Научная статья на тему 'Феномен Надежды ламановой: искусство и реальность'

Феномен Надежды ламановой: искусство и реальность Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1042
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен Надежды ламановой: искусство и реальность»

П.А.Филатова

ФЕНОМЕН ПАДЕЖДЫ ЛАМАПОВОЙ: ИСКУССТВО И РЕАЛЬНОСТЬ.

Первые годы двадцатого столетия протекали в постоянных поисках новых форм художественной выразительности. В конце XIX— начале XX века, наряду с общим стилевым единством главенствующего модернизма, в живописи и других видах искусства стали появляться более смелые тенденции. Поваторы вели поиски нестандартных выразительных художественных средств и позиционировали себя "идущими впереди", или авангардом. В авангарде отражалось множество художественных направлений, более острых и радикальных, чем модернизм. Родоначальницей почти всех вариантов модернистских направлений: абстракционизма, дадаизма, пуризма, сюрреализма, фовизма, кубизма — стала Франция. Экспрессионизм получил развитие в Германии. Паиболее близкими модернистскими направлениями для России стали символизм, футуризм, кубизм, конструктивизм.

Стилистическое разнообразие отражалось в оформлении интерьеров, предметах быта, костюмах, манерах поведения.

Образ модной вещи рождает художник. Тиражирование идеи не стирает индивидуальность ее творца. Талант ищет новые формы своего воплощения, в том числе и через попытку синтеза в себе сразу нескольких видов искусства. Примером синтетической работы в области высокой моды стал французский дизайнер Поль Пуаре. В его творчестве мода и искусство соединились в единое целое. П. Пуаре стал новатором в создании новых форм европейского быта и платья, внес значительный вклад в развитие многих видов прикладного искусства, играл не последнюю роль в создании театральных костюмов. Все вещи, от выбора ткани до подставки для ароматической свечи: мебель, парфюмерия, аксессуары, — носили его эстетический отпечаток. Идеи Поля Пуаре принесли успех многим новаторским проектам в области моды и нашли воплощение в творчестве его коллег и последователей.

Моделированием одежды увлекся и Л. Бакст. Успех "Русских сезонов" побудил владельцев домов мод обратиться к Л. Баксту за помощью в создании эскизов платьев. Л. Бакст являлся одним из создателей балетных костюмов антрепризы С. Дягилева, что дало ему возможность органично продолжить работу по созданию эскизов дамской одежды, в том числе и для известных Модных Домов. Моделирование костюмов открывало ему безграничные горизонты для экспериментов в области декоративного искусства. Л. Бакст занимался эскизами мебели и женского платья для модных парижских домов П. Пуаре и И. Пакен. Восточным пряным ароматом "Русские сезоны" вскружили голову всей Европе. Они показали не только сценическое мастерство оперных и балетных спектаклей, но и задали ориентальные тенденции в развитии моды на ткани, одежду, фарфор, цвета и духи.

В моду вошло все русское вообще и те виды искусства, которые не требовали перевода: живопись, музыка, танец, декоративно-прикладное искусство.

В мире русской моды наиболее интересным и талантливым художником стала Н.П. Ламанова.

Надежда Петровна Ламанова родилась 14 декабря 1861, в деревне Шузилово под Нижним Новгородом. Отец — полковник, мать — дворянка, помещица. Н.П. Ламанова рано потеряла родителей. Воспитывалась у тетки по матери, в Москве. Окончила восемь классов первой женской гимназии. После смерти тетки пошла учиться на курсы кройки и шитья О.А. Суворовой, чтобы содержать своих младших сестер. Успешно окончив курсы, работала "моделистом" в знаменитом ателье мадам Войткевич, где применила свой метод моделирования одежды — она создавала костюмы, закалывая ткани и прикрепляя отделку декора в нужных местах булавками. Одеваться у Ламановой считалось модным и престижным. Вскоре, благодаря исключительному таланту и тонкому вкусу, она становится ведущим специалистом и в 1885 году открывает собственную мастерскую на Большой Дмитровке, в доме Адельгейм. Вскоре Н.П. Ламановой присуждают титул "Поставщика Двора Ея Императорского Величества".1

I.

Значимую часть своей творческой жизни Н.П. Ламанова отдала созданию "искусства для искусства", в отличие от "искусства для быта". С одной стороны, она полностью растожде-ствляется с реальностью, создавая костюмы для спектаклей МХАТа и "Драмбалета", к фильмам Я. Протазанова, Г. Александрова, С. Эйзенштейна. И в то же время Н.П. Ламанова постоянно находится в потоке бытия: платья для высшего света на рубеже Х1Х-ХХ веков; пролетарская мода 20-х; туалеты для партийной элиты 30-х.

Ситуация выглядит противоречивой только на первый взгляд. Парадокс присущ любому феномену. Гений всегда парадоксален. Гениальности Н.П. Ламановой не было нужды проходить проверку временем, время само стало материалом в её руках: костюмы для придворных балов в Зимнем дворце; "Поставщик Двора Ея Императорского Величества"; восхищение художников В. Серова, И. Грабаря, А. Бенуа, К. Сомова, Л. Бакста; разгром мастерской "Модный мастер дамского платья" на Тверской; арест московской ЧК, Бутырка; работа в Наркомпросе; "Гран-при" на Международной выставке в Париже. Универсальность Гения...

В начале века в моду входят нарядные платья, украшенные русским кружевом и вышивкой. Интерес, возникший к отечественному народному творчеству, вылился в придворный костюмированный бал, который проходил в Эрмитажном театре Зимнего дворца 22 января 1903 года. Все участники бала были одеты в русский костюм XVII века, многие из которых были изготовлены в ателье Н.П. Ламановой. Одна из гостей этого бала и клиентка Н.П. Ламановой княгиня Варвара Долгорукая вспоминала: " Среди самых прекрасных костюмов бала были и те, что скопировала со старинных образцов сама Ламанова для своих клиентов. Среди них была и моя сестра, графиня Софья Ферзен. В этом костюме и украшениях она выглядела замечательно. Знаменитая московская создательница мод Надежда Петровна Ламанова обладает удивительным талантом, вкусом и

стилем. Она была русским гением элегантности. Мы ею гордились. Пикто не мог сравниться с ней, безусловно, даже и среди больших французских домов моды".2

Туалеты Чарльза Ворта остались в XIX веке. К 1900-м годам платья поменяли крой и силуэт. Ленивые и изломанные линии модерна изогнули женскую фигуру латинской буквой Верх платья с небольшим напуском переходил в юбку, напоминавшую перевернутую удлиненную ликерную рюмочку, узкую талию перетягивал широкий пояс. Приглушенные цвета: палевый, розовый, сиреневый, жемчужно-серый — придавали образу изнеженный романтичный характер. Туалеты шились из дорогих материй: бархата, шифона, шелка, атласа, тюля, муара. В качестве декора использовались стилизованные в духе модерна флористические мотивы. Еще одной характерной особенностью костюмов П.П. Ламановой было обилие декора: рюши, плиссе, аппликация с применением различных материалов, кружево, тяжелая фактурная вышивка и вышивка, исполненная в самых разнообразных техниках. Для нее использовались пайет-ки, бисер, стеклярус, канитель, бить, жемчуг, шелк. (Илл. 1). Женские туалеты этого периода были наполнены скрытым эротизмом:

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом По аллее олуненной Вы проходите морево... Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева -А дорожка песочная от листвы разузорена -Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый.

(1911).3

Изящный утонченный модерн овеществлялся в архитектурных конструкциях, интерьере и декоративно-прикладном искусстве. Морская пена и лилии пруда застывали в мраморе, меди, бронзе, превращались в рисунки из майолики, разноцветные витражи, глазурь каминов, золотую мозаику, стекло.

Однако в костюме изломанный стиль модерна поменялся раньше, чем в других видах искусства. Женщины жаждали интеллектуального и социального равенства. Массовое увлечение

спортом подводит к высвобождению тела из жесткого корсета. Платья становятся просторнее. Женщина приобретает самостоятельность, она одевается без помощи прислуги. С исчезновением корсета уходит образная линия костюма. Платье приобретает стройный, строгий силуэт. В России получает признание стиль платья с завышенной талией, революционно предложенный Полем Пуаре. Лиф делается мягким, с небольшим напуском и завышенной талией. Узкая прямая юбка с треном укорачивается спереди до щиколотки. Лаковая и шелковая обувь раскрывается полностью. В двухслойных платьях верхний слой становится короче, превращаясь в ассиметричные туники разной формы и длины. Пастельные краски дамских туалетов заменяются экспрессивными. Сочетание цветов экзотично ярко. Под впечатлением балетов дягилевских сезонов "Синий бог", "Шехеразада", "Жар-птица", созданных русскими художниками объединения "Мир искусства", Поль Пуаре предлагает дамам восточные шаровары. "Виновник этого нововведения Л. Бакст писал о событиях 1912 года: "Два года назад я ввел в Париже дамские шаровары. Это нововведение было встречено толпой как что-то чудовищное, развратное. Модели, одетые по моим рисункам и пущенные фирмами в общественные места, подвергались осмеянию и чуть ли не избиению. Но шаровары действительно были удобны, и это признавали парижанки, которые взяли шаровары с улицы и перенесли их к себе домой. Они сделались самым популярным домашним костюмом для приемов".4 (Илл. 2).

В платьях Н.П. Ламановой 1910-х годов появились новые тенденции: все чаще заметны отголоски неоклассицизма, вскоре получившего широкое распространение и в других видах искусства. (Илл. 3).

В моделях конца первого десятилетия века Н.П. Ламанова применила прием многослойности— "платье на чехле". Полупрозрачные материалы: тюль, шифон, газ или кружево — она накладывала на плотную ткань: бархат, шелк, атлас. Обе ткани были одного цвета, — тогда возникал эффект цветовой приглушенности и глубины, — либо контрастных цветов, что

значительно обогащало цветовую палитру изделия. Особенность моделей Н.П. Ламановой этого периода в том, что она берет легкую ткань и богато украшает ее вышивкой из жемчуга, кораллов, металлической нити, стекляруса, бисера, пайеток. На фоне моделей модерна светлых тонов появляются платья из тканей контрастных ярких цветов (влияние костюмов Л. Бакста и А. Бенуа для "Русских сезонов"). В платьях "на чехле" контрастные в цветовом отношении и разные по фактуре ткани, как, например, ярко-апельсиновый атлас под черным шифоном, украшались шелковой бахромой, кистями, ручной вышивкой. В моде украшенные стеклярусом и бисером труакары, надеваемые на плечи сверху атласного платья. (Илл. 4 и 5).

В одном из подобных туалетов художнику Константину Сомову позировала дочь крупного промышленника и банкира Е.П. Носова:

"Сидит она в белом атласном платье, украшенном черными кружевами и кораллами, оно от Ламановой, на шее у нее 4 жемчужных нитки, прическа умопомрачительная, ... — точно на голове какой-то громадный жук", — писал К.А. Сомов своей сестре А.А. Михайловой в январе 1910 года. Модель мучила художника, будоражила воображение: "И я в первый раз вчера взял краски, набросал такую рожу, так неверно и так гадко, что хотелось ей сейчас же признаться в своей немощи и ретироваться навсегда".5, (Илл. 6).

Поль Пуаре был восхищен работой московской художницы. В октябре 1911 года он приехал в Москву с новой коллекцией дамских платьев силуэта под названием "реформ" с завышенной талией. Показ сопровождался лекциями П. Пуаре "О современной моде" и проходил в модельном доме Н.П. Ламановой. Эта акция произвела на современников ошеломляющий эффект. "Московская газета" от 21 октября 1911 года сообщала: "... восходящее светило парижских портных, творец знаменитой юбки-шаровар, Поль Пуаре прочел в ателье г-жи Ламановой свою первую лекцию о современном дамском платье. Лекция сопровождалась демонстрацией моделей, привезенных из Парижа ... Шесть

прелестных француженок дефилировали перед присутствующими в туалетах самых разнообразных стилей". Газета "Руль" ей вторила: "... они ходят, как французские трагические актрисы с величавыми жестами".6 И. Грабарь посетил лекцию-показ моделей и спустя несколько дней писал А. Бенуа в Петербург о своем впечатлении следующее: "Третьего дня мы тут с Серовым получили огромное наслаждение и на редкость хорошо провели вечер. Приехал сюда Поль Пуаре и привез с дюжину пробир-мамзелек и с сотню туалетов. И все это у Ламановой в ее новом palazzo прохаживалось в анфиладе зал. Черт знает до чего было хорошо".7 Показ моделей проходил 21, 22 и 23 октября. На последнем сеансе французского кутюрье В. Серов увлеченно зарисовывает модели платьев.

Позднее П. Пуаре вспоминал: "Ламанова была выдающейся портнихой и в то же время стала моей дорогой подругой. Она мне открыла очарование Москвы — этих драгоценных ворот в Азию. Она и сейчас мне видится на фоне икон Кремля, куполов собора Василия Блаженного, прекрасной коллекции картин Василия Щукина".8

В 1911 году, к 50-летию Н.П. Ламановой, художник Валентин Серов создает ее портрет. С.С. Мамонтов в своих воспоминаниях о В. Серове пишет: " Сеансы должны были прерваться по случаю отъезда за границу г-жи Ламановой и возобновились только осенью. ... За истекшее время Серов успел лучше с нею познакомиться и узнать ее характер — уловил характерные для нее жесты и выражения.

Потому, приступая вновь к исполнению портрета, он сразу выказал недовольство первоначальным своим наброском — нашел его манерным и малоправдивым.

Решительно перевернул картон и начал все снова".9

Композиция и замысел последней работы В. Серова передает в узнаваемых характерных чертах модели образ спокойной, уравновешенной, возвышенной натуры. С.С. Мамонтов отмечал: портрет был исполнен "упрощенной серовской манерой,

как нарисованы его портреты танцовщиц Павловой и Иды Рубинштейн".10

Скоропостижная смерть В.Серова прерывает почти готовую работу. Пабросок портрета П.П. Ламановой остался незаконченным. Портрет был куплен Третьяковской галереей и показан в начале декабря 1911 года вместе с другими работами художника на выставке "Мир искусства" сначала в Москве, затем в Петербурге. После революции последняя, незаконченная работа В. Серова хранилась в собрании В.И. Мухиной, позже наследников В.И. Мухиной, в Москве. В конце прошлого века портрет П.П. Ламановой находился в частной коллекции В.А. Замкова в Петербурге. (Илл. 7).

II.

Во время Октябрьской революции 1917 года и в суровое время военного коммунизма принцип эгалитаризма лег в основу идеологии нового социалистического государства. В его декретах концепция всеобщей уравнительности стала принципом организации общественной жизни.

П.П. Ламанова потеряла имение, дом, состояние. Ее мастерская на Тверской "Модный мастер дамского платья" подверглась разгрому. Закроечные столы сожжены холодной зимой 1919 года. В конце того же года П.П. Ламанова была арестована московской ЧК. Два с половиной месяца она провела в Бутырской тюрьме "за дворянское происхождение" и была освобождена только благодаря вмешательству Максима Горького. Песмотря на потрясение и потери, радикальный поворот в ее судьбе, совершенный пролетарской революцией, П.П. Ламанова осталась в России и в пятьдесят восемь лет начинает новый этап своей жизни при художественно-производственном подотделе Паркомпроса.

Расцвет русского авангарда в России совпал с волной войн и революций, приведя к обновлению всего художественного языка. Он придал особую масштабность утопическим надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства. Конструктивизм, выделившийся в самостоятельное направление в

русском авангарде, наложил отпечаток на всю предметно-бытовую среду 20-х годов.

Н.П. Ламанова выявляет новые аналитические идеи взаимоотношения конструкции, линии и цвета при разработке новых платьев женского гардероба. Аскетизм первых революционных лет заставляет рационально использовать материал, вкладывая в идею построения модели принцип функционализма. (Илл. 8 и 9).

Ламанова делает модели из подручных материалов. Силуэт платьев — рубашка. Ткани предлагаются однотонные. В качестве декора — подлинные полотенца, фрагменты вышивок, узорчатая ткань. Расположение отделки характерно для народного костюма: плечи, грудь, подол. В едином ансамбле выполнялся головной убор. Главным в ее моделях этих лет остается национальная самобытность.

На Первой Всероссийской конференции по художественной промышленности в 1919 году Н.П. Ламанова делает доклад, в котором намечает основную линию развития бытового костюма: "Искусство должно проникнуть во все области жизненного обихода, развивая художественный вкус и чутье в массах. Одежда является одним из наиболее подходящих проводников.

.. .Художники должны в области одежды взять инициативу в свои руки, работая над созданием из простых материалов простейших, но красивых форм одежды, подходящих к новому укладу трудовой жизни".11

В Советской России в 1918-1921 годах конструктивизм развивал идеи "социальной инженерии", своего рода евгеники, пытаясь создать "нового человека" путем радикального преобразования окружающей его предметно-бытовой среды. Суть конструктивизма заключена в его функциональности. Он нашел свое отражение в прикладных видах изобразительного искусства, архитектуре, моде. Одним из основоположников конструктивизма и родоначальника советского дизайна был А.М. Род-ченко. Он являлся мастером фотоискусства, художником театра и кино, одним из зачинателей фотомонтажа и рекламы в СССР. Производственное и агитационное искусство начала 20-х годов

являлось идеологической доминантой. Сотрудничество А. Род-ченко с В. Маяковским в области советской рекламы привело к созданию плакатов, вывесок, различных видов упаковки, значков, марок.

Лаконичные конструкции геометрических форм выразили себя в рациональных формах бытового пролетарского костюма. Определенные установки архитекторов-конструктивистов и принципы построения костюма составляли единое стилевое направление.

В 1922 году П.П. Ламанова разрабатывает теоретическую программу моделирования, где провозглашает основные принципы творчества современного модельера:

1) функция: назначение костюма определяет его материал;

2) материал: ткань модели определяет его форму;

3) фигура;

4) форма: конфигурация изделия определяет декор.

В основу ее кроя лег прямоугольник. Простота расклада выкройки на материале, отсутствие обрезков ткани, дешевизна готовых вещей давала возможность массового производства моделей, предложенных П.П. Ламановой. (Илл. 10 и 11).

Повая экономическая политика мгновенно оживила промышленность и частный сектор. Парижские моды проникают через границу Советской России. В 1924 году П.П. Ламанова открывает кустарную мастерскую. Она создает модели для российских и международных выставок по заказам Кустэкспорта и других организаций. В основе моделей — народные мотивы и народное творчество. Ткани выбираются дорогие, акцент делается на отделке.

Силуэт платьев вытягивается, хлопчатобумажные и льняные ткани заменяются более дорогими — шелком, шифоном, тонкой шерстью. В моде силуэт подростка. Прямое платье с заниженной талией, нитка длинных жемчужных бус. Укорачивается длина юбки. Гладкая прическа, маленькая шляпка, туфли с острыми носами, дамский мундштук дополняют образ современной модницы.

В середине 20-х годов вновь появился спрос на услуги портных. Начало такой практики положили жены членов советского правительства, начавшие заказывать свой гардероб у модельеров, пользовавшихся успехом еще до революции. Иметь "туалет от Ламановой" считалось особым шиком. (Илл. 12 и 13).

Дарование Н.П. Ламановой подсказывало ей, как будет выглядеть тот или иной материал на конкретном человеке, какая форма соответствует его фигуре, облику, его манере держаться.

Она умела заранее предугадать результат. Тонкое чутье художника помогали ей угадать наилучшую форму и цвет костюма.

Творчество выдающегося русского модельера Надежды Петровны Ламановой повлияло не только на русскую, но и на мировую моду. Ее идеи с успехом воплощали известные европейские кутюрье. Модели дамских платьев Н.П. Ламановой в соавторстве с В.И. Мухиной экспонировались на Международной выставке декоративного искусства и художественной индустрии в Париже в 1925 году. К каждой модели подбирались и делались соответствующие стилю и крою аксессуары: обувь, сумка, головной убор, украшения. Это породило тенденцию европейских модельеров к созданию платья в полном комплекте с другими предметами туалета, в том числе с парфюмерией. "За национальную самобытность, в сочетании с современным модным направлением", на Международной парижской выставке Н.П. Ламанова получает "Гран при". (Илл. 14).

В том же году для журнала "Искусство в быту" Н.П. Лама-нова и В.И. Мухина разрабатывают модели повседневной одежды, которые достаточно просто изготовить в домашних условиях. Журнал содержал выкройки и советы по крою и шитью каждой модели. (Илл. 15).

Несмотря на выдающиеся заслуги перед советским правительством, в 1928 году Н.П. Ламанова была лишена избирательных прав как кустарь, имевший двух наемных работниц.

В 30-е годы основная часть русского авангарда перешла на позиции реалистического искусства. В качестве единственно возможного стиля и метода художественной жизни страны декретом

вводится социалистический реализм. В эти годы принципы моделирования Н.П. Ламановой стали неактуальны. Бытовые костюмы перестали требовать рациональных форм исполнения. Н.П. Ламанова шьет туалеты женам партийного руководства, знаменитым актрисам и балеринам. (Илл. 16)

III.

В это же время Н.П. Ламанова работала для хореографической сцены, где, как и в других формах искусства, совершаются революционные преобразования. Новаторским экспериментам подвергаются содержание и форма спектакля. В 1919 году ею были созданы костюмы к одноактной хореографической постановке московского Драмбалета "Сказка города", названной "молчаливым танцевальным представлением в одной картине".

Созданный в 1918 году из студии, руководимой М. Мордки-ным, "Драматический балет" стремился соединить драматический и балетный театры и применить режиссерские принципы Московского Художественного театра на балетной сцене, отказавшись от регрессивных условностей "старого" балета. Наряду с другими хореографическими студиями, "Драмбалет" — это поиски новых форм художественной выразительности в хореографии и расцвет творческих сил авангарда на балетной сцене.

Балет "Сказка города" ярко отразил новаторские течения в хореографии и вызвал массу критических откликов. В либретто балета, преположительно написанном С.Г. Бирман, заложена идея вечной человеческой фрустрации. Люди всегда стремятся к радости и свету, жаждут вырваться из рутины и повседневности, разрушая все преграды на своем пути. Достигнув желаемого, человек счастлив. Но ненадолго. Проходит немного времени, и человек снова чувствует неудовлетворенность и тоску. Он опять тоскует о чем-то недостигнутом.

Балетные критики яростно писали о декадансе и упаднических настроениях "символической поэмы". "Сказку города" обвиняли в "органическом неприятии революции". Один из критиков,

В. Ивинг, скептически отзывался об идее и выразительных средствах спектакля: "Если бы пришлось судить об облике студии по одной этой постановке, то драматический балет — это драма, случившаяся с балетом".12 С ним не соглашается критик Н. Львов. Он считает, что автор балета вглядывается в "психологию современного человека и пытается выразить ее языком танца". Именно "Сказка города", по мнению критика, является "существенным этапом не только в истории становления Студии, но и в истории всей современной хореографии этого пери-ода".13

Как великий мастер, Н.П. Ламанова улавливает едва возникающие тенденции модных художественных направлений. Костюмы балета неярки и аскетичны до минимализма. Короткие прически, выразительный драматический грим. (Илл. 17).

В первые годы революции Н.П. Ламанова становится членом секции костюма Государственной академии художественных наук (ГАХН). Она преподает курс "Применение ткани в костюме" и является одним из первых профессоров ВХУТЕМАСа. В качестве модельера и автора статей она сотрудничает в журналах "Ателье", "Искусство в быту", "Красная нива". По поручению отдела ИЗО при Главнауке, с 1919 по 1925 год Н.П. Ламанова заведовала Мастерской современного костюма.

Одно из направлений ее творчества — работа над театральными костюмами. Она работала с МХАТом, Драмтеатром, Театром Революции, театром Евгения Вахтангова, театром Красной армии, а также в кино.

В период деятельности "Общества искусства и литературы" состоялось знакомство Н.П. Ламановой с К.С. Станиславским. С 1901 по 1941 год Н.П. Ламанова создает костюмы к спектаклям МХАТа: "Вишневый сад" А.П. Чехова, "Женитьба Фигаро" П.-О. Бомарше, "Анна Каренина" Л.Н. Толстого, "Мертвые души" Н.В. Гоголя, "Враги" М.А. Горького, "Тартюф" Ж.-Б. Мольера и др. С 1932 по 1941 год Н.П. Ламанова— консультант МХАТа по костюмам, заведующая костюмерной мастерской, занималась реализацией эскизов театральных художников. (Илл. 18).

К.С. Станиславский профессионально разбирался в тонкостях театральных и бытовых костюмов. Восхищаясь работами П.П. Ламановой, он восклицал: "Это второй Шаляпин в своем деле! Талант! Самородок!"14. Говорил о ней, награждая эпитетами "великолепная", "единственная", "замечательная". После постановки во МХАТе "Бориса Годунова" в 1929 году писал: "Замечательную и великолепную Падежду Петровну Ламано-ву — приветствую, целую ручки, благодарю и восхищаюсь"15.

В письме А.Я. Головину от 29.08.1926 года К.С. Станиславский замечает о прошедшей с успехом пьесе "Безумный день, или женитьба Фигаро": "Шитье костюмов. Мы делали пробы шитья черновых костюмов обычными портными и портнихами. Эта проба выяснила с большой очевидностью, что эти люди аромата Вашего таланта передать не смогут. Пам ничего не оставалось делать, как обратиться к тому лицу, которое мы считаем в Москве единственно художественно чутким для работы с Вашими эскизами. Этим человеком оказалась Ламанова. Вероятно, Вы думаете, что она обычная портниха, которая каждому современному костюму придает модный фасон. Ламанова большая художница, которая, увидав Ваши эскизы, вспыхнула настоящим артистическим горением. Она для каждого костюма собственными руками будет искать не шаблонных и модных, а индивидуальных приемов шитья".16 Эскизы костюмов к спектаклю "Безумный день, или женитьба Фигаро" создал А.Я. Головин, П.П. Ламанова была мастером по костюмам, реализовала замыслы автора. (Илл. 19 и 20).

О "Кармен" Ж. Бизе К.С. Станиславский пишет: "Пашей драгоценной, незаменимой, гениальной Падежде Павловне Ла-мановой ору во все горло: "браво, бис!" (Из письма Б.Ю. Чернявскому. Конец октября — начало ноября 1933).17

П.П. Ламанова создает костюмы к фильмам "Аэлита" (1924), "Поколение победителей" (1927), "Цирк" (1936), "Александр Певский" (1938) и другим.

Костюмы к фильму "Аэлита", созданные театральным художником А.Экстер с помощью П.П. Ламановой и В.И. Мухиной,

15 Зак. 460

режиссер и постановщик Яков Протазанов считал "прекрасными". Фантастический роман А.Толстого требовал образного решения, путешествие советского инженера на Марс — "фантастического сценария", не имевшего параллелей в театральной литературе. Эскизы костюмов А. Экстер выглядят неуклюжими и абсурдными на бумаге, но в фильме, благодаря мастерству Ламановой, они "безупречны". (Илл. 21 и 22).

В фильме "Цирк" при помощи костюмов, созданных Н.П. Ла-мановой, утверждаются образы положительных героев и сатирически высмеиваются пережитки прошлого. Фильм отражает правильность советского образа жизни и советской моды, показывая зрителю девиантность "парижского шика".

Кинокартина С.М. Эйзенштейна "Александр Невский" глубоко патриотична. В ней сочетаются все компоненты киноискусства: изображение, текст, музыка, актерское мастерство, шумовые эффекты. Исторические костюмы, сделанные руками Н.П. Ламановой, отражают величие кинообразов. В 1941 году фильм получает Сталинскую премию.

IV

В октябре 1941 года МХАТ эвакуировался в Ташкент. Н.П. Ламанова, работавшая в его мастерских, должна была поехать вместе с труппой, но опоздала на сборный пункт. Театр уехал без нее. М.Н. Мерцалова, отечественный историк костюма, знавшая Н.П. Ламанову, в беседе с историком моды А.А. Васильевым, в 1993 году, вспоминала: "Узнав об эвакуации театра, Ламанова с сестрой отправилась к МХАТу в надежде застать там труппу и отправиться с ней в Ташкент. Общественный транспорт тогда не работал, а из-за болезни сестры шли они медленно и опоздали. Придя, наконец, Ламанова увидела замок на двери — о ней забыли, как о Фирсе в "Вишневом саде". Разбитая этой новостью, Надежда Петровна дошла с сестрой до скверика у Большого театра и, услышав сирену воздушной тревоги, скончалась в одночасье, сидя на лавочке".18 Н.П. Ламанова похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.

***

После смерти Н.П. Ламановой ее творчество было забыто до 60-х годов прошлого века. Тогда впервые стали появляться статьи о ней. Костюмы Н.П. Ламановой демонстрировались в ленинградском Эрмитаже, в Москве, за рубежом: в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Стокгольме, Хельсинки, Женеве и других городах Европы.

Принципы построения костюма Н.П. Ламановой начала 20-х годов получили развитие через 50 лет в отечественных моделях 1970-х.

В апреле 1994 года в Москве был организован первый профессиональный конкурс модельеров "Молодые таланты России" имени Надежды Ламановой. Руководителем конкурса стал Вячеслав Зайцев. Конкурс разбудил интерес у специалистов к истории костюма и первому русскому дизайнеру моды — Надежде Петровне Ламановой.

Государственный Эрмитаж Санкт-Петербурга владеет самой богатой коллекцией костюмов художника-модельера. В его кладовых хранятся 14 уникальных туалетов, созданных талантом Н.П. Ламановой. Их принадлежность "руке" мастера подтверждается маркой в виде автографа, напечатанной золотой краской на белой шелковой ленте корсажа.

Уникальная выставка костюмов великого русского модельера последний раз экспонировалась в Апраксином зале и Ротонде Зимнего дворца весной 2002 года.19

ПРИМЕЧАНИЯ

'Подробнее см.: Кирсанова Р. "Второй Шаляпин в своем деле".// Родина,. 2004. № 4 С. 104-107.

2Васильев А.А. Русская мода. 150 лет в фотографиях. М., 2004. С. 146-147.

3Северянин И. Стихотворения. М.: 1988. С. 104.

4Васильев А.А. Указ соч. С. 177.

5Константин Андреевич Сомов: Письма. Дневники. Суждения современ-ников.М., 1979. С. 106.

15*

227

6Лапшин В.П. Валентин Серов. Последний год жизни. М., 1995. С. 276. 'Игорь Грабарь. Письма. 1891-1917. М., 1974. С. 262. 8Прокофьева Е. Русская Шанель.// Крестьянка, 2006. № 3. С. 171. 9Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников Т.1. Л., 1971. С. 173.

10Там же. С. 174.

"Протоколы Первой Всероссийской конференции по художественным промыслам, 1919. Цит. По: Стриженова Т.К. Надежда Петровна Ламанова.// Декоративное искусство, 1966. № 6. С. 16-20.

12Белова Е. Драмбалет: Студия-мастерская-театр-ансамбль.// Балет, 1993. № 5-6. С. 54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"Там же. С.55.

140 Станиславском: Сборник воспоминаний. 1863-1938. М., 1948. С. 535. "Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. Т.8: Письма.1918-1938. М., 1961. С. 189.

16Там же. С. 137. "Там же. С. 349.

"Васильев A.A. Указ. соч. М., 2004. С. 266-267.

"Подробнее см.: Русский модельер Надежда Ламанова: Каталог выставки. СПб., 2002. 36 с.

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

1. (Внизу). Платье из сукна, цельнокроеное с высоким стоячим воротником. Рукава фасона жиго. 0тделано вышивкой и пайетками. Мастерская Лама-новой. 90-е г.г. XIX века. Эрмитаж. СПб.

(Наверху). Платье бальное из бархата. 0тделка кружевными вставками с вышивкой и аппликацией в виде веток гортензии. Мастерская Н. Ламановой. Начало XX в. Эрмитаж. СПб.

2. О.А. Спесивцева в юбке-шароварах и свободной шелковой блузе. Фотография К. Фишера. СПБ., 1913 г

3. Платье из белого тюля и атласа. Мастерская Н.Ламановой. 1910-1911 гг. Эрмитаж. СПб.

4. О. Книппер-Чехова в манто работы Н. Ламановой. Фотография К. Фишера. Москва, 1913 г.

5. Вышитые бисером труакары из тюля по эскизу Л. Бакста для Е.В. Гельцер. Мастерская Н. Ламановой. 1913 г. Частная коллекция A.A. Васильева.

6. Сомов К.А. Портрет Е.П. Носовой в белом атласном платье украшенном черным кружевом и кораллами. 1910-1911. ГТГ. Москва.

7. Серов В.А. Портрет Н.П. Ламановой. Частная коллекция В.А. Замкова. СПб.

8. Н.П. Ламанова. Прямое полупальто из сукна с воротником-стойкой и поясом.1919 г. Москва.

9. Платье из кустарной ткани в народном стиле. Швы на рукавах выполнены яркими нитками. Модель Н.П. Ламановой. Начало 1920-х гг. Москва.

10. Л. Брик и Э. Триоле в костюмах работы Н.П. Ламановой с использованием народных орнаментов. 1925 г. Москва.

11. А. Хохлова в пальто и шляпе. Вышивка с использованием народных орнаментов. Мастерская Н. Ламановой. 1925 г. Собрание Е. Хохловой. Москва.

12. А. Хохлова в вечернем платье с поясом из бус. Работа Н.П. Ламановой. 1924 г. Собрание Е. Хохловой. Москва.

13. Вечернее платье из шифона, вышитое стеклярусом. Мастерская Н. Ламановой. Начало 1920-х гг. Частная коллекция А.А. Васильева.

14. Модель платья Н.П. Ламановой, экспонированная на Всемирной выставке в Париже и получившая "Гран при" "за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением". 1925 г. Москва.

15. Модель повседневной одежды, созданная Н. Ламановой и В. Мухиной для журнала "Искусство в быту". 1925 г.

16. Актрисы МХАТ в вечерних платьях, сшитых Н.П. Ламановой по рисункам из парижских модных журналов. Фотография А. Васильева. 1934 г. Москва.

17. Костюмы к балетному спектаклю "Сказка города". "Драмбалет". Мастер костюма Н.П. Ламанова. 1919 г. Москва.

18. Костюмы к спектаклю "Принцесса Турандот". МХАТ. Мастер костюма Н.П. Ламанова. 1923 г. Музей МХАТа. Москва.

19. Костюм графини к спектаклю П. Бомарше "Безумный день, или Женитьба Фигаро". Художник А.Я. Головин. Мастер костюма Н.П. Ламанова. 1927 г. Музей МХАТа им. М. Горького. Москва.

20. Костюм Марселины к спектаклю П. Бомарше "Безумный день, или Женитьба Фигаро". Художник А.Я. Головин. Мастер костюма Н.П. Ламанова. 1927 г. Музей МХАТа им. М. Горького. Москва.

21. А. Экстер. Эскиз костюма Аэлиты для кинофильма "Аэлита". 1924 г. Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских.

22. Костюм к кинофильму "Аэлита". Художник А. Экстер. Мастер костюма Н.П. Ламанова. 1924 г. Москва.

Прим. Ред. С иллюстрациями к статье можно ознакомиться в библиотеке Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.