Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 2 (2), с. 81-85
УДК 330.101; 330.123.6
ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА КАЧЕСТВО И ДОСТУПНОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
© 2012 г. Т.Н. Демичева
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
tndem@bk.ru
Поступила в редакцию 10.05.2012
Рассматривается влияние использования информационно -коммуникационных технологий в области медицины на качество и доступность медицинских услуг. Выявляются проблемы внедрения ИКТ в российской системе здравоохранения. Предлагаются меры по повышению эффективности использования ИКТ в системе здравоохранения.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, медицинские услуги.
В контексте решения задачи формирования в России инновационной экономики достаточно серьезное внимание уделяется развитию информационно-коммуникационных технологий, способных значительно ускорить данный процесс. По определению А.В. Мельника, ИКТ представляют собой совокупность технологий, обеспечивающих производство, обработку, хранение и передачу информации [1, с. 15]. Соответственно, к продукту информационнокоммуникационных технологий можно отнести традиционные услуги телефонной фиксированной связи, услуги персональной мобильной связи, медиауслуги и интернет-услуги [2, с. 22].
В современных условиях правомерно говорить о серьезном воздействии использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на все сферы жизни человеческого общества. При этом можно выделить прямое и косвенное влияние ИКТ на уровень и качество жизни населения. При прямом влиянии люди являются непосредственными пользователями ИКТ, в то время как при косвенном воздействии они таковыми не являются. Например, к прямому воздействию относятся поиск через Интернет информации о профилактике заболевания, лекарственных препаратах, того или иного медицинского учреждения, запись на прием к специалисту. Косвенное воздействие ИКТ на уровень и качество жизни населения шире и масштабнее, чем прямое. К нему можно отнести использование ИКТ в учреждениях здравоохранения при организации дистанционных консультаций, консилиумов, использование системы электронных медицинских карт, серьезно сокращающее материальные и темпоральные
затраты и, соответственно, повышающее эффективность их деятельности.
В Распоряжении Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Об утверждении концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» в качестве основной задачи развития современной российской системы здравоохранения намечается «формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки» [3]. Такой подход к определению направления развития здравоохранения обусловлен, по нашему мнению, серьезными проблемами, накопившимися в российской медицине, значительно снижающими качество медицинских услуг и ограничивающими доступ к ним.
Наиболее серьезными среди проблем такого рода являются следующие.
1. Кадровая проблема в системе здравоохранения. В настоящее время профессия медицинского работника является одной из наиболее востребованных профессий на российском рынке труда. Так, согласно результатам проводящегося раз в два года исследования структуры вакантных мест, в российской экономике в 2010 г. и в группе специалистов с высшим образованием (47.5 тыс. вакансий врачей из 143 тысяч общего количества вакансий специалистов с высшим образованием), и в группе специалистов среднего уровня (47.5 тыс. вакансий из 102 тыс.
вакансий специалистов среднего уровня) наиболее востребованными оказались медицинские работники [4].
2. Диспропорции в расположении учреждений системы здравоохранения. Архитектура системы здравоохранения была создана таким образом, что основная масса крупных медицинских центров федерального значения располагается в Москве, что привело к резкому ограничению доступности качественных медицинских услуг для значительной части населения страны. Число пациентов, проходящих обследование в Москве, сократилось с 12-15 млн чел. в 80-е гг. ХХ в. до 1 млн в настоящее время. В результате наблюдается неполная загруженность столичных медицинских центров федерального значения, укомплектованных высококвалифицированными кадрами, в то время как около 7 млн чел. ежегодно нуждаются в дорогостоящей медицинской помощи [5].
3. Слабая материальная база и недостаточное финансирование системы здравоохранения. Количество больниц в России сокращается, значительная часть зданий медицинских учреждений находится в состоянии, близком к аварийному, а около трети оборудования изношено или нуждается в ремонте.
В значительной степени снятию напряженности и решению проблемы доступности и повышения качества медицинских услуг может способствовать использование информационнокоммуникационных технологий в сфере здравоохранения. В пользу их внедрения свидетельствует также необходимость организации качественного медицинского обслуживания малонаселенных пунктов, удаленных от крупных городов, где невыгодна организация медицинских учреждений с полным укомплектованием специалистами. 28 апреля 2011 г. Министерством здравоохранения и социального развития РФ была принята концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. В соответствии с этим документом ИКТ в сфере здравоохранения призваны решать следующие задачи:
1) профилактика и раннее диагностирование заболеваний, своевременное оказание медиин-ской помощи пациентам;
2) эффективное использование имеющихся ресурсов в здравоохранении, включая оборудование, предназначенное для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, дорогостоящие лекарственные средства, донорские материалы и препараты на их основе;
3) справочно-информационная поддержка принятия врачебных решений, в том числе по-
средством предоставления оперативного доступа к полной и достоверной информации о здоровье пациента в результате внедрения электронных карт здоровья, внедрение автоматизированных процедур проверки соответствия выбранного лечения стандартам оказания медицинской помощи, проверка соответствия назначенных лекарственных средств имеющимся противопоказаниям;
4) получение врачебных консультаций лицами, не имеющими возможности посещения медицинских организаций;
5) качественное образование, непрерывное обучение, проведение эффективных научных исследований, а также активное профессиональное взаимодействие медицинских и фармацевтических специалистов;
6) повышение уровня медицинской грамотности граждан;
7) повышение точности соблюдения пациентами полученных назначений за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий;
8) обеспечение сбора, хранения и доступа к базам данных с медицинской и управленческой информацией работникам здравоохранения и оказание услуг населению в данной сфере и так далее [6].
Зарубежный опыт свидетельствует, что социально-экономический эффект от внедрения и использования ИКТ в сфере здравоохранения весьма значителен. Например, согласно исследованиям, проведенным в США, внедрение электронных медицинских карт («паспортов здоровья») способно уменьшить заказ лабораторных и рентгеновских исследований на 914%; снизить дополнительные расходы на исследования до 8%; снизить количество госпитализаций, стоящих в среднем 16 тыс. долл. каждая, примерно на 2%; уменьшить избыточное потребление лекарств на 11%; полномасштабное внедрение медицинских информационных технологий в США может привести к экономии до 77 млрд долл. в год [7].
Исследования, проведенные в клиниках Норвегии, показали, что ввод электронных медицинских карт привел к сокращению затрат времени медицинских сестер на 10% [8]. Подобная экономия времени может быть использована различным образом. Например, для улучшения качества обслуживания клиентов; в целях увеличения количества обслуживаемых пациентов, без снижения качества предоставляемых услуг; для сокращения штата медицинского персонала с целью снижения издержек. При наличии в современной российской систе-
ме здравоохранения серьезной кадровой проблемы, о которой упоминалось ранее, наиболее актуальными являются два первых варианта использования экономии времени. Реализация этих направлений способна повысить качество предоставляемых медицинских услуг и расширить доступ к ним населения.
Опыт реализации программ информатизации деятельности медицинских учреждений в Уральском федеральном округе, Пермском крае, Нижегородской области, Краснодарском крае позволяет сделать следующие среднесрочные прогнозы по оценке эффективности данных программ: увеличение количества граждан, которым медицинская помощь стала доступна, -на 20%; рост доступа к различным видам медицинских услуг; снижение смертности на 5% и соответствующее увеличение средней продолжительности жизни; снижение временной нетрудоспособности до 20%; снижение инвалидности и осложнений, связанных с медицинскими ошибками, низким уровнем оперативности, полноты и достоверности информации о состоянии здоровья пациентов и имеющихся ресурсах в системе здравоохранения; увеличение выявления онкологических больных на ранней стадии, особенно по раку молочной железы (рак наружной локализации) - от 10% до 20% [7]; снижение дополнительных затрат на лечение несвоевременно диагностированных заболеваний, затрат, связанных с низким уровнем оперативности предоставления медицинской помощи по причине отсутствия необходимой информации, исправлением последствий медицинских ошибок, выплат по инвалидности, а также затрат, связанных с компенсационными выплатами в результате медицинских ошибок; снижение стоимости медицинской помощи за счет сокращения количества излишних лабораторных исследований и их дублирования, перехода на использование цифровых технологий при проведении радиологических исследований, снижения затрат времени медицинского персонала на поиск и доступ к необходимой информации о пациенте, работу с трудночитаемыми бумажными медицинскими документами, подготовку учетных и отчетных документов за счет повышения эффективности медико-экономической экспертизы и иных механизмов финансового контроля.
По некоторым оценкам, введение телекоммуникационных медицинских консультаций способно привести к снижению расходов на медицинские услуги российского населения ежегодно с 3.5-7 млрд долл. до 1.05-1.8 млрд долл. [7].
Однако следует отметить, что внедрение ИКТ в российскую систему здравоохранения сопряжено с наличием достаточно серьезных проблем и возникающих в ходе данного процесса рисков.
Для успешной реализации программ информатизации медицины необходимо оснащение учреждений системы здравоохранения современным телемедицинским и телекоммуникационным оборудованием. В 2011 г. в среднем по России на 10.6 работника государственных и муниципальных учреждений здравоохранения приходился 1 компьютер, менее 3% лечебнопрофилактических учреждений оснащено средствами телемедицины. Большая часть компьютерного парка медицинских учреждений используется в бухгалтерии и для автоматизированного учета оказанных услуг в интересах Федерального фонда обязательного медицинского страхования и частных страховых компаний, только около 20% - в процессе оказания медицинской помощи [6]. Финансовые средства, которые планируется направить на информатизацию здравоохранения, недостаточны, чтобы решить данную проблему. Всего в 2011-2012 гг. на информатизацию здравоохранения планируется направить 28.9 млрд руб., что составляет около 6% от общей суммы расходов на здравоохранение [9].
Использование ИКТ в системе здравоохранения предполагает наличие специалистов необходимой квалификации, способных работать с оборудованием и поддерживать работу самой информационной системы. В то же время одной из основных причин недостаточного внедрения ИКТ, обозначенных в Концепции развития отрасли информационных технологий РФ, был назван недостаточный уровень информированности и компьютерной грамотности населения [10, с. 6]. В этой ситуации возникает определенная сложность в создании рабочей группы из врачей и программистов.
Создание единой информационной системы в сфере здравоохранения требует наличия устойчивой связи, высокоскоростного Интернета. Дело в том, что информация медицинского характера требует зачастую очень быстрой передачи при больших ее объемах (например, когда речь идет о дистанционном консультировании при проведении экстренных операций). Однако, к сожалению, прокладка оптоволоконных кабелей возможна в настоящее время далеко не во всех населенных пунктах Российской Федерации, что создает определенные риски в реализации программ информатизации медицины. Отсутствие нормальных транспортных коммуникаций также
резко снижает эффективность работы мобильных телемедицинских систем.
В 2009 г. в целом по России 68.7% медицинских учреждений были подключены к Интернету, но только около 40% медицинских организаций подключены к Интернету через выделенные каналы. В 2009 г. к Интернету было подключено менее 3 компьютеров на 100 сотрудников. Оснащенность лечебно-профилактических учреждений компьютерной техникой растет недостаточно быстро [11, с. 44-46]. В настоящее время ситуация кардинально не улучшилась.
Среди рисков при создании единой информационной системы в сфере здравоохранения следует также назвать сложность сохранения конфиденциальности персональных данных пациентов при внедрении электронных медицинских карт.
В завершение данной статьи акцентируем внимание на том, что реализация программ информатизации российского здравоохранения способна значительно повысить качество предоставляемых населению медицинских услуг.
Повышению эффективности использования ИКТ в системе здравоохранения, по нашему мнению, должны способствовать следующие меры:
1) разработка и преподавание специализированных курсов для студентов высших и средних медицинских учебных заведений вузов по использованию информационных технологий в сфере здравоохранения; а также курсов в рамках системы повышения квалификации и переподготовки медицинских кадров;
2) увеличение целевого финансирования программ оснащения медицинских центров соответствующим оборудованием, обеспечения выделенного широкополосного доступа к Интернету;
3) создание специализированной электронной базы, доступной для всех медицинских работников с унифицированной системой взаимосвязи различных учреждений здравоохранения;
4) информирование населения о возможности пользования электронными ресурсами в системе здравоохранения.
Список литературы
1. Мельник А.В. Информационно-коммуникационные технологии в современных условиях: сущность и роль: Автореф. дисс. ... канд. философ. наук. Саратов, 2011.
2. Разроев Э. Инфокоммуникационный бизнес: управление, технологии, маркетинг. СПб.: Изд-во «Профессия», 2003.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Об утверждении концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
4. http://www.gks.ru/free_doc/2011/potrorg/potr10. htm
5. Использование новейших ИТ-технологий в здравоохранении // http://www.inforegion.ru/ru/main/ medicine/IT
6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2011 г. № 364 «Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» // СПС «Гарант».
7. Справка об использовании современных информационных технологий в вопросах повышения эффективности функционирования системы здравоохранения в Российской Федерации, включая предложения по ИКТ мероприятиям в приоритетный национальный проект «Здоровье» // http://www. inforegion.ru/common/img
8. Ellingsen E., Monteiro E. Big Is Beautiful. Electronic Patient Records in Norway 1980-2000 // Methods of Information in Medicine. 2003. Vol. 42.
9. Полякова М. ИТ в здравоохранении: риски, проблемы, горизонты // http://pharmapractice.ru/40111
10. Концепция развития отрасли информационных технологий РФ. Министерство информационных технологий и связи РФ. 01 октября 2004 г. М., 2004.
11. Доклад «О региональном опыте и основных барьерах на пути развития информационного общества и реализации электронного правительства». М.: Совет при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации, 2009.
IMPACT OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY ON THE QUALITY AND AVAILABILITY OF MEDICAL SERVICES
T.N. Demicheva
The impact of information and communication technologies in the field of medicine on the quality and accessibility of medical services is considered. Some problems of ICT introduction in the Russian health care system are identified. A number of measures for a more effective use of ICT in the health care system are proposed.
Keywords: information and communication technology, health care services.