Научная статья на тему 'Проблемы образования судебных органов в условиях образования нового субъекта путем объединения субъектов Российской Федерации'

Проблемы образования судебных органов в условиях образования нового субъекта путем объединения субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
177
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / УКРУПНЕНИЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / RUSSIAN FEDERATION / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / JUDICIAL SYSTEM / CONSOLIDATION OF THE RUSSIAN FEDERATION / ОРГАНИЗАЦИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ / ORGANISATION OF THE JUDICIAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кужиков Дмитрий Александрович

Установлено, что изменение государственно-территориального устройства Российской Федерации предполагает упразднение на территории, заинтересованных в объединении субъектов Федерации, судебных органов государственной власти и образование на их территории новых органов. Формирование судебных органов осуществляется федеральным законодательством Российской Федерации и предполагает принятие нормативно правовых актов по упразднению судов, находящиеся на территории субъектовпредшественни-ков и принятие федеральных законов по созданию судов на территории новых регионов Российской Федерации. Процесс укрупнения субъектов Российской Федерации влечет разрешение широкого перечня вопросов различного характера в судебных органах судебной системы, объединяющихся субъектов Российской Федерации, что свидетельствует о необходимости конкретизированного регулирования порядка реорганизации судов федеральным законодателем. Автором детально рассмотрены и проанализированы положения правового, экономического, организационного обеспечения судебной системы Российской Федерации. Разрешение вопросов кадрового состава судебных органов судебной системы Российской Федерации, в условиях образования нового субъекта, в результате объединения ряда регионов, требует исследование комплекса нормативно-правовой базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE JUDICIARY BODIES FORMATION IN TERMS OF A NEW CONSTITUENT ENTITY FORMATION BY MEANS OF THE ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION MERGER

It is found that the change in state territorial structure of the Russian Federation suggests the abolition of the court authority bodies and formation of new bodies within the territory of the constituent entities the federation that are willing to merge. Formation of the judiciary by the federal laws of the Russian Federation implies the adoption of normative legal regulations on the abolition of the courts within the territory of the precursor constituent entities of the federation and the adoption of the federal law on the creation of new courts within the territory of the new entities of the Russian Federation. The process of consolidation of the Russian Federation conbstituent entities leads to a long list of issues varying in their nature in the court bodies of the judicial system of the merging entities of the Russian Federation to be solved, indicating that regulation is necessary to specify the order of the reorganisation of the courts by the federal legislator. The author reviewed and analysed in detail the provisions of the legal, economic, organisational support of the judicial system of the Russian Federation. Resolving the personnel issues of the court bodies of the judicial system of the Russian Federation under the conditions of formation of a new entity as a result of a merger of a number of regions requires a study of the complex regulatory framework.

Текст научной работы на тему «Проблемы образования судебных органов в условиях образования нового субъекта путем объединения субъектов Российской Федерации»

УДК 347

КУЖИКОВ Дмитрий Александрович,

аспирант

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО СУБЪЕКТА ПУТЕМ ОБЪЕДИНЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

KUZHIKOV Dmitriy Aleksandrovich,

postgraduate student

PROBLEMS OF THE JUDICIARY BODIES FORMATION IN TERMS OF A NEW CONSTITUENT ENTITY FORMATION BY MEANS OF THE ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION MERGER

Установлено, что изменение государственно-территориального устройства Российской Федерации предполагает упразднение на территории, заинтересованных в объединении субъектов Федерации, судебных органов государственной власти и образование на их территории новых органов. Формирование судебных органов осуществляется федеральным законодательством Российской Федерации и предполагает принятие нормативно правовых актов по упразднению судов, находящиеся на территории субъ-ектовпредшественни-ков и принятие федеральных законов по созданию судов на территории новых регионов Российской Федерации.

Процесс укрупнения субъектов Российской Федерации влечет разрешение широкого перечня вопросов различного характера в судебных органах судебной системы, объединяющихся субъектов Российской Федерации, что свидетельствует о необходимости конкретизированного регулирования порядка реорганизации судов федеральным законодателем.

Автором детально рассмотрены и проанализированы положения правового, экономического, организационного обеспечения судебной системы Российской Федерации. Разрешение вопросов кадрового состава судебных органов судебной системы Российской Федерации, в условиях образования нового субъекта, в результате объединения ряда регионов, требует исследование комплекса нормативно-правовой базы.

Ключевые слова: Российская Федерация, судебная система, укрупнение субъектов Российской Федерации, организация судебной системы.

It is found that the change in state territorial structure of the Russian Federation suggests the abolition of the court authority bodies and formation of new bodies within the territory of the constituent entities the federation that are willing to merge. Formation of the judiciary by the federal laws of the Russian Federation implies the adoption of normative legal regulations on the abolition of the courts within the territory of the precursor constituent entities of the federation and the adoption of the federal law on the creation of new courts within the territory of the new entities of the Russian Federation. The process of consolidation of the Russian Federation conbstituent entities leads to a long list of issues varying in their nature in the court bodies of the judicial system of the merging entities of the Russian Federation to be solved, indicating that regulation is necessary to specify the order of the reorganisation of the courts by the federal legislator. The author reviewed and analysed in detail the provisions of the legal, economic, organisational support of the judicial system of the Russian Federation. Resolving the personnel issues of the court bodies of the judicial system of the Russian Federation under the conditions of formation of a new entity as a result of a merger of a number of regions requires a study of the complex regulatory framework.

Key words: Russian Federation, the judicial system, consolidation of the Russian Federation, organisation of the judicial system.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. [1] и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. [2] устанавливает, что каждый имеет право при определении его прав и обязанностей или при предъявлении ему уголовного обвинения на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым, беспристрастным и компетентным судом, созданным на основании закона (при обеспечении равенства заинтересованных сторон перед судом). «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом» является одной гарантий демократического, конституционного, правового государства. На органы судебной власти возлагается особая функция - осуществление правосудия. Независимость, беспристрастность и компетентность суда являются характерными элементами составляющие понятие «справедливого суда», наличие которых обязательно при осуществлении функции правосудия в правовом государстве. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия [8]. Таким образом, право осуществления правосудия принадлежит исключительно судам. Судебные органы осуществляют всю полноту своих полномочий, основываясь на законе. Рогальчук Д.М. считает, что «этим обеспечиваются такие необходимые общепризнанные условия организации системы судов, как ее стабильность в качестве предпосылки независимости и невозможность произвольных и легких изменений судебного устройства, поскольку они требуют каждый раз утверждения принятым в парламентской процедуре законом. Международные правила, предполагающие создание суда на основании закона, имеют своей целью не допустить, чтобы организация судебной системы была передана на усмотрение исполнительной власти или даже самой судебной власти, и обеспечить, чтобы эта сфера регулировалась именно законодательным актом парламента» [11]. Порядок создания судов основывается только на законе, не один вышестоящий суд и (или) судья не может принять решение о создании, реорганизации или упразднение судов. Прерогатива создания, реорганизации или упразднения судов в судебной системе Российской Федерации, возлагаются на федеральные законодательные органы государственной власти и на законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, только в форме принятия соответствующего закона. В условия объединения регионов России и, тем самым, преобразование судебной системы на определенных территориях, осуществляется путем издания специального федерального конституционного закона, который вносит все изменения в действующее законодательство.

Законодателем устанавливается переходный период в целях формирования органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации, в том числе, функционирование, действующих на территории заинтересованных в объединении регионов федеральных судов и осуществление правосудия на территории нового субъекта Российской Федерации. Следовательно, завершение переходного периода и осуществление в полном объеме прав и обязанностей органами государственной власти нового региона, а также функционирование федеральных органов власти на территории новообразовавшегося субъекта Российской Федерации, определяется принятием, как на федеральном, так и на региональном уровне нормативно-правовых актов.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает, что Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

Полномочия, порядок образования и деятельности районного суда, военных судов, арбитражного суда округа арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, специализированных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом (ст.21, ст. 22, ст.24, ст. 24.1, ст. 25, ст.26). Полномочия, порядок образования и деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации [8]. Они не могут полностью или частично передавать федеральным или региональным органам государственной власти свои функции. Осуществление функции правосудия другими органами не только противоречило бы принципу разделения властей и прямому запрету, содержащемуся, по сути, в ч. 1 ст. 118 Конституции, но и нарушало бы не подлежащее ограничению право на доступ к правосудию и судебную защиту (см. ст. 19, 46, ч. 3 ст. 55, ч. 3 ст. 56 Конституции) [10].

Преобразование субъектного состава России влечет образование на территории нового субъекта, новых органов правосудия и упразднение судов, находящиеся и ранее действующие на территории, объединившихся субъектов Российской Федерации, с полной передачей всех прав и обязанностей судам нового региона. В состав судебной системы Российской Федерации входят федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Процесс укрупнения субъектов Российской Федерации влечет разрешение вопросов правового, экономического, организационного, трудового характера в судебных органах, объединяющихся субъектов Российской Федерации, что свидетельствуют о необходимости детализированного регулирования порядка реорганизации судов федеральным законодателем.

1) Разрешение правовых вопросов, связано с принятием ряда законов и внесением изменений в совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность судов на территории Российской Федерации, в том числе на территориях, объединяющихся субъектов Российской Федерации. Значимую роль в функционировании федеральных судов на территории нового субъекта имеет федеральные законодательные органа государственной власти. Поскольку процесс объединения субъектов Российской Федерации, в связи с этим, реформирование судебной системы влечет внесение изменений в некоторые законодательные акты, регулирующие правовое положение судов. К последним относится: ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ФКЗ «О Верховном суде Российской Федерации», ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ФКЗ «О судах общей юрисдикции», ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». Также, процесс объединения требует принятие блока нормативно-правовых актов, регулирующий порядок созданий судов новообразованного субъекта Российской Федерации и упразднений судов, находящиеся на территории, объединенных регионов. К данным актам относятся: ФЗ «О создании Арбитражного суда Забайкальского края», ФЗ «О создании Арбитражного суда Камчатского края», ФЗ «О создании Арбитражного суда Пермского края».

2) Органы законодательной власти Российской Федерации, в рамках своей компетенции, разрешают вопросы организационного характера в процессе реформирования судебной системы в условиях укрупнения субъектов Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей, других судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и специализированных арбитражных судов устанавливается соответствующим федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей.

Назначение судей упраздняемых судов на территории заинтересованных в объединении субъектов Российской Федерации судьями вновь создаваемых судов нового субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования, на должность судьи в условиях укрупнения

субъектов Российской Федерации предъявляются согласно действующему законодательству. В зависимости от конкретного вида суда в судебной системе Российской Федерации, требования к кандидатам на должность вышестоящих судей повышаются, в связи с объемом работы, ее характером и ответственностью за осуществление служебных полномочий. Судья при переводе во вновь образуемый суд обязан соблюдать все ограничения предусмотренные законом: замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судом, арбитром; принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы; заниматься другой оплачиваемой деятельность, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом и др.

Председатели, заместители председателей, а также судьи упраздняемых судов (суды автономных округов, областей), могут быть переведены с их согласия на должности судей нового субъекта Российской Федерации. Принятые федеральные конституционные законы, регламентирует порядок перевода судей, упраздняемых судов на должности судей судов нового субъекта Российской Федерации. Имеется ряд условий, согласно которым данным перевод может считаться правомочным: 1) Согласие судьи, упраздненного суда о переводе вновь образуемый суд. Путем прямого волеизъявления судья, избранный в установленном законом порядке на должность судьи соответствующего суда, вправе перейти в суд новообразованного субъекта. 2) Перевод судьи, упраздненного суда на должность судьи нового субъекта. Судья, упраздненного суда не может быть переведен на другую должность в системе судебных органов нового субъекта, кроме должности судьи. Должна ли, должность судьи суда нового субъекта быть аналогичной должности судьи, упраздненного суда? При анализе федеральных конституционных законов об объединении субъектов Российской Федерации определяется различный порядок замещения должностей судей нового субъекта судьями упраздненных судов. Председатели, заместители председателей, а также судьи упраздняемого Усть-Ордынского Бурятского автономного округа могут быть переведены с их согласия на должности судей Иркутского областного суда либо других судов в соответствии с законодательством Российской Федерации. В то время как, председатели, заместители председателей, а также судьи упраздняемых Камчатского областного суда и суда Корякского автономного округа могут быть переведены с согласия на должности, аналогичные занимаемые ими, во вновь создаваемом Камчатском краевом суде либо в других судах Российской Федерации. Более того, председатели, заместители председателей, а также судьи упраздняемых районных судов Камчатской области и Корякского автономного округа могут быть переведены с их согласия на аналогичные должности, во вновь создаваемых районных судах Камчатского края. В случае отказа судьи от перевода в суд новообразованного субъекта, при условии его упразднения или реорганизации - полномочия судьи прекращаются, в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3) При переводе судьи, упраздненного суда на должность судьи суда нового субъекта Российской Федерации, положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей не требуется. Предусмотренный случай носит исключительный характер, поскольку по результатам рассмотрения вопросов, отнесенных к ее компетенции, квалификационная коллегия судей принимает решения и дает заключение [9].

В период образования нового субъекта Российской Федерации реорганизации подлежат суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции и суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов. В переходный период, в случаях предусмотренных законом, верховный краевой (областной) суд, суд автономной области, суд автономного округа, упраздняются с передачей относящихся к их ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию суда нового субъекта Российской Федерации: 1) Суд Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и суд Эвенкийского автономного округа упраздняются передачей относящихся к их ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию Красноярского краевого суда; 2) Суд Усть-Ордынского Бурятского автономного округа упраздняются передачей относящихся к их ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию Иркутского областного суда; 3) Читинский областной суд и суд Агинского Бурятского автономного округа упраздняются в переходный период с передачей относящихся к их ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию Забайкальского краевого суда; 4) Камчатский областной суд и суд Корякского автономного округа упраздняются в переходный период с передачей относящихся к их ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию Камчатского краевого суда; 5) Пермский областной суд, суд Коми-Пермяцкого автономного округа упраздняются в переходный период с передачей относящихся к их ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию Пермский краевой суд.

Стоит отметить, что упразднение Читинского областного суда и суда Агинского Бурятского автономного округа с передачей вопросов осуществления правосудия, относящиеся к ведению упраздненных в Читинского областного суда и суда Агинского Бурятского автономного округа, в юрисдикцию Забайкальского краевого суда возможно, со дня назначения на должность не менее двух третей от установленной численности судей Забайкальского краевого суда [4]. Данное положение, предусматриваются в остальных федеральных законах, в отношении соответствующих судов, объединенных субъектов Российской Федерации, за исключением Пермского краевого суда. Пермский краевой суд осуществляет свои полномочия со дня назначения на должность не менее четырех пятых судей [5]. Федеральным законодательством закрепляются общие принципы упразднения данных судов и детально не регламентируют процесс верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа. Однако, логика законодателя очевидна. Формирование и упразднение судов является персональным процессом в отношении определенного суда или ряда судов субъектов Российской Федерации. Предвидение и отражение всех необходимых этапов упразднения в отношении неопреде-

ленного количества судов может способствовать двойственности, дублированию правовых норм, а также пробелов в российском праве и правоприменительной деятельности. Изменение субъектного состава Федерации, путем объединения ряда регионов или принятия в состав Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации, а также иные преобразования, являются исключительными обстоятельствами, которые требует принятие определенного федерального закона, регламентирующий порядок образования и упразднения конкретных судов, заинтересованных субъектов Российской Федерации. Таким образом, в каждом случае формирования и упразднения судов, необходимо принимать федеральный закон, который позволят избежать негативных последствий.

Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. В компетенцию районного суда относится рассмотрение всех уголовных, гражданских и административных дел в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов. В случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях. Районный суд рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района, а также рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам [6].

Районные суды Камчатской области и районные суды Корякского автономного округа, районные суды Читинской области и районные суды Агинского Бурятского автономного округа, упраздняются в переходный период с передачей относящихся к их ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию вновь создаваемых районных судов Камчатского края, Забайкальского края в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Однако, в переходный период при объединении Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа упразднения подлежат районные суды Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и районные суды Эвенкийского автономного округа упраздняются до завершения переходного периода с передачей относящихся к их ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию вновь создаваемых районных судов Красноярского края. Аналогичная ситуация складывает при объединении Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, в которой упразднению подлежат районные суды Усть-Ордынского Бурятского автономного округа с передачей относящихся к их ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию вновь создаваемых районных судов Иркутской области.

Федеральный конституционный закон об объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа определяет лишь упразднение Пермского областного суда, Арбитражного суда Пермской области, суда Коми-Пермяцкого автономного округа и Арбитражного суда Коми-Пермяцкого автономного округа с передачей относящихся к их ведению вопросов осуществления правосудия Пермскому краевому суду и Арбитражному суду Пермского края в порядке, установленном Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», федеральными законами. При этом, федеральный конституционный закон не конкретизирует порядок упразднения районных судов Пермской области и районных судов Коми-Пермяцкого автономного округа и не устанавливает правопреемника указанных районных судов. Федеральным законодательством установлено важное положение о том, что никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда, то есть к вновь возникшему суду переходят права и обязанности реорганизованного(-ых) суда(-ов). Стоит отметить, что федеральный конституционный закон об объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа установил: «иные федеральные суды на территории Пермского края, при необходимости, могут создаваться и упраздняться федеральными законами в порядке, установленном Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», федеральными законами» (ч. 4 ст. 12).

В целях урегулирования возникающих вопросов федеральный законодатель устанавливает положения, регламентирующие территориальную юрисдикцию судов новых субъектов, момент упразднения районных судов, находящихся на территории заинтересованных в объединении субъектов Федерации, а также момент, с которого районный суд нового субъекта принимает на себя все обязательства упраздненных районных судов. Например, районные суды Читинской области, районные суды Агинского Бурятского автономного округа, действовавшие до дня вступления в силу Федерального закона, преобразовываются и считаются районными судами Забайкальского края; вопросы осуществления правосудия, относящиеся к ведению преобразованных в соответствии с настоящим Федеральным законом Балейского городского суда, Борзинского городского суда, Краснокаменского городского суда, Петровск-Забайкальского городского суда и районных судов Читинской области, районных судов Агинского Бурятского автономного округа, переходят в юрисдикцию соответствующих районных судов Забайкальского края; юрисдикция соответствующих районных судов Забайкальского края распространяется на территории, на которые распространялась юрисдикция соответствующих преобразованных Балейского городского суда, Борзинского городского суда, Краснокаменского городского суда, Петровск-Забайкальского городского суда и районных судов Читинской области, районных судов Агинского Бурятского автономного округа, в границах, существующих на день вступления в силу Федерального закона [4]. Более того, Верховный суд разъясняет, что днем начала деятельности Забайкальского краевого суда и районных судов Забайкальского края считать 1 сентября 2009 года [7].

На основании изложенного, можно сделать вывод, что формирование органов судебной власти на территория новообразованных субъектов Российской Федерации, представляет собой интеллектуально-правовую деятельность федеральных органов государственной власти, направленную на принятие ряд нормативно-правовых актов, регламентирующие порядок образования судебных органов государственной власти субъектов Федерации. Феде-

ральный законодательный орган Российской Федерации, в рамках своей компетенции, осуществляет нормативно -правовое регулирование упразднения судебных органов государственной власти, заинтересованных в объединении субъектов Федерации. Судебные органы, посредством принятия специальных актов, осуществляют установление организационно-правовых основ деятельности судебных органов нового субъекта Российской Федерации.

Библиографические ссылки

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: заключена в Риме, 04.11.1950 // Собрание законодательства РФ. 08.01.2001. № 2. Ст. 163.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах // принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 [Электронный ресурс]: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/pactpol.shtml, свободный.

3. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Справочно-правовая система: КонсультантПлЮс. Версия Проф. Последнее обновление 21.07.2014.

4. О преобразовании судов общей юрисдикции Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в связи с образованием Забайкальского края [Электронный ресурс]: федеральный закон № 33-ФЗ от 14.03.2009 // Справочно-правовая система: КонсультантПлюс. Версия Проф. Последнее обновление 01.09.2014.

5. О преобразовании судов общей юрисдикции Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в связи с образованием Пермского края [Электронный ресурс]: федеральный закон № 187-ФЗ от 04.11.2006 // Справочно-правовая система: КонсультантПлюс. Версия Проф. Последнее обновление 15.09.2014.

6. О судах общей юрисдикции в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ от 07.02.2011 г. // Справочно-правовая система: КонсультантПлюс. Версия Проф. Последнее обновление 01.09.2014.

7. О дне начала деятельности Забайкальского краевого суда и районных судов Забайкальского края [Электронный ресурс]: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 15 от 24.08.2009 // Справочно-правовая система: КонсультантПлюс. Версия Проф. Последнее обновление 01.09.2014.

8. О судебной системе Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ от 31.12.1996 // Справочно-правовая система: КонсультантПлюс. Версия Проф. Последнее обновление 18.09.2014.

9. Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей [Электронный ресурс]: утвержденное Высшей квалификационной коллегией судей РФ от 22.03.2007 // Справочно-правовая система: КонсультантПлюс. Версия Проф. Последнее обновление 15.09.2014.

10. Зорькин В. Д. Комментарии к Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс] / В. Д. Зорькин, Л. В. Лазарев -ЭКСМО, 2010 // Информационно-правовой портал Гарант. Версия Проф. Последнее обновление 17.09.2014.

11. Рогальчук Д.М. Реорганизация судов в связи с объединением субъектов Российской Федерации и стандарт законного суда / Д.М. Рогальчук // Право. Журнал высшей школы экономики. 2013. № 4. С. 77-94.

References

1. Konvencija o zashhite prav cheloveka i osnovnyh svobod: zakljuchena v Rime, 04.11.1950 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 08.01.2001. № 2. St. 163.

2. Mezhdunarodnyj pakt o grazhdanskih i politicheskih pravah // prinjat rezoljuciej 2200 A (XXI) General'noj Assamblei ot 16 dekabrja 1966 [Jelektronnyj resurs]: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/pactpol.shtml, svobodnyj.

3. Konstitucija Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs]: prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 // Spravochno-pravovaja sistema: Konsul'tantPljus. Versija Prof. Poslednee obnovlenie 21.07.2014.

4. O preobrazovanii sudov obshhej jurisdikcii Chitinskoj oblasti i Aginskogo Burjatskogo avtonomnogo okruga v svjazi s obrazovaniem Zabajkal'skogo kraja [Jelektronnyj resurs]: federal'nyj zakon № 33-FZ ot 14.03.2009 // Spravochno-pravovaja sistema: Konsul'tantPljus. Versija Prof. Poslednee obnovlenie 01.09.2014.

5. O preobrazovanii sudov obshhej jurisdikcii Permskoj oblasti i Komi-Permjackogo avtonomnogo okruga v svjazi s obrazovaniem Permskogo kraja [Jelektronnyj resurs]: federal'nyj zakon № 187-FZ ot 04.11.2006 // Spravochno-pravovaja sistema: Konsul'tantPljus. Versija Prof. Poslednee obnovlenie 15.09.2014.

6. O sudah obshhej jurisdikcii v Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs]: federal'nyj konstitucionnyj zakon № 1-FKZ ot 07.02.2011 g. // Spravochno-pravovaja sistema: Konsul'tantPljus. Versija Prof. Poslednee obnovlenie 01.09.2014.

7. O dne nachala dejatel'nosti Zabajkal'skogo kraevogo suda i rajonnyh sudov Zabajkal'skogo kraja [Jelektronnyj resurs]: postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii № 15 ot 24.08.2009 // Spravochno-pravovaja sistema: Konsul'tantPljus. Versija Prof. Poslednee obnovlenie 01.09.2014.

8. O sudebnoj sisteme Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs]: federal'nyj konstitucionnyj zakon № 1-FKZ ot 31.12.1996 // Spravochno-pravovaja sistema: Konsul'tantPljus. Versija Prof. Poslednee obnovlenie 18.09.2014.

9. Polozhenie o porjadke raboty kvalifikacionnyh kollegij sudej [Jelektronnyj resurs]: utverzhdennoe Vysshej kvalifikacionnoj kollegiej sudej RF ot 22.03.2007 // Spravochno-pravovaja sistema: Konsul'tantPljus. Versija Prof. Poslednee obnovlenie 15.09.2014.

10. Zor'kin V. D. Kommentarii k Konstitucii Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs] / V. D. Zor'kin, L. V. Lazarev JeKSMO, 2010 // Informacionno-pravovoj portal Garant. Versija Prof. Poslednee obnovlenie 17.09.2014.

11. Rogal'chuk D. M. Reorganizacija sudov v svjazi s ob#edineniem sub#ektov Rossijskoj Federacii i standart zakonnogo suda / D. M. Rogal'chuk // Pravo. Zhurnal vysshej shkoly jekonomiki. 2013. № 4. S. 77-94.

Информация об авторе Information about the author

Кужиков Дмитрий Александрович,аспирант, Забайкальский Kuzhikov Dmitriy Aleksandrovich,,postgraduate student of the государственный университет, г. Чита, Россия. Transbaikal State University

E-mail: Kuzhikov2014@ya. ru E-mail:Kuzhikov2014@ya. ru

Получена: 05.03.2015 Received: 05.03.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.