Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ИНСТИТУТОВ И ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНОГО АППАРАТА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ИНСТИТУТОВ И ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНОГО АППАРАТА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
113
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
новеллизация юридического образования / цифровизация / цивилистика / цифровые технологии / цифровое образование.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кокарева С.М.

Анализируя задачи современного юридического образования, автор определяет три основных направления новеллизации, с учетом особенностей юридического образования, сложившихся фундаментальных традиций университетского юридического образования в странах континентального права. Тесная связь эволюции экономических явлений и их правовой регламентации, видится автором как предпосылка изменения системы обучения, его инструментов. Более того, практико-ориентированный подход требует предварительного выявления тех профессиональных навыков, которыми должен обладать современный юрист в цивилистической сфере, анализа цифровых явлений, определяющих трансформацию правовых феноменов, их правовой природы и правовой регламентации. Автором отмечается важность допустимой, в силу специфики профессиональных задач современного юриста, конвергенции пограничной области знаний в области и IT и права. Важным аспектом автору видится необходимость, отмеченная на уровне государственной программы, подготовки квалифицированных кадров для цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кокарева С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ИНСТИТУТОВ И ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНОГО АППАРАТА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА»

С®4 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -10-184-188 КОКАРЕВА Софья Михайловна,

NIION: 2018-0076-10/21 -259 студентка 5-го курса специальности

MOSURED: 77/27-023-2021 -10-458 «Правовое обеспечение национальной безопасности»

Института комплексной безопасности и специального приборостроения МИРЭА - Российский технологический университет, заместитель председателя Студенческого научного бюро кафедры «Правовое обеспечение национальной безопасности»,

e-mail: koka-sonya@yandex.ru

Научный руководитель: БАКАЕВ Анатолий Александрович,

доктор исторических наук, кандидат юридических наук, доцент, директор Института комплексной безопасности и специального приборостроения, заведующий кафедрой КБ-12 «Правовое обеспечение национальной безопасности», Заслуженный юрист Российской Федерации, Почётный работник высшего профессионального образования,

академик РАЕН, е-mail: mail@law-books.ru

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ИНСТИТУТОВ И ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНОГО АППАРАТА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Аннотация. Анализируя задачи современного юридического образования, автор определяет три основных направления новеллизации, с учетом особенностей юридического образования, сложившихся фундаментальных традиций университетского юридического образования в странах континентального права. Тесная связь эволюции экономических явлений и их правовой регламентации, видится автором как предпосылка изменения системы обучения, его инструментов. Более того, практико-ориентированный подход требует предварительного выявления тех профессиональных навыков, которыми должен обладать современный юрист в цивилистической сфере, анализа цифровых явлений, определяющих трансформацию правовых феноменов, их правовой природы и правовой регламентации. Автором отмечается важность допустимой, в силу специфики профессиональных задач современного юриста, конвергенции пограничной области знаний в области и IT и права. Важным аспектом автору видится необходимость, отмеченная на уровне государственной программы, подготовки квалифицированных кадров для цифровой экономики.

Ключевые слова: новеллизация юридического образования, цифровизация, цивилистика, цифровые технологии, цифровое образование.

KOKAREVA Sofya Mikhailovna,

5th year student of the specialty "Legal support of National Security" of the Institute of Integrated Security and Special Instrumentation MIREA - Russian Technological University, Deputy Chairman of the Student Scientific Bureau of the Department "Legal support of National Security"

Scientific advisor: BAKAEV Anatoly Alexandrovich,

Doctor of Historical Sciences, PhD in Law, Associate Professor, Director of the Institute of Integrated Security and

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

Special Instrumentation, Head of the Department KB-12 "Legal support of national security", Honored Lawyer of the Russian Federation, Honorary Worker of Higher Professional Education, Academician of the Russian Academy of Sciences

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF LEGAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF INSTITUTIONS AND THE CONCEPTUAL AND CATEGORICAL APPARATUS

OF CIVIL LAW

Annotation. Analyzing the tasks of modern legal education, the author identifies three main directions of novelization, taking into account the peculiarities of legal education, the established fundamental traditions of university legal education in the countries of continental law. The close connection between the evolution of economic phenomena and their legal regulation is seen by the author as a prerequisite for changing the system of education, its tools. Moreover, the practice-oriented approach requires the preliminary identification of those professional skills that a modern lawyer should possess in the civil sphere, the analysis of digital phenomena that determine the transformation of legal phenomena, their legal nature and legal regulation. The author notes the importance of permissible, due to the specifics of the professional tasks of a modern lawyer, convergence of the borderline area of knowledge in the field of both IT and law. An important aspect of the author sees the need, noted at the level of the state program, to train qualified personnel for the digital economy.

Key words: novelization of legal education, digitalization, civil law, digital technologies, digital education.

Наличие технических навыков у юриста - небезосновательная необходимость профессиональной интеграции в цифровое пространство. В 2019 г. вступили в силу изменения в Гражданский кодекс РФ, а именно Федеральным законом от 18.03.2019 г. № 34-Ф3 была введена ст. 141.1 о «цифровых правах». Норма указанной статьи законодательно расширила круг объектов защиты гражданских прав. Эта новелла спровоцировала доктринальные споры о корректности термина «цифровое право» вообще и значимости цифровизации для основных институтов гражданского права, в частности. Очевиден дисбаланс, провоцируемый стагнацией частноправовых доктрин, не признающих необходимости новеллизации понятийно-категориального аппарата, пересмотра классических институтов частного права, и задачами, стоящими перед современными юристами.

Активное внедрение в частноправовые отношения таких экономически обоснованных инструментов как блокчейн как способ упрощения процесса записи транзакций и учета активов, крауд-фандинг как оптимальный способ финансирования проектов, не могут не получить правовой оценки механизма правовой регламентации, безболезненное их внедрение в процесс правового сопровождения торгово-экономической деятельности требует глубокого понимания их правовой природы и универсальной регламентации.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

Переосмысления категории субъектов и объектов требует ряд вопросов, спровоцированных все большим использованием ресурса автономных интеллектуальных агентов.

Сам механизм совершения юридически значимых действий трансформируется под воздействием цифровизации (блокчейн при заключении бизнес-контрактов, совершение нотариальных действий удаленно, использование цифровой подписи и электронного апостиля и многие другие аспекты).

Как представляется, эти новеллы при реализации практико-ориентированного образовательного подхода требуют совершенствования юридического образования: введение ряда специализированных дисциплин, направленных на изучение специфики правовой природы и режима правовой регламентации отдельных цифровых феноменов (цифровые активы, например), и новеллизация тематического плана фундаментальных правовых дисциплин, составляющих обязательный компонент учебного плана, моделируемого по действующему образовательному стандарту. Так, дисциплина гражданское процессуальное право потребует расширения темы «Доказательства и доказывание в гражданском судопроизводстве» за счет анализа правовой природы и критерия разграничения электронных и цифровых доказательств.

Ряд авторов полагают, что совершенствование системы подготовки юристов должно основываться на применении современных методов обучения, предполагающих эффективное использование цифровых технологий [1], вовлечение студентов, изучающих информационные технологии в совместный проект со студентами-юристами, повысит понимание у юристов технического решения проблемы, таким образом, способствуя получению навыков общения с техническим отделом, что, несомненно, поможет в будущем при реализации профессиональных функций.

В свою очередь, для студентов IT - специальностей и направлений подготовки это будет полезно для формирования навыков, необходимых при создании программ, актуальных при выполнении правовых задач. Модернизации профессиональной подготовки юристов способствует не только внедрение в образовательную практику цифровых технологий, о которых говорит В.К. Шайдуллина [2], но и изменение фундаментальных знаний, формирующих профессиональные качества современного юриста.

Задача совершенствования юридического образования не в тотальном изменении программы обучения, а в системном грамотном внедрении отдельных инструментов образовательного процесса и изучении отдельных значимых новелл, поскольку цифровая трансформация -процесс неизбежный. Однако следует помнить, насколько важно не пренебречь богатой базой классического юридического образования, формировавшейся на протяжении почти восьми веков в системе континентального права. Образовательные новеллы должны логически вписаться в систему, предопределенную еще благодаря трудам средневековых глоссаторов, создавших уникальную систему общего университетского права. Новеллизация обучения может применяться только при предварительном освоении учебных дисциплин, в полной мере формирующих понятийно-категориальный аппарат, систему принципов, глубокие знания в области отраслей и институтов права. Уже на этом фоне необходимо повысить компьютерную грамотность учащихся путем освоения студентами работы с электронной подписью, которая поступательно входит во все сферы деятельности, основами пользования пакетом Microsoft Office должен владеть каждый юрист [4], вследствие чего стоит уделить особое внимание изучению новых программ, облегчающих работу юриста и углубляющих познания в информационной сфере.

На фоне глубоких системных знаний в области цивилистики, безусловно, актуальна необходимость углубленного изучения правовой природы смарт-контрактов и специфики работы с

ними, как эффективного инструмента цифровой экономики. Так, согласно данным, представленным А. Мягченковым, руководителем по правовым вопросам Farfetch, применение технологических решений в работе юридического департамента компании благодаря внедренной системе уменьшило время согласования договоров от 30 рабочих дней до 7 [5]. С другой стороны, в некоторых юридических фирмах не пользуются услугами специалистов информационной безопасности, вследствие чего возрастают риски утечки конфиденциальной информации, поэтому студентов юридических специальностей и направлений следует обучать базовым навыкам соблюдения информационной безопасности, а соответственно и основам информационных технологий, поскольку представить работу современного юриста без сопутствующего взаимодействия с сетями, хотя бы внутрикорпоративными, невозможно.

Специалисты, знающие как работать с Legal tech, сейчас намного опережают в скорости и эффективности работу юристов без таких навыков. Следует отметить существование плана действий в области цифрового образования (2021 -2027) Европейского Союза [6], в которой описаны требования к повышению цифровых навыков и компетенций для цифровой трансформации. В России же принята, как представляется, более практико-ориентированная государственная политика, направленная на развитие образования в условиях цифровой экономики. В России юридическое университетское образование возникло позже, чем в Европе [7], но всегда отличалось интенсивностью эволюции и богатством правовой доктрины. Справедливо это и сегодня, уже с 2018 г. активизировались научные дискуссии, иллюстрирующие специфику цифровой реальности в праве.

Еще один важный аспект: по прогнозу к 2025 г. предположительно увеличится процент учащихся, усваивавших программы в дистанционном формате в 2.5% [8], в связи с чем, учащиеся должны в достаточной мере разбираться в информационных технологиях. Коррелируется этой тенденции и другая - подготовка профессорско-преподавательского состава, осуществляющего процесс обучения на высоком теоретическом уровне, но и владеющий инструментами электронной образовательной среды.

Гораздо ранее многие вузы включили в список базовых дисциплину «информационные технологии в юридической деятельности» [9], однако по своему содержанию, как представляется, программа недостаточно полно освещает технические возможности, которым стоит обучить юристов.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

В заключение следует подчеркнуть важность понимания значимости информационных технологий для юристов, в особенности из-за сложности обучения, обусловленную лавинообразным увеличением [10] и усложнением нормативно-правовых источников, актов их официальной интерпретации, правовых позиций высших судебных инстанций, что, несомненно, требует вспомогательных аналитико-поисковых инструментов.

Таким образом, складываются три направления совершенствования юридического образования:

1) новеллизация тематического плана фундаментальных правовых дисциплин, составляющих обязательный компонент учебного плана, моделируемого по действующему образовательному стандарту;

2) введение ряда специализированных дисциплин, направленных на изучение специфики правовой природы и режима правовой регламентации отдельных цифровых феноменов;

3) введение специальных дисциплин, позволяющих студентам юридических специальностей и направлений освоить навыки использования информационных технологий в юриспруденции.

Список литературы:

[1] Абдусаламов Р.А., Магдилова Л.В., Рагим-ханова Д.А. Некоторые проблемы юридического образования и науки [Электронный ресурс] / Сайт «КиберЛенинка». - Режим доступа: https:// cyberlenmka.ru/artide/n/nekotorye-problemy-sovershenstvovaniya-yuridicheskogo-obrazovamya-v-usloviyah-tsifrovizatsii/viewer (дата обращения: 01.08.2021).

[2] Шайдуллина В.К. Направления совершенствования юридического образования в условиях цифровизации [Электронный ресурс] / Сайт «КиберЛенинка». - Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-sovershenstvovaniya-yuridicheskogo-obrazovaniya-v-usloviyah-tsifrovizatsii/viewer (дата обращения: 03.08.2021).

[3] Максимова И.М. Цифровизация юридического образования: теоретический аспект [Электронный ресурс] / Сайт «КиберЛенинка». - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ tsifrovizatsiya-yuridicheskogo-obrazovamya-teoreticheskiy-aspekt/viewer (дата обращения: 09.08.2021).

[4] Мореева С.Н. Пути развития юридической профессии и юридического образования в условиях «цифровой экономики»: реплики к дискуссии [Электронный ресурс] / Сайт «Elibrary». -Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_38203013_42391488.pdf (дата обращения: 20.09.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

[5] Применение новых технологий в юридической профессии [Электронный ресурс] / Офиц. сайт Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. - Режим доступа: https://fparf.ru/news/ fpa/primenenie-novykh-informatsionnykh-tekhnologiy-v-yuridicheskoy-professii/ (дата обращения: 19.08.2021).

[6] Горяинов А.Н. Структура и основные характеристики европейского плана действий в области цифрового образования [Электронный ресурс] / Сайт «ResearchGate». - Режим доступа: https://www.researchgate.net/ publication/333816641_Struktura_i_osnovnye_ harakteristiki_evropejskogo_plana_dejstvij_v_ oblasti_cifrovogo_obrazovania (дата обращения: 19.08.2021).

[7] Хакимова М.Р. Юридическое образование в России: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / Сайт «КиберЛенинка». - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskoe-obrazovanie-v-rossii-problemy-i-perspektivy/viewer (дата обращения: 19.08.2021).

[8] Уринцов А.И., Староверова О.В., Свиридова Е.С., Епифанов Г.М. Государственная политика РФ, направленная на развитие образования в условиях цифровой экономики [Электронный ресурс] / Сайт «КиберЛенинка». - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-rf-napravlennaya-na-razvitie-obrazovaniya-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki/viewer (дата обращения: 19.09.2021).

[9] Иванов И.С. О содержании дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности» / И.С. Иванов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. -2018. - № 3. - С. 124 - 133.

[10] Зайцев О.В., Новак Д.В. Направления совершенствования юридического образования [Электронный ресурс] / Сайт «КиберЛенинка». -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ napravleniya-sovershenstvovaniya-yuridicheskogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 29.09.2021).

Spisok literatury:

[1] Abdusalamov R.A., Magdilova L.V., Ragim-hanova D.A. Nekotorye problemy yuridicheskogo obrazovaniya i nauki [Elektronnyj resurs] / Sajt «KiberLeninka». - Rezhim dostupa: https://cyberlen-inka.ru/article/n/nekotorye-problemy-sovershenstvo-vaniya-yuridicheskogo-obrazovaniya-v-usloviyah-tsi-frovizatsii/viewer (data obrashcheniya: 01.08.2021).

[2] Shajdullina V.K. Napravleniya sovershen-stvovaniya yuridicheskogo obrazovaniya v usloviyah cifrovizacii [Elektronnyj resurs] / Sajt «KiberLeninka». - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/ napravleniya-sovershenstvovaniya-yuridichesko-

go-obrazovaniya-v-usloviyah-tsifrovizatsii/viewer (data obrashcheniya: 03.08.2021).

[3] Maksimova I.M. Cifrovizaciya yuridich-eskogo obrazovaniya: teoreticheskij aspekt [Elek-tronnyj resurs] / Sajt «KiberLeninka». - Rezhim dos-tupa: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsi-ya-yuridicheskogo-obrazovaniya-teoreticheskiy-as-pekt/viewer (data obrashcheniya: 09.08.2021).

[4] Moreeva S.N. Puti razvitiya yuridicheskoj professii i yuridicheskogo obrazovaniya v usloviyah «cifrovoj ekonomiki»: repliki k diskussii [Elektronnyj resurs] / Sajt «Elibrary». - Rezhim dostupa: https:// www.elibrary.ru/download/eli-brary_38203013_42391488.pdf (data obrashcheniya: 20.09.2021).

[5] Primenenie novyh tekhnologij v yuridicheskoj professii [Elektronnyj resurs] / Ofic. sajt Feder-al'noj palaty advokatov Rossijskoj Federacii. -Rezhim dostupa: https://fparf.ru/news/fpa/prime-nenie-novykh-informatsionnykh-tekhnologiy-v-yuridi-cheskoy-professii/ (data obrashcheniya: 19.08.2021).

[6] Goryainov A.N. Struktura i osnovnye harak-teristiki evropejskogo plana dejstvij v oblasti cifrovogo obrazovaniya [Elektronnyj resurs] / Sajt «Research-Gate». - Rezhim dostupa: https://www.researchgate. net/publication/333816641_Struktura_i_osnovnye_ harakteristiki_evropejskogo_plana_dejstvij_v_

oblasti_cifrovogo_obrazovania (data obrashcheniya: 19.08.2021).

[7] Hakimova M.R. Yuridicheskoe obrazovanie v Rossii: problemy i perspektivy [Elektronnyj resurs] / Sajt «KiberLeninka». - Rezhim dostupa: https:// cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskoe-obra-zovanie-v-rossii-problemy-i-perspektivy/viewer (data obrashcheniya: 19.08.2021).

[8] Urincov A.I., Staroverova O.V., Sviridova E.S., Epifanov G.M. Gosudarstvennaya politika RF, napravlennaya na razvitie obrazovaniya v usloviyah cifrovoj ekonomiki [Elektronnyj resurs] / Sajt «KiberLeninka». - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/ article/n/gosudarstvennaya-politika-rf-napravlen-naya-na-razvitie-obrazovaniya-v-usloviyah-tsifro-voy-ekonomiki/viewer (data obrashcheniya: 19.09.2021).

[9] Ivanov I.S. O soderzhanii discipliny «Infor-macionnye tekhnologii v yuridicheskoj deyatel'nosti» / I.S. Ivanov // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo. - 2018. - № 3. - S. 124 -133.

[10] Zajcev O.V., Novak D.V. Napravleniya sovershenstvovaniya yuridicheskogo obrazovaniya [Elektronnyj resurs] / Sajt «KiberLeninka». - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleni-ya-sovershenstvovaniya-yuridicheskogo-obra-zovaniya/viewer (data obrashcheniya: 29.09.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.