Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЕЕ СУБЪЕКТОВ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЕЕ СУБЪЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА / СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ / ПРЕЗИДЕНТ РФ / ПРАВИТЕЛЬСТВО / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ / ECONOMIC SECURITY / NATIONAL SECURITY / SUBJECTS OF ENSURING ECONOMIC SECURITY / STATE DUMA / FEDERATION COUNCIL / RUSSIAN PRESIDENT / GOVERNMENT / NON-STATE ORGANIZATIONS / SECURITY COUNCIL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Габаев Т-А.И.

В статье рассмотрены основные проблемы обеспечения экономической безопасности в современных условиях. Проанализирована ϲиϲтема ϲубъектов обеϲпечения экономичеϲкой безопаϲноϲти, включающая в ϲебя широкий круг ϲтруктур как гоϲударϲтвенной, так и негоϲударϲтвенной принадлежноϲти. Выяявлено, что их деятельноϲть должна регламентирваться в рамках единой, целенаправленной политики, и поэтому нуждаетϲя в координации как на уровне федеральном, так и на местном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS OF DEVELOPMENT OF THE MODERN SYSTEM OF ENSURING ECONOMIC SECURITY AND PUBLIC STATUS OF ITS SUBJECTS

In article the main problems of ensuring economic security in modern conditions are considered. The system of subjects of ensuring economic security including a wide range of structures of both the state, and non-state accessory is analysed. It is revealed that their activity has to reglamentirvatsya within uniform, purposeful policy and therefore needs coordination both at the level federal, and at the local level.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЕЕ СУБЪЕКТОВ»

List of used sources:

1. Badalova, A.G. Enterprise Risk Management / A.G. Badalova, A.V. Panteleyev. - M .: 2015

2. Stoyanova E.S., "Financial Management", M., Perspective, 2017

3. Zhideleeva, VV, Kaptein, Yu.N., "Enterprise Economics," M., Infra-M, 2015.

4. Redhead K., Hughes S., Financial Risk Management, M., INFRA-M, 2016.

5. A. Dubrov, "Modeling risk situations in the economy and business", M., 2016.

6. The financial statements of ZAO "DON - 1"

УДК 342

Габаев Т-Л.И. студент 3 курса магистратуры научный руководитель: Параскевов И.Ф.,

доцент

«РЭУ им. Г.В. Плеханова» филиал в г. Пятигорске Россия, г. Пятигорск ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЕЕ СУБЪЕКТОВ Аннотация. В статье рассмотрены основные проблемы обеспечения экономической безопасности в современных условиях. Проанализирована система субъектов обеспечения экономической безопасности, включающая в себя широкий круг структур как государственной, так и негосударственной принадлежности. Выяявлено, что их деятельность должна регламентирваться в рамках единой, целенаправленной политики, и поэтому нуждается в координации как на уровне федеральном, так и на местном уровне.

Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная безопасность, субъекты обеспечения экономической безопасности, Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ, Правительство, негосударственные организации, Совет Безопасности.

Gabayev T-A.I. 3nd year student of magistracy The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Pyatigorsk Scientific аdviser: Paraskevov I.F. Candidate of Economic Sciences, assistant professor The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Pyatigorsk TRENDS OF DEVELOPMENT OF THE MODERN SYSTEM OF ENSURING ECONOMIC SECURITY AND PUBLIC STATUS OF ITS

SUBJECTS

Abstract. In article the main problems of ensuring economic security in modern conditions are considered. The system of subjects of ensuring economic security including a wide range of structures of both the state, and non-state accessory is analysed. It is revealed that their activity has to reglamentirvatsya within uniform, purposeful policy and therefore needs coordination both at the level federal, and at the local level.

Keywords: economic security, national security, subjects of ensuring economic security, State Duma, Federation Council, Russian President, Government, non-state organizations, Security council.

Экономическая безопасность является материальной основой национальной безопасности. Процесс становления и развития рыночной экономики в Российской Федерации как составной части мировой экономики и международного рынка связан с ростом внешних угроз национальной экономической безопасности. Сложность обеспечения экономической безопасности связана с тем, что она носит комплексный характер. Данная проблема должна решаться не только экономическими, но и правовыми средствами 147.

Все субъекты обеспечения экономической безопасности можно условно разделить на государственные и негосударственные.

В системе государственных субъектов обеспечения экономической безопасности в зависимости от круга решаемых задач можно выделить несколько групп органов государственной власти: органы законодательной власти, институт главы государства; органы исполнительной власти.

Анализ направлений деятельности комитетов и комиссий Федерального Собрания РФ показывает, что их деятельность в большей или меньшей степени направлена на разработку и закрепление правовых основ экономической безопасности 148.

Однако следует отметить тот факт, что в соответствии с Конституцией РФ законотворческая деятельность Государственной Думы, включая вопросы обеспечения экономической безопасности, имеет некоторые ограничения. К основным из них следует отнести два: положительное заключение Правительства РФ при принятии законов, меняющих что-либо в экономической и финансовой системе страны, в том числе и статей бюджета, а также президентское вето, которое теоретически возможно преодолеть, но практически, весьма затруднительно.

Но законотворческая деятельность Государственной Думы в сфере экономической безопасности, как представляется, должна иметь более жесткие ограничения при принятии законов, изменяющих что-либо в экономической и финансовой системе страны. Требование Конституции РФ

147 Игнатов Ю.В. Экономическая безопасность государств и проблемы ее международно-правового обеспечения в современных условиях: автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2005. С. 11.

148 Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 N 33-СФ (ред. от 17.01.2018) «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002, N 7, ст. 635.

о необходимости представления заключения Правительства РФ на законопроекты такого рода нисколько не связывает законодателя качественной характеристикой указанного заключения и позволяет принимать законы даже при наличии отрицательного заключения, что иногда приводит к принятию депутатами заведомо популистских законов и решений, которые на практике не будут реализованы.

Такое положение вещей способствует увеличению разрыва между правом и реальными общественными отношениями, утрате правом своей ценности и способности реально регулировать общественные отношения, что является серьезной угрозой экономической безопасности.

Ко второй группе субъектов, нужно причислить Президента РФ, поскольку именно глава государства является гарантом прав и свобод человека и гражданина, именно он определяет основные направления деятельности государства по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз и он же осуществляет общее руководство органами обеспечения безопасности, издает указы по данным вопросам, а так же принимает другие организационно-правовые меры, направленные на обеспечение экономической безопасности. Глава государства также координирует и контролирует работу государственных органов в сфере экономической безопасности, принимает стратегические и оперативные решения по их обеспечению. Важные роль по обеспечению экономической безопасности осуществляет играет Совет Безопасности РФ, непосредственно подчиненный Президенту РФ.

Третью группу составляют органы исполнительной власти, которые: определяют стратегию обеспечения экономической безопасности и ее реализацию на уровне экономической политики на каждом конкретном этапе развития страны (переходный период, период стабилизации и т.д.); обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере экономической безопасности; организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения экономической безопасности; осуществляют систему мер по обеспечению экономической безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции; формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения экономической безопасности.

Органы исполнительной власти в пределах своей компетенции участвуют в обеспечении экономической безопасности. На основе законов, указов Президента РФ и актов Правительства РФ они обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; в пределах своих полномочий разрабатывают ведомственные инструкции и иные нормативные акты в области экономической безопасности.

В структуре органов исполнительной власти существуют органы,

применяющие в своей деятельности специальные средства - это так называемые силы обеспечения экономической безопасности. Силы обеспечения экономической безопасности создаются и развиваются в Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ, а также краткосрочными и долгосрочными федеральными программами. Они включают: Вооруженные силы; Федеральную службу безопасности; органы внутренних дел, юстиции, таможни и внешней разведки; службу охраны; налоговые органы; службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны; пограничные войска; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности связи и информации; природоохранительные органы и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.

Анализ правовых положений, регламентирующих функционирование сил обеспечения экономической безопасности, показывает, что их статус характеризуется надведомственными полномочиями правотворческого, координационного, методического, контрольно-надзорного и лицензионного (разрешительного) характера.

Приобрести реальные, эффективные, и в том числе силовые механизмы обеспечения своих решений, и стать полноценным субъектом экономической безопасности предстоит еще судебной власти. Последняя должна стать единственной системой, осуществляющей деятельность по решению споров. Внесудебное, а тем более криминальное, разрешение экономических проблем и споров должно быть сведено к минимуму.

В целом же деятельность государственных субъектов обеспечения экономической безопасности в современной России нельзя назвать соответствующей потребностям личности, общества и государства, поскольку выполнение ими функций, возложенных на них государством и обществом, сталкивается с множеством трудностей и осуществляется недостаточно эффективно.

Кроме того, специфика современных условий состоит в том, что государственные органы не покрывают в полном объеме потребности, как отдельных лиц, так и их объединений, экономических и иных структур в области обеспечения экономической безопасности, укрепления законности и правопорядка. Речь идет об усложнении общественной жизни, увеличении объема частной собственности и возрастании ее ценности, обусловливающих в свою очередь и интенсификацию посягательств на указанные объекты 149.

В результате этого параллельно с государственными субъектами

149 Вершинина А.П. Роль малого предпринимательства в обеспечении экономической безопасности государства // Интернет-журнал Науковедение. 2015. №5 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-malogo-predprinimatelstva-v-obespechenii-ekonomicheskoy-bezopasnosü-gosudarstva (дата обращения: 23.12.2018).

обеспечения экономической безопасности в России с началом экономических реформ и формирования рыночных отношений стали постепенно появляться негосударственные структуры, которые заняли свою нишу на рынке услуг и нацелены на безопасность предпринимательства, собственности и личности.

Сегодня «дефицит регулирующей функции государства является одной из причин кризисного состояния экономики» 150; самое богатое и мощное государство планеты страдает такой болезнью, как весьма слабое государственное управление. Именно вследствие неэффективной системы государственного управления практически остались нереализованными все антикризисные программы последних лет151. Совершенно очевидно, что слишком рано государственный сектор экономики был признан второстепенным по сравнению с негосударственным сектором. В свою очередь последний получил права, которые он реально реализовать пока не может.

На сегодняшний день наиболее распространенными организационно-правовыми формами негосударственных, общественных и иных организаций, которые непосредственно участвуют в обеспечении экономической безопасности, можно назвать следующие 152:

Негосударственные организации и лица, оказывающие юридические услуги физическим и юридическим лицам.

Различного рода союзы и ассоциации предпринимателей, создаваемые с целью координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты имущественных интересов.

Негосударственные аудиторские организации.

Частные охранные предприятия; индивидуальные детективные предприятия и их объединения; союзы и ассоциации сыска и охраны; обособленные подразделения юридических лиц, создаваемые для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя (службы безопасности).

Третейские суды, основной задачей которых является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, и организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Рассматривая деятельность негосударственных, общественных объединений и организаций по обеспечению экономической безопасности, необходимо отметить, что на них обязанности по непосредственному

150 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2008, N 47, ст. 5489.

151 Шпалтаков В.П. Российский кризис и необходимость структурных реформ // ОНВ. 2015. №3 (139). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-krizis-i-neobhodimost-struktumyh-reform (дата обращения: 23.12.2018).

152 Негосударственные структуры безопасности Российского общества. // Сетевой журнал «Хранитель». URL: http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=7887 (дата обращения: 19.12.2018).

обеспечению безопасности не возлагаются; они призваны выполнять другие функции 153. Однако, решая задачи и выполняя свои функции, они принимают участие и содействуют государственным субъектам обеспечения экономической безопасности в реализации их задач.

Характерной особенностью всех негосударственных субъектов экономической безопасности является то, что их крут и статус не определен ни в Законе «О безопасности», ни в Концепции национальной безопасности (как в старой, так и в новой редакции), ни в Государственной стратегии экономической безопасности. Так, в ст. 2 Закона «О безопасности» к субъектам обеспечения безопасности, наряду с государством, относятся «общественные и иные организации и объединения». Однако эти понятия не раскрываются, а делается отсылка к неопределенному законодательству, которое должно обозначить права и обязанности указанных субъектов. Представляется, что это упущение законодателя, которое требует немедленного устранения.

Рассматривая возможные направления организации совместной деятельности субъектов обеспечения экономической безопасности, необходимо иметь в виду, что взаимодействие в широком плане может осуществляться в формах взаимного обмена информацией, совместного планирования и проведения мероприятий, взаимного использования сил и средств в интересах решения общих задач, организации специального мониторинга и т.п.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что система субъектов обеспечения экономической безопасности включает в себя широкий круг структур как государственной, так и негосударственной принадлежности, что неизбежно порождает частные, ведомственные интересы, взаимное соперничество. Их деятельность должна четко вписываться в русло единой, целенаправленной политики, и поэтому она нуждается в координации как на уровне федеральном, так и на местном уровне.

Регулирование деятельности различных субъектов обеспечения экономической безопасности должен взять на себя орган, стоящий над ними. Таким органом на федеральном уровне является Совет Безопасности Российской Федерации, в структуре которого функционирует Межведомственная комиссия по обеспечению экономической безопасности. И именно такая Комиссия, наделенная соответствующими полномочиями и через Совет Безопасности подчиненная непосредственно главе государства, способна выполнить нелегкую, и многоплановую роль разработчика политики в сфере обеспечения экономической безопасности и координатора ее осуществления.

153 Булавин В.И. Национальная безопасность современной России: Автореф. дис... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1999. С. 17.

Использованные источники:

1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2008, N 47, ст. 5489.

2. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 N 33-СФ (ред. от 17.01.2018) «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002, N 7, ст. 635.

3. Булавин В.И. Национальная безопасность современной России: Автореф. дис... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1999. С. 17.

4. Вершинина А.П. Роль малого предпринимательства в обеспечении экономической безопасности государства // Интернет-журнал Науковедение. 2015. №5 (30). URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/rol-malogo-predprinimatelstva-v-obespechenii-ekonomicheskoy-bezopasnosti-gosudarstva (дата обращения: 23.12.2018).

5. Игнатов Ю.В. Экономическая безопасность государств и проблемы ее международно-правового обеспечения в современных условиях: автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2005.

6. Негосударственные структуры безопасности Российского общества. // Сетевой журнал «Хранитель». URL: http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=7887 (дата обращения: 19.12.2018).

7. Шпалтаков В.П. Российский кризис и необходимость структурных реформ // ОНВ. 2015. №3 (139). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-krizis-i-neobhodimost-strukturnyh-reform (дата обращения: 23.12.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.