УДК 677:687
С. А. Муртазина
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОГО ВЕЧЕРНЕГО ПЛАТЬЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Ключевые слова: вечернее платье, дизайн, полимерные материалы.
Вечернее платье является одним из неотъемлемых элементов гардероба современной женщины. С момента его возникновения оно сохраняло свои традиционные силуэты и формы. Однако современные технологии легкой промышленности позволяют использовать для его создания новые материалы, которые способствуют улучшению качества и эстетического вида вечернего наряда.
Keywords: evening dress, design, polymeric materials.
The evening dress is one of the integral elements of clothes of the modern woman. From the moment of its emergence, it kept the traditional silhouettes and forms. However, modern technologies of light industry allow using new materials, which promote improvement of quality and an esthetic type of an evening dress for its creation.
В современной легкой текстильной промышленности платье определяется как одна из распространённых разновидностей верхней одежды, с достаточно длинными полами, укрывающими тело и верхнюю часть ног. В прошлом различались мужские и женские платья, но по мере дифференциации мужской и женской одежды, платье стало характерной чертой именно женского гардероба.
За всю историю своего существования платья претерпели множенство изменений. Прежним во все времена оставалось лишь его предназначение - максимально подчеркнуть достоинства женской фигуры, создавать неповторимый образ. При этом определенные ситуации требовали соответствующих нарядов, что привело к появлению платьев разных назначений. Одним из таких нарядов для особого случая является вечернее платье. Сейчас вечерние платья являются верным спутником женщин на протяжении всей её жизни, начиная от первых школьных балов и выпускного вечера, до разнообразных светских приемов и вечеров [1].
Под вечерним нарядом подразумевается платье, которое женщина одевает на какое-либо официальное мероприятие. Вечернее платье - это облегающее длинное платье с летящей юбкой. В отличие от других видов одежды, где все наряды достаточно стандартны и однотипны, вечернее платье делает девушку привлекательной, выгодно выделяя ее среди других людей. Оно позволяет скрыть недостатки фигуры, подчеркнув её достоинства, стать стильной, женственной, неповторимой.
Вечерние платья надевают на торжественные приемы, вечера, светские рауты, назначенные на позднее время суток (обычно с семи часов вечера). Это официальный дресс-код серьезных, солидных мероприятий, куда мужчины приходят в смокингах или даже фраках. В вечернем платье принято посещать элитные рестораны, собираясь к ужину, а также являться в таком туалете в оперу, театр [2].
Несмотря на то, что вечерним принято считать платье длиной до пола, на сегодняшний день в моду вошли вечерние платья длиной «три четверти» и которкие платья, длиной чуть выше
колена, они выглядят более современно и универсально. Вечерние платья имеют безграничное количество моделей и расцветок. Материалами для изготовления современнных вечерних нарядов становятся не только классические и дорогие традиционные ткани, но и самые разнообразные их синтетические заменители.
Вечернее платье уходит своими корнями в средние века, когда этот предмет туалета носили лишь царственные особы, придворные дамы и фрейлины. В истории такого наряда впоследующем прослеживалась тенденция: от роскоши к простоте и обратно. Роскошь сменялась нарочитой простотой и скромностью, а затем на смену им вновь приходили элегантность и шик [3].
Современное вечернее платье
эволюционировало из бальных и выходных платьев, надевавшихся в XIX веке на балы, парадные выходы и торжественные случаи. Это - период, когда буржуазия, новый социальный класс, объявляет войну дворцам и его этикету. Появляется новый этикет, новые традиции в виде пикников и скачек, люди посещают театры, салоны, кафе. Вечернее платье, являясь продуктом капитализма, выходит далеко за рамки двора и его моды: на обед - наряд с маленьким декольте, на парадный визит -элегантное и строгое платье [2].
В 70 - 90-х годах XIX века центрами моды становятся буржуазные салоны, где проходит демонстрация богатства одежды. Слово «шик» - одно из самых популярных слов того времени. В костюме появляется новое направление - позитивизм (франц. от лат. «положительный»). Вечерние платья этого периода чрезвычайно перегружены украшениями и деталями. Они шились очень узким спереди, из-за этого дамам приходилось семенить маленькими шажками. Сзади такое платье как бы «обрушивалось» вниз целым каскадом лент, бантов, кружевных рюшей, бахромы [4].
В вечерних платьях второй половины XIX века преобладали тонкие цветовые сочетания: жемчужно-серый оттенок черного и белого, цвет сливочного масла - желтовато-кремовый, «винный» - коричнево-красные тона, фиолетовый, лиловый. Разные по фактуре ткани сочетались между собой
различными оттенками какого-то одного цвета. Эффект строился на оттенках, создаваемых комбинированием блестящей и матовой поверхности ткани. А к концу XIX века наиболее изысканным считалось черное или темное бархатное платье, украшенное у ворота и на рукавах старинным кружевом, слегка пожелтевшем от времени.
На рубеже XIX и XX веков, с наступлением эпохи стиля «модерн», женская фигура приобретает готическую вытянутость. Закрытое до подбородка серо-зеленое или пепельно-серое платье с многочисленными и объемными воланами, бантами и кружевом было символом загадочной женщины серебряного века.
Цельность женского силуэта основывалась на волнообразной линии, что подчеркивалось длинным треном и наклонным положением фигуры. Это было основной чертой стиля «модерн», который символизировал плавность линий стилизованного цветка. Роскошь тканей, сложный крой и фантазийная отделка обогащали одежду еще больше, применялись темные и приглушенные цвета, они должны были служить равновесием в очень богатом композиционном отношении женского платья [1].
1901-1905 гг. - в моде силуэт в виде буквы 8: из-за конструкции нового корсета - очень узкого, стягивающего талию, сплющивающего живот и спускающегося спереди до колен. Спереди на груди получался напуск - «голубиная грудь». Бальные платья имели юбку с треном, который красиво раскрывался веером вокруг туфелек. Силуэт в форме 8 создавал образ женщины-цветка - хрупкого и экзотического - лилия, орхидея. Кружева, изящная вышивка, отделка бисером и огромные шляпы завершали образ светской дамы [5].
С 1903 года платья становятся более свободными, постепенно исчезают корсеты. На протяжении всего XIX века художники, врачи, гигиенисты отстаивали идею освобождения женского костюма от корсета. Реформаторские движение выдвигало идеи свободного силуэта и ратовало за ниспадающие линии. Еще в конце XIX века Ван де Вельде предлагал более целесообразную форму женского костюма, пытаясь в спокойных линиях одежды «реформ» придать новую красоту телу женщины, перетянутому прихотью моды [6].
Первым дизайнером, который освободил женщину от корсета стал Поль Пуаре. Он убрал корсет с утягивающей талией, перенеся ее под грудь, тем самым удлинив ноги и создав более стройный и изысканный образ. Платье Пуаре держится на плечах -«древнегреческих опорных точках» - от них одежда легко ниспадает, открывая щиколотки, ткань играет, движется. Несколько деталей - пуговица, шаль, пояс ниже талии помогают держать его. Именно этот дизайнер сумел выразить в одежде признаки тогда лишь рождавшегося образа новейшего времени и определил совершенно особое место кутюрье в современном мире. Он стал диктатором моды, задающим не только фасон платья, но и стиль жизни [7].
В 1908 году парижский модельер Поль Пуаре представил модель, созданную под влиянием искусства Древнего Рима, Греции и Японии. В салонах дамы появлялись в туникообразных платьях с завышенной талией из полупрозрачных светлых тканей. Также у него появились наряды в восточном стиле. Для них характерны узкая юбка, лиф свободного покроя и расширенные рукава -«японка». Пояс охватывал талию и завязывался сзади или на боку пышным бантом [8].
В 20-е годы XX века светское общество увлекалось театральной модой и тогда же появляются удобные платья-рубашки для чарльстонов и джаза. На основе этого Коко Шанель вводит в моду рубашечного покроя маленькое черное платье из муслина с длинной нитью искусственного жемчуга. Оно появилось в память о погибшем возлюбленном. До того момента чёрный цвет, ассоциировавшийся с трауром, не пользовался успехом, но с приходом маленького чёрного платья стал весьма популярен
[4].
Платье Шанель чуть прикрывало колени, выполнено с простым полукруглым вырезом, длинными узкими рукавами. В нем отсутствуют такие излишества, как пуговицы, бахрома, оборки. Такое платье было доступно любой женщине, независимо от статуса и дохода, поэтому оно стало базовым нарядом женщин на весь последующий век.
Одновременно с этим в 1920-х годах появилось альтернативное направление в моделировании женских нарядов для выхода в свет - коктейльные платья. Великий дизайнер Кристиан Диор разделял понятия - вечернее и коктейльное платья. Вечерним он называл элегантное платье для второй половины дня, а коктейльным считал нарядное платье для раннего вечера [8].
В 1930-е, эпоху кинематографического гла-мура, вечерние платья начинают доходить до земли, открываются плечи и спина. Угловатые плечи округлились. Геометрическая линия формы одежды смягчается, и фигура в ней начинает изгибаться. В это время в моде вечерних нарядов смешивались два противоположных начала - простота и роскошь, но в целом костюм сохранял простоту. В моду вошли платья с атласным блеском, меха и бриллианты. В те годы придуманы все основные приемы декора для вечерних платьев, которые кутюрье используют и до сих пор [6].
Гениальное изобретение модельера Мадлен Вионне - крой по косой - обеспечило максимальное прилегание к телу еще до открытия лайкры и эластичных материалов. Платья из блестящего сатина не нуждались в пуговицах - достаточно было выреза [8].
В 40-е годы XX века силуэт вечернего платья сильно изменился, когда нехватка тканей из-за долгой войны спровоцировала моду на узкие и короткие вечерние платья. Единственной их функцией стало не сковывать движений и не бросаться в глаза, не быть сексуальной и светской. Плечи увеличиваются за счет плечевых прокладок, талия туго затягивалась широким поясом. Встречаются элементы мужского военного типа:
карманы, кокетки со складками. Но иногда присутствовали и чисто женские детали в виде кружевных воротничков, бантов, жабо [4].
После окончания Второй мировой войны в моду вновь вошли силуэты, популярные в XIX веке. В 50-е годы ХХ века вернулась женственность: нижние юбки, широкие пояса, пуританский закрытый верх и целомудренный низ. И снова модницы туго затянули свои талии в корсеты. Корсеты помогали создавать внушительные изгибы, демонстрируя примеры совершенства женского тела.
Начиная с 60-х годов ХХ века фасоны вечерних платьев становятся смелее. Именно тогда в моду вошли «мини». Также характерной чертой моды конца 60-х годов стали платья невероятных расцветок, на них появляются замысловатые геометрические рисунки. Декоративной тесьмой, шнуром, ручной вязкой, бахрамой, бейкой часто украшались края воротника, борта, рукавов, карманов, клапанов. В мировой моде появляется одежда в стиле «а-ля рюс» (в русском стиле) [4].
1970-е годы породили спрос на экстравагантность, и платья стали похожи на карнавальные балахоны. А в 80-е годы наступает время почти вульгарной роскоши: платья из золотых и серебряных тканей, блёстки, крупные клипсы и браслеты, колье из золота и драгоценных камней.
90-е годы ХХ века отличаются смешением множества стилевых направлений: женщины могли носить вечерние платья в стиле ретро, гранж, неопанк, американский минимализм, а также в классическом и экологическом стилях. Возвращаются подзабытые кружева, рюши, воланы и оборки. В это десятилетие вернулась мода на коктейльные платья, их вновь начали включать крупнейшие модные бренды в свои коллекции [6].
Именно в этот период более дешевый, но качественный синтетический текстиль начинает смело вытеснять традиционный. Современные технологии позволяют создавать разнообразные ткани с содержанием полимерных волокон не уступающие дорогостоящим по качеству и фактуре, а также способные улучшить форму изделия [9].
С начала XXI века не существует строгих критериев в выборе вечернего платья. Грань между вечерними и коктейльными нарядами постепенно исчезла, и коктейльное платье завоевало право полноценного вечернего туалета. Необходимо отметить, что во втором десятилетии нового века платья стали представлять собой некое переосмысление нарядов прошлых лет и даже столетий. В моде могут быть модели в стиле 20-х или 70-х XX века, а также детали кроя,
свойственные платьям XVII или XIX столетий. Главными чертами платья современного поколения являются интерпретация и новые сочетания цветов и фактур, использование нетрадиционных и неожиданных материалов как в изготовлении самого платья, так и в его декоративном решении.
Сейчас дизайнеры отмечают полное смешение стилей. Вечернее платье может шокировать, эпатировать публику или, наоборот, поражать своей скромностью и невинностью. Главное, по признанию кутюрье, у каждого вечернего платья должен быть свой шарм. Сдержанностью хорошего вкуса ныне отмечена длина одеяний: никакого вызывающего минимализма [3].
Таким образом, вечернее платье появилось на основе бальных платьев прошлых веков. С конца XIX века начинается развитие современного вида данного наряда. За вековой период своей эволюции вечернее платье не потеряло актуальности, и вплоть до сегодняшнего дня оно является непременным элементом женского гардероба и дизайнерских коллекций вне зависимости от сезона.
Литература
1. Дзеконьска-Козловска, А. Женская мода XX века: перевод с польского / А. Дзеконьска-Козловска. - М.: Легкая индустрия, 1977. - 296 с.: ил.
2. Вечерние платья [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.compromesso.ru/wiki/platya, свободный.
3. Моржавикова, А. От роскоши к простоте и обратно: эволюция вечернего и коктейльного платья [Электронный ресурс] / А.Моржавикова // Журнал о моде и шитье «Осинка.ру». - 2011. - Режим доступа http://www.osinka.ru/Moda/Style, свободный.
4. Дудникова, Г. П. История костюма: Учебник / Г.П.Дудникова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 352 с.
5. Захаржевская, Р.В., История костюма: От античности до современности / Р.В.Захаржевская. - М.: РИПОЛ классик, 2005. - 288 с.: ил.
6. Сидоренко, В.И. История стилей в искусстве и костюме / В.И.Сидоренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. -480 с.
7. Васильев А.А., Поль Пуаре [Электронный ресурс] /А.А.Васильев. - Режим доступа http://a-vassiliev.livejournal.com/5595.html, свободный.
8. Зелинг, Ш. Мода: Век модельеров 1900-1999 гг. / Ш.Зелинг, пер. с нем. Ю.Бушуевой, Г.Яшиной. - Кёльн: Konemann, 2000. - 656 с.
9. Хамматова, Э.А. Цвет и фактура текстильных материалов с содержанием полимерных волокон, влияющих на форму изделий / Э.А.Хамматова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2012. - Т.15. - № 14 - С. 164-165.
© С. А. Муртазина - канд. пед. наук, ст. преподаватель каф. дизайна КНИТУ, sweta_albertovna@mail.ru.
© S. A. Murtazina - candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the department «Design» of KNRTU, sweta_albertovna@mail.ru.