Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РФ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2005
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / СТАТУС СУДЕЙ / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / ОРГАНЫ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА / АРБИТРАЖНЫЙ СУД / СУДЕБНАЯ РЕФОРМА / ФОРМЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дорофеева Злата Евгеньевна

Данная статья посвящена развитию судебной системы Российской Федерации в истории и на современном этапе. Последовательно раскрываются направления реформирования российской судебной системы, изменения конституционно-правового статуса судьи, а также перспективы совершенствования на 2020 год. Судебная система неотъемлемая часть гражданского общества, важным является реализация прав и свобод человека и гражданина, охрана и соблюдение закона, рассмотрение проблем и разрешение задач, стоящих перед судебной властью. Судебная система РФ рассматривается, как подсистема судебной власти, обладающая самостоятельностью в предметах своего ведения. На этапе развития общества и правосудия во многом играли роль реформы, предложения, обсуждения и выявление причинно-следственной связи для совершенствования судебной ветви власти. Предметом исследования данной статьи являются изменения вносимые государством за последние 5 лет в судебную систему РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN JUDICIAL SYSTEM

This article is devoted to the development of the judicial system of the Russian Federation in history and at the present stage. The directions of reforming the Russian judicial system, changes in the constitutional and legal status of a judge, as well as prospects for improvement for 2020 are consistently revealed. The judicial system is an integral part of civil society, it is important to realize the rights and freedoms of man and citizen, protection and observance of the law, consideration of problems and resolution of tasks facing the judiciary. The judicial system of the Russian Federation is considered as a subsystem of the judicial power, which has independence in the subjects of its jurisdiction. At the stage of development of society and justice, reforms, proposals, discussions and the identification of a causal relationship to improve the judicial branch of government played a role. The subject of this article is the changes introduced by the state over the past 5 years to the judicial system of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РФ»

УДК 340

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РФ

Дорофеева Злата Евгеньевна

студентка Ростовского филиала Российского государственного университета правосудия,

г. Ростов-на-Дону, e-mail:[email protected]

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN JUDICIAL SYSTEM

Zlata Dorofeeva

Student Rostov Branch of the Russian State University of JUSTICE, Rostov-on-Don АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена развитию судебной системы Российской Федерации в истории и на современном этапе. Последовательно раскрываются направления реформирования российской судебной системы, изменения конституционно-правового статуса судьи, а также перспективы совершенствования на 2020 год. Судебная система неотъемлемая часть гражданского общества, важным является реализация прав и свобод человека и гражданина, охрана и соблюдение закона, рассмотрение проблем и разрешение задач, стоящих перед судебной властью. Судебная система РФ рассматривается, как подсистема судебной власти, обладающая самостоятельностью в предметах своего ведения. На этапе развития общества и правосудия во многом играли роль реформы, предложения, обсуждения и выявление причинно-следственной связи для совершенствования судебной ветви власти. Предметом исследования данной статьи являются изменения вносимые государством за последние 5 лет в судебную систему РФ.

ABSTRACT

This article is devoted to the development of the judicial system of the Russian Federation in history and at the present stage. The directions of reforming the Russian judicial system, changes in the constitutional and legal status of a judge, as well as prospects for improvement for 2020 are consistently revealed. The judicial system is an integral part of civil society, it is important to realize the rights and freedoms of man and citizen, protection and observance of the law, consideration of problems and resolution of tasks facing the judiciary. The judicial system of the Russian Federation is considered as a subsystem of the judicial power, which has independence in the subjects of its jurisdiction. At the stage of development of society and justice, reforms, proposals, discussions and the identification of a causal relationship to improve the judicial branch of government played a role. The subject of this article is the changes introduced by the state over the past 5 years to the judicial system of the Russian Federation.

Ключевые слова: судебная система, статус судей, судебная власть, органы судейского сообщества, арбитражный суд, судебная реформа, формы судебной власти.

Keywords: judicial system, status of judges, judicial power, bodies of the judicial community, arbitration court, judicial reform, forms of judicial power.

Судебная власть является олицетворением закона1, ее органы посредством правоприменительной практики формируют нормы права, регулируют конкретные правоотношения посредством применения правовых предписаний. Однако по большей части судебные акты — это индивидуальные акты. Единственным исключением из этого правила являются решения Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, принимающие

1 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета. № 3. 06.01.1997.

судебные акты, определяющие правовую судьбу отдельных правовых актов, исключающие возможность их последующее применение. Разделение власти в Российской Федерации носит разграничительный характер отдельных полномочий государственной власти между органами, принадлежащими к отдельным «ветвям» власти, в связи с чем каждый из этих органов осуществляет деятельность исключительно в пределах своей компетенции [4].

Судебная ветвь власти на сегодняшний день представляет обособленную, независимую и самостоятельную систему судов. Однако для достижения такого результата она прошла довольно-таки долгий путь своего развития.

Опуская историю развития судебной системы царской России, обратимся к советской истории, которая во многом отодвинула совершенствование системы на несколько лет назад.

Так народные комиссары в историческом источнике — постановлении о суде № 1 изменили кардинально существующую судебную систему не в лучшую сторону. Взамен общих судов появляются местные суды, в состав которых были включены судьи с высшим образованием, а также несколько человек из народа. Декрет1 — это первое постановление о суде. В. И. Ленин сказал: «Пусть кричат, что мы, не реформируя старый двор, сразу его сломали. Мы расчистили этот путь для настоящего народного суда, а не с такой силой репрессий, как многие образцы масс, властью трудящихся, без формальностей, из суда, как орудия эксплуатации, мы сделали инструмент образование на прочных основах социалистического общества» [1].

Также были ликвидированы адвокатура и прокуратура, что отрицательно отразилось на деятельности мирового суда — она приостановилась. Спустя время она так и не восстановилась.

Так революция 1917 года отвергла в судебной системе суд присяжных, и отдала предпочтение народным заседателям. Что конечно, сказалось на результате отправления правосудия, на сегодняшний день не везде используется институт присяжных заседателей, что как мне кажется, считается недостатком объективного решения.

Итог первого этапа формирования единого советского суда [3, с. 61], разграничивавшего судебную систему, был подведен в документе от 30 ноября 1918 г., названном Положением о Народном суде РСФСР. В народных судах участвовали советы и их исполнительные комитеты. Впоследствии советская судебная система зависела от государственных органов. Судебной автономии не было. Вновь образованные суды, рассматривают уголовные, гражданские и административные дела в соответствии со своей территориальной юрисдикцией.

Из-за карательно-приказных норм и методов управления судебная система ухудшилась. Вскоре в стране наступили противоречия, массовые репрессии в сторону народа. Такая ситу-

1 См. напр.: Декрет «О суде» от 22.11.1917 г. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/o_sude1.htm; Декрет «О третейском суде» 16.02.1918 г. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/18-02-16.htm.

ация тормозила развитие судебной системы вплоть до окончания войны.

В 1990 г. был запущен механизм создания новых и совершенствования старых органов политического и экономического руководства страны, а также судебных органов. Впервые появляется Концепция судебной реформы в РСФСР, которая актуальна и сегодня.

В XXI в. инициируется глобальная судебная реформа. За последние пять лет судебная система кардинальным образом изменилась.

Первым проводимая реформа затронула деятельность Высших судов РФ, а именно в 2014 году произошло объединение Верховного суда и Высшего арбитражного суда. Следующим шагом стало создание новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. В 2019 году начали работу апелляционные, кассационные, военные суды. Апелляционные суды пересматривают дела, которые по первой инстанции разрешают суды субъектов — верховные суды республик, областные, краевые суды. Кассационные суды общей юрисдикции рассматривают дела кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Они становятся вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям [2, с. 154].

Проводимая судебная реформа затронула не только систему судов, но и произошли изменения в процедурно-процессуальной деятельности. В 2020 г. Президент предложил изменить порядок назначения и увольнения судей. Совет Федерации по представлению Президента освобождает судей Конституционного и Верховного судов от должности «в случае совершения ими проступков, порочащих честь и достоинство, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, с указанием невозможности сохранения в должности судьи». Президент также подчеркивает, что независимость судей не должна быть абсолютной, объясняя это тем, что тогда возникает каста неприкасаемых, которая может принимать любые решения, в том числе и незаконные. Нужен некий противовес. Таким противовесом был предложен Совет Федерации. Прежде всего, необходимо установить

моральную оценку государства и честность со стороны государства при выборе судьи1.

Однако по предложению Президента теперь Конституционный Суд приобретает функции предварительного конституционного надзора. Теперь высшие должности, занимать в Высших судах можно до 76 лет2.

Одним из наиболее важных изменений в законодательстве стало то, что теперь только лица с высшим юридическим образованием могут представлять интересы в судах по граж-данско-арбитражным спорам. Правило о наличии высшего юридического образования уже распространяется на представителей сторон по административным делам.

Также произошло расширение количества дел рассматриваемых в упрощенном порядке; усовершенствована процедура передачи дел по подсудности другому суду; введены изменения в порядок выдачи исполнительного лица — это значит, что он будет выдаваться в арбитражных, гражданских делах, но только по ходатайству взыскателя.

Однако, несмотря на вышеперечисленные изменения и совершенствования судебной системы, не решенным остается ряд вопросов. Это и ненадлежащее законодательное обеспечение деятельности судов, несоответствие процессуальных процедур Конституции Российской Федерации и федеральным законам, недостаточная численность судей и аппарата судов. Во многом цель судебной реформы не достигается из-за низкого уровня доверия населения судам, материально-технического обеспечения судов и заработной платы судей, загруженности судов.

В связи с этим необходимо предпринимать меры направленные на усиление открытости и прозрачности правосудия. Сегодня актуально развитие электронного правосудия, что удобно многим субъектам РФ, то есть весь процесс можно отыграть, не отходя от компьютера. В связи с тем, что суды РФ серьезно перегружены, и как выход из положения стоит вновь восстановить процедуру досудебного урегулирования споров для разгрузки судов.

Сейчас досудебное урегулирование не носит обязательственный характер.

В заключении необходимо отметить, что проделанная работа, сфокусированная на развитии правосудия, полномочиях судей, своевременном решение споров положительно отразилась на практической деятельности. Начиная с маленькой детали можно добраться и до большого и крепкого механизма судебной системы и постепенного улучшить его. На сегодняшний день целью изменения служит разгрузка судов, доступ правосудия и качественная и законная деятельность судей. Научно-технический прогресс также играет немало важную роль: сейчас исковые заявления можно подавать в арбитражный суд через сайт, а мировым судам дана возможность смс-опо-вещения о процессе. Нельзя не отметить, что повышение качества судопроизводства повлияет на многие сферы, а именно: функционирования финансовых рынков, доступ граждан к правосудию, защита прав и законных интересов граждан и Конституционного строя РФ.

Судебная система очень важная ветвь власти государства. Она является отправной точкой правосудия и помощи гражданам, те тенденции, которые мы рассмотрели выше, с каждым годом обновляются, что доказывает прогресс в судебной системе.

Список литературы

1. Владимир Ленин (Ульянов) Сборник сочинений. Т. 35. Октябрь 1917 - март 1918. 1974. 372 с.

2. Горелов С. С. Судебная система России: проблемы реформирования // Инновационная наука. № 12-2. 2016. С. 154-158.

3. Демичев А. А. и др. История судебной системы в России: учебное пособие для студентов. М., 2012. 471 с.

4. Комментарий к Федеральному Конституционному Закону «О Судебной системе Российской Федерации» / под ред. В. И. Радченко, В. П. Кашепо-ва. М. : Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2018. 431 с.

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 «Послание Президента Федеральному Собранию» // Российская газета. № 7. 16.01.2020.

2 Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Российская газета. № 138-139. 23.07.1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.