УДК 338
Марина КЛИНОВА
ГОСУДАРСТВО В ЭКОНОМИКЕ ФРАНЦИИ: ТЕСТ НА КОРОНАВИРУС
Статья поступила в редакцию 12.04.2020
... как же может управлять человек, если он не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день? (М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита).
Аннотация. Пандемия COVID-19 спровоцировала тяжелейший социально-экономический кризис. В статье рассмотрены чрезвычайные меры, принимаемые Францией в поддержку населения и предпринимательства в период действия форс-мажора. В этих условиях президент Франции Э. Макрон был вынужден отложить намеченные реформы и изменить вектор социально-экономической политики. Показаны активная поддержка предпринимательства и наёмных работников государством, его первостепенная роль в преодолении коллапса экономики, возникшего вследствие пандемии. Беспрецедентное решение Еврокомиссии о временном отказе от ограничений по дефициту государственного бюджета и размерам государственного долга в странах-членах позволило Франции усилить регулирование в целях поддержки экономики и подготовки к её восстановлению по окончании пандемии. Сделан вывод о возможном влиянии COVID-19 на роль Парижа в процессах европейской интеграции.
Ключевые слова: пандемия, кризис, государственная поддержка, инвестиции, бизнес, реформы, экономический рост, безработица.
Результатом кризиса 2020 г., спровоцированного пандемией COVID-19, стал тяжелейший спад хозяйственной активности. По данным Еврокомиссии, в 2020 г. ВВП Франции снизится на 10,6%, в то время как, например, во время финансово-экономического кризиса в 2009 г. - на 2,9% [European Economic Forecast, 2020: 38; Eurostat]. В интервью 14 июля 2020 г. президент Э. Макрон привёл данные национальной статистики о возможном приросте числа безработных на 800 тыс. или 1 млн к весне 2021 г. 40% работников в стране уже заняты частично [Interview,
© Клинова Марина Вилениновна - д.э.н., ведущий научный сотрудник Центра европейских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН. Адрес: 117997, Россия, Москва, Профсоюзная ул., 23. Е-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420207282
2020: 13]. Социально-экономические последствия принудительной приостановки хозяйственной деятельности («в ручном режиме» путём административных мер государства) ещё предстоит оценить. Конкретные цифры падения производства, как и принимаемые меры национальной поддержки экономики, постоянно корректируются в сторону увеличения. Тем не менее некоторые оценки этого явления уже можно представить.
Пандемия COVID-19 оказалась для Франции и её президента Э. Макрона ещё одним «чёрным лебедем». К начавшемуся в 2018 г. движению «жёлтых жилетов» (массовым социально-экономическим протестам с насильственными действиями, перекрытием дорог, разгромами магазинов, кафе и проч.) [Клинова, 2018: 3] в перечень испытаний в 2020 г. добавилась пандемия.
Ранее протесты, сопровождавшиеся финансовыми потрясениями, дважды приводили к смене власти в стране - в 1958 г. и в 1968 гг. [Рубинский, 2018: 98]. Однако предыдущие кризисы во Франции не были напрямую вызваны экономическими проблемами. Кризис 1958 г. был связан с войной в Алжире, распадом французской колониальной империи, а кризис 1968 г. был в определённой мере социально-«поколенческим» и вызван протестами рождённых после Второй мировой войны «бэби-бумеров» против традиционных устоев общества.
Особенности «карантинного» кризиса 2020 г. во Франции
Для «рукотворного» кризиса 2020 г. характерна почти полная остановка хозяйственной деятельности; он поразил не только крупные промышленные компании, но и малые и средние предприятия (МСП) отраслей рыночных услуг, определяющих качество повседневной жизни. В экономике Франции, как и в прочих про-мышленно развитых странах, МСП (включая микропредприятия) занимают важное место. На них приходится 99,9% общего числа и около трети оборота (1300 млрд евро) всех французских предприятий [Bellanger, 2020]. На 3,8 млн МСП заняты 6,3 млн чел., которые производят 43% добавленной стоимости [Les entreprises..., 2019: 110]. По приведённым цифрам можно судить о том, как вследствие приостановки работы МСП и других компаний страдает налогооблагаемая база, а значит, вырастет нагрузка на госбюджет.
Из-за карантина потенциальные потери объёма производства в среднем от частичного или полного прекращения работы предприятий ряда отраслей услуг могут превысить четверть ВВП в постоянных ценах [Evaluating., 2020: 3]. В основном это касается профессиональных и риэлторских услуг, розничной и оптовой торговли. Наряду с наиболее пострадавшими сферами хозяйственной деятельности - туриз-мом1, гостинично-ресторанным бизнесом - серьёзный удар нанесён по транспорту, связанным с ним отраслям авиа- и автомобилестроения. Менее пострадавшими оказались производство продуктов питания, водо- и энергоснабжение, вывоз мусора.
Замедление роста экономики, переходящее в рецессию, связано со сбоями в международной хозяйственной системе, обрушением фондовых рынков. В эконо-
1 Франция занимает первое место в мире по входящему турпотоку. The World Tourism Organization (2020). URL: https://www.e-unwto.org/toc/unwtotfb/current (дата обращения: 25.08.2020)
мике подорваны спрос, предложение, разорваны связи между производителями и потребителями1. Эти процессы сопровождаются не только усилением тенденций протекционизма и изоляционизма в сфере обмена товарами и услугами. Закрыты границы, приняты синхронные меры, тормозящие обмен человеческим капиталом [Потёмкина, 2020].
Пандемия началась в тяжёлое для экономики время. В 2019 г., согласно январским оценкам 2020 г., глобальный прирост ВВП сократился до 2,4% (минимальный за предыдущее десятилетие, после глобального финансового кризиса 20082009 гг.). Из стран еврозоны во Франции (как и в Италии) в конце 2019 г. отмечены минимальные с 2013 г. темпы прироста ВВП [Fighting., 2020: 3, 9]. К названным проблемам добавился разрыв глобальных и региональных (внутри ЕС) цепочек создания стоимости. Так, в Германии (стратегический партнёр Франции) это повлекло за собой остановку производств из-за нехватки комплектующих, возникновение транспортно-логистических проблем, отказ от проведения международных деловых мероприятий, падение туристической и иных видов деятельности, связанных со сферой услуг [Белов, 2020: 3]. Во Франции свёртывание хозяйственной деятельности также привело к падению предложения и спроса на сырьё, промышленную продукцию и услуги, частного потребления и инвестиций. Ухудшились не только текущее состояние экономики, но и прогнозы на 2020 г. и долгосрочную перспективу, с высокой неопределённостью относительно сроков и возможностей преодоления спада.
Социально-экономические последствия пандемии во многом определяются продолжительностью «замораживания» экономики; сроками выхода из карантина и обострением конкуренции со стороны тех стран, где карантин завершится раньше. По прогнозам ОЭСР, в экономически развитых странах каждый месяц остановки производства ведёт к снижению годового прироста ВВП на 2 процентных пункта (п.п.), а при трёхмесячной остановке без компенсационных мер - даже на 4-6 п.п. [Evaluating., 2020: 2].
Кризис усугубил существовавшие и до него хозяйственные противоречия; «деиндустриализация» с её социально-экономическими последствиями проявилась во Франции задолго до коронавируса [Лапина, 2019: 16-20]. В числе обострившихся в период пандемии проблем - делокализация производств, перенос части предприятий в Азию и на восток ЕС [Сидоров, 2019: 119-137]. Усилились разногласия не только между Севером (ФРГ, Нидерланды, скандинавские страны) и Югом Евросоюза (Италия, Испания), но и между его Западом (15 стран Старой Европы) и с 2004 г. - Востоком (постсоциалистические страны Новой Европы).
Нынешний кризис в очередной раз поднял вопрос о реорганизации стратегических производств. Франции и Германии удалось согласовать и выдвинуть совместную инициативу помощи наиболее пострадавшим отраслям и регионам в Евросоюзе. Предложено также «усилить на национальном и европейском уровнях контроль
1 Восстановление экономики зависит от возобновления потребительского спроса, что происходит не сразу из-за опасений второй волны пандемии. Потребители по окончании карантина будут какое-то время экономить, отказываться от кредитов, приобретения товаров длительного пользования (машин, иной техники). Это касается и индустрии досуга (туризма, театров, кино), общественного питания (кафе, ресторанов).
над вложениями неевропейских инвесторов в стратегические отрасли..., поощряя инвестиции в ЕС» [Initiative ., 2020].
Возросло значение «импортозамещения» - перестройки национальной и европейской промышленности - несмотря на то, что себестоимость производства в азиатских странах, безусловно, ниже. Когда политики считают, что интересам их стран угрожают извне, они обращаются к «экономическому патриотизму». Во Франции ещё в 2005 г. при правительстве Д. де Вильпена был принят закон о защите стратегических отраслей1. Опасность состоит в том, что в борьбе с побочными эффектами глобализации в виде делокализации производства существует риск «с водой выплеснуть ребёнка», впав в протекционизм [Gassmann, 2019]. Об этом в первом телевыступлении по поводу пандемии предупреждал Э. Макрон, подчеркнув, как важно в борьбе с социально-экономическими последствиями COVID-19 не поддаться национализму.
Вместе с тем развитое европейское автомобилестроение не может на 95% зависеть от поставок из Китая и других азиатских стран, например, такого критически важного компонента, как электробатареи. Чтобы снизить такую зависимость, Франция и ФРГ приняли решение создать совместную линию по производству электробатарей, вернуть часть создания стоимости в Европу. Схожая ситуация наблюдается в фармацевтике: 80% субстанций для производства лекарственных компонентов поступают из того же региона [Le Maire, Reunion., 2020: 3], что представляет собой не меньший вызов и риск.
Это проявилось, в частности, в резком сокращении поставок из Китая продукции фармацевтики и парафармацевтики первой необходимости. Э. Макрон поставил цель - восстановить национальный и европейский суверенитет в данной области, имея в виду организацию такого производства на территории Франции и ЕС. Для обеспечения национальной безопасности он объявил о срочном создании консорциума по производству респираторов. Прекращение поставок тестов на коронавирус, масок, респираторов, санитарно-гигиенических средств, аппаратов ИВЛ и проч., а также стремление к релокализации производства могут дать импульс развитию этих отраслей и посткризисному восстановлению экономики.
Экономика Франции до и в условиях пандемии
Ещё в конце января 2020 г. на собрании с участием руководителей 200 крупнейших предприятий страны президент Э. Макрон говорил об улучшении (несмотря на социальные протесты) инвестиционного климата во Франции [Choose., 2020]. Уже в феврале министр экономики и финансов Б. Ле Мэр оценивал возможные последствия эпидемии для страны в 0,1 п.п. прироста ВВП в 2020 г. [Discours., 2020: 1]. В принятой в июле скорректированной в связи с COVID-19 редакции Закона о финансах на 2020 г. прогнозировался спад ВВП на 11% [Loi., 2020].
Наблюдаемое снижение промышленного производства, объёмов торговли наносит серьёзный удар по занятости, налогооблагаемой базе (доходы физических лиц,
1 Décret n° 2005-1739 du 30 décembre 2005 réglementant les relations financières avec l'étranger et portant application de l'article L. 151-3 du code monétaire et financier.
прибыли корпораций, НДС; сделки с недвижимостью и др.), усугубляет неравенство. По данным национальной статистики Франции на начало апреля 2020 г., экономическая активность (и потребление домашних хозяйств) за месяц карантина сократилась на 36% от нормального уровня (situation «normale»), что обойдётся стране снижением годового прироста ВВП на 3 п.п. [Point., 2020: 6]. При продолжении карантина показатель станет отрицательным, и за оставшееся время 2020 г. компенсировать потери вряд ли удастся.
Если социально-экономические меры в поддержку предприятий и их персонала окажутся действенными, а государство покажет себя не просто «модератором», но и «покровителем», то восстановление экономики по окончании пандемии может пойти быстрее, чем после кризиса 2008-2009 гг. Увеличение госрасходов, политика расширения совокупного спроса являются достаточно эффективными антициклическими мерами и сыграют свою роль, но не решат полностью текущие проблемы, вызванные принудительным закрытием предприятий. Вложения государства могут быть направлены на финансирование краткосрочных мер бюджетного стимулирования, однако в долгосрочном плане смягчение последствий кризиса деньгами и кредитами чревато инфляцией и финансовой нестабильностью.
В сложившихся чрезвычайных обстоятельствах Э. Макрон объявил о приостановке обещанных им в период избирательной кампании социально-экономических реформ [Interview, 2020: 18]. Как пишет отечественный учёный Ю.И. Рубинский, необходимые, но непопулярные меры подразумевают коренную модернизацию «архаичной» для XXI века социально-экономической модели [Европа., 2019: 135]. Речь идёт о балансировке государственных расходов и доходов, оптимизации ряда социальных обязательств, в частности, о реформе пенсионного обеспечения с пересмотром 42 пенсионных режимов, приведением размера пенсий в соответствие с трудовым стажем и накопленными взносами. Дискуссии о трансформации этой модели идут во Франции с 2008 г., но сейчас на передний план вышли проблемы, вызванные спадом экономики. Об их преодолении президенту Э. Макрону, обладающему широкими полномочиями (согласно действующей с 1958 г. Конституции Французской республики, «составленной по мерке» Ш. де Голля [Рубинский, 2018: 280]), придётся отчитываться перед избирателями.
Пандемия изменила планы и прогнозы. Президент в телеобращении 16 марта 2020 г. заявил о «санитарной войне» с наступающим «невидимым, неуловимым» врагом, что «требует нашей общей мобилизации». Слово «война» он повторил 6 раз. В этих условиях «ни одно предприятие, независимо от его размеров, не будет подвержено риску банкротства. Ни одна француженка и ни один француз не будет оставлен без средств» [Adresse ., 2020].
Как подчеркнул Э. Макрон, пандемия доказала важность такого общественного блага и достижения социального государства (État-providence), как бесплатное медицинское обслуживание, независимое от доходов, профессиональной принадлежности и трудового стажа. Во Франции здравоохранение признано «одной из важнейших политических и социальных функций государства», а система здравоохранения -«одной из лучших в мире», «областью больших успехов и инноваций» [Quel., 2016:
333, 337]. «Универсальный, обязательный и солидарный характер страхования на случай болезни» зафиксирован в ст. LIII-2-1 Кодекса социального обеспечения1.
Расходы на медицинское обслуживание выросли в 1950-2018 гг. с 2,5 до 8,6% ВВП, составив 3037 евро в расчёте на одного жителя [Tableaux ..., 2020: 90; Soual, 2017: 1]. Отметим, однако, что при самой большой в ЕС перераспределяемой части ВВП (56%, из них 33% - социальные расходы), у Франции на начало пандемии было лишь 7 тыс. мест в палатах интенсивной терапии, в то время как в соседней Германии - 28 тыс. [Avril, 2020]. Смертность от COVID-19 в ФРГ ниже: 4,1% от числа инфицированных против 12,64% во Франции, согласно данным на середину августа [Coronavirus (COVID-19) death., 2020].
Доли расходов на здравоохранение в ВВП во Франции и Германии практически равны - 11,3 и 11,2%, соответственно [Tableaux ..., 2020: 91]. При этом очевидно, что ФРГ лучше противостоит кризису не только благодаря дисциплинированности немцев, но и потому, что здравоохранение там менее централизовано, чем во Франции. В Германии система работает эффективнее, больше опираясь на местные органы власти. Цифры по смертности от коронавируса свидетельствуют, что в объявленной Э. Макроном «санитарной» войне жертв будет гораздо больше, чем после атак террористов.
Уже на начальном этапе пандемии неизбежно усилилась роль социального государства: был обнародован пакет экстренных экономических мер для поддержки граждан и предприятий. Связанные с пандемией расходы государства, в том числе на помощь стратегическим компаниям с его участием в капитале, оценены в десятки миллиардов евро. Так, на господдержку Air France решено выделить 7 млрд, Renault - 5 млрд евро [Après Renault., 2020].
Европейская комиссия (ЕК), признав COVID-19 «обстоятельством, независящим от воли государства-члена» [COVID-19: Commission: 2], в соответствии со ст. 107 (3b) Договора о функционировании Европейского Союза, разрешила оказать экономике государственную помощь. ЕК признала обоснованной временную адресную поддержку предприятий (особенно МСП), банков, иных финансовых структур, в «исключительных обстоятельствах, связанных со вспышкой COVID-19» и риском серьёзного спада экономики [Encadrement., 2020].
Решение ЕК позволило Франции быстро принять «эффективные и целенаправленные меры». Государственный инвестиционный банк Bpifrance (Banque Publique d'Investissement) может предоставлять гарантии по текущим коммерческим займам и кредитным линиям предприятиям с персоналом до 5 тыс. чел., а по новым кредитам - всем типам предприятий. При этом ЕК ограничила принимаемые государством риски пределом в 90% суммы кредитов. Прямая поддержка позволяет банкам быстро предоставлять ликвидность любому предприятию, которое в этом нуждается [Aides d'État., 2020: 1].
Программа социально-экономических мер поддержки в условиях COVID-19
Государство во Франции разработало Программу срочных мер с изложением порядка получения помощи предприятиями [Quelles.., 2020]:
1 Code de la sécurité sociale, éd. 03.06.2020. P. 14.
Современная Европа, 2020, №4
1. Перенос сроков социальных и/или налоговых платежей;
2. Отсрочка уплаты прямых налогов в сложных обстоятельствах с учётом конкретной ситуации на предприятиях после рассмотрения индивидуальных обращений;
3. Отсрочка арендных платежей, оплаты счетов за воду, электричество, газ для переживающих трудности самых малых предприятий;
4. Помощь до 1500 евро наиболее пострадавшим микропредприятиям и предпринимателям, самозанятым, лицам свободных профессий из Фонда солидарности, финансируемого центральными и региональными властями;
5. Выделение государством 300 млрд евро на гарантии банковским кредитным линиям в помощь предприятиям в период кризиса;
6. Посредническая помощь государства и Банка Франции предприятиям при переговорах с банками о реструктуризации кредитов;
7. Поддержка занятости на предприятиях путём упрощения и облегчения процедуры введения режима частичной безработицы;
8. Введение механизма бизнес-посредника для урегулирования конфликтов с клиентами или поставщиками;
9. Признание государством и местными властями коронавируса обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажор) и освобождение от штрафов за просрочку исполнения всех контрактов по госзакупкам;
10. Принятие плана помощи предприятиям-экспортёрам.
Слабое место Программы в том, что государственный «зонт» над сотней тысяч самых мелких предпринимателей и самозанятых раскрывается с трудом. Банки сдержанно относятся к выдаче кредитов; изучают кредитную историю предприятий как в обычных, а не в форс-мажорных условиях, поскольку гарантии государства составляют не 100, а 90% (в соответствии с предписанием ЕК). Для компаний, на которых занято более 5 тыс. чел. или же оборот которых составляет более 1,5 млрд евро, гарантии государства вообще сокращены до 70-80% [Prêt., 2020: 4]. Банки обязались отложить возврат кредитов предприятиями на срок до 6 мес. на безвозмездной основе.
Перенос сроков уплаты налогов, на которые приходится 95% поступлений в госбюджет Франции, является серьёзным ударом по доходной его части, хотя, по сути, это не осязаемая помощь, а лишь перенос во времени обычных денежных потоков в бюджет. Только на март 2020 г. отсрочка по налогам (прямым) и социальным отчислениям была оценена в 32 млрд евро, а Фонд солидарности на месяц - в 1 млрд евро [Le Maire, Détail., 2020: 2]. Впоследствии для отелей, кафе, ресторанов, индустрии развлечений (театров, музеев и т.п.) государство решило аннулировать налоги на 750 млн евро.
Выплаты по 1500 евро положены всем самозанятым и МСП, закрывшимся или лишившимся более 70% оборота в марте 2020 г. по сравнению с мартом 2019 г. Правда, для ряда видов деятельности, например, парикмахерских, спа-салонов, это символическая мера. Число предприятий, нуждающихся в срочной помощи, постоянно растёт.
Целевое выделение государством (по примеру ФРГ) 300 млрд евро позволит предприятиям сохранить рабочие места, обеспечивая кредитование до 31 декабря 2020 г. ФРГ в 2008-2009 гг. переводила работников на гибкие схемы занятости,
поскольку это было единственно возможным способом пережить кризис и сохранить специалистов и бизнес. Такие выплаты могут послужить сохранению рабочих мест, но для временных занятых или трудящихся-мигрантов риск увольнений сохраняется.
Минимальная зарплата выплачивается в полном размере. Государство на 100% компенсирует предприятию расходы на зарплату до 6927 евро (сумма до уплаты налогов и социальных взносов), что в 4,5 раза превосходит размер минимальной заработной платы [Quelles..., 2020: 14] и должно охватить 95% работников, согласно данным Министерства труда.
По опросам общественного мнения в марте, сразу после выступлений президента Франции, 97% респондентов (по данным международной исследовательской интернет-компании YouGov - 91% [YouGovFR, 2020: 6]) одобрили меры поддержки предприятий в виде отсрочки уплаты налогов, социальных взносов, арендной платы, гарантий займов [Sondage BFMTV, 2020 г.]. Правда, половина опрошенных сочла, что руководство страны недостаточно оперативно отреагировало на возникшую угрозу [YouGovFR, 2020: 3]. По опросам консалтинговой компании Ipsos-Sopra Steria по заказу Центра исследований французской политической жизни Cevipof (Centre d'études de la vie politique française) парижского Института политических исследований (Sciences Po), 54% респондентов сочли принятые экономические меры соразмерными, но 29% - недостаточными и «скорее недостаточными» [Coronavirus suivis, 2020: 16].
По данным опросов, проведённых исследовательским центром Elabe для телеканала BFMTV в конце мая, несмотря на принимаемые меры, экономическое положение в стране беспокоит французов больше, чем эпидемиологическая ситуация: таких 86% (из них очень обеспокоены - 35%) [Coronavirus vague 15 s, 2020]. Оппозиция также критикует президента и правительство. Экс-министр обороны Франции, центрист Э. Морен счёл недостаточными предложенные руководством страны меры поддержки экономики, подчеркнув, что многие из выживших в 2008 г. предприятий удалось спасти только благодаря вмешательству государства [Allocutions, 2020]. Критика звучит и со стороны ФСП, «Непокорённой Франции», «Национального объединения». Глава Республиканцев в Сенате призвал создать «антикризисный щит» путём облегчения кредитования МСП, снижения налогов, увеличения госинвестиций [Coronavirus: les oppositionss, 2020].
Уже в апреле 2020 г. стало ясно, что одобренный парламентом в марте правительственный План срочных мер по спасению экономики [Assemblées, 2020: 2561] недостаточен, Франция продолжает погружаться в рецессию. Помощь предприятиям увеличили со 100 до 110 млрд евро. Фонд солидарности для помощи компаниям всех размеров - микропредприятиям, самозанятым, крупным - также с разрешения ЕК увеличен с 1 до 7 млрд евро. В числе мер поддержки - прямые госсубсидии, возмещаемые кредиты, госгарантии по кредитам и займам на льготных условиях. В соответствии с условиями ЕК, помощь государства может быть предоставлена только тем компаниям, которые не испытывали финансовых затруднений до 31 декабря 2019 г., а возникшие проблемы связаны именно с наступлением форс мажорных обстоятельств - пандемии коронавируса в 2020 г.
В скорректированном в очередной раз в июле 2020 г. проекте Закона о финансах объявлена мобилизация ресурсов в 45 млрд евро. Из них на поддержку туризма выде-
ляется 18 млрд; автомобилестроения - 8 млрд; авиастроения - 15 млрд евро. В плане предусмотрена помощь стартапам и высокотехнологичным компаниям в 1,2 млрд евро. Отрасли культуры предложено выделить 1,3 млрд евро [Adoption., 2020].
Следует принимать во внимание, что постоянное увеличение расходов ухудшает экономические показатели. Возрастающий с 2008 г. госдолг, составивший в 2019 гг. 98% ВВП, в 2020 г. может достичь 121% ВВП, а дефицит госбюджета - 11,4% (9,1% в предыдущей редакции закона о финансах) [Loi., 2020]. Ранее предполагались цифры, соответственно, 112% ВВП - по госдолгу, 7,6% ВВП - по дефициту госбюджета [Covid-19: environ 9%., 2020].
На фоне катастрофической ситуации в национальной экономике диссонансом прозвучало предложение Э. Макрона аннулировать долги африканских стран [Intervention.]. По окончании пандемии вновь встанет вопрос о балансировке бюджета, сокращении госдолга. Руководство Франции исключило такой способ решения проблемы, как повышение налогов, учитывая негативный опыт 2008 г.,
когда рекордные налоги на производство взимались на фоне волны банкротств.
* * *
Начало пандемии показало, что первыми противостоять форс-мажорной ситуации и бороться с последствиями социально-экономического кризиса начали национальные государства. Во Франции, как и повсюду, растёт влияние «государства-стратега».
COVID-19 стал для Парижа одновременно испытанием, своеобразным тестом и возможностью вновь превратиться в «великую промышленную нацию» [Interview, 2020: 22], преодолеть возникшие, а также ранее существовавшие противоречия в экономике, в том числе при помощи и поддержке государства. Для Э. Макрона принятие необходимых социально-экономических мер в борьбе с кризисом и приостановка реформ были достаточно болезненными решениями, поскольку отход от европейских финансовых критериев дефицита государственного бюджета и государственного долга негативно влияют на претензии Франции на лидерство в ЕС.
Многое в экономике зависит от того, придет ли вторая волна пандемии, которая, однако, уже не будет внезапной. Будущее покажет, дадут ли меры борьбы с пандемией импульс экономике, или же Франция надолго погрузится в рецессию.
Список литературы
Белов В.Б. (2020) ФРГ: партийно-политическая жизнь в условиях пандемии. Аналитические записки ИЕ РАН, № 21 (204). URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2020/an204.pdf (дата обращения: 01.09.2020).
Европа между трех океанов (2019). Под общ. ред. Ал.А. Громыко, В.П. Федорова. Нестор-История, Москва.
Клинова М.В. (2018) «Желтые жилеты» - черные лебеди Макрону. Независимая газета, 02.12.2018.
Лапина Н.Ю. (2019) Французское общество перед вызовами глобализации, ИНИОН РАН, Москва.
Потёмкина О.Ю. (2020) Европейский союз: ограничение передвижения граждан как средство борьбы с COVID-19. Аналитические записки ИЕ РАН, № 14 (197). URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2020/an197.pdf (дата обращения: 01.09.2020).
Рубинский Ю.И. (2018) Приметы времени. Том II. Франция: незаконченная модернизация. ИЕ РАН, Москва.
Сидоров А.А. (2019) Конъюнктура еврозоны: формирование и динамика, ИНИОН РАН, Москва.
References
Adoption par le Parlement du 3è budget de crise (2020). URL: https://www.economie.gouv.fr/adoption-parlement-3-budget-de-crise (accessed 01.09.2020).
Adresse aux Français (2020), 16.03.2020. URL: https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2020/03/16/adresse-aux-francais-covid19 (accessed 01.09.2020).
Aides d'État: la Commission autorise un régime-cadre français d'un montant de 7 milliards d'euros visant à soutenir l'économie durant la pandémie de coronavirus (2020). Bruxelles, 20.04.2020.
Allocution d'Emmanuel Macron: «Les mesures annoncées pour soutenir l'économie française sont extrêmement insuffisantes», déplore Hervé Morin (2020), 12.03.2020. URL: https://www.francetvinfo.fr/sante/maladie/coronavirus/allocution-d-emmanuel-macron-les-mesures-annoncees-pour-soutenir-leconomie-francaise-sont-extremement-insuffisantes-deplore-herve-morin_3863741.html (accessed 01.09.2020).
Après Renault, Air France obtient le feu vert de l'Europe pour une aide de 7 milliards d'euros (2020). 04.05.2020. URL: https://www.usinenouvelle.com/article/apres-renault-air-france-obtient-le-feu-vert-de-l-europe-pour-une-aide-de-7-milliards-d-euros.N960656 (accessed 01.09.2020).
Assemblée nationale XVe Législature (2020). Journal Officiel de la République Française. 21.03, pp. 2548-2577.
Avril P. (2020). Coronavirus: pourquoi le taux de mortalité en Allemagne est-il beaucoup plus bas? Le Figaro. 24.03.2020. URL: https://www.lefigaro.fr/international/face-au-coronavirus-le-paradoxe-allemand-20200324 (accessed 01.09.2020).
Bellanger B. (2020) Baromètre des TPE/PME dans l'économie française en 2019. Les Echos, 21.01.2020. URL: https://solutions.lesechos.fr/compta-gestion/c/barometre-des-tpe-pme-dans-leconomie-francaise-en-2019-19385/ (accessed 01.09.2020).
Belov V.B. (2020) FRG: partiyno-politicheskaya zhizn' v usloviyakh pandemii. Analiticheskie zapiski IE RAN, № 21 (204). URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2020/an204.pdf (accessed 01.09.2020).
Choose France: «Huit milliards d'investissements et des milliers d'emplois», annonce Le Maire (2020). L'Opinion. 20.01.2020.
Coronavirus (COVID-19) death rate in countries with confirmed deaths and over 1,000 reported cases as of June 4, 2020. URL: https://www.statista.com/statistics/1105914/coronavirus-death-rates-worldwide/ (accessed 01.09.2020).
Coronavirus: les oppositions réclament une réponse économique et sociale accrue au gouvernement (2020). URL: https://www.ladepeche.fr/2020/03/12/coronavirus-les-oppositions-reclament-une-reponse-economique-et-sociale-accrue-au-gouvernement,8793677.php (accessed 01.09.2020).
Coronavirus suivi de l'opinion en France (2020).
URL: https://www.ipsos.com/sites/default/files/ct/news/documents/2020-03/enquete_cevipof_coronavirus.pdf (accessed 01.09.2020).
Coronavirus vague 15: L'inquiétude économique dépasse désormais l'inquiétude sanitaire (2020). Études & Sondages, 27.05, URL: https://elabe.fr/coronavirus-vague15/ (accessed 01.09.2020).
COVID-19: la Commission présente une réponse européenne coordonnée pour lutter contre l'impact économique du coronavirus (2020). Brussels, 13.03, 3 p.
Covid-19: environ 9% de déficit public et une dette de 115% en France en 2020, selon Darmanin (2020), 14.04.2020. URL: https://www.europe1.fr/economie/covid-19-environ-9-de-deficit-public-et-une-dette-de-115-en-france-en-2020-selon-darmanin-3961856 (accessed 01.09.2020).
Encadrement temporaire des mesures d'aide d'État visant à soutenir l'économie dans le contexte actuel de la flambée de COVID-19 (2020). Journal officiel de l'Union européenne. 20.3, pp. C 91 I/1- C 91 I/9.
Europe between the three oceans (2019) / A. Gromyko, V. Fedorov (eds.). Nestor-History, Moscow, Russia.
European Economic Forecast. Summer 2020 (Interim). Luxembourg: Institutional Paper 132. July 2020. URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/economy-finance/ip132_en.pdf (accessed 01.09.2020).
Evaluating the initial impact of COVID-19 containment measures on economic activity (2020), 6 р. OECD, Paris, 14.04.
Fighting COVID-19 (2020). The World Bank, Wash. (DC), XI, 80 p.
Gassmann Ph. (2019) Y a-t-il un patriotisme économique européen? L'Europe. N 117, URL: https://www.caia.net/revue/article/y-a-t-il-un-patriotisme-economique-europeen/97 (accessed 01.09.2020).
Initiative franco-allemande pour la relance européenne face à la crise du coronavirus (2020). 18.05.2020. URL: https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2020/05/18/initiative-franco-allemande-pour-la-relance-europeenne-face-a-la-crise-du-coronavirus (accessed 01.09.2020).
Intervention télévisée d'Emmanuel Macron: le coronavirus, l'Afrique et la dette (2020) 13.04.2020. URL: https://www.francetvinfo.fr/monde/afrique/economie-africaine/intervention-televisee-d-emmanuel-macron-le-coronavirus-l-afrique-et-la-dette_3914483.html (accessed 01.09.2020).
Interview du Président de la République Emmanuel Macron le 14 juillet 2020. URL: https://www.elysee.fr/front/pdf/elysee-module-15790-fr.pdf (accessed 01.09.2020).
Klinova M.V. (2018) «Zheltyye zhilety» - chernyye lebedi Makronu. Nezavisimaya gazeta, 02.12.2020.
Lapina N.Yu. (2019) French society facing the challenges of globalization. INION, Moscow, Russia.
Le Maire B. (2020) Détail des mesures de soutien mises en place pour les salariés et les entreprises face à la crise du COVID-19, 17.03. URL: https://www.economie.gouv.fr/presse/discours/bruno-le-maire (accessed 01.09.2020).
Le Maire B. (2020). Réunion sur le Coronavirus avec les acteurs économiques nationaux, 21.02. Ibid.
Les entreprises en France (2019). INSEE, Paris, France, 213 p.
Loi du 30 juillet 2020 de finances rectificative pour 2020. URL: https://www.vie-publique.fr/loi/274508-loi-du-30-juillet-2020-de-finances-rectificative-3e-budget-rectificatif (accessed 01.09.2020).
Point de conjoncture (2020), INSEE, Paris, France, 9.04, 18 p.
Potemkina O.Yu. (2020) Yevropeyskiy soyuz: ogranicheniye peredvizheniya grazhdan kak sredstvo bor'by s COVID-19. Analiticheskie zapiski IE RAN, № 19 (197). URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2020/an197.pdf (accessed 01.09.2020).
Prêt garanti par l'État. Quelles démarches pour en bénéficier? (2020), 23.04, 29 p.
Rubinsky Yu. I. Primety vremeni. Tom II. IYe RAN, Moscow, Russia, 424 p.
Quel modèle d'État stratège en France? (2016) / Ph. Bance. PURH, Paris, France, 426 p.
Quelles sont les mesures de soutien et les contacts utiles pour vous accompagner? (2020). URL: https://www.economie.gouv.fr/files/files/PDF/2020/Coronavirus-MINEFI-10032020.pdf (accessed
01.09.2020).
Sidorov A.A. (2019) Eurozone general business situation: formation and dynamics, INION, Moscow.
Sondage BFMTV - 93% des Français approuvent la mise en place du confinement limitant les déplacements, 18.03.2020.
Soual H. Les dépenses de santé depuis 1950 (2017) Études & Résultats. N 1017, juillet. URL: https://drees.solidarites-sante.gouv.fr/IMG/pdf/er1017.pdf (accessed 01.09.2020).
Tableaux de l'économie française (2020) INSEE Références, février, 262 p.
YouGovFR. Covid-19 (2020). URL: https://docs.cdn.yougov.com/r1uot7hrol/Results%20for%20YouGovFR%20(Covid19)%2054%2018.3. 2020.pdf (accessed 01.09.2020).
The role of State in France Economy: test for Coronavirus
Received 12.04.2020
Author: Klinova M., Doctor of Science (Economics), Leading Researcher of the Center for European Studies at the Primakov Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences. Address: 23, Profsoyuznaya Str., Moscow, Russia, 117997. E-mail: [email protected]
Abstract. A sudden outbreak of the COVID-19 pandemic provoked an unprecedented socio-economic crisis. The article explores the emergency measures taken by the authorities of France in order to provide support to French people and entrepreneurship during the force majeure. France's President E. Macron was forced to postpone the planned reforms and to change the vector of socio-economic policy. The paper highlights the active State support of entrepreneurship and wage earners and its primary role in light of the coro-navirus pandemic. The unprecedented decision of the European Commission to temporarily waive the restrictions on the state budget deficit and the size of public debt allowed to strengthen government regulation and intervention to support the economy and prepare the basis for its recovery after the pandemic. The possible impact of COVID-19 on the role of France in the European integration is outlined.
Key words: pandemic, crisis, State support, investment, business, reform, economic growth, unemployment.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420207282