Научная статья на тему 'ЕВРОПЕЙСКИЙ РЫНОК ТРУДА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

ЕВРОПЕЙСКИЙ РЫНОК ТРУДА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
594
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ / РЫНОК ТРУДА / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА / КРИЗИС / ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / БЕДНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Говорова Наталья Викторовна

Вспышка пандемии COVID-19 в начале 2020 г. заставила почти все правительства мира принять ограничительные меры, в которых ключевую роль играла социальная дистанцированность. Для предотвращения распространения вируса и обеспечения безопасности людей многие предприятия были временно закрыты, миллионы работников продолжительное время отсутствовали на своих рабочих местах. Пока трудно предсказать, сколько потребуется времени, финансовых ресурсов и усилий различных акторов для восстановления мировой, европейской и отечественной экономики. Отдельные секторы и предприятия еще долго под влиянием пандемии будут увеличивать расходы на безопасность производственных процессов и рабочую силу. Статья посвящена анализу ситуации на европейском рынке труда и мер ЕС, направленных на сглаживание последствий коронакризиса в социально-трудовой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EUROPEAN LABOUR MARKET IN PANDEMIC REALITY

The beginning of 2020 was marked by an outbreak of the global pandemic COVID-19, which forced almost all governments to adopt restrictive measures in which social distance played a key role. In order to stop the spread of the virus and ensure the safety of people, many businesses were temporarily shut down and millions of workers were absent from their workplaces for long periods. So far, it is difficult to predict how much time, financial resources and effort it will take various actors to recover the world, European and domestic economies. Individual sectors and enterprises will continue to be adversely affected by the effects of the pandemic for a long time to come and will have to increase costs to ensure safety for operational process and labour force. The global impact of the coronavirus pandemic in social, economic, demographic, financial, political and other areas has yet to be comprehensively assessed and analyzed by experts. The article provides insight into analysis of the European labour market and measures adopted by the EU on smoothing the consequences of the coronavirus crisis in the social and labour spheres.

Текст научной работы на тему «ЕВРОПЕЙСКИЙ РЫНОК ТРУДА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

УДК 331.5.024.5 Наталья ГОВОРОВА

ЕВРОПЕЙСКИЙ РЫНОК ТРУДА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Статья поступила в редакцию 10.09.2020

Аннотация. Вспышка пандемии СОУГО-19 в начале 2020 г. заставила почти все правительства мира принять ограничительные меры, в которых ключевую роль играла социальная дистанцированность. Для предотвращения распространения вируса и обеспечения безопасности людей многие предприятия были временно закрыты, миллионы работников продолжительное время отсутствовали на своих рабочих местах. Пока трудно предсказать, сколько потребуется времени, финансовых ресурсов и усилий различных акторов для восстановления мировой, европейской и отечественной экономики. Отдельные секторы и предприятия еще долго под влиянием пандемии будут увеличивать расходы на безопасность производственных процессов и рабочую силу. Статья посвящена анализу ситуации на европейском рынке труда и мер ЕС, направленных на сглаживание последствий коронакри-зиса в социально-трудовой сфере.

Ключевые слова: Европейский союз, Европейская комиссия, рынок труда, пандемия коронавируса, кризис, занятость, безработица, бедность.

В последние годы, предшествующие пандемии СОУГО-19, рынок труда Европейского союза демонстрировал стабильные показатели роста занятости и снижения безработицы, создания большого числа новых рабочих мест. Это происходило на фоне не до конца изжитых последствий финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. [Борко, Биссон, 2019]. В 2019 г. в условиях устойчивого экономического роста занятость в ЕС достигла своего максимума, главным образом за счет роста числа постоянных рабочих мест, а количество отработанных часов на одного занятого оставалось стабильным, хотя и было ниже уровня 2008 г. Уверенно снижались даже женская, молодежная и долгосрочная безработица. Уровень общей безработицы был минимален в феврале, - за месяц до того, как по всей Европе стали широко внедрять меры по сдерживанию распространения коронавируса. С другой стороны, современные мегатренды мира труда - автоматизация и компьютеризация производственных процессов, генная инженерия, нанотехнологии, сверхпроводники, а также изменение климата и демографической структуры европейского общества -обусловили рост различных форм неформальной и атипичной занятости, включая

© Говорова Наталья Викторовна - к.э.н., ведущий научный сотрудник Отдела экономических исследований Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope72020128139

прекарную1 и частичную, как и наличие большого числа молодежи в возрасте 15-24 лет вне занятости, образования или профессионального обучения (NEET).

В первом квартале 2020 г. на рынок труда во всем ЕС повлияла пандемия и ответные меры государств - членов. Самые высокие показатели отсутствия на работе в силу временного отпуска по техническим или экономическим причинам наблюдались на Кипре, в Греции, Испании, Италии и Франции, а самые низкие - в Чехии, Словакии, Швеции и Венгрии2. По оценкам экспертов [Chinn et al, 2020], безработица в Европе может удвоиться и вернуться к докризисному уровню только к 2024 г., что приведет к сокращению свыше 60 млн рабочих мест, а это более четверти всех занятых в ЕС. В наиболее тяжелом положении окажутся работники с низким уровнем образования, что еще больше усугубит социальное неравенство. Половина всех рабочих мест, подверженных краткосрочному риску, - в сфере обслуживания клиентов и продаж, общественного питания, торговли, в строительной отрасли; среди наименее пострадавших - работники сфер здравоохранения, образования и науки, машиностроения и юриспруденции. COVID-19 оказал заметное влияние на доходы, нормы сбережений и инвестиций, потребление домохозяйств, валовой операционный профицит нефинансовых корпораций, долю прибыли и нормативы инвестирования бизнеса, а также на сбор и предоставление данных ежеквартальных отчетов по секторам.

Как утверждают зарубежные эксперты [Atkeson, 2020], при осуществлении ответных политических мер в связи с коронавирусом необходимо обеспечить баланс приоритетов эпидемиологической безопасности и социально-экономической устойчивости с учетом долгосрочных последствий принятых мер для блокировки распространения вируса. При этом государственные расходы на здравоохранение в период рецессии могут иметь синергетический эффект. В краткосрочной перспективе они повышают вероятность оживления экономики [Reeves et al., 2013], а на среднесрочный период могут стать важным фактором поддержания занятости, особенно для женщин и других уязвимых групп населения [Boniol et al., 2019].

Влияние COVID-19 на сферу занятости

Европейский прекариат и другие группы населения, уязвимые с точки зрения условий занятости и доходов, оказались в самых тяжелых обстоятельствах в период активной борьбы с коронавирусом и последовавшего масштабного социально-экономического кризиса при существенных страновых и региональных различиях. Вернуть рынок труда к докризисному состоянию сложнее всего в наиболее пострадавших странах (Италия, Испания, Франция); при этом женщины в большей степени затронуты безработицей, нежели мужчины. Очень уязвимы также малообразо-

1 По мнению автора, прекарная занятость (от англ. precarious «сомнительный, ненадежный, случайный») - это трудовая деятельность в отсутствии стабильности, профессиональной идентичности, гарантий и защищенности.

2 Statistics Explained, Absences from work - quarterly statistics. Eurostat. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=Absences_from_work_-_quarterly_statistics (дата обращения: 04.09.2020)

ванная часть рабочей силы [Adams-Prassl et al., 2020] и работники gig-экономики1 [Stabile et al., 2020].

В конце мая Еврокомиссия обнародовала план устойчивого и инклюзивного восстановления для всех государств - членов и предложила создать временный инструмент - Next Generation EU, встроенный в обновленный долгосрочный бюджет ЕС на 2021-2027 гг. Решение о создании Фонда с бюджетом 750 млрд евро (из них две трети - гранты, треть — займы) было одобрено на июльском саммите ЕС. Проект построен на трех опорах: содействие странам в восстановлении и выходе из кризиса; стимулирование частных инвестиций и поддержка пострадавших компаний; укрепление ключевых программ ЕС для углубления единого рынка и форсирования двойного перехода к зеленому и цифровому обществу [European Council, 2020]. Для защиты жизни и средств к существованию, восстановления единого рынка ЕК предложила максимально использовать потенциал Союза, доведя общий объем финансирования до двух триллионов евро. Комиссия также обнародовала свою скорректированную Рабочую программу на 2020 г., в которой определены приоритетные действия, необходимые для восстановления и жизнестойкости Европы [Adjusted Commission..., 2020].

В первом полугодии 2020 г. европейский рынок труда продемонстрировал ухудшение индикаторов; прежде всего, это коснулось сокращения количества отработанных часов; остальные показатели изменились некритично в силу предпринятых на государственных и общеевропейском уровнях мер (и из-за задержек с представлением отчетности). Несмотря на то что в этот период экономическая активность существенно снизилась, занятость в ЕС-27 сократилась незначительно. В первом квартале уровень занятости населения в возрасте 20-64 лет составил 73,3%, не изменившись по сравнению с четвертым кварталом 2019 г.2 Следует отметить нетипичность сложившейся на европейском рынке труда ситуации. Как правило, существует тесная связь между динамикой занятости и ростом ВВП. Рост безработицы также был незначительным, имел место и неудовлетворенный спрос на рабочую силу. В апреле уровень безработицы вырос на 0,2%, однако между странами имелись (и остаются) существенные различия. В июне - июле, когда начался постепенный отказ от изоляционных мероприятий, рост безработицы остался на том же уровне, достигнув 7,2%; в абсолютных значениях это 15,2 млн человек3. Такие, в целом пока приемлемые, результаты можно объяснить применением расширенных схем краткосрочного трудоустройства, однако не во всех государствах - членах они идентичны, что способствует заметным различиям. Воздействие пандемии на занятость пока можно считать относительно умеренным, однако сокращение рабочего времени было гораздо более значительным. Покинувшая ЕС

1 Новая модель трудовых отношений, основанная на краткосрочных контрактах или неформальных договоренностях.

2 Statistics Explained. Employment - quarterly statistics. Eurostat. URL: https://ec.europa.eWem-ostat/statistics-explained/index.php?title=Employment_-_quarterly_statistics (дата обращения: 09.09.2020)

3 Euro area unemployment at 7.9%. Eurostat. News release. 130/2020 - 1 September 2020. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/documents/2995521/10568643/3-01092020-BP-EN.pdf/39668e66-2fd4-4ec0-9fd4-4d7c99306c98 (дата обращения: 09.09.2020)

Британия демонстрирует более глубокое падение ВВП и сокращение рабочего времени при минимальном снижении уровня занятости. Данные таблицы 1 иллюстрируют вышесказанное.

Таблица 1.

Изменения ВВП и занятости, в сравнении с предыдущим периодом (в %)

Q4 2019 Q1 2020 Q2 2020

ВВП

ЕС-27 0,1 -3,3 -11,4

Испания (макс.) 0,4 -5,2 -18,5

Финляндия (мин.) -0,3 -1,9 -4,5

Великобритания 0,0 -2,2 -20,4

Уровень занятости

ЕС-27 0,2 -0,3 -2,9

Испания (макс.) 0,8 -1,0 -7,5

Люксембург (мин.) 0,8 0,3 -0,6

Великобритания 0,6 0,6 -0,7

Количество отработанных часов

ЕС-27 -0,1 -3,1 -10,7

Испания (макс.) 0,8 -5,0 -21,4

Хорватия (мин.) 3,5 -1,4 -1,9

Великобритания -0,2 -0,9 -18,4

Источник: составлено автором по данным Евростат1.

Во втором квартале масштабное падение ВВП отмечалось также в Хорватии, Венгрии, Греции, Португалии и Франции, сравнительно менее критичное - в Литве, Эстонии, Ирландии, Латвии и Дании. Валовая добавленная стоимость и количество отработанных часов сократились во всех отраслях промышленности: более всего в оптовой и розничной торговле, транспорте, жилищном хозяйстве и пищевой промышленности, а также в сфере услуг, особенно в таких видах деятельности, как искусство, развлечения, отдых и др. [European Economic..., 2020]. Занятость населения сократилась во всех государствах - членах, за исключением Мальты (+0,6%), существенное снижение также зафиксировано в Ирландии, Венгрии и Эстонии. Сокращение рабочего времени было гораздо более заметным и практически соответствовало отрицательной динамике производства. Объем финансовых вливаний в экономику относительно ВВП также сильно различался: в первом полугодии 2020 г. самым ощутимым он был в Италии и Испании, а также в Нидерландах, Дании и Португалии [Anderson et al., 2020].

Еще одной причиной сглаженной реакции рынка труда может выступать его недоступность для многих соискателей во время изоляции, что лишает их статуса безработного по критериям МОТ, а также отказ от поиска работы многими евро-

1 GDP main aggregates and employment estimates for the second quarter of 2020. Eurostat. News release. 133/2020 - 8 September 2020. URL:

https://ec.europa.eu/eurostat/documents/2995521/10545471/2-08092020-AP-EN.pdf/43764613-3547-2e40-7a24-d20c30a20f64 (дата обращения: 09.09.2020)

пейцами в силу семейных и/или медицинских и иных причин. Инструмент ЕС по временной поддержке для снижения риска безработицы в чрезвычайных ситуациях - SURE [Council regulation... 2020], в рамках которого инициирован процесс оказания финансовой поддержки шестнадцати государствам - членам, предоставившим свои национальные гарантии, призван сгладить эти различия. Схемы кратковременной работы предусматривают субсидирование временного сокращения рабочего времени на предприятиях, пострадавших от пандемии в условиях асимметричного воздействия, которое она оказывает на различные секторы экономики. Это позволяет работодателям, испытывающим временное падение спроса или производства, сокращать рабочее время своих работников вместо того, чтобы увольнять их. Трудящиеся получают от государства субсидию, пропорциональную сокращению рабочего времени. Таким образом, снижаются расходы на увольнение и последующий найм, поддерживаются производственно-сбытовые цепочки, равно как и человеческий потенциал.

Европейские эксперты [Giupponi, Landais, 2020] полагают, что краткосрочная работа может быть гораздо более эффективной мерой, чем другие формы поддержки, такие как страхование по безработице и универсальные трансферты, или чем иные формы субсидирования заработной платы. Правомерно предположить, что поддержание экономической деятельности путем сохранения рабочих мест и предприятий является наилучшей стратегией для обеспечения быстрого восстановления после окончания пандемии. Многие страны ЕС, например, Германия, Франция, Бельгия, имеющие положительный опыт использования подобных мер в период Великой рецессии, увеличили число работников с краткосрочными контрактами. Необходимо также расширить категории работников (по примеру Италии), имеющих право на краткосрочную работу, включив в их число учеников - стажеров, менеджеров и самозанятых. Схемы кратковременной работы являются гибким способом для фирм удерживать наиболее высококвалифицированных и продуктивных работников, имеющих большую ценность (независимо от уровня спроса на продукцию), а также работающих по долгосрочным договорам в отличие от краткосрочных [Lydon et al., 2019].

Распространение коронавируса и сопутствующие меры по его сдерживанию также определили негативный вектор эволюции Индикатора ожиданий в области занятости (EEI), представляющего собой сводный показатель, разработанный Генеральным директоратом по экономическим и финансовым вопросам Еврокомиссии. EEI, суммируя планы бизнеса по трудоустройству в четырех секторах (промышленность, сфера услуг, розничная торговля и строительство) и предоставляя информацию об изменениях в ожидаемой занятости в странах ЕС, показал резкое падение в первом квартале 2020 г. [European Business., 2020]. Перспективы рынка труда могут улучшиться следом за ослаблением ограничений прежде всего на розничную торговлю и оказание широкого спектра услуг. Тем не менее можно предположить, что ряд факторов замедлит возвращение рынка труда к докризисной ситуации. Схемы краткосрочного субсидирования ограничены по времени. Кроме того, сокращение объемов экономической деятельности и числа фирм неизбежно повлекут за собой рост безработицы. В среднесрочной перспективе для улучшения показателей рынка труда важно восстановление спроса, зависящего в значительной степени от эпидемиологической ситуации. Вероятный рост безработицы будет осо-

бенно трудно предотвратить в странах и регионах с относительно высокими ее показателями накануне пандемии - там, где рынки труда и системы социальной защиты недостаточно эффективны.

Помимо этого, нынешний кризис трудовой сферы не похож на предыдущие в силу того, что классические показатели занятости и безработицы (в соответствии с определением МОТ) недостаточны для анализа изменений, зарегистрированных на рынке труда. Речь идет не столько об увольнении, сколько об отсутствии на рабочем месте или сокращении рабочих часов из-за самоизоляции и закрытия границ. Люди, которые ранее считались безработными, могли отказаться от поиска на определенный период времени из-за плохих экономических перспектив или остановки деятельности предприятий, что, соответственно, вывело их за пределы рабочей силы. Часть трудоспособного населения оказалась недоступной для работы, например, в силу различных семейных обстоятельств (уход за детьми и другими членами семьи). Неудовлетворенный спрос на трудоустройство затронул дополнительную рабочую силу, включающую в себя лиц, которые могут работать, но не ищут работу, и тех, кто ищет работу, но не может немедленно приступить к ней (экономически неактивное население, а также занятые неполный рабочий день и желающие работать больше). Данные категории граждан в совокупности с безработными и занятыми составляют понятие расширенной рабочей силы [Fuente, 2011].

В первом квартале 2020 г. доля людей, сталкивающихся с потенциальной потребностью в трудоустройстве, составила более 13% от общей численности рабочей силы в ЕС. Среди них почти половину составили безработные, треть - потенциальная дополнительная рабочая сила и свыше пятой части - занятые неполный рабочий день1. Вместе с тем по прогнозу Европейского центра развития профессионального образования (CEDEFOP), возможны значительные изменения в составе рабочей силы из-за увеличения числа принятых решений о выходе на пенсию среди большой группы населения, родившейся в первые послевоенные годы. По данным Центра, в некоторых секторах будет ощущаться острая нехватка рабочей силы, особенно в обрабатывающей промышленности, куда не так охотно идут работать представители новых поколений [Bulletin Quotidien..., 2020].

С большой долей вероятности можно утверждать, что ЕС не удастся достичь своих целей в рамках Стратегии «Европа 2020» в тех или иных сферах занятости (обеспечить трудоустройство трех четвертей населения в возрасте от 20 до 64 лет) и, особенно, искоренения бедности и социальной исключенности (снизить на 20 млн число людей, подверженных риску нищеты) [A strategy for smart..., 2010]. В связи с этим существует угроза того, что не будут достигнуты некоторые цели устойчивого развития (ЦУР) ООН 2030, составляющие основу всей европейской политики. Прежде всего, это: ЦУР 1 - положить конец нищете во всех ее формах; ЦУР 3 - обеспечивать здоровый образ жизни и содействовать благополучию всех людей всех возрастов; ЦУР 8 - содействовать поступательному, всеохватывающему и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и

1 Labour market slack - unmet need for employment - quarterly statistics. Eurostat. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=Labour_market_slack_-_unmet_need_for_employment_-_quarterly_statistics#Focus_on_unemployment (дата обращения: 04.09.2020)

достойной работе для всех; ЦУР 10 - сократить неравенство внутри стран и между ними [Transforming our world..., 2015]. Трудно согласиться с тем, что Еврокомиссия оценивает динамику уровня бедности и социальной исключенности как «умеренный прогресс в достижении целевого показателя Евросоюза». При этом справедливо оценен как «недостаточный прогресс в достижении цели ЕС» такой индикатор, как «люди, подверженные риску бедности по доходам после социальных трансфертов и работающие бедные» [Sustainable development..., 2020].

Инвестиции в будущее: поддержка молодого поколения

В период пандемии безработица среди молодежи демонстрирует отчетливую тенденцию к росту. В июне 2020 г. в ЕС насчитывалось почти три миллиона безработных молодых людей. Наиболее пострадавшими странами остаются Греция, Испания и Италия. Новички, не имеющие опыта, оказались практически без перспектив, особенно выпускники вузов. Обучение и трудоустройство молодежи находится в первую очередь в зоне ответственности государств - членов. Еврокомиссия в пределах своей компетенции предпринимает усилия в помощь молодым соискателям рабочих мест, реализуя инициативы, направленные на оптимизацию функционирования рынка труда в рамках Европейской опоры социальных прав (принцип 4 - Активная поддержка занятости) [Commission Recommendation., 2017], оказывая содействие Новой промышленной стратегии для Европы и Механизму справедливого перехода (JTM)1.

Один из инструментов - Europass - инициатива, объединяющая тех, кто ищет и предлагает работу в более чем тридцати странах Европы. Ее обновленная, расширенная за счет новых опций и упрощенная версия начала функционировать с 1 июля 2020 г. Пользователи платформы имеют возможность создать личный профиль, описав навыки, компетенцию, опыт работы и задачи; хранить документы в личном онлайн-архиве; отправлять потенциальным работодателям, службам занятости ссылку на свой электронный профиль. Europass открывает пользователям доступ к информации об обучении, стажировке и работе по всему континенту. Отметим, что свобода передвижения граждан ЕС и цифровые технологии способствуют упрощению поиска работы и найма. Europass дополняет представленный Комиссией в начале июля пакет мер по обеспечению занятости молодого поколения и превращению его в основную движущую силу экологизации и цифровизации экономики. Программа будет реализована по четырем направлениям (см. Рис. 1). Основу плана составляет обновленный и расширенный вариант Гарантии занятости молодежи (Youth Guarantee) - инициативы, реализуемой с 2014 г. в рамках европейской программы борьбы с молодежной безработицей - Youth Employment Package [Moving Youth., 2012], предлагающей молодым людям 15-24 лет работу, образование, профессиональную подготовку или стажировку в течение четырех месяцев после окончания обучения или потери работы.

1 The Just Transition Mechanism: Making Sure No One Is Left Behind. URL: file:///C:/Users/%D0%9D%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F/Download s/just_transition_mechanism_en.pdf.pdf (дата обращения: 04.09.2020)

Рисунок 1.

Поддержка молодежной занятости: мост к рабочим местам для следующего поколения

Мост к рабочим местам и укрепление Гарантии для молодежи

Будущая политика ЕС в области профобразования н обучения

Новый импульс для ученичества и стажировок

Дополнительные меры поддержки занятости молодежи

Источник: [Youth Employment..., 2020].

За последние семь лет ЕС инвестировал в Youth Guarantee девять миллиардов евро, что, наряду с дополнительными инвестициями Европейского социального фонда (ЕСФ) и улучшением макроэкономических условий, помогло трудоустроиться миллионам молодых людей, снизив уровень безработицы и число NEET. Однако пандемия и ее экономические последствия могут свести на нет этот позитивный фактор. Предыдущие кризисы свидетельствуют, что молодые люди первыми подвергаются сокращению, чаще работают в неформальном секторе экономики или в нестандартных условиях. Немалая часть молодежи задействована в наиболее пострадавших отраслях, таких как туризм, гостиничный бизнес, сезонные сельскохозяйственные работы, оптовая и розничная торговля, где невозможна удаленная деятельность.

Пересмотр политических рамок поддержки молодежной занятости необходим для недопущения очередного всплеска безработицы в этой возрастной категории, ведь издержки европейского общества от безработицы среди молодежи составляют более 1% ВВП ЕС. Поскольку переход от школы к трудовой деятельности и устойчивая рыночная интеграция занимают больше времени из-за меняющегося характера работы и востребованных навыков, возрастная группа будет расширена за счет включения в нее молодых людей в возрасте 25-29 лет. Важно также разграничение между временными, случайными NEET (зачастую с более высоким уровнем образования, иногда с опытом работы, возможно, уволенными из-за пандемии или вновь вышедшими на рынок труда во время кризиса после завершения образования) и некоторыми группами молодежи, находящимися в неблагоприятных условиях (принадлежность к расовым и этническим меньшинствам, проживание в удаленной местности или неблагополучных городских районах, низкий уровень образования и т.д.). Очевидно, что ко всем этим группам необходимо применять индивидуализированный и целенаправленный подход.

О необходимости реновации Youth Guarantee давно и неоднократно говорилось на различных уровнях - от представителей органов власти в странах ЕС и профсоюзов до рядовых молодых предпринимателей и наемных работников. Отмечалось ненадлежащее качество предлагаемых стажировок и рабочих мест (в основном временная, низкооплачиваемая работа) и нецелесообразное использование европейского финансирования, отсутствие адекватной информации в центрах занятости. Кроме того, многие молодые люди, особенно из неблагополучных социально-экономических слоев, пока не имеют доступа к качественному образованию и подготовке или сталкиваются с препятствиями при переходе от школы к работе, пополняя ряды NEET.

Политика ЕС в области профессионального обучения и подготовки также будет нацелена на то, чтобы сделать образовательные системы более современными, гибкими и отвечающими требованиям и уровню развития современных технологий, предоставляя максимум возможностей для профессионального выбора и карьеры. На уровне Евросоюза Комиссия придаст новый импульс европейскому Альянсу по продвижению ученичества - ключевому инструменту Youth Employment Package, учрежденному в 2013 г. (многосторонней платформе для совместных действий заинтересованных сторон ради повышения качества, предложения и имиджа ученичества в Европе и содействия мобильности). В странах, где реализуются подобные схемы - Австрия, Германия, Дания, Нидерланды, - молодые люди легче вливаются на рынок труда, молодежная безработица и число NEET значительно ниже, чем в среднем по Союзу. Обновленный Альянс будет способствовать созданию национальных коалиций, оказывать поддержку МСП и активизировать участие социальных партнеров - организаций работодателей и профсоюзов. Последние в лице Европейской конфедерации профсоюзов проявили умеренный энтузиазм, приветствуя рекомендации и отметив при этом, что молодые люди хотят работу, а не мост к ней. Профсоюзы также настаивают на ответственности компаний за подготовку своих работников. Обновленная политика профессионального образования и подготовки (VET) поможет ее провайдерам стать центрами профессионального мастерства, поддерживая при этом разнообразие и инклюзивность. Дополнительные меры в поддержку занятости молодежи включают в себя краткосрочное трудоустройство и стимулы для стартапов, а также наращивание потенциала сети молодых предпринимателей и создание межфирменных учебных центров в среднесрочной перспективе. Финансирование проекта, включая инвестиции ЕСФ и Youth Employment Initiative (один из основных финансовых ресурсов Youth Guarantee), а также национальное софинансирование, составит не менее 22 млрд евро [Youth Employment., 2020].

Очевидно, что указанные действия будут выгодны как работодателям, так и молодежи, обеспечив квалифицированной рабочей силой хай-тек сектора европейской экономики. Именно поэтому базовые навыки работы с цифровыми технологиями жизненно необходимы. Поскольку ярмарки вакансий пока не предвидятся, представляется необходимым информировать молодежь о перспективах занятости по нескольким каналам, увеличить число высококвалифицированных специалистов-консультантов по трудоустройству, упростить доступ к информации, к цифровым платформам, увеличить число предложений о работе по долгосрочным стабильным контрактам, что позволит обеспечить большую стабильность на рынке труда. Все

это потребует более тесного сотрудничества между социальными партнерами, сектором образования и организациями гражданского общества, а также между органами власти на региональном и местном уровнях.

* * *

Коронакризис обозначил слабые места социально-трудовой сферы Евросоюза на фоне дестандартизации и прекаризации занятости. Представляется, что сокращению потерь человеческого потенциала (ЧП) на фоне существенной пространственной дифференциации служит форсированное внедрение социальных инноваций [о них подробнее: Попов, Соловьева, 2020], гарантирующих равенство возможностей развития ЧП, а значит увеличение шансов той части населения (рабочей силы), которая была уязвима еще до кризиса. В условиях угрозы массового обнищания населения в отдельных странах может оказать позитивное воздействие активно дискутируемый и тестируемый в пилотном режиме в последние годы в Европе механизм безусловного основного (или базового) дохода [Квашнин, 2019]. В конце июня наиболее обездоленные испанские семьи начали получать средства в рамках схемы минимального прожиточного минимума.

Для перехода к сбалансированному и инклюзивному экономическому росту потребуется форсированное продвижение двух его главных драйверов - инвестиций в основной капитал и в экономику знаний, то есть, прежде всего, в человеческий капитал. При этом придется учитывать не только текущий, но и потенциальный риск, включая экологический и социальный (ведь многие антикризисные меры заканчивают свое действие в текущем году, что повлечет за собой снижение доходов населения и уровня совокупного потребительского спроса в кратко- и среднесрочной перспективе). Что касается поддержки занятости молодого поколения, то необходимо подчеркнуть, что инициативы ЕК следует адаптировать к потребностям национальных рынков труда, помогая получить образование наиболее уязвимым группам, особенно в области информационно-коммуникационных технологий.

Многие в Европе считают необходимой координацию действий на общеевропейском уровне в области здравоохранения и социальных проблем. Не следует забывать о поддержке самого молодого поколения европейцев, то есть детей и подростков, проблемам которых (бедность, социальное отчуждение, некачественные образование и медицина) пока уделяется недостаточно внимания как на страновом, так и на европейском уровне. В конце августа Еврокомиссия приступила к проведению новых консультаций по европейской Детской гарантии (Child Guarantee) и будет рекомендовать государствам - членам инвестировать ресурсы и разрабатывать планы действий в целях обеспечения доступа нуждающихся детей к таким бесплатным или доступным по цене услугам, как образование, обучение и уход за детьми младшего возраста, здравоохранение, питание и жилье, культура и досуг [Council Recommendation..., 2020].

Во всем мире кризис COVID-19 сильнее всего затрагивает беднейшие и наиболее незащищенные слои населения, усугубляя неравенство, существующее внутри стран и между ними. Все это характерно и для ЕС, и для России, где главные жертвы коронакризиса на рынке труда - сезонные работники, женщины и молодежь. Положительный европейский опыт вполне можно использовать в нашей стране с учетом

отечественных социально-экономических и географических реалий, а негативный опыт оценивать при планировании и корректировке планов преодоления последствий пандемии.

Список литературы

Борко Ю.А., Биссон Л. С. (2019) Европейская интеграция: перезапуск идеи "социальной Европы". Современная Европа, № 6. С. 15. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope620190517

Квашнин Ю.Д. (2019) Базовый доход для европейских стран: от теории к практике. Современная Европа, № 3. С. 177. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope32019171181

Попов А.В., Соловьева Т.С. (2020) Потенциал развития социальных инноваций в России и странах ЕС. Современная Европа, № 1. С. 171. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope12020170181

References

A strategy for smart, sustainable and inclusive growth. Communication from the Commission. Europe 2020. Brussels, 3.3.2010 COM (2010) 2020 final.

Adams-Prassl A., Boneva T., Golin M., Rauh C. (2020) Inequality in the Impact of the Coronavirus Shock: Evidence from Real Time Surveys, Discussion Paper, No 12183, IZA.

Adjusted Commission Work Programme 2020. European Union, 2020, URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/cwp-2020-adjusted-factsheet_en.pdf (accessed: 04.09.2020).

Anderson J., Bergamini E., Brekelmans S. et al. (2020) The fiscal response to the economic fallout from the coronavirus. Bruegel, 2020, URL: https://www.bruegel.org/publications/datasets/covid-national-dataset (accessed: 04.09.2020).

Atkeson A. (2020) What Will Be the Economic Impact of COVID-19 in the US? Rough Estimates of Disease Scenarios. Working Paper 26867. National Bureau of Economic Research, Cambridge, MA.

Boniol M., McIsaac M., Xu L., Wuliji T., Diallo K., Campbell J. (2019) Gender Equity in the Health Workforce: Analysis of 104 countries. Health Workforce Working Paper 1. Geneva: World Health Organization. URL: https://www.who.int/hrh/resources/gender_equity-health_workforce_analysis/en/ (accessed: 04.09.2020).

Borko Yu.A., Bisson L.S. (2019) Evropejskaya integraciya: perezapusk idei "social'noj Evropy". [European Integration: Relaunching the idea of a "social Europe"]. Sovremennaya Evropa. № 6, р. 15. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope620190517 (in Russian).

Bulletin Quotidien Europe (BQE). 2020. No 12508.

Chinn D., Klier J., Stern S., Tesfu S. (2020), Safeguarding Europe's livelihoods: Mitigating the employment impact of COVID-19, URL: https://www.mckinsey.com/ (accessed: 04.09.2020).

Council Recommendation for a Child Guarantee. Ref. Ares (2020)4318536 - 19/08/2020, URL: https://ec.europa.eu/social/main.jsp?langId=en&catId=1428&furtherNews=yes&newsId=9759 (accessed: 04.09.2020).

Commission Recommendation of 26.4.2017 on the European Pillar of Social Rights. European Commission. Brussels, 26.4.2017. C (2017) 2600 final.

Council Regulation (EU) 2020/672 of 19 May 2020 on the establishment of a European instrument for temporary support to mitigate unemployment risks in an emergency (SURE) following the COVID-19 outbreak. 20.5.2020. Official Journal of the European Union. L 159/1.

European Business Cycle Indicators. 1st. Quarter 2020. European Commission. Directorate-General for Economic and Financial Affairs. European economy. Technical paper 039. April 2020. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2020.

European Council. Brussels, 21 July 2020. EUCO 10/20. CO EUR 8. CONCL 4, URL: https://www.consilium.europa.eu/media/45109/210720-euco-final-conclusions-en.pdf (accessed: 04.09.2020).

European Economic Forecast. Summer 2020 (Interim). European Commission. Directorate-General for Economic and Financial Affairs. European economy. Institutional paper 132. July 2020. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2020.

Fuente A. (2011) Population and social conditions. New measures of labour market attachment. Statistics in Focus. 57/2011, URL: https://ec.europa.eu/eurostat/documents/3433488/5579744/KS-SF-11-057-EN.PDF (accessed: 04.09.2020).

Giupponi G., Landais C. (2020) Building effective short-time work schemes for the COVID-19 crisis, VoxEU.org, 1 April.

Kvashnin Yu.D. (2019) Bazovyj dohod dlya evropejskih stran: ot teorii k praktike. [Basic income for European countries: from theory to practice]. Sovremennaya Evropa. № 3, p. 177. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope32019171181 (in Russian).

Lydon R., Matha T., Millard S. (2019) Short-time work in the Great Recession: firm-level evidence from 20 EU countries. IZA J Labor Policy 8, 2, URL: https://doi.org/10.1186/s40173-019-0107-2 (accessed: 04.09.2020).

Moving Youth into Employment. European Commission. COM (2012) 727 final. Communication from the Commission to the European parliament, the council, the European economic and social committee and the committee of the regions. {SWD (2012) 406 final}. Brussels, 5.12.2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Popov A.V., Solov'eva T.S. (2020) Potencial razvitiya social'nyh innovacij v Rossii i stranah ES. [Potential of social innovation development in Russia and EU countries]. Sovremennaya Evropa. № 1, p. 171. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope12020170181 (in Russian).

Reeves A., Basu S., McKee M., Meissner C., Stuckler D. (2013) Does Investment in the Health Sector Promote or Inhibit Economic Growth? Globalization and Health 9(1): 43. URL: https://globalizationandhealth.biomedcentral.com/articles/10.1186/1744-8603-9-43 (accessed: 04.09.2020).

Stabile M., Apouey B., Solal I. (2020) COVID-19, inequality, and gig economy workers | VOX, CEPR Policy Portal, VoxEU.org, URL: https://voxeu.org/article/covid-19-inequality-andgig-economy-workers (accessed: 04.09.2020).

Sustainable development in the European Union. Overview of progress towards the SDGs in an EU context 2020 edition. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2020. doi:10.2785/634624.

Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development, URL: https://sustainabledevelopment.un.org/post2015/transformingourworld (accessed: 04.09.2020).

Youth Employment Support: a Bridge to Jobs for the Next Generation. European commission. Com (2020) 276 final. Communication from the commission to the European parliament, the council, the European economic and social committee and the committee of the regions. Brussels, 01.07.2020.

European Labour Market in Pandemic Reality

Received 10.09.2020

Author: Govorova N., Candidate of Sciences (Economics), Leading Researcher at the Department of Economic Studies, Institute of Europe RAS. Address: 11-3, Mokhovaya Street, Moscow, Russia, 125009. Email: [email protected]

Abstract. The beginning of 2020 was marked by an outbreak of the global pandemic COVID-19, which forced almost all governments to adopt restrictive measures in which social distance played a key role. In order to stop the spread of the virus and ensure the safety of people, many businesses were temporarily shut down and millions of workers were absent from their workplaces for long periods. So far, it is difficult to predict how much time, financial resources and effort it will take various actors to recover the world, European and domestic economies. Individual sectors and enterprises will continue to be adversely affected by the effects of the pandemic for a long time to come and will have to increase costs to ensure safety for operational process and labour force. The global impact of the coronavirus pandemic in social, economic, demographic, financial, political and other areas has yet to be comprehensively assessed and analyzed by experts. The article provides insight into analysis of the European labour market and measures adopted by the EU on smoothing the consequences of the coronavirus crisis in the social and labour spheres.

Keywords: European Union, European Commission, labour market, coronavirus pandemic, crisis, employment, unemployment, youth support, poverty.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope72020128139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.