УДК 61:654:681.3
ОТ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ ДО ЭЛЕКТРОННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ:
ЭВОЛЮЦИЯ ТЕРМИНОВ
В.М. Леванов,
ГБУЗ НО «Нижегородская областная клиническая больница им. Н.А. Семашко»
Леванов Владимир Михайлович - e-mail: ievanov@semashko.nnov.ru
Настояшая работа посвяшена анализу терминов, охватываюших различные направления
применения информационно-телекоммуникационных технологий в здравоохранении. Терминологический аппарат создавался с первых лет ХХ века и продолжает совершенствоваться в настоящее время. Показано, что эволюция понятий обусловлена как прогрессом технологий, так и расширением спектра задач, решаемых с их помошью. Термины «теледиагностика», «телемедицина», «медицинская телематика», «электронное здравоохранение» отражают последовательное расширение возможностей электронных технологий и соответствуют основным стадиям развития электронных услуг в здравоохранении.
Ключевые слова: телемедицина, медицинская телематика, электронное здравоохранение,
информационно-телекоммуникационные технологии.
The article is dedicated to the analysis of the terms of different directions of the introduction of information and telecommunication technologies in public health service. The terminological system has been created since first years of the XX century and it is still developing at present time. It is shown that the evolution of notions is determined by the progress of technologies and the widening of the range of tasks, solved with their help. Terms «telediagnostics», «telemedicine», «medical telematics», «electronic public health service» reflect the gradual broadening of potentials of electronic technologies and correspond with the main stage development of electronic services in public health.
Key words: telemedicine, medical telematics, electronic public health service, information and telecommunication technologies.
Прогресс в развитии информационных и телекоммуникационных технологий, происходящий в последние десятилетия, привел к качественным изменениям в различных сферах жизни общества, во многом преобразовав их содержание. Информатизация вообще часто ассоциируется с символом XXI века. В последние годы широко применяются такие термины, как «электронное общество», «электронное правительство», «электронные услуги» и т. д. Здравоохранение, являющееся частью социальной сферы, в полной мере вовлечено в процесс информатизации.
При этом применение информационных и телекоммуникационных технологий в медицине (далее - ИКТ) имеет свою особую историю, которую можно проследить, в том числе, по эволюции терминов, применяемых для обозначения соответствующих методов.
Естественно, что возможности ИКТ в здравоохранении на различных этапах истории определялись и определяются состоянием трёх составляющих: информационных, телекоммуникационных и медицинских технологий.
Наиболее ранние примеры использования ИКТ связаны с использованием радио, телефона, телеграфа, телетайпа, телевидения и, как правило, соответствующая терминология появлялась в научном архиве буквально через несколько лет после внедрения этих изобретений.
Соответственно, способ передачи электрокардиограммы по телефону, впервые реализованный В. Эйтховеном в 1905 г.,
был назван автором «телекардиографией». Для проведения телеконсультаций по радио, которые получили развитие в Голландии, Норвегии, Швеции, Италии в 20-30-х годах ХХ века, применялся термин «телегнозия» («telegnosis») [1]. При проведении дистанционных образовательных мероприятий для медицинских работников в 40-х годах было впервые применено определение «медицинское телевидение» («medical television») [2]. С появлением узких направлений использования в медицине телекоммуникационных технологий в обиход были введены такие термины, как «телепсихиатрия», «теледиагностика», «телерадиология» и т. д. [3, 4].
Стихийное возникновение и сосуществование сходных терминов для обозначения одних и тех же или близких направлений привело к необходимости упорядочения их использования, систематизации. В 70-х годах для обозначения дистанционной консультативной медицинской помощи был употреблён термин «телемедицина» («telemedicine») и его производные - «телемедицинская система», «телемедицинский центр». В практику они были введены научными исследованиями K.T. Bird (1971), R.L. Murphy (1974), R.G. Mark (1974). На протяжении двух десятилетий термин широко применялся для обозначения практически всех
видов применения ИКТ в медицине, и до тех пор, пока сфера применения ограничивалась консультативной медицинской помощью и дистанционной диагностикой, был вполне адекватным, дополняясь уточняющими понятиями для обозначения специализированных направлений (например, телекардиология, телерадиология, телепатология, теледерматология и другие) [5, 6].
Однако с развитием интернет-технологий, в частности, таких как электронная почта, WWW-сервис, несколько позже - видеоконференцсвязь, помимо традиционных телеконсультаций, появились возможности для эффективного применения ИКТ для решения задач образовательного, управленческого, научного характера. В связи с этим в середине 90-х годов XX века в зарубежной литературе появилось множество определений для телемедицины, в разной степени включающих расширяющиеся возможности ИКТ. Например, определение телемедицины в качестве средства «обеспечения медицинской помощью на расстоянии» ограничивало понимание термина исключительно телеконсультациями [7, 8].
Другие определения телемедицины помимо клинического включали и образовательное направление (дистанционное обучение) [9].
В последующем термин определялся более широко: «Телемедицина - это быстрое обеспечение медицинскими знаниями на расстоянии с помощью телесвязи и информационной технологии независимо от того, где находится пациент или где требуется нужная информация». Данная трактовка расширила смысловое значение, признавая под «телемедициной» возможность передачи любой медицинской информации и отождествляя ее с любыми существующими и перспективными направлениями применения ИКТ в здравоохранении [10].
В 1997 году ВОЗ предприняло попытку упорядочения использования различных определений и ввело в практику целое семейство терминов для обозначения различных применений ИКТ в здравоохранении. Всё пространство их применения было объединено понятием «медицинская телематика», которая определялась как «составной термин, означающий деятельность, услуги и системы, связанные с оказанием медицинской помощи на расстоянии посредством информационно-коммуникационных технологий, направленные на содействие развитию здравоохранения, осуществление эпидемиологического надзора и предоставление медицинской помощи, а также обучение, управление и проведение научных исследований в области медицины».
Для основных направлений медицинской телематики было предложено использование четырёх терминов [11]:
- телемедицина - составная часть медицинской телематики, означающая метод предоставления услуг по медицинскому обслуживанию с использованием информационнокоммуникационных технологий там, где расстояние является критическим фактором;
- телеобучение (телеобразование) медицинским знаниям и приемам - динамический процесс, способный катализировать изменения социальных установок, представлений, информации и навыков в результате использования информационно-коммуникационных технологий абонентами, медицинскими специалистами и общественными струк-
турами в целях пропаганды и содействия распространению передовых медицинских технологий;
- телематика в области медицинских научных исследований предполагает целый ряд разнообразных научных работ, направленных на решение медицинских проблем;
- телематика в области управления медицинскими услугами - это использование информационно-коммуникационных технологий в планировании, реализации, финансировании и оценке эпидемиологического надзора, а также качества, организационно-технического уровня и эффективности оказания услуг. Сюда входит надзор и мониторинг определяющих состояние здравоохранения факторов, а также управление трудовыми и производственными ресурсами.
Следует сказать, что в отечественной литературе и официальных документах вплоть до конца XX века преобладала расширенная трактовка понятия «телемедицина», под которой понимались практически все доступные направления применения ИКТ в медицине.
Так, в концепции программы «Российская телемедицина» (1997) дефиниция понятия включала как телемедицинские услуги в узком смысле термина (плановые и экстренные телеконсультации, внегоспитальный телемониторинг, дистанционную диагностику), так и образовательное направление («теленаставничество»).
Такой же подход прослеживается в Концепции развития телемедицинских технологий в РФ, утвержденной приказом Минздрава РФ и РАМН № 344/76 от 27.08.2001 г., где под основными направлениями применения телемедицинских технологий понимаются:
- телемедицинская консультация /теленаставничество (связь организуется по схеме «точка - точка», что обеспечивает обсуждение больного лечащим врачом с консультантом /методическую помощь специалиста или преподавателя врачу или студенту);
- телемониторинг (телеметрия) функциональных показателей (связь организуется по схеме «много точек - точка», когда данные многих пациентов передаются в консультативный центр);
- телемедицинская лекция /семинар (связь организуется по схеме «точка - много точек», при которой лектор (преподаватель) может обращаться ко всем участникам одновременно, а они, в свою очередь, могут обращаться к лектору, при отсутствии возможности общаться друг с другом);
- телемедицинское совещание /консилиум /симпозиум (связь организуется по схеме «многоточки» (сети), в результате чего все участники могут общаться друг с другом).
В 2002 г. при подготовке парламентских слушаний «О телемедицине и информационной политике в области охраны здоровья граждан РФ» [12] в программу развития телемедицины были также добавлены административноуправленческое направление и телемедицина при чрезвычайных ситуациях. В концепции законопроекта о телемедицинских услугах, рассмотренной на парламентских слушаниях, были также определены такие понятия, как:
- «телемедицинские технологии» - методы дистанционного оказания медицинской помощи и обмена специализированной информацией на базе современных информационно-коммуникационных технологий;
- «телемедицинские услуги» - предоставление медицинской информации и оказание медицинских услуг с применением
телемедицинских технологий и собственно деятельность по организации телемедицинских услуг;
- «телемедицинские консультации и дистанционные лечебно-диагностические манипуляции» - телемедицинские услуги по диагностике или лечению заболевания пациента, оказываемые консультируемому медицинскому работнику находящимися на расстоянии медицинскими работниками-консультантами;
- «телемедицинский мониторинг» - телемедицинские услуги по дистанционному наблюдению медицинского работника за показателями, характеризующими состояние здоровья наблюдаемого лица (пациента);
- «телемедицинское обучение», - направленное и адресное дистанционное обучение пациентов, осуществляемое медицинским работником;
- «интернет-медицина» - телемедицинские услуги по свободному распространению информации медицинского содержания.
Большой вклад в совершенствование терминологического аппарата электронного здравоохранения и телемедицины внесли российские учёные А.И. Григорьев (2001), Б.А. Кобринский (2002), С.П. Миронов (2002), В.Б. Наумов (2002), О.И. Орлов (2002), В.А. Пивень (2004), В.Л. Столяр (1999) и другие. Система терминов детально проработана также в трудах А.В. Владзимирского [13].
Наряду с этим, расширяющийся спектр электронных услуг в здравоохранении приводил к появлению новых терминов, например, В.К. Беляков (2006) предложил понятие «инфор-мология в здравоохранении», определив его как дисциплину о технологии рецепции, телекоммуникации, маршрутизации и передаче информации с использованием нейроре-цепторных, проводных, беспроводных, телерадио-, спутниковых и других каналов связи для оказания интеллектуальной помощи из любой точки Земного шара пациенту любого региона или государства и достижения эффективных диагностических и лечебных результатов.
Одной из причин «терминологического дрейфа» является динамичность взаимоотношений телемедицины и медицинской информатики. Если на ранних этапах становления телемедицина, в силу определяющего телекоммуникационного компонента, выступала как относительно самостоятельная ветвь медицинской информатики, то с распространением технологий, основанных на использовании распределённых баз данных, госпитальных, лабораторных, радиологических информационных систем, РДСБ-систем, предоставляющих медицинские данные для телеконсультаций, и других сетевых технологий, происходит процесс повторной конвергенции обоих направлений, при котором телемедицина на новом витке вновь приближается и даже «стыкуется» с медицинской информатикой.
Сегодня телемедицина охватывает все диагностические службы здравоохранения - функциональную, лучевую, морфологическую, лабораторную диагностику и большинство клинических направлений. В последние годы к традиционно применяемым технологиям, составляющим основу телемедицины -электронной почте, WWW-сервису, видеоконференцсвязи, добавились частные методики, например, видеонаблюдение, Web-трансляция, формирование удалённых баз данных, технология удалённого рабочего стола и т. д., что открыло новые возможности для реализации медицинских задач.
Вместе с тем, спектр электронных услуг непрерывно расширяется, охватывая новые клинические направления, профилактику, реабилитацию, экспертную деятельность, сан-эпиднадзор, а также управленческую, образовательную и научную сферы, медико-организационные услуги, включая дистанционную запись пациентов в консультативные центры, ведение электронных медицинских карт, баз данных, медико-социальных реестров и т. д.
Развитие ИКТ в здравоохранении в XXI веке происходит в общем контексте построения «электронного общества». В этой связи комплексные программы были приняты в Евросоюзе («Europe - 2002; 2005»), в Австралии, Бразилии, Канаде, США и других странах мира [14]. В России концепция «электронного общества» нашла отражение в программе «Электронная Россия - 2001-2010».
Общий прогресс в области ИКТ и диверсификация электронных сервисов в здравоохранении привели к необходимости разработки новой концепции их применения, и в т. ч. к обновлению терминологического аппарата. В 2005 г. в Резолюции ВОЗ «WHA 58.28 eHealth» был применен общий термин «электронное здравоохранение», под которым подразумевается «использование информационнокоммуникационных технологий как в данном конкретном месте, так и на расстоянии». В документе рассматриваются такие сферы использования информационнокоммуникационных технологий, как «обеспечение медикосанитарной помощи, эпиднадзора, общественное здравоохранение, управление, система финансов, образование, научно-исследовательская работа и экономическая деятельность, связанная со здоровьем», а также улучшение системы медицинских услуг, медико-санитарное просвещение и информирование граждан, подготовка кадров и т. д. [15].
В дальнейшем это определение было использовано в Меморандуме о сотрудничестве государств - участников СНГ в области создания совместимых национальных телемедицинских консультационно-диагностических систем (Кишинёв, 2008) и в Соглашении о сотрудничестве в создании совместимых национальных телемедицинских систем и дальнейшем их развитии и использовании в государствах -участниках СНГ (С.-Петербург, 2010).
В приведенных документах содержатся следующие определения:
- «электронное здравоохранение - экономически эффективная и надежная форма использования информационнокоммуникационных технологий в интересах здравоохранения и связанных с ним областей, включая службы медикосанитарной помощи, медицинского надзора, медицинской литературы, медицинского образования, знаний и научных исследований в области здравоохранения»;
- «телемедицина - комплекс организационных, финансовых и технологических мероприятий, обеспечивающих осуществление дистанционной консультационной медицинской услуги, при которой пациент или врач, проводящий обследование и лечение пациента, получает консультацию другого врача с использованием информационнокоммуникационных технологий, не противоречащих национальным стандартам»;
- «телемедицинские услуги - дистанционные отсроченные медицинские консультации, консультации в реальном времени, контроль физиологических параметров организма
пациента, проведение диагностических и лечебных манипуляций, обмен результатами обследования пациента, прочие медицинские услуги, а также медицинские видеоконференции, телеконсилиумы, телесеминары, телелекции, осуществляемые с использованием информационнокоммуникационных технологий».
Следует подчеркнуть, что телемедицина остаётся ведущим направлением использования ИКТ в здравоохранении, поскольку развитие дистанционной диагностики и медицинской помощи позволяет решать важные социальные задачи. Именно в телемедицине сосредоточены наиболее сложные технологии, связанные с получением, визуализацией, передачей, поиском и хранением медицинской информации, в то время как в большинстве других направлений электронного здравоохранения используются одна -две типовые телекоммуникационные технологии (например, видеоконференцсвязь, WWW-сервис или электронная почта). Поэтому в ряде случаев оба термина используются совместно, что, например, можно наблюдать в названии ведущей международной организации, объединяющей национальные телемедицинские ассоциации - ISfTeH (International Society for Telemedicine & eHealth -Международное сообщество по телемедицине и электронному здравоохранению).
Наряду с основными определениями совершенствуется терминологический аппарат для связанных с ним понятий. В программе модернизации здравоохранения на 2011-2012 гг. среди направлений информатизации, наряду с обменом телемедицинскими данными, предусматривается внедрение электронных медицинских карт, дистанционная запись на приём к врачу, что, безусловно, относится к электронным услугам здравоохранения и демонстрирует дальнейшее расширение их спектра.
Таким образом, за последние десятилетия терминология, относящаяся к применению ИКТ в здравоохранении, постоянно развивалась. В настоящее время наиболее общим термином является «электронное здравоохранение», включающим применение ИКТ в клинической медицине, образовании, управлении, организации, санэпиднадзоре, научных исследованиях, информировании, профилактике, реабилитации.
В российской научной и нормативно-методической лите-
ратуре для обозначения всего спектра электронных услуг в здравоохранении по-прежнему преобладает термин «телемедицина», что поддерживается документами, принятыми в начале 2000-х годов. В то же время в официальных документах последних лет активно применяется термин «электронное здравоохранение» и сопряжённые с ним термины в формулировках, принятых ВОЗ в 2005 году.
В настоящее время создан развитый понятийный аппарат, относящийся к сфере применения ИКТ в здравоохранении, позволяющий описывать в едином терминологическом пространстве объекты, явления и процессы, объективно относящиеся к данной сфере деятельности, который продолжает динамично развиваться под воздействием непрерывного прогресса электронных технологий, возникновения новых услуг и совершенствования нормативной базы электронного здравоохранения.
ш
ЛИТЕРАТУРА
1. Blanchard A. Am. J. Public Health Nations Health. 1937. Aug. № 27 (8). Р. 796-802.
2. Carrol W.W. Q Bull Northwest Univ. Med. Sch. 1949. № 23 (2). P. 207-214.
3. Baer L. Harvard Rev. Psychiatry. 1997. № 5. С. 7-17.
4. Brickier A.J. Am. Med. Assoc. 1959. № 169 (17). P. 1981- 83.
5. Грибунов Ю.П., Перов Ю.Л. и др. Морфологические и организационные аспекты использования телепатологии. М. 2006. 86 с.
6. Huang H.K. Computerized Medical Imaging and Graphics. 1996. № 20 (2). Р. 59-68.
7. Bashshur R.L. Telemed J. 1995. Vol. 1. № 1. Р. 34-38.
8. Sanders J. H. Telemed J. 1995. № 1. Р. 115-123.
9. McGee R., Tangalos E.G. Mayo Clinic Proceedings. Mayo Foundation for Medical Education and Research. 1994. № 69. P. 1131-36.
10. Telematics Systems for Health Care: AIM-92. Luxemburg: Office for Official Publications of the European Communities. 1992. 213 p.
11. Григорьев А.Г., Орлов О.И. и др. Клиническая телемедицина. М. 2001. 144 с.
12. О телемедицине и информационной политике в области охраны здоровья граждан Российской Федерации: Материалы парламентских слушаний, 20 мая 2002 г. М. 2002. 161 с.
13. Владзимирский А.В. История телемедицины: люди, факты, технологии. Донецк. 2008. 82 с.
14. Scott R.E. Ensuring eHealth solutions are sustainable. Global telemedicine and eHealth updates: Knowledge resources. Luxembourg: G.D. of Luxembourg. 2009. P. 89-93.
15. Электронное здравоохранение. Доклад секретариата ВОЗ. Врач и информационные технологии. 2005. № 2.