УДК 342.56 ББК 67.71
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ШКАЛИКОВА СМ., ГРИШМАНОВСКИЙД.Ю. ОУВО ЮУИУиЭ, Челябинск, Россия e-mail: [email protected]
Аннотация
В данной статье проанализирована существующая нормативная база на предмет регулирования судебной защиты прав и свобод человека и гражданина, кроме того исследована специфика судебной реформы, направленная на повышение доступности правосудия.
Ключевые слова: доступность правосудия в РФ, судебная защита прав и свобод гражданина, судебная система в РФ.
Актуальность. История развития российского суда уходит своими корнями в глубину веков, упоминания о правосудии можно отнести еще к временам Древнерусского государства. Уже в X веке в Древней Руси осуществлялось правосудие с распределением компетенций между разными судами. Так, суд князя вершил правосудие по светским спорам, а суд церковный - по спорам, имеющим особую социальную значимость. В современной России был пройден огромный путь по созданию эффективной независимой судебной системы, основывающей свою деятельность на демократических принципах правосудия, ее реформирование продолжается, и по сей день. Об этом можно сказать в связи с подписанием Владимиром Путиным Федерального конституционного закона от 29.07.2018 ,№1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции". Так, Владимир Путин во время участия в семинаре - совещании председателей судей отметил: "Подчеркну, что реформа должна прежде всего способствовать повышению качества и доступности правосудия. Она была предпринята как раз ради решения именно этих задач - для эффективной защиты прав, достоинства, собственности граждан нашей страны, для того, чтобы росло их доверие к суду и к судьям" [5].
Цель работы. Необходимость научного анализа и обоснования сущности российской
судебной системы в современных условиях для выявления степени доступности правосудия.
Источниковую базу исследования можно разделить на следующие группы:
- нормативно-правовые документы (законы и подзаконные акты);
- статистические данные жалоб и представлений в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации;
- средства массовой информации (СМИ).
Гарантированность судебной защиты прав и
свобод человека и гражданина является важным фактором, который означает, что для каждого гражданина появляется возможность обратиться в суд за судебной защитой с тем, чтобы защитить его нарушенные права. Это служит как действующая в стране государственная гарантия по обеспечению охраны прав и свобод общества. В соответствии со ст. 2 Конституция Российской Федерации провозглашает приоритет прав и свобод человека и гражданина: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью", в свою очередь Российская Федерация принимает на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Особая роль в вопросе защиты нарушенных прав отводится судебной власти, в ч. 1 ст. 46 Конституции РФ установлено: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод". Как отмечает Цырульникова С.А. в своем исследовании: "Право на судебную защиту предполагает наличие конкретных гарантий, отвечающих требованиям справедливости, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление посредством правосудия" [6]. Раскрывая
содержание понятия судебной защиты прав и свобод можно сказать о том, что оно согласуется с принципом правосудия и объективного судебного разбирательства, тем самым говорит об исполнении справедливого решения. Кроме того, возможность гражданам РФ защитить свои неотъемлемые права предоставляется и на международном уровне. Так, в ч. 3 ст. 46 Конституции РФ определено, что "каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты".
В ч. 1 ст. 118 Конституции РФ использованный термин "правосудие" отражает содержание судебной власти: "Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом". Отсюда главным предназначением судебной власти является осуществление правосудия, содержание которого заключается в разрешении судами правового спора, согласно п. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 №1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" закрепляет следующее положение: "Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия". А.В. Мелехин в своем курсе лекции предлагает следующее понятие "правосудия": "Правосудие
представляет собой один из видов государственной деятельности, осуществляемой только судами по поводу рассмотрения и разрешения конфликтных ситуаций, связанных с действительным или предполагаемым нарушением нормативных правовых актов" [3].
Участие граждан в осуществлении правосудия закреплено в ст. 8, в которой устанавливается, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом. Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.
На основании ст. 4 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 №1-ФКЗ " О судебной системе в Российской
Федерации" правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
К федеральным судам относятся:
- Конституционный Суд Российской Федерации;
- Верховный Суд Российской Федерации;
- кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
- арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Не смотря на единую совокупность всех федеральных судов и судов субъектов РФ, находящихся во взаимосвязи между собой по выполнению задач судопроизводства, которые составляют судебную систему, граждане выделяют Верховный Суд РФ - как самый справедливый суд из всей структуры судебной системы. Так, по данным опроса АНО "Независимый исследовательский Центр" за январь 2018 г. были выявлены следующие данные. Верховному суду доверяют больше, чем судебной системе в целом, об этом заявило 41,8% респондентов (доверяют в разной степени), 36% — не доверяют в разной степени, 21% — затруднились ответить, 1,2% — выбрали свой вариант ответа (рис. 1) [4].
Проанализировав результаты опроса, можно отметить, что уровень показателя тех, кто доверяет Верховному суду больше, чем судебной системе в целом превышает на 5,8% тех, кто наоборот - не доверяет. Несмотря на
это, 21% опрошенных респондентов затруднились ответить.
Кроме того, среди причин недоверия людей к российским судам респонденты выделили:
45 41,8
Рис. 1. Доверие россиян к Верховному суду (%).
Исходя из этого, люди говорят о том, что в российских судах нельзя добиться справедливого решения.
Каждый третий опрошенный россиянин (32,4%) уверен, что в российских судах можно добиться справедливого решения, отстоять свои права, каждый четвертый (26,7%) считает иначе, 29,8% респондентов затруднились ответить, каждый десятый (11,1%) - высказал свой вариант ответа (рис. 2) [4].
Проанализировав результаты опроса, можно отметить, что уровень показателя тех, кто считает, что в российских судах можно добиться справедливого решения превышает на 5,7% тех, кто с указанным мнением не согласен. Несмотря на это, почти 30% опрошенных респондентов затруднились ответить. Это говорит о сомнении общества в деятельности судебной власти РФ, более того в осуществлении ею правосудия.
Данный опрос отражает общую картину доверия россиян к судебной системе РФ и ее деятельности. Способность улучшить отношение граждан отражена в проводимой в стране реформе, направленной на восстановление профессионального уровня поддержания законности и правопорядка, обеспечение квалифицированными и ответственными кадрами, снижение уровня коррупции во всех силовых структурах
- коррупцию в судах - плата за нужное решение
- волокиту и бюрократизм.
Рис. 2. Мнение россиян о справедливости решения в российских судах (%).
государства, в том числе, в суде и в судебных инстанциях.
Владимир Путин в своем выступлении на встрече, которая была посвящена 95-летию создания в нашей стране Верховного суда, отметил главные аспекты судебной реформы: "Важно, что Верховный суд стремится модернизировать судебную систему, повысить качество ее работы, так новые возможности для обжалования судебных решений откроет создание окружных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. Они будут образованы по экстерриториальному принципу, что позволит повысить их независимость", — уверен президент [2]. После этой встречи Президентом были реализованы представленные идеи, Владимир Путин подписал Федеральный конституционный закон "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции"". Согласно новому документу предусмотрено создание девяти кассационных судов общей юрисдикции и пяти апелляционных судов общей юрисдикции, а также военного кассационного суда и военного апелляционного суда, также установлены места
нахождения и компетенция создаваемых судов, их состав, полномочия президиумов судов, председателей судов и их заместителей. Новые апелляционные суды будут пересматривать дела, которые по первой инстанции разрешают суды субъектов. В их же ведении окажутся споры по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Новые апелляционные суды будут вышестоящими судебными инстанциями по отношению к действующим на территории верховным судам республик, областным судам и прочим. Кассационный суд общей юрисдикции по аналогии рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Он будет являться вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям. Помимо основных судов, закон позволяет создать постоянные судебные присутствия по другому адресу. Это поможет обеспечить доступность правосудия для тех, кто живет в отдаленных районах. Новые возможности для обжалования судебных решений послужат повышению качества работы судебной системы РФ, кроме того сделает суд более объективным.
Изменения коснулись не только структуры судебной системы, но и дисциплинарной ответственности судей. По данным на 13 ноября 2018 г, в 2018 г. в Верховный суд Российской Федерации поступило 56 обращений граждан и организаций на действия (бездействие) судей и работников аппарата суда, также 19 жалоб на решения квалификационной коллегии судей [1].
Президентом был подписан Федеральный закон " О внесении изменений в закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации и федеральный закон "Об органах судейского сообщества Российской
Федерации"", настоящий закон вступит в силу с 1 сентября 2019 г., в нем предлагается новая мера дисциплинарной ответственности судей -понижение квалификационного класса. Так, согласно ст. 1 вышеуказанного закона, закон " О статусе судей в Российской федерации" будет дополнен следующим пунктом:
"Дисциплинарное взыскание в виде понижения в квалификационном классе может налагаться на судью за существенное нарушение положений настоящего Закона и (или) кодекса судейской этики, если судья ранее подвергался дисциплинарному взысканию". Нововведение поспособствует качеству рассмотрения дел, объективности и независимости судей, а также снижению коррупционных рисков.
Таким образом, гарантированность судебной защиты прав и свобод человека и гражданина четко определена в законодательстве Российской Федерации, не смотря на это, опрос граждан РФ указывает на их не доверительное отношение к судебной системе. При этом позиция граждан выделяет отдельный элемент в структуре судебной системы - Верховный суд, как тот суд, которому можно доверять в большей степени. Отмечая внимание государственной власти к возможности улучшения качества работы судебной системы и модернизации законодательства, следует говорить об обеспечении граждан в доступности правосудия.
Список литературы
1. Верховный суд Российской Федерации. Электронная справочная. Информация по жалобам // [Электронный ресурс] - URL: https://vsrf.ru/lk/practice/appeals?&numberExact=oJf®isterDateExact=off&caseType=DISCIPLINARY_DISPUTE&consi derationDateExact=off (дата обращения 14.11.2018)
2. Владимир Путин говорит о совершенствовании судебной системы // [Электронный ресурс] - URL: //www.1tv.ru/news/20180123/339898vladimir_putin_govoril_o_sovershenstvovanii_sudebnoy_sistemy_rossii (дата обращения 10.10.2018)
3. Мелехин А. В. Судебная власть Российской Федерации: Курс лекций. - Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012 // [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/edu/student/download_books/book/melekhin_av_sudebnaja_vlast_rossijskoj_federacii/ (дата обращения 10.10.2018)
4. Независимый исследовательский центр. Отношение россиян к судебной системе // [Электронный ресурс] - URL: http://исследовательский-центр.рф/otnoshenie-rossiyan-k-sudebnoj-sisteme-itogi-vserossijskogo-oprosa/?ckattempt=2(дата обращения 20.09.2018)
5. Официальные сетевые ресурсы Президента России. Семинар-совещание председателей судов // [Электронный ресурс] - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51343 (дата обращения 25.09.2018)
6. Цырульникова С.А. Право на судебную защиту и его реализация в гражданском процессе / С.А. Цырульникова // Вестник ПензГУ. 2015. №3 (11). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/pravo-na-sudebnuyu-zaschitu-i-ego-realizatsiya-v-grazhdanskom-protsesse (дата
обращения: 30.10.2018)
THE LEGAL STATUS OF THE JUDICIAL SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION
SHKALIKOVA S.M., GRISHMANOVSKYD.U. EI HE SUIME, Chelyabinsk, Russia
Abstract
This article analyzes the existing regulatory framework for the regulation of judicial protection of human and civil rights and freedoms, in addition, the specifics of judicial reform aimed at improving the availability of justice.
Keywords: access to justice in Russia, judicial protection of rights and freedoms of citizens, the judicial system in Russia.