Научная статья на тему 'ИНФОРМИРОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

ИНФОРМИРОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1864
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
городской округ / сельское поселение / информирование / информирование населения / местное самоуправление / сход граждан / публичные слушания / гражданская активность / гражданское общество / народовластие.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Босова Е.Н., Баймухаметова Г.Г.

Актуальность исследования вызвана ролью населения в решении вопросов местного значения, важностью информирования населения о принятых органами и должностными лицами муниципального образования решений, оповещением населения об организации сходов, референдумов, публичных слушаний и др. Цель: рассмотреть способы информирования населения, реализуемые в системе местного самоуправления и выявить проблемные моменты, а также предложить пути их решения. Методологию исследования составляет сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод, наблюдение, прогнозирование. В результате анализируются проблемы, возникающие в муниципальной практике, связанные с информированием населения в муниципальном образовании. Раскрывается специфика осуществления информирования населения в сельском поселении. Авторы приходят к выводу о том, что необходимо обеспечивать доступ граждан к информации по решению вопросов местного значения. Авторами сформулированы ряд предложений, направленных на решение существующих проблем по расширению способов и повышения качества информирования граждан в системе местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМИРОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

БОСОВА Елена Николаевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного права Института права Башкирского государственного университета, Республика Башкортостан, г. Уфа, е-mail: bosova_elena@mail.ru ORCID ID 0000-0003-4888-7424

БАЙМУХАМЕТОВА Гульмира Гаяновна,

студентка 3 курса очной формы обучения Института права Башкирского государственного университета,

Республика Башкортостан, г. Уфа, е-mail: bajmuxametovag@bk.ru

ИНФОРМИРОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. Актуальность исследования вызвана ролью населения в решении вопросов местного значения, важностью информирования населения о принятых органами и должностными лицами муниципального образования решений, оповещением населения об организации сходов, референдумов, публичных слушаний и др. Цель: рассмотреть способы информирования населения, реализуемые в системе местного самоуправления и выявить проблемные моменты, а также предложить пути их решения. Методологию исследования составляет сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод, наблюдение, прогнозирование. В результате анализируются проблемы, возникающие в муниципальной практике, связанные с информированием населения в муниципальном образовании. Раскрывается специфика осуществления информирования населения в сельском поселении. Авторы приходят к выводу о том, что необходимо обеспечивать доступ граждан к информации по решению вопросов местного значения. Авторами сформулированы ряд предложений, направленных на решение существующих проблем по расширению способов и повышения качества информирования граждан в системе местного самоуправления.

Ключевые слова: городской округ, сельское поселение, информирование, информирование населения, местное самоуправление, сход граждан, публичные слушания, гражданская активность, гражданское общество, народовластие.

BOSOVA Elena Nikolaevna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of State Law of the Institute of Law of the Bashkir State University, Republic of Bashkortostan, Ufa

BAYMUKHAMETOVA Gulmira Gayanovna,

3rd year full-time student of the Department of State Law of the Institute of Law of the Bashkir State University, Republic of Bashkortostan, Ufa

INFORMATION OF THE POPULATION IN THE LOCAL SELF-GOVERNMENT SYSTEM

Annotation. The relevance of the study is due to the role of the population in resolving issues of local importance, the importance of informing the population about decisions made by the bodies and officials of the municipality, notifying the population about the organization of gatherings, referendums, public hearings, etc. Purpose: to consider the ways of informing the population, implemented in the local self-government system and to identify problematic points, as well as to propose ways to solve them. The research methodology is the comparative legal method, formal legal method, obser-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -10-71 -77 NIION: 2018-0076-10/21-240 MOSURED: 77/27-023-2021-10-439

vation, forecasting. As a result, the author analyzes the problems arising in municipal practice related to informing the population in the municipality. The specificity of informing the population in a rural settlement is revealed. The authors come to the conclusion that it is necessary to provide citizens with access to information on resolving issues of local importance. The authors have formulated a number of proposals aimed at solving existing problems to expand the methods and improve the quality of informing citizens in the local self-government system.

Key words: rural settlement, informing, informing the population, local government, gathering of citizens, public hearings, civic engagement, civil society, democracy.

Введение. Местное самоуправление в системе публичной власти наиболее приближено к населению, поэтому первостепенная роль граждан в решении вопросов местного значения приобретает важное значение.

Вместе с тем, одной из ключевых проблем осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, по нашему мнению, является отстранённость населения от осуществления местного самоуправления «как по причине низкого уровня активности населения, так и по причине отсутствия у населения надежных рычагов для воздействия на решение вопросов местного значения органами местного самоуправления» [13, с.16].

Полагаем, чтобы преодолеть негативную ситуацию необходимо обеспечить на уровне местного самоуправления получения гражданами доступной и объективной информации о решении вопросов местного значения.

Обязанность информирования населения о вопросах местного значения прямо следует из принципа гласности деятельности органов местного самоуправления. Как отмечает Д.Р. Забирова, принцип гласности состоит в обязанности органа местного самоуправления предоставить возможность для ознакомления с полной и достоверной информацией относительно деятельности органа местного самоуправления [5].

Следует отметить, что Федеральный закон от 06.10.2003 г. ФЗ-№ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131) не регламентирует правила информирования населения по вопросам местного значения, однако обязанность такого информирования установлена Федеральным законом от 09.02.2009 г. ФЗ-№ 8 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - ФЗ №8). Данный закон определяет принципы обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, допустимость ограничений доступа к информации, а также содержит неисключительный перечень способов обеспечения доступа граждан к информации по вопросам местного значения и формам предоставления инфор-

мации. В целом, необходимая правая основа взаимодействия населения и органов местного самоуправления, отвечающая современным требованиям информационной и телекоммуникационной структуры, создана.

Закон не обеспечивает механизм реализации права граждан на доступ к информации. Как отмечает Н.Н. Федосеева: «излишняя декларативность правовых норм ... неопределенность механизмов обеспечения доступа к открытой информации ... органов местного самоуправления создает условия для ущемления прав и свобод человека и гражданина» [10, с.6].

Вопросы качества и оперативности информирования в системе местного самоуправления не перестают быть актуальными. Полагаем, что доступность получения информации о деятельности местного самоуправления в разных видах муниципальных образований не одинакова. Для рассмотрения данного вопроса обратимся к муниципальной практике.

1. Способы информирования граждан в системе местного самоуправления. Наиболее распространенными способом информирования граждан является размещение информации в печатных средствах массовой информации либо же на официальном сайте соответствующего муниципального образования. Так, например, в Городском округе г. Уфа действует муниципальное унитарное предприятие газета «Вечерняя Уфа», которая в течение более 45 лет выполняет функции официальной муниципальной газеты данного муниципального образования1.

Как правило, в Уставах муниципальных образований закрепляются способы информирования, предусматривающие официальное опубликование муниципальных правовых актов. Так, в части 4 статьи 34 Устава Городского Округа г. Уфа определено несколько источников официального опубликования муниципального правового акта, а именно: в печатных изданиях (газетах «Вечерняя Уфа» и (или) «Киске Офо)»; на официальном сайте Совета в информационно-коммуни-

1 Официальный сайт Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан [Электронный ресурс] режим доступа: https://ufacity.info/press/news/158213.html(дата обращения: 18.09.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

кационной сети «Интернет».1 Также допускается возможность доведения до всеобщего сведения муниципальных правовых актов по телевидению и радио, но это не относится к их официальному опубликованию.

Таким образом, в информировании населения о принятых органами местного самоуправления решений задействованы печатные, радио и телекоммуникационные и электронные средства массовой информации.

Отметим, что хотя в российской законодательстве и нет обязательного требования по созданию у муниципальных образований собственного веб-сайта, всё же это современный информационный источник, без которого сегодня вряд ли можно обойтись. Практически везде, где есть Интернет, в городских округах, муниципальных районах и других муниципальных образованиях созданы официальные веб-сайты органов местного самоуправления, с помощью которых осуществляется информирование населения по вопросам местного значения.

Однако, отмечает Д.Р. Салихов, необходимо установить единые унифицированные требования к сайтам государственных и муниципальных органов, что возможно осуществить расширив предмет регулирования ФЗ №8 [7, с.22].

Но, пока еще, Интернет есть не во всех населённых пунктах, в большинстве случаев это относится к сельским поселениям, поэтому наиболее доступным является способ информирования посредством размещения информации в помещениях, занимаемых органами местного самоуправления, непосредственно на информационном стенде. Однако, в силу недостаточного пространства, возможно ознакомить общественность лишь с некоторыми решениями муниципального органа.

Предоставление информации по запросу также не дает возможности для широкого информирования общественности, так как такая информация будет предоставлена лишь субъекту обращения, который столкнется с той же проблемой распространения такой информации.

В последнее время для взаимодействия с населением администрации муниципальных образований достаточно успешно используют мессенджеры. Это диалог с жителями, оперативное донесение до них важной информации, получение обратной связи и другое. Возможности социальных сетей для решения этих задач позво-

ляют информировать местное население без каких-либо организационных трудностей и материальных затрат. Примером является опыт города Верхняя Салда Свердловской области2, интернет-сообщество «ДЕМЧАНЕ» Демского района Городского Округа г. Уфа Республики Башкортостан3.

Действующее федеральное законодательство, не содержит исчерпывающего перечня способов оповещения населения о решении вопросов местного значения. Также указанный вопрос не регламентирован законодательством субъектов РФ (См., например, Закон Республики Башкортостан «О местном самоуправлении» от 18 марта 2005 года № 162-з)4. Уставы муниципальных образований (например, устав Байгузинского сельского поселения5) также не содержат указанных норм.

Интересно то, что способы информирования населения наиболее полно перечислены в отдельных муниципальных правовых актах. Примером такого нормативного правового акта являются правила благоустройства территории муниципального образования [4]. Среди них: «размещение информации в газете, на официальном сайте, вывешивание афиш и объявлений на информационных стендах, на специальных стендах на самом объекте, в наиболее посещаемых местах, социальных инфраструктурных объектах, на площадке проведения общественных обсуждений, индивидуальное приглашение участников встречи лично, по электронной почте или по телефону, использование социальных сетей и интернет-ресурсов. Здесь также предусмотрено информирования местных жителей через образовательные организации» [4, с.44], что, на наш взгляд является эффективным способом донесения важной информации, не требующей финансовых затрат из местного бюджета.

Среди рассматриваемых способов информирования населения, наиболее многогранным, на наш взгляд, является веб-сайт муниципального образования. Как справедливо отмечает Л.А. Тха-

1 Устав городского округа город Уфа Республики Башкортостан (в редакции решений Совета от 4 июля 2012 года № 6/3, от 21 ноября 2012 года № 11/2 и от 20 марта 2013 года № 15/4, от 18 июня 2014 года № 33/2, от 28 января 2015 года № 41/2, от 16 мая 2016 г. № 62/2 Официальный сайт Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан [Электронный ресурс] режим доступа:URL: https://ufacity.info/document/ustav.php (дата обращения: 18.11.2021).

2 Муниципальный SMM: как социальные сети помогают местному самоуправлению. Размещено 20.01.2021 на официальном сайте Ассоциации сибирских и Дальневосточных городов. URL: https://www. asdg.ru/news/372955/ (дата обращения: 18.09.2021).

3 Социальная сеть ВКонтакте. URL: https:// vk.com/ufa.dema (дата обращения: 18.09.2021).

4 Закон Республики Башкортостан «О местном самоуправлении» от 18 марта 2005 года N 162-з [Электронный ресурс] режим доступа: URL:https://docs.cntd. ш^осите^/422455448(дата обращения: 07.08.2021).

5 Устав Байгузинского сельского поселения [Электронный ресурс] режим доступа: URL:

http://bajguzino.ru/dokumenty/normativno-pravovye-akty/resheniya-soveta/item/3336 (дата обращения: 18.09.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

бисимова, «существенна роль веб-сайтов в возможности обеспечить обратную связь с населением, то есть возможность информирования людьми органов власти. Что незаменимо в вопросе общественного контроля над деятельностью органов местного самоуправления конкретного муниципального образования» [9, с.2757].

Полагаем, что активное участия населения в решении вопросов местного значения напрямую зависит от доступности, своевременности получения информации, поэтому необходимо устранять существующие проблемы.

По мнению М.С. Шайхуллина, показатели участия граждан в местном референдуме до сих пор остаются крайне низкими, а уровень и способы информирования граждан о проведении местного референдума требуют совершенствования [12, с.30].

Далее, рассмотрим недостатки, возникающие при информировании населения в системе местного самоуправления.

2. Недостатки и проблемы в информировании населения о решении вопросов местного значения.

Обращает на себя внимание доступности информации по вопросам местного значения в сельском поселении. Несмотря на то, что в Ишим-байском районе Республики Башкортостан в абсолютном большинстве сельских поселений созданы типовые веб-сайты (например, веб-сайт Байгузинского сельсовета1, Иткуловского сельсовета2 и др.), проблемы доступности информации всё же существуют.

Предположим, что у некоторых жителей, отсутствует компьютерная техника, а у пожилых людей скорее всего есть трудности в освоении компьютерных технологий. Это подтверждается данными системы Яндекс.Метрика, так официальный сайт вышеупомянутого Байгузинского сельского совета был посещен 919 посетителями. Однако лишь 204 из этих посетителей находились на территории Ишимбайского района. Очевидно, что доля посетителей непосредственно из Байгузинского сельского совета была еще ниже3. При

1 Официальный веб-сайт Байгузинского сельсовета Ишимбайского района Республики Башкортостан [Электронный ресурс] режим доступа: URL: http:// bajguzino.ru/(дата обращения: 18.09.2021).

2 Официальный веб-сайт Иткуловского сельсовета Имбашийского района Республики Башкортостан [Электронный ресурс] режим доступа: URL: http:// itkulovo.ru/dokumenty/proekty-normativnykh-i-munitsipalnykh-pravovykh-aktov (дата обращения: 18.09.2021).

3 Ведомости системы Яндекс.Метрика [Электронный ресурс] режим доступа: URL:

https://metrika.yandex.ru/stat/geo?period=year&acc uracy=1&region=ru&id=17143102&stateHash=612cdbd60 a5f870018ec69c9 (дата обращения: 18.0112021).

этом население сельсовета составляет более 1700 человек. Таким образом, даже теоретически глубина информирования населения (при условии, что все 204 посетителя были жителями именно Байгузинского сельсовета) составляет не более 12%.

Наиболее остро данная проблема проявляется при организации схода граждан (ст.25 и ст.25.1 ФЗ №131). По требованию ФЗ №131 для принятия решения на сходе граждан необходимо обеспечить кворума, который составляет не менее 50% от жителей соответствующего муниципального образования, обладающих избирательным правом. При этом следует отметить, что данный закон не содержит какого-либо нормативного регулирования относительно вопросов информационного обеспечения по созыву схода граждан. Обращаем внимание на то, что неосведомленность граждан о полномочиях схода приводит к нивелированию этого полезного института местного самоуправления. По мнению А.А. Арнгольд, в рамках действующего правового регулирования, сходы граждан носят формальный характер. Такие сходы характеризуются заслушиванием информации чиновников и принятием заранее согласованных главой муниципального образования решений либо же, наоборот, эмоциональными, но неконструктивными дискуссиями, в результате чего эффективность таких сходов в системе действующего правового регулирования сводится к нулю [2].

Это, в свою очередь, негативно влияет на уровень гражданской активности сельского населения, приводит к оторванности представительского органа от населения, что противоречит самой сути местного самоуправления. В результате, как справедливо отмечает А.А. Шабунова, наблюдается недостаточный уровень гражданской активности на селе, связанный с отсутствием развитой системы правового просвещения граждан и их информирования о деятельности органов местного самоуправления [11].

Еще одной важной формой участия граждан в осуществлении местного самоуправления являются публичные слушания. Данная форма чаще используется в более крупных населенных пунктах, так как не содержит требования относительно необходимости достижения кворума в половину жителей соответствующего муниципального образования, где указанные слушания проводятся. Решения, принимаемые на публичных слушаниях имеют рекомендательный характер, однако ФЗ №8 содержит исключительный перечень вопросов, которые должны быть вынесены на публичные слушания.

Анализируя природу публичных слушаний, Н.А. Акулова приходит к выводу о том, что публичные слушания придают большую легитимность

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

принимаемым представительными органами решений и являются важным элементом местного самоуправления. По мнению исследователя, публичные слушания являются важным механизмом воздействия граждан на публичную власть, позволяя им оперативно решать вопросы, не прибегая к более сложным процедурам осуществления народовластия (местный референдум, отзыв депутата представительского органа и т.д.) [1].

Соглашаясь с вышеизложенным мнением, следует констатировать, что именно на уровне местного самоуправления принятые в современном обществе механизмы представительской демократии (демократии через избранные органы публичной власти) наиболее полным образом дополняются механизмами прямой демократии, позволяющими гражданам самостоятельно и непосредственно решать проблемы местного значения. При этом крайне важным является надлежащее информирование граждан о месте и дате проведения публичных слушаний, а также о повестке дня таких слушаний. Как справедливо отмечает Г.Р. Науширванова, именно информирование является основным фактором участие граждан в публичных слушаниях [6]. При этом, ненадлежащее информирование приводит к тому, что состав участников публичных слушаний может быть подобран тенденциозно, с точки зрения лояльности к администрации муниципального образования, что нивелирует значение и содержание публичных слушаний. Федеральный закон № 8 устанавливает следующие правила информирования граждан о публичных слушаниях:

- заблаговременное информирование о времени и месте проведения публичных слушаний.

- заблаговременное информирование о проекте муниципального правового акта, в том числе, путем размещения данного акта на веб-сайте соответствующего муниципального образования, а в том случае, если у муниципального образования отсутствует собственный веб-сайт - на вебсайте субъекта федерации.

Однако вышеуказанный порядок информирования имеет ряд недостатков. Во-первых, законом не установлено, каким именно образом осуществляется информирование о времени и месте проведения публичных слушаний. Исходя из принципа диспозитивности, в этом случае следует, что любое информирование будет считаться достаточным, если иное не установлено в муниципальном правовом акте. Кроме того, понятие «заблаговременность» является оценочным, что создает избыточную в данном случае дискретность и пространство для злоупотреблений [6]. В связи с этим, хорошо бы установить форму оповещения граждан о проведении публичных слушаний. Если в больших городах надлежащей формой оповещения может быть размещение инфор-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

мации на сайте, то в сельских поселениях такая форма, как правило, невозможна из-за отсутствия веб-сайта. Даже размещение информации на вебсайте субъекта федерации не всегда может быть эффективным методом оповещения в связи с тем, что в ряде поселений граждане не имеют доступом к Интернету. Поэтому, наряду с данной формой, необходимо использовать классические методы оповещения, такие как размещение информации на досках объявлений и непосредственно в здании администрации муниципального образования.

3. Информирование населения о муниципальных правовых актах.

Как следует из разъяснений Минюста России: наименование официального печатного периодического издания и (или) наименование официального сетевого издания, в которых осуществляется (планируется осуществлять) официальное опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов и соглашений, подлежит указанию в уставе муниципального образования. В случае если определение печатного периодического издания, используемого (которое планируется использовать) для официального опубликования муниципальных правовых актов и соглашений, осуществляется в гражданско-правовом порядке (по результатам заключения муниципального контракта или иного гражданско-правового договора), наименования таких средств массовой информации в уставе муниципального образования указывать необязательно, во всеобщее сведение они могут быть объявлены правовым актом, подписанным главой муниципального образования, с указанием срока действия соответствующего контракта или договора1.

Конституционный Суд РФ признаёт, что опубликование и обнародование различаются. Пункт 6 части 1 статьи 44, части 1 и 3 статьи 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», рассматриваемые в системе правового регулирования, обязывая муниципальные образования в своих уставах определить порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, не предполагают вступления таких актов в силу без их официального опубликования и при этом наделяют муниципальные образования полномочием самостоятельно предусмотреть в интересах граждан наряду с порядком офици-

1 Письмо Минюста России от 20.11.2018 № 08/151193-ДН «Об определении порядка опубликования муниципальных нормативных правовых актов в уставе муниципального образования». Документ опубликован не был. Доступ из правовой системы Консуль-тантПлюс.

ального опубликования муниципальных нормативных правовых актов дополнительные способы их обнародования1. Обнародование МПА расширяет возможности для информирования граждан, поскольку связано не только с официальными источниками опубликования, закреплёнными в Уставе. Правовыми актами главы муниципального образования или решениями депутатов представительного органа муниципального образования можно определить как перечень так и механизм доведения до сведения населения информации о принятых МПА как нормативного так и ненормативного характера.

К примеру, в Республике Косово, функционирование муниципальных веб-сайтов и публикация актов одна из обязанностей муниципалитетов. Обязанность публиковать муниципальные акты регулируется Постановлением № 01-2013 «О порядке составления и опубликования муниципальных актов». Согласно Регламента публикация всех муниципальных подзаконных актов обя-зательна2.

В плане опубликования правовых актов удобнее всего использовать муниципальный вебсайт. Очевидно, электронные средства как источник официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов экономически привлекательнее печатного издания, поскольку позволяют сократить расходы муниципальных образований на опубликование.

В этой связи, М.А. Соколова полагает, что проблема финансирования электронного опубликования может быть решена двумя способами. Во-первых, следует использовать систему дотаций, субсидий (субъекта РФ - муниципальным районам, муниципальных районов - сельским поселениям) на осуществление данной деятельности. Во-вторых, возможно заключение соглашений между муниципальным районом и сельским поселением о передаче обязанности по размещению муниципальных нормативных правовых актов сельского поселения на официальном интернет-портале правовой информации муниципальному району [8, с.60].

Выводы. По нашему мнению, целесообразно закрепить исключительный перечень способов информирования населения о рассматри-

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 27.05.2021 № 23-П «По делу о проверке конституционности пункта 6 части 1 статьи 44, частей 1 и 3 статьи 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Ю.Г. Ефремова» // Собрание законодательства РФ». 2021. № 23. Ст. 4175.

2 Report on the functioning of municipalities of the Kosovo. January - December 2017. Доступ: https://mapl. rks-gov.net/wp-content/uploads/2018/03/RAP0RTI-Versioni-i-fundit-23.03.2018-ANGLISHT.pdf (дата обращения: 12.11.2021).

ваемых вопросах местного значения в муниципальном правовом акте, а именно Уставе муниципального образования. Согласимся с мнением ученых Н.С. Бондаря и Т.П. Георгиева о том, что «.уставом муниципального образования можно преодолеть не всегда последовательное, противоречивое либо пробельное законодательство по поводу местного самоуправления» [3, с.31].

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что информирование населения о вопросах местного значения является не только реализацией права граждан на информацию, но и важной гарантией реализации гражданами функции народовластия с помощью задействованных на муниципальном уровне механизмов народовластия. При этом, необходимо обращать внимание на специфику информирования населения о вопросах местного значения в сельском поселении и на необходимость более гибкого правового регулирования в данной сфере в целях максимально полного информирования населения.

Список литературы:

[1] Акулова Н.А. Правовая природа института публичный слушаний // Инновационная наука. 2021. № 5. [Электронный ресурс] /Сайт «Киберленинка». - Режим доступа: URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-priroda-instituta-publichnyh-slushaniy (дата обращения: 21.11.2021).

[2] Арнгольд А.А. Проблемы эффективности реализации схода граждан в современной России // Проблемы науки. 2017. № 10 (23). [Электронный ресурс] / Сайт «Киберленинка». - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-effektivnosti-realizatsii-shoda-grazhdan-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 21.11.2021).

[3] Бондарь Н.С., Георгиева Т.П. Устав муниципального образования: нормативная модель, соотношение традиций и новаций // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 5. С. 23-31.

[4] Гриб В.В., Акинина Н.Ю., Белан Н.А. Участие граждан в подготовке и реализации проектов по благоустройству территории: анализ муниципальных нормативных актов муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. №8. С. 42-46.

[5] Забирова Д.Р., Кузнецов И.А. К вопросу о понятии и принципах местного самоуправления // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 4-2. [Электронный ресурс] / Сайт «Киберленинка». - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/

article/n/k-voprosu-o-ponyatii-i-printsipah-mestnogo-samoupravleniya (дата обращения: 07.11.2021).

[6] Науширванова Г.Р. Проблемы реализации института публичных слушаний // Новое слово в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2016. № 23. [Электронный ресурс] /Сайт «Киберленинка». - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-realizatsii-instituta-publichnyh-slushaniy (дата обращения: 21.11.2021).

[7] Салихов Д.Р. Использование информационных технологий в рамках процесса модернизации российских политических институтов: правовые условия, приемлемые способы, вызовы и риски // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 11. С. 18-26.

[8] Соколова М.А. Дефекты юридических документов: монография. М.: Юриспруденция, 2016. 160 с.

[9] Тхабисимова Л.А. Правовой аспект эффективности деятельности органов власти и управления субъектов Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 12. С. 2753-2758.

[10] Федосеева Н.Н. Право граждан на доступ к информации в Российской Федерации // Гражданское право. 2007. № 3. С.6-11.

[11] Шабунова А.А. Гражданская активность на селе: возможности развития // Проблемы развития территории. 2016. № 3 (83). [Электронный ресурс] /Сайт «Киберленинка». - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskaya-aktivnost-na-sele-vozmozhnosti-razvitiya (дата обращения: 07.11.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[12] Шайхуллин М.С. К вопросу о необходимости усиления гарантий непосредственного осуществления населением местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 10. С. 27-31.

[13] Щепачев В.А. Ответственность органов местного самоуправления перед населением муниципального образования // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2010. № 2. С. 13-16.

Spisok literatury:

[1] Akulova N.A. Pravovaya priroda instituta publichnyj slushanij // Innovacionnaya nauka. 2021. № 5. [Elektronnyj resurs] /Sajt «Kiberleninka». -Rezhim dostupa: URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/pravovaya-priroda-instituta-publich-nyh-slushaniy (data obrashcheniya: 21.11.2021).

[2] Arngol'd A.A. Problemy effektivnosti real-izacii skhoda grazhdan v sovremennoj Rossii // Problemy nauki. 2017. № 10 (23). [Elektronnyj resurs] / Sajt «Kiberleninka». - Rezhim dostupa: URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/problemy-effektivnosti-reali-zatsii-shoda-grazhdan-v-sovremennoy-rossii (data obrashcheniya: 21.11.2021).

[3] Bondar' N.S., Georgieva T.P. Ustav munici-pal'nogo obrazovaniya: normativnaya model', soot-noshenie tradicij i novacij // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2016. № 5. S. 23-31.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

[4] Grib V.V., Akinina N.Yu., Belan N.A. Uchastie grazhdan v podgotovke i realizacii proektov po bla-goustrojstvu territorii: analiz municipal'nyh norma-tivnyh aktov municipal'nyh obrazovanij Hanty-Mansi-jskogo avtonomnogo okruga - YUgry // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2020. №8. S. 42-46.

[5] Zabirova D.R., Kuznecov I.A. K voprosu o ponyatii i principah mestnogo samoupravleniya // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestven-nyh nauk. 2020. № 4-2. [Elektronnyj resurs] / Sajt «Kiberleninka». - Rezhim dostupa: URL: https:// cyberleninka.ru/

article/n/k-voprosu-o-ponyatii-i-printsipah-mestno-go-samoupravleniya (data obrashcheniya: 07.11.2021).

[6] Naushirvanova G.R. Problemy realizacii instituta publichnyh slushanij // Novoe slovo v nauke i praktike: gipotezy i aprobaciya rezul'tatov issledo-vanij. 2016. № 23. [Elektronnyj resurs] /Sajt «Kiberleninka». - Rezhim dostupa: URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/problemy-realizatsii-instituta-publich-nyh-slushaniy (data obrashcheniya: 21.11.2021).

[7] Salihov D.R. Ispol'zovanie informacionnyh tekhnologij v ramkah processa modernizacii rossi-jskih politicheskih institutov: pravovye usloviya, priemlemye sposoby, vyzovy i riski // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2019. № 11. S. 18-26.

[8] Sokolova M.A. Defekty yuridicheskih doku-mentov: monografiya. M.: Yurisprudenciya, 2016. 160 s.

[9] Thabisimova L.A. Pravovoj aspekt effektivnosti deyatel'nosti organov vlasti i upravleniya sub-»ektov Rossijskoj Federacii // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2014. № 12. S. 2753-2758.

[10] Fedoseeva N.N. Pravo grazhdan na dos-tup k informacii v Rossijskoj Federacii // Grazhdan-skoe pravo. 2007. № 3. S.6-11.

[11] Shabunova A.A. Grazhdanskaya aktivnost' na sele: vozmozhnosti razvitiya // Problemy razvitiya territorii. 2016. № 3 (83). [Elektronnyj resurs] /Sajt «Kiberleninka». - Rezhim dostupa: URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskaya-ak-tivnost-na-sele-vozmozhnosti-razvitiya (data obrash-cheniya: 07.11.2021).

[12] Shajhullin M.S. K voprosu o neobhodimosti usileniya garantij neposredstvennogo osushchestv-leniya naseleniem mestnogo samoupravleniya // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2016. № 10. S. 27-31.

[13] Shchepachev V.A. Otvetstvennost' organov mestnogo samoupravleniya pered naseleniem municipal'nogo obrazovaniya // Municipal'naya slu-zhba: pravovye voprosy. 2010. № 2. S. 13-16.

Статья подготовлена при информационной поддержке СПС КонсультантПлюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.