Научная статья на тему 'Суд и судебная система Российской Федерации как часть государственного механизма Российской Федерации'

Суд и судебная система Российской Федерации как часть государственного механизма Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3893
633
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
СУД / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / ПРАВОСУДИЕ / ВЛАСТЬ / НАЗНАЧЕНИЕ / COURT / JUDICIAL SYSTEM / JUSTICE / POWER / THE APPOINTMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никита Владимирович Кособродов

В статье исследуются суды Российской Федерации и судебная система Российской Федерации в целом как часть государственного механизма Российской Федерации: понятие, структура, функции, назначение. Автор пришел к выводу о том, что в настоящее время судебная система имеет вид целостного, системного механизма осуществления государственной власти в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COURT AND THE JUDICIAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION AS PART OF THE STATE MECHANISM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the courts of the Russian Federation and the judicial system of the Russian Federation as a whole as part of the state mechanism of the Russian Federation: concept, structure, functions, purpose. The author came to the conclusion that it appears as a holistic, systemic mechanism for the exercise of state power in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Суд и судебная система Российской Федерации как часть государственного механизма Российской Федерации»

Трибуна студента

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10358

________w w _ _

СУД И СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА

W W _ _

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Никита Владимирович КОСОБРОДОВ, студент 5-го курса Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) E-mail: kameneva z@mail.ru

Аннотация. В статье исследуются суды Российской Федерации и судебная система Российской Федерации в целом как часть государственного механизма Российской Федерации: понятие, структура, функции, назначение.

Автор пришел к выводу о том, что в настоящее время судебная система имеет вид целостного, системного механизма осуществления государственной власти в Российской Федерации.

Ключевые слова: суд, судебная система, правосудие, власть, назначение.

Annotation. The article examines the courts of the Russian Federation and the judicial system of the Russian Federation as a whole as part of the state mechanism of the Russian Federation: concept, structure, functions, purpose.

The author came to the conclusion that it appears as a holistic, systemic mechanism for the exercise of state power in the Russian Federation.

Keywords: court, judicial system, justice, power, the appointment.

Актуальными вопросами, решение которых имеет теоретический и практический интерес, выступают вопросы о месте судов среди органов власти, об их функции, структуре, назначении1.

Судебная система РФ представлена федеральными судами, конституционными (уставными) судами и мировыми судьями субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ2). Данные суды осуществляют судебную власть в Российской Федерации посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Как мы видим, судебная система в РФ отражает в целом федеративное устройство страны. В Российской Федерации действуют федеральные суды: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Феде-

рации; кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, составляют суды субъектов Российской Федерации.

Суды в судебной системе РФ поделены и в зависимости от вида судопроизводства.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

Так, конституционное судопроизводство осуществляется Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ3 Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд РФ:

■ разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

■ разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

■ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

■ по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

■ по запросам федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном

органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации, разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека;

■ дает толкование Конституции Российской Федерации;

■ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

■ проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации;

■ выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

■ осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

Создание конституционных (уставных) судов субъектов РФ отнесено к компетенции самих субъектов РФ.

В настоящее время такие суды действуют в 15 субъектах РФ: Конституционный суд Республики Адыгея; Конституционный суд Республики Башкортостан; Конституционный суд Республики Дагестан; Конституционный суд Республики Ингушетия; Конституционный суд Кабардино-Балкарской Республики; Конституционный суд Республики Карелия; Конституционный суд Республики Коми; Конституционный суд Республики Марий Эл; Конституционный суд Республики Саха (Якутия); Конституционный суд Республики Северная Осетия — Алания; Конституционный суд Республики Татарстан; Конституционный суд Чеченской Республики; Уставный суд Калининградской области; Уставный суд Свердловской области; Уставный суд города Санкт-Петербурга.

Высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, является Верховный Суд РФ. Иными словами, Верховный Суд РФ — высший орган для системы судов общей юрис-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

дикции и для системы федеральных арбитражных судов.

Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

Кроме того, Верховный Суд РФ рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; определенные федеральным законом административные дела; дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими органами государственной власти субъектов РФ и т.д.

Верховный Суд РФ в целях обеспечения единообразного применения законодательства РФ дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения; выносит заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления при выдвижении Государственной Думой Федерального Собрания РФ обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами РФ; публикует судебные акты Верховного Суда РФ, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда РФ в соответствии с федеральными законами и т.д.

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ4 систему судов общей юрисдикции в РФ составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов РФ.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) кассационные суды общей юрисдикции;

2) апелляционные суды общей юрисдикции;

3) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

4) районные суды, городские суды, межрайонные суды;

5) военные суды;

6) специализированные суды.

К судам общей юрисдикции субъектов РФ относятся и мировые судьи.

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовно -го судопроизводства.

Отметим, что кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции были созданы на основании Федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ5.

В Российской Федерации действуют девять кассационных судов общей юрисдикции в пределах территорий соответствующих судебных кассационных округов и пять апелляционных судов общей юрисдикции в пределах территорий соответствующих судебных апелляционных округов.

По мнению разработчиков данного Федерального конституционного закона, возникла объективная необходимость создания в РФ структурно самостоятельных кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, которая обусловливается потребностью в функционировании отдельных судебных уровней в целях формирования независимых и самостоятельных судебных инстанций для рассмотрения как апелляционных, так и кассационных жалоб и представлений на судебные постановления, деятельность которых не будет осуществляться в том же субъекте Российской Федерации и тем более в том же суде, которым дело рассматривалось в первой инстанции.

Частью судебной системы являются арбитражные суды, которые осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции законодательством РФ. Арбитражные суды РФ имеют свою систему судов: арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах; специализированные арбитражные суды.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

Как и система судов общей юрисдикции, система арбитражных судов также была реформирована.

Высшим судом для системы арбитражных судов был Высший Арбитражный Суд РФ, однако на основании Федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и статью 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ6 Верховный Суд РФ осуществляет полномочия высшего суда для системы арбитражных судов.

Нельзя не отметить, что Российская Федерация является участницей Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950 г.)7, в целях обеспечения соблюдения которой действует Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ).

Несмотря на то что ЕСПЧ не является частью судебной системы РФ, граждане РФ вправе обратиться с жалобами в ЕСПЧ после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права.

Страны — участницы Конвенции обязуются исполнять окончательные постановления ЕСПЧ по делам, в которых они являются сторонами.

Вместе с тем в соответствии с Федеральным конституционным законом «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 14 декабря 2015 г. № 7-ФКЗ8 Конституционный Суд РФ принимает постановления о возможности либо о невозможности исполнения в целом или в части в соответствии с Конституцией Российской Федерации решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, принятого на основании положений международного договора Российской Федерации в их истолковании межгосударственным органом по защите прав и свобод человека, в связи с которым был подан запрос в Конституционный Суд Российской Федерации.

Изложенное позволяет заключить следующее.

Существующая в настоящее время судебная система представляется в виде целостного, системного механизма осуществления государственной власти в РФ. Вместе с тем в последнее время суды РФ и в целом судебная система РФ проходят через не легкий путь реформирования,

целями которого является обеспечение равного доступа к справедливому правосудию и благополучие граждан РФ, общества и в целом государства.

1 См.: Алексеевская Е.И. Мониторинг верховенства права и доступа в суд: 25 лет судебной реформе. М.: Инфотропик Медиа, 2017;

Безруков А.В. Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России: Монография. М.: Юстицин-форм, 2015;

Бондаръ Н.С., ДжагарянА.А. Правосудие: ориентация на Конституцию: Монография. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2018;

Цалиев А.М. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ и современный правопорядок (тезисы выступления к 25-летнему юбилею Конституции РФ) // Рос. судья. 2019. № 12. С. 46—50;

Носков Ю.Г. К вопросу о содержании понятия «судебная система» // Рос. судья. 2019. № 3. С. 34—38; Фоков А.П. Мировой судья в России и за рубежом: проблемы и перспективы развития // Мировой судья. 2018. № 1. С. 8; и т.д.

2 Рос. газ. 1997. № 3. 6 янв.

3 Там же. 1994. № 138—139. 23 июля.

4 Там же. 2011. № 29. 11 февр.

5 СЗ РФ. 2018. № 31. Ст. 4811.

6 Рос. газ. 2014. № 127. 6 июня.

7 СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

8 Рос. газ. 2015. № 284. 16 дек.

Библиографический список

1. Алексеевская Е.И. Мониторинг верховенства права и доступа в суд: 25 лет судебной реформе. М.: Инфотропик Медиа, 2017. 176 с.

2. Безруков А.В. Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России: Монография. М.: Юстицинформ, 2015. 188 с.

3. Бондарь Н. С., Джагарян А.А. Правосудие: ориентация на Конституцию: Монография. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2018. 224 с.

4. Носков Ю.Г. К вопросу о содержании понятия «судебная система» // Рос. судья. 2019. № 3. С. 34-38.

5. Фоков А.П. Мировой судья в России и за рубежом: проблемы и перспективы развития // Мировой судья. 2018. № 1. С. 8—12.

6. Цалиев А.М. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ и современный правопорядок (тезисы выступления к 25-летнему юбилею Конституции РФ) // Рос. судья. 2019. № 12. С. 46—50.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.