ОВИННИКОВ Вадим Александрович,
аспирант кафедры государственного и административного права Юридического института Кемеровского государственного университета, е-mail: [email protected]. Направление: 12.00.01, 12.00.02.
Научный руководитель: КИМ Юрий Владимирович,
д.ю.н., профессор кафедры государственного и административного права Юридического института Кемеровского государственного университета.
ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
Аннотация. Статья посвящена анализу раскрытию понятий, составляющих научное представление о системе муниципального правотворческого процесса, и его роли в формирование правой системы России. Актуальность исследования вызвана тем, что реформирование муниципальных общественных отношений, регулирующих сферу местного невозможного без разработки эффективной системы муниципального правотворческого процесса, а для этого необходимо на доктринальном уровне сформировать понятие «муниципального правотворческого процесса», в связи, с чем цель исследования заключается в комплексном общетеоретическом исследовании вопроса муниципального правотворческого процесса, и анализа понятийного аппарата, существующего на современном этапе развития юридической науки. Автором при исследовании применялись специально-юридические методы - сравнительно-правовой, формально-юридический, технико-юридический, юридической аналогии, толкования правовых норм, в результате которого был проведен комплексный анализ муниципального правотворческого процесса, исследованы его принципы, было сформулировано общее понятие «муниципального правотворческого процесса». Автор пришел к выводу, что необходимо разграничить понятия «муниципальное правотворчество», «муниципальный правотворческий процесс» в юридической науке и практике в связи с тем, что они не синонимичны, и проведение разграничений будет способствовать формированию качественных муниципально-правовых актов.
Ключевые слова: правотворчество, правотворческий процесс, законотворчество, законотворческий процесс, муниципальное правотворчество, муниципальный правотворческий процесс, принципы муниципального правотворчества, муниципальные отношения, правовая система.
OVINNIKOV Vadim Alexandrovich,
graduate student of the Department of State and Administrative Law of the Law Institute of Kemerovo State University. Direction: 12.00.01, 12.00.02.
Supervisor: KIM Yuri Vladimirovich,
Doctor of Law, Professor of the Department of State and Administrative Law, Law Institute of Kemerovo State University.
CONCEPT AND PECULIARITIES OF MUNICIPAL LAW-MAKING PROCESS IN FORMATION OF LEGAL SYSTEM OF RUSSIA
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021
DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -9-88-96 NIION: 2018-0076-9/21-163 MOSURED: 77/27-023-2021-09-362
Annotation. The article is devoted to the analysis of the disclosure of concepts that constitute a scientific understanding of the system of municipal law-making process, and its role in the formation of the legal system of Russia. The relevance of the research is caused by the fact that the reform of municipal public relations regulating the sphere of local is impossible without development of effective system of municipal law-making process, and for this purpose it is necessary to form the concept of «municipal law-making process» at doctrinal level, in this connection the purpose of the research is complex general theoretical research of the question of municipal law-making process, and analysis of conceptual apparatus existing at the modern stage of development of municipal law-making process. The author used special legal methods - comparative-legal, formal-legal, technical-legal, legal analogy, interpretation of legal norms, which resulted in a comprehensive analysis of the municipal law-making process, its principles were investigated, the general concept of «municipal law-making process» was formulated. The author came to the conclusion that it is necessary to distinguish the concepts of «municipal law-making» and «municipal law-making process» in legal science and practice due to the fact that they are not synonymous, and making distinctions will contribute to the formation of high-quality municipal legal acts.
Key words: lawmaking, lawmaking process, lawmaking, lawmaking process, municipal law-making, municipal lawmaking process, principles of municipal lawmaking, municipal relations, legal system.
Конституционные основы Российской Федерации, признающие местное самоуправление заложили основу принятия Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» [2], с принятием которого началось реформирование общественных отношений, регулирующих сферу местного самоуправления, и формирование эффективной системы муниципального правотворческого процесса. Поэтому достижение целей национального развития России, определенных в Указе президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [3] может быть достигнуто за счет дальнейшего совершенствования муниципального правотворчества в Российской Федерации.
В этой связи законодатель считает, что за муниципальным правотворчеством, будущее российской правовой системы, которое в настоящее время представляет собой сложный, многоуровневый правотворческий механизм формирования права на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ, на муниципальном уровне.
Проводимая государством муниципальная реформа коснулась не только совершенствования организации системы местного самоуправления, но и всех сфер жизнеобеспечения в каждом населенном пункте РФ с учетом того, что в соответствии с ФЗ № 131 от 06.10.2003 г. самостоятельность получили все вновь созданные в населенных пунктах муниципальные образования. Однако, нестабильность законодательства (ФЗ № 131 от 06.10.2003 г.), и в том числе появление Земельного кодекса РФ (2001 г.), Жилищного кодекса РФ (2004 г.), Градостроительного кодекса РФ (2004 г.), Бюджетного кодекса РФ (2008 г.), а
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021
также Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» (2007 г.) привели к увеличению проблемных вопросов регулирования сферы местного самоуправления, и сложившихся муниципальных отношений, которые актуальны и в настоящее время.
В этой связи не менее актуальным становятся вопросы реформирования общественных отношений, регулирующих сферу местного самоуправления, и формирование эффективной системы муниципального правотворческого процесса. По своей социальной сущности правотворческий процесс - это деятельность по превращению и оформлению воли в правовой акт, приданию содержащимся в нем правилам поведения обязательного характера.
Под правотворческим процессом понимается непосредственно часть процесса правообра-зования, который включает в себя подготовительный процесс образования права и сам правотворческий процесс, необходимость в котором на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ, на муниципальном уровне в последнее время возросла в связи с ростом потребности к созданию, изменению и отмене нормативно - правовых актов, а также к качеству издаваемых правовых актов.
Правотворческий процесс муниципальных образований является одной из частей всей правотворческой деятельности нашего государства, существует наряду с правотворческим процессом на федеральном и региональном уровнях. Для наиболее полного понимания, что такое муниципальное правотворчество, необходимо первую очередь раскрыть понятие «муниципальный правотворческий процесс», и его роль в формировании российской системы права.
В настоящее время, понятие «муниципальный правотворческий процесс» находиться на стадии формирования юридической мысли, и в правовой науке не сложилось единства мнений по данному вопросу [4, с.69]. И пока среди правоведов не существует единой позиции, рассматриваемый правовой вопрос будет оставаться достаточно актуальным в научной среде.
Термин «муниципальный правотворческий процесс» является сложным понятием, поэтому для начала необходимо отразить значение общего понятия - «правотворческий процесс», который состоит из трех относительно самостоятельных частей, значение которых заключается в следующем:
- право, как направление деятельности по созданию норм права конкретным кругом субъектов (органов государственной власти, органов местного самоуправления, уполномоченных должностных лиц и населения);
- творчество, как свобода реализации человеческой мысли и воли субъектов на создание духовных, культурных, материальных ценностей [17, с.9].
- процесс, под которым понимается последовательность стадий правотворчества и действий уполномоченных субъектов, направленных на развитие общественных отношений с целью реализации человеческой мысли по созданию духовных, культурных, материальных ценностей и придание им формы нормативно - правового акта.
В общем российской правовой науке, если обратиться к анализу сформированных теоретических положений относительно исследуемого понятия, то длительное время, под понятием «правотворческий процесс» подразумевался только правотворческий процесс уполномоченных государственных органов власти, термины «правотворческий процесс» и «законотворческий процесс» нередко использовались в правовой науке в качестве синонимов. Такого мнения в своих работах придерживались, например, С.С. Алексеев [5, с.80], В.М. Корельский [15, с.75] и другие исследователи. Но, однако, на современном этапе развития российской юридической науки, законотворчество теперь является лишь одним из видов правотворчества, и в отличие от остальных видов правотворчества, его субъектами являются определенный круг государственных органов власти (например, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, и другие) и отдельные должностные лица, замещающие высшие государственные должности (такие как Президент и Председатель Правительства Российской Федерации, и другие).
Правовыми актами, принимаемыми в процессе законотворчества, являются только законы,
они распространяют свое действие на всю территорию государства и занимают высокое положение по юридической силе в системе правовых актов, являются ее основной, но это далеко не вся ее часть. Подзаконное, непосредственное (референдум) и делегированное правотворчество также являются самостоятельными видами правотворчества наравне с законотворчеством.
Эти виды сочетаются в муниципальном правотворчестве, поскольку:
- принятие на уровне муниципалитета отдельного набора муниципальных правовых актов по местным вопросам предусмотрено законом;
- принимаемые правовые акты не противоречат положениям закона;
- к его субъектам относятся население, органы местного самоуправления и их должностные лица;
- регулируют общественные отношения в пределах территории муниципального образования.
Как видно из анализа юридической мысли понятие «правотворчество» и понятие «законотворчество» по своему содержанию дополняют или поглощают друг друга, но имеют разное правовое значение для правотворческого процесса и законотворческого процесса, поскольку для правотворчества значение имеет формирование системы права, а для законотворчества формирование системы законодательства, соответственно по объектам исследования «право» к правотворчеству и «закон» к законотворчеству.
По нашему мнению более четкой и обоснованной является трактовка понятия «правотворчество», данное М.А. Цыремпиловой о том, что «правотворчество - это деятельность уполномоченных субъектов, направленная на создание, изменение, отмену правовых норм, облекаемых в определенные источники права, в которых отражается воля политических сил, находящихся у власти» [19, с.14]. Смысл концепции юридической мысли этого автора сводиться к тому, что под правотворчеством понимается воля и интересы правящих субъектов, а не волеизъявление всего общества, народа нашей страны и соответственно правовые акты противоречат демократическим принципам развития российского общества, где активная роль в правотворческом процессе должна отводиться обществу и народу.
В отличие от правовой мысли М.А. Цыремпиловой другой исследователь С.Н. Братанов-ский утверждает, что правотворчество как составная часть правообразования является завершающим этапом деятельности по принятию, изменению и отмене норм права [9, с.150]. Его позицию поддерживают и другие исследователи, которые в
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021
своих научных трудах приводят аналогичную позицию в отношения понятия «правотворчество» [17, с.137]. С данной позицией также можно согласиться, но, однако, указанные исследователи не учитывают в данном понятии «правотворчество» роль правотворческой инициативы, которая должна истекать, как от государства, так и от общества и народа нашей страны, если говорить о субъектах правотворческой инициативы, т.к. полагаем, что субъекты правотворческой инициативы не могут быть одновременно инициаторами правотворческого процесса и осуществлять правотворческую деятельность в виде принятия, изменения и отмене норм права, чтобы сохранить баланс интересов государства, общества и народа нашей страны. Но, однако, полагаем, что исключением является законотворческая инициатива, где субъекты законотворческой инициативы могут быть одновременно инициаторами правотворческого процесса и осуществлять законотворческую деятельность, т.к. законотворческая инициатива входит в юридический смысл понятия «законотворчество», которое уже чем понятие «правотворчество» где количество субъектов правотворческой деятельности ничем не ограничено.
Эта проблема также касается понятия «муниципальное правотворчество» и его понимание на уровне государства, субъектов РФ и муниципальных образований, что сказывается на качестве создаваемого муниципального правового акта, с учетом того, что «муниципальное правотворчество» является структурным элементом понятия «правотворчество».
Полагаем что понятие «правотворчество», и входящее в него понятие «муниципальное правотворчество», понятие «правотворческий процесс» и входящее в него понятие «муниципальный правотворческий процесс» также должны быть отграничены между собой как понятия, каждое из которых должно нести свою смысловую нагрузку и свое значение в общей системе понятия «правотворчество». Поэтому важно выделить понятие что такое «правотворческий процесс», под которым, например И.С. Кич понимает деятельность, которая имеет особый порядок и представляет собой систему последовательных действий (процедур) по принятию нормативно -правовых актов [10].
По мнению С.В. Филатова «правотворческий процесс» - совокупность процедур (правил, требований), осуществляемых в рамках правотворческого процесса (разработка, обсуждение, принятие и введение в действие нормативного акта), состоящего из этапов, имеющего границы и пределы правотворчества и проводимого в строгих процессуальных и процедурных формах [18, с.34].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021
Невозможно в связи с этим не согласиться с Н.А. Любимовым, который считает, что, несмотря на то, что в юридической литературе многими авторами по-разному раскрывается понятие «правотворческий процесс», они все выражают синонимичное и остенсивное значение и смысл правотворческого процесса являясь формой правотворческого выражения [13, с. 64].
Аналогично в российской правовой науке сформулирован понятийный аппарат в отношении понятий «муниципальное правотворчество» и «муниципальный правотворческий процесс», как части процесса правообразования, в частности Т.С. Масловская под «муниципальным правотворчеством» понимает деятельность субъектов муниципального правотворчества на удовлетворение потребностей государства, общества и населения муниципальных образований, направленная на разработку, принятие муниципальных правовых актов, а также дальнейшее их совершенствование, изменение или отмену [14, с.22].
Не менее важной является позиция И.Н. Баранова, который под «муниципальным правотворческим процессом» понимает непрерывную, целенаправленную, политико - правовую деятельность населения, органов и должностных лиц муниципальных образований по выявлению потребностей в правовом регулировании муниципальных общественных отношений, основанных на разработке проектов муниципальных правовых актов, их экспертной оценке, обсуждению, принятию муниципальных правовых актов и их промульгации в нормативно установленном порядке. [6, с.38].
Однако существуют иные научные представления понятия «муниципального правотворчества» и «муниципальный правотворческий процесс», так М.А. Цыремпилова под «муниципальным правотворчеством» понимает деятельность населения, органов и должностных лиц муниципальных образований, которая направлена на создание, изменение, отмену муниципально - правовых норм, а также по решению вопросов местного значения и вопросов, которые переданы государственными органами органам местного самоуправления для разрешения в пределах территории муниципального образования [19, с.15]. Е.Н. Кузнецова связывает понятие «муниципальный правотворческий процесс» с деятельностью определенного круга субъектов муниципального правотворчества, в полномочия которых входит принятие, изменение или отмена муниципально -правовых актов на всех логично сменяющихся стадия муниципального правотворчества [11, с.13].
Таким образом, мнения ученых - юристов составляют единую позицию в отношении общего
понимания о муниципальной правотворческой деятельности, и, учитывая проведенный анализ содержания определений, они сформировали общую категорию понятия «муниципальное правотворчество» и понятия «муниципальный правотворческий процесс».
Но, однако, среди ученых имеет место быть дискуссия в отношении того, «муниципальное правотворчество» и «муниципальный правотворческий процесс» понятия синонимы или нет, в частности И.Н. Баранов считает, что указанные понятия не могут считаться синонимами [6, с.14], т.к. муниципальное правотворчество охватывает деятельность широкого круга субъектов муниципального правотворчества, в отличие от муниципального правотворческого процесса, в котором круг субъектов муниципального правотворческого процесса по принятию, изменению или отмене муниципально - правовых актов законодательно определен.
Полагаем, что, несмотря на то, что большинство ученых - исследователей считают, что «муниципальное правотворчество» и «муниципальный правотворческий процесс» синонимичны, необходимо согласиться с позицией И.Н. Баранова, несмотря на то, что указанные понятия однородны по своему содержанию, но, однако, каждое из них этих несет в себе юридический смысл и значение для всего правотворчества в формировании правовой системы России, в связи, с чем эти понятия требуют разграничения в юридической науке и закрепления как понятий - дефиниций на законодательном уровне.
Проведя анализ исследованных определений, полагаем, что при формировании правовой системы муниципальному законодателю необходимо принять совокупность всех взглядов ученых - правоведов, которые сформировали концепцию общего понятия «муниципального правотворчество», поскольку их вклад в формулировании таких ключевых понятий «муниципальное правотворчество» и «муниципальный правотворческий процесс» неоценим. Полагаем, что с учетом совокупности научных взглядов под «муниципальным правотворческим процессом» необходимо понимать один из видов правотворческой деятельности уполномоченных субъектов по созданию, изменению или отмене муниципальных правовых актов в строгом соответствии с порядком и стадиями правотворческого регламента, установленного в пределах территории конкретного муниципального образования.
Важной составляющей муниципального правотворческого процесса является деятельность муниципальных уполномоченных субъектов, которая не может осуществляться без применения основополагающих принципов муниципаль-
ного правотворчества, которые основаны на теории, доктрине, научной практике в сфере муниципального правотворчества. По мнению А.Ю. Болдыш принципы муниципального правотворчества определяют направления нормативного регулирования муниципальных отношений, а также необходимы для устранения пробелов в муниципальном законодательстве [7, с.2144], а Ж.П. Борсова считает, что под принципами следует понимать свойства, такие как стабильность, устойчивость, фундаментализм. [8, с.7].
Но, однако, принципы муниципального правотворчества в юридической науке не выделяют отдельно из общих принципов правотворчества, поскольку принципы муниципального правотворчества являются одновременно частью и целым общих принципов правотворчества, т.к. применение принципов на федеральном уровне, на уровне субъекта федерации, на уровне муниципальных образований составляют общую систему формирования правовой системы РФ. При этом, несмотря на то, что принципы муниципального правотворчества являются одновременно частью и целым общих принципов правотворчества они имеют ряд особенностей:
- при формировании муниципально - правовых актов субъектами муниципального правотворчества являются органы, должностные лица, население муниципального образования, которые создают, изменяют и отменяют муниципальные правовые акты в рамках тех полномочий, которые им предоставлены законом;
- созданные, измененные и отмененные муниципальные правовые акты распространяют свое действие на территории конкретного муниципального образования, то есть в пределах, которого приняты указанные муниципальные правовые акты;
- субъекты муниципального правотворчества не имеют права выходить за переделы своих полномочий по принятию нормативно - правовых актов, и в своей правотворческой деятельности вынуждены дублировать нормативно - правовые акты, принятые на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.
Всего принципов правотворчества, включая принципы муниципального правотворчества не более десяти, в частности принцип демократизма, принцип гуманизма, принцип законности, принцип научности, принцип юридической техники, принцип профессионализма, принцип гласности и др.
Принцип демократизма основан на концепции построения демократического общества в РФ, в том числе в муниципальных образованиях (правотворческая инициатива населения, всероссий-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021
ское обсуждение проектов нормативно - правовых, референдумы, сходы местного населения), который гарантирован Конституцией РФ (народ -единственный источник власти). Особенно важна реализация принципа демократизма в муниципальных образованиях, то есть реализация права населения муниципального района активно принимать участие в создании, изменении и отмене муниципально - правового акта.
Принцип гуманизма основан на ст. 2, ч. 2 ст. 55 Конституции РФ [1], в которых отражено, что права и свободы человека являются наивысшей ценностью, нормативно - правовые акты, принятые на федеральном уровне, уровне субъекта федерации, муниципальном уровне не должны умалять или ограничивать права и свободы человека и гражданина, за исключением случаев установленных Конституцией РФ, в частности, в случае состояния военного положения или чрезвычайной ситуации.
Принцип законности основан на строгом соблюдении законов, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, нормам международного права, а также полномочиям, которыми наделены субъекты правотворчества на федеральном уровне, уровне субъекта федерации, муниципальном уровне по объему и предмету правового регулирования, включая соблюдение порядка, регламента, сроков проведения правотворческого процесса [16, с.137].
Принцип научности основан на привлечении научного сообщества в сфере юридических наук по созданию нормативно - правового акта на всех стадиях правотворческого процесса, который реализуется в формах рабочей группы или комиссии, которые могут привлекаться либо для разработки проекта нормативно - правового акта, либо для дачи квалифицированных заключения, предложений и рекомендаций. Указанный принцип научности, безусловно, также реализуется при разработке муниципального нормативного акта.
Принцип юридической техники основан на совершенствовании приемов и методов правотворческого процесса при подготовке и принятии нормативно - правового акта с учетом использования опыта правовой науки, грамотного, логичного, последовательного изложения правового материала, соответствующего разработанным стандартам и правилам, грамотности оформления правого материала в соответствии с установленными правилами и утвержденным регламентом чтобы достичь наилучшего качества принимаемых нормативно - правовых актов, в том числе муниципального нормативного акта.
Принцип профессионализма основан на том, что правотворческую деятельность должны
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021
осуществлять специалисты-правоведы, а также специалисты из государственных научных учреждений в других сферах науки для производства научной, правовой, антикоррупционной экспертизы [17, с.138], чтобы, например, разработать и реализовать проект правового акта по вопросу местного самоуправления, необходимо привлечь узких специалистов - практиков в сфере регулирования муниципальных отношений.
Принцип гласности основан на том, что любой нормативно - правовой акт подлежит огласке, всеобщего доведения его до широкого круга лиц, для чего уполномоченные лица, которые создают, изменяют и отменяют нормативно -правовые акты в частности обязаны через средства массовой информации знакомить широкий круг населения с принятыми правовыми актами, в том числе муниципальные органы в рамках их компетенции население муниципального образования. В обосновании применения указанного принципа лежит обеспечение правотворческим органом открытости муниципального правотворческого процесса и вовлечение в правотворческий процесс населения муниципального образования, что имеет существенное значение для развития правотворческой деятельности в муниципальном образовании. [6, с.55].
Полагаем, что, несмотря на то, что были перечислены основные принципы муниципального правотворчества, которые применяются необходимо отметить, что указанные перечень является открытым, т.к. в нашей стране происходят существенные социально - экономические преобразования, в связи, с чем повышаются требования к качеству издаваемых муниципально -правовым актам, соответственно появление новых принципов муниципального правотворчества будут способствовать повышению качества создания правовой системы РФ. В частности Е.Н. Кузнецова [11, с.151] выделяет следующие дополнительные принципы правотворчества: принцип практичности, принцип определенности, принцип плановости, принцип программного обеспечения; И.Н. Баранов [6, с.56] принцип гарантированности участия; принцип самостоятельности; принцип финансовой обеспеченности; принцип непрерывности; М.А. Цыремпилова [19, с.16] принцип своевременности, принцип системности, принцип исполнимости.
Исследовав существующие принципы правотворчества, видно, данный набор принципов обширен и достаточен, чтобы служить основой при разработке и принятии качественных и эффективных муниципальных правовых актов.
Подведя итог проведенному исследованию необходимо сделать следующие ключевые выводы:
- во - первых, как видно из анализа юридической мысли понятие «правотворчество» и понятие «законотворчество» по своему содержанию дополняют или поглощают друг друга, но имеют разное правовое значение для правотворческого процесса и законотворческого процесса, поскольку для правотворчества значение имеет формирование системы права, а для законотворчества формирование системы законодательства, соответственно по объектам исследования «право» к правотворчеству и «закон» к законотворчеству.
- во - вторых, мнения ученых - юристов составляют единую позицию в отношении общего понимания о муниципальной правотворческой деятельности, и, учитывая проведенный анализ содержания определений, они сформировали общую категорию понятия «муниципальное правотворчество» и понятия «муниципальный правотворческий процесс».
- в - третьих, при формировании муници-пально - правовых актов субъектами муниципального правотворчества являются органы, должностные лица, население муниципального образования, которые создают, изменяют и отменяют муниципальные правовые акты в рамках тех полномочий, которые им предоставлены законом;
- в четвертых, с учетом совокупности научных взглядов под «муниципальным правотворческим процессом» необходимо понимать один из видов правотворческой деятельности уполномоченных субъектов по созданию, изменению или отмене муниципальных правовых актов в строгом соответствии с порядком и стадиями правотворческого регламента, установленного в пределах территории конкретного муниципального образования.
- в - пятых, необходимо разграничить понятия «муниципальное правотворчество», «муниципальный правотворческий процесс» в юридической науке и практике в связи с тем, что они не синонимичны, и проведение разграничений будет способствовать формированию качественных муниципально - правовых актов.
Список литературы:
[1] Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 19.10.2021).
[2] Федеральный закон от 06.10.2003 (ред. от 01.07.2021) № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -2003. - № 40. - Ст. 3822.
[3] Указ Президента РФ от 07.05.2018 (ред. от 21.07.2020) № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. -2018. - № 20. - Ст. 2817.
[4] Алешкова, Н.П. Муниципальное правотворчество: понятие и сущность / Н.П. Алешкова. - Текст: электронный // Юридические исследования. - 2013. - № 7. - С. 67-87. - URL: http://e-notabene.ru/lr/article_8776.html (дата обращения: 20.10.2021).
[5] Алексеев С.С. Теория права / С.С. Алексеев. - Изд. 2-е, стер. - Харьков: БЕК, 1994. -224с. - ISBN 5-85639-005-9. - Текст: непосредственный.
[6] Баранов, И.Н. Муниципальный правотворческий процесс: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Баранов Илья Николаевич. - М., 2016.
- 197 с. -URL: http://www.igpran.ru/prepare/a. persons/BaranovIN/ BaranovIN_diss.pdf (дата обращения: 21.10.2021). - Текст: электронный.
[7] Болдыш А. Ю. Теоретические аспекты и принципы процесса муниципального правотворчества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 2141-2145. -URL: http://e-koncept.ru/2016/96348.htm.
[8] Борсова, Ж.П. Понятие законотворчества в современном государстве / Ж.П. Борсова // Конституционное и муниципальное право. - 2008. -№ 3. - С. 7-9. -Текст: непосредственный
[9] Братановский, С.Н. Теория государства и права: учебное пособие/ С.Н. Братановский. -Саратов: Электронно-библиотечная система IPRbooks, 2012. - 248 c. - URL:http://www. iprbookshop.ru/11246.html (дата обращения: 21.10.2021). - Режим доступа: Электронно-библиотечная система IPRbooks. - ISSN2227-8397. -Текст: электронный.
[10] Кич, И.С. Теоретические проблемы регионального правотворчества (на примере Краснодарского края): дис. ... канд. юр. наук: 12.00.01 / Кич Ирина Станиславовна. - Краснодар, 2004. - 185 c. - URL: http://www.dslib.net/ teoria-prava/teoreticheskie-problemy-regionalnogo -pravotvorchestva. html (дата обращения: 21.10.2021). - Текст: электронный.
[11] Кузнецова, Е.Н. Принципы муниципального правотворческого процесса/ Е.Н. Кузнецова.
- Текст: электронный // Журнал «Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право». -2011. - № 20 (115). - Выпуск 18. - С. 149-153. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-munitsipalnogo pravotvorcheskogo-protsessa (дата обращения: 21.10.2021). - Режим доступа: Научная электронная библиотека «КиберЛенинка».
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021
[12] Кузнецова, Е.Н. Муниципальный правотворческий процесс в России: автореф. дис. ... канд. юр. наук: 12.0002 / Кузнецова Елена Николаевна. - Белгород, 2012. - 23 с. - URL: https: // www. dissercat.com/content/munitsipalnyi-pravotvorcheskii-protsess vrossii/read (дата обращения: 22.10.2021). -Текст: электронный
[13] Любимов Н.А. Правотворчество в Российской Федерации. Проблемы теории и практики: учебное пособие/ Н.А. Любимов. - М.: МГУ имени М.В. Ломоносова, 2009. - 160 с. - ISBN 978-5-21105611-4. - Текст: непосредственный.
[14] Масловская, Т.С. Правотворчество в области местного самоуправления в Российской Федерации: Правовые проблемы теории и практики: автореф. дис. ... док. юр. наук: 12.00.02 / Масловская Тамара Сергеевна. - Тюмень, 2004.
- 52 c. - URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01002733883 #?page=22&view=list (дата обращения: 21.10.2021). Текст: электронный.
[15] Теория государства и права (часть 2) / отв. ред. Б.М. Корельский. - Екатеринбург, 1994. С. 75.
[16] Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие /А.Ф. Колотов, О.С. Вырлеева-Балаева, В.Н. Симонов, И.В. Скуратов, Ю.В. Ярыгина. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. С. 136-138.
[17] Храмцов А.В. Понятие и конституционно-правовая сущность правотворчества /А.В. Храмцов // Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. - № 6.- С. 9-11. - Текст: непосредственный
[18] Филатов С.В. Правотворческий процесс: понятие, стадии, принципы /С.В. Филатов // «Государственная власть и местное самоуправление».
- 2015. - № 8. - С. 34-38. -Электрон. версия печат. публ. -Доступ из справ-правовой системы «Кон-сультантПлюс». -Текст: электронный.
[19] Цыремпилова, М.А. Муниципальное правотворчество: процедурные проблемы конституционно-правового регулирования: по материалам Республики Бурятия: автореферат дис. ... канд. юр. наук: 12.00.02 /Цыремпилова Мария Анатольевна - М., 2015. - 23 с. - URL: https://dlib. rsl.ru/viewer/01005560314#?page=14&view=list. (дата обращения: 20.10.2021). Текст: электронный
Spisok literatury:
[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii» (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneni-yami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) [Elektronnyj resurs]. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/ (data obrashcheniya: 19.10.2021).
[2] Federal'nyj zakon ot 06.10.2003 (red. ot 01.07.2021) № 131-FZ «Ob obshchih principah
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021
organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2003.
- № 40. - St. 3822.
[3] Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 (red. ot
21.07.2020) № 204 «O nacional'nyh celyah i strate-gicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» // Sobranie zakonodatel'stva RF. -2018. - № 20. - St. 2817.
[4] Aleshkova, N.P. Municipal'noe pravot-vorchestvo: ponyatie i sushchnost' / N.P. Aleshkova.
- Tekst: elektronnyj // Yuridicheskie issledovaniya. -2013. - № 7. - S. 67-87. - URL: http://e-notabene.ru/ lr/article_8776.html (data obrashcheniya:
20.10.2021).
[5] Alekseev S.S. Teoriya prava / S.S. Alek-seev. - Izd. 2-e, ster. - Har'kov: BEK, 1994. - 224s.
- ISBN 5-85639-005-9. - Tekst: neposredstvennyj.
[6] Baranov, I.N. Municipal'nyj pravotvorcheskij process: dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.02 / Baranov Il'ya Nikolaevich. - M., 2016. - 197 s. - URL: http:// www.igpran.ru/prepare/a.persons/BaranovIN/ Bar-anovIN_diss.pdf (data obrashcheniya: 21.10.2021).
- Tekst: elektronnyj.
[7] Boldysh A. Yu. Teoreticheskie aspekty i prin-cipy processa municipal'nogo pravotvorchestva // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Kon-cept». - 2016. - T. 15. - S. 2141-2145. - URL: http:// e-koncept.ru/2016/96348.htm.
[8] Borsova, Zh.P. Ponyatie zakonotvorchestva v sovremennom gosudarstve / Zh.P. Borsova // Kon-stitucionnoe i municipal'noe pravo. - 2008. - № 3. -S. 7-9. -Tekst: neposredstvennyj
[9] Bratanovskij, S.N. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnoe posobie/ S.N. Bratanovskij. - Saratov: Elektronno-bibliotechnaya sistema IPRbooks, 2012. - 248 c. - URL:http://www.iprbookshop. ru/11246.html (data obrashcheniya: 21.10.2021). -Rezhim dostupa: Elektronno-bibliotechnaya sistema IPRbooks. - ISSN2227-8397. - Tekst: elektronnyj.
[10] Kich, I.S. Teoreticheskie problemy region-al'nogo pravotvorchestva (na primere Krasnodar-skogo kraya): dis. ... kand. yur. nauk: 12.00.01 / Kich Irina Stanislavovna. - Krasnodar, 2004. - 185 c. -URL: http://www.dslib.net/teoria-prava/teoretichesk-ie-problemy-regionalnogo -pravotvorchestva. html (data obrashcheniya: 21.10.2021). - Tekst: elektronnyj.
[11] Kuznecova, E.N. Principy municipal'nogo pravotvorcheskogo processa/ E.N. Kuznecova. -Tekst: elektronnyj // Zhurnal «Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sociologiya. Pravo». - 2011. - № 20 (115). - Vypusk 18. - S. 149-153. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/printsipy-munitsipalnogo pravotvorcheskogo-protsessa (data obrashcheniya: 21.10.2021). - Rezhim dostupa: Nauchnaya elek-tronnaya biblioteka «KiberLeninka».
[12] Kuznecova, E.N. Municipal'nyj pravot-vorcheskij process v Rossii: avtoref. dis. ... kand. yur. nauk: 12.0002 / Kuznecova Elena Nikolaevna. - Belgorod, 2012. - 23 s. - URL: https: // www.dissercat. com/content/munitsipalnyi-pravotvorcheskii-protsess vrossii/read (data obrashcheniya: 22.10.2021). -Tekst: elektronnyj
[13] Lyubimov N.A. Pravotvorchestvo v Rossi-jskoj Federacii. Problemy teorii i praktiki: uchebnoe posobie/ N.A. Lyubimov. - M.: MGU imeni M.V. Lomonosova, 2009. - 160 s. - ISBN 978-5-21105611-4. - Tekst: neposredstvennyj.
[14] Maslovskaya, T.S. Pravotvorchestvo v oblasti mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii: Pravovye problemy teorii i praktiki: avtoref. dis. ... dok. yur. nauk: 12.00.02 / Maslovskaya Tamara Sergeevna. - Tyumen', 2004. - 52 c. - URL: https:// dlib.rsl.ru/viewer/01002733883#?page=22&view=list (data obrashcheniya: 21.10.2021). Tekst: elektronnyj.
[15] Teoriya gosudarstva i prava (chast' 2) / otv. red. B.M. Korel'skij. - Ekaterinburg, 1994. S. 75.
[16] Teoriya gosudarstva i prava v voprosah i otvetah: uchebnoe posobie /A.F. Kolotov, O.S. Vyr-
leeva-Balaeva, V.N. Simonov, I.V. Skuratov, Yu.V. Yarygina. - Izd. 2-e, ispr. i dop. - Orenburg: OOO IPK «Universitet», 2013. S. 136-138.
[17] Hramcov A.V. Ponyatie i konstitucion-no-pravovaya sushchnost' pravotvorchestva /A.V. Hramcov // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. - 2007. - № 6.- S. 9-11. - Tekst: neposredstvennyj
[18] Filatov S.V. Pravotvorcheskij process: ponyatie, stadii, principy /S.V. Filatov // «Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie». - 2015. - № 8. - S. 34-38. -Elektron. versiya pechat. publ. -Dos-tup iz sprav-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus». -Tekst: elektronnyj.
[19] Cyrempilova, M.A. Municipal'noe pravotvorchestvo: procedurnye problemy konstitucion-no-pravovogo regulirovaniya: po materialam Respub-liki Buryatiya: avtoreferat dis. ... kand. yur. nauk: 12.00.02 /Cyrempilova Mariya Anatol'evna - M., 2015. - 23 s. - URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/010055 60314#?page=14&view=list. (data obrashcheniya: 20.10.2021). Tekst: elektronnyj
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021