Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ БОРЬБЫ С ХИЩЕНИЯМИ БЮДЖЕТНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ В ВИДЕ ГРАНТОВ И СУБСИДИЙ (НА ПРИМЕРЕ БОРЬБЫ С ХИЩЕНИЯМИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ)'

ОСОБЕННОСТИ БОРЬБЫ С ХИЩЕНИЯМИ БЮДЖЕТНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ В ВИДЕ ГРАНТОВ И СУБСИДИЙ (НА ПРИМЕРЕ БОРЬБЫ С ХИЩЕНИЯМИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
80
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАЩИТА БЮДЖЕТНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРЫ / ГРАНТЫ И СУБСИДИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БОРЬБА С ХИЩЕНИЯМИ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / PROTECTION OF BUDGET FUNDS / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / OPERATIONAL-SEARCH MEASURES / GRANTS AND SUBSIDIES / ECONOMIC AND CORRUPTION CRIMES / ECONOMIC SECURITY / COMBATING THEFT / ECONOMIC SECURITY AND ANTI-CORRUPTION UNITS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мангасаров Руслан Анатольевич

В статье рассматриваются современные тенденции борьбы с хищениями бюджетных денежных средств, выделенных в виде грантов и субсидий, на примере борьбы с хищениями в агропромышленном комплексе, при этом выделяются факторы, оказывающие негативное влияние на ее эффективность, а также пути совершенствования работы правоохранительных органов в борьбе с хищениями бюджетных денежных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мангасаров Руслан Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES TO COMBAT THE THEFT OF BUDGET FUNDS ALLOCATED IN THE FORM OF GRANTS AND SUBSIDIES (ON THE EXAMPLE OF THE FIGHT AGAINST THEFT IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX)

The article deals with the current trends in the fight against theft of budget funds allocated in the form of grants and subsidies, on the example of the fight against theft in the agro-industrial complex, while highlighting the factors that have a negative impact on its effectiveness, as well as ways to improve the work of law enforcement agencies in the fight.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ БОРЬБЫ С ХИЩЕНИЯМИ БЮДЖЕТНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ В ВИДЕ ГРАНТОВ И СУБСИДИЙ (НА ПРИМЕРЕ БОРЬБЫ С ХИЩЕНИЯМИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ)»

Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

ОСОБЕННОСТИ БОРЬБЫ С ХИЩЕНИЯМИ БЮДЖЕТНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ В ВИДЕ ГРАНТОВ И СУБСИДИЙ (НА ПРИМЕРЕ БОРЬБЫ С ХИЩЕНИЯМИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ) МАНГАСАРОВ Руслан Анатольевич,

адъюнкт факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров Академии управления МВД России. E-mail: ubep-ak@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются современные тенденции борьбы с хищениями бюджетных денежных средств, выделенных в виде грантов и субсидий, на примере борьбы с хищениями в агропромышленном комплексе, при этом выделяются факторы, оказывающие негативное влияние на ее эффективность, а также пути совершенствования работы правоохранительных органов в борьбе с хищениями бюджетных денежных средств.

Abstract: The article deals with the current trends in the fight against theft of budget funds allocated in the form of grants and subsidies, on the example of the fight against theft in the agro-industrial complex, while highlighting the factors that have a negative impact on its effectiveness, as well as ways to improve the work of law enforcement agencies in the fight.

Ключевые слова: защита бюджетных денежных средств, агропромышленный комплекс, оперативно-розыскные меры, гранты и субсидии, экономические и коррупционные преступления, экономическая безопасность, борьба с хищениями, оперативно-розыскные мероприятия, подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции.

Keywords: protection of budget funds, agro-industrial complex, operational-search measures, grants and subsidies, economic and corruption crimes, economic security, combating theft, operational-search measures, economic security and anti-corruption units.

Обеспечение экономической безопасности России в настоящее время приобретает особую актуальность в условиях кризисного периода развития экономики и экономической изоляции страны, в том числе связанной с запретом на ввоз сельскохозяйственной продукции.

Хищения бюджетных денежных средств, предназначенных для реализации приоритетных направлений, в том числе на развитие агропромышленного комплекса, являются высоколатентными преступлениями, тем не менее, занимают значительное место в структуре хищений такого рода, при этом они всегда имеют общественный резонанс, а также связаны с наличием коррупционной составляющей.

Некоторые исследования показывают, что агропромышленная сфера имеет довольно высокий уровень криминализации. Это принято связывать со значительной финансовой поддержкой этого направления экономической деятельности [1, с. 178]. При этом необходимость государственной поддержки прежде всего обусловлена своевременным оперативным реагированием на возникающие экономические угрозы и решением проблем продовольственной безопасности.

В 2019 году была принята Государственная программа развития сельского хозяйства на 2013 - 2025 гг. с общим объемом финансирования 2,28 трлн рублей, в том числе из федерального бюджета в размере 1 509,7 млрд рублей. Ранее действовала Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, в рамках которой было выделено из федерального бюджета 1 550 687 290,5 рублей, в том числе: на 2017 г. - 215 852 280,4 рублей, на 2018 г. - 197 957 808,9 рублей. В рамках указанных Программ, с целью укрепления конкретных направлений агропромышленного комплекса, дости-

жения определенных социально-экономических целей, государство поддерживает институт выделения бюджетных денежных средств, в виде грантов и субсидий. Ожидаемыми результатами реализации указанных Программ являются повышение удельного веса российских продовольственных товаров в общих ресурсах, обеспечение среднегодового темпа прироста объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, увеличение производства в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей и т.д. [2].

Важным звеном в обеспечении экономической безопасности реализации приоритетных направлений развития агропромышленного комплекса является контроль за выделенными бюджетными денежными средствами. Немаловажную роль в борьбе с хищениями бюджетных денежных средств играют органы внутренних дел, а именно подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции, которые проводят комплекс оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и пресечению фактов хищений и нецелевого использования бюджетных денежных средств, выделяемых в виде грантов и субсидий, в том числе в рамках реализации вышеуказанных государственных программ.

Оперативными подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России в процессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и раскрытие преступлений, связанных с использованием бюджетных денежных средств, выделяемых на развитие агропромышленного комплекса, выявляется значительное количество преступлений. Органами внутренних дел они квалифицируются по следующим статьям УК РФ: 159 -мошенничество, 160 - присвоение или растрата, 171 - незаконное предпринимательство, 199 - уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаций, 176 - незаконное получение креди-

та. Зачастую действия виновных квалифицируются по таким статьям УК РФ, как 201 - злоупотребление полномочиями, 285 - злоупотребление должностными полномочиями, 286 - превышение должностных полномочий, 290 - получение взятки.

В ходе анализа материалов доследственных проверок и уголовных дел нами были установлены некоторые закономерности, относящиеся к способу совершения хищений бюджетных денежных средств, выделенных в виде грантов и субсидий, а также лицам их совершающим:

- Преступниками выступают руководители сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств, индивидуальные предприниматели и т.д.

- В отношении бюджетных денежных средств, выделенных в виде субсидий и грантов, как правило, совершаются действия, квалифицируемые как: присвоение, мошенничество, превышение должностных полномочий.

- Средства, выделяемые получателю непосредственно из бюджета на целевые расходы, расхищаются путем предъявления подложных и недостоверных документов, при оформлении получения бюджетных денежных средств зачастую превышаются должностные полномочия.

- Преступниками выступают должностные лица, осуществляющие функции по выделению и распределению бюджетных денежных средств, а также проведением «конкурсов» между сельхозтоваропоизводителями. При этом важным обстоятельством, определяющим совершение преступления, выступает тот факт, что в образности должностных лиц входит контроль за использованием выделенных бюджетных денежных средств.

- Рассматривая деятельность преступных групп при хищениях в агропромышленном комплексе, необходимо отметить, что основными фигурантами являются должностные лица, как выделяющие бюджетные денежные средства, так и являющиеся руководителями сельскохозяйственного предприятия. Осуществляя хищение бюджетных средств, организатор преступной группы не руководит ее деятельностью извне, а занимает руководящую должность в агропромышленном комплексе или в органе исполнительной власти. При этом реализация схемы хищения бюджетных денежных средств, выделенных в виде грантов и субсидий, невозможна без взаимного участия и договоренности круга лиц, осуществляющих управление преступной деятельностью.

В ходе опроса сотрудников экономической безопасности и противодействия коррупции было установлено, что практически 80% опрошенных сотрудников выделяют наряду с «традиционными» проблемами, связанными со значительным сокращением штатной численности сотрудников экономической безопасности и противодействия коррупции и отсутствием четкого взаимодействия со следственными органами, органами

прокуратуры на местах, такую проблему, как - формальная система защиты бюджетных денежных средств, выделенных в виде грантов и субсидий, а также вытекающую из нее проблему, связанную с формальным взаимодействием с правоохранительными органами. При этом действующие сотрудники подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции отмечают, тот факт, что функционирующая в настоящее время система защиты бюджетных денежных средств, выделенных в виде грантов и субсидий, а также уровень взаимодействия между государственными органами-распорядителями бюджетных денежных средств и правоохранительными органами, не отвечает современным реалиям и нуждается в преобразовании. Представляется, что защитой от хищений бюджетных денежных средств, выделенных в виде грантов и субсидий, в первую очередь должны заниматься контролирующие государственные органы, которые в процессе осуществления контроля (проверки) одновременно могут выявлять недостатки и другие правонарушения, способствующие совершению преступлений, и передавать их в правоохранительные органы [3, с. 153]. Также отмечается, что в настоящее время отсутствуют системные механизмы и действенные меры реагирования, прежде всего связанные со своевременным обращением в органы правопорядка с заявлениями о совершении противоправных действий, при этом со стороны распорядителей бюджетных денежных средств, наблюдается явная незаинтересованность в содействии правоохранительным органам в установлении размера ущерба, нанесенного преступными действиями.

Указанные факты негативно влияют на борьбу с хищениями бюджетных денежных средств, выделенных в виде грантов и субсидий, при этом между совершением хищений и его выявлением сотрудниками правоохранительных органов, проходит довольно продолжительный период времени, в ходе которого виновные успевают скрыть следы преступления и распорядиться похищенными денежными средствами, в том числе вывести их за рубеж.

Вместе с тем, практическими работниками выделяются ряд проблем, связанных с взаимодействием оперативно-розыскных подразделений и населения, при этом речь прежде всего идет о слабой заинтересованности граждан в сотрудничестве с оперативными подразделениями правоохранительных органов. По нашему мнению, одним из важных факторов, влияющих на взаимодействие оперативно-розыскных подразделений и населения, является отсутствие пропаганды социально-полезной деятельности конфидентов и закрытость от неограниченного количества заинтересованных субъектов информации о принимаемых мерах, направленных на обеспечение социальных и правовых гарантий лицам, оказывающим конфиденциальное содействие [4, с. 150]. Данная проблема, безусловно, негативно влияет на количество и качество поступающей в опе

Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

ративные подразделения информации, о преступных посягательствах, что отрицательно сказывается на эффективности борьбы с хищениями бюджетных денежных средств, выделенных в виде грантов и субсидий.

Рассмотренные выше проблемы показывают, что в настоящее время в практической деятельности, существуют ряд противоречий, прежде всего связанных с требованиями, предъявляемыми к подразделениям экономической безопасности и противодействия коррупции, ориентированными на борьбу с экономическими преступлениями, в том числе на борьбу с хищениями бюджетных денежных средств, выделенных в виде грантов и субсидий, и предоставленными им возможностями, в полной мере осуществлять свои полномочия, в условиях дефицита оперативно значимой информации и отсутствия правовых оснований получения необходимых данных [5, с. 154].

По нашему мнению, положительным примером эффективного взаимодействия, может выступать опыт подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции Главного управления МВД России по Алтайскому краю в части организации работы с Министерством сельского хозяйства Алтайского края. Агропромышленный комплекс без преувеличения можно назвать наиболее социально значимой отраслью для экономики Алтайского края. Только по объемам пашни (6,5 млн. га) край занимает первое место в Российской Федерации и является крупнейшим производителем зерновых и иных сельскохозяйственных культур, имеет высокие темпы роста животноводства и птицеводства.

Основные меры по развитию отрасли заложены в государственной программе Алтайского края «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края» на 2012 - 2020 годы и Долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2013-2020 годы, в рамках которых сельхозтоваропроизводителям ежегодно выделяется более 5 млрд. рублей. Учитывая особую значимость отрасли для жизнедеятельности региона Главным управлением МВД России по Алтайскому краю выработаны простые, адекватные и эффективные меры, направленные на оптимизацию работы по выявлению и документированию возможных фактов хищения бюджетных денежных средств, выделяемых на поддержку и развитие отрасли. С этой целью достигнута договоренность с Министерством сельского хозяйства Алтайского края о систематическом централизованном представлении первичной развернутой информации о результатах освоения средств государственной поддержки сельхозтоваропроизводителями Алтайского края. По результатам организована совместная, методичная, кропотливая работа по проверке достоверности представленных документов, послуживших поводом для выплаты грантов и субсидий из бюджета. Активная работа по декриминализации отрасли началась с момента больших финансовых вливаний в

агропромышленный комплекс (с 2011 г.) при этом данная работа продолжается сегодня и дает положительные результаты.

Опираясь на изложенное, с целью снижения уровня хищений бюджетных денежных средств, выделенных в виде грантов и субсидий, в приоритетных отраслях экономики России в целом и в агропромышленном комплексе в частности, а также для оптимизации борьбы с хищениями бюджетных денежных средств, мы предлагаем следующие комплексные меры, а именно:

- создание дополнительного учета преступлений связанных с хищениями бюджетных денежных средств, выделенных в виде грантов и субсидий в ГИАЦ МВД России, с целью анализа и планирования мер профилактического характера;

- создание на базе подразделений экономической безопасности МВД России, специализированных управлений (отделов) ориентированных на борьбу с хищениями бюджетных денежных средств, выделенных в виде грантов и субсидий.

- повышение уровня подготовки как сотрудников оперативных подразделений, обеспечивающих экономическую безопасность, так и лиц, осуществляющих предварительное расследование, указанной категории преступлений [6, с. 29]. По нашему мнению, положительно отразились на борьбе с хищениями бюджетных денежных средств, выделенных в виде грантов и субсидий, периодические курсы повышения квалификации сотрудников, задействованных в данной работе.

- обеспечение (на регулярной основе) подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции специализированными базами данных содержащими актуальные сведения о бюджетных средствах, выделенных в виде грантов и субсидий, по направлениям работы: агропромышленный комплекс, ТЭК, ЖКХ, здравоохранение, образование и т.д.

- создание программного обеспечения, так называемого «рабочего стола оперативного работника» внедренного в деятельность оперативных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, содержащего алгоритмы, типичные схемы, методические рекомендации и иные материалы, направленные на документирование преступной деятельности, связанной с хищениями бюджетных денежных средств, выделенных в виде грантов и субсидий.

- проведение постоянного мониторинга процессов выделения, распределения и расходования бюджетных денежных средств. При этом признание органов-распорядителей бюджетных денежных средств объектами первоочередной оперативной заинтересованности и закрепления за каждым таким объектом оперативного сотрудника, обладающего необходимыми знаниями и опытом;

- организация интенсивного привлечения к процессу выявления указанных преступлений лиц, осуществляющих содействие оперативным подразделениям на негласной основе,

имеющих отношение к выделению и распределению бюджетных денежных средств, а также контролю за их расходованием;

- организация обучение негласного аппарата способам выявления признаков совершения хищений бюджетных денежных средств, выделенных в виде грантов и субсидий.

- прогнозирование оперативной обстановки в бюджетной сфере, на основе определения негативных тенденций, влияющих на степень криминализации рассматриваемой сферы, по средствам анализа действующего законодательства, а также анализа ежеквартальных результатов оперативно-служебной деятельности, подразделений экономической безопасности, осуществляющих борьбу с хищениями бюджетных денежных средств, в том числе выделенных в виде грантов и субсидий;

- внедрение системы беспрерывного мониторинга состояния криминогенной ситуации, складывающейся на объек-

Библиография:

1) Репин М.Е. Характеристика преступлений мошеннического характера, совершаемых в сфере агропромышленного комплекса / М. Е. Репин // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 2 (30). С. 177-181.

2) Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. URL: http://gov.garant.ru/ SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения 22 дек. 2019 г.).

3) Ларичев В.Д. Причины и условия, способствующие совершению преступлений в сфере экономической деятельности // Общество и право. 2015. №4 (54). С. 151-159.

4) Павличенко Н.В. Проблемы взаимодействия оперативно-розыскных органов и населения: теоретические и прикладные проблемы // Общество и право. -2016. - № 3 (57). С. 148-151.

5) Калашников К.В. Взаимодействие подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел с Банком России в ходе оперативного обслуживания кредитной сферы: проблемы и пути решения// Аграрное и земельное право. 2019. № 11(179). С. 152-155.

6) Лазарев Р.С. Оперативно-розыскное противодействие хищениям бюджетных денежных средств, совершаемым путем мошенничества, в сфере агропромышленного комплекса // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2017. № 15-1. С. 27-29.

7) Мангасаров Р.А. Некоторые аспекты противодействия хищениям бюджетных денежных средств, выделенных в виде грантов и субсидий // Труды Академии управления МВД России. 2019. № 3 (51). - С. 103-110.

тах бюджетного финансирования, с целью своевременного реагирования, на возникающие угрозы [7, с. 108];

- повышение контроля со стороны государства за расходованием бюджетных денежных средств, выделенных в виде грантов и субсидий на местах, путем внесения изменений в соответствующие нормативные документы (в должностные инструкции персональной обязанности должностным лицам производить ревизии, проверки субъектов, которым выделяются гранты и субсидии).

Таким образом, по нашему мнению, повышение эффективности борьбы с хищениями бюджетных денежных средств, выделенных в виде грантов и субсидий, во многом зависит от полноты принятия рассмотренных комплексных мер и от своевременного решения правовых и организационных проблем, в том числе частично рассмотренных в рамках данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.