Научная статья на тему 'Индустриально-инновационное развитие стран с переходной экономикой "индустриально-инновационное развитие стран с переходной экономикой " (на примере Республики Казахстан)'

Индустриально-инновационное развитие стран с переходной экономикой "индустриально-инновационное развитие стран с переходной экономикой " (на примере Республики Казахстан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
651
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INDUSTRIAL-INNOVATION DEVELOPMENT / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENTAL REGULATION / РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН / REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аубакирова Г. М.

В статье приводятся результаты реализации программы индустриального развития Республики Казахстан. Показана роль различных механизмов государственного регулирования индустриально-инновационных процессов в рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию страны на 2010–2014 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Industruial-innovation Development of Countries with Transient Economy (on example of the Republic of Kazakhstan)

In the article there are presented the results of realizing the program of industrial development of the Republic of Kazakhstan. There is shown the role of various mechanisms of the governmental regulation of industrial-innovation processes within the frames of the State program of forced industrial-innovation development of the country for 2010–2014.

Текст научной работы на тему «Индустриально-инновационное развитие стран с переходной экономикой "индустриально-инновационное развитие стран с переходной экономикой " (на примере Республики Казахстан)»

Индустриально-инновационное развитие стран с переходной экономикой

(на примере Республики Казахстан)

Г.М. АУБАКИРОВА, доктор экономических наук, Карагандинский государственный технический университет. E-mail: [email protected]

В статье приводятся результаты реализации программы индустриального развития Республики Казахстан. Показана роль различных механизмов государственного регулирования индустриально-инновационных процессов в рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию страны на 2010-2014 гг.

Ключевые слова: индустриально-инновационное развитие, государственное регулирование, Республика Казахстан

Приоритеты развития Республики Казахстан выстраиваются в долгосрочной программе «Казахстан-2030», принятой в 1997 г. Стратегия была основана на опыте Китая, Малайзии, Сингапура, Японии, Южной Кореи и других стран, учитывала экономические особенности Казахстана и менталитет народа.

В 1993-2003 гг. Казахстан развивался наиболее динамично, по сравнению с 1991 г. объемы ВВП удвоились. Но экономический рост был обусловлен благоприятной конъюнктурой мировых рынков и не сопровождался качественными структурными изменениями и повышением глобальной конкурентоспособности. Экономика сохраняла сырьевую направленность, доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП сокращалась, а добывающей - возрастала, увеличивались объемы поставляемой на экспорт нефти и других полезных ископаемых. В стране складывалась сырьевая модель экономики, причем в значительно большей степени, чем во времена СССР, так как республика лишилась практически всего высокотехнологичного сектора. Казахстан стал поставщиком на мировые рынки сырья и товаров с невысокой долей добавленной стоимости. Продажа сырья и продукции первых переделов составляла порядка 90% всего экспорта страны.

ЭКО. - 2014. - №1

АУБАКИРОВА Г.М.

В ходе рыночной трансформации экономики в 2000 г. Казахстан первым среди стран СНГ создал по примеру Норвегии Национальный фонд (на начало 2013 г. его объём превышал 28 млрд долл.), аккумулировавший доходы от продажи сырьевых ресурсов. Это позволило снизить негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса на национальную экономику, обеспечить выполнение ключевых антикризисных программ. Благодаря энергоресурсам и увеличению экспортного потенциала, прежде всего, в производстве углеводородов, Казахстан стал одним из лидеров роста среди постсоветских стран.

Государственное регулирование индустриально-инновационного развития

Чтобы сформировать основу для долгосрочного и устойчивого экономического роста, изменения модели развития, создания экономики, независимой от сырьевых ресурсов, способной войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран, в 2003 г. была принята Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы1.

Крупнейшая экономика Центральной Азии, экспортирующая углеводороды и металлы, с населением 17 млн человек, с 2003 г. росла на 8% ежегодно, благодаря высоким ценам на нефть и притоку дешевых денег, однако резко замедлилась в кризисные 2007-2009 гг. Накопленный за 20082009 гг. опыт разработки и реализации антикризисных программ позволил смягчить последствия кризиса. Общий объем экспорта за 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличился на 5,3% и составил 92,3 млрд долл. Несмотря на значительный рост несырьевого экспорта, который в 2012 г. достиг рекордного объема 25,5 млрд долл. (удвоение в сравнении с 2009 г.), его доля практически не изменилась (27,8 и 27,3% в 2009 г. и 2012 г.). Это объясняется подъемом цен на сырье и двукратным ростом общего объема экспорта.

Валовой внешний долг Республики Казахстан в 2012 г. составил 137 млрд долл. (почти 60% ВВП), был зарегистрирован самый низкий за десять лет рост промышленного

1 Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003— 2015 годы // Собрание актов президента РК и правительства РК. - 2003. - № 33.

производства. По итогам 2012 г. обрабатывающая промышленность добилась рекордного за пять лет показателя, произведя продукции на 5,2 трлн тенге (35 млрд долл.). Однако это лишь на 0,7% больше, чем в 2011 г. В 2012 г. рост ВВП замедлился до 5,0% после 7,5% в 2011 г. На снижение темпов роста объемов производства повлияли проблемы в обрабатывающей промышленности, почти 40% которой - производство промышленных металлов (меди, стали, алюминия и цинка). Спрос на них на мировом рынке, определяемый прежде всего Китаем, упал. Результат- удешевление металлов на 10-20% и сокращение производства.

Сыграли роль и ухудшение ситуации у основных потребителей казахстанского экспорта, и увеличение импорта в рамках Таможенного союза, что переориентировало внутренний спрос с продукции, производимой в Казахстане, на ввозимые товары. По прогнозам, еще сильнее отразится на отечественном производителе, особенно на выпуске продукции с высокой добавленной стоимостью, предстоящее вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО), так как предприятия, кроме сырьевого сектора, не готовы к большим внешнеторговым переменам и не смогут рассчитывать на какое-либо конкурентное преимущество.

Несмотря на появление новых рисков на рынке углеводородов в виде сланцевого газа и нефти, Казахстан в 2013 г. планирует ускорение роста ВВП до 6,0%, главным образом за счет наращивания добычи нефти. Добиться такого результата на фоне ухудшающейся ценовой конъюнктуры будет сложно, высока вероятность того, что в условиях замедления мировой экономики подешевеют не только нефть, но и металлы, что в совокупности приведет к сокращению стоимостных объемов экспорта и снижению положительного сальдо торгового баланса. Препятствовать устойчивому росту экономики могут и многочисленные внутренние проблемы (высокая зависимость от объемов добычи нефти и мировых цен на нее, огромный внешний долг, низкая инвестиционная активность, растущий отток ресурсов из страны и др.).

К планируемому ускорению роста ВВП в 2013 г. весьма скептически относятся внешние эксперты и аналитики. В докладе «Глобальные экономические перспективы» Всемирный

банк прогнозирует 5%-й рост ВВП2. Аналогичная оценка дана в заключительном заявлении миссии Международного валютного фонда- отмечена неэффективность проводимых в Казахстане реформ, связанных с диверсификацией экономики, снижением ее сырьевой зависимости, хотя это направление уже длительное время является ключевым приоритетом экономической политики3.

В мае 2013 г. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) снизил прогноз роста экономики Республики Казахстан с 6% до 4,9%, увязывая это с замедлением роста ВВП России. По мнению директора аналитической группы международного рейтингового агентства Fitch Ratings по рейтингам европейских стран с развивающейся экономикой Ч. Севиля, рост экономики Казахстана в 2013 г. может составить порядка 5%, причем достижение этого показателя зависит от реализации крупных проектов в сырьевом секторе (например, Кашагана).

Кашаган - самое большое по запасам нефтегазовое месторождение из открытых за последние 30 лет (север Каспийского моря), обнаружено в 2000 г. Геологические запасы оцениваются в 4,8 млрд т нефти, общие нефтяные запасы составляют 38 млрд барр. (6 млрд т), из них извлекаемые- около 10 млрд барр., запасы природного газа - более 1 трлн м3. Участниками Кашаганского проекта, признанного CNN Money самым дорогим энергетическим проектом за последние 40 лет (116 млрд долл.), являются компании Eni, Royal Dutch Shell, ExxonMobil, Total и «Каз-МунайГаз», которые владеют равными долями (по 16,81%), а также американская ConocoPhillps - с 8,4% и японская Inpex- с 7,55%. Проект управляется совместной операционной компанией North Caspian Operating Company B.V.

Начало промышленной добычи на Кашагане переносилось несколько раз, по последним данным, первая нефть будет получена в 2013 г. Поскольку освоение месторождения отложено, прогнозы по наращиванию добычи нефти на 2013 г. были пересмотрены в сторону снижения - с 83,0 до 82,0 млн т.

2 URL: www.worldbank.org/globaloutlook

3 Казахстанская экономика глазами экспертов // Деловая неделя. - 2013. -№ 23(1048).

Инструментом реализации Стратегии индустриально-инновационного развития стала Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы4. Это- пятилетний план с индикаторами: рост ВВП на 50% от уровня 2008 г., повышение производительности в обрабатывающем секторе на 50%, доведение доли несырьевого экспорта до 40%, снижение энергоемкости экономики на 10% от уровня 2008 г., увеличение удельного веса инновационных предприятий до 10%. Программа направлена на модернизацию экономики, создание институтов, продвигающих новые продукты и технологии на мировой рынок, широкое внедрение аутсорсинга в инновационной и хозяйственной деятельности. Только в этом случае можно обеспечить устойчивые темпы развития, сохранив сырьевую роль страны в мировой экономике.

Программа закладывает необходимую производственную и инфраструктурную базу для успешной индустриализации и перехода к постиндустриальному обществу, в котором будет преобладать экономика «информации и знаний». Решив поставленные в Программе задачи, республика планирует перейти к производству продукции новых переделов, сконцентрировав ресурсы на ограниченном количестве стратегически важных приоритетов индустриализации до 2020 г.

Для реализации Программы были разработаны необходимые документы на пятилетний период: отраслевые программы по развитию приоритетных секторов экономики, функциональные, программы поддержки бизнеса, Схема рационального размещения производственных мощностей, Карта индустриализации, программы развития территорий. Приняты три новых закона- «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности», «О свободных экономических зонах», «Об энергоэффективности и энергосбережении».

Главные цели Программы - централизация управления промышленными инвестиционными проектами и повышение координации действий отдельных министерств и ведомств

4 Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию РК на 2010-2014 гг. Утверждена Указом президента Республики Казахстан от 19.03.2010 г. № 958.

для обеспечения общего роста экономики. При этом ставка делалась на обрабатывающие производства с инновационным уклоном. Смысл «новой индустриализации» состоял в том, чтобы выходить на верхние переделы в тех отраслях, где Казахстан может обеспечивать себя сырьем самостоятельно.

Один из наиболее значимых результатов- показатель объемов прямых иностранных инвестиций (ПИИ): из 171,2 млрд долл. привлеченных с 1993 г. в экономику страны 81,6 млрд долл. (48%) приходится на 2009-2012 гг., 62,6 млрд долл. (37%) относится к периоду 2010-2012 гг. За время реализации Программы, включая 2009 г., в несырьевой сектор было привлечено 8,7млрд долл. иностранных инвестиций, причем большая их часть поступила в горнометаллургический комплекс, машиностроение, химическую промышленность.

Инвестиционные проекты

В 2000-2010 гг. прямые иностранные инвестиции в основном были направлены на базу природных ресурсов, включая геологические работы и исследования (33% валовых ПИИ), нефтегазовую промышленность (28%), металлургию (5,5%), торговую и финансовую деятельность (5%). В 2010-2012 гг. доля ПИИ в добычу сырой нефти и газа в общем притоке уменьшилась на 18% по сравнению с 20062009 гг., тогда как на 8% увеличилась их доля в геологоразведку, на 2% - в добычу руды и на 8% - в несырьевой сектор. Впервые ПИИ были привлечены в такие высокотехнологичные отрасли, как фармацевтика и производство компьютеров, электронной и оптической продукции. Но, несмотря на высокие объемы ПИИ, в частности в добывающей промышленности, такая модель специализации не в полной мере поддерживала планы по диверсификации экономики.

Казахстан является первой страной Центрально-Азиатского региона, с которой Европейский союз (ЕС) разрабатывает соглашение второго поколения и планирует наращивать инвестиции после вступления Казахстана в ВТО. Инвестиции в Казахстан из ЕС составили 80 млрд долл., уровень взаимного товарооборота достиг 53 млрд долл. Казахстан

подписал соглашения о стратегическом партнерстве с Францией и Испанией, разработан проект с Германией о поставке сырьевых ресурсов в обмен на технологии. В ЕС концентрируется около 40% казахстанской внешней торговли, он первый в списке инвесторов. Объем импорта казахстанской продукции в ЕС составил 24,4 млрд евро, экспорта -6,9 млрд евро. Наиболее привлекательны для европейских инвесторов нефть и газ, наряду с машиностроением, производством станков и оборудования, фармацевтикой, развитием новых технологий. Приоритетна для европейских инвесторов сегодня и «зеленая экономика».

ЕС предлагает региональные программы поддержки малого и среднего бизнеса. Например, в рамках проекта ACCESS в партнерстве с угольными предприятиями Республики Казахстан разрабатываются проекты добычи угля с наименьшим ущербом окружающей среде. Казахстанские ученые участвуют в седьмой рамочной программе FP7, основанной в 2007 г. и предполагающей ежегодную реализацию более 1500 проектов по поддержке исследований и развития технологий в области диверсификации экономики. Для участников из Казахстана открыта новая программа «Горизонт-2020», нацеленная на исследования в области инноваций и технического развития. В трех областях страны с участием ЕС внедряется пилотный проект «Повышение региональной конкурентоспособности в Республике Казахстан», ориентированный на поддержку стратегий регионального развития и диверсификации экономики. Он рассчитан на четыре года и реализуется при непосредственной поддержке государственных и региональных властей5.

Министерство индустрии и новых технологий отвечает за привлечение инвестиций и координирует работу по тем проектам с иностранными инвестициями, которые разрабатываются национальными и частными казахстанскими компаниями. При министерстве создано национальное агентство по экспорту и инвестициям «Kaznex Invest», при содействии которого в 2012 г. налажено сотрудничество с 450 потенциальными инвесторами из 20 стран- с ними подписаны Дорожные карты по привлечению инвестиций с конкретными сроками проведения инвестиционных мероприятий. Посольства будут оказывать поддержку в установлении первых

5 Деловой портал Kapital.kz

контактов с потенциальными инвесторами, а также помощь в организации визитов в республику, улучшении инвестиционного имиджа, проводить инвестиционные мероприятия за рубежом. Инвестиции подразумевают не только финансовые ресурсы, но и трансферт новых технологий, знаний, обновление производства и технологическую модернизацию.

При активном участии агентства «Kaznex Invest» построены заводы фотовольтаических модулей и по производству технических газов германского концерна LindeGroup, национальной компанией «Казакстан тем1р жолы» реализован проект выпуска новых электровозов на базе технологий французской компании Alstom, активизировано сотрудничество с компаниями General Electric, Siemens и Thalgo, ведутся переговоры с компанией-инвестором Toyota Motors Corparation по проекту сборки автомобилей марки «Toyota». В 2013 г. планируются строительные работы на Балхашской ТЭС совместно с корейскими компаниями Korea Electric Power Corporation и Samsung C&T Corp., открытие сбороч-но-испытательного комплекса космических аппаратов совместно с французской EADS Astrium, внедрение проектов по строительству интегрированного газохимического комплекса с LG Chem Ltd. (Южная Корея), ИТ сервисно-технологический центр совместно с Hewlett Packard (США) и др. В 2012 г. были привлечены девять целевых инвесторов из списка компаний, включенных в Global-2000: Air Liquidе, Areva, EADS Group, Alstom (Франция), LS Corp, LG Chem (Корея), Lanxess AG (Германия), Sumitomo Corporation (Япония), Korea Electric Power Corporation.

На 2013 г. определены 57 инвестиционных проектов на общую сумму 17,5 млрд долл. Из них 32 проекта на 15,1 млрд долл. представляют ведущие отрасли- химическую, нефтегазовую, горно-металлургическую, энергетическую, космическую, фармацевтическую, строительную, агропромышленный комплекс, информационные технологии.

Для развития инвестиционного имиджа и повышения привлекательности АО «Kaznex Invest» проводит большую работу по формированию бренда страны. Разработан Национальный инвестиционный интерактивный интернет-ресурс на 12 языках с информацией по инвестиционным возможностям страны. По оценке Всемирного банка, в 2012 г. этот ресурс получил 69% из 100% (среднее в Европе и Цент-

ральной Азии- 66%) и был отнесен к уровню «хорошо». В 2011-2012 гг. выпущены видеоролики об инвестиционных возможностях республики на трех языках, короткая версия ролика транслировалась на ведущих мировых телеканалах BBC, CNN, Bloomberg, Euronews, с охватом аудитории более 350 млн потенциальных инвесторов. Согласно исследованию мирового бизнес-телеканала CNBC, Казахстан в 2012 г. вошел в список стран-лидеров по узнаваемости среди зарубежной аудитории. Международные периодические издания World Finance Review, CNBS Business, Metal Bulletin, Machinery Market публикуют материалы об инвестиционной политике и потенциальных возможностях Республики Казахстан.

Казахстан привлекает около 80% иностранных инвестиций Центрально-Азиатского региона. По данным консалтинговой компании Ernst&Young, 85% действующих в стране инвесторов считают республику наиболее привлекательной в СНГ. Их интерес к Казахстану во многом объясняется результатами оценки деловой среды зарубежными экспертами в докладах Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса». По степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности Казахстан занимает 49-е место из 180 стран мира, что превышает среднее значение по региону «Восточная Европа и Центральная Азия» (73-е). По защите инвесторов он входит в «Топ-10» стран мира, по оценке деятельности системы налогообложения- на 17-м месте.

Законодательная и программная деятельность

Законодательная база Республики Казахстан привлекательна для инвесторов в сравнении с другими постсоветскими странами, поскольку предоставляет фискальные и нефискальные преимущества, создает правовое поле. Для проектов в приоритетных отраслях перерабатывающей промышленности законодательно прописаны освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе оборудования, комплектующих, необходимых для сырья и запасных частей; натурные гранты (земля, здания, оборудование). Для стратегических инвестиционных проектов с объемом финансирования более 50 млн долл. или предусматривающих применение

инновационных технологий предлагаются освобождение от земельного и имущественного налогов сроком на семь лет, промышленные льготы (возмещение затрат на газ, электроэнергию, приобретение земельного участка, зданий и сооружений). Введены инвестиционные преференции для участников свободных экономических зон (СЭЗ).

Национальный план по привлечению инвестиций, разработанный Министерством индустрии и новых технологий по поручению правительства страны, выстраивает четкую систему работы государственных органов с инвестором6. До каждого посла, министра, руководителя государственного холдинга, национальной компании и главы области доводится показатель по привлечению инвестиций. Ключевая роль-у местных исполнительных органов. В регионах уже открыты 10 СЭЗ, созданы «центры по обслуживанию инвесторов», которые в тесном взаимодействии с АО «Kaznex Invest» осуществляют полный комплекс сервисных услуг для иностранных инвесторов7.

В январе 2013 г. на расширенном заседании правительства Республики Казахстан глава государства поручил разработать план создания региональных инновационных систем (РИС) и приступить к его реализации. В рамках развития РИС начинается реализация проекта по индустриальным и инновационным кластерам. Планируется провести работу по специализации регионов с учетом инновационного потенциала, после чего будут определены наиболее успешные кластеры.

Министерство индустрии и новых технологий совместно с АО «Национальное агентство по технологическому развитию» с 2010 г. реализуют Программу технологического бизнес-инкубирования, направленную на содействие инициаторам инновационных проектов в продвижении их идей на рынок. На базе восьми действующих технопарков развернут комплекс сервисных и консультационных услуг для поддержки субъектов индустриально-инновационной деятельности и реализации их идей. В 2011 г. были отобраны

6 Программа по привлечению инвестиций, развитию специальных экономических зон и стимулированию экспорта в Республике Казахстан на 2010-2014 годы. Утверждена постановлением правительства Республики Казахстан от 30.10.2010 г. № 1145.

7 Национальный план по привлечению инвестиций. Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан. - Астана, 2011.

40 конкурентоспособных проектов на сумму 245,4 млн тенге, из них 30%- сельское хозяйство и переработка продукции, 20%- строительство и производство стройматериалов, 17,5%-энергетика, 17,5%- машиностроение, 15%- информационные и телекоммуникационные технологии8.

В реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 гг. важное место отведено программе «Производительность 2020», основная задача которой- модернизация (техническое перевооружение) действующих и создание новых конкурентоспособных производств, увеличение производительности труда на обрабатывающих предприятиях9. На 2010-2012 гг. в программу включен 51 инвестиционный проект из 15 регионов и 8 отраслей промышленности (машиностроение- 37%; индустрия строительных материалов - 35%; АПК- 12%, энергетика, химическая, деревообрабатывающая и фармацевтика- 6%, металлургия- 10%). Общая стоимость проектов за весь период реализации составляет 152,6 млрд тенге, в том числе: оплата за разработку или экспертизу комплексного плана инвестиционного проекта- 45,1 млн тенге, долгосрочное лизинговое финансирование - 65,8 млрд, инновационные гранты - 4,2 млрд тенге. На финансирование строительно-монтажных работ предприятия используют собственные средства и привлекают заемные средства из банков второго уровня.

В 2013 г. по программе «Производительность 2020» планируется реализация 30 инвестиционных проектов в строительстве, АПК, машиностроении, фармацевтике и химической промышленности. Предусмотрено финансирование в размере 187,5 тыс. тенге на возмещение затрат по разработке или экспертизе комплексных планов инвестиционных проектов и 15 млрд тенге - на долгосрочное лизинговое финансирование. Все вошедшие в программу инвестиционные проекты предполагают увеличение производительности труда более

8 Аубакирова Г.М. Стратегии, модели и механизмы развития промышленного предприятия: инновационно ориентированный подход: Монография. - Караганда: КарГТУ, 2011. -С.153.

9 Программа «Производительность 2020». Утверждена постановлением правительства РК от 14.03.2011 г. №254. URL: //http:online.prg.kz

чем в 2-3 раза, снижение энергопотребления - в среднем на 30-40%, увеличение загрузки мощностей - до 80%.

Для оздоровления конкурентоспособных производств, имеющих стратегически важное значение для экономики страны, правительством была принята специальная программа10 государственной поддержки предприятий, задолженность которых превышает 4,5 млрд тенге, столкнувшихся с кризисными явлениями и необходимостью реструктуризации долга, на выгодных условиях для полноценной их реабилитации. За 2011-2012 гг. в Программе посткризисного восстановления приняли участие 34 предприятия, из которых 11, получив государственную поддержку, избежали банкротства.

С учетом стратегической задачи по вхождению к 2050 г. в число тридцати самых развитых стран мира начинается модернизация экономики в соответствии с международными стандартами. И первым практическим шагом станет переход к «зеленой экономике»11. Казахстан рассчитывает подстегнуть замедлившийся экономический рост и увеличить число рабочих мест через развитие атомной, солнечной и ветроэнергетики, внедрение современных методов утилизации. Совокупный размер государственных и частных инвестиций на эти цели в 2013-2050 гг. составит порядка 1% ВВП ежегодно, или 3-4 млрд долл. Планируется, что на атомную энергетику к 2030 г. придется около 7-8% от всей производимой в республике электроэнергии. Прогнозируется довести общую установленную мощность отечественных АЭС до 1,5 Г Вт в 2030 г. с ростом до 2 ГВт к 2050 г.12

Казахстан обладает огромным потенциалом возобновляемых источников энергии. По экспертным оценкам, ветроэнергетический потенциал страны оценивается в 929 млрд кВт*ч в год. Главное препятствие развитию ветроэнергетики - высокие удельные капитальные затраты на строительство и как следствие - высокий тариф на элек-

10 Программа посткризисного восстановления (оздоровление конкурентоспособных предприятий). Утверждена постановлением правительства РК 04.03.2011 г.

URL: //http:online.prg.kz

11 Национальный план организации и проведения Международной специализированной выставки «ЭКСП0-2017» на 2013-2018 годы. Утвержден постановлением правительства Республики Казахстан от 15.01.2013 г. № 10.

12 Интервью министра охраны окружающей среды РК Н. Каппарова. URL: www.rus.24.kz/kz/teleproekty/.../intеrvyukz-v-gostyah-ministr-3.htmlэ

троэнергию. Однако в условиях постоянного роста цен на энергоносители, привлечения инвестиций в модернизацию и обновление генерирующих мощностей разница между ценой на электроэнергию от традиционных источников и вет-роэлектростанций будет сокращаться.

Инновационный переход к прогрессивным технологическим укладам обусловлен рядом особенностей. Экономика страны всегда была территориально неоднородной, в разных регионах отрасли имеют специфичные профили технологических укладов. В среднесрочном периоде политика по развитию инноваций будет направлена на построение национальной инновационной системы, обеспечивающей повышение конкурентоспособности экономики за счет создания системы управления инновационно-технологическим развитием, инновационного развития отраслей и регионов, становления высокотехнологичного малого и среднего бизнеса, инфраструктуры инновационных кластеров, повышения научного и инжинирингового потенциала страны. Принята Программа по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010-2014 гг.13

Каждая страна при диверсификации структуры экономики выбирала приоритетные отрасли, получавшие инвестиционную поддержку и различные льготы. Для Японии это были металлургия и угольная промышленность, Китая - сельское хозяйство и пищевая отрасль. Основной упор в государственной политике Казахстана сделан на обрабатывающую промышленность.

Исходя из опыта промышленно развитых стран, предприятиям Республики Казахстан необходим структурированный подход к инновационной деятельности за счет внедрения национальных стандартов на системы инновационного менеджмента Я&0&! (исследования, разработки и инновации), стандартов проектного управления14, а также по управлению программами, портфелями, сроками, рисками, изменениями и коммуникациями. Разработки национальных стандартов на системы менеджмента Я&Р&! включены в План

13 Программа по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010—2014гг. Утверждена постановлением правительства РК от 14.04.2010 г. № 302. URL: //http:online.prg.kz

14 ISO 21500-2012 Руководство по управлению проектами: стандарт ANSIPMI® PMBOK® Guide

государственной стандартизации. Уровень гармонизации государственных стандартов с требованиями региональных, международных и национальных стандартов иностранных государств к 2014 г. планируется довести до 76% с 72% в 2012 г. Активно внедряются международные стандарты качества. В 2012 г. уже 5409 предприятий внедрили и сертифицировали системы менеджмента.

В 2012 г. Казахстан обсуждал вопросы сотрудничества в области стандартизации, сертификации продукции, систем менеджмента качества, инспекции экспортируемой и импортируемой продукции, испытаний продукции с Ассоциацией по стандартизации и сертификации Испании (ДЕМОЯ) и Французской ассоциацией по стандартизации (ДРМОЯ). Подписано соглашение по техническому сотрудничеству, которое позволит оптимизировать процессы исследований, разработок и технологических инноваций, структурировать подходы к инновационной деятельности. Также с ДРМОЯ планируется подписать дистрибьюторское соглашение, направленное на устранение технических барьеров в торговле. Это позволит республике принимать в виде государственных стандартов передовые требования к продукции и процессам, что повысит качество отечественной продукции и откроет товаропроизводителям дорогу на экспорт.

Карта индустриализации

Инструментом централизации управления индустриальными проектами стала Карта индустриализации, в которую объединены проекты республиканского и регионального значения15. Объем инвестиций- более 12 млрд долл. На конец 2012 г. в ней участвовали 608 проектов на 9,7 трлн тенге (65 млрд долл.- в перспективе до 2017 г.). В 2012 г. заработали 14 новых производств, в которые было инвестировано около 91 млрд тенге. В 2013 г. планируется реализовать 130 проектов: новый ферросплавный завод, производство обожженных анодов, мелкосортного проката, реконструкция энергоблока ГРЭС, битумный завод, производство фотоэлектрических пластин, создание автозавода полного цикла на базе сборочного производства «АзияАвто» и др.

15 Карта индустриализации РК на 2010-2014 гг. Утверждена постановлением правительства РК от 14.04.2010 г. №303 URL: //http:online.prg.kz

В Карту индустриализации включены все объекты, которые строились или предполагались в среднесрочной перспективе. Основная их часть связана с модернизацией и техническим перевооружением действующих производств, строительством новых мощностей и объектов, в том числе инфраструктурных. В Казахстане из ста инновационных проектов, реализуемых в рамках государственных программ, фундаментальных, прикладных исследований, только один доходит до внедрения в производство (в мире- около 30%)16.

Большая часть проектов Карты индустриализации - объекты агропромышленного комплекса, строительной индустрии, металлургии и машиностроения. С 2010 г. уже произошел более чем двукратный рост производительности. Горнометаллургический комплекс (ГМК) является ключевым сегментом экономики, который играет существенную роль в реализации Госпрограммы по форсированному индустриально-инновационному развитию. На него приходится более 9% ВВП страны, около 18% объема промышленного производства и почти четверть экспорта. В рамках этой программы реализуется стратегия комплексного использования минерально-сырьевых ресурсов с упором на эффективную переработку и получение широкой номенклатуры продукции, конкурентоспособной на мировом рынке. Отраслевая программа ГМК реализует систему поощрения компаний, налаживающих в стране вторую, третью и четвертую стадии переработки, проводится технологическая модернизация производства и внедряются передовые технологии, позволяющие выпускать продукцию высоких переделов.

За 2010-2012 гг. по Карте индустриализации были разработаны 78 горно-металлургических проектов с объемом инвестиций свыше 12 млрд долл., из них введено в эксплуатацию 42 проекта, создано 12 тыс. рабочих мест. Проекты позволили повысить уровень внутренней переработки алюминия на 20 тыс. т (до 300 тыс. т), начать выпуск арматуры, различных видов проката, металлоконструкций, кабелей, увеличить объемы добычи и улучшить качество собственного железорудного и угольного сырья. Только за 2012 г.

16 Выступление вице-президента АО «Казахстанский институт развития индустрии» на инвестиционном форуме «Корпоративные финансы-2013». URL: www.respublika-kaz.biz/ news/markets/10185/э

объем производства металлургической продукции составил почти 13 млрд долл., в том числе в черной - 4,7, в цветной -более 8. Объем производства готовых металлических изделий достиг 850 млн долл. В рамках отраслевой программы ГМК работают крупные мировые компании, казахстанские инвесторы, национальные предприятия. Внедряются проекты, позволяющие не только поднять технологический уровень производства, но и улучшить показатели в сфере эко-логичности, производительности и безопасности труда: компания «Тау-Кен Самрук» строит аффинажный завод, Национальная атомная компания «Казатомпром» реализует первый проект в области редкоземельных металлов.

Перспективы развития металлургической отрасли связаны с максимальной переработкой сырья внутри страны, расширением производства собственного железорудного и угольного сырья, выходом на базовые металлы, выпуском продукции высоких переделов, энерго- и ресурсосбережением, обеспечением технической и экологической безопасности, снижением потерь и рациональным использованием минеральных ресурсов, созданием новых и развитием действующих производств с высокой добавленной стоимостью. В ближайшие годы в модернизацию системообразующих предприятий горно-металлургического комплекса предусматривается вложить 1,7 трлн тенге, будет освоено около 20 новых видов продукции с высокой добавленной стоимостью, планируется ежегодное увеличение объемов производства продукции на 600 млрд тенге17.

Участие промышленных предприятий в различных государственных программах и Карте индустриализации способствовало изменению спроса на их продукцию, формированию более сильной рыночной ориентации, улучшению финансового положения. В промышленности сложилась позитивная динамика. Впервые основной вклад в прирост ВВП был достигнут не только за счет добывающих отраслей- в 5%-м приросте ВВП 2012г. 1,3% приходится на долю новых производств. За 2009-2011 гг. введены в эксплуатацию 537 новых объектов, которые произвели продукцию

17 Выступление министра индустрии и новых технологий РК А. Исекешева 13 июня 2013 г. на IV Съезде работников горно-металлургической промышленности в рамках Международного форума «Astana Mining & Metallurgy». URL: www.zakon.kz/ 4561858-za-tri-goda-po-karte-industrializacii.htmb

на сумму 1,7 трлн тенге, освоен выпуск 142 новых видов продукции. В 2012 г. новые производства выпустили продукцию на 913,4 млрд тенге- это 5,5% от общего объема промышленного производства, в обрабатывающей промышленности доля новых производств составила 8% (421,5 млрд тенге). Численность занятых в промышленности выросла на 85,3 тыс. человек, из них половина трудоустроены на новые рабочие места18.

Для увеличения доли несырьевого экспорта в Стратегии индустриально-инновационного развития ставилась задача добиться опережающего роста обрабатывающей промышленности с ежегодными темпами прироста несырьевого сектора на уровне не менее 8% в реальном измерении. Однако эти показатели не были достигнуты: Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития способствовала поддержанию роста промышленности и экономики в целом, но не смогла кардинально усилить диверсификацию.

В 2010-2012 гг. темпы прироста обрабатывающей промышленности снизились до минимального уровня. За 20032012 гг. доля обрабатывающей отрасли в промышленности упала примерно с 40 до 31,7% на конец 2012 г., а доля добывающей - выросла, что объясняется не только опережающим ростом цен на энергоносители, но и низкими темпами роста обрабатывающих отраслей. Так, доля экспорта минеральных продуктов и металлов с невысокой добавленной стоимостью все последние годы держится на уровне около 90%. При этом доля товаров с высокой добавленной стоимостью (машины, оборудование, транспортные средства) не превышает 1-2%19.

Структурным недостатком экономики Республики Казахстан по-прежнему является ее сильная зависимость от производства сырьевых товаров и мировых цен на нефть, другие драйверы роста за прошедшие годы так и не найдены. На долю нефтяной отрасли приходится 60% экспорта и 25% ВВП, что подвергает экономику ряду внешних рисков. Надежды на восстановление устойчивого роста

18 Выступление заместителя премьер-министра, министра индустрии и новых технологий на заседании правительства в апреле 2013 г. URL: ortcom.kz/ru/briefing/view/30

19 Данные официального сайта Агентства РК по статистике. URL: http: //www.stat.kz

связываются с дальнейшим наращиванием добычи нефти и благоприятной ценовой конъюнктурой.

Кроме того, индустриализация - это не только созданные рабочие места, новые предприятия и продукты, она влечет за собой сложные социально чувствительные процессы - урбанизацию, приватизацию, перераспределение капитала, банкротство предприятий и др., что необходимо

учесть при разработке программы следующей пятилетки.

* * *

За годы реформ в стране создан фундамент рыночной экономики на пути эффективного развития и интеграции в мировое сообщество. За Республикой Казахстан прочно закрепилась репутация конкурентоспособного государства -в сентябре 2012 г. Всемирный экономический форум присвоил стране 51-е место в ежегодном рейтинге конкурентоспособности мировых экономик, страна поднялась за год на 21-ю позицию. По данным швейцарского Международного института развития менеджмента, в 2013 г. Казахстан занял 34-ю строчку мирового рейтинга конкурентоспособности The World Competiveness Scoreboard-2013, участниками которого стали 60 стран.

Главным ориентиром модернизации экономики страны остается Программа индустриализации. Создание национальной инновационной системы приобретает определенность и конкретный характер. Реализация концепции планирования индустриально-инновационного развития экономики на основе рационального размещения производственных и инфраструктурных мощностей позволит повысить эффективность государственной инвестиционной политики, сбалансировать цели и имеющиеся ресурсы, выработать принципы инфраструктурного развития и прогнозирования социально-экономических показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.