Научная статья на тему 'Раиса Кирсанова. Легенда русской моды'

Раиса Кирсанова. Легенда русской моды Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
234
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Раиса Кирсанова. Легенда русской моды»

КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Раиса Кирсанова ЛЕГЕНДА РУССКОЙ МОДЫ*

Статья посвящена творчеству знаменитой московской портнихи Надежды Петровны Ламановой (1861-1941). В 2016 г. в «Музее моды» в связи со 155-летием со дня рождения Н.П. Ламановой проходила выставка под названием «Модельер, которому верил Станиславский». Здесь были представлены экспонаты, дающие представление о работе Ламановой в театре, с которым она начала сотрудничать с 1901 г. и не расставалась вплоть до своей кончины в 1941 г.

Важность театрального костюма осознавалась всеми причастными к созданию спектакля, но труд реального исполнителя еще не был должным образом оценен, хотя режиссеры, художники и актеры знали, что успех спектакля связан и с конкретными мастерами, чей талант максимально реализует замысел художника и режиссера, удобен для артиста. Таким мастером и была Н.П. Ламанова.

Обстоятельства ее жизни были таковы, что после 1917 г. ее имя редко упоминалось. Дело в том, что Надежда Ламанова дважды была арестована. Первый раз как богатая домовладелица, второй - за использование наемного труда. Оба раза за ее освобождение боролись М.Ф. Андреева, А.М. Горький и К.С. Станиславский. Ламанова была лишена избирательного права (стала «лишенкой»), что с 1918 по 1936 г. означало отсутствие не только права избирать, но и всех социальных льгот - при устройстве на работу, получении пенсии, дров или продуктов в условиях карточной системы.

* Кирсанова Р. Легенда русской моды // Новое литературное обозрение. Теория моды. - М., 2016. - Вып. 42. - С. 307-313.

Раиса Кирсанова

Она была художественно одаренной и воспитанной не только гимназией (где были обязательными для девочек уроки вышивки, шитья), но и кругом общения, в который она вошла благодаря мужу Андрею Павловичу Каютову (1867-1931?), знатоку и исследователю духовной музыки, актеру-любителю, выступавшему под псевдонимом Вронский (он был арестован по делу ключарей храма Христа Спасителя).

К.С. Станиславский писал художнику А.Я. Головину, приглашенному для постановки комедии Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро»: «Мы пробовали делать пробы шитья черновых костюмов обычными портными и портнихами. Эта проба выяснила с большой очевидностью, что эти люди аромата Вашего таланта передать не смогут. Нам ничего не оставалось делать, как обратиться к тому лицу, которое мы считаем в Москве единственно художественно чутким для работы с Вашими эскизами. Этим человеком оказалась Ламанова. Вероятно, Вы думаете, что она обычная портниха, которая каждому современному костюму придает модный фасон. Ламанова -большая художница, которая, увидев Ваши эскизы, вспыхнула настоящим артистическим горением» (цит. по: с. 309).

Ламанова была приглашена в МХТ в 1909 г. в третьем сезоне молодого театра для участия в постановке пьесы В.И. Немировича-Данченко «В мечтах». Автор пьесы в 1941 г. писал: «Постановка была тщательная и красивая. Знаменитая костюмерша Ламанова щегольнула рядом необыкновенных туалетов. По совести, нисколько не рисуясь, я думаю, что дамские туалеты для Андреевой, игравшей главную роль, на Книппер и Лилиной были для публики большей притягательной силой, чем сама пьеса» (цит. по: с. 310).

В 1911 г., работая над спектаклем по пьесе К. Гамсуна «У жизни в лапах», Ламанова получила полную свободу. Художник В.А. Симов (1858-1935) так писал об этом: «Когда же среди гармоничного великолепия показалась очаровательная хозяйка в умопомрачительном туалете, картина приобрела центр и художественную законченность. Кстати, вопрос о костюмах меня почти не касался, я даже не делал предварительных набросков, как это практиковалось нами ранее... Тут дело обошлось проще: только и надо было блеснуть парижским шиком, последним криком моды. В Москве на Тверской находилось очень известное "Ателье мод" у Ламановой. Она ежегодно ездила за границу. Возвращаясь оттуда со значительным запасом шелков и дру-

Легенда русской моды

гих тканей. Шила исключительно из своего материала. Когда к ней обращалась заказчица, Ламанова авторитетно указывала, какой отрез материи наиболее будет той "к лицу". Мне, как художнику, была предоставлена свобода выбора, тем и кончилось мое участие» (цит. по: с. 310-311).

Нельзя не отметить, пишет Р. Кирсанова, что, несмотря на интерес к творческому наследию Надежды Ламановой, остается многое, что по-прежнему требует тщательной проверки. По одной информации, Ламанова участвовала во Всемирной Парижской выставке 1925 г., где ее коллекция получила Гран-при. Единственным бесспорным доказательством существования этой коллекции является фотография родных сестер Каган, более известных как Лиля Брик и Эльза Триоле, одетых в костюмы из льняных старинных полотенец.

Однако Ламановой в Париже не было, но ее идеи видны в работах ее племянницы Надежды Макаровой, дважды руководившей Московским (затем Общесоюзным) Домом моделей одежды (в 19341938 и в 1945-1949 гг.), ставшего преемником созданного в 1922 г. Н. Ламановой «Ателье мод».

Э. Ж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.