Научная статья на тему 'Тенденции развития виртуального обслуживания на рынке медицинских услуг Краснодарского края'

Тенденции развития виртуального обслуживания на рынке медицинских услуг Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
332
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMY / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS / ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / VIRTUAL ECONOMY / СФЕРА УСЛУГ / SERVICES / ТЕЛЕМЕДИЦИНА / TELEMEDICINE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Новиков Владимир Сергеевич, Шершунова Наталья Владимировна

В материалах статьи авторами предпринята попытка анализа особенностей развития виртуального обслуживания на рынке медицинских услуг в пространстве региона. Отдельное внимание уделено категории «телемедицина», «электронное здравоохранение», рассматриваются основные программы развития медицинского обслуживания в Краснодарском крае, внедрение ИКТ в систему здравоохранения и услуг медицинского обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE VIRTUAL SERVICE IN THE MARKET OF MEDICAL SERVICES OF THE KRASNODAR TERRITORY

The materials of the article the author attempts to analyze the features of the virtual service in the market of medical services in the area of the region. Special attention is paid to the category of “telemedicine", “e-health", examines the main development programs of health care in the Krasnodar region, the introduction of ICT in health services and medical care.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития виртуального обслуживания на рынке медицинских услуг Краснодарского края»

Экономика сервиса и туризма

Научный вестник ЮИМ №1' 2015

УДК 65.01 ББК 65.05 Н 73

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВИРТУАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА РЫНКЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

(Рецензирована)

Новиков Владимир Сергеевич,

кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (909) 460 18 10, е-mail: [email protected]

Шершунова Наталья Владимировна,

аспирант кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 308 73 84, е-mail: [email protected]

Аннотация. В материалах статьи авторами предпринята попытка анализа особенностей развития виртуального обслуживания на рынке медицинских услуг в пространстве региона. Отдельное внимание уделено категории «телемедицина», «электронное здравоохранение», рассматриваются основные программы развития медицинского обслуживания в Краснодарском крае, внедрение ИКТ в систему здравоохранения и услуг медицинского обслуживания.

Ключевые слова: региональная экономика, социально-экономические системы, виртуальная экономика, сфера услуг, телемедицина.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE VIRTUAL SERVICE IN THE MARKET OF MEDICAL SERVICES OF THE KRASNODAR TERRITORY

Novikov Vladimir Sergeevich,

candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Chair of Management, Marketing and Entrepreneurship of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (909) 460 18 10, е-mail: [email protected]

Shershunova Natalia Vladimirovna,

graduate student of management, marketing and entrepreneurship of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (918) 308 73 84, e-mail: [email protected]

Summary. The materials of the article the author attempts to analyze the features of the virtual service in the market of medical services in the area of the region. Special attention is paid to the category of “telemedicine", “e-health", examines the main development programs of health care in the Krasnodar region, the introduction of ICT in health services and medical care.

Keywords: regional economy, social and economic systems, the virtual economy, services, telemedicine.

В современном мире отмечается интенсификация внедрения ИКТ во все сферы деятельности, исключением не является и сфера здравоохранения. На государственном уровне определен устойчивый курс применения систем информатизации с использованием ИКТ и реализации в практической

деятельности принципов виртуального обслуживания на рынке медицинских услуг.

В первой версии Концепции развития здравоохранения до 2020г. говорится о том, что по состоянию на 2008 г. в РФ не выработано отдельной программы информатизации, становление инфор-

38

Научный вестник ЮИМ №1' 2015

Экономика сервиса и туризма

матизации здравоохранения можно датировать 2011 г., когда был подписан приказ об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2011 г. N 364, . На региональном уровне, в частности в Краснодарском крае интенсификация развития информатизации здравоохранения датируется 2011 г.: начинается постепенное развитие форм виртуального обслуживания (внедрение системы удаленной записи на прием к медицинскому специалисту, дистанционное обучение и др.).

Исследования Министерства здравоохранения и социального развития РФ в части применения ИКТ в сфере здравоохранения определили, что вычислительная техника используется медицинскими организациями в основном для обеспечения административно-хозяйственной деятельности, и только лишь 20% компьютерного парка используется для автоматизации лечебно-диагностического процесса. Министерство здравоохранения и социального развития РФ приводит следующие данные [1]:

- на 10,6 работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения приходится один компьютер;

- только 7,7% лечебно-профилактических учреждений обеспечивают реализацию процессов ведения электронной истории болезни или электронных медицинских карт, менее 3% оснащены средствами телемедицины.

В соответствии с приведенными данными, можно отметить, что из-за недостаточной оснащенности компьютерной техникой медицинские организации не могут в полной мере обеспечить поддержку решений актуальных задач как в области управления отраслью, так и в области непосредственного оказания населению медицинской помощи.

В Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения отмечено, что благодаря интенсивному внедрению ИКТ в сферу здравоохранения можно достичь следующих преимуществ [1]:

- повышение эффективности управления в сфере здравоохранения;

- повышение качества оказания медицинской помощи на основе совершенствования информационно-технологического обеспечения деятельности медицинских и фармацевтических организаций, их персонала, учащихся медицинских и фармацевтических учреждений;

- повышение информированности населения по вопросам ведения здорового образа жизни, профилактики заболеваний, получения медицинской

помощи, качества обслуживания в медицинских организациях, а также осуществления деятельности в сфере здравоохранения на основе обеспечения возможностей электронного взаимодействия с соответствующими уполномоченными органами;

- внедрения в повседневную практику получения врачебных консультаций лицами, не имеющими возможности посещения медицинских организаций;

Следует отметить, что на современном этапе развития электронного здравоохранения отмечается слабое развитие отраслевых стандартов и регламентов, т.е. отсутствует требуемый уровень централизации и координации работ.

Для достижения целей, определенных в Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, на территории Краснодарского края постановлением главы администрации (губернатором) была утверждена программа «Развития здравоохранения» Краснодарского края одной из целей которой является повышение уровня доступности медицинской помощи и качества оказываемых медицинских услуг за счет внедрения современных информационных технологий [2].

Следует отметить, что внедрение отдельных элементов виртуального обслуживания на рынке медицинских услуг затронуло лишь государственный сектор, это связано с тем, что информатизация здравоохранения только лишь набирает обороты развития, и как следствие требуется значительный объем финансирования для модернизации, что для коммерческих медицинских организаций пока не доступно.

Виртуальное обслуживание на рынке медицинских услуг имеет ряд преимуществ для потребителя:

- круглосуточный доступ к медицинским услугам не зависимо от территориального местонахождения;

- отсутствие транспортных расходов на проезд в медицинскую организацию;

- возможность прочитать отзывы пациентов о медицинском учреждении, медицинских специалистах, оказанных медицинских услугах;

- свободный доступ к информация о деятельности медицинской организации;

- мгновенная обратная связь (электронная почта).

На региональном уровне для достижения целей, определенных программой развитии здравоохранения Краснодарского края до 2020 г. из краевого бюджета выделено 338 096,60 тыс. руб., расходование которых планируется поэтапно (рис.1).

39

Экономикасервисаитуризма

НаучиыйвестникЮИМ для' 2015

С 2013 г. начинаеттяпостнненноиотиащетие медицинусчх оуганизец ийкомиаюеерной техникой. Было закуплнно 987Ы тдтниц кзмпьютерной технику;10Д thic. еттяия черафтоияногу удо-

вания в том числе: 8Н9Н уринттнит;Ь11МФУ> Т390 гибридных счи тывателей.

В целях обеспечения непрерывного обучения, повышения квалификации, переподготовки и обмена опытом медицинских специалистов был организован портал дистанционного обучения www. kuban-edu.ru, который позволил наоснове использования современных интерактивных способов об-

ралевамиясбичить 12 тыс. нидиимнских нпециали-стов.

1 десчбря ГеЫИоЧылт реалонсгснч «Едяная система удаленной записи к врачу через Интернет», интволив шузсбйдт лы са йтиогс.кибсп-оnline.ru записаться на прием к любому медицинскому специалисту. Подобное техническое решение было создано для сокращения времени ожидания пациента записи на прием к медицинскому специалисту.

На данный момент «Единая система удаленной записи кврачу через Интернет» применимав 198 медицинских подразделениях: взрослая поликли-

Рисунок 1. Объем финансирования программы «Развитие здравоохранения» Краснодарского края (составлено

авторамипоматериалам [3])

40 000 000

2 940 364 2 400”000

■ количество записавшихся на прием

Рисунок2.Динамиказаписавшихсянаприем к врачучерезИнтернет(по всемсубъектамРФ; составленоавторами по

материалам [3])

рм

Научный вестник ЮИМ №1' 2015

Экономика сервиса и туризма

ника, детская поликлиника, женская консультация. По состоянию на 2013 г. количество записей к врачу через Интернет (по всем субъектам РФ) составило более 35 млн. раз (рис.2), что подтверждает актуальность внедрения в практику одной из форм виртуального обслуживания населения на рынке медицинских услуг.

В настоящее время медицинская информационная система с введением

электронной медицинской карты внедряется во всех медицинских учреждениях края, в том числе в 127 - в рамках программы модернизации здравоохранения [3,5].

Стоит отметить, что одним из динамичных факторов развития виртуального обслуживания на рынке медицинских услуг Краснодарского края является увеличение количества пользователей сети Интернет (рис.3), т.е. по мере вовлечения новых пользователей сети увеличивается динамика аудитории потребления виртуальных услуг и интенсификация развития рынка медицинских услуг [6].

По официальным статистическим данных, приведенным в Российском статистическом ежегоднике (2014 г.) на 2013 г. на территории Краснодарского края оснащенность организаций всех видов экономической деятельности персональными компьютерами составляет 96,4%; 21,3% организаций имеют ЭВМ других типов; 87,7% имеют и используют в деятельности электронную почту; 90,4% имеют выход в Интернет; 39,6% имеют собственный веб-сайт в сети Интернет. Следует отметить, что, использование ИКТ в сфере здравоохранения Краснодарского края имеет положительную динамику, что связано с вступлением в силу ряда нормативно-правовых документов, направленных на региональную информатизацию в числе которых Концепция региональной информатизации, утвержденная Правительством РФ от 29 декабря 2014 г. №2769-р. Тенденция информатизации в сфере здравоохранении будет сохраняться и на перспективу, а, следовательно, широкое развитие получит виртуальное обслуживание на рынке медицинских услуг.

Рисунок 3. Количество пользователей сети Интернет на территории Краснодарского края, %(2011-2013 гг.Составленоавторамипоматериалам[4])

•ГБУЗ "Детская краевая клиническая больница"

5»ГБУЗ "Краевой клинический онкологический ГОЛОВНЫХ диспансер

•ГБУЗ "Краеваяклиническая больница№1 им. ТМКЦ (Краснодар) проф. С.В.Очаповского"

•МБУЗ "Краснодарская городская клиническая больница скорой медицинской помощи" •МБУЗ Городская больница №2 "КМЛДО" г. Краснодар

26

•Армавир,Сочи,

межмцниципальных Новороссийск, Туапсе,

ТМЦ Горячий Ключ

182 • Геленджик, Белореченский

р-н, Краснодар,

ТМАП новороссийск, Сочи, Кущевский р-н и др.

Рисунок 4. Телемедицинская сеть Краснодарского края

41

Экономика сервиса и туризма

Научный вестник ЮИМ №1' 2015

В рамках интенсификации развития региональной информационной системы планируется:

- расширить функционал региональной системы записи на прием к врачу через Интернет по следующим направлениям: телемедицинские консультации; запись в специализированные и краевые медицинские организации; запись врачами пациентов в краевые учреждения.

- обеспечить медицинские организации интерактивными сенсорными системами, предоставляющими возможность самостоятельной записи на прием к медицинским специалистам;

- сформировать функционал, способствующий просмотру результатов исследования пациентом в личном кабинете;

- обеспечить получение справочной информации виртуально;

- организовать выставление рейтингов специалистам и оценку их профессиональной деятельности;

Еще одной формой проявления виртуального обслуживания на рынке медицинских услуг является телемедицина, которая на территории Краснодарского края набирает обороты развития. По данным Министерства здравоохранения Краснодарского края на территории края создано 182 телемедицинских абонентских пункта (ТМАП), 7 телемедицинских центров (ТМЦ). К 2017 г. планируется подключить 80% муниципальных и 100% краевых медицинских учреждений к абонентским телемедицинским пунктам, а также создать 29 телемедицинских консультационных центра (ТМКЦ) [2]. В рамках программы модернизации здравоохранения создан Региональный информационный ресурс (РИР) и создан телемедицинский центр видеоконференций (ТМЦВ). Для возможности объединения телемедицинских абонентских пункта (ТМАП) в многоточечные конференции приобретен, смонтирован и настроен сервер видеоконференц-связи. Решается технический аспект объединения телемедицинских центров (ТМЦ) и ТМАП в единую многоточечную сеть. Оплата телемедицинских консультаций запланирована за счет средств ОМС. Таким образом, планируется организовать трехуровневую телемедицинскую сеть, состоящую из пяти головных телемедицинских консультационных центров (ТМКЦ), расположенных в ведущих учреждениях здравоохранения Краснодарского края; 26 телемедицинских консультационных центров в межмуниципальных центрах и медицинских организациях специализированной медицинской помощи; 182 телемедицинских абонентских пункта (ТМАП) в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Телемедицинскую сеть в учреждениях здравоохранения Краснодарского края можно отобразить на рис. 4.

В рамках развития телемедицины в Краснодарском крае администрацией предполагается:

1) обеспечить медицинские организации, в том числе офисы врачей общей практики и фельдшерские пункты аппаратно-программными комплексами видеоконференц-связи и средствами передачи медицинской информации;

2) создать информационную систему хранения и передачи медицинских изображений, обеспечить возможность доступа к ней в рамках проведения телемедицинских консультаций;

3) обеспечить операционным высокоточным видеооборудованием, в том числе с использованием технологии 3Б-передачи изображений, для проведения операций с привлечением удаленных медицинских специалистов;

4) активно осваивать практическое применение телемедицинских консультаций, внедрить в каждодневную практику медицинского специалиста;

5) внедрить систему удаленного скрининга высокорисковых групп пациентов за счет использования мобильной связи, SMS, Интернет, что позволит повысить оперативность оказания медицинской помощи высокорисковым группам пациентов за счет использования технологий дистанционного скрининга. Внедрение удаленного скрининга позволит обеспечить:

- СМС-информирования пациентов;

- интеграцию с имеющейся медицинской информационной системой;

- интеграцию с внешними информационными системами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- приобретение средств индивидуального мониторинга состояния здоровья отдельных пациентов на дому.

Внедрение элементов виртуального обслуживания населения предполагается в рамках создания единого краевого центра обработки вызовов по вопросам здравоохранения Краснодарского края, финансирование которого осуществляется из средств краевого бюджета (более 300 млн. руб)

Стоит отметить, что интенсификация развития информатизации сферы здравоохранения сопровождается стремительными количественными и качественными трансформациями оказания медицинских услуг, что обусловлено такой приоритетной тенденцией как терциаризация, т.е. стремительным развитие третичного сектора экономики, а именно сектора услуг [7]. В условиях терциаризации происходит формирование конкурентоспособных способов оказания медицинских услуг, а также инструментов, формирующих рынок медицинских услуг, обуславливающих устойчивый потребительский спрос на получение медицинские услуг виртуально.

42

Научный вестник ЮИМ №1' 2015

Экономика сервиса и туризма

Можно выделить основные тенденции развития виртуального обслуживания на рынке медицинских услуг:

1) Расширение каналов связи. Наличие одного лишь веб-сайта медицинской организации становится не достаточным, потребителю необходимо предоставить больше возможностей для доступа к медицинским услугам. Благодаря развитию мобильного здравоохранения это становится возможным [8,9].

2) Расходы на информатизацию здравоохранения со стороны государства увеличиваются. Этот факт объясняется тем, что ИКТ позволят не только создать на региональном уровне систему поддержки принятия врачебных решений, но также обеспечат повсеместный доступ к медицинским услуга, не зависимо от территориальной расположенности и удаленности к краевому медицинскому центру.

3) Интенсификация взаимодействия между врачом и пациентом. Это объясняется тем, что в настоящее время созданы предпосылки для проведения телеконференций, телеконсультаций. Доля традиционных медицинских консультаций во много раз превышает виртуальные, тем не менее Интернет-аудитория огромна и тенденция проведения телеконсультаций будет увеличиваться, а в перспективе (лет через 20-30) войдет в повседневную практику оказания медицинских услуг.

4) Дизайн web-сайта медицинской организации становится одним из конкурентных преимуществ частности для коммерческих медицинских организаций, следовательно, сайт должен быть привлекателен, удобен, функционально наполнен и современным для пользователей, информационно насыщен различными графическими материалами, видео, которые подтверждали бы значимость, эффективность оказываемой медицинской услуги.

5) Автоматизация работы. Все функции, связанные с оказанием виртуальной медицинской услуги имеют автоматизированный вид, эта тенденция будет сохраняться и развиваться.

Таким образом, можно заключить, что виртуальное обслуживание на рынке медицинских услуг динамично развивается, это объясняется как преимуществами данной формы оказания медицинских услуг, так и усиленными действиями по информатизации и реализации ИКТ со стороны государства. Исключением не является и Краснодарский край, где за последние пять лет наблюдается интенсификация информатизации, которая ведет к становлению и развитию виртуального обслуживания на рынке медицинских услуг как новой технологии оказания услуг.

ИСТОЧНИКИ:

1. Приказ от 28 апреля 2011 г. № 364 «Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» (в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2012 № 348)

2. Программа социально-экономического развития Краснодарского края на 2013-2017 г.

3. Программа развития здравоохранения Краснодарского края. С. 27-28

4. Российский статистический ежегодник. - 2014. - 450 с.

5. Новиков В.С., Оганесян Л.Л. К вопросу о виртуализации экономики: содержательный аспект // Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 1 (24). - С. 63-66.

6. Новиков В.С., Шершунова Н.В. Исследование детерминант функционирования виртуальной экономики в региональной экономической системе // Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 2 (25). - С. 51-57.

7. Бабаян Я.В Анализ эффективности институциональной среды для предпринимательства в Краснодарском крае // Научный вестник Южного института менеджмента. -2014. - № 2. - С. 33-38. Хашева З.М.

8. Информатизация экономического пространства региона // Экономика и предпринимательство. - 2014. -№ 11-4 (52-4). - С. 301-304.

9. Клочко Е.Н. Определение специфических характеристик сектора виртуальных услуг в экономике сервиса // Научный вестник Южного института менеджмента. - 2013. - № 2(2). - С. 4-10.

10. Хашева З.М. Управление ключевыми компетенциями участников межорганизаицонных сетей // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2012. - № 1. - С. 322-329.

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.