Научная статья на тему 'Конституционно-правовое регулирование конституционного судебного процесса в субъектах Российской Федерации'

Конституционно-правовое регулирование конституционного судебного процесса в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
531
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / КОНСТИТУЦИИ СУБЪЕКТОВ РФ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ (УСТАВНЫЕ) СУДЫ СУБЪЕКТОВ / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / CONSTITUTIONS OF TERRITORIAL SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION / CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION / CONSTITUTIONAL (AUTHORIZED) COURTS OF SUBJECTS / JUDICIAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семенова Ирина Владимировна

Статья посвящена вопросам конституционно-правового регулирования института конституционного судопроизводства в субъектах Российской Федерации. Определены правовые основы образования и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Семенова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTIONAL-LEGAL REGULATION OF THE CONSTITUTIONAL LITIGATION IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the questions of the constitutional-legal regulation of the institute of constitutional proceedings in the subjects of the Russian Federation. Legal bases of formation and activity of the constitutional charter vessels.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовое регулирование конституционного судебного процесса в субъектах Российской Федерации»

7. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.08.2016 г. N° Ф02-4248/2016 по делу № А33-22969/2015. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.06.2016 г. № Ф06-8717/2016 по делу № А65-17058/2015. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.06.2016 г. № Ф06-9053/2016 по делу № А65-22406/2015. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016 г. по делу № А12-53644/2015. Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс».

11. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2015 г. № 20АП-4454/2015 по делу № А68-13440/2014. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Байметов А.А. Понятие, юридическая природа и принципы торгов земельными участками // Пробелы в российском законодательстве. 2008. № 2. С. 124-126.

13. Беляева О.А. Торги: теоретические осно-

вы и проблемы правового регулирования: авто-реф. дис. ...д-ра юрид. наук. М., 2012. 54 с.

14. Борисов Д.Ю. Теоретические проблемы правового механизма торгов // Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 4. С. 126-128.

15. Гатаулина Л.Ф. Актуальные вопросы конкуренции в сфере проведения торгов // Вестник Омской юридической академии. 2014. № 1 (22). С. 39-42.

16. Диденко А.А., Артемов А.В. Понятие и формы торгов в гражданском праве // Научный журнал КубГАУ. 2015. № 110. С. 1135-1151.

17. Канунцева М.М. Правила объединения: какие товары, работы и услуги можно включать в один лот. URL: http://barton.ru/pravila-obedineniya-kakie-tovary-raboty-i-uslugi-mozhno-vklyuchat-v-odin-lot.html (дата обращения: 22.08.2016).

18. Кванина В.В. Объединение в один лот товаров, работ, услуг: проблемы правоприменения // Юрист. 2016. № 7. С. 20-27.

19. Фоминых О.М. Признание недействительными торгов и заключенных на них договоров: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. 227 с.

20. URL: http://www.ozhegov.com/words/ 35790.shtml (дата обращения: 22.08.2016).

ПЛЕХАНОВ Денис Александрович - аспирант. Московский государственный университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА). Россия. Москва. E-mail: d.plehanov22@yandex.ru.

PLEKHANOV, Denis Alexandrovich - Graduate Student. Moscow State University named after O.E. Kutafin (MSAL). Russia. Moscow. E-mail: d.plehanov22@yandex.ru.

УДК 342.4

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И.В. Семенова

Статья посвящена вопросам конституционно-правового регулирования института конституционного судопроизводства в субъектах Российской Федерации. Определены правовые основы образования и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

Ключевые слова: Конституция РФ; конституции субъектов РФ; Конституционный Суд Российской Федерации; конституционные (уставные) суды субъектов; судебная система.

I.V. Semenova. THE CONSTITUTIONAL-LEGAL REGULATION OF THE CONSTITUTIONAL LITIGATION IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the questions of the constitutional-legal regulation of the institute of constitutional proceedings in the subjects of the Russian Federation. Legal bases of formation and activity of the constitutional charter vessels.

Keywords: Constitution of the Russian Federation; constitutions of territorial subjects of the Russian Federation; Constitutional Court of the Russian Federation; constitutional (authorized) courts of subjects; judicial system.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

141

Конституция Российской Федерации 1993 г. прямо не упоминает о конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации. Действующая Конституция не содержит норм, предусматривающих создание и учреждение конституционных (уставных) судов. Вместе с тем положения Конституции РФ не препятствуют возможности создания органов конституционного контроля субъектов РФ, конституционные основы для их формирования в Основном законе страны заложены.

В силу ч. 1 ст. 1 Конституции Российская Федерация является федеративным государством, что обусловливает право субъектов Российской Федерации иметь собственное законодательство. Часть 4 ст. 76 Конституции устанавливает, что вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения РФ и ее субъектов республики, края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов [1]. К тому же следует иметь в виду, что такое право принятия собственных законов края, области, города Москва и Санкт-Петербург, автономные округа получили только после заключения Федеративного договора от 31 марта 1992 г., когда они приобрели статус субъектов Российской Федерации [4].

Тем самым учреждение в субъектах РФ конституционных (уставных) судов имеет логическую основу, поскольку из вышеприведенных конституционных положений следует, что субъекты РФ обладают правом иметь свои конституции и уставы и, следовательно, обладают полномочиями по обеспечению их верховенства и применения на всей территории соответствующего субъекта. В итоге определена единая конституционная законность, при соблюдении условия верховенства Конституции РФ и федеральных законов, как на территории субъекта РФ, так и на территории всей Российской Федерации в целом.

Конституция РФ содержит в себе достаточное количество положений, дающих субъектам РФ правовые основы для создания и учреждения конституционных (уставных) судов. Так, ст. 10 Конституции РФ определяет осуществление единства государственной власти путем разделения на законодательную, исполнительную и судебную и самостоятельность этих ветвей власти, что в свою очередь предопределяет необходимость формирования и организации всех ветвей власти, в том числе и судебной, не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ.

Ряд норм Конституции Российской Федерации содержат в себе право субъектов РФ на создание собственных судов. В частности п. «г» ст. 71 и ч. 2, 3 ст. 128 предусматривают образование системы федеральных органов судебной власти, федеральных судов. Данные положения не препятствуют, а более того, предусматривают возможность образования и судов субъектов РФ.

Статья 77 Конституции РФ предоставляет право субъектам РФ самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти в соответствии с общими принципами, установленными федеральным законом. Такие принципы определены Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» в отношении судов субъектов РФ [3]. Вопрос о юридических основаниях для создания субъектами РФ конституционных (уставных) судов, их целесообразности исчез с принятием данного закона, принятие которого также предусмотрено Конституцией РФ, а именно ч. 2 ст. 118. Данный закон установил единую правовую базу образования и деятельности органов судебного конституционного контроля.

Закон от 31 декабря 1996 г. определил место конституционных (уставных) судов в судебной системе РФ, их предназначение, установил правовые основания организации и деятельности конституционных (уставных) судов. Статья 4 закона закрепляет, что в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ. Таким образом, по сути, можно предположить императивность создания конституционных (уставных) судов в регионах РФ. Однако ст. 27 данного закона содержит в себе положение о том, что субъекты РФ не обязаны, а вправе учреждать конституционные (уставные) суды. Часть 1 данной статьи определяет, что конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта федерации [3]. Данная противоречивость создает правовую неопределенность в вопросе регламентации общих принципов организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ. И, как следствие, до настоящего времени лишь в 17 субъектах РФ созданы и функционируют конституционные (уставные) суды.

Закон о судебной системе определяет лишь некоторые правовые основы создания и деятельности конституционных (уставных) судов. Окончательное же решение по вопросам законодательного урегулирования их создания и деятельности предоставлено субъектам РФ. Об этом говорится в ч. 2 ст. 17 Закона о судебной системе, а именно, что конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Из этого следует, что образование данных судов и их упразднение является исключительной прерогативой законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ.

В то же время ч. 3 ст. 17 закона ограничивает полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и наделяет конституционные (уставные) суды дополнительными гарантиями независимости их деятельности. Согласно данной норме закона никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Часть 1 ст. 27 закона определяет цели создания данного вида судов. Часть 2 статьи устанавливает, что финансирование конституционного (уставного) суда производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. И это вполне логично, поскольку данная норма исходит из положения ч. 4 ст. 4 закона, в которой закреплено, что конституционные (уставные) суды относятся к судам субъектов РФ. Аналогичное положение содержит ч. 2 ст. 17 закона, в соответствии с которой конституционные (уставные) суды создаются и упраздняются законами соответствующих субъектов РФ. Исходя из вышеизложенного следует, что образование конституционных (уставных) судов субъектами РФ предопределяет их финансирование за счет собственных средств бюджетов субъектов.

В вышеуказанном законе предусмотрено, что ч. 3 и 4 ст. 27 определяют, что конституционный (уставный) суд субъекта рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта РФ. К тому же следует иметь в виду, что решение конституционного (уставного) суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено и отменено другим судом.

Правовыми основаниями для образования и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ являются и иные положения Закона о судебной системе. Это касается норм ст. 7 (равенство всех перед законом и судом), ст. 9 (гласность в деятельности судов), ч. 2 и 3 ст. 10 (язык судопроизводства и делопроизводство в судах), ст. 16 (неприкосновенность судьи), ч. 3 ст. 17 (порядок создания и упразднения судов). Относительно ст. 16 о неприкосновенности судьи отметим, что вопросы, касающиеся статуса судей, законодательно урегулированы Законом РФ от 26 июня

1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации». Из этого следует, что законы субъектов о конституционных (уставных) судах должны содержать нормы данного закона. Следовательно, Федеральный закон «О статусе судей» также содержит в себе правовые основания деятельности конституционных (уставных) судов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что правовой основой образования и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ являются Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ», конституции и уставы субъектов РФ, а также принимаемые субъектами законы об этих судах.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря

1993 г. // Рос. газ. 1993. 25 дек.

2. О Конституционном суде Российской Федерации: федер. конституц. закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 13, ст. 1447.

3. О судебной системе Российской Федерации: федер. конституц. закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 1, ст. 1.

4. Демидов М.В. Место и роль Федеративного и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий в системе федеративных отношений в России // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 3. С. 28-33.

5. Семенова И.В. Совершенствование и перспективы развития конституционного судопроизводства в субъектах Российской Федерации // Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 3 (25). С. 127-130.

СЕМЕНОВА Ирина Владимировна - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: irina sem@rambler.ru.

SEMЕNOVA, Irina Vladimirovna - Graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: irina_sem@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.