Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА СФЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ'

ТЕНДЕНЦИИ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА СФЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / АЛЛОКАТИВНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СФЕРА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / ПРОИЗВОДИТЕЛИ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / ВЫПУСК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Огородникова Екатерина Сергеевна, Борисова Алена Александровна, Гусева Татьяна Ивановна

Актуальность исследования современных тенденций ресурсного обеспечения сферы социальных услуг определяется вопросами поиска инструментов и механизмов расширения оказания социальных услуг населению в условиях ограниченности ресурсов. Превалирующий в последнее десятилетие подход предполагающий увеличение выпуска социальных услуг за счет роста сектора негосударственных производителей, не позволил обеспечить требуемый рост выпуска. В качестве цели исследования была определена оценка соотношения выпуска субъектов производителей социальных услуг, относящихся к категории государственных, коммерческих и некоммерческих организаций, и источников их ресурсного обеспечения. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время можно наблюдать превалирование бюджетных источников покрытия ресурсов, а основной выпуск социальных услуг осуществляется государственными производителями. Ресурсы населения также направляются государственным производителям, что свидетельствует о недостаточном развитии негосударственного сектора оказания социальных услуг. Основной проблемой является низкая аллокативная эффективность деятельности производителей, что требует смены методологии институционального стимулирования развития негосударственного сектора производителей социальных услуг. Смена направления институционального стимулирования предполагает обеспечение аллокативной эффективности деятельности негосударственных производителей аналогичной государственным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Огородникова Екатерина Сергеевна, Борисова Алена Александровна, Гусева Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN RESOURCE SUPPORT FOR THE FUNCTIONING OF THE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF THE SPHERE OF SOCIAL SERVICES

The relevance of the study of modern trends in the resource provision of the social services sector is determined by the search for tools and mechanisms for expanding the provision of social services to the population in conditions of limited resources. The prevailing approach in the last decade, which assumes an increase in the output of social services due to the growth of the sector of non-state producers, did not allow for the required increase in output. The purpose of the study was to assess the ratio of the output of subjects of social service producers belonging to the category of state, commercial and non-profit organizations, and the sources of their resource provision. The results obtained allow to conclude that at present one can observe the prevalence of budgetary sources of resource coverage, and the main output of social services is carried out by state producers. The resources of the population are also directed to state producers, which indicates the insufficient development of the non-state sector of social services. The main problem is the low allocative efficiency of producers, which requires a change in the methodology of institutional stimulation of the development of the non-state sector of producers of social services. The change in the direction of institutional incentives involves ensuring the allocative effectiveness of the activities of non-state producers similar to state ones.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА СФЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ»

у нч

НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ВЭО РОССИИ | 239 ТОМ_

DOI: 10.38197/2072-2060-2023-239-1-269-290

тенденции ресурсного

обеспечения

функционирования

организационно-

экономического

механизма сферы социальных услуг

trends in resource support for the functioning of the organizational and economic mechanism of the sphere of social services

-m

_

ОГОРОДНИКОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

Доцент кафедры менеджмента и предпринимательства ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», к.э.н., доцент

EKATERINA S. OGORODNIKOVA

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management and Entrepreneurship, Ural State University of Economics

БОРИСОВА АЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

Заведующий кафедрой менеджмента ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет», профессор кафедры экономики и финансов транспорта ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта», д.э.н., доцент

ALENA A. BORISOVA

Doctor of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Management, Novosibirsk State Technical University, Professor of the Department of Economics and Finance of Transport, Siberian State University of Water Transport

ГУСЕВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА

Старший преподаватель кафедры менеджмента и предпринимательства ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

TATYANA I. GUSEVA

Senior Lecturer, Department of Management and Entrepreneurship, Ural State University of Economics

АННОТАЦИЯ

Актуальность исследования современных тенденций ресурсного обеспечения сферы социальных услуг определяется вопросами поиска инструментов и механизмов расширения оказания социальных услуг населению в условиях ограниченности ресурсов. Превалирующий в последнее десятилетие подход, предполагающий увеличение выпуска социальных услуг за счет роста сектора негосударственных производителей, не позволил обеспечить требуемый рост выпуска. В качестве цели исследования была определена оценка соотношения выпуска субъектов производителей социальных услуг, относящихся к категории государственных, коммерческих и некоммерческих организаций, и источников их ресурсного обеспечения. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время можно наблюдать превалирование бюджетных источников покрытия ресурсов, а основной выпуск социальных услуг осуществляется государственными производителями. Ресурсы населения также направляются государственным производителям, что свидетельствует о недостаточном развитии негосударственного сектора оказания социальных услуг. Основной проблемой является низкая аллокативная эффективность деятельности производителей, что требует смены методологии институционального стимулирования развития негосударственного сектора производителей социальных услуг. Смена направления институционального стимулирования предполагает обеспечение аллокативной эффективности деятельности негосударственных производителей, аналогичной государственным. ABSTRACT

The relevance of the study of modern trends in the resource provision of the social services sector is determined by the search for tools and mechanisms for expanding the provision of social services to the population in conditions of limited resources. The prevailing approach in the last decade, which assumes an increase in the output of social services

due to the growth of the sector of non-state producers, did not allow for the required increase in output.

The purpose of the study was to assess the ratio of the output of subjects of social service producers belonging to the category of state, commercial and non-profit organizations, and the sources of their resource provision.

The results obtained allow to conclude that at present one can observe the prevalence of budgetary sources of resource coverage, and the main output of social services is carried out by state producers. The resources of the population are also directed to state producers, which indicates the insufficient development of the non-state sector of social services. The main problem is the low allocative efficiency of producers, which requires a change in the methodology of institutional stimulation of the development of the non-state sector of producers of social services. The change in the direction of institutional incentives involves ensuring the allocative effectiveness of the activities of non-state producers similar to state ones.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Ресурсное обеспечение, аллокативная эффективность, сфера социальных услуг, производители сферы социальных услуг, выпуск. KEYWORDS

Resource provision, allocative efficiency, social services sphere, producers of social services, output.

Постановка проблемы

Вопросы обеспечения гарантированного объема бесплатного и частично платного потребления социальных услуг для населения России при отсутствии соответствующих компенсационных механизмов ресурсного обеспечения обуславливают специфику сферы предоставления социальных

услуг. Развитие данной сферы в упомянутых условиях будет сопровождаться дефицитом ресурсов, что, в свою очередь, определяет постановку одной из важных задач методологии ресурсного обеспечения функционирования организационно-экономического механизма сферы социальных услуг путем определения направлений выравнивания объема потребности в услугах организаций сферы социальных услуг, возникающего несмотря на уровень текущей платежеспособности населения, а также соответствующую компенсацию потребления за счет ресурсов, направляемых в общественный сектор экономики. Ресурсная обеспеченность сферы социальных услуг зависит от характера распределительных процессов, закрепленных в параметрах формирования доходной и расходной частей региональных и местных бюджетов и системы обязательного медицинского страхования. В научной литературе представлено достаточное количество работ, посвященных вопросам ресурсного обеспечения сферы социальных услуг, в частности статьи О.Г. Седых [1], И.Б. Богер, Т.Н. Богер, Н.И. Нижальской [2], Н.Н. Михее-вой [3], Б.Л. Токарского, Е.И. Нефедьевой, И.С. Змановского [4], Л.Г. Зубовой [5], Л.И. Юзвович, Е.П. Кузнецова [6].

На рис. 1 представлен алгоритм реализации ресурсного обеспечения организационно-экономического механизма для сферы социальных услуг.

Ресурсное обеспечение организационно-экономического механизма для сферы социальных услуг осуществляется на основе трех базовых источников: доходы населения, средства Пенсионного фонда РФ, региональные и местные бюджеты с возможным получением межбюджетных трансфертов на социальную сферу. Подробное исследование текущего состояния ресурсной базы обусловлено ограничениями,

Пенсионный фонд РФ

А

Гарантированные пенсионные и страховые выплаты для различных групп населения

Поступления от оказания услуг на платной основе

Организации-работодатели

Доходы населения в виде заработной платы

Страховые взносы

V !____________________

\

1 НДФЛ

Региональные и местные налоги

Пожертвования -►! Фонды ОМС

1 Бюджет /------------♦

Федеральный бюджет

Межбюджетные трансферты

Рисунок 1. Алгоритм реализации ресурсного обеспечения организационно-экономического механизма для сферы социальных услуг

которые она накладывает на сферу социальных услуг. Если исходить из вывода о том, что производители социальных услуг с различным организационным статусом несут одинаковые затраты на соответствие нормативным требованиям, то критическим параметром становится объем ресурсов, генерируемых обществом. Необходимо обратить внимание, что расходование данных ресурсов приводит к утере их натуральной и монетарной формы, трансформируясь в отдельные характеристики здоровья, качества жизни, высвобождение части лиц от процессов ухода и т.д. Вектор возврата данных ресурсов в экономику происходит через увеличение количества рабочей силы для предприятий-работодателей соответствующей территории и сокращение

затрат бюджета и страховых фондов, связанных с обеспечением получателей.

На схеме видна прямая зависимость всех источников ресурсной базы организационно-экономического механизма сферы социальных услуг от состояния экономики, когда организации-работодатели, включаясь в отношения с работниками, внешними организациями, являются основой ресурсного обеспечения организационно-экономического механизма сферы социальных услуг. Данный факт объясняется формированием дополнительного платежеспособного спроса как в государственном, так и в частном секторах рынка социальных услуг за счет роста налоговых поступлений в бюджеты и роста сумм оплаты труда соответственно. Отсюда можно сделать вывод о высокой степени влияния фундаментального фактора формирования спроса на развитие сферы социальных услуг.

Следовательно, проблема обоснования причин активизации предпринимательской деятельности в базовых отраслях экономики как основы для развития сферы социальных услуг становится актуальной. В настоящее время в современном государственном управлении используется концепция развития, основанная на инструментах, представленных в Региональном стандарте развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Материалы исследований, характеризующих направления использования методологии Стандарта развития конкуренции, представлены в ряде работ [7, 8].

Помимо задач увеличения совокупного выпуска экономики, что позволит перераспределять в социальную сферу большее количество ресурсов, в последнее десятилетие обострилась проблема собираемости платежей, направляемых

17£

/ / г!

на обеспечение функционирования социальной сферы. Данная проблема усугубляется развитием самозанятости граждан, самостоятельным поиском работы с использованием интернет-платформ и субконтракцией участников трудового процесса. Пользуясь гарантиями со стороны государства на обеспечение пенсионных и социальных прав, данные группы работников активно уклоняются от выплат в соответствующие фонды и бюджеты, что подрывает ресурсную базу сферы социальных услуг. Наиболее исследованной данная проблема является на примере стран Евросоюза. В отчетах Европейской комиссии [9, 10] отмечено, что отсутствие прямой связи между работой и платежами в системы социального обеспечения приводит к последующему снижению доступности социальных услуг.

Проведенные опросы граждан ЕС [11] предоставляют достаточно убедительные аргументы в контексте существующего доступа к социальным услугам, а также в целом отношения населения к данному вопросу. Как показывает проведенное исследование, лишь немногим более трети (35,5%) работников, занятых в ЕС в нетрадиционных формах, в настоящее время выплачивают взносы на формирование своей пенсии, что является весьма низким показателем.

Важно подчеркнуть, что поиск инструментов экономического регулирования вопросов доступа к социальным услугам работников, занятых в нетрадиционных формах в странах Европейского союза, остается пока на уровне исследований и консультаций. Единой системы, как видно из представленного комплекса документов [12, 13], не выработано. Таким образом, работающие в рамках нетрадиционной занятости не потребляют социальные услуги через существующие в странах ЕС механизмы социального и пен-

сионного страхования. Вполне очевидно, что для граждан стран Европейского союза обеспечение доступа к социальным услугам не является гарантированным. В то же время Российская Федерация гарантирует доступ к социальным услугам всех граждан, обостряет проблему обеспечения социальными услугами лиц в нетрадиционных формах занятости, которые не осуществляют платежи в систему пенсионного и социального страхования.

В США вопросы ресурсного обеспечения сферы социальных услуг для лиц, занятых в нетрадиционных формах, просматриваются в рамках законопроекта Харриса и Крюгера [14], которые предлагают Конгрессу и законодательным собраниям штатов принять закон, определяющий и устанавливающий третью правовую категорию работников, которую они называют «независимые работники». В рамках законопроекта о независимых работниках авторами предложено предоставление независимым работникам со стороны цифрового посредника ряда условий по аналогии с условиями, предоставляемыми работодателем. Такие условия могут включать страховые услуги, помощь в расчетах налоговых платежей, автострахование, страхование по инвалидности, медицинское страхование, банковские и сберегательные продукты, пенсионное обеспечение и страхование гражданской ответственности. Эффективность ценообразования при предоставлении данных условий возникает в силу того, что существует значительная экономия на масштабе и выгода от диверсификации рисков при совместном управлении для группы независимых работников по сравнению с работниками по отдельности. Предлагается ввести систему удержания налогов для лиц, занятых в нетрадиционных формах, что позволит обеспечить необходимый нейтралитет, поскольку, в США в отношении

работающих по найму уже осуществляется удержание налогов через работодателей. Работодатели обычно удерживают налоги в качестве предоплаты в счет окончательного налогового обязательства сотрудника, а затем Налоговая служба США возмещает любую возникшую переплату. Такое удержание дает возможность работающим по найму сгладить свой доход после уплаты налогов в течение года, а также позволяет избежать ежеквартальных платежей и сократить объем оформления необходимых документов. Удержание налогов также способствует соблюдению налоговых требований, что ведет к увеличению доходов федерального правительства и правительства штатов. С учетом эффекта масштаба удержание налогов посредниками было бы экономически более эффективным и уменьшило бы административное бремя по уплате подоходного налога и налогов на социальное страхование для работников.

Кроме того, для достижения паритета со статусом работающих по найму посредникам предлагается выплачивать половину взносов независимых работников в счет налога на заработную плату в соответствии с Законом о федеральных страховых взносах ^¡СЛ) в целях обеспечения социального страхования и медицинской помощи. Бремя этих налогов, вероятно, переместится на работников в виде более низкой заработной платы, как это происходит с обычными работающими по найму. Благодаря этому предложению работающие по найму и независимые работники смогут легче соотносить размер своего вознаграждения до налогообложения.

Проведенное исследование подтвердило важность совершенствования налоговой политики, которая влияет на систему социальной защиты двумя ключевыми спосо-

279

НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ВЭО РОССИИ | 239 ТОМ_

бами. Во-первых, неравномерный уровень налогообложения для разных форм занятости обуславливает тот факт, что в последнее время все большее число людей оказываются в ситуации отсутствия доступа к социальным услугам. Во-вторых, как следствие, эти неравные налоговые ставки способствуют сокращению объема ресурсов, которые должны использоваться для расширения сферы социальных услуг. Следовательно, меры по устранению этого дисбаланса позволят создать условия как для сокращения неполного охвата плательщиков, так и повышения доступности социальных услуг.

Метод исследования

Результаты проведенного исследования характеризуются информативными свойствами зависимости отраслей сферы социальных услуг от определенного типа ресурсов. Последовательность реализации этапов предлагаемой методики представлена на рис. 2.

Первый этап предполагает определение совокупного выпуска отраслей сферы социальных услуг. Для выполнения данного этапа исследования наиболее общедоступной в настоящее время является информация по следующим отраслям сферы социальных услуг:

— Р 85 — Образование;

— О 86 — Деятельность в области здравоохранения;

— О (87-88) — Деятельность по уходу с обеспечением проживания; предоставление социальных услуг без обеспечения проживания;

— R (90-92) — Деятельность творческая, в области искусства и организации развлечений, библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры, по организации и про-

1. Совокупный выпуск отраслей сферы социальных услуг

2. Структура ресурсного обеспечения сферы социальных услуг по:

- отраслям народного хозяйства

- затратам труда

- потреблению основного капитала

3. Структуризация источников ресурсного обеспечения:

- корпоративный сектор

- домашние хозяйства

- государственный бюджет и внебюджетные фонды

- некоммерческие организации

КОНЕЦ

Рисунок 2. Алгоритм исследования ресурсного обеспечения функционирования организационно-экономического механизма для сферы социальных услуг

ведению азартных игр и заключению пари, по организации и проведению лотерей;

— R 93 — Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений.

Необходимо отметить, что данное деление является наиболее детальным из имеющихся, поскольку еще в 1998 г., начиная с которого есть возможность получения необходимых статистических данных, социальные услуги были представлены одной записью: «Услуги здравоохранения, физической

культуры и социального обеспечения, образования, культуры и искусства».

На втором этапе методики определяется структура ресурсного обеспечения сферы социальных услуг по отраслям народного хозяйства, затратам труда, потреблению основного капитала.

На следующем этапе методики производится изучение источников ресурсного обеспечения сферы социальных услуг. В первую очередь выделяются сектора потребления социальных услуг, включая корпоративный сектор, домашние хозяйства, государственный бюджет и внебюджетные фонды, НКО. Соотнесение ресурсных источников и субъектов производителей социальных услуг, функционирующих в рамках определенной модели, позволяет сделать выводы о развертывании в экономике гибридных связей, формирующих гибридную модель организационно-экономического механизма сферы социальных услуг. Таким образом, соотношение моделей организационно-экономического механизма (ОЭМ) сферы социальных услуг и источников покрытия ресурсов может быть представлено следующим образом (рис. 3).

Наличие информации об источниках покрытия ресурсов, коэффициентах прямых, трудовых и полных затрат для производителей социальных услуг в зависимости от типа организационно-экономического механизма сводит последующее конструирование к оптимизационной модели, в которой ограничения представлены возможностями получателей приобретать социальные услуги либо напрямую, либо за счет бюджетных и внебюджетных источников, которые, в свою очередь, обусловлены возможностями экономики локального сообщества в целом.

шп / п /

Связи в рамках утилитарных моделей ОЭМ

-^ Связи в рамках гибридной модели ОЭМ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 3. Соотношение моделей организационно-экономического механизма сферы социальных услуг и источников покрытия ресурсов

Результаты исследования

Полученные результаты позволяют сформировать комплексную картину выпуска в рамках отдельных моделей организационно-экономического механизма сферы социальных услуг и источников покрытия ресурсов, см. таблицу.

Современная картина ресурсного обеспечения отраслей сферы социальных услуг характеризуется превалированием бюджетного финансирования государственных производителей социальных услуг, незначительные объемы бюджетных средств направляются в коммерческий сектор производителей и социально ориентированным некоммерческим организациям. Для такого перераспределения

7 о

НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ВЭО РОССИИ | 239 ТОМ_

Таблица

Соотношение выпуска субъектов моделей организационно-экономического механизма сферы социальных услуг и источников ресурсного обеспечения, 2020 г., млрд руб.

Показатели Образование Деятельность в области здравоохранения Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений

Выпуск производителей в рамках инфраструктурно-распределительной модели ОЭМ 3879 4879 978

Источники ресурсного обеспечения Бюджет 3521 4631 803

Корпоративный сектор 112 210 144

Население 246 38 31

Выпуск производителей в рамках рыночной модели ОЭМ 347,6 1219,3 497

Источники ресурсного обеспечения Бюджет 7,1 78 3

Корпоративный сектор 3 9 13

Население 337,5 1132,3 481

Модель ОЭМ, основанная на деятельности социально ориентированных НКО 18,4 35,7 57,0

Источники ресурсного обеспечения Бюджет 8 9 20

Корпоративный сектор 0 5 12

Население 10,4 21,7 25,0

пп-

используются механизмы государственного заказа и гран-товой поддержки НКО. Существенные объемы ресурсного обеспечения поступают в отрасли социальных услуг напрямую от населения, так, населением оплачиваются услуги здравоохранения на сумму, превышающую 1 трлн руб. в год, услуги организаций, предоставляющих образовательные услуги — на сумму свыше 500 млрд рублей в год, услуги спорта, культуры и развлечений — на сумму свыше 500 млрд руб. в год.

Основной объем услуг, оплачиваемых населением, производится организациями коммерческого сектора социальных услуг, между тем государственные организации оказывают социальные услуги с оплатой из средств населения РФ на сумму свыше 300 млрд руб., что свидетельствует о недостаточном развитии негосударственного сектора производителей социальных услуг.

При этом точка зрения, присутствующая в работах Т.В. Ефериной, В.О. Лизуновой и Д.В. Просянюк [15], Л.И. Васильцовой, Н.Н. Невьянцевой [16], касающаяся отсутствия мотивации у негосударственных производителей социальных услуг ввиду отсутствия платежеспособного спроса населения, является не вполне верной. Можно констатировать, что не наличие спроса на услуги, а низкая ал-локативная эффективность негосударственных участников сферы социальных услуг становится главным фактором отсутствия расширения их доли. В этой связи формирование субъекта производителя сферы социальных услуг, который, во-первых, способен оказывать услуги исходя из существующих тарифов, действующих для субъектов ин-фраструктурно-распределительной модели, и, во-вторых, имеет достаточный уровень компетенций для обеспечения

сопоставимого качества, может стать направлением эффективной гибридизации.

Выводы и рекомендации

Полученные данные, касающиеся ресурсного обеспечения функционирования организационно-экономического механизма сферы социальных услуг, позволяют сделать следующие выводы.

Во-первых, бюджетные источники покрытия выпуска социальных услуг остаются традиционно высокими для образования на протяжении последних десяти лет, составляя порядка 80% от общего объема финансирования, корпоративный сектор оплачивает порядка 5%, население — 14-15%.

Во-вторых, в допандемийный период наблюдалось постепенное снижение нагрузки бюджета на ресурсное обеспечение отраслей социальных услуг. Обратная тенденция наблюдается начиная с 2020 г. в связи с существенными затратами бюджетных средств, направленных на преодоление последствий пандемии коронавирусной инфекции. Сопоставляя данную информацию с показателями выпуска по отраслям сферы социальных услуг, можно сделать вывод о том, что при сохраняющихся объемах производства социальных услуг произошло перераспределение в пользу рыночной модели организационно-экономического механизма, при этом роста выпуска как такового не произошло.

В-третьих, полученные выводы свидетельствуют о необходимости пересмотра направлений институционального стимулирования развития негосударственного сектора производителей социальных услуг с целью обеспечения аллока-тивной эффективности негосударственных производителей.

nh

Библиографический список

1. Седых О.Г. Проблемы ресурсного обеспечения социальной работы // Baikal Research Journal. -2010. - № 5. - С. 49-55.

2. Богер И.Б., Богер Т.Н., Нижальская Н.И. Сравнительная оценка финансового содержания территориальных систем социального воспроизводства // Управление экономическими системами: электроннный научный журнал. — 2014. — № 12 (72). — С. 1-17.

3. Михеева Н.Н. Сервисный сектор в российской экономике: межотраслевой анализ // Проблемы прогнозирования. — 2005. — № 1. — С. 72-88.

4. Токарский Б.Л., Нефедьева Е.И., Змановский И.С. Занятость трудовой деятельностью и ее прогноз как фактор формирования качества жизни населения // Baikal Research Journal. — 2010. — № 6. — С. 1-8.

5. Зубова Л.Г. Неравенство и бедность в России: динамика, причины, необходимость преодоления // Народонаселение. —2017. — № 3 (77). — С. 104-115.

6. Юзвович Л.И., Кузнецова Е.П. Современные проблемы пенсионного страхования в Российской Федерации // Фундаментальные исследования. — 2017. — № 4-1. — С. 224-228.

7. Огородникова Е.С., Гусева Т.И., Шуралева Н.Н. Аллокативная эффективность моделей организационно-экономического механизма сферы социальных услуг сельских территорий // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2022. — Т. 234. — № 2. — С. 131-153. DOI: 10.38197/2072-2060-2022-234-2-131-153.

8. Огородникова Е.С., Плахин А.Е., Ростовцев К.В. Гибридная модель сферы социальных услуг: организационно-экономические аспекты // Journal of new economy. — 2022. — Т. 23. — № 1. — С. 131-148. DOI: 10.29141/2658-5081-2022-23-1-7.

9. European Commission, 2017d. Second Phase Consultation of Social Partners Under Article 154 TFEU on a Possible Action Addressing the Challenges of Access to Social Protection for People in All Forms of Employment in the Framework of the European Pillar of Social Rights,

Consultation Document, C(2017) 7773 final, 20 November, 2017, European Commission, Brussels. Available at: http://ec.europa.eu/social/ main.jsp?langId=en&catId=89&newsId=9001&furtherNews=yes.

10. European Commission, 2017e. Analytical Document Accompanying the Document "Second Phase Consultation of Social Partners Under Article 154 TFEU on a Possible Action Addressing the Challenges of Access to Social Protection for People in All Forms of Employment in the Framework of the European Pillar of Social Rights" C(2017) 7773 final, 20 November, 2017, European Commission, Brussels. Available at: http://ec.europa.eu/social/main.jsp?langId=en&catId=89&news-Id=9001&furtherNews=yes .

11. The Social Protection of Workers in the Platform Economy https:// www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2017/614184/ IP0L_STU%282017%29614184_EN.pdf.

12. European Commission, 2017d. Second Phase Consultation of Social Partners Under Article 154 TFEU on a Possible Action Addressing the Challenges of Access to Social Protection for People in All Forms of Employment in the Framework of the European Pillar of Social Rights, Consultation Document, C(2017) 7773 final, 20 November, 2017, European Commission, Brussels. Available at: http://ec.europa.eu/social/ main.jsp?langId=en&catId=89&newsId=9001&furtherNews=yes.

13. European Commission, 2017e. Analytical Document Accompanying the Document "Second Phase Consultation of Social Partners Under Article 154 TFEU on a Possible Action Addressing the Challenges of Access to Social Protection for People in All Forms of Employment in the Framework of the European Pillar of Social Rights" C(2017) 7773 final, 20 November, 2017, European Commission, Brussels. Available at: http://ec.europa.eu/social/main. jsp?langId=en&catId=89&newsId=9001&furtherNews=yes.

14. A Proposal for Modernizing Labor Laws for Twenty-First-Century Work: The "Independent Worker" https://www.brookings.edu/

1 o o

wp-content/uploads/2016/07/modernizing_labor_laws_for_twenty_ first_century_work_krueger_harris.pdf.

15. Eferina T.V., Lizunova V.O., Prosjanjuk D.V. Mehanizmy povyshenija kachestva social'nyh uslug: razgosudarstvlenie sfery social'nogo obsluzhivanija naselenija // Social'noe obsluzhivanie. — 2014. — № 5. — S. 125-134.

16. Vasil'cova L.I., Nev'janceva N.N. Rynok social'nyh uslug: vektory razvitija i social'no-jekonomicheskie posledstvija // Diskussija. — 2017. — № 5 (79). — S. 68-73.

References

1. Sedyh O.G. Problemy resursnogo obespechenija social'noj raboty // Baikal Research Journal. — 2010. — № 5. — S. 49-55.

2. Boger I.B., Boger T.N., Nizhal'skaja N.I. Sravnitel'naja ocenka fi-nansovogo soderzhanija territorial'nyh sistem social'nogo vosproiz-vodstva // Upravlenie jekonomicheskimi sistemami: jelektronnnyj nauchnyj zhurnal. — 2014. — № 12 (72). — S. 1-17.

3. Miheeva N.N. Servisnyj sektor v rossijskoj jekonomike: mezhotraslevoj analiz // Problemy prognozirovanija. — 2005. — № 1. — S. 72-88.

4. Tokarskij B.L., Nefed'eva E.I., Zmanovskij I.S. Zanjatost' trudovoj de-jatel'nost'ju i ee prognoz kak faktor formirovanija kachestva zhizni naselenija // Baikal Research Journal. — 2010. — № 6. — S. 1-8.

5. Zubova L.G. Neravenstvo i bednost' v Rossii: dinamika, prichiny, neo-bhodimost' preodolenija // Narodonaselenie. — 2017. — № 3 (77). — S. 104-115.

6. Juzvovich L.I., Kuznecova E.P. Sovremennye problemy pensionnogo strahovanija v Rossijskoj Federacii // Fundamental'nye issledovani-ja. — 2017. — № 4-1. — S. 224-228.

7. Ogorodnikova E.S., Guseva T.I., Shuraleva N.N. Allokativnaja jeffek-tivnost' modelej organizacionno-jekonomicheskogo mehanizma sfery social'nyh uslug sel'skih territorij // Nauchnye trudy Vol'nogo jekono-

micheskogo obshhestva Rossii. - 2022. - T. 234. - № 2. - S. 131153. DOI: 10.38197/2072-2060-2022-234-2-131-153.

8. Ogorodnikova E.S., Plahin A.E., Rostovcev K.V. Gibridnaja model' sfery social'nyh uslug: organizacionno-jekonomicheskie aspekty // Journal of new economy. - 2022. - T. 23. - № 1. - S. 131-148. DOI: 10.29141/2658-5081-2022-23-1-7.

9. European Commission, 2017d. Second Phase Consultation of Social Partners Under Article 154 TFEU on a Possible Action Addressing the Challenges of Access to Social Protection for People in All Forms of Employment in the Framework of the European Pillar of Social Rights, Consultation Document, C(2017) 7773 final, 20 November, 2017, European Commission, Brussels. Available at: http://ec.europa.eu/social/ main.jsp?langId=en&catId=89&newsId=9001&furtherNews=yes.

10. European Commission, 2017e. Analytical Document Accompanying the Document "Second Phase Consultation of Social Partners Under Article 154 TFEU on a Possible Action Addressing the Challenges of Access to Social Protection for People in All Forms of Employment in the Framework of the European Pillar of Social Rights" C(2017) 7773 final, 20 November, 2017, European Commission, Brussels. Available at: http://ec.europa.eu/social/main. jsp?langId=en&catId=89&newsId=9001&furtherNews=yes.

11. The Social Protection of Workers in the Platform Economy https:// www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2017/614184/ IP0L_STU%282017%29614184_EN.pdf.

12. European Commission, 2017d. Second Phase Consultation of Social Partners Under Article 154 TFEU on a Possible Action Addressing the Challenges of Access to Social Protection for People in All Forms of Employment in the Framework of the European Pillar of Social Rights, Consultation Document, C(2017) 7773 final, 20 November, 2017, European Commission, Brussels. Available at: http://ec.europa.eu/social/ main.jsp?langId=en&catId=89&newsId=9001&furtherNews=yes.

'9П

13. European Commission, 2017e. Analytical Document Accompanying the Document "Second Phase Consultation of Social Partners Under Article 154 TFEU on a Possible Action Addressing the Challenges of Access to Social Protection for People in All Forms of Employment in the Framework of the European Pillar of Social Rights" C(2017) 7773 final, 20 November, 2017, European Commission, Brussels. Available at: http://ec.europa.eu/social/main. jsp?langId=en&catId=89&newsId=9001&furtherNews=yes.

14. A Proposal for Modernizing Labor Laws for Twenty-First-Century Work: The "Independent Worker" https://www.brookings.edu/ wp-content/uploads/2016/07/modernizing_labor_laws_for_twenty_ first_century_work_krueger_harris.pdf.

15. Eferina T.V., Lizunova V.O., Prosyanyuk D.V. Mechanisms for improving the quality of social services: denationalization of the sphere of social services of the population // Social services. — 2014. — No 5. — Pp. 125-134.

16. Vasiltsova L.I., Nevyantseva N.N. The market of social services: vectors of development and socio-economic consequences // Discussion. — 2017. — No 5 (79). — Pp. 68-73.

Контактная информация / Contact information

ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», Российская Федерация, 620144, г. Екатеринбург, 8 Марта, 62 / Ural

State University of Economics, Russian Federation, 620144, Ekaterinburg,

March 8, 62.

Огородникова Екатерина Сергеевна / Ekaterina S. Ogorodnikova

+79028783364, cmb_8@mail.ru

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет», Российская Федерация, 630073, г. Новосибирск, пр-т К. Маркса, 20 Борисова Алена Александровна / А1епа А. Borisova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.