РЧН
Региональные информационные системы
1 и информационные
технологии
f
Л.М. ЖИТНИКОВА,
профессор кафедры семейной медицины ФППОВ ММА им. И.М. Сеченова, [email protected]
О.А. ПРОХОРЕЦ,
ведущий специалист по продуктам и технологиям Oracle ЗАО «Аксофт», аспирант ВЦ ДВО РАН,
Ю.В. ВЛАСЕНКО,
начальник информационно-аналитического отдела МУЗ «Детская городская больница №9» г. Хабаровск, [email protected]
ОБЗОР МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ И НЕКОТОРЫХ РЕГИОНОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
УДК 61:658.011.56
ЖитниковаЛ.М., Прохорец О.А., Власенко Ю.В. Обзор медицинских информационных систем Хабаровского края и некоторых регионов Дальнего Востока (ММА им. И.М. Сеченова)
Аннотация: Статья посвящена анализу использования медицинских информационных систем в медицинских учреждениях Дальнего Востока. В обзоре дана краткая характеристика медицинских информационных систем, используемых в амбулаторных и стационарных лечебных учреждений Дальнего Востока, перспективы их дальнейшего развития. Ключевые слова: медицинские информационные системы; внедрение медицинских информационных систем; здравоохранение Хабаровского края; здравоохранение Дальнего Востока.
UDC 61:658.011.56
Larisa M. Zhitnikova, Oleg A. Prokhorets, Yuri V. Vlasenko The Browse of medical intelligence systems of Khabarovsk territory and some locales of Far East (I.M. Sechenov Moscow Medical Academy)
The summary: Article is devoted the analysis of usage of medical intelligence systems in medical institutions of the Far East. In the browse the short characteristic of the medical intelligence systems used in out-patient and stationary medical institutions of the Far East, perspective of their further development is given.
Keywords: medical intelligence systems; implantation of medical intelligence systems; public health services of Khabarovsk territory; public health services of the Far East.
Разработка и реализация программ информатизации здравоохранения ведется в Российской Федерации с 1992 года. К настоящему времени в стране созданы элементы информационно-коммуникационной инфраструктуры для нужд медицины, положено начало применению и распространению современных ИКТ в сфере здравоохранения. В субъектах Федерации создаются медицинские информационно-аналитические центры, бюро медицинской статистики, автоматизированные информационные системы фондов обязательного медицинского страхования и страховых компаний.
Используемые медицинские информационные системы (МИС) можно разделить по среде, в которой они работают, то есть по назначению и функциональному наполнению, и по технологии, на которой они построены.
© Л.М. Житникова, О.А. Прохорец, Ю.В. Власенко, 2009 г.
1 12 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Региональные информационные системы
www.idmz.ru 2009, №4
■■■■
рчва
По назначению МИС можно разделить на:
1. ИС, ориентированные на работу в амбулаторно-поликлинической сети;
2. ИС, ориентированные на работу в стоматологических клиниках;
3. ИС, ориентированные на работу в стационарах.
Третий пункт этой классификации включает в себя обширный перечень разнородных систем, куда входят как специфические программы работы с оборудованием, например, сложным УЗИ-сканером, томографом и т.п., так и программы учета и контроля работы отделений стационара.
По применяемой технологии МИС можно разделить также на 3 группы:
1. Файл-серверные системы;
2. Клиент-серверные системы;
3. Системы, ориентированные на работу в WEB.
Файл-серверные системы — это простейшая и наименее масштабируемая технология реализации программных систем. Основное отличие ее заключается в том, что данные, хранимые и обрабатываемые такой системой, хранятся в виде файлов на локальном компьютере или файлом сервера локальной сети, причем программа получает доступ к этим файлам непосредственно. Это приводит к тому, что для нормальной работы программы требуется полный доступ к файлам с информацией, сложно и ненадежно организована совместная одновременная работа пользователей с различных компьютеров, безопасность и разделение доступа к данным фактически отсутствуют, надежность и отказоустойчивость такой системы низки.
Несмотря на описанные недостатки, на Дальнем Востоке по-прежнему в большинстве ЛПУ работают подобные системы. Это связано с тем, что такие системы были созданы достаточно давно, когда применение более совершенных технологий было ограничено как квалификацией разработчиков таких систем, так и объемами бюджетов ЛПУ на
информационные технологии и, как следствие, мощностью компьютерного парка ЛПУ.
Клиент-серверные системы используют более совершенную технологию хранения данных. В этой архитектуре хранение данных осуществляется в специальной программе — системе управления базой данных (СУБД). Примерами таких систем могут быть, например, СУБД Oracle Database, Microsoft SQL Server, IBM DB2 UDB, MySQL, PostgreDB. В такой архитектуре становится возможным надежно ограничить доступ к данным у различных пользователей, защитить данные от порчи и кражи, организовать надежную многопользовательскую работу, до максимума повысить живучесть и отказоустойчивость системы в целом. Такая МИС может послужить ядром для создания базы телемедицины или единого хранилища данных в масштабах населенного пункта.
Системы, ориентированные на работу в WEB, то есть такие, где пользователь получает доступ к функционалу системы через web-браузер, например, Internet Explorer, Opera, Mozilla FireFox и т.п. Неоценимое преимущество этих систем — предоставление рабочего места любому авторизованному пользователю из любой точки. Особенно эффективными такие системы становятся при встраивании в единый информационный портал предприятия либо же могут послужить ядром для создания такого портала. Описание эффективности портальных систем не входит в рамки данной статьи, хотя мы считаем, что перспективы и преимущества портальных решений недооценены в медицинской информатике.
Итак, перейдем к характеристикам используемых на территории Дальнего Востока информационных продуктов.
МИС «Поликлиника». Разработчик системы — коллектив авторов Клиники семейной медицины (Консультативно-диагностическая поликлиника Дальневосточного государственного медицинского университета, г. Хабаровск): О.А. Прохорец, Ю.В. Власенко, Л.М. Житникова.
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 13 ■
РЧН
Региональные информационные системы
и информационные
технологии
Первая версия выпущена в 2000 году. Текущая версия — 3.0. Назначение продукта — автоматизация деятельности амбулаторнополиклинического ЛПУ, в первую очередь общей врачебной практики и семейной медицины. Система включает в себя модули работы регистратуры, врача, лаборатории, прививочного кабинета.
Ведется учет используемых препаратов и материалов. Фиксируется факт визита пациента, заболевания, по поводу которых он обратился по МКБ-10, оказанные услуги, в том числе препараты из справочника Видаль.
Врач имеет возможность вести электронную медицинскую карту, аналогичную классической, то есть жалобы, анамнез, статус, диагноз, назначения, рекомендации.
В прививочном модуле ведется календарь мероприятий для пациента с напоминаем и отчетом о просроченных мероприятиях.
Регистратура и медперсонал активно пользуются электронной предварительной записью, которая позволяет четко планировать время как врачей, так и пациентов.
В лабораторном модуле лаборанты видят заказанные исследования и вносят результаты.
Система позволяет быстро обмениваться данными между подразделениями и извлекать любую информацию как для повседневного пользования, так и для составления любых отчетов. Поддерживаются произвольные и установленные формы отчетов.
Система построена по клиент-серверной технологии, СУБД Oracle Database, возможно использование бесплатной редакции Oracle XE. Система имеет как классический оконный интерфейс Windows, так и WEB-интерфейс. Возможна работа под операционными системами Linux.
Внедрена и работает в Клинике семейной медицины, г. Хабаровск, частной клинике «Доктор А», частично — в поликлинике Онкологического центра г. Хабаровска.
Весьма эффективна для частных и хозрасчетных поликлиник, там, где требуется авто-
матизация не «для галочки», а для получения реальных преимуществ автоматизации работы ЛПУ. Кроме того, имеет низкую цену внедрения, так как может базироваться на бесплатных операционной системе и СУБД. Отличается высокой степенью разграничения доступа к данным и защиты персональных данных пациентов.
МИС «Релакс» — система учета пациентов и оказанных услуг. Разработчик системы — ЗАО «Релакс», г. Москва. Назначение продукта — учет пациентов, оказанных услуг, взаиморасчеты с ТФОМС. Внедрена и используется во всех лечебно-профилактических учреждениях амбулаторного и поликлинического типа Хабаровского края, Территориальном ФОМС, большинстве ЛПУ Дальнего Востока. Собственно продукт ввиду технологических ограничений не выполняет какой-либо автоматизации в деятельности ЛПУ и используется как система подготовки и отправки отчетов о пациентах в ФОМС.
Система построена по файл-серверной технологии (DBF), имеет DOS-интерфейс. Отличается достаточно низкой надежностью, практически полным отсутствием средств разграничения доступа и защиты персональных данных.
МИС «Медиалог». Разработчик — компания «Пост Модерн Текнолоджи» (ПМТ), г. Москва.
Включает в себя модули регистратуры, врача с электронной историей болезни, справочниками МКБ-10 и Видаль, расписанием приема врачей. Система обладает статистическим модулем, который позволяет составлять произвольные отчеты. Есть уже готовые формы отчетов, например, реализованы стандартные отчеты Федерального государственного статистического наблюдения. Реализован модуль учета услуг с ведением прейскуранта, модуль аптеки и учета материалов. Отличием системы является функция аптечного склада. Впрочем, как показывает практика, бухгалтерский учет проще вести в специали-
14 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Региональные информационные системы
www.idmz.ru 2009, №4
■■■■
рчва
зированных программах, например, 1C, чем пользоваться не всегда адекватным аналогом в медицинской системе.
Система построена по клиент-серверной технологии, СУБД Microsoft SQL Server. Система имеет Windows-интерфейс, работает под управлением ОС Windows.
г. Хабаровск
В сентябре 2007 г. Хабаровская Городская Дума утвердила программу «Единая информационная система муниципального здравоохранения г. Хабаровска (2008-2012 годы)» (далее — Программа) с бюджетным финансированием в размере более 100 млн. руб. За пять лет медицинские информационные системы (МИС) планируется внедрить во всех муниципальных лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) города.
Муниципальное здравоохранение Хабаровска представлено 35 учреждениями здравоохранения нескольких типов: 18 амбулаторнополиклинических учреждений, 8 стационаров, 3 родильных дома, 2 дома ребенка, станция скорой медицинской помощи, детский санаторий. Структура муниципального здравоохранения также включает объединенное автохозяйство и Медицинский информационно-аналитический центр (МИАЦ).
Принятие Программы во многом обусловлено уже имеющимися в Хабаровске успехами в сфере внедрения ИТ, которое проводилось при поддержке Мэра города по инициативе и под руководством Управления здравоохранения администрации города (первая программа информатизации этой отрасли была утверждена в 2003 г.).
Начиная с 2006 г., МИАЦ принимает непосредственное участие в реализации Программы информатизации отрасли. Наряду с ведением баз данных медицинских работников отрасли, медицинского оборудования, населения города с помощью новой системы «МУЗ-информатизация», разработанной специалистами МИАЦ, ведется отраслевая БД
компьютерной техники, ПО, ЛВС, АРМ, которая постоянно корректируется по результатам ежегодной инвентаризации. Взаимодействие с ЛПУ осуществляется по электронной почте. С 2007 г. МИАЦ функционирует еще и как учебный центр, в котором проводятся занятия для пользователей МИС, а также по информатике в рамках повышения квалификации медицинских работников.
Созданы условия для информационного обмена в муниципальной системе здравоохранения. Первые автоматизированные информационные системы «МУЗ-касса» и «МУЗ-объемы», разработанные в 2002-2003 гг. специалистами отдела инновационных технологий управления здравоохранения совместно с планово-экономической службой, были установлены во всех ЛПУ города, чтобы обеспечить единый подход к учету платных медицинских услуг и планированию объемов медицинской помощи в рамках территориальной программы госгарантий. Ежемесячно по электронной почте в серверные части системы «МУЗ-касса», установленной в Управлении здравоохранения, и в «МУЗ-объемы», которая находится в МИАЦ, поступает информация из каждого ЛПУ, обобщенные данные могут при необходимости использоваться Управлением без дополнительных запросов. Планируется, что по завершении Программы обмен информацией между ЛПУ, управлением здравоохранения и МИАЦ будет осуществляться в автоматическом режиме.
К настоящему времени во всех ЛПУ Хабаровска установлено 1369 компьютеров.
МИС «Медиалог» внедрена в МИАЦ и в 12 муниципальных ЛПУ, причем в 5 из них (в городских поликлиниках № 3 и 8, в Детской городской поликлинике № 3 и в поликлинике Городской больницы № 10) реализована комплексная автоматизация (автоматизированы лечебно-диагностические, административнохозяйственные и вспомогательные службы, завершен монтаж ЛВС, объединившей все рабочие места).
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 15 ■
РЧН
Региональные информационные системы
и информационные
технологии
2004 2005 2006 2007 2008
■ Количество АРМ
■ Количество пользователей
Рис. 1. Динамика внедрения МИС «Медиалог» в муниципальных учреждениях г. Хабаровска
Частичная автоматизация проведена еще в двух детских поликлиниках и двух домах ребенка (17 АРМ установлены только для службы ранней помощи детям с особенностями развития), в стоматологической поликлинике (пробная эксплуатация) и в Клинико-диагностическом центре. Все 35 ЛПУ города имеют выход в Интернет. В 31 ЛПУ установлена система «МУЗ-касса», а в 33 — система «МУЗ-объемы».
Наиболее интенсивный рост внедрений МИС «Медиалог» по сравнению с предыдущим годом отмечен после официального утверждения Программы в 2007 г., причем число пользователей МИС превышает количество АРМ, так как многие специалисты работают в две смены, кроме того, одно АРМ вместе с врачами используют и медсестры (см. рисунок 1).
Предполагается, что к завершению Программы будет внедрено около 1500 АРМ, более 3000 специалистов ЛПУ будут владеть
навыками работы с ПК. Планируется создание единой базы данных муниципального здравоохранения с возможностью ведения единого расписания приема специалистов, единой ЭМК каждого жителя города, что обеспечит преемственность лечения во всех ЛПУ. В результате будет создан паспорт здоровья города.
Сахалинская область
Департамент здравоохранения Сахалинской области с 2008 г. приступил к внедрению системы МЕДИАЛОГ в Сахалинской областной больнице, г. Южно-Сахалинск. Проект рассчитан на несколько месяцев. Автоматизация носит комплексный характер: система МЕДИАЛОГ будет установлена в нескольких отделениях на 100 рабочих мест. МИС должна помочь решить как лечебные, так и административные задачи. Областная больница является самым крупным лечебнопрофилактическим учреждением в Сахалинской области. Здесь работают специализированные отделения разного профиля, диагностические отделения, лаборатории, перинатальный центр и другие службы.
Работы по автоматизации начались летом
2008 г. В конце февраля — начале марта
2009 года стартуют работы по настройке рабочих мест и обучению персонала. К началу второго квартала 2009 г. запланирована сдача в эксплуатацию 60 рабочих мест корпуса консультативной поликлиники и 40 рабочих мест акушерско-гинекологического корпуса (перинатальное отделение). Для удобства администрирования и решения задач информационной безопасности весь комплекс реализуется в режиме терминального доступа. IT-служба больницы будет выполнять администрирование аппаратного комплекса и отдельные настройки системы, например, распределение прав пользователей. Характерными особенностями проекта являются сжатые сроки при значительных объемах работ по настройке и большом числе пользо-
16 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Региональные информационные системы
www.idmz.ru 2009, №4
■■■■
рчва
Таблица 1
География использования МИС «Медиалог» на Дальнем Востоке
Название лечебно-профилактического учреждения Год внедрения цццбн
ХАБАРОВСК. Городская клиническая поликлиника №3 2004-2006 72
Городская стоматологическая поликлиника № 19 2007 1
Дом ребенка специализированный № 1 2007 3
Дом ребенка специализированный № 2 2007 3
Клинико-диагностический центр 2008 76
Городская поликлиника № 8 2008 56
Городская больница № 10 2008 45
Детская городская поликлиника № 3 2008 40
Медицинский информационно-аналитический центр 2008 31
Детская городская больница № 9 2008 7
Детская городская поликлиника № 1 2008 5
Детская городская поликлиника № 17 2008 3
Родильный дом № 2 2008 22
Родильный дом № 4 2008 23
Городская поликлиника № 16 2008 71
Городская поликлиника № 15 2008 49
ВЛАДИВОСТОК. Медицинский центр «Лотос» 2003 нет данных
ЮЖНО-САХАЛИНСК. Городская поликлиника №4 2008 5
Детская городская больница 2008 10
Медико-аналитический центр 2008 1
Сахалинская областная больница 2008 5
Городская поликлиника № 1 2008 5
вателей системы МЕДИАЛОГ на Дальнем Востоке. В г. Хабаровске специалисты «Аль-вис» занимаются автоматизацией 36 ЛПУ в рамках масштабной «Программы информатизации отрасли здравоохранения г. Хабаровска на 2004-2008 годы». Сахалинский проект — новый шаг в развитии компании, связанный с признанием опыта сотрудников «Альвис» в соседних регионах и оценкой возможностей системы МЕДИАЛОГ.
В г. Владивостоке установлена в медицинском центре «Лотос», на Сахалине — в 8 ЛПУ, всего 41 рабочее место (таблица 1).
Эффективна для большинства ЛПУ поликлинического типа, хотя использование только платных операционных систем и СУБД является недостатком в условиях кризиса и дефицита бюджета на ИТ. Кроме того, стоимость лицензии «Медиалог» — одна из самых высоких на рынке МИС.
В Институте программных систем Российской Академии Наук разработан комплекс инструментальных программных средств и методик создания медицинских информационных систем, получивший название технология Интерин. На базе этой технологии реализо-
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 17 ■
РЧН
Региональные информационные системы
и информационные
технологии
ван ряд прикладных медицинских информационных систем, например, Информационная система управления Республиканской больницы № 1 — Национального центра медицины М3 Республики Саха (Якутия) КИС НЦМ, реализована при участии специалистов НЦМ М3 Республики Саха (Якутия). На ее основе создается Единая информационная система здравоохранения Республики Саха (Якутия) и Территориального фонда обязательного медицинского страхования. Данный продукт используется медицинской сетью частных клиник группы компаний «George» (Владивосток—Уссурийск).
Медицинская информационная система, созданная в технологии Интерин, представляет собой интегрированную информационную и функциональную среду, объединяющую элементы различных классов медицинских информационных систем. Система обеспечивает информационную поддержку всех служб медицинского учреждения: от документооборота и финансового учета до ведения клинических записей о пациенте, интеграции с медицинским оборудованием и поддержки принятия решений.
Интегрированная информационная система Интерин реализована в трехуровневой архитектуре (клиент — сервер приложений — сервер СУБД) и имеет распределенную структуру:
1. Центральный сервер (серверы) БД;
2. Серверы приложений, обеспечивающие многоуровневую работу приложений;
3. WEB -серверы для обеспечения удаленного доступа к информации через Интернет;
4. Серверы печати для формирования и печати сложных статистических документов;
5. Информационные серверы отделений для хранения оперативной информации;
6. Архивы информации.
В качестве сервера СУБД использован Oracle Server. В качестве сервера приложений используется Oracle Application Server. В качестве сервера печати используется Oracle Reports Server.
Следует отметить, что система ИНТЕРИН — весьма и весьма перспективная разработка, которая вполне отвечает требованиям единой информационной системы в отрасли здравоохранения. Весьма вероятно, что именно эта разработка станет основой и прообразом единой информационной медицинской системы в масштабах РФ.
«Восточная медицинская компания», известная своими проектами в области информатизации медицины, планирует использование МИС «Интрамед» (на основе СУБД Cach^) производства компании «Мед-кор-2000» (Москва) в ряде крупных проектов по автоматизации ЛПУ Хабаровского края.
DbMotion — медицинская информационная среда, базирующаяся на Интернет-технологиях и объединяющая эксклюзивные методологии и инструментальные средства, обеспечивающие управление разнообразной медицинской информацией.
Система dbMotion позволяет просматривать через Web-браузер в режиме реального времени актуальную информацию из истории болезни пациента вне зависимости от того, где оказывалась медицинская помощь. Уникальность системы заключается в возможности сбора информации из многочисленных источников, расположенных в различных клиниках и даже странах. При этом не требуется кардинальной замены существующих структур, изменения привычных методов работы, специальной подготовки персонала, что приводит к качественно новому уровню работы без нарушения повседневной деятельности организации. В результате множество проблем, с которыми ежедневно сталкивается врач, находят свое решение.
Во-первых, это значительная компенсация потери времени, связанной с поисками карт с информацией о пациенте, с передачей карт на консультацию специалистам, с отправкой медперсонала за результатами обследований. Во-вторых, предотвращение потери денег на повторные лабораторные исследования, так как предыдущие благополучно
18 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Региональные информационные системы
www.idmz.ru 2009, №4
■■■■
рчва
исчезли. А в-третьих, сколько раз врачи сталкивались с тем, что им просто неоткуда получить самую простую информацию, например, о том, какое лечение принимал больной ранее и нет ли у него аллергии на лекарства: больной ничего не знает и не помнит, медицинская карта затерялась в поликлинике или очередной больнице, врач в тупике. Но именно такие вроде бы маленькие, но очень важные проблемы значительно снижают качество медицинского обслуживания.
И еще одно колоссальное преимущество, предоставляемое системой dbMotion, — это гибкий доступ к системе из любого места больницы благодаря использованию разнообразных устройств: от настольного персонального компьютера до карманного беспроводного устройства.
Следует отметить, несмотря на все преимущества, это весьма дорогая система, полностью разработанная иностранной компанией.
Система автоматизации деятельности стоматологических клиник Adenta. Разработчик — Казачков И.Ю., ООО «Тетраком», г. Владивосток. Система построена по файл-серверной технологии.
Состоит из модулей:
1. Регистратура;
2. Л ечение;
3. История болезни пациента;
4. Взаиморасчеты, бухгалтерия;
5. Склад, материалы;
6. Ведение справочника материалов;
7. Зарплата.
Эффективна для небольших стоматологических ЛПУ и зубных кабинетов.
Система управления стоматологической практикой Dental4Windows™ (сокращенное название D4W) разработана австралийской компанией CENTAUR SOFTWARE. Система локализована и успешно используется в работе стоматологических клиник России, в том числе и Дальнего Востока.
Система позволяет соединить воедино
лечебный процесс и административное управление клиникой. Главная идея Dental4Win-dows™ заключается в том, чтобы перенести способ, которым осуществляет врачебную практику стоматолог, вместе со всей связанной с ней бумажной работой в компьютер, где ею значительно проще управлять и подвергать анализу.
В Dental4Windows™ есть все самое необходимое: электронный ежедневник для записи пациентов на прием, ведение истории болезни, графическое представление зубной формулы, составление плана лечения, ведение семейных счетов пациентов, учет расходных материалов, взаимодействие с техническими лабораториями при выполнении ортопедических работ, набор необходимых форм статистической и аналитической отчетности, система подготовки писем и напоминаний пациентам и многое другое. В системе предусмотрен интерфейс с радиовизиографами SCHICK, TROPHY, SIDEXIS, DIGORA, GEN-DEX, DEXIS, VIPERSOFT, DIMAXIS, CygnusMe-dia, DICOM, Image FX, VISIODENT, Dental Eye, Flexi Vision XRV, ImaginIT (CaptureLink), Mediadent, IOX, что позволяет осуществлять доступ к снимкам пациента с любого компьютера.
Dental4Windows™ предоставляет возможность пользователю оперативно вводить и анализировать результаты предполагаемого и проведенного лечения. Система имеет удобный и наглядный интерфейс пользователя. При вводе информации используется манипулятор типа мышь, удобная инструментальная панель и меню. Для работы с системой достаточно базовых навыков работы с Windows.
Эффективна для большинства стоматологических ЛПУ.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие медицинских информационных систем на Дальнем Востоке отражает ситуацию в РФ в целом, то есть находится в начале развития.
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 19 ■
РЧН
Региональные информационные системы
и информационные
технологии
Наиболее перспективными, с точки зрения внедряемых технологий, являются Республика Якутия и г. Хабаровск, где планомерно внедряются системы, изначально ориентированные на объединение в рамках города или субъекта Федерации и впоследствии легко интегрируемые в единое информационное пространство в рамках программы «Электронная Россия».
На остальных территориях Дальнего Востока пока внедряются системы, ориентированные на обслуживание только одного ЛПУ, без возможности консолидации получаемых данных и обмена ими. Максимум реализованного — это сбор данных в ФОМС из ЛПУ и обмен информацией между ФОМС и ЛПУ о взаиморасчетах и льготном лекарственном обеспечении, причем реализовано это разнородными и устаревшими системами. Часто отсутствует взаимодействие по внедрению медицинских информационных систем между органами управления здравоохранением города и субъекта Федерации, что исключает взаимодействие между муниципальными и областными (краевыми) ЛПУ, а также муниципальными и областными (краевыми) дата-центрами по обмену информацией о пациенте.
Нетрудно заметить, что наиболее перспективные системы используют СУБД Oracle Database и портальные решения, то есть ориентированные на работу в web-среде.
Телемедицина
Сейчас много говорится о телемедицине, хотя на сегодняшний день остается некоторое недопонимание — что же подразумевается под этим термином: построение структурированной кабельной системы (СКС) в масштабах области и региона? Настройка инфраструктуры Интернет-сети? Организация видеоконференций через Интернет?
В Хабаровском крае существуют краевой Телемедицинский центр на базе Института повышения квалификации специалистов здравоохранения Хабаровского края, Телемедицинский центр Дальневосточной железной дороги
ОАО «РЖД», Центр телемедицины Дальневосточного государственного медицинского университета (ДВГМУ), Телемедицинский центр Краевого перинатального центра, Центр телемедицины Краевой больницы №2. Кроме того, возможность проведения видеоконференций и видеоконсультаций имеют теперь врачи муниципальных ЛПУ: г. Комсомольска-на-Амуре, Нанайского, Бикинского районов.
В этих телемедицинских центрах на постоянной основе проводятся видеоконференции образовательной направленности, консультации пациентов с федеральными научными центрами и консультации пациентов из муниципальных образований с краевыми лечебными учреждениями. С районами, не имеющими соответствующего оборудования, используется технология проведения консультаций по электронной почте.
Работа Телемедицинского центра Дальневосточной железной дороги в первую очередь ориентирована на взаимодействие с передвижным консультативно-диа гностическим центром «Терапевт Матвей Мудров» со всеми вытекающими достоинствами и недостатками. Отделенческие и особенно узловые больницы ДВЖД в основном лишены возможности воспользоваться услугами телемедицинского центра. Здесь также в регулярном режиме проводятся образовательные и консультативные мероприятия с ведущими центрами Москвы и Санкт-Петербурга.
Таким образом, взаимодействие между федеральными, региональными научными и образовательными учреждениями и периферийными лечебно-профилактическими учреждениями с использованием телемедицинских коммуникаций развивается с каждым годом.
С целью реализации конституционного права граждан региона на равную доступность высококвалифицированной медицинской помощи в ходе развития сети телемедицинские пункты должны быть созданы во всех районах региона и подключены к телекоммуникациям, работающим в стандартах IP и ISDN.
.„0. ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Региональные информационные системы
www.idmz.ru 2009, №4
■■■■
рчва
Правовая основа развития региональной телемедицинской сети базируется на Постановлении Правительства Хабаровского края от 25.07.2005 № 86-пр «О ходе выполнения Постановления Губернатора Хабаровского края от 9 января 2002 г. № 6 «Об основных направлениях развития здравоохранения Хабаровского края на 2002-2005 годы» и мерах по дальнейшему развитию здравоохранения края на 2006-2010 годы». Постановлении Правительства Хабаровского края от 05.09.2005 №107-пр «Об основных направлениях развития информационно-коммуникационных технологий на 2006-2008 гг. в социальной сфере Хабаровского края», Приказе М3 Хабаровского края от 02.08.2006 № 242 «О развитии телемедицинских технологий».
Создание и развитие телемедицинской сети целесообразно проводить поэтапно в три очереди.
На первом этапе должна быть создана (как минимум) опорная телемедицинская сеть регионального центра, позволяющая:
• жителям региона получить доступ к консультативной медицинской помощи ведущих медицинских центров страны и зарубежья;
• медицинским работникам региона получить возможность повышения квалификации на базе ведущих медицинских центров страны и зарубежья без отрыва от производства;
• органам здравоохранения и руководству медицинских учреждений получить опыт внедрения телемедицинских технологий и подготовить кадры для их эксплуатации.
Создание первой очереди региональной телемедицинской сети, включая подготовку кадров, должно проводиться при организационной и методической поддержке ведущих медицинских учреждений и специализированных предприятий, имеющих собственный опыт создания и эксплуатации телемедицинских центров и пунктов.
На втором этапе телемедицинскими технологиями должны быть охвачены все районные
центры региона, а также населенные пункты, сравнимые с ними по количеству жителей. Кроме того, на втором этапе мобильными телемедицинскими комплексами должны быть оснащены подразделения МЧС региона. По окончании второго этапа телемедицинская сеть может использоваться для проведения организационных мероприятий органами здравоохранения (проведения селекторных совещаний, отработки взаимодействия органов здравоохранения с подразделениями МЧС и др.).
Подготовка кадров для районных телемедицинских пунктов должна осуществляться на региональном уровне.
На третьем этапе создания региональной телемедицинской сети должны быть созданы условия для ее полноценной эксплуатации, включая использование во всех крупных медицинских учреждениях медицинских информационных систем, развитие систем домашней телемедицины, а также создание и ввод в эксплуатацию хранилищ медицинской информации (прежде всего наиболее ресурсоемких данных лучевых исследований) с защищенным теледоступом.
В настоящее время широко используются возможности дистанционного обучения врачей и среднего медицинского персонала удаленных населенных пунктов территорий Дальнего Востока, откуда, учитывая огромные расстояния, добраться до медицинских ВУЗов региона бывает непросто, в лучшем случае один раз в пять лет, для получения сертификата специалиста. В этой связи показателен пример кафедры общей врачебной практики и семейной медицины ДВГМУ. Начиная с 2007 г., определенная часть циклов усовершенствования врачей и средних медицинских работников проходит в режиме дистанционного обучения.
На материально-технической базе кафедры был проведен ряд научно-практических видеоконференций: в марте 2007 г. — по организационно-методическим вопросам общей врачеб-
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■■ h ■■ ■ ■ ■■■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■
РЧН
Региональные информационные системы
и информационные
технологии
ной практики с Медицинским институтом Якутского государственного университета (МИ ЯГУ); в ноябре 2007 г. — Всероссийская научнопрактическая конференция «Решение проблем пациентов с ограниченными возможностями в первичном звене здравоохранения на примере больных рассеянным склерозом» совместно с Всероссийской ассоциацией рассеянного склероза. В мероприятии приняли участие врачи общей практики, неврологи, терапевты, педиатры, сотрудники профильных кафедр Дальневосточного государственного медицинского университета (г. Хабаровск), Медицинского института Якутского государственного университета (г. Якутск), Амурской государственной медицинской академии (г. Благовещенск), а также больные рассеянным склерозом и их родственники; в мае 2008 г. — региональная научно-практическая конференция «Дисциркуляторная энцефалопатия в амбулаторной практике» с участием
преподавателей трех медицинских ВУЗов Дальнего Востока и семейных врачей, терапевтов, педиатров, неврологов из 5 городов: Москвы, Якутска, Владивостока, Хабаровска и Благовещенска. Ведущие неврологические центры Москвы были представлены профессорами кафедры неврологии и нейрохирургии Российского государственного медицинского университета Е.И. Чукановой, О.А. Громовой.
На наш взгляд, будущее «телемедицины» — за портальными решениями и центрами хранения данных масштабов городов и областей, в которых будут собираться данные из ЛПУ различных типов. Это позволит создать базу знаний и среду для обмена информацией между врачами и коллективами. Но для реализации таких дата-центров необходима либо разработка стандартов обмена данными между дата-центром и ЛПУ, либо стандартизация ПО, использующегося в ЛПУ, например, как это делается в Республике Саха (Якутия).
Актуальный нормативный документ
УТОЧНЕН ПОРЯДОК РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛЬНЫМИ ДАННЫМИ РАБОТНИКОВ ФФОМС
Приказ Федерального фонда ОМС от 23 марта 2009 г. № 53 «О внесении изменений в Приказ ФОМС от 19 августа 2008 г. № 180»
Зарегистрирован в Минюсте РФ 20 апреля 2009 г. Регистрационный № 13 799.
Уточнен перечень сотрудников ФФОМС, имеющих доступ к персональным данным работников Фонда.
Изменения обусловлены кадровыми преобразованиями. Так, Фонд возглавляет председатель (ранее — директор), у которого есть советник и заместитель.
Полномочия данных должностных лиц в сфере работы с персональными данными работников ФФОМС остались прежними.
1 22 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■