Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА НЕЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМА НЕЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ / БЮДЖЕТНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ / INEFFICIENCY / BUDGETARY FUNDS / ECONOMIC SECURITY / SECURITY THREAT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимова Надия Рашидовна

В статье рассматривается проблема эффективности использования бюджетных денежных средств как проблема национальной безопасности Российской Федерации. В частности, особое внимание уделяется нарушениям, допускаемым в ходе исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы России, а также нерациональности экономического регулирования некоторых отраслей и производств. Исследование нацелено не на выявление ключевых причин низкой эффективности использования бюджетных денежных средств в России, а на поиски возможностей более эффективного использования денежных средств в рамках уже сложившейся ситуации в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF INEFFICIENT USE OF BUDGETARY FUNDS AS A THREAT TO NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the problem of efficient use of budget funds as a problem of the national security of the Russian Federation. In particular, special attention is paid to violations committed during the execution of budgets at all levels of the budget system of Russia, as well as to the irrationality of the economic regulation of certain industries and industries. The study is aimed not at identifying the key reasons for the low efficiency of using budget funds in Russia, but at finding ways to use the funds more efficiently within the framework of the already existing situation in the country.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА НЕЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРОБЛЕМА НЕЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Герасимова Н. Р.

9.2. ПРОБЛЕМА НЕЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

©Герасимова Надия Рашидовна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права

Место работы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»

gerasimova_ nr@mail. ш

Аннотация: в статье рассматривается проблема эффективности использования бюджетных денежных средств как проблема национальной безопасности Российской Федерации. В частности, особое внимание уделяется нарушениям, допускаемым в ходе исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы России, а также нерациональности экономического регулирования некоторых отраслей и производств. Исследование нацелено не на выявление ключевых причин низкой эффективности использования бюджетных денежных средств в России, а на поиски возможностей более эффективного использования денежных средств в рамках уже сложившейся ситуации в стране.

Ключевые слова: неэффективность, бюджетные денежные средства, экономическая безопасность, угроза безопасности.

Экономическая безопасность является ключевым элементом национальной безопасности страны. Только социально-экономическое благополучие населения можно приравнивать к состоянию защищенности, особенно в прогрессивном XXI веке, когда опасность масштабных глобальных военных конфликтов существенно снизилась.

Социально-экономическая безопасность государства и общества возможна только при условии обеспечения всех иных элементов национальной безопасности. Но в Российской Федерации экономическая безопасность является слабым звеном национальной безопасности, так как Россия по уровню развития производств до сих пор относится к категории стран индустриальных, а не постиндустриальных, что, безусловно, является главной проблемой ее осуществления.

При текущем уровне развития экономики страны о высоком уровне социального благополучия говорить не приходится, однако обеспечивать нужды населения можно более эффективно. В 2018 году Россия заняла 96 место из 149 стран по уровню социального благополучия, расположившись между Кенией и Руандой. И что важно на 123 месте в рейтинге эффективности государственного управления, отставая от Папуа-новой Гвинеи, наша страна заняла 90 место по развитию системы здравоохранения. Но Россия по объему ВВП занимает 13 место в мире, в то время как Кения - 70 место [4], что ставит вопрос следующий вопрос: почему при столь большой разнице в объеме ВВП уровень социального благополучия, а, следовательно, и социально-экономического развития у наших стран является фактически сходным? На наш взгляд, причина кроется в эффективности государственного управления, а именно -эффективности использования бюджетных денежных средств.

Неэффективное использование бюджетных средств является существенной проблемой национальной безопасности Российской Федерации. Это обусловлено тем, что бюджетные правоотношения выполняют ту важнейшую роль в решении экономических задач в частности и рациональном управлении страной в целом.

Главным препятствием для нормального и рационального функционирования экономики государства является нецелевое использование средств бюджета. Данная практика довольно распространена в последнее время и все более нужда-

ется в решении в целях соблюдения интересов общества и государства.

Проблема неэффективного использования денежных средств является следствием двух главных проблем развития государства и общества в России. Во-первых, это коррупция, которая поразила все органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные государственные учреждения и организации. И, во-вторых, колоссальный уровень непрофессионализма при принятии политических, экономических и каких-либо иных значимых решений. Однако можно считать непрофессионализм прямым следствием коррупции, поскольку в России до сих пор актуальна система протекции родственных связей на местах.

Счетная палата Российской Федерации ежегодно в своих отчетах о деятельности поднимает вопрос низкой эффективности использования денежных средств, но в этом направлении не предпринимается каких-либо существенных мер для изменения сложившейся ситуации. Так, согласно отчету о работе Счетной палаты РФ в 2017 году отмечается, что в ходе внешнего государственного аудита (контроля) выявлено 6 455 нарушений на сумму 1 865,6 млрд. рублей. Считаем необходимым отметить, что в 2016 году эти показатели были значительно ниже: 3845 нарушений на сумму 965,8 млрд. рублей. [3].

При этом в отчете отмечено, что объем бюджетных средств с признаками нецелевого использования составил 4,7 млрд. рублей/64 нарушения (в 2016 году - 1,1 млрд. рублей/43 нарушения), неэффективного использования федеральных и иных ресурсов - 34,8 млрд. рублей/114 нарушений (в 2016 году - 33,3 млрд. рублей/158 нарушений)[3]. В связи с этим возникает вопрос: если нецелевое и неэффективное использование составляет не более 40 млрд. рублей, где остальные неучтенные суммы денежных средств, утраченные в ходе совершения правонарушений? При этом уголовных дел велось 162, по административным правонарушениям возбуждено 389 дел, а к дисциплинарной ответственности привлечены 456 должностных лиц. Получается, что, по меньшей мере, еще по 2 000 нарушений никакой ответственности не наступало, а возврат денежных средств по всем правонарушениям почти на 2 триллиона рублей составил всего лишь 19,1 млрд. рублей[3]. Учитывая, что движение всех денежных средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ можно отследить, дан-

ISSN 2541-8025

Том XV 5-2019

Проблемы экономики и юридической практики

ная статистика о результатах деятельности Счетной палаты РФ вызывает много вопросов и противоречий.

Следовательно, учитывая все вышеприведенные суммы можно судить о серьезных проблемах в направлении повышения эффективности использования денежных средств, раз утраченные суммы и количество нарушений по сравнению в 2017 году по сравнению с 2016 годом существенно выросло. На наш взгляд, данные проблемы начинаются еще на стадии принятия бюджета, а также при принятии иных важных экономических решений.

С 2015 года началось действие «антисанкций» - уничтожение санкционных продуктов, незаконно ввезенных на территорию РФ. Официально от должностных лиц государства не поступало какой-либо информации о расходах на данные мероприятия. Однако в 2015 году некоторые экономические эксперты оценивали расходы на уничтожения санкционных продуктов в размере 1 млрд. 400 млн. рублей - 2 млрд. рублей. С самого начала обсуждения данной инициативы многократно высказывалась позиция, что эти продукты не следует уничтожать, их следует распределять между бедным и малоимущим населением, а осуществлять распределение могли бы общественные благотворительные организации. В результате бы улучшилось социально-экономическое положение населения, и нагрузка на бюджет отсутствовала. Но данное предложение было отклонено.

Таких нерациональных решений, оказывающих именно негативное влияние на эффективность использования денежных средств, множество, мы привели один из наиболее очевидных и простых. Если рассматривать больший масштаб, то следует затронуть экспорт сырья.

В связи с санкциями, наложенными на Россию с 2014 года, активно продвигается инициатива импортозамещения. И, безусловно, сама идея не имеет под собой никакой экономической обоснованности, поскольку Россия в многочисленных отраслях не способна обеспечивать нужды потребления населения. Однако некоторые позитивные результаты у данного мероприятия все-таки были, а именно - улучшение положения в сфере развития сельского хозяйства. Достигнутые результаты наглядно демонстрировали, что при дальнейшем финансировании развития данной отрасли в России ее экономические показатели росли, а значит, укрепилась бы продовольственная безопасность страны, выросли бы доходы бюджетной системы РФ, а также было бы создано определенное количество рабочих мест. Но было принято решение, что если при текущем уровне финансирования отрасль смогла показать рост, то вливание дополнительных денежных средств в данном направлении не является необходимостью. Такое решение не было связано с отсутствием в казне необходимого объема денежных средств, просто от данной меры отказались без весомых оснований, что является следствием низкого профессионализма. И таких решений - множество.

Отдельным вопросом эффективности использования бюджетных средств являются крупнейшие строительные и инфраструктурные проекты государства. Керченский мост, космодром Восточный, инновационный центр Сколково, Олимпиада в Сочи-2014, Амурский мост, Чемпионат мира по футболу 2018 года - все перечисленные проекты исполняются или исполнены при несоразмерно высоких затратах, что неоднократно отмечалось и экспертным сообществом, однако эти данные не улучшили ситуацию. Зимняя Олимпиада Сочи-2014 обошлась бюджету в сумму сопоставимую с 50 млрд. долларов, что рав-

няется 1 650 млрд. рублей по курсу предшествующему проведению Олимпиады. Бюджет на образование в 2018 году планировался на уровне 619 млрд. рублей [1], что более чем вдовое меньше затрат на проведение Олимпиады, причем изначально на ее проведение было заложено 12 млрд. долларов, и для таких мероприятий уже традиционно фактический бюджет превышает план в 2 раза. А это значит, что 26 млрд. долларов -около 858 млрд. рублей, что могло позволить увеличить бюджет на образование вдвое, либо на 30% в течение 3 лет. Повышение качества образования позволило бы оптимизировать данную систему и насытить рынок труда необходимыми профессиональными кадрами, которые бы способствовали успешному развитию экономики во всех отношениях. Все это относится и к иным перечисленным в списке выше объектам строительства и инфраструктуры.

Все выше исследованное относится к рядовым проблемам, демонстрирующим неэффективное использование бюджетных денежных средств в Российской Федерации. На наш взгляд, описаны лишь общеизвестные факты. А непопулярных решений на всех уровнях бюджетной системы РФ принимаются тысячи. И это не затрагивая политических вопросов о том, почему отдельные представители, попавшие под санкции, могут отказаться от уплаты налогов в бюджет РФ, вопросов, касающихся баснословных зарплат менеджеров госкорпораций, которые не отражают эффективность их деятельности, и ежегодная уплата дивидендов не в полном объеме. Безусловно, фактов, вытекающих из прямого коррупционного умысла больше, чем просто ошибок и непрофессионализма при принятии решений, связанных с выделением и использованием бюджетных денежных средств, но они есть, и некоторые из них, возможно, устранить в кратчайшие сроки. На наш взгляд, из-за отказа Министерства Финансов в 2016 году от дальнейшей поддержки широкого финансирования, направленного на развитие сельскохозяйственного комплекса страны, рост данного сектора экономики существенно замедлился, а продовольственная безопасность государства остается под серьезным вопросом. При этом продолжают выделяться денежные средства на уничтожение санкционных продуктов, что, как упоминалось ранее, не только создает нагрузку на бюджет, но и имеет негативное влияние на улучшение уровня социального благополучия самых бедных слоев населения. Кроме этого, в бюджете РФ на 2019 год 4,885 трлн. рублей намереваются потратить на социальную политику, а на национальную оборону, на правоохранительные органы - 5,168 трлн. рублей [1]. То есть в стране имеется гигантский уровень социальной несправедливости, где 20% наиболее богатого населения обладают 46,8% всех доходов, при этом из них только 7,6% населения имеют доходы свыше 70 000 рублей [5]. Не смотря на то, что Российская Федерация является социальным, в мирное время утверждены расходы на силовиков больше, чем на все социально-экономические выплаты и мероприятия, запланированные на 2018 год. Исходя из этого, стоит также отметить, что социально-экономическое благополучие населения и уровень его социальной защищённости достаточно низок.

Таким образом, проблема неэффективного использования денежных средств является наряду с коррупцией одной из наиболее значимых угроз экономической безопасности Российской Федерации. Данная проблема является комплексной и возникает вследствие протекционизма в органах государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации, что влечет за собой низкий уровень профессиона-

ПРОБЛЕМА НЕЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Герасимова Н. Р.

лизма кадров государственной службы и оказывает губительное влияние в масштабах страны. Так как проблема является комплексной, то и меры для ее разрешения являются комплексными. Необходимо, чтобы любые экономические решения на всех уровнях власти решались с привлечением экспертов, что позволит снизить объемы неэффективного использования денежных средств. А должностным лицам государства следует отказаться от принятия решений, которые являются показательными с политической, но провальными с социально-экономической точки зрения.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 83,05%.

Список литературы:

1. Бюджет России на 2019 год в цифрах // FINCAN [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fincan.ru/articles/45_byudzhet-rossii-na-2019-god-v-cifrah/ -Дата обращения: 23.12.2018 г.

2. ГД приняла закон о федеральном бюджете на 2019-2021 годы // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://duma.gov.ru /news/28887/ - Дата обращения: 23.12.2018 г.

3. Годовые отчеты // Счетная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/activities /annual_report/#921 -Дата обращения: 23.12.2018 г.

4. Рейтинг стран мира по ВВП 2018 // FINCAN [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fincan.ru/articles/17_rejting-stran-po-vvp-2018/ - Дата обращения: 23.12.2018 г.

5. Уровень жизни // Государственная служба статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm /connect/rosstat_main/rosstat /ru/statistics/population/level/# - Дата обращения: 23.12.2018 г.

РЕЦЕНЗИЯ

на научную статью доцента, кандидата юридических наук, доцента кафедры теории и истории государства и права Герасимовой Надии Рашидовны ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» на тему: «Проблема неэффективного использования бюджетных средств как угроза национальной безопасности Российской Федерации»

Научная статья доцента, кандидата юридических наук, доцента кафедры теории и истории государства и права Герасимовой Надии Рашидовны посвящена исследованию вопроса о неэффективности использования бюджетных денежных средств, который, в контексте обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, требует особого рассмотрения. Стоит отметить, что получившая в последнее время значительное распространение практика нецелевого расходования бюджетных средств препятствует ведению нормальной экономической деятельности государственными органами и органами местного самоуправления, ставит под угрозу выполнение национальных проектов и государственных целевых программ, причиняя тем самым существенный вред интересам российского народа, общества и государства в целом. Так, в настоящее время поиск методов более эффективного использования бюджетных средств является приоритетной задачей государства в области обеспечения национальной безопасности нашей страны. В связи с этим научная статья Герасимовой Н.Р., является актуальной и заслуживает поддержки.

В ходе работы над научной статьей Герасимова Надия Рашидовна выявила основные проблемы, демонстрирующие неэффективное использование бюджетных денежных средств в Российской Федерации, предложила пути их устранения, а также сосредоточила внимание на выполнении стоящих перед государством задач в области социально-экономического развития страны, которые в своей перспективе имеют достаточно низкий уровень эффективности обеспечения экономической безопасности общества и государства и представляют собой новые угрозы национальной безопасности Российской Федерации.

Научная статья Герасимовой Н.Р. «Проблема неэффективного использования бюджетных средств как угроза национальной безопасности Российской Федерации» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода, а именно научному стилю изложения материала, логичности содержания, обоснованности отдельных заключений, оригинальности и новизне полученных выводов.

Работа изложена в научном стиле, написана корректно, грамотно, не требует правки.

Статья актуальна, обладает научной и практической новизной, рекомендуется для печати.

Рецензент

доктор юридических наук,

профессор, заведующий кафедрой

теории и истории государства и права юридического

факультета ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский

Мордовский государственный

университет им. Н.П. Огарёва»

Еремин Алексей Роальдович

THE PROBLEM OF INEFFICIENT USE OF BUDGETARY FUNDS AS A THREAT TO NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

©Gerasimovа Nadia R., PhD in law, Associate Professor of the Theory and History of State and Law

Work place: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Ogarev Mordovia State University»

gerasimova_nr@mail.ru

Annotation: the article deals with the problem of efficient use of budget funds as a problem of the national security of the Russian Federation. In particular, special attention is paid to violations committed during the execution of budgets at all levels of the budget system of Russia, as well as to the irrationality of the economic regulation of certain industries and industries. The study is aimed not at identifying the key reasons for the low efficiency of using budget funds in Russia, but at finding ways to use the funds more efficiently within the framework of the already existing situation in the country. Keywords: inefficiency, budgetary funds, economic security, security threat.

Reference list:

1. The budget of Russia for 2019 in figures / / FINCAN [Electronic resource]. - Access mode: http://fincan.ru/articles/45_byudzhet-rossii-na-2019-god-v-cifrah/ - accessed: 23.12.2018

2. The state Duma adopted the law on the Federal budget for 2019-2021 / / the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation [Electronic resource]. -Mode of access: http://duma.gov.ru/news/28887/ - date of access: 23.12.2018 G.

3. Annual reports / / accounts chamber of the Russian Federation [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.ach.gov.ru/activities /annual_report/#921 -date of access: 23.12.2018 G.

4. Ranking of countries by GDP 2018 // FINCAN [Electronic resource]. - Access mode: http://fincan.ru/articles/17_rejting-stran-po-vvp-2018/ - accessed: 23.12.2018

5. Standard of living / / State statistics service [Electronic resource]. - Access mode: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main /rosstat/ru/statistics/population/level / # - accessed 23.12.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.