ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ:
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Ф.И. Храмцова, д-р полит. наук, профессор А.И. Терехова, канд. экон. наук, доцент
Филиал Российского государственного социального университета в г. Минске Республики Беларусь (Беларусь, г. Минск)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10270
Аннотация. Статья посвящена разработке научно-методологических основ цифровой трансформации высшего образования в Республике Беларусь. Изложены правовые основы стратегии цифровизации высшей школы. Раскрыта авторская трактовка методологии цифровой трансформации системы высшего образования, с учетом характера Европейских рекомендаций о восьми ключевых компетенциях XXI века. Определены базовые приоритеты цифровой трансформации системы высшего образования. Сформулированы дидактические единицы цифрового модуля образовательных программ, их содержательное наполнение. Раскрыты задачи и направления цифровизации высшей школы как структурного базиса строительства национальной экономики знаний.
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация, высшее образование, цифровой модуль, цифровая компетенция, дидактические единицы цифровизации, интеллектуальный труд.
Глобальные изменения во всем мире, возрастание темпов цифровизации всех аспектов жизнедеятельности общества, -закономерно отражаются в новых целях, содержании высшей школы как научно-когнитивного базиса цифровой экономики страны. Целостный подход к цифровиза-ции высшей школы отвечает положениям Декрета Президента Республики Беларусь №8 «О развитии цифровой экономики» (21.12.2017), Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы (23.03.2016), Стратегии развития информатизации в Республике Беларусь на 20162022 (03.11.2015), Концепции информационной безопасности Республики Беларусь (19.03.2019).
Под дефиницией «цифровая экономика» в науке понимаются актуальные методологические аспекты:
- система экономических, социальных, культурных отношений, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий (Всемирный Банк);
- хозяйственная деятельность, в основе которой обработка данных больших объе-
мов в цифровом виде и их использование в повышении эффективности производства, технологий, оборудования, хранении, продажи, доставки товаров и услуг (Стратегия Российской Федерации-2030);
- новая система управления организациями, производством, персоналом, НИ-ОКР, финансами на основе блокчейна, криптовалют, моделей облачных услуг, на основе информационно-
коммуникационных технологий, интернет, мобильной связи, нормативного регулирования, обеспечения информационной безопасности.
Задачи цифровизации образовательного процесса в системе высшей школы требуют учета Европейских рекомендаций о восьми ключевых компетенциях XXI века (2006), в которых выделен приоритет цифровой компетенции как уверенности человека, способности критического отношения и использования информационно-коммуникационных технологий в сфере труда, обучения, отдыха, участия в жизни общества, построении цифровой экономики. Цифровая трансформация сферы высшего образования требует от преподавателей принципа учета интеллектуально-
когнитивных особенностей обучающихся, клипового способа мышления, которые сформулированы Д. Топскоттом, теоретиком цифровизации, в виде категории «цифровых людей» или «поколения Z» [1].
Развивая данный подход, Г. Греф, М. Ковалев, Ф. Храмцова, другие авторы выделяют основные преимущества цифровых людей «поколения Z» в сравнении с предшествующим «поколением Y» [2, 3,
4]:
- нестандартность мышления, свобода в самоидентификации;
- персонификация цифровых технологий и цифровой компетентности;
- скорость поиска и обработки актуальной информации;
- потребность в новизне и оригинальности решений;
- открытость, толерантность коммуникаций.
Вместе с тем, по мнению выше указанных авторов, «поколение Y» обладает меньшей долей инновативности, уровня креативности, но, в отличие от «цифрового поколения Z», у них в большей степени выражены трудолюбие, внимание. Проведенные лонгитюдные исследования в рамках научно-исследовательских работ под руководством М. Ковалева, Ф. Храмцовой, А. Сенько, А. Тереховой и других показывают, что работодатели указывают в качестве проблемных, «слабых» компетенций такие, как: работа в команде, самоорганизация, мотивация, рефлексия, управление [2, 4, 5]. Отсюда следует, что приоритетами цифровой трансформации учреждений высшего образования выступает методологическая триада стратегических направлений образовательной деятельности:
Приоритет 1. Повышение цифровой компетентности всего профессорско-преподавательского состава вузов, творческий синтез моделей традиционного и электронного университетов.
Приоритет 2. Цифровизация дидактики в системе высшей школы как мультипликативной образовательной платформы, обеспечивающей не только выбор индиви-дульного маршрута, но и практических результатов. Интеграция студентов, преподавателей в развитии бизнес-
инкубаторов, малых предприятий при вузах, поддержка студенческих стартапов, инновационных проектов.
Приоритет 3. Цифровизация системы воспитательной и идеологической работы с субъектами образовательного процесса в локальной сети, социальных сетях. Построение цифровой инфраструктуры фирменного стиля руководства вуза и корпоративной ответственности.
В целях трансформации образовательного процесса и формирования цифровой компетенции обучающихся актуальны разработка, внедрение цифрового модуля в образовательные программы, содержание преподаваемых дисциплин социального и экономического блока как целостной совокупности дидактических единиц. В качестве таковых целесообразно включить изучение следующих вопросов цифрови-зации деятельности организаций и субъектов хозяйствования - в рамках специфики преподавания учебных курсов:
- Национальная цифровая стратегия социально-экономического развития организаций в Республике Беларусь: нормативные правовые основы. Цифровая парадигма ускоренного экономического развития. Целостный подход в цифровизации организаций в Республике Беларусь: управленческие аспекты.
- Характеристика электронных бизнес-моделей цифровизации. Создание высокотехнологичной бизнес-среды организации. Внедрение ERP-систем автоматизации управления производством, персоналом, финансами, маркетингом, НИОКР.
- Цифровая трансформация сферы производства с использованием информационно-коммуникационных технологий, интернет, сотовой связи. MES-системы синхронизации выпуска промежуточ-ной,конечной продукции. Инструменты PLM-систем управления жизненным циклом продуктов, услуг. Cals-технологии информационной поддержки поставок продукции. BPM-системы управления деловыми процессами. Мультисервисная платформа маркетинга, управления движения продукции, выявления и разрешения торговых, технических сбоев.
- Цифровая трансформация системы управления финансами на основе блок-чейна, криптовалют, моделей облачных услуг. Финансовые E-технологии (финтех) управления капиталом, кредитованием, страхованием, валютными операциями. Экжел-технологии цифровизации НИОКР. Электронное развитие человеческого потенциала организации. Повышение уровня цифровой компетентности сотрудников.
- Цифровизация системы воспитательной и идеологической работы с кадрами в локальной сети, социальных сетях. Построение цифровой инфраструктуры фирменного стиля руководства организации и корпоративной ответственности. Создание электронного социального пакета работников организации. Внедрение электронной системы локальной телемедицины, виртуальных осмотров, медицинских консультаций.
- Критерии и показатели оценки эффективности цифровизации субъектов хозяйствования. Механизмы роста объема инвестиций в основной капитал. Инструменты, методы увеличения доли инновационной продукции, структуры экспорта. Методики роста сальдо торгового, платежного баланса.
Таким образом, стратегия цифровиза-ции высшего образования - есть национальный тренд интеллектуализации образовательного процесса в вузах посредством создания, хранения новых знаний, их трансфера в инновационные технологии, ускоренное строительство национальной экономики знаний [5]. Главной задачей цифровизации высшего образования выступает подготовка кадров с высокой производительностью интеллектуального труда, в основе которого цифровая компетентность.
Библиографический список
1. Tapscott, D. The digital Economy: promise and peril in the age // PwC. - 2017. - 20 p.
2. Греф, Г. Блокчейн дал потрясающие результаты проектам Сбербанка // Журнал Forklog о криптовалютах, блокчейне и централизованных технологиях. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: forklog.com/german-gref-blocchejn-dal-potrryasyashhie-rezultaty-proektam-sberbanka (Дата доступа: 23.11.2017).
3. Ковалев, ММЦифровая экономика: шанс для Беларуси: монография // М.М. Ковалев, Г.Г. Головенчик. - Минск: Изд. центр БГУ, 2018. - 327 с.
4. Храмцова, Ф.И. Академическая и социальная мобильность обучающейся молодежи: теория, практика. Монография / Ф.И. Храмцова, А.М. Дулуб. - Минск: Бестпринт, 2017. -264 с.
5. Храмцова, Ф.И. Стратегии развития регионов в Республике Беларусь: институциональный аспект / Ф.И. Храмцова, А.Н. Сенько. - Минск: Бестпринт, 2019. - 208 с.
DIGITALIZATION OF HIGHER EDUCATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS:
METHODOLOGICAL ASPECT
F.I. Khramtsova, Doctor of Political Science, Professor
A.I. Terekhova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
Branch of the Russian State Social University in Minsk of the Republic of Belarus
(Belarus, Minsk)
Abstract. The article is devoted to the development of scientific and methodological foundations of the digital transformation of higher education in the Republic of Belarus. The legal foundations of the digitalization strategy of higher education are outlined. The author's interpretation of the methodology of digital transformation of the higher education system is disclosed, taking into account the nature of the European recommendations on eight key competencies of the 21st century. The basic priorities of the digital transformation of the higher education system are identified. The didactic units of the digital module of educational programs and their meaningful content are formulated. The directions of digitalization of higher education as a structural basis for building a national knowledge economy are disclosed.
Keywords: digital economy, digitalization, higher education, digital module, digital competence, didactic units of digitalization, intellectual work.