УДК 339.91
Марина КОЛЕСНИКОВА
МОРСКАЯ ЭКОНОМИКА ЕС И COVID-19
Статья поступила в редакцию 24.06.2020
Аннотация. Пандемия коронавируса спровоцировала масштабный мировой кризис, который отразился на экономике Европейского союза. Цель исследования - оценка влияния кризисных явлений на состояние и перспективы развития морской хозяйственной деятельности ЕС. В ходе анализа выявлено, что пострадавшими отраслями, связаными с продвижением концепции «синей экономики» как нового экологического формата морской экономики, стали прибрежный туризм, рыболовство, аквакультура, портовая деятельность и морской транспорт. Несколько направлений, включая прибрежный туризм и аквакультуру, обеспечивают реализацию долгосрочной стратегии «синего роста». В статье определены факторы, влияющие на перспективы «синей экономики» ЕС в неблагоприятных условиях. Европейский союз планирует решить широкий спектр задач, используя новые подходы к морепользованию. Данный замысел свидетельствует о значимости морского хозяйства и «синей экономики» для ЕС, а также о возможных направлениях восстановления и развития морских сфер деятельности. Это касается выделения адресной помощи рыболовной отрасли и аквакультуре в контексте обеспечения продовольственной безопасности. «Синяя экономика» должна сыграть важную роль в восстановлении экономики ЕС в посткризисный период, а также способствовать реализации «Европейской зеленой сделки».
Ключевые слова: пандемия, COVID-19, Европейский союз, морская экономика, «синяя экономика», «синий рост», «Европейская зеленая сделка», прибрежный туризм, морской транспорт, рыболовство, аквакультура.
Пандемия коронавируса (COVID-19) признана масштабным явлением, которое наносит серьезный ущерб человечеству и лишает людей средств к существованию1. Оценивая развитие событий в условиях «экстраординарной неопределенности», Лоуренс Бун (Laurence Boone), главный экономист ОЭСР, описала два вероятных сценария. В соответствии с первым вирус будет взят под контроль, другой не ис-
1 How Covid-19 is changing the world: a statistical perspective. Committee for the Coordination of Statistical Activities UNCTAD. 2020. P. 10. URL:
https://unstats.un.org/unsd/ccsa/documents/covid19-report-ccsa.pdf (дата обращения: 15.06.2020).
© Колесникова Марина Львовна - научный сотрудник отдела Черноморско-Средиземноморских исследований Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, Моховая ул., 11-3. E-mail: [email protected]
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope42020102111
ключает второй волны. При реализации любого из них экономическая активность «не может вернуться в нормальное русло», что предполагает долговременные последствия для мировой экономики, включая «торговые и инвестиционные ограничения» [Boone, 2020]. Кризис стал «серьезным экономическим шоком» и для Европейского союза1. Он существенно повлиял на сферу услуг, ситуация в которой усугубляется общим спадом в экономике ЕС. Часть пострадавших отраслей вовлечена в проекты, связанные с «синей экономикой» и «синим ростом», что может отразиться на развитии морского хозяйства.
Прибрежный и морской туризм
Наиболее уязвимым перед пандемией оказался мировой туризм, который ранее динамично развивался. Нанесенный ему ущерб носит беспрецедентный характер, и, по прогнозам, может в 2020 г. привести к снижению объемов международной туристической деятельности в интервале от 41 до 73%. Следствием этого станут убытки от 2,7 до 5,5 млрд долл.2 Положение сравнимо с отраслевым кризисом, возникшим во времена Второй мировой войны [Логунцова, 2020: 54]. Для ЕС потери в туристической отрасли чувствительны, учитывая, что на его долю приходится до 40% международного туризма (2017 г.) [European Commission... 2019: 28]. Между тем введенные меры внутреннего пограничного контроля, а также запреты или ограничения на перемещения и пересечение границ привели к нарушению международного и внутреннего передвижения людей в ЕС [Потемкина, 2020: 6; Бабынина, 2020:
3].
По оценкам Европейской комиссии от 13 мая 2020 г., потери доходов отелей и ресторанов, а также туроператоров и турагентств достигли 85% по сравнению с соответствующими периодами предыдущих лет3. По предварительным оценкам, за месяц (с февраля по март) снизилась заполняемость объектов размещения, в том числе на 41% сократилась длительность туристических поездок4 в странах ЕС (по отношению к марту 2019 г. - на 46,3%5). Убытки несет и прибрежный туризм1 , так
1 Communication from the Commission to the European Parliament, the European Council, the Council, the European Central Bank, the European Investment Bank and the Eurogroup. Coordinated economic response to the COVID-19 Outbreak. COM (2020) 112 final. 13.03.2020.
2 Recovery Scenarios 2020 & Economic Impact from COVID-19. World Travel & Tourism Council. June 17, 2020. URL: https://wttc.org/Research/Economic-Impact/Recovery-Scenarios-2020-Economic-Impact-from-COVID-19 (дата обращения: 20.06.2020).
3 Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. COM (2020) 550 final. European Commission. Tourism and transport in 2020 and beyond. 13.05.2020.
4 В статистику входят ночи, проведенные туристами в объектах размещения. Occupancy and capacity of tourist accommodation establishments. Eurostat. 20.03.2018. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/cache/metadata/en/tour_occ_esms.htm (дата обращения: 20.06.2020).
5 По предварительным данным для 27 стран Евросоюза без Великобритании; сведения представлены по подотчетным ЕС странам (reporting countries) // Nights spent at tourist accommodation establishments - monthly data. Eurostat. 16.06.20 URL: https://ec.europa.eu/eurostat/. (дата обращения: 20.06.2020).
как более половины (51,7%)2 туристических объектов ЕС расположены в прибрежных районах3.
Прибрежный туризм - самый крупный сектор морской, по существу - «синей», экономики Евросоюза и отдельных стран по численности рабочих мест [European Commission..., 2019]. Он охватывает 54% рабочих мест (2,2 млн. чел.) и 36,2% добавленной стоимости «синей экономики» Европейского союза (65,1 млрд. евро). Самые большие секторы прибрежного туризма в ЕС существуют в Испании (26% занятых в ЕС и 27% отраслевого ВДС ЕС), Италии (соответственно 9,4 и 10,9%) и Греции (12,2 и 5,1%), которые пострадали как от пандемии, так и от экономического кризиса.
Несмотря на непростую ситуацию, ЕС нацелен на сохранение статуса ведущего туристического направления [European Commission..., 2020: 104]. Так, 13 мая Европейская комиссия опубликовала пакет рекомендаций, направленных на поддержку туризма и транспорта, включая установку на переход к устойчивой модели прибрежного и морского туризма в рамках «стратегического подхода к созданию
„ 4
устойчивой «синей экономики» .
Рыболовство и аквакультура
Экономические потери в рыболовной отрасли и аквакультуре затронули приморские страны ЕС. Косвенному и прямому воздействию подверглись производственно-сбытовые цепочки5. В частности, это отразилось на добыче биоресурсов (ее сокращение в большей части стран Европейского союза превысило 75%) и производстве аквакультуры6. Повлияло также падение потребительского спроса, в
1 В «синей экономике» ЕС к прибрежному относят и морской туризм, который включает парусный спорт, подводное плавание и т.д. // [European Commission...2019: 27].
2 Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. COM (2020) 550 final. European Commission. Tourism and transport in 2020 and beyond. 13.05.2020.
3 Прибрежные районы (coastal areas) - местные административные единицы (local administrative units), граничащие с береговой линией или находящиеся рядом // Tourism statistics -annual results for the accommodation sector. Eurostat. November 2019. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/pdfscache/37341.pdf (дата обращения: 5.06.2020).
4 Tourism and transport: Commission's guidance on how to safely resume travel and reboot Europe's tourism in 2020 and beyond. European Commission. 13 May 2020. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_20_854 (дата обращения: 15.06.2020).
5 В производственно-сбытовых цепочках в сфере продовольствия реализуются четыре функции: производство, агрегация (сбор и хранение), переработка и дистрибуция (оптовая и розничная) // Food and Agriculture Organization of the United Nations. 2015. URL: http://www.fao.org/sustainable-food-value-chains/what-is-it/ru/ (дата обращения: 21.06.2020).
6 How is COVID-19 affecting the fisheries and aquaculture food systems. Food and Agriculture Organization of the United Nations. 26 April 2020. URL: http://www.fao.org/documents/card/en/c/ca8637en/ (дата обращения: 22.06.2020).
первую очередь, - на свежую рыбу1, и, как следствие, - снижение цен на нее. К другим обстоятельствам можно отнести введение ограничительных мер для борьбы с распространением инфекции; снижение экономической активности в смежных видах деятельности (гостиничный и ресторанный бизнес, туризм и т.д.) и др. Сокращение числа судов (по данным за апрель 2020 г. - до 80%)2 отразилось и на деятельности парка рыбопромысловых судов небольшого водоизмещения3.
В ЕС рыболовная отрасль и аквакультура входят в один из шести «традиционных» секторов (established sectors) «синей экономики» - добычи, переработки и торговли морскими живыми ресурсами4, который составляет не самую крупную, но важную ее часть. В 2017 г. данный сектор был третьим по количеству занятых -571 тыс. чел. (14,2% от совокупного показателя шести секторов «синей экономики» стран ЕС) и пятым по произведенной добавленной стоимости - 20,7 млрд. евро (11,5%). По этим значениям он уступает другим, более крупным секторам «синей экономики», в том числе прибрежному туризму и портовой деятельности.
Экономическая ситуация в рыболовстве и аквакультуре в странах ЕС развивается неравномерно и постоянно меняется. Некоторые государства Евросоюза пострадали в большей мере, как, например, Италия (вторая после Испании страна ЕС по количеству занятых в секторе). Кризис неравномерно отразился и на объемах производства (вылова) и реализации различных видов рыболовной и аквакультур-ной продукции5. Например, в Испании в апреле 2020 г. на 90% снизились цены на некоторые виды креветок, в Болгарии и Франции - на 50% на такие виды рыбы как тюрбо и дори (turbot and john dory)6. Тем не менее обстановка постепенно начинает
1 Coronavirus: supporting Europe's battered fishing industry. Euronews. 22.05.2020. URL: https://www.euronews.com/2020/05/19/coronavims-supporting-europe-s-battered-fishing-industry (дата обращения: 15.06.2020).
2 How is COVID-19 affecting the fisheries and aquaculture food systems. Food and Agriculture Organization of the United Nations. 26 April 2020. URL: http://www.fao.org/documents/card/en/cZca8637en/ (дата обращения: 22.06.2020).
3 Мелкий прибрежный промысел (small-scale coastal fishing) осуществляется рыболовными судами общей длиной менее 12 м, не использующими определенные орудия лова // Regulation (EU) No 508/2014 of the European Parliament and of the Council of 15 May 2014 on the European Maritime and Fisheries Fund. 20.05.2014.
4 В 2019 г. в число таких секторов вошли: 1) прибрежный туризм; 2) добыча, переработка и торговля морскими живыми ресурсами (marine living resources - extraction and commercialisation of marine living resources); 3) морская добыча минеральных ресурсов, нефти и газа (marine non-living resources - marine extraction of minerals, oil and gas);
4) портовая деятельность, включая складскую деятельность и строительство водных объектов (port activities - ports, warehousing and construction of water projects);
5) судостроение и судоремонт; 6) морской транспорт // [European Commission..., 2019: 26].
5 Coronavirus response: EUMOFA's weekly data and trends analysis - Week 16. The European Market Observatory for fisheries and aquaculture. 23 April 2020. URL: https://www.eumofa.eu/documents/20178/376827/EUM0FA_C0VID+16.pdf (дата обращения: 21.06.2020).
6 Fisheries and aquaculture in the Mediterranean and Black Sea: a preliminary analysis of the impact of the COVID-19 crisis. Food and Agriculture Organization of the United Nations.
улучшаться, о чем свидетельствуют еженедельные доклады Европейского рыночного наблюдательного центра по рыболовству и аквакультуре.
17 апреля Европейский парламент одобрил пакет экстренных мер по предоставлению финансовой помощи рыболовному сектору и производителям аквакультуры ЕС. Их приняли для поддержки производителей продовольствия, а также сохранения рабочих мест в прибрежных регионах1. Одобренные законодательные предложения входят в «Инвестиционную инициативу по реагированию на коронавирус плюс» (Coronavirus Response Investment Initiative Plus, CRII+)2, выдвинутую Европейской комиссией 2 апреля и дополняющую предыдущий пакет - CRII. Они предусматривают расширение возможностей для получения помощи как на уровне стран ЕС, так и в рамках Европейского фонда морского и рыбного хозяйства. Внесение поправок в Регламент фонда (2014 г.)3, а также в Регламент, устанавливающий правила общей организации рынка рыбной продукции (2013 г.)4, позволит обеспечить гибкое перераспределение финансовых средств и внести изменения в оперативные программы5 государств-членов ЕС. Кроме того, они должны обеспечить поддержку временного прекращения промысловой деятельности (если причиной является вспышка COVID-19) и приостановки производства, а также компенсировать затраты на хранение продукции6. Срок действия принятых мер ретроактивен, поскольку распространяется на период с 1 февраля до 31 декабря 2020 г. Позже, 2 июня, представляя план восстановления экономики ЕС, Европейская комис-
29.04.2020. URL: http://www.fao.org/in-action/globefish/news-events/details-
news/en/c/1273256/ (дата обращения: 22.06.2020).
1 Covid-19: emergency measures to help EU farmers and fishermen. European Parliament. 20.04.2020. URL: https://www.europarl.europa.eu/news/en/headlines/society/20200416ST077203/covid-19-emergency-measures-to-help-eu-farmers-and-fishermen (дата обращения: 30.05.2020).
2 Coronavirus Response Investment Initiative Plus. European Commission. 2.04.2020. URL: https://ec.europa.eu/regional_policy/en/newsroom/news/2020/04/04-02-2020-coronavirus-response-investment-initiative-plus-new-actions-to-mobilise-essential-investments-and-resources (дата обращения: 17.06.2020).
3 Regulation (EU) №o 508/2014 of the European Parliament and of the Council of 15 May 2014 on the European Maritime and Fisheries Fund and repealing Council Regulations (EC)№ 2328/2003, (EC) №o 861/2006, (EC) №o 1198/2006 and (EC) No 791/2007 and Regulation (EU) №o 1255/2011 of the European Parliament and of the Council. 20.05.2014.
4 Regulation (EU) № 1379/2013 of the European Parliament and of the Council of 11 December 2013 on the common organisation of the markets in fishery and aquaculture products, amending Council Regulations (EC) № 1184/2006 and (EC) № 1224/2009 and repealing Council Regulation (EC) № 104/2000. 28.12.2013.
5 Каждая из стран ЕС, получившая средства из Европейского фонда морского и рыбного хозяйства, должна разработать оперативную программу по их использованию, действующую с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2020 г. // Regulation (EU) №o 508/2014 of the European Parliament and of the Council of 15 May 2014.
6 Coronavirus Response Investment Initiative Plus: European Commission. 2.04.2020. URL: https://ec.europa.eu/regional_policy/en/newsroom/news/2020/04/04-02-2020-coronavirus-response-investment-initiative-plus-new-actions-to-mobilise-essential-investments-and-resources (дата обращения: 21.06.2020).
сия предложила в рамках подготовки многолетней финансовой программы ЕС на 2021-2027 гг. увеличить средства Европейского фонда морского и рыбного хозяйства на 500 млн. евро - более чем на 8% по сравнению с первоначальным вариантом 2018 г.1
Портовая деятельность и морской транспорт
Пандемия нанесла ущерб транспортному сектору ЕС. В числе прочих потери понесли и два крупных сектора «синей экономики» - портовая деятельность и морской транспорт. Это вызвано снижением пассажиропотока, проблемами в обеспечении грузовых перевозок, введением ограничений для заходов в порты, приостановкой внутреннего сообщения и т.п. Нанесен ущерб судоходной отрасли (снижение товарооборота, сокращение кадров и т.д.), за исключением танкерного сегмента2. Несмотря на потери, морские перевозки продолжались в сокращенном режиме, и в настоящее время в странах ЕС наблюдается ослабление ограничений. В рамках поддержки транспортной сферы 29 апреля Европейская комиссия приняла очередной пакет мер3.
Последствия пандемии для ЕС еще предстоит оценить в полной мере. Европейская комиссия включила в список пострадавших отраслей морскую возобновляемую энергетику и «синие биотехнологии» [European Commission..., 2020: 22].
Факторы влияния на развитие «синей экономики»
На состояние «синей экономики» оказывает влияние целый ряд факторов. Отраслевой фактор определяется ущербом, нанесенным морскому хозяйству ЕС, который способен отрицательно сказаться на развитии его приоритетных направлений. Временной фактор связан с пролонгацией вызванных пандемией ограничений и может стать причиной возникновения дополнительных экономических угроз, которые затронут и морскую хозяйственную сферу.
Влияние регионального фактора определяется воздействием последствий пандемии на региональные аспекты «синей экономики». В первую очередь он касается средиземноморского направления и определяется условиями, в которых оказались Италия и Испания, вошедшие в июне в первую десятку, а также Франция, попав-
1 EU tops up fisheries fund by €500 million to help recovery. European Commission. 2.06.2020. URL: https://ec.europa.eu/fisheries/press/eu-tops-fisheries-iund-%E2%82%AC500-million-help-recovery_en (дата обращения: 21.06.2020).
2 Survey report shows severe economic impact of the COVID-19 pandemic on European shipping. European Community Shipowners' Associations. May 18, 2020. URL: https://www.ecsa.eu/news/survey-report-shows-severe-economic-impact-covid-19-pandemic-european-shipping (дата обращения: 19.06.2020).
3 Coronavirus: package of measures to support transport sector. 29.04.2020. URL: https://ec.europa.eu/transport/media/news/2020-04-29-coronavirus-package-measures-support-transport-sector_en (дата обращения: 11.06.2020).
шая в двадцатку стран мира по числу заболевших1. Эти три средиземноморские страны вносят большой вклад в морскую экономику ЕС, в частности, дают в среднем около 31% годового улова Евросоюза (2015 г.)2. Кроме того, Средиземноморский регион считается одним из самых популярных туристических направлений.
Нарушение региональных и глобальных цепочек создания стоимости может отрицательно сказаться на морском транспорте и портовой деятельности.
Внутриполитические и финансовые факторы обусловлены внутренними причинами и вызваны разногласиями между странами-членами ЕС по тактике противостояния пандемии и плану выхода из кризиса [Adler..., 2020]. Они могут способствовать нарастанию отрицательных эффектов для экономики Европейского союза. В результате в ЕС может возникнуть необходимость корректировки или/и перераспределения финансовых средств для первоочередной поддержки отдельных сфер экономики. Это косвенно подтверждается заявлением представителя судоходной сферы ЕС о том, что несмотря на стремление к реализации «Европейской зеленой сделки» (2019 г.), приоритетом должно быть полное восстановление отрасли3.
Кроме того, существует необходимость перенаправить финансовые средства на возрождение экономики ЕС. Например, в планируемый фонд восполнения экономического ущерба, связанного с коронавирусом, может быть привлечено до 1,5 трлн евро4.
Функциональный фактор определяется практическими задачами, которые ЕС планирует решить в рамках концепции «синей экономики». Наряду с общей рыболовной политикой она должна сыграть важную роль в имплементации «Европейской зеленой сделки» (оптимизации использования водных и морских ресурсов5, обеспечении продовольственной безопасности и т.п.), и, в итоге, - в переходе Евросоюза к углеродно-нейтральному экономическому укладу к 2050 г. Реализация концепции опосредованно связана с выполнением плана по восстановлению ЕС после пандемии, замысел которого предполагает одновременно возможность «инвестирования в... будущее»6. Кроме того, решение этой задачи во многом обеспечит переход к экономике замкнутого цикла. Считается, что сложившийся после панде-
1 COVID-19 situation update worldwide. The European Centre for Disease Prevention and Control. 21 June 2020. URL: https://qap.ecdc.europa.eu/public/extensions/COVID-19/COVID-19.html (дата обращения: 24.06.2020).
2 Catches in all fishing regions. Eurostat. 4.04.2020.
3 ECSA: European Green Deal must take into account the devastating impact of the COVID-19 pandemic. European Community Shipowners' Associations. April 2, 2020. URL: https://www.ecsa.eu/news/ecsa-european-green-deal-must-take-account-devastating-impact-covid-19-pandemic (дата обращения: 4.06.2020).
4 EU recovery fund should hit €1.5 trillion, Gentiloni says. EURACTIV Media Network BV. 30.04.2020. URL: https://www.euractiv.com/section/economy-jobs/news/eu-recovery-fund-should-hit-e1-5-trn-gentiloni-says/ (дата обращения: 2.06.2020).
5 Communication from the Commission to the European Parliament, the European Council, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. The European Green Deal. COM (2019) 640 final. 11.12.2019.
6 Europe's moment: Repair and prepare for the next generation. European Commission. 27 May 2020. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_20_940 (дата обращения: 15.06.2020).
мии тренд дальнейшего развития экономики ЕС будет направлен на усиление «зеленых» тенденций и сохранение климата [Лукьянов, 2020].
В целом оценка развития событий в Европейском союзе показывает, что несмотря на ущерб, нанесенный экономике, функциональный фактор «перевешивает» другие обстоятельства. Например, в мае 2020 г. в Европейском союзе была принята стратегия «От фермы к столу» (A Farm to Fork Strategy), которая должна обеспечить переход к «устойчивому потреблению продовольствия» [Белов, 2020: 36]. Она во многом связана с использованием морских ресурсов.
Возможности «синей экономики» для преодоления кризиса в ЕС
Экономический потенциал «синей экономики» обуславливает ее самостоятельную роль и значение для ЕС в преодолении последствий пандемии. В частности, решение задач, предусмотренных в рамках концепции, имеет целью сформировать новый эколого-экономического облик Европейского союза, повысить его роли в мире, а также обеспечить интересы ЕС в международном управлении ресурсами и пространствами Мирового океана.
Экономический кризис, в котором оказался Европейский союз в результате пандемии, «обостряет проблему глобального позиционирования ЕС» [Алексеенко-ва, 2020]. Между тем существуют востребованные мировым сообществом сферы деятельности, в которых ЕС обладает сильными позициями, что может дать ему возможность в некоторой степени восполнить репутационные потери. Накопленный теоретический и практический опыт, а также поддержка международных структур позволяет Брюсселю предлагать решения глобальных проблем Мирового океана, которые не теряют своей остроты и требуют многостороннего участия. В таком ракурсе «синяя экономика» может стать одной из опор для уменьшения негативных последствий кризиса, сыграв роль специфического якоря, который позволит ЕС сохранить экономическую устойчивость и создать определенный задел для развития в будущем.
Таким образом, продвижение «синей экономики» не теряет актуальности для ЕС. Его деятельность в данном направлении предоставляет возможность для перехода к лидирующим позициям в некоторых сферах, а также определяет потенциал для сотрудничества как внутри ЕС, так и в рамках взаимодействия с отдельными странами, регионами и организациями. Морская политика ЕС в ее внешнем измерении может играть роль «мягкой» силы для достижения широкого спектра экономических целей, а также расширения влияния в мире. Между тем в условиях экономических потерь и необходимости перераспределения финансовых средств на поддержку наиболее пострадавших сфер деятельности Европейскому союзу, возможно, придется на данном этапе скорректировать планы по развитию морской деятельности и отдать предпочтение приоритетным областям.
Таким образом, «синяя экономика» служит отдельным фактором, влияние которого будет способствовать выведению Европейского союза из кризиса, а также продвижению его интересов в глобальном масштабе.
Заключение
Пандемия коронавируса может оказать сдерживающий эффект на темпы реализации проектов ЕС в морской сфере. Однако помимо ущерба, нанесенного отрас-
лям «синей экономики», она позволила выявить критически важные для функционирования Европейского союза области.
Тот факт, что ЕС в первую очередь выделил финансовую помощь таким секторам как рыболовство и аквакультура, свидетельствует о нацеленности на поддержку приоритетных направлений в сфере морской деятельности. Оценка принятых мер показывает, что в чрезвычайных условиях для Европейского союза одним из главных направлений кризисного регулирования является обеспечение продовольственной безопасности, включая сохранение материальных и трудовых ресурсов. Кроме того, выделение адресной помощи рыболовной отрасли и аквакультуре может оказать положительное влияние на перспективы «синей экономики».
«Синяя экономика» составляет небольшую часть экономики ЕС, но считается перспективным направлением для развития приморских стран Евросоюза, реализации планов ЕС по переходу к эколого-ориентированному будущему, а также усиления влияния в сфере международного управления Мировым океаном. Кроме того, «синяя экономика» имеет потенциал для стимулирования сотрудничества между Европейским союзом и другими государствами, оставаясь в этом контексте определенной гарантией устойчивого развития. Данное обстоятельство может сыграть важную роль при решении вопросов о перспективах ее развития.
Замысел восстановления экономики ЕС после пандемии предусматривает решение основных задач в рамках «Европейской зеленой сделки», компонентами которой являются экологический аспект «синей экономики», а также сохранение и оптимизация использования морских ресурсов. Планы Европейского союза по продвижению концепции «синей экономики» носят стратегический характер и должны рассматриваться как часть перспективных замыслов обновленного «зеленого будущего» ЕС.
Список литературы
Алексеенкова Е.С. (2020) «Корона» как символ (нео)модерна. 01.04.2020. Международный дискуссионный клуб «Валдай». URL: https://ru.valdaiclub.eom/a/highlights/korona-kak-simvol-neo-moderna/ (дата обращения: 28.04.2020).
Бабынина Л.О. (2020) «Коронавирус: что может сделать и делает Европейский союз». Аналитические записки ИЕРАН, № 12 (№ 195). URL:
http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2020/an195.pdf (дата обращения: 20.06.2020).
Белов В.Б. (2020) Европейская зеленая сделка. Европейский Союз: факты и комментарии. № 99. С. 33-39.
Логунцова И.В. Индустрия туризма в условиях пандемии коронавируса: вызовы и перспективы (2020) Государственное управление. Электронный вестник. № 80. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/industriya-turizma-v-usloviyah-pandemii-koronavirusa-vyzovy-i-perspektivy (дата обращения: 26.06.2020).
Лукьянов Ф.А. (2020) После пандемии ЕС с новой силой вернется к климатической теме // Российская газета - Федеральный выпуск № 145(8199) 5.07.2020. URL: https://rg.ru/2020/07/05/lukianov-posle-pandemii-es-s-novoj-siloj-vernetsia-k-klimaticheskoj-teme.html (дата обращения: 6.07.2020).
Потемкина О.Ю. (2020) Европейский союз: ограничение передвижения граждан как средство борьбы с COVID-19. Аналитические записки ИЕ РАН, № 14 (№ 197). URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2020/an197.pdf (дата обращения: 8.06.2020).
References
Alekseenkova E.S. (2020) «Korona» kak simvol (neo)moderna. 01.04.2020. Mezhdunarodnyj diskus-sionnyj klub «Valdaj». URL: https://ru.valdaiclub.eom/a/highlights/korona-kak-simvol-neo-moderna/ (accessed 28.04.2020).
Babynina L.O. (2020) «Koronavirus: chto mozhet sdelat' i delaet Evropejskij soyuz». Analiticheskie zapiski IE RAN, № 12 (№ 195). URL:
http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2020/an195.pdf (accessed 20.06.2020).
Belov V.B. (2020) Evropejskaya zelenaya sdelka. Evropejskij Soyuz: fakty i kommentarii. № 99. P. 3339.
Loguncova I.V. (2020) Industriya turizma v usloviyah pandemii koronavirusa: vyzovy i perspektivy // Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik. № 80. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/industriya-turizma-v-usloviyah-pandemii-koronavirusa-vyzovy-i-perspektivy (accessed 26.06.2020).
Luk'yanov F.A. (2020) Posle pandemii ES s novoj siloj vernetsya k klimaticheskoj teme // Rossijskaya gazeta - Federal'nyj vypusk № 145(8199) 5.07.2020. URL: https://rg.ru/2020/07/05/lukianov-posle-pandemii-es-s-novoj-siloj-vernetsia-k-klimaticheskoj-teme.html (accessed 6.07.2020).
Potemkina O.Yu. (2020) Evropejskij soyuz: ogranichenie peredvizheniya grazhdan kak sredstvo bor'by s COVID-19. Analiticheskie zapiski IE RAN, № 14 (№ 197). URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2020/an197.pdf (accessed 08.06.2020).
Katya Adler. (2020) Coronavirus lockdown: European countries try tailor-made approach. 20 April 2020. URL: https://www.bbc.com/news/world-europe-52355721 (accessed 11.06.2020).
Laurence Boone. (2020) After the lockdown, a tightrope walk toward recovery. June 10, 2020. URL: https://oecdecoscope.blog/2020/06/10/after-the-lockdown-a-tightrope-walk-toward-recovery/ (accessed 21.06.2020).
The EU Blue Economy Report 2019. European Commission. (2019) 22.05.2019. URL: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/676bbd4a-7dd9-11e9-9f05-01aa75ed71a1/language-en/format-PDF/source-98228766 (accessed 21.06.2020).
The EU Blue Economy Report 2020. European Commission. (2020) 10.06.2020. URL: https://ec.europa.eu/maritimeaffairs/sites/maritimeaffairs/files/2020_06_blueeconomy-2020-ld_final.pdf (accessed 21.06.2020).
EU Maritime Economy and COVID-19
Received 24.06.2020
Author: Kolesnikova M., Research Associate, Department of Black Sea and Mediterranean Region Studies, Institute of Europe Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected]
Abstract. The coronavirus pandemic triggered a large-scale global crisis that affected the economy of the European Union. The purpose of the study is to assess the impact of crisis on the state and prospects of the EU's maritime economic activities. The affected maritime sectors are associated with the Blue Economy concept as a new environmentally-oriented format of the Maritime Economy. The analysis revealed that this included coastal tourism, fisheries, aquaculture, port activities, and maritime transport. Several sectors, including coastal tourism and aquaculture, ensure the implementation of a long-term Blue Growth strategy. The article identifies factors that affect the prospects of the EU's Blue Economy in unfavorable conditions. Some of them may have a negative impact on the implementation projects in the maritime sector and cause additional economic threats. Meanwhile, the European Union plans to solve a wide range of problems associated with new approaches to maritime management. This idea demonstrates the importance of the Maritime Economy and the Blue Economy for the EU, as well as possible directions for the restoration and development of maritime activities. First of all, this concerns the allocation of targeted assistance to the fisheries and aquaculture in the context of ensuring food security. In addition, the Blue Economy should facilitate the recovery of the EU economy in the post-crisis period, as well as contribute to the implementation of the European Green Deal.
Keywords: pandemic, COVID-19, European Union, Maritime Economy, Blue Economy, Blue Growth, European Green Deal, coastal tourism, maritime transport, fisheries, aquaculture.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope42020102111