Научная статья на тему 'Трансформация системы профессиональной подготовки юристов в условиях цифровой экономики (организационно-управленческие аспекты)'

Трансформация системы профессиональной подготовки юристов в условиях цифровой экономики (организационно-управленческие аспекты) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC
427
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Тренды и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЮРИСТА / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / КВАЛИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жуковская Наталия Юрьевна, Калинина Елена Владимировна

Объект исследования — процессы трансформации экономики в условиях развития цифровых технологий и соответствующих ей форм управления образовательными системами. Предмет исследования — изменение подходов к подготовке юридических кадров в условиях развития цифровых технологий. В статье обосновывается актуальность разработки комплексной инновационной модели управления профессиональной подготовкой и переподготовкой юристов в условиях цифровой экономики; дана краткая характеристика степени исследования проблем трансформации юридического образования в современной России; представлены факторы трансформации юридической деятельности и юридического образования в условиях цифровой экономики. Междисциплинарный характер исследования предопределяет использование большого числа методов: общенаучных методов (логического анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстрагирования и др.), формально-юридического, компаративного, структурно-функционального анализа, проектирования и теоретического конструирования, SWOT-анализа факторов управления и др. Обосновывается вывод, согласно которому происходящая в настоящее время трансформация профессиональной подготовки юристов предполагает: выработку новых концептуальных и организационно-управленческих подходов к формированию системы профессиональной подготовки юристов; разработку соответствующих цифровой реальности форм и направлений юридического образования (специализации); обновление содержательного компонента юридического образования. Новизна предполагаемого подхода к реформированию юридического образования в условиях развития цифровой экономики состоит в его системности, комплексном характере и наглядности, предполагающих учет как опыта подготовки юристов в странах с развитой цифровой инфраструктурой, так и российских реалий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жуковская Наталия Юрьевна, Калинина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация системы профессиональной подготовки юристов в условиях цифровой экономики (организационно-управленческие аспекты)»

Трансформация системы профессиональной подготовки юристов в условиях цифровой экономики (организационно-управленческие аспекты)

Жуковская Наталия Юрьевна

кандидат исторических наук

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Липецкого государственного педагогического

университета имени П. П. Семенова-Тян-Шанского

398020, Россия, Липецкая область, г. Липецк, ул. Ленина, 42

И Igpu322@gmail.com

Калинина Елена Владимировна

кандидат юридических наук

доцент, заведующая кафедрой государственно-правовых дисциплин ФГБОУ ВО "Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского

398020, Россия, Липецкая область, г. Липецк, ул. Ленина, 42

И kalilin48@rambler.ru

Статья из рубрики "Управление персоналом"

Аннотация.

Объект исследования — процессы трансформации экономики в условиях развития цифровых технологий и соответствующих ей форм управления образовательными системами. Предмет исследования — изменение подходов к подготовке юридических кадров в условиях развития цифровых технологий.В статье обосновывается актуальность разработки комплексной инновационной модели управления профессиональной подготовкой и переподготовкой юристов в условиях цифровой экономики; дана краткая характеристика степени исследования проблем трансформации юридического образования в современной России; представлены факторы трансформации юридической деятельности и юридического образования в условиях цифровой экономики. Междисциплинарный характер исследования предопределяет использование большого числа методов: общенаучных методов (логического анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстрагирования и др.), формально-юридического, компаративного, структурно-функционального анализа, проектирования и теоретического конструирования, SWOT-анализа факторов управления и др. Обосновывается вывод, согласно которому происходящая в настоящее время трансформация профессиональной подготовки юристов предполагает: выработку новых концептуальных и организационно-управленческих подходов к формированию системы профессиональной подготовки юристов; разработку соответствующих цифровой реальности форм и направлений юридического образования (специализации); обновление содержательного компонента юридического образования. Новизна предполагаемого подхода к реформированию юридического образования в условиях развития цифровой экономики состоит в его системности, комплексном характере и наглядности, предполагающих учет как опыта подготовки юристов в странах с развитой цифровой инфраструктурой, так и российских реалий.

Ключевые слова: Цифровая экономика, модели управления, информатизация

юридической деятельности, юридическое образование, юридические кадры,

профессиональные компетенции юриста, цифровая трансформация, система

юридического образования, профессиональные навыки, квалификация

DOI:

10.7256/2454-0730.2018.4.28234

Дата направления в редакцию:

02-12-2018

Дата рецензирования:

05-12-2018

Дата публикации:

07-12-2018

Введение

Возникновение цифровой реальности представляет большой интерес с точки зрения трансформации не только экономики или права, но и управления образовательными системами, в том числе - системой подготовки юридических кадров. Вопрос о том, нужны ли цифровому обществу юристы, активно обсуждается сегодня как в профессиональной юридической среде, так и в обществе в целом. Однако, несмотря на то, что многие аспекты юридической деятельности в цифровую эпоху являются предметом острой дискуссии, в настоящее время отсутствуют как фундаментальные исследования специфики правового регулирования цифровых отношений, так и комплексные исследования моделей управления подготовкой юристов, трансформации профессионального юридического образования в новых условиях. Между тем, проблемы развития самого права (киберправа) и специализации юридических кадров для обслуживания интересов цифровой экономики тесно взаимосвязаны, т.к. возникновение принципиально новых форм правового регулирования, адекватных цифровой реальности, вызывает необходимость качественного изменения всех структурных элементов юридического образования.

Изложенное обусловливает необходимость формирования комплексной инновационной концепции управления системой подготовки и переподготовки юридических кадров для цифровой экономики, что в свою очередь, предполагает: 1) выработку новых концептуальных и организационно-управленческих подходов к формированию системы профессиональной подготовки юристов; 2) разработку соответствующих цифровой реальности форм юридического образования; 3) обновление содержательного компонента юридического образования - базовых типовых образовательных программ различного уровня.

Степень исследования проблематики

Анализ современного состояния исследований в сфере подготовки юридических кадров для цифровой экономики может быть проведен по двум основным направлениям: 1)

трансформации моделей управления образовательными системами в условиях цифровой реальности; 2) разработки концепций юридического образования и основных направлений подготовки юристов для цифрового общества.

Первая группа исследований является наиболее объемной из представленных, что объясняется востребованностью работ по различным аспектам управления образовательными системами и их трансформации в цифровую эпоху. Особого внимания в этой группе заслуживают работы, содержащие анализ уже «действующих» моделей управления (в том числе реализованных совместно с зарубежными вузами), а также работы, посвященные таким аспектам проблематики, как эффективность систем управления «интеллектуальным капиталом», критерии их инновационности, результаты внедрения и т.п. [см.: 1-2, 5-7, 9, 12-13 и др.]

Трудов второго направления, сосредоточенных, в частности, на процессах трансформации юридического образования и основных параметрах подготовки юристов для цифрового общества, в России пока немного [см.: 3-4, 8, 10 и др.]. Устранению пробелов в данной сфере, однако, активно содействуют регулярно созываемые в последние годы научные конференции, посвященные перспективам развития юриспруденции в цифровую эпоху. В их числе, например, Международная конференция «Готовы ли вузы к роли ключевых институтов для развития цифровой экономики России?» (Москва, 2017 г.; организаторы: Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), компании IBS и Huawei Technologies Co.); VII Международная научно-практическая конференция «Право в цифровую эпоху» (Москва, 2017; Высшая школа экономики), научно-практическая конференция «Перспективы развития трудового права в условиях цифровой экономики» (Москва, 2018) и др..

Проблема, однако, заключается в том, что большая часть названных мероприятий посвящена проблемам развития отдельных отраслей права в цифровую эпоху, но не вопросам комплексной подготовки юристов для работы в новых условиях. Объясняется это неопределенностью образа самой цифровой экономики, который к настоящему времени полностью не сформирован, и неоднозначностью роли юристов в ней. В ситуации стремительного развития цифровой реальности и бесконечного появления абсолютно новых и непредсказуемых новаций (цифровых объектов) юридическое с о о б щ е с тв о в б о л ьше й с те пе ни о з а бо ч е но «о тс л е ж ив а ние м» но в ше с тв инфо рма ционной среды и перспективами их использования, но не проектированием радикальных изменений парадигмы юридического образования. Это означает, что проблемы концептуального оформления представлений о будущем юридического образования в России и разработки адаптированных к специфике цифровой реальности моделей управления системами подготовки и переподготовки юридических кадров сохраняют свою актуальность.

Факторы трансформации юридической деятельности

в условиях цифровой экономики

В условиях активного внедрения во все сферы жизнедеятельности современных информационных технологий право не утрачивает своей роли важнейшего регулятора общественных отношений. Однако массив задач, которые стоят перед научно-юридическим сообществом в условиях формирования новой социальной-цифровой реальности, с неизбежностью распадается на две сферы. Одна из них предусматривает реализацию задач, решаемых посредством традиционных форм юридической деятельности и связанных с обслуживанием интересов общества и государства по

обеспечению безопасности, правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, расследования преступлений, привлечения к различным видам юридической ответственности и т.п. Полностью исключить человеческий фактор из названных сфер деятельности попросту невозможно, а, следовательно, нет оснований беспокоиться о судьбе юридической профессии в целом.

Другая сфера юридической деятельности цифровой эпохи связана с появлением задач, которые возникают в силу развития самой цифровой материи и могут быть решены лишь в результате формирования новых профессиональных навыков и квалификации юристов. Речь в данном случае идет о появлении ранее неизвестных науке «цифровых сущностей» (токенов, блокчейнов, криптовалют, цифровых подписей и др.), требующих выработки принципиально новых форм правового регулирования, а равно — качественного изменения подготовки юридических кадров. Одним из результатов трансформации объектов правового регулирования может стать, например, возникновение неизвестной ранее специализации юридических кадров. В связи с предполагаемым перемещением большого массива юридически значимых действий в новую цифровую реальность, актуализации подлежат профессиональные навыки и квалификации юристов.

Цифровые технологии, однако, активно внедряются не только в хозяйственную деятельность, политику, управление, транспорт и т.п., но и непосредственно в сферу образования. В условиях непрерывного информационного обмена, широкого доступа к цифровым образовательным ресурсам обеспечивается прозрачность и открытость образовательного контента, расширяются требования к качеству обучения. В новых реалиях изменяются не только способы и формы предоставления образовательных услуг, методы обучения, но и вся система отношений, возникающих в образовательной и научной среде: между преподавателями и обучающимися, их законными представителями и образовательными организациями, наконец, между государством и научно-преподавательским сообществом в целом.

Одновременно растет конкуренция между инновационными идеями и моделями управления наукой и образованием. В связи с этим важно подчеркнуть, что эффективность образовательных систем в условиях цифровой экономики зависит не от объема цифровых технологий, встроенных в образовательный процесс, а именно от реализации новых идей в сфере управления и организационного поведения, от коренного изменения тех форм и методов обучения, к которым все привыкли.

Соответственно возникает необходимость создания такой инновационной модели подготовки и переподготовки юридических кадров, которая позволит, с одной стороны, сохранить фундаментальные основы отечественного юридического образования, а, с другой стороны, — обеспечить его соответствие перманентному изменению содержания как самой юридической деятельности, так и профессиональной подготовки юристов. В процессе формирования концептуальных и организационно-управленческих основ предполагаемой модели подготовки и переподготовки юридических кадров необходимо:

1) разработать организационную структуру подготовки, предполагающую единство и преемственность образовательной стратегии на всех уровнях образования;

2) сформировать систему квалификационных требований и профессиональных стандартов, учитывающих специфику и риски (социальные, психологические, финансовые и др.) профессиональной деятельности юристов в условиях цифровой экономики;

3) разработать систему инновационных средств и методов подготовки и переподготовки юридических кадров (в том числе с акцентом на необходимость формирования навыков самостоятельной и удаленной работы обучающихся с использованием элементов электронного, дистанционного и интерактивного обучения);

4) выявить совокупность возможных объектов правового регулирования, возникших в условиях цифровой экономики, в интересах формирования перечня юридических дисциплин, подлежащих введению в систему юридического образования;

5) сформировать типовые ООП с разработкой модельных образовательных программ по дисциплинам подготовки юридических кадров всех уровней (для образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования);

6) осуществить выпуск всего комплекса учебно-методических материалов, способных обеспечить образовательный процесс на различных уровнях подготовки юридических кадров (баз данных, учебно-методических пособий, теоретических разработок).

Реализация поставленных задач и достижение необходимого баланса между фундаментальными основами отечественного юридического образования и его содержательным наполнением в условиях цифровизации возможно лишь в результате проведения масштабных теоретических и прикладных исследований в сфере управления.

Заключение

Принято считать, что специфической чертой цифровой экономики является замена конкуренции товаров и услуг конкуренцией идей и моделей управления. При этом, если инновационные технологии и процессы изменяются достаточно быстро, то управление ими традиционно остается одним из наиболее «узких» мест процессов цифровизации. Это утверждение в полной мере можно отнести и к трансформации моделей управления в системе подготовки и переподготовки юридических кадров. Построение эффективной модели управления названными процессами — дело будущего. Однако уже сейчас можно говорить о необходимости учета при ее создании таких базовых характеристик профессиональной подготовки юристов, как: непрерывность, преемственность, единообразие, использование технологий «перекрестной» межвузовской коммуникации, интерактивность, быстрая адаптация к изменениям коммуникационной среды.

Библиография

1. Дятлов С. А. Энейросетевое образование в цифровую эпоху: теория и практика // Инновации. 2017. № 8 (226). С. 91-95.

2. Дудкин Е. П. Международный образовательный проект Tempus Relnet IB-JEP-27114-2006 // Транспорт Российской Федерации. 2009. № 1 (20). С. 72-73.

3. Захаров В. В. Современные модели юридического образования: традиции и новации // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 10 (47). С. 2130-2140.

4. Кондрашев А. А. Проблемы современного юридического образования в контексте реформы высшего образования в Российской Федерации: итоги и перспективы // Lex Russica. 2018. № 1 (134). С. 144-156;

5. Можаева Г. В., Хаминова А. А.. Междисциплинарная магистратура Digital Humanities: итоги первого года реализации управленческого и образовательного эксперимента // Гуманитарная информатика. 2016. № 10. С. 78-91.

6. Новоселова С. Ю., Кузнецов А. А., Цирульников А. М., Пуденко Т. И., Чечель И. Д., Вальдман И. А., Башкина Г. В.. Приоритетные направления фундаментальных

научных исследований в области управления образованием // Проблемы современного образования. 2012. № 4. С. 5-20.

7. Сохраняева Т. В. Цифровая социализация как проблема философии образования// Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 35-43.

8. Федосеев С. В. Прикладная концепция преподавания учебной дисциплины «правовая информатика» // Правовая информатика. 2017. № 4. С. 14-23.

9. Фридман М. Ф. Глобализация стратегического управления: кадровая политика цифровой экономики // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 2. С. 29-36.

10. Шугуров М. В. Основные направления трансформации юридического образования в контексте европейского пространства высшего образования // Юридические исследования. 2015. № 6. С. 69-106.

11. Якутин Ю. В. Российская экономика: стратегия цифровой трансформации (к конструктивной критике правительственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации») // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2017. № 4. С. 27-52.

12. Carley K. M. Organizational Change and the Digital Economy: A Computational Organization Science Perspective. URL:

http://www.casos.cs.cmu.edu/publications/papers/ORGTHEO56.pdf (date of access: 12.10.2018)

13. Deloitte. The changing role of people management in the digital age // URL: https ://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/xe/Documents/human-capital/ dme_hc_changing_role_of_people_management_in_the_digital_era.pdf (date of access: 12.10.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.