинансирования исследований и разработок государством и бизнесом. Для этих целей, в частности, следует широко использовать возможности созданных в Казахстане институтов развития (Инвестиционный фонд, Агентство по технологическому развитию, Фонд науки) и государственных холдингов. Пока на их долю приходится только 0,4 % от всех затрат на науку.

Основные перспективные сферы для развития государственно-частного партнерства в Казахстане: электроэнергетика, инфраструктура, переработка сырья, нефтехимия, создание новых свободных экономических зон, развитие индустриальных и технологических зон, сельскохозяйственное производство, строительство и производство строительных материалов, фармацевтическая промышленность, новые технологии, туризм и другие.

В Казахстане, в соответствии с Патентным законом, права на охранные документы на служебные изобретения принадлежат работодателю, если иное не предусмотрено в договоре между ним и работником (Патентный закон, Ст. 10). Под работодателями понимаются предприятия, организации любых форм собственности. Работодателю принадлежит исключительное право по своему усмотрению использовать охраняемый объект промышленной собственности (Ст. 11) [11].

«Если работодатель в течение четырех месяцев с даты уведомления его автором о созданном объекте промышленной собственности не подаст заявку, не переуступит право на получение охранного документа другому лицу и не сообщит автору о сохранении соответствующего объекта в тайне, то к автору переходит право на получение охранного документа. В этом случае работодатель имеет преимущественное право на использование соответствующего объекта промышленной собственности в собственном производстве по договору с патентообладателем» (Ст.10).

Патентный Закон предусматривает применение санкций в случае неиспользования патентообладателем объекта промышленной собственности и его отказе от заключения лицензионного договора. В этом случае любое лицо вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении ему принудительной неисключительной лицензии, если объект промышленной собственности не был непрерывно использован после первой публикации сведений о выдаче охранного документа на объект промышленной собственности в течение любых четырех лет, предшествующих дате подачи такого заявления. Например, в европейских странах приняты различные правила определения прав собственности на госбюджетные научные разработки. В некоторых странах права интеллектуальной собственности принадлежат изобретателям, в некоторых - учреждению, а в некоторых случаях право собственности остается за самим государством. До конца не получен ответ на вопрос - что больше

способствует распространению изобретений - личное право собственности или право учреждения? Должны ли государственные подразделения передавать свои права учреждениям?[12, 13].

Преобладающей современной тенденцией во многих развитых странах является сокращение прямого государственного вмешательства в инновационный процесс и рост расходов на НИОКР частного бизнеса. При этом расширяется спектр мер косвенного стимулирования инновационной активности за счет налоговых льгот, льготных кредитов, целенаправленной поддержки малого бизнеса, формирования необходимой инновационной инфраструктуры и коммерциализации технологий. Во многих странах ЕС для предприятий, активно участвующих в разработке и внедрении инноваций, установлено право формировать из полученной прибыли инновационные фонды, которые не облагаются налогом. Размер такого фонда может составлять от 16 до 50 % прибыли предприятия. Налоговые льготы используются также в форме налоговых скидок с объема или прироста затрат компании на проведение НИОКР[14].

Существует также схема государственного кредитования, которая реализуется через специально созданные гарантийные фонды. Такая система развита в Великобритании: инновационная компания самостоятельно обращается в кредитное учреждение для получения обычной ссуды, а государство предоставляет гарантии выплат 70-85 % от суммы выделенного кредита [15].

Во многих развитых странах широко используется долевая форма финансирования инновационных проектов, которая предусматривает участие государства, частного бизнеса, университетов, местной власти и других структур. Наибольшее распространение она получила в США и в ряде европейских стран (Великобритания, Греция, Испания, Нидерланды, Польша, Швеция). Применение этой формы финансирования позволяет лучше интегрировать интересы заказчиков и исполнителей НИОКР, а также способствует материальному стимулированию исследователей, рациональному распределению привлекаемых средств и риска их вложения между всеми участниками инновационных проектов.

Целесообразны следующие основные направления формирования государственно-частного партнерства в инновационной сфере:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) Взаимодополняющее участие государства и рынка в инновационных процессах. Не должно быть альтернативы - или всеобъемлющая регламентация инновационной деятельности со стороны государства, или ее формирование под влиянием стихии рыночных сил. Государство содействует развитию рынка, но не заменяет его. Бюджетное финансирование должно выполнять роль стартового толчка, быть сигналом, который посылает государство частному бизнесу, поощряя тем самым его к более активным действиям, к попытке "сделать первый шаг";

б) Разделение инновационных рисков между государством и бизнесом. Требуется такой подход, при котором государство и частный сектор как равноправные партнеры совместно осуществляют поиск решений проблем инновационно-технологического развития и разделяют ответственность при реализации инновационных проектов. Должны развиваться программы государственно-частных партнерств, ориентированных на содействие частному сектору в реализации передовых и высокорисковых технологий. Такие партнерства могут быть в виде кооперационных соглашений, объединяющих в различных комбинациях промышленные предприятия, правительственные ведомства, НИИ и вузы для совместного достижения конкретных научно-технологических результатов. При софинансировании проектов со стороны государства желательно управление проектами сосредоточить в руках бизнеса или специализированных посреднических организаций;

в) Использование децентрализованных каналов государственной поддержки инновационной активности. Поддержка государства предпочтительно должна осуществляться не путем прямого финансового субсидирования бюджетных средств, а через одновременное использование различных каналов. В частности, этому требованию соответствует совершенствование сети "институтов развития", а также передача части функций государственной поддержки частным посредникам, что снижает риск коррупции;

г) Натурализация государственной поддержки инновационной деятельности. Прозрачность каналов поддержки усиливается, если финансовые субсидии промышленным предприятиям заменяются услугами государства. Государство могло бы брать на себя финансирование программ обучения персонала, международной сертификации малых предприятий, информационное обеспечение и т.д. Для бизнеса эти программы должны быть бесплатными. Еще одним видом натурных грантов может быть предоставление земельных участков на территории государственных НИИ и вузов технопаркам, инновационным центрам.

д) Поддержка сетей предприятий. Программы поддержки инноваций в малом и среднем бизнесе следует ориентировать не на отдельные предприятия, а на их группы, например, в виде отраслевых или территориальных ассоциаций. Взаимодействие государства с группами предприятий позволит, с одной стороны, снизить расходы на подобные программы, с другой - способствовать выходу на рынок малых предприятий не как автономных производителей, а как хозяйствующих субъектов, объединяемых в сети взаимными связями, совместным использованием техники, ресурсов и т.д. Такие сети могут впоследствии перерастать в инновационные кластеры.

Литература (References)

1. Delmon J. Private Sector Investment in Infrastructure: Project Finance, PPP Projects and Risk. The World Bank and Kluwer Law International. 2009. P. 7

2. Джеффри Делмон. Государственно-частное партнёрство в инфраструктуре. Практическое руководство для органов государственной власти.http://siteresources.worldbank.org/INTRUSSIANFEDERATЮN/Resources/305499-1291044797591/public_private_partner.pdf

3. Innovative Public Private Partnerships: A Pathway to Effectively Solving Problems. Thomas A. Cellucci, U.S. Department of Homeland Security, 2010

4. FINAL REPORT for the COVOSECO thematic network project within the STRATA programme Improving the European Knowledge Base through Formative and Participative Evaluation of Science-Industry Liaisons// COVOSECO homepage: www.itb.uni-bremen.de/projekte/covoseco/index.html

5. Public Private Partnerships in Science and Technology: An Overview Background //STI Review No. 23, / Directorate for Science, Technology and Industry/OECD/ http://www.oecd.org

6. Закон Республики Казахстан от 20 февраля 2006 года № 126-III «О проектном финансировании и секьюритизации».

7. Типовое руководство по подготовке проектов государственно-частного партнерства в регионах Республики Казахстан, Астана. - 2011 - 90с.

8. Закон Республики Казахстан «О Концессиях» от 7 июля 2006 года № 167-III ЗРК (по состоянию на 12.01.2012 г.)

9. Программа по развитию государственно-частного партнерства в Республике Казахстан на 2011 - 2015 годы.

10. Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности, 9 января 2012 года № 534-IV ЗРК.

11. Патентный Закон Республики Казахстан от 16 июля 1999 года N427.

12. Ф. Кит Селлар. Некоторые препятствия на пути передачи технологий из сектора высшего образования Европейского сообщества в промышленность// http://www.chuvsu.ru

13. Колоколов В.А. Инновационные механизмы функционирования предпринимательских структур// Менеджмент в России и за рубежом. - 2002.-№1.- С. 35-43.

14. Информационно-сетевая экономика: структура, динамика, регулирование: Монография/С.А.Дятлов,

В.П.Марьяненко, Т.А.Селищева - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 414 с.

15. Хрусталёв Е.Ю., Ларин С.Н. Новые тенденции в организации партнерских отношений государства и бизнеса

в инновационной сфере //Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2011. - № 34. - С.2-10.

Статья поступила в редакцию 06.02.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.