Научная статья на тему 'Тенденции развития сложноструктурных комплексов норм, создаваемых для регулирования мирового торгового оборота'

Тенденции развития сложноструктурных комплексов норм, создаваемых для регулирования мирового торгового оборота Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
211
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ТОРГОВОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СЛОЖНОСТРУКТУРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ НОРМ / WORLD TRADE TURNOVER / INTERNATIONAL TRADE LAW / INTERNATIONAL INTERGOVERNMENTAL ORGANIZATIONS / COMPLEX-STRUCTURAL COMPLEXES OF NORMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никифоров В.А.

В статье рассматривается одна из актуальной проблем современного международного права тенденций развития сложноструктурных комплексов норм, создаваемых международными организациями для регулирования мирового торгового оборота, исследуются вопросы становления механизмов международно-правового регулирования мирового торгового оборота, определяются предмет и структура международного правового механизма регулирования мирового торгового оборота, тенденции международно-правового регулирования международных межправительственных организаций (ММПО) мирового торгового оборота, тенденции взаимодействия международного и национального права в механизме правового регулирования мирового торгового оборота в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Никифоров В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF COMPLEX STRUCTURAL COMPLEXES OF NORMS CREATED FOR REGULATION OF THE WORLD TRADE TURNOVER

In the article one of the most urgent problems of modern international law is considered: the tendencies in the development of complex-structural complexes of norms created by international organizations to regulate world trade, the formation of mechanisms for the international legal regulation of world trade, the subject and structure of the international legal mechanism for regulating world trade, tendencies in international legal regulation of international intergovernmental organizations (IIO) of the world trade turnover, the tendency of interaction of international and national law in the mechanism of legal regulation of world trade turnover in the conditions of globalization.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития сложноструктурных комплексов норм, создаваемых для регулирования мирового торгового оборота»

УДК 341.232.3 НИКИФОРОВ В.А.

доктор юридических наук, зав. кафедрой международного права и международного частного права, Орловский государственный университет имени И, С. Тургенева

Е-та П: тЩогоу-а @уа п с! ех. ги

UDC 341.232.3 NIKIFOROV V.A.

Doctor of Law, Head of the Department of International and Private Internationa] Law, Orel State University E-mail:nikiforov-a@y andex.ru

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЛОЖНОСТРУКТУРНЫХ КОМПЛЕКСОВ НОРМ, СОЗДАВАЕМЫХ ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИРОВОГО ТОРГОВОГО ОБОРОТА

TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF COMPLEX STRUCTURAL COMPLEXES OF NORMS CREATED FOR REGULATION OF THE WORLD TRADE TURNOVER

В статье рассматривается одна из актуальной проблем современного международного права - тенденций развития сложноструктурных комплексов норм, создаваемых международными организациями для регулирования мирового торгового оборота, исследуются вопросы становления механизмов международно-правового регулирования мирового торгового оборота, определяются предмет и структура международного правового механизма регулирования мирового торгового оборота, тенденции международно-правового регулирования международных межправительственных организаций (ММПО) мирового торгового оборота, тенденции взаимодействия международного и национального права в механизме правового регулирования мирового торгового оборота в условиях глобализации.

Ключевые слова: мировой торговый оборот, международное торговое право, международные межправительственные организации, сложноструктурные комплексы норм.

In the article one of the most urgent problems of modern international law is considered: the tendencies in the development of complex-structural complexes of norms created by international organizations to regulate world trade, the formation of mechanisms for the international legal regulation of world trade, the subject and structure of the international legal mechanism for regulating world trade, tendencies in international legal regulation of international intergovernmental organizations (IIO) of the world trade turnover, the tendency of interaction of international and national law in the mechanism of legal regulation of world trade turnover in the conditions of globalization.

Keywords: world trade turnover, international trade law, international intergovernmental organizations, complex-structural complexes of norms.

Международное торговое право складывалось исторически из торговых обычаев, закрепленных впоследствии в Торговых кодексах, затем стали заключаться двусторонние договоры, и лишь во второй половине XX века появилась тенденции к многостороннему регулированию.

Необходимость комплексного изучения правового регулирования международной торговой деятельности обосновывается в трудах Г.Ф. Шершеневича [11], K.M. Шмиттгоффа [12], A.C. Комарова |3|. международного экономического права - в исследованиях ИИ Лукашука [4; 5], А.Я. Капустина [1; 2], В.М. Шумилова [13;14].

В развитии мировой торговли и международного торгового права можно выделить следующие этапы:

- итальянский (XI - первая половина XV века) характеризуется господством сословных начал, торговое право выражается всецело в обычаях, которые различались по местностям. Ведущую роль в становлении торговых обычаев играла в тот период Италия, выпол-

няющая роль посредницы между Западной Европой и Азией;

- французский период (вторая половина XV века -до середины XIX века) ознаменовался появлением Французского торгового кодекса, который получил широкое распространение во многих странах Европы, прежде всего Италии, Швейцарии, Бельгии, Голландии и др.;

- германский (середина XIX века - 1870 г.) период ознаменовался правовым и экономическим объединением различных германских княжеств, вдохновленных совместной защитой отечества от Наполеона, появлением таможенных союзов, попыток кодификации торгового права;

- британский (с 1870 по 1918 г.г.) период, связанный с формированием предпосылок будущей глобализации международной торговли;

- англо-американский (с 1918 по 1945 г.г.) период ознаменовался тем, что многие тенденции в развитии торговых отношений и торгового права, зародившиеся в «британский» период, получили свое развитие на

© Никифоров В. А. © Nikiforov V.A.

данном историческом этапе, но главенствующую роль в формировании направлений международного торгово-экономического развития ведущих стран мира стали играть два государства: Великобритания и США;

- период (с 1946 - 90-е г. XX в.) экономического противостояния («холодной войны») социалистической и капиталистической мировых систем;

- период глобализации (с 90-г.г. XX в. по настоящее время) - новый этап в развитии международных торговых отношений, ознаменовавшийся созданием Всемирной торговой организации - ВТО.

Подробнее о периодизации международного торгового права мы говорим в работах «Исторические этапы и тенденции развития международного торгового права» [6], «К вопросу о периодизации этапов развития международного торгового права» [7].

В настоящее время относительно высокая доля внешнего рынка к валовому внутреннему продукту - прямое следствие кризисного состояния и слабости внутреннего рынка. Развитие последнего - главное условие постепенного перехода от нынешней сырьевой к более эффективной международной специализации российской экономики. А это потребует, в свою очередь. соответствующих изменений в действующем законодательстве РФ. регулирующем внешнеторговую деятельность России, что отчасти уже происходит.

Анализ предмета МТП (международных торговых отношений) продемонстрировал, что на их состояние и развитие оказывают влияние как общие закономерности международных экономических отношений (сохранение экономического неравенства между государствами, углубление взаимозависимости между государствами, появление экономической многополярности и др.), так и тенденции, свойственные собственно международным торговым отношениям (неравенство торговых потенциалов государств и маргинализация наименее развитых стран, нестабильность и неустойчивость цен на сырьевых и сельскохозяйственных рынках, а также возникновение ограничений и диспропорций на последних, обеспечение доступа к рынкам, расширение либерализации торговли и тенденция к обеспечению ее справедливых условий и к регионализации мировой торговли и др.) Действие общих для международных экономических и международных торговых отношений закономерностей позволяет предположить наличие и общих международно-правовых начал их регулирования, и в то же время высокой степени самостоятельности отдельных институтов МТП.

Можно предложить следующую развернутую систему принципов, регулирующих основы международных торговых отношений:

Основные принципы международного права (суверенное равенство, неприменение силы или угрозы силой, мирное урегулирование международных споров и др.) играют важную роль системообразующего ядра для между народно го торгового права, а некоторые из основных принципов оказывают непосредственное воздействие на процесс формирования норм и принципов

МТП. Это принципы сотрудничества, добросовестного выполнения международных обязательств и всеобщего уважения прав человека и основных свобод.

Специальные принципы международного торгового права определяют основы международных торговых отношений. Некоторые из них перекликаются с принципами международного экономического права. К ним можно отнести принципы суверенитета государств над своей экономической деятельностью и природными ресурсами, недискриминации, солидарности всех государств, взаимности, транспарентности, осуждение демпинга, принципы справедливости, взаимозависимости, общей заинтересованности и оказания содействия развитию. Большое значение для регулирования торговых отношений имеют основанные на принципах правовые режимы: режим наибольшего благоприятствования, национальный режим, преференциальный режим, особый и дифференцированный режим.

Кроме того, к специальным принципам международного торгового права относятся принцип свободы торговли и обеспечения всеобщего участия в ней, принцип либерализации международной торговли и обеспечения справедливого доступа к многосторонней торговой системе, принцип свободы заключения региональных торговых соглашений (РТС) о региональной экономической интеграции на основе обеспечения их согласованности с принципами многосторонней торговой системы, принцип учета приоритетов и особых потребностей развивающихся стран, принцип ограничения или запрещения односторонних мер экономического принуждения, включая односторонние санкции.

Международное торговое право имеет свои вспомогательные принципы (свободного доступа к открытым морям, предпочтительного применения непосредственно действующих (материальных) международно-правовых норм, международного торгового арбитража и др.).

Глобализация усложняет управление не только национальным обществом, но и международной системой. Государствам приходится совместно решать не просто международные проблемы, но и те задачи, которые ещё вчера были чисто внутренними, а сегодня они приобретают международный характер. Всё больший объём общественных отношений выходит за пределы государственных границ, и их регулирование возможно лишь путём взаимодействия различных государств и международных организаций.

Для решения глобальных проблем необходимо обеспечить достаточно высокий уровень управления мировой системой в целом. Отсюда неизбежность роста роли универсальных международных межправительственных организаций (ММПО). расширения их полномочий и повышения эффективности деятельности. Многосторонние механизмы начинают играть ведущую роль в отношении вызовов и возможностей, порождаемых глобализацией.

В условиях глобализации экономики и международных торговых отношений отмечается возрастающее

количество международных межправительственных организаций, которые вовлекаются с разной степенью интенсивности в решение международно-правовых проблем международной торговли путем реализации своих нормотворческих. контрольных, посреднических, консультативных. оперативных, информационных функций. В этих условиях самостоятельное и самодостаточное значение приобретает научная типологизация международных организаций, реализующих свою нормот-ворческую функцию в сфере международной торговли, которая позволяет сформулировать институционно-правовую модель мировой торговли.

Мы предлагаем следующую классификацию ММПО. влияющих на формирование международного торгового права и его отдельных институтов и норм.

Международные организации универсального характера:

ООН - это центральное ядро международной институционной системы, которая способствует поддержанию международного правопорядка в международных торговых отношений: через акты «мягкого права» она формирует цели и принципы МТП (Генеральная Ассамблея и ЭКОСОС), через проекты конвенций, типовых законов и правил содействует прогрессивному согласованию и модернизации права международной торговли (ЮНСИТРАЛ), через разработку конвенций, рекомендательных актов (актов мягкого права) содействует правовому обеспечению международного сотрудничества в целях развития (ЮНКТАД).

ВТО как специализированная ММПО, формирующая международную торговую систему путем заключения многосторонних соглашений, направленных на осуществление сокращения тарифов и иных барьеров торговле и на ликвидацию дискриминационных мер в международной торговле.

Международный институт унификации частного права (УНИДРУА) осуществляет деятельность по правовой унификации путем разработки единообразных норм в виде проектов международных конвенций.

Иные универсальные ММПО, влияющие на правовое регулирование отдельных аспектов международной торговли (МВФ, МОТ. ЮНЕСКО и некоторые другие специализированные учреждения ООН).

Международные региональные организации, в которых участвует Россия:

Международные организации прединтеграцион-ного типа - это, прежде всего, СНГ, выполняющее функции координации национальной политики и содействия развитию главным образом взаимной торговли государств-членов, а также ШОС. которая развивается в том же направлении.

Международные организации интеграционного типа - ЕврАзЭС и активно формируемый в рамках последнего Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, на основе которого к 2012 году планируется создать единое экономическое пространство (особую модель общего рынка).

Отсутствие единой институционной системы фор-

мирования норм международного торгового права (МТП). контроля за обеспечением их соблюдения и урегулирования международных торговых споров, является одной из самых фундаментальных характеристик и проблем современной международной торговой системы, создающей риски фрагментации МТП и несогласованности различных элементов механизма правового регулирования мировой торговли.

Анализ нормативных и правовых актов ММПО, направленных на регулирование международных торговых отношений, позволяет предложить следующую их классификацию:

Акты мягкого права, имеющие рекомендательный характер и оказывающие влияние на формирование нормативных моделей поведения.

- Резолюции ММПО (декларации ООН, ВТО, международных форумов);

- Типовые законы ММПО (ЮНСИТРАЛ);

- Комментарии ЮНСИТРАЛ,

- Рекомендации ЮНСИТРАЛ.

- Наборы согласованных в многостороннем порядке справедливых принципов и норм (ЮНКТАД).

Характеризуются различным «удельным весом»в мировом торговом правопорядке, «мягким» регулирующим воздействием на участников международных торговых правоотношений, отсутствием юридической ответственности за несоблюдение тех или иных положений, этическими и политико-моральными основаниями обязательности исполнения.

Международные договоры.

- Учредительные акты международных организаций (Устав ООН, Устав ВТО, Устав УНИДРУА). Содержат обязательства для государств-членов, чаще всего формулируют цели и принципы МТП в сфере деятельности соответствующей ММПО, формируют основы международного торгового правопорядка.

- Международные соглашения по отдельным торговым вопросам (ГАТТ ГАТС и др.), носят обязательный характер для государств-участников, не только создают международно-правовые обязательства государств, но и оказывают воздействие на их внутренние правовые системы.

- Международные договоры о торговых преференциях для развивающихся государств, содержат международно-правовые обязательства определенных групп государств, оказывают влияние на внутренние правовые системы государств-участников.

- Международные соглашения по торговле отдельными видами товаров, содержат международно-правовые обязательства государств.

- Международные соглашения по отдельным вопросам международной торговли (Конвенция ООН об уступке дебиторской задолженности и международной торговле 2001 г.), содержат международно-правовые обязательства по имплементации согласованных норм и правил во внутренние правовые системы государств.

- Международные конвенции по модернизации, гармонизации и унификации внутреннего права госу-

дарств по имплементации унифицированных норм во внутренних правовых системах.

Различное регулирующее воздействие международных торговых договоров во внутренние правовые системы государств-участников позволяет классифицировать их на договоры, реализующиеся преимущественно в межгосударственных отношениях; договоры, реализующиеся одновременно в международных и внутригосударственных отношениях, и договоры, реализующиеся преимущественно во внутригосударственных отношениях (унификация внутригосударственных норм и институтов). Следовательно, реализация норм МТП в ряде случаев значительно зависит от характера соответствующего международного договора.

Решения судебных, арбитражных и иных органов ММПО, имеющие прецедентный характер:

- решения Органа по разрешению торговых споров в ВТО;

- решения региональных судов международных организаций интеграции (Экономический суд Таможенного союза);

- решения арбитражных и иных органов.

Тенденция развития международных средств разрешения торговых споров такова, что они начинают все активнее оказывать влияние на правовые системы государств-участников международных торговых соглашений или членов ММПО.

Анализ механизма международно-правового регулирования международной торговли и его влияния на внутреннее право государств позволяет сформулировать концепцию сложноструктурных комплексов норм, включающих в себя международные нормы (акты мягкого права или положения международных договоров) и нормы внутреннего права государств. Это следует из того, что особенностью целого ряда многосторонних международных торговых договоров, заключаемых при содействии ММПО, является то, что их положения оказывают непосредственное воздействие не только на государства но и на внутригосударственных су бъектов (физических и юридических лиц), являющихся непосредственными участниками международной торговли. Следовательно, каждое государство, становясь участником подобного международного торгового соглашения, в соответствии с основными принципами своей конституционно-правовой системы имплементирует его положения в свою правовую систему, последствия которой могут иметь значение как для частного. так и для публичного права данного государства. Иными словами, принятием международного торгового договора не завершается процесс регулирования соответствующих международных торговых отношений, наоборот. содержащиеся в нем положения требуют принятия целого ряда норм внутреннего права, регулирующих как частноправовые, так и публично-правовые отношения. Данное обстоятельство позволяет заключить, что правотворческая, а в отдельных случаях и нормотворческая деятельность международных организаций по регулированию международной торговли имеет своим конечным результатом формирование сложных по своей внутрен-

ней структуре (включающих международно-правовые и внутригосударственные нормы) комплексов норм, регулирующих отношения в сфере международной торговли. Концепция сложноструктурнош комплекса норм не отрицает традиционный научный подход деления правовых систем на отрасли, институты, и отдельные нормы, а позволяет выявить иной уровень связей, существующих между нормами различных систем права (международного и внутригосударственного). Его значение состоит в том, что его необходимо учитывать при реализации норм МТП в отношениях России с другими государствами. Участие государства в подобных международных договорах свидетельствует об увеличении объема его международной правоспособности в международных торговых отношениях.

Концепция сложноструктурных комплексов норм позволяет уточнить представления о международном торговом праве. С учетом этого под международным торговым правом следует понимать систему международно-правовых, национально-правовых и иных (создаваемых без участия государств и ММПО) норм, регулирующую торговые отношения различных по своей природе субъектов (государств, международных организаций, юридических и физических лиц) в сфере торговли материальными вещами, услугами и работами, имущественными правами, исключительными правами на объекты охраны интеллектуальной собственности. В структур}' международного торгового права входят следующие компоненты: система принципов, регулирующих основы международных торговых отношений; система международных организаций (межправительственных и неправительственных); акты международных органов и организаций в области международной торговли; между народные торговые договоры и соглашения; международно-правовое регулирование сделок во внешней торговле; международно-правовой режим торговых портов; международно-правовой режим морских, железнодорожных, речных и воздушных торговых путей; международно-правовые средства разрешения торговых споров, государственное правовое регулирование внешнеторговой деятельности.

Таким образом, международное торговое право является межсистемным образованием комплексного характера, так как предметом регулирования являются многообразные и вместе с тем различные по своей природе международные торговые отношения, что приводит к своеобразному совмещению в рассматриваемой области действия неоднородных начал - международно-правовых, гражданско-правовых. государственно-правовых и ряда других.

В современных условиях глобализации наблюдаются интеграционные процессы в области международного торгового и национального права, характеризующиеся согласованием принципов, форм и методов правового регулирования торговых отношений, определением совместных мер по развитию национальных законодательств, выработкой общих правовых позиций. К указанным методам относятся гармонизация законодательства государств, согласование концепций и

программ, выработка общих понятий и оценок, упорядоченность правовых действий, т.е. обеспечение единства в многообразии; унификация законодательства, создание единообразных актов и норм, заменяющих или действующих параллельно с национальными нормами, т. е. осуществление единообразного регулирования правовых отношений; стандартизация законодательства, создание технико-юридических норм, обязательных для применения при совершении действий технико-экономического и иного характера: трансформация, исполнение государством международно-правовых норм путем их трансформации в национальные законы и подзаконные акты; имплементация, исполнение государством международно-правовых норм путем включения их в национальную правовую систему.

Анализ механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации показывает, что в настоящее время создан новый публично-правовой блок регулирования, состоящий из системообразующего Закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» 2003 г. и законов, имеющих специальную сферу государственной регламентации внешнеторговой деятельности, который постепенно приближает российское внешнеторговое законодательство к стандартам ВТО. Однако растущий объем требований к вступлению РФ в ВТО позволяет ставить вопрос о дискриминации и неправомерных ограничениях РФ, о нарушении принципа обеспечения справедливого доступа РФ к многосторонней торговой системе и необходимости нормативно-правового обеспечения выполнения данного принципа.

Анализ основных источников частноправового регулирования внешнеторговой деятельности в РФ показывает, что в настоящее время национальное правовое регулирование внешней торговли РФ входит в блок гражданского права, основным нормативным актом, регулирующим эти отношения, является Гражданский кодекс Российской Федерации.

Хотя внешнеторговая деятельность является по преимуществу предметом регулирования публичного права каждого государства, за пределами набора методов государственного (публично-правового) регулирования внешнеторговая деятельность регулируется рыночным, частноправовым инструментарием.

В результате нарастания комплексного нормативного регулирования торговых отношений большинство норм экспортно-импортного регулирования, имея публично-правовую природу, проникают в правовой режим внешнеторговых сделок посредством механизма применения императивных норм, предусмотренного п. 1 ст. 1192 ГК РФ. являясь императивными нормами, которые вследствие указания в самих императивных нормах или ввиду их особого значения, в том числе для обеспечения прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота, регулируют соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права.

Проведенный анализ позволяет выделить следующие основные направления развития международного и национального права Российской Федерации в условиях глобализации: углубление взаимодействия международного и внутригосударственного права; интернационализация и гомогенизация внутреннего права; признание приоритета международного права над внутренним; интенсивное изменение внутреннего права под влиянием международного; стандартизация права; гармонизация российского законодательства с законодательством стран СНГ и Европы; социализация права, в результате расширение социальной деятельности государства увеличение сферы действия публичного права; размывание границ между частным и публичным правом, нарастание комплексного нормативного регулирования общественных отношений; активное вторжение публичного (административного) права в сферу частного права; нарастание процессуальности (процедурности) в правовом регулировании; тенденция политизации права в условиях развития глобализационных процессов; тенденции демократизации и гуманизации права: экологизация права в результате возрастания роли экологического фактора в жизни общества и др.

Подробно отдельные аспекты данной проблемы рассматривались нами в работах «Основные принципы многосторонних соглашений в области международных торговых отношений» [8], «Принципы, методы в структуре международно-правового механизма регулирования мирового торгового оборота» [9], «Унификация правового регулирования международной торговли» [Ю] и др.

Библиографический список

1. Капустин А.Я. Международные организации в глобализирующемся мире. М.: Изд-во РУДН, 2010.

2. Капустин А.Я. Роль международных неправительственных организаций в создании норм международного права// Международные отношения и право: Взгляд в XXI век. С.-Пб.: Издат. Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2009. С. 146, 182.

3. Комаров A.C. Правовые вопросы товарообменных операций. М., 1994.

4. Лутшук11.И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации // Журнал российского права. 2002. №3.

5. ЛукашукП.П. Международное право. Особенная часть/ И. И. Лукашук. Изд-е 3, перераб. и доп. М.: ВолтерсКлувер., 2010.

6. Никифоров В.А. Исторические этапы и тенденции развития международного торгового права. Орел: Изд-во ОГУ 2007. 199 с.

7. Никифоров В.А. К вопросу о периодизации этапов развития международного торгового права// Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2008. № 4. С. 82-90.

8. Никифоров В.А. Основные принципы многосторонних соглашений в области международных торговых отношений// Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2009. №4. С. 122-130.

9. Никифоров В.А. Принципы, методы в структуре международно-правового механизма регулирования мирового торгового оборота// Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 2 (40). С. 173-176.

10. Никифоров В.А. Унификация правового регулирования международной торговли// Известия Тульского государственного университета: Серия «Актуальные проблемы юридических наук». Вып. 14.2006. С. 66-15.

11. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 г.). М.: СПАРК, 1994.

12. Шмиттгофф К.М. Экспорт: право и практика международной торговли: Пер. с англ. М.: Юрид. лит., 1993.

13. Шултлов BAL Внешнеэкономическая деятельность и международное право // Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. ML: ООО ИКК «ДеКА», 2001. С. 14-51.

14. ШумиловВ.М. Всемирная торговая организация: право и система: учеб. Пособие. M.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2006.

References

1. KapustinA. Ya. International Organizations in a globalizing world. Moscow: Publishing House of the Peoples Friendship University of Russia, 2010.

2. KapustinA. Ya. The role of international non-governmental organizations in the creation ofnonns of international law // International Relations and Taw: A Glimpse into the 21st Century. St. Petersburg: St. -PetersburgState.University, 2009. Pp. 146-182.

3. KomarovA.S. regahssuesofcommodityexchangeoperations. Moscow, 1994.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Lukashuk I.I. Interaction of international and domestic law in the context of globalization // Journal of Russian Taw. 2002. № 3.

5. Lukashuk I.I. I ntemational law. The special part. Moscow: VoIters Kluver, 2010.

6. Nikiforov VA. Historical stages and trends in the development of international trade law. Orel: OSU. 2007. 199 p.

7. Nikiforov VA. On the periodization of the stages of the development of international trade law // Bulletin of the Peoples'Friendship University of Russia. Series: .Turidicalsciences. 2008. № 4. Pp. 82-90.

8. Nikifomv VA. Basic principles of multilateral agreements in the field of international trade relationslaw // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: .Turidicalsciences, 2009. №4. Pp. 122-130.

9. Nikiforov VA. Principles, methods in the structure of the international legal mechanism for regulating world trade turnover // Scientific Notes Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2011. №2(40). Pp. 173-176.

10. Nikiforov VA. Unification of the legal regulation of international trade // Proceedings of Tula State University: Series "Urgent problems of legal science". -Is. 14. 2006. Pp. 66-75.

11. $hershenevich G.F. Textboôfcof Trade Taw (according to the edition of 1914)/G.F. Shershenevich. M.: SPARK, 1994.

12. SchmittgoffK.M. Fxport: the law and practice of international trade: translated from Fnglish. M .: .Turid. Tit., 1993.

13. Shumilov VM. Foreign economic activity and international law // Pegal regulation of foreign economic activity. M: ООО ICC "Deka"

14. Shumilov VM. World Trade Organization: Taw and System: Manual. M .: TK Velby. Publishing house Prospekt, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.