Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИИ В РАЗРЕЗЕ РЕГИОНОВ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИИ В РАЗРЕЗЕ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
364
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БИЗНЕС / РЕЙТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мезенцева Е.В., Рудасова В.В.

В статье рассмотрены тенденции развития социального предпринимательства в регионах России. Зафиксирован рейтинг субъектов Российской Федерации, имеющих наибольшее и наименьшее число социальных предприятий, представлены новые предприятия, созданные в наиболее востребованных сферах развития социального бизнеса. На основании этого сделаны выводы о необходимости развития социального предпринимательства для поддержания жизнедеятельности граждан и решения общественных проблем в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA BY REGION

The article examines the trends in the development of social entrepreneurship in the regions of Russia. The rating of the subjects of the Russian Federation with the largest and smallest number of social enterprises is recorded, new enterprises created in the most popular areas of social business development are presented. Based on this, conclusions are drawn about the need to develop social entrepreneurship to support the life of citizens and solve social problems in the country.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИИ В РАЗРЕЗЕ РЕГИОНОВ»

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

РОССИИ В РАЗРЕЗЕ РЕГИОНОВ

Е.В. Мезенцева, канд. экон. наук, доцент В.В Рудасова, студент

Кубанский государственный университет, филиал в г. Тихорецке (Россия, г. Тихорецк)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-3-2-213-216

Аннотация. В статье рассмотрены тенденции развития социального предпринимательства в регионах России. Зафиксирован рейтинг субъектов Российской Федерации, имеющих наибольшее и наименьшее число социальных предприятий, представлены новые предприятия, созданные в наиболее востребованных сферах развития социального бизнеса. На основании этого сделаны выводы о необходимости развития социального предпринимательства для поддержания жизнедеятельности граждан и решения общественных проблем в стране.

Ключевые слова: тенденции развития, социальное предпринимательство, бизнес, рейтинг.

Тенденции развития социального предпринимательства обуславливаются тем, что вопросы данного сектора экономики направлены на достижение общественно значимых целей и значительно способствуют решению социальных проблем общества. Как новаторская деятельность, социальный бизнес изначально направлен на улучшение качества жизни, создание новых услуг на условиях самоокупаемости и финансовой устойчивости.

На сегодняшний день число социальных предприятий в Российской Федерации составляет порядка 3000. В 2020 г. государственную поддержку получили 5,5 тыс. предпринимателей, было проведено 16,2 тыс. мероприятий и консультаций для субъектов социального бизнеса, создано 622 новых рабочих места, а также 863 социальных проекта было реализовано при поддержке специализированной инфраструктуры. Наряду с созданием специализированной инфраструктуры поддержки в рамках обновленного нацпроекта МСП для социальных предпринимателей разработаны такие меры поддержки, как микрозаймы по льготной ставке не более У ключевой ставки ЦБ и гранты до 500 тысяч

рублей на начало и развитие своего дела [1].

В 2021 году на грантовую поддержку социальным предпринимателям из федерального бюджета будет выделено порядка 1,5 млрд рублей, в 2022 году - около 2 млрд рублей, и в 2023 году - 3 млрд рублей. Такие меры позволят увеличить количество социальных предпринимателей и улучшить показатели их деятельности во всех регионах.

Но, как и многие сектора экономики, социальный бизнес в России развивается неравномерно, об этом свидетельствуют данные рисунков 1 и 2, составленные на основе рейтинговых данных. В субъектах Российской Федерации приведенных на рисунке 1 в полной мере применяются различные формы поддержки со стороны государства, что и выразилось в высоких их рейтингах. Из 85 субъектов Российской Федерации в первую пятерку лидеров рейтинга вошли Ханты-Мансийский автономный округ (1 место - 45,63 балла), Краснодарский край также попал в рейтинг субъектов-лидеров и расположился на 13 месте с рейтинговым количеством баллов -30,42 [2].

Краснодарский край Мурманская область Республика Адыгея Тюменская область Республика Саха (Якутия) Оренбургская область Республика Татарстан Самарская область Хабаровский край Ямало-Ненецкий автономный округ Ярославская область Пермский край

Ханты мансийский автономный округ - Югра

0

5 10 15 20 25 30 35 40 45 50

Рис. 1. Субъекты Российской Федерации, имеющие наибольшее число социальных предприятий в результате оказания государственной поддержки

Республика Тыва Республика Ингушетия Псковская область Брянская область Чеченская Республика Республика Марий Эл Курская область Саратовская область Карачаево-Черкесская Республика Курганская область Чукотский автономный округ Алтайский край Ставропольский край

0

2

4

6

8

10

12

14

Рис. 2. Субъекты Российской Федерации, имеющие наименьшее число социальных

предприятий

Исходя из рисунка 2 видно, что большая часть субъектов страны имеют наименьшее число социальных предприятий, поэтому государству необходимо оказывать незамедлительную поддержку данным регионам.

Исследование направлений социального бизнеса показало, что российские социальные предприниматели занимаются созданием доступных детских садов и развивающих центров, трудоустройством и обслуживанием людей с ограниченными возможностями, возрождением народных

промыслов и ремесел, социальной адаптацией выпускников детских домов, переработкой отходов, социальным обслуживанием пожилых людей [3].

Потенциал социального бизнеса позволяет решать проблемы в таких востребованных сферах, как культура и искусство, образование и спорт, отдых и досуг. Поэтому в данных сферах создаются новые предприятия для удовлетворения социальных потребностей населения и решения общественных проблем в стране (табл. 1).

Таблица 1. Новые предприятия, созданные в наиболее востребованных сферах развития социального бизнеса

Предприятия Сферы Регионы

Центры развития культуры и спорта, цетские и спортивные площадки Физическая культура и массовый спорт Калининградская область

Музейные театры и семейные театры кукол Культура и искусство Москва и Московская область

Школы скорочтения и развития интеллекта, инклюзивный центр творчества Сфера услуг Кемеровская область

Студии для развития детей, курсы по английскому языку Занятия в детских и молодежных кружках, секциях, студиях Курская область

Центры ментальной арифметики и каллиграфии, школы ораторского мастерства Образование Нижегородская область

Центры научных развлечений, конные клубы Отдых и досуг Иркутская область

Из таблицы видно, что государство и социальные предприниматели создают в регионах Российской Федерации новые предприятия, детские развивающие центры, всевозможные развлекательные мероприятия для поддержки и устойчивого развития социального бизнеса в стране. Также реализуются мероприятия по поддержке социального предпринимательства через создание центров инноваций социальной сферы в рамках проекта «Мой бизнес». В настоящее время такие центры созданы и действуют в 46 регионах, в том числе 8 новых открылись в 2020 году.

Важно отметить, что разрабатывается и обновляется комплекс мер, который содержит мероприятия по совершенствова-

ления социальных услуг негосударственными поставщиками, методическому сопровождению поставщиков социальных услуг, анализу и распространению лучших практик, направленных на поддержку негосударственных поставщиков во всех отраслях социальной сферы.

Заключение. Таким образом, очевидно, что развитие социального предпринимательства в России необходимо для поддержания жизнедеятельности граждан и решения социальных проблем в стране. Важно разрабатывать механизмы поддержки социального бизнеса, которые будут направлены на достижение общественно значимых целей и удовлетворение социальных потребностей населения.

нию законодательства в сфере предостав-

Библиографический список

1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие») от 26.07.2019 № 245-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

3. Мирошниченко О.Н., Семенова В.В. Социальное предпринимательство как перспективный формат сотрудничества государственной власти, бизнеса и общества // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. - 2019. - № 3 (18). - С. 29-49.

4. Стагниева Ю.И. Государственная поддержка развития социального предпринимательства в России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -2015. - №1. - С. 323-325.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA

BY REGION

E.V. Mezentseva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor V.V. Rudasova, Student

Kuban State University, branch in Tikhoretsk (Russia, Tikhoretsk)

Abstract. The article examines the trends in the development of social entrepreneurship in the regions of Russia. The rating of the subjects of the Russian Federation with the largest and smallest number of social enterprises is recorded, new enterprises created in the most popular areas of social business development are presented. Based on this, conclusions are drawn about the need to develop social entrepreneurship to support the life of citizens and solve social problems in the country.

Keywords: development trends, social entrepreneurship, business, rating.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.