Трибуна студента
УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10358
________w w _ _
СУД И СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА
W W _ _
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Никита Владимирович КОСОБРОДОВ, студент 5-го курса Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) E-mail: kameneva [email protected]
Аннотация. В статье исследуются суды Российской Федерации и судебная система Российской Федерации в целом как часть государственного механизма Российской Федерации: понятие, структура, функции, назначение.
Автор пришел к выводу о том, что в настоящее время судебная система имеет вид целостного, системного механизма осуществления государственной власти в Российской Федерации.
Ключевые слова: суд, судебная система, правосудие, власть, назначение.
Annotation. The article examines the courts of the Russian Federation and the judicial system of the Russian Federation as a whole as part of the state mechanism of the Russian Federation: concept, structure, functions, purpose.
The author came to the conclusion that it appears as a holistic, systemic mechanism for the exercise of state power in the Russian Federation.
Keywords: court, judicial system, justice, power, the appointment.
Актуальными вопросами, решение которых имеет теоретический и практический интерес, выступают вопросы о месте судов среди органов власти, об их функции, структуре, назначении1.
Судебная система РФ представлена федеральными судами, конституционными (уставными) судами и мировыми судьями субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ2). Данные суды осуществляют судебную власть в Российской Федерации посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Как мы видим, судебная система в РФ отражает в целом федеративное устройство страны. В Российской Федерации действуют федеральные суды: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Феде-
рации; кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, составляют суды субъектов Российской Федерации.
Суды в судебной системе РФ поделены и в зависимости от вида судопроизводства.
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020
Так, конституционное судопроизводство осуществляется Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ3 Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конституционный Суд РФ:
■ разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
■ разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
■ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;
■ по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;
■ по запросам федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном
органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации, разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека;
■ дает толкование Конституции Российской Федерации;
■ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
■ проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации;
■ выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
■ осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.
Создание конституционных (уставных) судов субъектов РФ отнесено к компетенции самих субъектов РФ.
В настоящее время такие суды действуют в 15 субъектах РФ: Конституционный суд Республики Адыгея; Конституционный суд Республики Башкортостан; Конституционный суд Республики Дагестан; Конституционный суд Республики Ингушетия; Конституционный суд Кабардино-Балкарской Республики; Конституционный суд Республики Карелия; Конституционный суд Республики Коми; Конституционный суд Республики Марий Эл; Конституционный суд Республики Саха (Якутия); Конституционный суд Республики Северная Осетия — Алания; Конституционный суд Республики Татарстан; Конституционный суд Чеченской Республики; Уставный суд Калининградской области; Уставный суд Свердловской области; Уставный суд города Санкт-Петербурга.
Высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, является Верховный Суд РФ. Иными словами, Верховный Суд РФ — высший орган для системы судов общей юрис-
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020
дикции и для системы федеральных арбитражных судов.
Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.
Кроме того, Верховный Суд РФ рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; определенные федеральным законом административные дела; дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими органами государственной власти субъектов РФ и т.д.
Верховный Суд РФ в целях обеспечения единообразного применения законодательства РФ дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения; выносит заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления при выдвижении Государственной Думой Федерального Собрания РФ обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами РФ; публикует судебные акты Верховного Суда РФ, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда РФ в соответствии с федеральными законами и т.д.
Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ4 систему судов общей юрисдикции в РФ составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов РФ.
К федеральным судам общей юрисдикции относятся:
1) кассационные суды общей юрисдикции;
2) апелляционные суды общей юрисдикции;
3) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
4) районные суды, городские суды, межрайонные суды;
5) военные суды;
6) специализированные суды.
К судам общей юрисдикции субъектов РФ относятся и мировые судьи.
Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовно -го судопроизводства.
Отметим, что кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции были созданы на основании Федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ5.
В Российской Федерации действуют девять кассационных судов общей юрисдикции в пределах территорий соответствующих судебных кассационных округов и пять апелляционных судов общей юрисдикции в пределах территорий соответствующих судебных апелляционных округов.
По мнению разработчиков данного Федерального конституционного закона, возникла объективная необходимость создания в РФ структурно самостоятельных кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, которая обусловливается потребностью в функционировании отдельных судебных уровней в целях формирования независимых и самостоятельных судебных инстанций для рассмотрения как апелляционных, так и кассационных жалоб и представлений на судебные постановления, деятельность которых не будет осуществляться в том же субъекте Российской Федерации и тем более в том же суде, которым дело рассматривалось в первой инстанции.
Частью судебной системы являются арбитражные суды, которые осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции законодательством РФ. Арбитражные суды РФ имеют свою систему судов: арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах; специализированные арбитражные суды.
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020
Как и система судов общей юрисдикции, система арбитражных судов также была реформирована.
Высшим судом для системы арбитражных судов был Высший Арбитражный Суд РФ, однако на основании Федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и статью 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ6 Верховный Суд РФ осуществляет полномочия высшего суда для системы арбитражных судов.
Нельзя не отметить, что Российская Федерация является участницей Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950 г.)7, в целях обеспечения соблюдения которой действует Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ).
Несмотря на то что ЕСПЧ не является частью судебной системы РФ, граждане РФ вправе обратиться с жалобами в ЕСПЧ после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права.
Страны — участницы Конвенции обязуются исполнять окончательные постановления ЕСПЧ по делам, в которых они являются сторонами.
Вместе с тем в соответствии с Федеральным конституционным законом «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 14 декабря 2015 г. № 7-ФКЗ8 Конституционный Суд РФ принимает постановления о возможности либо о невозможности исполнения в целом или в части в соответствии с Конституцией Российской Федерации решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, принятого на основании положений международного договора Российской Федерации в их истолковании межгосударственным органом по защите прав и свобод человека, в связи с которым был подан запрос в Конституционный Суд Российской Федерации.
Изложенное позволяет заключить следующее.
Существующая в настоящее время судебная система представляется в виде целостного, системного механизма осуществления государственной власти в РФ. Вместе с тем в последнее время суды РФ и в целом судебная система РФ проходят через не легкий путь реформирования,
целями которого является обеспечение равного доступа к справедливому правосудию и благополучие граждан РФ, общества и в целом государства.
1 См.: Алексеевская Е.И. Мониторинг верховенства права и доступа в суд: 25 лет судебной реформе. М.: Инфотропик Медиа, 2017;
Безруков А.В. Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России: Монография. М.: Юстицин-форм, 2015;
Бондаръ Н.С., ДжагарянА.А. Правосудие: ориентация на Конституцию: Монография. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2018;
Цалиев А.М. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ и современный правопорядок (тезисы выступления к 25-летнему юбилею Конституции РФ) // Рос. судья. 2019. № 12. С. 46—50;
Носков Ю.Г. К вопросу о содержании понятия «судебная система» // Рос. судья. 2019. № 3. С. 34—38; Фоков А.П. Мировой судья в России и за рубежом: проблемы и перспективы развития // Мировой судья. 2018. № 1. С. 8; и т.д.
2 Рос. газ. 1997. № 3. 6 янв.
3 Там же. 1994. № 138—139. 23 июля.
4 Там же. 2011. № 29. 11 февр.
5 СЗ РФ. 2018. № 31. Ст. 4811.
6 Рос. газ. 2014. № 127. 6 июня.
7 СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
8 Рос. газ. 2015. № 284. 16 дек.
Библиографический список
1. Алексеевская Е.И. Мониторинг верховенства права и доступа в суд: 25 лет судебной реформе. М.: Инфотропик Медиа, 2017. 176 с.
2. Безруков А.В. Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России: Монография. М.: Юстицинформ, 2015. 188 с.
3. Бондарь Н. С., Джагарян А.А. Правосудие: ориентация на Конституцию: Монография. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2018. 224 с.
4. Носков Ю.Г. К вопросу о содержании понятия «судебная система» // Рос. судья. 2019. № 3. С. 34-38.
5. Фоков А.П. Мировой судья в России и за рубежом: проблемы и перспективы развития // Мировой судья. 2018. № 1. С. 8—12.
6. Цалиев А.М. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ и современный правопорядок (тезисы выступления к 25-летнему юбилею Конституции РФ) // Рос. судья. 2019. № 12. С. 46—50.
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020