Научная статья на тему 'О ВОПРОСАХ УПРАВЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ'

О ВОПРОСАХ УПРАВЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГ / МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ДОХОД / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / РЕГИОН / ТРАНСФЕРТЫ / TAX / LOCAL BUDGET / FINANCIAL RESOURCES / INCOME / TAX REVENUES / REGION / TRANSFERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нурмаганбетова М. С., Даулиева Г. Р., Ниязбаева А. А.

Цель исследования заключается в определении роли и значения мероприятий по управлению финансовых ресурсов местных бюджетов. В задачи исследования входят: проведение теоретического исследования вопросов управления и формирования финансовых ресурсов местных бюджетов, изучение финансовых отчетов областей Казахстана, статистическая обработка полученных данных.Материалы и методы. В процессе подготовки статьи рассмотрены вопросы внедрения четвертого уровня бюджета, об участии граждан в планировании бюджета. Авторами проведен анализ финансовых отчетов областей по исполнению бюджета 2019 года. В процессе подготовки материалов статьи авторами использована информация сайта Министерства финансов Республики Казахстан, аналитические статистические материалы, научные труды ученых Казахстана.В работе были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение), эмпирические (наблюдение), статистический анализ и др.Результаты. Система управления государственными финансами, в частности, была в последние годы предметом широкомасштабных реформ, направленных на укрепление потенциала стратегического развития страны. В последние годы заметно улучшилась ориентация бюджетного планирования на результат. Приоритеты «модели социально-экономического развития страны» согласованы правительством и выдвинуты Министерством национальной экономики, и должным образом отражены в ежегодном стратегическом плане каждого министерства. Исходя из недавних реформ, программы, изложенные в стратегических планах, в целом согласованы с бюджетными программами министерств, также была уточнена управленческая ответственность в каждой области.За последние годы произошли важные изменения в отношении доступа к информации, был разработан онлайн-портал «Открытые бюджеты», введен гражданский бюджет, представлены централизованные руководства по их подготовке С 2018 года Казахстан внедрил четвертый уровень бюджета для органов местного самоуправления. 90% таких бюджетов формируются за счет налогов и платежей самих жителей. С 1 января 2020 года в городах районного значения, селах, поселках и сельских округах Республики Казахстан с населением численностью 2000 человек и ниже внедрили самостоятельный бюджет местного самоуправления. В 2020 году корпоративный подоходный налог (КПН) от малого и среднего бизнеса (МСБ) как доходную статью передали из республиканского бюджета в местный. Так, в республиканский бюджет будут зачислять поступления КПН только от субъектов крупного предпринимательства. Также маслихатам областей предоставлено право устанавливать норматив распределения КПН от МСБ между областным и районным бюджетом.Заключение. Эффективное управление бюджетными ресурсами в соответствии с проводимой бюджетной политикой должно ориентироваться на реализацию общих целей, стоящих перед бюджетной системой страны: воздействие на экономический рост и занятость, обеспечение экономических и политических функций государства.Основным приоритетом при планировании государственных доходов и расходов является благополучие граждан Казахстана, а именно их социальная поддержка, здоровье и образование, а также создание условий для качественного посткризисного роста экономики. Поэтому особенно важно отметить роль и значение мероприятий по управлению финансовых ресурсов местных бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нурмаганбетова М. С., Даулиева Г. Р., Ниязбаева А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE MANAGEMENT AND FINANCIAL RESOURCES FORMATION OF LOCAL BUDGETS

The purpose of the study is to determine the role and significance of measures for the management of financial resources of local budgets. The objectives of the study include: conducting a theoretical study of management issues and the formation of financial resources of local budgets, studying the financial reports of the regions of Kazakhstan, statistical processing of the data obtained.Materials and methods. In the process of preparing the article, the issues of introducing the fourth level of the budget, on the participation of citizens in budget planning were considered. The authors analyzed the financial reports of the regions for the execution of the 2019 budget. In the process of preparing the materials for the article, the authors used the information of the website of the Ministry of Finance of the Republic of Kazakhstan, analytical statistical materials, and scientific works of scientists of Kazakhstan.The following research methods were used in the work: theoretical (analysis, synthesis, generalization), empirical (observation), statistical analysis, etc.Results. The public financial management system, in particular, has been the subject of large-scale reforms in recent years aimed at strengthening the country’s strategic development potential. In recent years, the orientation of budget planning to results has noticeably improved. The priorities of the “model of socio-economic development of the country” are agreed by the government and put forward by the Ministry of National Economy, and are duly reflected in the annual strategic plan of each ministry. Based on recent reforms, the programs outlined in the strategic plans are broadly aligned with the budget programs of the ministries, and management responsibilities in each province have been clarified.In recent years, important changes have occurred in relation to access to information, an online portal “Open Budgets” was developed, a civil budget was introduced, and centralized guidelines for their preparation were presented.Since 2018, Kazakhstan has introduced a fourth budget level for local governments. 90% of these budgets are formed from taxes and payments by residents themselves. Since January 1, 2020, in the cities of regional significance, villages, settlements and rural districts of the Republic of Kazakhstan with a population of 2,000 people and below, an independent local government budget has been introduced. In 2020, the corporate income tax (CIT) from small and medium-sized businesses as a revenue item was transferred from the republican budget to the local one. Thus, CIT receipts will be credited to the republican budget only from large business entities. Also, the maslikhats (local representative body) of the regions have the right to establish the standard for the distribution of CIT from small and medium-sized businesses between the regional and district budgets.Conclusion. Effective management of budgetary resources in accordance with the current budget policy should be guided by the implementation of the general goals facing the country’s budget system: impact on economic growth and employment, ensuring the economic and political functions of the state.The main priority in planning government revenues and expenditures is the well-being of citizens of Kazakhstan, namely, their social support, health and education, as well as creating conditions for high-quality post-crisis economic growth. Therefore, it is especially important to note the role and importance of measures to manage financial resources of local budgets.

Текст научной работы на тему «О ВОПРОСАХ УПРАВЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ»

УДК 336.132

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2500-3925-2021-1-37-46

М.С. Нурмаганбетова1, Г.Р. Даулиева2,

А.А. Ниязбаева3

1 Международный университет Кыргызстана, Бишкек, Кыргызская Республика

2 Казахский национальный университет им.Аль-Фараби, Алматы, Казахстан

3 Актюбинский региональный университет им. К. Жубанова, Актобе, Казахстан

О вопросах управления и формирования финансовых ресурсов местных бюджетов

Цель исследования заключается в определении роли и значения мероприятий по управлению финансовых ресурсов местных бюджетов. В задачи исследования входят: проведение теоретического исследования вопросов управления и формирования финансовых ресурсов местных бюджетов, изучение финансовых отчетов областей Казахстана, статистическая обработка полученных данных.

Материалы и методы. В процессе подготовки статьи рассмотрены вопросы внедрения четвертого уровня бюджета, об участии граждан в планировании бюджета. Авторами проведен анализ финансовых отчетов областей по исполнению бюджета 2019 года. В процессе подготовки материалов статьи авторами использована информация сайта Министерства финансов Республики Казахстан, аналитические статистические материалы, научные труды ученых Казахстана.

В работе были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение), эмпирические (наблюдение), статистический анализ и др. Результаты. Система управления государственными финансами, в частности, была в последние годы предметом широкомасштабных реформ, направленных на укрепление потенциала стратегического развития страны. В последние годы заметно улучшилась ориентация бюджетного планирования на результат. Приоритеты «модели социально-экономического развития страны» согласованы правительством и выдвинуты Министерством национальной экономики, и должным образом отражены в ежегодном стратегическом плане каждого министерства. Исходя из недавних реформ, программы, изложенные в стратегических планах, в целом согласованы с бюджетными программами министерств, также была уточнена управленческая ответственность в каждой области. За последние годы произошли важные изменения в отношении доступа к информации, был разработан онлайн-портал «От-

крытые бюджеты», введен гражданский бюджет, представлены централизованные руководства по их подготовке С 2018 года Казахстан внедрил четвертый уровень бюджета для органов местного самоуправления. 90% таких бюджетов формируются за счет налогов и платежей самих жителей. С 1 января 2020 года в городах районного значения, селах, поселках и сельских округах Республики Казахстан с населением численностью 2000 человек и ниже внедрили самостоятельный бюджет местного самоуправления. В 2020 году корпоративный подоходный налог (КПН) от малого и среднего бизнеса (МСБ) как доходную статью передали из республиканского бюджета в местный. Так, в республиканский бюджет будут зачислять поступления КПН только от субъектов крупного предпринимательства. Также маслихатам областей предоставлено право устанавливать норматив распределения КПН от МСБ между областным и районным бюджетом.

Заключение. Эффективное управление бюджетными ресурсами в соответствии с проводимой бюджетной политикой должно ориентироваться на реализацию общих целей, стоящих перед бюджетной системой страны: воздействие на экономический рост и занятость, обеспечение экономических и политических функций государства.

Основным приоритетом при планировании государственных доходов и расходов является благополучие граждан Казахстана, а именно их социальная поддержка, здоровье и образование, а также создание условий для качественного посткризисного роста экономики. Поэтому особенно важно отметить роль и значение мероприятий по управлению финансовых ресурсов местных бюджетов.

Ключевые слова: налог, местный бюджет, финансовые ресурсы, доход, налоговые поступления, регион,трансферты.

Manet S. Nurmaganbetova1, Galiya R. Dauliyeva2, Aigul A. Niyazbaeva3

1 The International university of Kyrgyzstan, Bishkek, Kyrgyz Republic 2 Al-Farabi Kazakh national university, Almaty, Kazakhstan 3 K. Zhubanov Aktobe regional university, Aktobe, Kazakhstan

On the Management and Financial Resources Formation of Local Budgets

The purpose of the study is to determine the role and significance of measures for the management of financial resources of local budgets. The objectives of the study include: conducting a theoretical study of management issues and the formation of financial resources of local budgets, studying the financial reports of the regions of Kazakhstan, statistical processing of the data obtained.

Materials and methods. In the process of preparing the article, the issues of introducing the fourth level of the budget, on the participation of citizens in budget planning were considered. The authors analyzed the financial reports of the regions for the execution of the 2019 budget. In the process of preparing the materials for the article, the authors used the information of the website of the Ministry of Finance of the

Republic of Kazakhstan, analytical statistical materials, and scientific works of scientists of Kazakhstan.

The following research methods were used in the work: theoretical (analysis, synthesis, generalization), empirical (observation), statistical analysis, etc.

Results. The public financial management system, in particular, has been the subject of large-scale reforms in recent years aimed at strengthening the country's strategic development potential. In recent years, the orientation of budget planning to results has noticeably improved. The priorities of the "model of socio-economic development of the country" are agreed by the government and put forward by the Ministry of National Economy, and are duly reflected in the annual strategic plan of each ministry. Based on recent reforms, the programs

outlined in the strategic plans are broadly aligned with the budget programs of the ministries, and management responsibilities in each province have been clarified.

In recent years, important changes have occurred in relation to access to information, an online portal "Open Budgets " was developed, a civil budget was introduced, and centralized guidelines for their preparation were presented.

Since 2018, Kazakhstan has introduced a fourth budget level for local governments. 90% of these budgets are formed from taxes and payments by residents themselves. Since January 1, 2020, in the cities of regional significance, villages, settlements and rural districts of the Republic of Kazakhstan with a population of 2,000 people and below, an independent local government budget has been introduced. In 2020, the corporate income tax (CIT) from small and medium-sized businesses as a revenue item was transferred from the republican budget to the local one. Thus, CIT receipts will be credited to the republican budget only from large business entities. Also, the

maslikhats (local representative body) of the regions have the right to establish the standard for the distribution of CIT from small and medium-sized businesses between the regional and district budgets. Conclusion. Effective management of budgetary resources in accordance with the current budget policy should be guided by the implementation of the general goals facing the country's budget system: impact on economic growth and employment, ensuring the economic and political functions of the state.

The main priority in planning government revenues and expenditures is the well-being of citizens of Kazakhstan, namely, their social support, health and education, as well as creating conditions for high-quality post-crisis economic growth. Therefore, it is especially important to note the role and importance of measures to manage financial resources of local budgets.

Keywords: tax, local budget, financial resources, income, tax revenues, region, transfers.

Введение

Следует отметить, что вопросы управления и формирования финансовых ресурсов местных бюджетов являются актуальными в современных условиях модернизации национальной финансовой системы Казахстана. В связи с этим, цель исследования заключается в определении роли и значения мероприятий по управлению финансовых ресурсов местных бюджетов. В задачи исследования входят: проведение теоретического исследования вопросов управления и формирования финансовых ресурсов местных бюджетов, изучение финансовых отчетов областей Казахстана, статистическая обработка полученных данных.

Казахстан — крупнейшая и наиболее динамично развивающаяся с экономической точки зрения страна Центральной Азии, руководство которой стремится сделать Казахстан одной из наиболее развитых стран в мире [1].

Для достижения этой цели власти Казахстана приступили к реализации различных реформ и к модернизации, охватывающей многие аспекты государственной политики, в том числе с учетом стандартов и принципов ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Как указано в Рекомендации ОЭСР по бюджетному управлению

(ОЭСР, 2015), бюджет является «центральным политическим документом правительства, определяющим приоритеты и способы достижения годовых и многолетних целей... [2].

В научных трудах отечественных и зарубежных ученых приводятся различные трактовки понятия управления и формирования финансовых ресурсов. В частности, А.Г. Гранберг отмечает, что страны, уделяющие значительное внимание региональным проблемам и специальной региональной политике, используют разнообразные методы управления финансовыми ресурсами, которых можно объединить в три группы: [3]

— использование различных регулирующих инструментов;

— использование различных регулирующих инструментов;

— бюджетно-налоговая политика;

— планирование и прогнозирование.

Н.И. Ларина и А.А. Кисель-ников опираясь в основном на европейскую практику, дают схемы средств (инструментов) макро- и микро политики, которые проводятся ниже в сокращенном виде [4]. Макроинструменты региональной экономической политики представляет собой дифференцированные по регионам параметры (нормативы, ставки и т. п.) и условия обще-

государственной налоговой, кредитной, инвестиционной, социальной политики. Так для стимулирования экономического роста или поддержки проблемных регионов устанавливаются пониженные ставки налогов на предпринимательство, льготные кредитные ставки, льготные транспортные тарифы.

В современных условиях управление финансовыми ресурсами местных бюджетов является важным аспектом формирования доверия между государствами и их гражданами. Межбюджетные отношения в Казахстане основаны на четком разграничении функций и полномочий между уровнями государственного управления, распределении поступлений и расходов между республиканским и местным бюджетом [5].

Власти Казахстана разделяют такое понимание роли современного управления бюджетом. В течение последних лет они провели ряд крупных реформ, направленных на то, чтобы привести национальные системы в соответствие с принципами надлежащей международной практики. Вопросы межбюджетных отношений, формирования доходов местных бюджетов, требуют дополнительного изучения в свете углубления интеграционного взаимодействия стран ЕАЭС (Евразийский экономический союз) [6].

Основная часть

Система управления государственными финансами, в частности, была в последние годы предметом широкомасштабных реформ, направленных на укрепление потенциала стратегического развития страны. В последние годы заметно улучшилась ориентация бюджетного планирования на результат. Приоритеты «модели социально-экономического развития страны» согласованы правительством и выдвинуты Министерством национальной экономики, и должным образом отражены в ежегодном стратегическом плане каждого министерства. Исходя из недавних реформ, программы, изложенные в стратегических планах, в целом согласованы с бюджетными программами министерств, также была уточнена управленческая ответственность в каждой области.

В последние годы Казахстан улучшил прозрачность бюджета в соответствии с рекомендациями по результатам Проверки целостности ОЭСР 2016 года. В частности, в последние годы произошли важные изменения в отношении доступа к информации, был разработан онлайн-портал «Открытые бюджеты», введен гражданский бюджет, представлены централизованные руководства по их подготовке [7].

С 2018 года Казахстан внедрил четвертый уровень бюджета для органов местного самоуправления. Это самые маленькие административные единицы — села, города, районы с населением более двух тысяч человек. Закон о развитии местного самоуправления предусматривает, что в 1062 сельских районах жители будут определять, на какой из 19 видов расходов будут потрачены их бюджеты[8].

Примечательно, что 90% таких бюджетов формируются за счет налогов и платежей самих жителей. Процедура принятия

бюджета предполагает, что в обсуждении необходимо участие граждан, которые сами решают, на что будут потрачены их прямые налоги. Для этого необходимо предварительно опубликовать объявления в средствах массовой информации, депутаты должны встретиться с общественностью. В начале года аким должен отчитаться перед населением о том, как потрачены деньги, отчет об освоении средств бюджета утверждает маслихат [9].

Как мы знаем, основным источником формирования финансовых ресурсов местных бюджетов являются местные налоги, так как на их долю в доходах местных органов развитых государств приходится высокий процент всех налоговых поступлений [10]. За счет местных налогов финансируются затраты на развитие транспорта, строительство школ, больниц, прочих объектов инфраструктуры, расходы на реконструкцию городов, благоустройство дорог и другое, что показывает их важную роль в социально-экономическом развитии местных территорий. В соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан к налоговым доходам местных бюджетов относятся: собственные налоговые доходы местных бюджетов: земельный налог, налог на имущество физических лиц [11].

Вместе с тем, 28 декабря 2019 главой государства был подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам административно-территориального устройства Республики Казахстан, совершенствования системы государственного управления, межбюджетных отношений, кредитования и образования». Данным документом внесены поправки в Земельный, Бюджетный, Уголовно-процессуальный, Гражданский про-

цессуальный кодексы, кодекс «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» [12].

С 1 января 2020 года в городах районного значения, селах, поселках и сельских округах Республики Казахстан с населением численностью 2000 человек и ниже внедряется самостоятельный бюджет местного самоуправления. Данное решение принято во исполнение 98 шага Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» Елбасы. Ранее в 2018 году подобное новшество было введено для населенных пунктов, где проживает более 2000 человек [13].

Теперь, с принятием закона, в 2020 году корпоративный подоходный налог (КПН) от малого и среднего бизнеса (МСБ) как доходную статью передали из республиканского бюджета в местный. Так, в республиканский бюджет будут зачислять поступления КПН только от субъектов крупного предпринимательства. Также мас-лихатам областей будет предоставлено право устанавливать норматив распределения КПН от МСБ между областным и районным бюджетом [14].

Планируется, что передача КПН в местные бюджеты будет стимулировать развитие экономики регионов, малого и среднего бизнеса и увеличение доходов местных бюджетов. Так, усилятся стимулы местных исполнительных органов (МИО) по развитию МСБ, но нет конкретных показателей роста объема производства, создания рабочих мест, налоговых поступлений. На развитие предпринимательства в рамках Дорожной карты бизнеса-2020 ежегодно из республиканского бюджета выделяются значительные средства. В 2020 году на это предусмотрено 175 млрд тенге. И от такого финансирования, конечно, должен быть экономический эффект [15].

В республиканский бюджет будут зачисляться только по-

ступления КПН от субъектов крупного предпринимательства. Перечень предприятий будет утверждаться совместным приказом министерства национальной экономики и министерства финансов каждые три года. Ожидается, что данные меры усилят развитие МСБ в регионах. Согласно прогнозам Министерства национальной экономики, в региональные бюджеты в 2020 году поступят около 386 млрд тенге.

По данным финансовых отчетов областей РК бюджетная самодостаточность регионов страны по итогам 2019 года остается на низком уровне. Лишь четыре из 17 регионов и городов республиканского значения способны самостоятельно прокормить себя. Доходная часть остальных дотируемых областей в большей мере состоит из трансфертов. Судя по прогнозному трехлетнему бюджету, в ближайшие годы ситуация не поменяется [16].

По итогам исполненного бюджета 2019 года в число регионов — доноров Казахстана вошли Алматы, Нур-Султан, Атырауская и Мангистауская области. Это единственные территориальные единицы, которые по итогам 2018 года имели профицит местного бюджета (без учета целевых трансфертов). Согласно статье 45 Бюджетного кодекса РК, в случае если объем доходов региона превышает объем расходов, то «излишки» изымаются из местного в республиканский бюджет.

По информации, опубликованной на сайте Министерства финансов РК, самое крупное бюджетное изъятие в 2019 году было зафиксировано в южной столице страны. Алматы перечислил в республиканскую казну 115,3 млрд тенге. В прошлые годы мегаполис не раз возглавлял рэнкинг регионов-доноров, более того, в этом году объем изъятий из казны Алматы увеличится на

49% (до 171,7 млрд тенге), но все же лидерство по итогам 2020 года перейдет к Атырау-ской области. Нефтяная столица Казахстана в 2020 году перечислит в республиканский бюджет 207,3 млрд тенге, что в два раза больше, чем в 2019-м

[17].

Нур-Султан с последней строчки рэнкинга регионов-доноров в этом году переместился на третью позицию, потеснив Мангистаускую область. Однако скачок произошел не из-за экономического роста столицы, а на фоне снижения доходов Мангышлака. Для выравнивания уровня финансовой обеспеченности бюджетный кодекс предполагает выделение дополнительных перечислений (субвенций) тем местным бюджетам, у которых затраты значительно выше, чем доходы. Их в Казахстане превалирующее большинство

[18].

Возглавляет список аутсайдеров в рэнкинге со значительным отрывом Туркестанская область. В прошлом году объем субвенций из республиканского бюджета для нее превысил отметку в 402 млрд тенге (без учета целевых трансфертов). Это связано как с низким уровнем экономического развития (налоговые поступления за 2019 год составили всего 59 млрд тенге), так и с высокой плотностью населения, зна-

чительным уровнем затрат на образование (более 270 млрд тенге) и социальную помощь (92 млрд тенге) [19].

На втором месте в списке дотируемых регионов про-мышленно развитый Восточный Казахстан. Ему выделено 163,9 млрд тенге.

Тройку аутсайдеров замыкает Жамбылская область, для которой в прошлом году были выделены субвенции в объеме 161,9 млрд тенге. Ситуация в этом регионе аналогична с соседней Туркестанской областью. Собственные доходы от налогов (чуть более 56 млрд тенге) не покрывают даже половины главной статьи расходов местного бюджета — образования (133 млрд тенге). Исходя из утвержденного бюджета, в 2020 году всем дотируемым регионам увеличены объемы субвенций минимум на 20%, максимум — на 94% (табл. 1).

Общий объем бюджетных изъятий у регионов-доноров в 2019 году составил 285,7 млрд тенге. Это лишь небольшое дополнение (8%) к гарантированному и целевому трансфертам, выделенным в 2019 году из Национального фонда (3,070 трлн тенге) для обеспечения основных потребностей страны. Впервые за многие годы объем изъятия из Национального фонда превысил уровень его годового дохода [20].

Таблица 1

Субвенции из местных бюджетов в республиканский (млрд тенге)

№ Регион 2017 2018 2019 2020 (план)

1. Туркестанская область - 392,3 402,3 379,9 (-5%)

2. ВКО 154,1 163,1 163,9 215 (+31%)

3. Жамбылская область 148,9 158 161,9 164,6 (+20%)

4. Алматинская область 149 156 153,7 200,7 (+31%)

5. Кызылординская область 130,4 137,1 137,1 174,4 (+27%)

6. Костанайская область 103,5 108,9 110,1 140 (+27%)

7. Акмолинская область 98,8 104 104,4 144,3 (+38%)

8. Карагандинская область 98,9 103,9 100,7 142,5 (+42%)

9. СКО 91,6 95,7 96,3 142,6 (+48%)

10. Актюбинская область 52 56,2 55,8 108,4 (+94%)

11. ЗКО 47,5 50,8 51,3 74,3 (+45%)

12. Павлодарская область 43,9 46,8 46,1 55,4 (+20%)

13. Шымкент - - - 131,6

Судя по данным о движении средств на счете Национального фонда, опубликованным Министерством финансов РК, из заработанных в прошлом году 2,8 трлн тенге 99,9% доходов фонда приходится на налоговые поступления от нефтяного сектора. Географически это все те же западные регионы страны. По данным Комитета государственных доходов Минфина РК, треть всех налогов в бюджет в 2019 году пришлась на ТОО «Тен-гизшевройл», «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.» и АО «Мангистаумунайгаз». По данным статистики, мы видим, главными производителями продукции являются Алматы, Атырауская область и Нур-Султан.

Краткосрочный экономический индикатор (КЭИ) января-апреля 2020 г. составил 101,2% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. При этом, индекс налоговых поступлений в государственный бюджет (республиканский плюс местные бюджеты, очищенные от взаимных перекрестных платежей) января-апреля 2020 г. к январю-апрелю 2019 г. составил 92,8%.

Мы видим, что показатели индекса поступлений в государственный бюджет значительно ниже КЭИ. Надо полагать, что это объясняется не только карантином и снижением цен на нефть, но и различными отсрочками на уплату налогов, предоставленными в рамках поддержки бизнеса.

Индекс номинальной заработной платы января-марта этого года к январю—марту 2019 г. составил 118,9%. К сожалению, более свежих данных нет. Индексы поступлений по индивидуальному подоходному (ИПН) и социальному (СН) налогам, январь-апрель 2020 к январю-апрелю 2019, составили 113,3% и 116,9%, соответственно. ИПН и СН — это налоги с фонда оплаты труда. Их

рост должен соответствовать индексу номинальной заработной платы. В принципе, как мы видим, особого противоречия между этими показателями нет. Индекс поступлений в республиканский бюджет равен 78%, в местные бюджеты — 136,2%.

С другой стороны, такое перераспределение привело к снижению налоговых поступлений в республиканский бюджет. Другой фактор, повлиявший на низкое значение индекса — это снижение цен на нефть, что привело к снижению поступлений экспортной таможенной пошлины. Индексы поступлений в государственный бюджет по регионам приведены в табл. 2.

По данным табл. 2 необходимо пояснить, что с 2020 года местные бюджеты получают корпоративный подоходный налог, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства (они идут в республиканский бюджет) и поступлений от организаций нефтяного сектора (идут в Национальный фонд). Это существенно увеличило налоговые поступления в местные бюджеты, и такое решение

можно только приветствовать [21].

Более половины поступлений в местный бюджет приходится на трансферты. Так, за 8 месяцев 2020 года общая сумма поступлений трансфертов в местный бюджет составила 2,1 трлн тг — на 30% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (1,6 трлн тг). Больше всего трансфертов поступило в местные бюджеты Туркестанской (409,8 млрд тг), Алматинской (191,7 млрд тг) и Восточно-Казахстанской (179,6 млрд тг) областей. Налоговые поступления, в свою очередь, составили 1,6 трлн тг, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 7,2%. Больше всего налогов поступило в местный бюджет Алматы (294 млрд тг), Атырауской области (209,6 млрд тг) и Нур-Султана (161,7 млрд тг) [22].

Поступления от продажи основного капитала увеличились на 2,1% за год и составили 60,6 млрд тг, а неналоговые поступления снизились на 9,5% за год, до 43 млрд тг. В целом по РК поступления в местный бюджет без учета трансфертов за январь—август 2019 года достиг-

Таблица 2

Индексы поступлений в государственный бюджет по регионам (КС МНЭ, КГД МФ), январь-апрель 2020 г.

Регион Индексы поступлений, %

Акмолинская область 90,8

Актюбинская область 74,2

Алматинская область 106,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Атырауская область 87,5

Восточно-Казахстанская область 94,8

Жамбылская область 105,1

Западно-Казахстанская область 76,2

Карагандинская область 79,8

Кызылординская область 68,8

Кустанайская область 95,5

Мангистауская область 82,5

Павлодарская область 100,4

Северо-Казахстанская область 117,5

Туркестанская область 113,8

Шымкент 121,2

Алматы 101,8

Нур-Султан 89,8

Казахстан в целом 92,8

Рис. 1. Расходы местного бюджета по регионам РК (январь-август 2020 г.), млрд тенге [22]

ли 1,7 трлн тг, при этом план на соответствующий период предполагал 1,5 трлн тг. План перевыполнен на 8,8%, или 134 млрд тг, 87% из которых (116 млрд тенге) приходится на налоги. План по доходам перевыполнен по всем регионам. Больше всего поступлений в местный бюджет без учета трансфертов приходится на Алматы: 307 млрд тг, план перевыполнен на 9,2%, или 26 млрд тг.

В местный бюджет Атыра-уской области поступило 216 млрд тг — на 12,4% больше запланированного. Замыкает тройку лидеров Нур-Султан: 176 млрд тг — всего на 0,4% больше, чем по плану. В топ-5 также вошли Алматинская и Карагандинская области — 144 млрд и 113 млрд тг соответственно. Среди всех регионов наибольшее перевыполнение плановых показателей зафиксировано в Павлодарской (22,2%), Жамбылской (17,6%) и Кызылординской (16,9%) областях.

Расходы местных бюджетов выросли на 36% за год. Более трети затрат пришлось на образование (рис. 1). За январь— август 2020 года расходы местного бюджета страны достигли 4,7 трлн тг — сразу на 35,5% больше, чем годом ранее. Для сравнения: за январь-август 2019 года расходы местного

бюджета составляли 3,5 трлн тг, увеличившись за год на 18,7%, сообщает йпргот^. За январь-сентябрь 2020 года, согласно сообщению МФ РК, расходы местных бюджетов составили 5,6 трлн тг. республиканский бюджет будут зачислять поступления КПН только от субъектов крупного предпринимательства.

Расходы исполнены на 99,5%. Не исполнено 30

млрд тг. Регионы, допустившие наибольшее неосвоение средств, — Актюбинская, Западно-Казахстанская, Карагандинская области и столица. Причины неосвоения — длительное проведение конкурса и непредоставление актов выполненных работ. По итогам восьми месяцев в разрезе регионов наибольшая сумма затрат пришлась на Туркестанскую область: 530,5 млрд тг — на 23,1% больше, чем годом ранее. В топ-3 регионов по сумме затрат также вошли Алматы (444,5 млрд тг, плюс 38,6%) и Алматинская область (421 млрд тг, плюс 37,6%). Значительный рост затрат зафиксирован в Шымкенте (сразу в 1,8 раза, до 240,1 млрд тг), столице (в 1,5 раза, до 327,9 млрд тг) и Карагандинской области (также в 1,5 раза, до 294,1 млрд тг).

Более трети расходов местного бюджета пришлось на сферу образования: 1,7 трлн тг — плюс 35,8% за год. Затраты на жилищно-коммунальное хозяйство достигли 763,7 млрд тг — в 1,6 раза больше, чем в прошлом году. На транспорт и

Таблица 3

Расходы местного бюджета (январь-август 2020г.), млрд тенге

2020 2019 Прирост

Всего 4 709,4 3 475,4 35,5%

Образование 1 673,8 1 232,2 35,8%

Жилищно-коммунальное хозяйство 763,7 485,3 57,4%

Транспорт и коммуникации 401,5 280,7 43,1%

Трансферты 327,2 255,2 28,2%

Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения 305,9 239,7 27,6%

Социальная помощь и социальное обеспечение 235,2 261,7 -10,1%

Культура, спорт, туризм и информационное пространство 229,7 210,8 8,9%

Здравоохранение 174,0 86,0 102,2%

Государственные услуги общего характера 171,2 124,5 37,5%

Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность 112,6 99,8 12,9%

Топливно-энергетический комплекс и недропользование 88,3 65,6 34,5%

Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность 25,9 26,4 -1,9%

Оборона 17,7 14,8 19,6%

Обслуживание долга 0,5 1,2 -54,3%

Прочие 182,1 91,6 98,8%

коммуникации пришлось 8,5% затрат, или 401,5 млрд тг, — на 43,1% больше, чем годом ранее. Сократились в сравнении с прошлым годом затраты на соцпомощь и соцобеспечение (235,2 млрд тг, минус 10,1%), промышленность, архитектурную, градостроительную и строительную деятельность (25,9 млрд тг, минус 1,9%) и обслуживание долга (547 млн тг, в 2,2 раза меньше, чем в прошлом году) (табл. 3).

В 2020 году корпоративный подоходный налог (КПН) от малого и среднего бизнеса (МСБ) как доходную статью передали из республиканского бюджета в местный. Так, в Также маслихатам областей будет предоставлено право устанавливать норматив распределения КПН от МСБ между областным и районным бюджетом.

Планируется, что передача КПН в местные бюджеты будет стимулировать развитие экономики регионов, малого и среднего бизнеса и увеличение доходов местных бюджетов. Так, усилятся стимулы местных исполнительных органов (МИО) по развитию МСБ, но нет конкретных показателей роста объема производства, создания рабочих мест, налоговых поступлений. На развитие предпринимательства в рамках Дорожной карты бизнеса-2020 ежегодно из республиканского бюджета выделяются значительные средства. В 2020 году на это было предусмотрено 175 млрд тенге. И от такого финансирования, конечно, должен быть экономический эффект.

Действительно, мы считаем, что передача КПН в местный бюджет создаст заинтересованность на местном уровне развивать региональную экономику. Чем лучше развивается бизнес, тем больше налогов поступает в бюджет. Тем самым появляется прямая заинтересованность у местных исполнительных органов в развитии региональной экономики.

Цель передачи КПН в местные бюджеты — развитие региональной экономики. У всех должна быть заинтересованность в том, чтобы развивать региональную экономику. Этого можно достичь, если установить прямые нормативы. На сегодня правительством РК подготовлены методические указания, чтобы не менее 30% от собираемого в области КПН передавался в районные бюджеты. Поскольку это первый год, будет проводиться мониторинг и будут еще изменения.

По расчетам министерства национальной экономики, в связи с передачей КПН местным бюджетам, республиканская казна в 2020 году потеряет 423 млрд тенге, в 2021 — 487 млрд тенге, в 2022 — 541 млрд тенге. Планируется возместить потери за счет снижения субвенций (вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, которое выдается на определенный срок на конкретные цели). На данный момент области могут покрывать свои расходы на 41% за счет собственных средств. Остальное дает республиканский бюджет. По подсчетам МНЭ, после передачи КПН регион сможет обеспечивать себя на 46% (в 2020 году), а к 2022 году эта цифра должна вырасти до 52%.

Также в регионах существуют проблемы в сфере доступности кредитования. Для того, чтобы решить эту проблему, МНЭ совместно с Нацбанком подготовило перечень «ликвидных» инвестпроектов «с конкретной ставкой, суммой и в конкретных районах», которые будут предлагаться БВУ (банкам второго уровня).

В планах правительства есть очень большое количество конкретных инвестиционных проектов со ставкой окупаемости с финансовыми моделями до 2025 года. Проекты представлены банкам второго уровня, поскольку основная проблема — это качество проектов,

отсутствие залогов и высокая ставка. Кроме того, в случае образования разрывов между доходной и расходной частями бюджета, средства будут выделяться из республиканского бюджета, чтобы не произошло срывов важных социальных программ.

Важно отметить то, чтобы у регионов хватило денег на реализацию социальных программ. Передача КПН на местный уровень, безусловно, правильный шаг, современный подход. Но должны быть предусмотрены разные подходы. У предприятий, за счет которых формируется КПН, большая зависимость от внешних рынков. И в случае форс-мажора, у регионов должны быть деньги на выполнение социальных программ. Важно, чтобы правительство при передаче КПН имело так называемую подушку безопасности. Передача КПН в регионе — не льготы для бизнеса. А для того, чтобы стимулировать развитие бизнеса на местах, нужно пересмотреть преференции. Сегодня инвестиционные преференции в основном ориентированы на крупный бизнес, если говорить о наиболее привлекательных инструментах. Мы думаем, что правительство должно пересмотреть условия предоставления преференции, чтобы они были доступны и среднему бизнесу тоже.

Заключение

Итак, на наш взгляд, эффективное управление бюджетными ресурсами в соответствии с проводимой бюджетной политикой должно ориентироваться на реализацию общих целей, стоящих перед бюджетной системой страны: воздействие на экономический рост и занятость, обеспечение экономических и политических функций государства

Для решения социально-экономических проблем в целом регионов Республики

Казахстан, так и малых депрессивных городов в будущем требуется значительные объёмы финансовых ресурсов, формирования которых не всегда под силу региональным фискальным структурам. Следовательно, в помощь к закреплённым доходам региональных бюджетов, при утверждении Республиканского бюджета необходимо в объёме учитывать трансферты местным бюджетам.

Несмотря на это на протяжении последних лет экономика Казахстана демонстрировала устойчивый рост и обеспечивала профицит консолидированного бюджета. Именно это позволило стране накопить те резервы, которые сегодня смягчают последствия экономического кризиса. Таким образом, социальная направленность бюджета в среднесрочной перспективе будет сохранена, и основным при-

оритетом при планировании государственных доходов и расходов будет являться благополучие граждан Казахстана, а именно их социальная поддержка, здоровье и образование, а также создание условий для качественного посткризисного роста экономики[23]. Поэтому особенно важно отметить роль и значение мероприятий по управлению финансовых ресурсов местных бюджетов.

Литература

1. Рахметова А. Б. Местные налоги в формировании доходной части бюджета Акмолинской области [Электрон. ресурс] // Молодой ученый. 2016. № 9(113). С. 692-698. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/113/28865/ (Дата обращения: 20.11.2020).

2. Надырова Ш.М. Научно-методологические основы исследования геополитических и региональных процессов в Центральной Азии. Информационно-аналитический центр «Сау-ран». 2015.

3. Гранберг А. Т. Основы региональной экономики: учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2011. 495 с.

4. Ларина Н. И. Региональная политика в странах рыночной экономики: учебное пособие. М.: ОАО Экономика, 2009. 172с.

5. О подписании Грантового соглашения между Правительством РК и ОЭСР о реализации проекта «Обзор бюджетной системы Республики Казахстан: Стратегия по имплементации лучшей международной практики в бюджетном регулировании (оптимизация бюджетной политики)». Постановление Правительства РК от 15 сентября 2017 года № 563. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/.

6. Жубаев С.Д., Алпысбаева А.К., Кодашева Г.С. Формирование доходов местных бюджетов Республики Казахстан. Актуальные проблемы менеджмента и экономики в России и за рубежом. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Новосибирск, 2015. 253 с.

7. Об утверждении Правил разработки и утверждения бюджетных программ и требований к их содержанию. Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года № 195. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 3 февраля 2015 года № 10176.

8. Стандарты ОЭСР - целевые индикаторы для вхождения РК в число 30 самых развитых стран мира. [Электрон. ресурс]. Режим досту-

па: https://www.zakon.kz/4678518-standarty-ojesr-celevye-indikatory-dlja.html.

9. Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 148. О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.11.2020 г.)

10. Рахметова А. Б. Местные налоги в формировании доходной части бюджета Акмолинской области [Электрон. ресурс] // Молодой ученый. 2016. № 9(113). С. 692-698. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/113/28865/ (Дата обращения: 20.11.2020).

11. Шайханова Н.К. Особенности функционирования местных бюджетов в Республике Казахстан. Международный экономический форум 2013г.

12. Закон РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.07.2020 г.)

13. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам административно-территориального устройства Республики Казахстан, совершенствования системы государственного управления, межбюджетных отношений, кредитования и образования» от 28.12.2019 г.

14. Ряд налогов будет зачисляться напрямую в местные бюджеты Республики с начала 2020 года. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https: //kokshetau.asia/socialnews-mobile/47837-ryad-nalogov-budet-zachislyatsya-napryamuyu-v-mestnye-byudzhety-respuЫiki-s-nachala-2020-goda.

15. Малый бизнес освобожден от налогов на 3 года. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://pro1c.kz/news/zakonodatelstvo/malyy-biznes-osvobozhden-ot-nalogov-na-3-goda.

16. Бюджетное управление в Казахстане. Анализ бюджета Казахстана. Нур-Султан. 2020 г.

17. Динамика основных социально-экономических показателей регионов РК. [Электрон.

ресурс]. Режим доступа: https://stat.gov.kz/. (Дата обращения: 10.11.2020).

18. Информация об исполнении бюджета. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https:// kfm.gov.kz/ru/information-on-budget-execution/ information- about-budget-performance.html.

19. Ильясов М.М., Вараев У.С., Бакаева М.М. Инструменты выравнивания бюджетной обеспеченности [Электрон. ресурс] // Молодой ученый. 2016. № 1(105). С. 365-366. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/105/24713/ (Дата обращения: 20.11.2020).

20. Рэнкинг регионов-доноров и реципиентов. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://

References

1. Rakhmetova A.B. Local taxes in the formation of the revenue side of the budget of the Akmola region [Internet]. Molodoy uchenyy = Young scientist. 2016; 9(113): 692-698. Available from: https:// moluch.ru/archive/113/28865/ (cited 20.11.2020). (In Russ.)

2. Nadyrova Sh.M. Nauchno-metodologiches-kiye osnovy issledovaniya geopoliticheskikh i re-gional'nykh protsessov v Tsentral'noy Azii. Infor-matsionno-analiticheskiy tsentr «Sauran» = Scientific and methodological foundations of the study of geopolitical and regional processes in Central Asia. Information and analytical center «Sauran». 2015.

3. Granberg A.T. Osnovy regional'noy ekonomi-ki: uchebnik dlya vuzov = Fundamentals of regional economics: textbook for universities. Moscow: GU HSE; 2011. 495 p. (In Russ.)

4. Larina N.I. Regional'naya politika v stranakh rynochnoy ekonomiki: uchebnoye posobiye = Regional policy in the countries of market economy: textbook. Moscow: JSC Economy; 2009. 172p. (In Russ.)

5. O podpisanii Grantovogo soglasheniya mezh-du Pravitel'stvom RK i OESR o realizatsii proyekta «Obzor byudzhetnoy sistemy Respubliki Kazakhstan: Strategiya po implementatsii luchshey mezhdunar-odnoy praktiki v byudzhetnom regulirovanii (opti-mizatsiya byudzhetnoy politiki)». Postanovleniye Pravitel'stva RK ot 15 sentyabrya 2017 goda № 563 = On the signing of the Grant Agreement between the Government of the Republic of Kazakhstan and the OECD on the implementation of the project «Review of the budgetary system of the Republic of Kazakhstan: Strategy for the implementation of international best practices in budgetary regulation (optimization of budgetary policy)». Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated September 15, 2017 No. 563 [Internet]. Available from: http://adilet.zan.kz/.

6. Zhubayev S.D., Alpysbayeva A.K., Kodasheva G.S. Formation of incomes of local budgets of the Republic of Kazakhstan. Actual problems of management and economics in Russia and abroad. Sbornik

kшsiv.kz/news/fmansy/2020-03/kto-kogo-kormit-v-kazakhstane.

21. Жамаубаев Е. Об исполнении государственного бюджета РК за пять месяцев 2020 года. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: Ы^:// online.zakon.kz/.

22. Расходы местных бюджетов. 2020. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: Ы^://йпргот. kz/m/artideДashody-mestnyh-byudzhetov-vyrosh-na-36-za-god-do-47-trilliona-tenge-za-8-mesyacev.

23. Ахметов Ж. Метаморфозы местных бюджетов в Казахстане. 2020. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://ratel.kz/outlook/ metamorfozy_mestnyh_bjudzhetov_v_kazahstane.

nauchnykh trudov po itogam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii = Collection of scientific papers on the basis of the international scientific and practical conference. № 2. Novosibirsk; 2015. 253 p. (In Russ.)

7. Ob utverzhdenii Pravil razrabotki i utverzh-deniya byudzhetnykh programm i trebovaniy k ikh soderzhaniyu. Prikaz Ministra natsional'noy ekonomiki Respubliki Kazakhstan ot 30 dekabrya 2014 goda № 195. Zaregistrirovan v Ministerstve yustit-sii Respubliki Kazakhstan 3 fevralya 2015 goda № 10176 = On approval of the Rules for the development and approval of budget programs and requirements for their content. Order of the Minister of National Economy of the Republic of Kazakhstan dated December 30, 2014 No. 195. Registered with the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan on February 3, 2015 No. 10176.

8. Standarty OESR - tselevyye indikatory dlya vkhozhdeniya RK v chislo 30 samykh razvitykh stran mira = OECD standards - target indicators for Kazakhstan's entry into the top 30 most developed countries in the world. [Internet]. Available from: https://www.zakon.kz/4678518-standar-ty-ojesr-celevye-indikatory-dlja.html.

9. Zakon Respubliki Kazakhstan ot 23 yanvar-ya 2001 goda № 148. O mestnom gosudarstvennom upravlenii i samoupravlenii v Respublike Kazakhstan (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoy-aniyu na 15.11.2020 g.) = Law of the Republic of Kazakhstan dated January 23, 2001 No. 148. On local public administration and self-government in the Republic of Kazakhstan (with amendments and additions as of November 15, 2020)

10. Rakhmetova A. B. Local taxes in the formation of the revenue side of the budget of the Akmola region [Internet]. Molodoy uchenyy = Young scientist. 2016; 9(113): 692-698. Available from: https:// moluch.ru/archive/113/28865/ (cited 20.11.2020). (In Russ.)

11. Shaykhanova N.K. Osobennosti funktsion-irovaniya mestnykh byudzhetov v Respublike Kazakhstan. Mezhdunarodnyy ekonomicheskiy forum 2013g = Features of the functioning of local budgets

in the Republic of Kazakhstan. International Economic Forum 2013.

12. Zakon RK «O nalogakh i drugikh obyaza-tel'nykh platezhakh v byudzhet» (Nalogovyy kodeks) (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 02.07.2020 g.) = Law of the Republic of Kazakhstan «On taxes and other obligatory payments to the budget» (Tax Code) (with amendments and additions as of 02.07.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Zakon Respubliki Kazakhstan «O vnesenii izmeneniy i dopolneniy v nekotoryye zakonod-atel'nyye akty Respubliki Kazakhstan po voprosam administrativno-territorial'nogo ustroystva Respubliki Kazakhstan, sovershenstvovaniya sistemy gosudarstvennogo upravleniya, mezhbyudzhet-nykh otnosheniy, kreditovaniya i obrazovaniya» ot 28.12.2019 g. = The Law of the Republic of Kazakhstan «On Amendments and Additions to Certain Legislative Acts of the Republic of Kazakhstan on the Issues of the Administrative and Territorial Structure of the Republic of Kazakhstan, Improving the System of Public Administration, Inter-budgetary Relations, Lending and Education» dated 28.12.

14. Ryad nalogov budet zachislyat'sya napryamuyu v mestnyye byudzhety Respubliki s nachala 2020 goda = A number of taxes will be credited directly to the local budgets of the Republic from the beginning of 2020. [Internet]. Available from: https://kokshetau.asia/social-news-mobile/47837-ryad-nalogov-budet-zachisly-atsya-napryamuyu-v-mestnye-byudzhety-respubli-ki-s-nachala-2020-goda.

15. Malyy biznes osvobozhden ot nalogov na 3 goda. = Small businesses are exempt from taxes for 3 years. [Internet]. Available from: https://pro1c.kz/ news/zakonodatelstvo/malyy-biznes-osvobozhden-ot-nalogov-na-3-goda.

16. Byudzhetnoye upravleniye v Kazakhstane. Analiz byudzheta Kazakhstana. Nur-Sultan. 2020 g = Budgetary management in Kazakhstan. Analysis of the budget of Kazakhstan. Nur-Sultan. 2020.

17. Dinamika osnovnykh sotsial'no-ekonomich-eskikh pokazateley regionov RK = Dynamics of the main socio-economic indicators of the regions of the Republic of Kazakhstan. [Internet]. Available from: https://stat.gov.kz/. (cited 10.11.2020).

18. Informatsiya ob ispolnenii byudzheta = Information on budget execution [Internet]. Available from: https://kfm.gov.kz/ru/ information-on-budget-execution/information-about-budget-performance.html.

19. Il'yasov M. M., Varayev U. S., Bakayeva M. M. Tools for aligning budgetary security [Internet]. Molodoy uchenyy = Young scientist. 2016; 1(105): 365-366. Available from: https://moluch.ru/ archive/105/24713/ (cited 20.11.2020). (In Russ.)

20. Renking regionov-donorov i retsipiyentov = Ranking of donor and recipient regions. [Internet]. Available from: https://kursiv.kz/news/finan-sy/2020-03/kto-kogo-kormit-v-kazakhstane.

21. Zhamaubayev Ye. Ob ispolnenii gosudarst-vennogo byudzheta RK za pyat' mesyatsev 2020 goda = On the execution of the state budget of the Republic of Kazakhstan for five months of 2020. [Internet]. Available from: https://online.zakon.kz/.

22. Raskhody mestnykh byudzhetov. 2020. = Expenditures of local budgets. 2020. [Internet]. Available from: https://finprom.kz/ru/article/ra-shody-mestnyh-byudzhetov-vyrosli-na-36-za-god-do-47-trilliona-tenge-za-8-mesyacev.

23. Akhmetov ZH. Metamorfozy mestnykh byudzhetov v Kazakhstane. 2020.= Metamorphoses of local budgets in Kazakhstan. 2020. [Internet]. Available from: https://ratel.kz/outlook/metamor-fozy_mestnyh_bjudzhetov_v_kazahstane.

Сведения об авторах

Манет Сагингалиевна Нурмаганбетова

Докторант, Международный университет Кыргызстана, Бишкек, Кыргызская Республика Эл. почта: manet.67@mail.ru

Галия Рахметовна Даулиева

К.э.н., ассоциированный профессор Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Алматы, Казахстан Эл. почта: dauliyeva@gmail.com

Айгуль Амангельдыевна Ниязбаева

Д.ф.н, к.э.н., старший преподаватель Актюбинский региональный университет им. К.Жубанова, Актобе, Казахстан Эл. почта: aliya-a2@mail.ru

Information about the authors

Manet S. Nurmaganbetova

Doctoral student, The International university of Kyrgyzstan, Bishkek Republic, Kyrgyz E-mail: manet.67@mail.ru

Galiya R. Dauliyeva

Cand. Sci. (Economics), Associate Professor Al-Farabi Kazakh national university, Almaty, Kazakhstan

E-mail: dauliyeva@gmail.com Aigul A. Niyazbaeva

Dr. Sci. (Philosophy), Cand. Sci. (Economics), Senior Lecturer K Zhubanov Aktobe regional university Aktobe, Kazakhstan E-mail: aliya-a2@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.