Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ МОДЕРНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ МОДЕРНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
профессиональное образование / цифровизация / трансформация / модернизация / цифровая экономика / цифровые компетенции. цифровые образовательные системы. / professional education / digitalization / transformation / modernization / digital economy / digital competencies. digital educational systems.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурляева В. А., Токарева А. И., Чебанов К. А.

Статья направлена к рассмотрению ряда проблем трансформации в системе профессионального образования в новых организационно-экономических условиях и в условиях цифровизации образования; проведен анализ путей трансформации системы профессионального образования в новых организационных условиях и в условиях цифровой экономики, который позволил выявить и обосновать пути трансформации образовательного процесса в системе профессионального образования, основанные на внедрении цифровых образовательных систем в образовательных учреждениях профессионального образования. Новизна представленного подхода заключается в обосновании и выборе путей трансформации образовательного процесса в системе профессионального образования в условиях цифровизации в Ставропольском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF PROFESSIONAL EDUCATION IN NEW ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC CONDITIONS: PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF MODERNIZATION PROGRAMS IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION

The article is devoted to consideration of some of the problems of trans-formations in the system of vocational education in new organizational economic conditions and in conditions of digitalization of education; the analysis of ways of transformation of the system of professional education in new organisational settings and in a digital economy, which allowed to identify and justify the ways of transforming the educational process in the vocational education system, based on the introduction of e-learning systems in educational institutions of professional education. The novelty of the presented approach lies in the justification and choice of ways to transform the educational process in the system of professional education in the conditions of digitalization in the Stavropol territory.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ МОДЕРНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 621.311

Бурляева В.А., Токарева А.И., Чебанов К.А.

DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11742 ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ МОДЕРНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Burlyaeva V.A., Tokareva A.I, Chebanov K.A.

TRANSFORMATION OF PROFESSIONAL EDUCATION IN NEW ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC CONDITIONS: PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF MODERNIZATION PROGRAMS IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация

Статья направлена к рассмотрению ряда проблем трансформации в системе профессионального образования в новых организационно-экономических условиях и в условиях цифровизации образования; проведен анализ путей трансформации системы профессионального образования в новых организационных условиях и в условиях цифровой экономики, который позволил выявить и обосновать пути трансформации образовательного процесса в системе профессионального образования, основанные на внедрении цифровых образовательных систем в образовательных учреждениях профессионального образования. Новизна представленного подхода заключается в обосновании и выборе путей трансформации образовательного процесса в системе профессионального образования в условиях цифровизации в Ставропольском крае.

Abstract

The article is devoted to consideration ofsome of the problems of trans-formations in the system ofvocational education in new organizational economic conditions and in conditions of digitalization of education; the analysis of ways of transformation of the system ofprofessional education in new organisational settings and in a digital economy, which allowed to identify and justify the ways of transforming the educational process in the vocational education system, based on the introduction of e-learning systems in educational institutions of professional education. The novelty of the presented approach lies in the justification and choice of ways to transform the educational process in the system ofprofessional education in the conditions of digitalization in the Stavropol territory.

Ключевые слова: профессиональное образование, цифровизация, трансформация, модернизация, цифровая экономика, цифровые компетенции. цифровые образовательные системы.

Keywords: professional education, digitalization, transformation, modernization, digital economy, digital competencies. digital educational systems.

Информационно-коммуникационные технологии уже давно заняли свое достойное место в системе профессионального образования. Однако, Россия, согласно комплексному показателю (Networked Readiness Index) все еще занимает 41 место среди стран готовых к внедрению в образовательный процесс цифровых технологий. Тем не менее, ведущие специалисты в области цифровой экономики утверждают, что наша страна может сделать такой рывок в ближайшем будущем. У нас есть необходимый потенциал, для трансформации в новые организационно-экономические условия, поэтому такая проблема приобрела большую актуальность именно сегодня.

На государственном уровне 28 июля 2017 года стартовала программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Остро встала проблема пересмотреть и реорганизовать образовательный процесс по подготовке соответствующих кадров. Уже сегодня перед профессиональным образованием Ставропольского края выдвинута задача провести

профессиональную переподготовку преподавательскому составу, с целью осуществлять образовательный процесс по-новому.

Несложно представить, что ближайший период в образовании будет посвящен формированию кадров нового поколения, владеющих цифровыми компетенциями. Следовательно, произойдет реформа цифровизации образования. За этим последует необходимость материально-технического обеспечения образовательных организаций современной цифровой техникой, цифровыми образовательными технологиями и соответственно кадрами способными превратить в жизнь весь этот процесс.

Что за этим стоит и чем предстоит обеспечить систему профессионального образования?

Необходимо провести ряд мероприятий. Полностью обеспечить профессиональные организации компьютерами с подключением к сети Интернет, информационными системами, в которых будут располагаться все образовательные ресурсы, доступом к научным разработкам и электронным научным библиотекам. Как мы видим, образование

<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#Щ63)),2©2© / РЕБЛ0001СЛЬ 8С1Е1ЧСЕ8

выходит за скобки аудиторий, лабораторий и библиотек. И возможность обучаться удаленно приобретает широкий масштаб.

Налицо необходимость трансформации содержания и форм трансляции дисциплин. Уходят в прошлое презентации и видео уроки. Возможностей становится больше. Благодаря прямым подключениям к электронным базам данных, станет легко получить информацию о новостях, форумах, подключиться к электронным тренажерам, видеотрансляциям. Не сложно догадаться, что произойдет трансформация всего обучающего процесса в системе профессионального образования. Это, можно назвать «революцией» в профессиональном образовании. Даже необходимость в преподавателе, как трансляторе знаний уходит на задний план. Стоит задуматься, как осуществлять такой процесс, ведь контингент обучающихся в системе профессионального образований далеко не одинаков. Есть способные студенты, получившие прочные знания в средней(полной) общей школе, а есть, мягко говоря, не дотягивающие до средней планки, нуждающиеся в «доучивании».

Возникает вопрос, смогут ли студенты вырасти и дорасти до «обозначенного идеала» в общем контингенте? Или такой подход не рассчитан на середняков, имеющих удовлетворительную базу знаний, но ведь таких, как известно достаточно в системе профессионального образования.

Таким образом, создание иной более востребованной на текущем этапе развития профессионального образования модели образования, обеспечивающей инновационный подход в обучении и достижение нового и одновременно эффективного качества образования, позволит решать перспективные педагогические задачи. В том числе обеспечение совершенно иного системного формата оборудования для создания комфортной цифровой образовательной среды только усилит новые возможности. Министерство просвещения Российской Федерации в письме от 20 сентября 2019 года N МР-1165/02 О реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" и соответствующих региональных проектов дает развернутые разъяснения и подробный алгоритм действий.

Существующая традиционная система профессионального образования на данном этапе развития нуждается в реформировании, а педагогический состав в профессиональной переподготовке. В новом формате понадобятся менторы, наставники и мотиваторы. «Менторство», для профессиональной школы, это понятие новое и оно вызывает ряд вопросов?

Понятие «менторство» подразумевает тесное взаимодействие и сотрудничество между специалистом и человеком, не имеющем опыта работы в какой-либо сфере. Менторство способствует развитию профессиональных, академических и личностных навыков обучающихся. Существует шесть моделей менторства, таких как модель научения, компетентностная модель, рефлективная модель, модель развития, модель спонсора, модель просветителя. Основной функцией ментора становится

«научить учиться», быть готовым к переменам, изучать зарубежную практику, передовые технологии. Все эти модели отражают самостоятельную функцию наставничества, а в целом направлены на взаимодействие и сотрудничество.

В России менторство находится на начальной стадии и не имеет широкого распространения, как на Западе. Для российской профессиональной школы менторство, это что-то вроде наставничества и не имеет четкой формулировки. Рассмотрим, что и как будет происходить на начальном этапе трансформации сферы профессионального образования. В руках ментора будут находиться все ориентиры, такие как поиск информации, справочных данных, формирование правильной мотивации. Причем, предположительно, значительная роль будет отведена практическим заданиям, таким как разработка проектов в реально действующих организациях, то есть в условиях самого настоящего производства.

Осуществление проверки выполнения заданий, обратная связь с ментором будет осуществляться с использованием социальных сетей, каких как зум и скайп. Здесь так же делается акцент на новизну, например, общение с ведущими специалистами, профессиональными экспертами промышленных предприятий. Еще ряд преимуществ, при реализации практических заданий, в помощь легко приходит специализированная литература, электронные учебники и пособия. На самом деле, возможностей предостаточно, сфера охвата многогранна.

К чему при таком подходе мы придем?

Новое поколение специалистов на выпуске объединит в себе готовность обучаться всю жизнь и генерировать инновации, расширять свой кругозор, видеть новое во всех сферах своей специальности. А главное здесь, это способность формировать в себе цифровую компетентность. Причем, как мы видим, именно она, и должна быть надстройкой над всеми существующими компетенциями. Следовательно, подготовка будущих специалистов должна быть нацелена на трансформацию их знаний в реальную действительность и опережать, т.е. готовить новое поколение к новому уровню возможностей, решать существующие проблемы легко, занимать лидирующую позицию на выходе из образовательного процесса.

С уверенностью можно утверждать, что ментор поможет организовать и реализовать качественный образовательный процесс и чем больше будет таких профессионалов, тем выше будет эффективность обучения в сфере новых технологий.

В Ставропольском крае на территории ГАОУ ВО НГГТИ реализуется комплекс мер ("дорожная карта") по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Ставропольского края на период 2020 - 2022 годов в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».

В настоящее время, 204 слушателя зачислены на Факультет дополнительного профессионального образования для прохождения профессиональной переподготовки по программе «Специалист по информационно-коммуникационным и цифровым технологиям в образовательных организациях». Обучение проходит по очно-заочной форме с трансляцией вебинаров от ведущих специалистов вуза в режиме on-lain. Такой формат обучения выбран не случайно, он максимально приближен к инновационному подходу в обучении. Апробация всего нового дает эффект освоения и отработки навыка, что необходимо на старте внедрения актуального проекта в систему профессионального образования в конкретной образовательной организации. Одной из главных задач системы образования Ставропольского края является создание условий для качественного обучения. Реализация мероприятий по внедрению на территории Ставропольского края целевой модели цифровой образовательной

среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Ставропольского края на период 2020 - 2022 годов позволит создать условия для развития цифровиза-ции образовательного процесса в соответствии с основными задачами, условиями и особенностями функционирования цифровой образовательной среды для разных уровней образования, обеспечиваемой в том числе функционированием федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, а также применять знания в конкретных жизненных ситуациях.

Использованные источники:

1. Цифровые технологии в образовании 2019 /Козлова Н.Ш.

2. Цифровизация экономики, Россия в контексте глобальной трансформации 2018 /Бесаев З.В.

3. Трансформация образования в цифровую эпоху 2018 /Терлянский П.В., Кузнецов Н.В., Еки-мова Е.В., Лукьянов С. А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.