Научная статья на тему 'НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫСШЕМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ'

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫСШЕМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОМПЕТЕНЦИИ ЮРИСТОВ / ПРОГРАММИРУЕМАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / HIGHER LEGAL EDUCATION / DIGITAL ECONOMY / INFORMATION TECHNOLOGIES / LEGISLATION / LAWYERS' COMPETENCIES / PROGRAMMED SOCIALIZATION / PSYCHOLOGICAL READINESS / IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпычев Владимир Юрьевич, Иванова Лидия Николаевна, Базурина Елена Николаевна, Кувычков Сергей Иванович, Терехов Андрей Михайлович

Актуальность исследования. Планируемый в стране переход к цифровой экономике невозможен без надлежащего правового и кадрового обеспечения. Потребность в юристах, способных сопровождать деятельность хозяйствующих субъектов в цифровой экономике, будет нарастать. Это, в свою очередь, предполагает необходимость поиска новых подходов и видения облика высшего юридического образования, отвечающего новым требованиям. Цель. Определение проблем подготовки юристов для работы в условиях цифровой экономики. Поиск направлений развития высшего юридического образования в условиях перехода к новому технологическому укладу. Методология исследования. Использованы методы системного подхода, анализа и синтеза, моделирование, методы психодиагностики, сравнительное лонгитюдное исследование. Результаты. Предложен системный подход к подготовке юристов для сферы цифровой экономики. Сформулирован перечень профессиональных компетенций юристов, обеспечивающих сопровождение предметной деятельности на цифровых платформах. Рассмотрены направления повышения качества их подготовки. Выводы. Показана необходимость внесения изменений в федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы с целью формирования компетенций и психологической готовности выпускников юридических вузов к эффективной профессиональной работе в условиях цифровой экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпычев Владимир Юрьевич, Иванова Лидия Николаевна, Базурина Елена Николаевна, Кувычков Сергей Иванович, Терехов Андрей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW REQUIREMENTS FOR HIGHER LEGAL EDUCATION IN A DIGITAL ECONOMY FRAMEWORK: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Importance. The planned transition to a digital economy is impossible without adequate legal and staffing support. The deficit of lawyers able to accompany activities of economic entities in a digital economy is set to increase. This, in turn, suggests the need for new approaches and a new vision of higher legal education that meets new requirements. Objectives. We identify issues relevant to training lawyers to conduct their work in a digital economy framework. Then we discuss possible ways in which higher legal education may develop in transition to a new technological order. Methods. Research involves methods of the systems approach, analysis and synthesis, modeling, methods of psychodiagnostics, and comparative longitudinal research. Results. We propose a systematic approach to the training of lawyers set to operate in a digital economy. Further, we draw up a list of professional competencies desired in lawyers providing support on digital platforms. Finally, we consider areas to improve the quality of legal training. Conclusions. Research demonstrates the need for changes in federal state educational standards and educational programs so as to form professional competencies and foster psychological readiness in law school graduates qualified to work in a digital context

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫСШЕМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ»

с^ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ^D

УДК 378.1 КАРПЫЧЕВ Владимир Юрьевич,

ББК 74.48 доктор технических наук, профессор,

профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала Российского государственного

университета правосудия e-mail: kavlyr@yandex.ru SPIN-код: 4547-6685, Author ID: 339240

ИВАНОВА Лидия Николаевна,

кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала Российского государственного

университета правосудия e-mail: kgsed@yandex.ru SPIN-код: 9460-0866, Author ID: 329683

БАЗУРИНА Елена Николаевна,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала Российского государственного

университета правосудия e-mail: bazurinaelena@yandex.ru SPIN-код: 1458-1956, Author ID: 266892

КУВЫЧКОВ Сергей Иванович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала Российского государственного

университета правосудия e-mail: redsxrjd@mail.ru SPIN-код: 1571-0601, Author ID: 831074

ТЕРЕХОВ Андрей Михайлович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала Российского государственного

университета правосудия e-mail: terehoff.t@yandex.ru SPIN-код: 1019-1537, Author ID: 773654

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫСШЕМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Аннотация. Актуальность исследования. Планируемый в стране переход к цифровой экономике невозможен без надлежащего правового и кадрового обеспечения. Потребность в юристах, способных сопровождать деятельность хозяйствующих субъектов в цифровой экономике, будет нарастать. Это, в свою очередь, предполагает необходимость поиска

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

новых подходов и видения облика высшего юридического образования, отвечающего новым требованиям.

Цель. Определение проблем подготовки юристов для работы в условиях цифровой экономики. Поиск направлений развития высшего юридического образования в условиях перехода к новому технологическому укладу.

Методология исследования. Использованы методы системного подхода, анализа и синтеза, моделирование, методы психодиагностики, сравнительное лонгитюдное исследование.

Результаты. Предложен системный подход к подготовке юристов для сферы цифровой экономики. Сформулирован перечень профессиональных компетенций юристов, обеспечивающих сопровождение предметной деятельности на цифровых платформах. Рассмотрены направления повышения качества их подготовки.

Выводы. Показана необходимость внесения изменений в федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы с целью формирования компетенций и психологической готовности выпускников юридических вузов к эффективной профессиональной работе в условиях цифровой экономики.

Ключевые слова: высшее юридическое образование, цифровая экономика, информационные технологии, законодательство, компетенции юристов, программируемая социализация, психологическая готовность, идентичность.

KARPYCHEV Vladimir Yurievich,

Doctor of Sciences (Engineering), Professor, Professor of the humanitarian and socio-economic disciplines Department of the Volga branch of the Russian state University of Justice,

Nizhny Novgorod

IVANOVA Lidia Nikolaevna,

candidate of Sciences (Psychology), associate Professor, head of the humanitarian and socio-economic disciplines Department of the Volga branch of the Russian state University of Justice,

Nizhny Novgorod

BAZURINA Elena Nikolaevna,

candidate of Sciences (Philosophy), associate Professor, associate Professor of the humanitarian and socio-economic disciplines Department of the Volga branch of Russian state University of Justice,

Nizhny Novgorod

KUVYCHKOV Sergey Ivanovich,

candidate of Sciences (Law), associate Professor of the humanitarian and socio-economic disciplines Department of the Volga branch of the Russian state University of Justice,

Nizhny Novgorod

TEREKHOV Andrey Mikhailovich,

candidate of Sciences (Economics), associate Professor of the humanitarian and socio-economic disciplines Department of the Volga branch of the Russian state University of Justice,

Nizhny Novgorod

NEW REQUIREMENTS FOR HIGHER LEGAL EDUCATION IN A DIGITAL ECONOMY FRAMEWORK: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Annotation. Importance. The planned transition to a digital economy is impossible without adequate legal and staffing support. The deficit of lawyers able to accompany activities of economic entities in a digital economy is set to increase. This, in turn, suggests the need for new approaches and a new vision of higher legal education that meets new requirements.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

Objectives. We identify issues relevant to training lawyers to conduct their work in a digital economy framework. Then we discuss possible ways in which higher legal education may develop in transition to a new technological order.

Methods. Research involves methods of the systems approach, analysis and synthesis, modeling, methods of psychodiagnostics, and comparative longitudinal research.

Results. We propose a systematic approach to the training of lawyers set to operate in a digital economy. Further, we draw up a list of professional competencies desired in lawyers providing support on digital platforms. Finally, we consider areas to improve the quality of legal training.

Conclusions. Research demonstrates the need for changes in federal state educational standards and educational programs so as to form professional competencies and foster psychological readiness in law school graduates qualified to work in a digital context.

Key words: higher legal education, digital economy, information technologies, legislation, lawyers' competencies, programmed socialization, psychological readiness, identity.

Ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере - одна из целей национального развития Российской Федерации на период до 2024 года [17]. При этом цифровая экономика приобретает новый облик и формат «шестого технологического уклада» [21]. Базовыми составляющими цифровой экономики являются: инфраструктура, правовое регулирование, цифровые технологии, кадровый потенциал и информационная безопасность [16]. Таким образом, непосредственное влияние на создание цифровой экономики оказывают нормативное регулирование и кадры.

В современной юридической деятельности «инновации в цифровизации» представлены, с одной стороны, информационно-коммуникативными технологиями, ускоряющими обработку информации, с другой - инновации перестраивают понимание начал организации и деятельности юриста, например, расширяя несудебную юрисдикцию, внедряя альтернативное урегулирование правовых споров, упрощая судебные процедуры и др. [2].

Юридическое сопровождение цифровой экономики опосредовано перспективными технологиями, такими как большие данные, блок-чейн, Интернет вещей, искусственный интеллект, а также новыми инфраструктурными коммуникационными стандартами LTE и 5G, необходимыми для поддержки цифровых технологий [9; 15; 19].

Актуальны приложения блокчейн технологии в экономической деятельности - крипто-валюта и смарт-контракты.

Внедрение новых информационных технологий (Information technology, IT) в экономическую деятельность предполагает изменение профессиональных компетенций всех работников. Иначе, по мнению Президента Сбербанка Г. Грефа, перестанут «брать на работу юристов, которые не знают, что делать с нейронной сетью.., нейронная сетка готовит исковые заявления лучше, чем юристы».

Правовое обеспечение цифровой экономики нуждается в коренных изменениях [3; 13]), прежде всего, понятийного аппарата и норм договорного права ГК РФ (табл. 1).

Таблица 1

Некоторые новации правового регулирования цифровой экономики

Содержание новации ГК РФ

Закрепить информацию в качестве объекта гражданских прав. Вернуться к редакции (01.12.2007 г.), предусматривающей информацию в качестве объекта гражданских прав ст. 128

Уточнить определение цифровой формы сделок; требований к содержанию и форме цифровой оферты и акцепта; договорам присоединения, примерным условиям договоров; моменту заключения договора; отдельным видам договоров, связанных с особенностями цифровых отношений ст. 158, 435, 438, 427,428

Определить автоматизированные договоры как форму исполнения обязательства (ввести новую статью) глава 22 ст. 328.1

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

Правовые условия автоматизированного исполнения обязательств без дополнительной воли должника, «смарт-контракты» ст. 327.1

разработать типовые договоры сторон в электронном виде ст. 427

Ввести режим цифрового резидентства юридических лиц ст. 51

Допустить замену «физического» адреса организации виртуальным («цифровым офисом») ст. 54

Совершенствовать правила оборота программ для ЭВМ, с учетом специфики мобильных приложений, облачных программ и т.п. ст. 1285, 1286

Упростить порядок заключения лицензионных договоров и договоров об отчуждении исключительного права ст. 1285, 1286

Легитимация долевой собственности (выделения долей) в исключительном праве на результаты интеллектуальной деятельности ст. 1229

Ввести электронный паспорт транспортного средства со сведениями о его собственнике и о наложении обременения по договору залога (ввести новую статью) § 3 гл. 23 ст. 358.19

В условиях цифровой экономики требования к юристам, специализирующимся в информационных правоотношениях, возрастают. Задачи деятельности 1Т-юристов:

- эффективное решение правовых вопросов участников 1Т-рынка, экспертно-консультаци-онная деятельность;

- правовое сопровождение бизнес-проектов и управленческой деятельности в 1Т-сфере;

- подготовка проектов нормативных правовых актов, а также оценка эффективности законодательных инициатив в 1Т-сфере;

- осуществление правоохранительной деятельности в 1Т-сфере области информационных технологий.

Подготовка специалистов, функционалом которых является юридическое сопровождение бизнес-деятельности в цифровой экономике, предполагает совершенствование образовательных программ. Новые дисциплины и направления подготовки (специальности) в области правового регулирования информационных технологий, правового обеспечения цифровой экономики могут развивать базовые идеи преподавания учебных дисциплин т.н. «информационного» цикла [1; 5]. В основе новых образовательных программ лежит комплексирова-ние знаний и областей деятельности: права, экономики и цифровых технологий, а также гибридизация образования [7].

В образовательных стандартах высшего образования (ФГОС) следует пересмотреть про-

фили подготовки юридических кадров в сфере информационных технологий (1Т-юристов). Дополнить стандарт бакалавриата профилем «Правовое обеспечение цифровой экономики и информационных технологий», специалитета -«Цифровая экономика и право».

В действующие образовательные программы для подготовки 1Т-юристов целесообразно включить новые комплексные учебные дисциплины: «Правовые основы электронного документооборота в судебном делопроизводстве (в юридической деятельности)», «Автоматизация и роботизация сопровождения юридической деятельности», «Перспективные информационные технологии цифровой экономики», расширить содержание и ввести практикумы по учебным дисциплинам «Информационное право» и «Интернет-право» и др.

В образовательном стандарте закрепляются компетенции, определяющие специализацию выпускника [8; 12]. Наше исследование позволяет сформулировать профессиональные компетенции 1Т-юриста: 1) способность эффективно применять на практике юридические знания правового регулирования деятельности в сфере цифровых технологий; 2) способность использовать цифровые технологии и технические средства обработки информации в профессиональной деятельности. Кроме того, предлагаем закрепить в образовательных стандартах формируемые у 1Т-юриста знания, умения и навыки (табл. 2).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

Таблица 2

Знания, умения и навыки 1Т-юриста в области цифровой экономики

Знать: Уметь: Владеть:

- российское и зарубежное законодательство в сфере информационных технологий и экономики; - влияние технических характеристик современных цифровых устройств и сервисов на процессы решения юридических задач; - автоматизированные информационные системы и технологии. - эффективно применять на практике юридические знания в области цифровой экономики и информационных технологий; - готовить проекты нормативных правовых актов, давать оценку эффективности законодательных инициатив в области информационных технологий; - работать с базами данных и правовыми информационными ресурсами; - осуществлять оценку рисков, связанных с внедрением новых цифровых технологий - навыками организации и юридического сопровождения договорной работы в сфере цифровой экономики; - перспективными технологиями (большие данные, блокчейн, интернет вещей, искусственный интеллект) и инфраструктурными коммуникационными стандартами, необходимыми для поддержки цифровых технологий.

Следующее базовое условие цифровой экономики - кадры 1Т-юриспруденции (их образование, отбор кандидатов на учебу, оценка профессионально-психологической пригодности, готовности к самообразованию и саморазвитию в области информационных технологий). Известно, что юридическая деятельность в цифровой среде ведет к необходимости подробно, глубоко изучать и осваивать информационные технологии. Между тем существует противоречие между гуманитарным складом ума юриста и требованиями при освоении им точных наук. Если сегодня противоречие «разрешается либо за счет снижения критериев успешного освоения гуманитариями точных наук, либо за счет максимально возможного сокращения содержания образования, либо за счет некоторого пренебрежения глубинным пониманием материала» [10], то новый технологический уклад предполагает и новый образовательный вектор.

Эпоха «цифровой революции», открывая путь к духовному развитию человека, одновременно изменяет его идентичность. В цифровой среде человек может обладать одновременно несколькими идентичностями, иногда даже противоречащими друг другу [20]. В исследованиях показано, что отношение личности к новым технологиям определяется разными предикторами, среди которых оценка технологий тесно связана с характеристиками социальной идентичности человека [11]. Изменяются тем самым механизмы нормирования социального поведения и возможности высшего гуманитарного образования формировать тип мышления, восприимчи-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

вый к национальным культурным ценностям. Своеобразие нового (цифрового) облика личности и ее идентичности предполагает проведение социально-психологических исследований т.н. «цифрового» менталитета, «цифровой» социализации (принадлежности к цифровому сообществу) и «цифровой» идентичности молодежи.

Разработка новых образовательных программ для подготовки кадров 1Т-юриспруден-ции предполагает учет социально-психологических факторов. По мнению исследователей, среди факторов интеллектуального развития именно этническая самоидентификация личности «служит» созданию нового качества знаний [14].

По данным нашего исследования у большей части студентов сформирован стереотип этнической самоидентификации, основанный на воспроизводстве традиционных культурных ценностей (49% выборки в исследовании, проведенном в 2013 г., 78% - 2016 г., 60% - в 2018 г.1). Такие студенты являются осторожными технооптимистами, акцентируют внимание на гуманистическом предназначении цифровиза-ции и этических аспектах внедрения цифровых технологий.

Студенты, ориентированные на поиск и заимствование «чужих» знаний, технологий составляют 37% в выборке 2013 г, 15% - 2016 г.

1 Объем выборки (студенты 2 курса очного обучения юридического вуза, бакалавриат): 82 чел. -исследование 2013 г., 87 чел. - 2016 г. и 100 чел. -2018 г. Использована методика психодиагностики этнической идентичности.

и 35% - 2018 г. Они интересуются возможностями и преимуществами цифровизации, выступают активными технооптимистами.

Студенты с нечетким типом самоидентификации (в т.ч. имеющие множественную идентичность) составляют небольшую часть выборки: 14.4% - 2013 г., 10.3% - 2016 г. и 5% - 2018 г. Они обращают внимание на недостаточность своего знания и предостерегают от заимствования чужого, чаще выступая технопессимистами.

Исследование социально-психологических аспектов подготовки юристов к работе в сфере цифровой экономики, показало значимое индивидуально-психологическое своеобразие студенческих коллективов юридического вуза. Например, набор 2015 г. собрал большее число (в сравнении с другими годами) студентов «умных» (9.6%), «ответственных» (47%) и «проницательных» (24%), наименьшее число «безответственных» (1.8%) и «нетактичных» (7.8%)х; 2017 г. -приверженцев традиционных подходов, не склонных экспериментировать (38.1%), сдержанных (11.9%) и гиперкоммуникабельных (11.9%), меньшее число студентов ответственных (28.6%), «беззаботных» (8.3%), обладателей низкого интеллекта (7.1%).

В целом невысокие интеллектуальные возможности большинства студентов (высокий интеллект только у 5-10% первокурсников) и несформированность многих профессионально важных качеств личности юриста говорят о необходимости разработки образовательных программ, способных учитывать имеющиеся социально-психологические ресурсы.

Таким образом, интеграция высшего гуманитарного и технического образования нуждается в программировании интеллектуального развития и социализации обучаемых [18]. Именно в юридическом цифровом образовании наиболее остро высвечиваются «точки сборки» и социальные последствия внедрения индивидуально ориентированных информационно-образовательных технологий непрерывного образования (совмещающих информатизацию образования, цифровое интеллектуальное развитие студента и его социализацию). Абитуриенты XXI в., выбирая свою индивидуальную образовательную программу, вместе с ней выбирают и определенный набор прав и обязанностей, которые предоставляет им эта программа и полученное по ней образование, а тем самым и свой социальный слой (страту) в структуре общества.

1 Использован тест 16 PF Кеттела (сокращенный вариант В.М. Русалова). Объем выборки (студенты 1 курса очного обучения юридического вуза по программе СПО): 167 чел. - набор 2015 г., 84 чел. -2017 г.

Современные выпускники юридических вузов, получая классическое гуманитарное образование, слабо владеют цифровыми технологиями. Готовность гуманитариев к «цифровому» самообразованию зависит от их установок и отношения к технологиям, а также от эффективности информационных технологий обучения и прочности основ традиционного гуманитарного образования [4, 6]. Полагаем, что развитие IT-гу-манитарного юридического образования нуждается в разработке информационно-образовательных технологий непрерывного самообразования юриста в сфере цифровой экономики с включением в них программ психологического сопровождения обучения (профориентация абитуриента с учетом его индивидуальности, оценка пригодности, отбор, обратная связь, формирование особенного проектно-исследовательского типа мышления и др.).

Таким образом, высшее юридическое образование в условиях внедрения цифровых технологий для экономики нуждается в системных решениях, и такие решения должны быть найдены.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

[1] Анисимов В.Ф., Сергевнин В.А., Трун-цевский Ю.В. Роботизация и автоматизация: юридическое образование и профессия // Юридическое образование и наука. - 2018. - № 3. - С. 11 - 16.

[2] Бурдина Е.В. Развитие судебной системы в условиях информационного общества / / Российское правосудие. - 2018. - № 7 (147). - С. 26, 27.

[3] Вайпан В.А Основы правового регулирования цифровой экономики // Право и экономика. - 2017. - № 11. - С. 5 - 18.

[4] Дворянчиков Н.В., Калашникова Т.В., Печникова Л.С., Фролова Н.В. Использование электронного обучения в образовательном процессе: проблемы и перспективы // Психологическая наука и образование. - 2016. - Т. 21. - № 2. -С. 76 - 83.

[5] Ершов В.В., Ловцов Д.А. Концепция непрерывной информационной подготовки юриста // Информационное право. - 2007. - № 3. - С. 29 - 34.

[6] Ивахненко Е. Н. Гуманитарное образование в России в коммуникативном и культурно-охранительном измерении // Поиск. Альтернативы. Выбор. - 2016. - № 2(2). - С. 4-17.

[7] Кизилова А.С., Фадеева Г.Н., Волков А.А. Гибридное образование: оценка в категориях информационно-аксиологического подхода / / Вестник Мининского ун-та. - 2018. - Т. 6. - № 1.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

[8] Кувардина Н.А. Развитие экономической компетенции в дисциплинах профессионального цикла юристов с использованием средств ИКТ // Науч.-метод. электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 4. - С. 61 - 73.

[9] Куранов Д.С., Сорокин А.С. Обзор ожидаемых характеристик технологии мобильной связи 5G // Телекоммуникации и информационные технологии. - 2015. - Т. 2. - № 1. - С. 15 - 18.

[10] Майкова О.И. Гуманитарный стиль мышления: недостаток или преимущество при изучении точных наук // Образование и наука. Известия УРО РАО. - 2007. - № 5. - С. 22 - 33.

[11] Нестик Т.А., Журавлев А.Л. Социально-психологическая детерминация готовности личности к использованию новых технологий // Психологический журнал. - 2018. - Т. 39. - № 5.

- С. 5 - 14.

[12] Осипов М.Ю. Проблемы подготовки федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в сфере юриспруденции // Право и образование. - 2018. - № 8. - С. 35 - 44.

[13] Парламентские слушания «Формирование правовых условий финансирования и развития цифровой экономики» [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: http:// komitet2-12.km.duma.gov.ru/upload/site30/ (дата обращения: 14.04.2019).

[14] Подберезкин А. Человеческий капи-талъ. - М.: Изд-во «Европа», 2007. - Т. 1: Идеология опережающего развития человеческого потенциала. - 464 с.

[15] Свон М. Схема новой экономики. - М.: Олимп-Бизнес, 2016. - 224 с.

[16] Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017 - 2030 годы (утв. Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203) // СЗ РФ.

- 2017. - № 20. - Ст. 2901.

[17] Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СЗ РФ. -2018. - № 20. - Ст. 2817.

[18] Ходякова Н.В., Митин А.И., Хухлаева О.В. Проектирование личностно развивающих педагогических систем с учетом образовательных потребностей обучающихся и факторов социокультурной макросреды // Психология и право. - 2018. - Т. 8. - № 3. - С. 240-253.

[19] Шваб К. Четвертая промышленная революция. - М.: Эксмо, 2016. - 208 с.

[20] Юревич А.В., Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Цифровая революция и будущее психологии: к прогнозу развития психологической науки и практики / / Институт психологии РАН.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

Социальная и экономическая психология. -2018. - Т. 3. - № 1. - С. 6 - 14.

[21] Якутин Ю.В. Российская экономика: стратегия цифровой трансформации (К конструктивной критике правительственной программы «цифровая экономика Российской Федерации») // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2017. - № 4. - С. 27 - 52.

Spisok literatury:

[1] Anisimov V.F., Sergevnin V.A., Trunce-vskij Yu.V. Robotizaciya i avtomatizaciya: yuridi-cheskoe obrazovanie i professiya / / Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. - 2018. - № 3. - S. 11 - 16.

[2] Burdina E.V. Razvitie sudebnoj sistemy v usloviyah informacionnogo obshchestva / / Rossi-jskoe pravosudie. - 2018. - № 7 (147). - S. 26, 27.

[3] Vajpan V.A Osnovy pravovogo reg-ulirovaniya cifrovoj ekonomiki // Pravo i ekono-mika. - 2017. - № 11. - S. 5 - 18.

[4] Dvoryanchikov N.V., Kalashnikova T.V., Pechnikova L.S., Frolova N.V. Ispol'zovanie elek-tronnogo obucheniya v obrazovatel'nom processe: problemy i perspektivy // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2016. - T. 21. - № 2. - S. 76 - 83.

[5] Ershov V.V., Lovcov D.A. Koncepciya nepreryvnoj informacionnoj podgotovki yurista // Informacionnoe pravo. - 2007. - № 3. - S. 29 - 34.

[6] Ivahnenko E. N. Gumanitarnoe obra-zovanie v Rossii v kommunikativnom i kul'turno-ohranitel'nom izmerenii // Poisk. Al'ternativy. Vybor. - 2016. - № 2(2). - S. 4-17.

[7] Kizilova A.S., Fadeeva G.N., Volkov A.A. Gibridnoe obrazovanie: ocenka v kategoriyah informacionno-aksiologicheskogo podhoda // Vestnik Mininskogo un-ta. - 2018. - T. 6. - № 1.

[8] Kuvardina N.A. Razvitie ekonomicheskoj kompetencii v disciplinah professional'nogo cikla yuristov s ispol'zovaniem sredstv IKT // Nauch.-metod. elektronnyj zhurnal «Koncept». - 2018. -№ 4. - S. 61 - 73.

[9] Kuranov D.S., Sorokin A.S. Obzor ozhi-daemyh harakteristik tekhnologii mobil'noj svyazi 5G // Telekommunikacii i informacionnye tekh-nologii. - 2015. - T. 2. - № 1. - S. 15 - 18.

[10] Majkova O.I. Gumanitarnyj stil' mysh-leniya: nedostatok ili preimushchestvo pri izuche-nii tochnyh nauk // Obrazovanie i nauka. Izvestiya URO RAO. - 2007. - № 5. - S. 22 - 33.

[11] Nestik T.A., Zhuravlev A.L. Social'no-psihologicheskaya determinaciya got-ovnosti lichnosti k ispol'zovaniyu novyh tekh-nologij // Psihologicheskij zhurnal. - 2018. - T. 39. - № 5. - S. 5 - 14.

[12] Osipov M.Yu. Problemy podgotovki fed-eral'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh stan-

dartov vysshego obrazovaniya v sfere yurispru-dencii // Pravo i obrazovanie. - 2018. - № 8. - S. 35

- 44.

[13] Parlamentskie slushaniya «Formirovanie pravovyh uslovij finansirovaniya i razvitiya cifrovoj ekonomiki» [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: URL: http://komitet2-12.km.duma.gov. ru/upload/site30/ (data obrashcheniya: 14.04.2019).

[14] Podberezkin A. Chelovecheskij kapital".

- M.: Izd-vo «Evropa», 2007. - T. 1: Ideologiya operezhayushchego razvitiya chelovecheskogo potenciala. - 464 s.

[15] Svon M. Skhema novoj ekonomiki. - M.: Olimp-Biznes, 2016. - 224 s.

[16] Strategiya razvitiya informacionnogo obshchestva v RF na 2017 - 2030 gody (utv. Uka-zom Prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203) // SZ RF. - 2017. - № 20. - St. 2901.

[17] Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 № 204 (red. ot 19.07.2018) «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj

Federacii na period do 2024 goda» // SZ RF. -2018. - № 20. - St. 2817.

[18] Hodyakova N.V., Mitin A.I., Huhlaeva O.V. Proektirovanie lichnostno razvivayushchih pedagogicheskih sistem s uchetom obrazovatel'nyh potrebnostej obuchayushchihsya i faktorov sociokul'turnoj makrosredy // Psihologiya i pravo.

- 2018. - T. 8. - № 3. - S. 240-253.

[19] Shvab K. Chetvertaya promyshlennaya revolyuciya. - M.: Eksmo, 2016. - 208 s.

[20] Yurevich A.V., Zhuravlev A.L., Nestik T.A. Cifrovaya revolyuciya i budushchee psi-hologii: k prognozu razvitiya psihologicheskoj nauki i praktiki // Institut psihologii RAN. Social'naya i ekonomicheskaya psihologiya. - 2018.

- T. 3. - № 1. - S. 6 - 14.

[21] Yakutin Yu.V. Rossijskaya ekonomika: strategiya cifrovoj transformacii (K konstruk-tivnoj kritike pravitel'stvennoj programmy «cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii») // Menedzhment i biznes-administrirovanie. - 2017.

- № 4. - S. 27 - 52.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.