Научная статья на тему 'Предпосылки создания специализированных организаций, занимающихся систематизацией сложноструктурных комплексов норм правового регулирования мирового торгового оборота'

Предпосылки создания специализированных организаций, занимающихся систематизацией сложноструктурных комплексов норм правового регулирования мирового торгового оборота Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
133
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ECONOMY / LEGAL REGULATION / TRADE TURNOVER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никифоров В.А., Соболева М.А., Тришкин А.В.

В статье авторы рассматривают особенности правового регулирования мирового торгового оборота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRECONDITIONS OF CREATION OF THE SPECIALIZED ORGANIZATIONS, SLOZHNOSTRUKTURNY COMPLEXES OF NORMS ENGAGED IN SYSTEMATIZATION LEGAL REGULATION OF A WORLD TRADE TURNOVER

In article authors consider features of legal regulation of a world trade turnover.

Текст научной работы на тему «Предпосылки создания специализированных организаций, занимающихся систематизацией сложноструктурных комплексов норм правового регулирования мирового торгового оборота»

УДК 347.7

UDC 347.7

В.А. НИКИФОРОВ

доктор юридических наук, зав. кафедрой международного и международного частного права Орловского государственного университета М.А. СОБОЛЕВА

младший научный сотрудник НИИ научно-исследовательской работы и инновационной деятельности студентов Орловского государственного университета E-mail: 1234-mariya@mail.ru А.В. ТРИШКИН

младший научный сотрудник Орловского государственного университета E-mail: maksim-leon@mail.ru

V.A. NIKIFOROV

doctor of jurisprudence,department chair of the international and international private law of the Orel state

university M.A. SOBOLEVA

junior researcher of scientific research institute of research work and innovative activity of students of the Orel state

university

E-mail: 1234-mariya@mail.ru A.V. TRISHKIN

junior researcher of the Orel state university E-mail: maksim-leon@mail.ru

ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СИСТЕМАТИЗАЦИЕЙ СЛОЖНОСТРУКТУРНЫХ КОМПЛЕКСОВ НОРМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИРОВОГО ТОРГОВОГО ОБОРОТА*

PRECONDITIONS OF CREATION OF THE SPECIALIZED ORGANIZATIONS, SLOZHNOSTRUKTURNY COMPLEXES OF NORMS ENGAGED IN SYSTEMATIZATION LEGAL REGULATION OF A WORLD TRADE TURNOVER

В статье авторы рассматривают особенности правового регулирования мирового торгового оборота.

Ключевые слова: экономика, торговый оборот, правовое регулирование.

In article authors consider features of legal regulation of a world trade turnover.

Keywords: economy, trade turnover, legal regulation.

В современных условиях, характеризующихся усилением глобализационных процессов в мировой экономике и международных экономических отношениях, возрастает роль многосторонних международных институтов, осуществляющих координацию и регулирование различных аспектов экономической жизни и экономического взаимодействия государств.

Международные экономические отношения не могут развиваться без международно-правового регулирования.

По мнению К. А. Бекяшева и Е.Г. Моисеева, важную роль в международном торговом праве играет унификация норм регулирующих международную торговлю. Унификацией на универсальном уровне занято много межгосударственных и межправительственных организаций. Среди них важное место занимают Гаагская конференция по международному частному праву, Международный институт по унификации международного частного права, (УНИДРУА), Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), Международная торговая палата (МТП). 1

Вопрос о принципах и сущности международно-

1 См. подробнее: Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г.

Международное публичное право в вопросах и ответах: Уч. пособие/ отв. ред. К. А. Бекяшев. М., 2008 . С. 112.

правового регулирования международной торговли неоднократно поднимался и обсуждался на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций. Так, например, в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 25 декабря 1959 г. (1421, XIV) было рекомендовано всем странам - участницам этой организации продолжать усилия по развитию и расширению взаимовыгодной внешней торговли, так как она является естественным и надежным фактором развития мирных отношений между государствами. В резолюции от 15 декабря 1960 г. (1519, ХУ) была еще раз подчеркнута роль международной торговли.

Политические требования молодых освободившихся стран, изначально озабоченных укреплением независимости и государственного суверенитета, к середине 60-х годов стали сменяться экономическими. Лидеры развивающихся государств выдвинули лозунг экономической суверенизации. Они болезненно воспринимали подчиненное положение своих стран в мировой экономике и системе международных торгово-хозяйственных связей и пытались изменить ситуацию в свою пользу. Советский Союз поддерживал молодые государства, стараясь направлять их требования в антизападное, антиимпериалистическое русло. Западные страны не стали игнорировать мнение молодых государств и со-

* Статья выполнена в рамках Государственного задания министерства образования и науки РФ, проект №6.5038.2011

© В.А. Никифоров, М.А. Соболева, А.В. Тришкин © V.A. Nikiforov, M.A. Soboleva, A.V. Trishkin

Ученые записки Орловского государственного университета. №5 (55), 2013г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 5 - no. 55. 2013

гласились начать многосторонний диалог по вопросам регулирования мироэкономических вопросов, прежде всего, внешнеторговых.

В 1964 году в Женеве состоялась 1 сессия Конференции по торговле и развитию. Именно на базе этой конференции в 1964 г. была создана как специализированный постоянный орган Генеральной Ассамблеи Объединенных Наций одноименная Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). В ЮНКТАД участвует подавляющее большинство государств-членов ООН.

В своей резолюции Ассамблея подчеркивала, что международная торговля является важным инструментом экономического развития, и указывала на общее стремление развивающихся стран создать соответствующую торговую организацию. Главные задачи ЮНКТАД - содействие международной торговле, особенно развивающихся стран, в целях ускорения их экономического развития, разработка принципов и политического курса содействия международной торговле, поддержка мер, нацеленных на создание многосторонних торговых соглашений, деятельность в качестве координационного центра торговли и политики развития для отдельных государств и региональных экономических групп.

16 июня 1964 г. состоялось подписание Заключительного акта, который был передан Генеральному секретарю ООН. Акт содержит три части: 1) преамбулу; 2) сводку рекомендаций Конференции и 3) приложения (тексты принятых рекомендаций; замечания делегаций; прочие документы).

В принятых на Конференции рекомендациях подчеркивается значимость международной торговли как одного из важнейших факторов экономического развития, которая должна регулироваться правилами, совместимыми с экономическим и социальным прогрессом.

ЮНКТАД в настоящий момент является центральным учреждением ООН по проблемам торговли и развития в ряде ключевых, связанных с внешнеэкономическим обменом отраслях.

Вопросами систематизации международно-правовых норм в области международной торговли занимается вспомогательный орган ООН - Комиссия по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), утвержденная на ХХ1 сессии (1966 г.) Генеральной Ассамблеи ООН.

В функции этой комиссии входит содействие прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли путем координации работы организаций, действующих в этой области; подготовка проектов новых международных договоров (соглашений, конвенций); разработка типовых и единообразных законов в области международной торговли, обеспечение единообразного толкования и применения международных конвенций в области международной торговли; сбор и распространение информации о национальном внешнеторговом законодательстве; поддержание связей с органами Организации Объединенных Наций, а также со специализированными учреждениями, занимающимися проблемами международной торговли.

Учреждая ЮНСИТРАЛ, Генеральная Ассамблея

признала, что конфликты и расхождения, возникающие в связи с законами различных государств в вопросах, относящихся к международной торговле, представляют собой одно из препятствий для развития мировой торговли. Генеральная Ассамблея выразила мнение о желательности существенной координации, систематизации и унификации права международной торговли, а также обеспечении более широкого участия государств в этом процессе.

Начало событиям, приведшим к учреждению Комиссии, положило включение в повестку дня 20-й сессии Генеральной Ассамблеи (1965 г.) по инициативе правительства Венгрии пункта, озаглавленного «Рассмотрение мер, которые должны быть приняты в целях прогрессивного развития в области частного международного права, особенно с целью содействия международной торговле». В связи с этим пунктом повестки дня Секретариат ООН подготовил предварительный обзор по вопросу об унификации права международной торговли для Шестого комитета Генеральной Ассамблеи. В этом обзоре отмечались трудности, с которыми сталкиваются стороны, заключающие международные коммерческие сделки, в результате многообразия национальных законов и наличия разногласий между ними, а также рассматривались некоторые методы, с помощью которых можно было бы достичь унификации в области права международной торговли.

Секретариат поручил профессору Лондонского колледжа Кливу Шмиттгоффу подготовить предварительное исследование по этому вопросу в качестве основы для доклада и провел консультации с секретариатами соответствующих органов региональных экономических комиссий ООН, а также (рассматривались некоторые методы, с помощью которых можно было бы достичь унификации в области права международной торговли) со специализированными учреждениями и другими международными правительственными и неправительственными организациями. В докладе указывалось, что в некоторых областях права международной торговли был достигнут определенный прогресс в направлении унификации и согласования, но вместе с тем отмечались некоторые недостатки. Во-первых, прогресс был медленным, если учесть затраченное время и усилия. Во-вторых, развивающиеся страны, недавно обретшие независимость, лишь в небольшой степени имели возможность участвовать в этой деятельности. В-третьих, ни в одном из учреждений, действующих в этой области, не были представлены все основные географические регионы или все основные экономические системы в мире. В-четвертых, уровень координации и сотрудничества между учреждениями, работавшими в этой области, был недостаточен.

В докладе содержалось предложение о создании Генеральной Ассамблеей нового органа ООН в целях систематизации и ускорения процесса согласования и унификации права международной торговли, а также устранения характерных для этого процесса недостатков.

Доклад был рассмотрен Шестым комитетом в ходе 21-й сессии (1966 г.) Генеральной Ассамблеи. На основе работы Шестого комитета и его рекомендаций Генеральная Ассамблея приняли резолюцию об учреждении Комиссии.

Первоначальный состав Комиссии по праву международной торговли - 29 членов. На XXVII сессии Генеральной Ассамблеи ООН состав комиссии был увеличен на 7 членов (всего 36). Члены этой Комиссии избираются на шестилетний срок на следующей региональной основе: 9 членов - от стран Африки; 7 -от стран Азии; 5 - от европейских социалистических стран; 6 - от латиноамериканских стран и 9 - от стран Западной Европы. Сессии комиссии проходят один раз в год. Свои отчеты и рекомендации комиссия ежегодно представляет Генеральной Ассамблее ООН.

Когда Генеральная Ассамблея в 1966 году учредила ЮНСИТРАЛ, она не установила для него конкретных тем для разработки. Комиссия сама приняла решение

по вопросу о темах для рассмотрения. На своей первой сессии (1968 г.), рассмотрев ряд предложений, представленных государствами-членами Комиссии, утвердила 9 тем в качестве основы для своей будущей программы работы:

• международная купляпродажа товаров;

• международный коммерческий арбитраж;

• транспорт;

• страхование;

• международные платежи;

• интеллектуальная собственность;

• устранение из законов дискриминационных положений, отрицательно влияющих на международную торговлю;

• представительство;

• легализация документов.

Приоритет был отдан международной купле-продаже товаров, международным платежам и международному коммерческому арбитражу.

УДК 343.021 UDC 343.021

Ю.Р. ОРЛОВА YU.R. ORLOVA

кандидат юридических наук, доцент, докторант кафе- candidate of jurisprudence, associate professor, doctoral дры криминологии и организации профилактики пре- candidate of chair of criminology and organizations of ступлений Академии права и управления ФСИН России prevention of crimes Academy of law and management E - mail: yuorlova76@ mail.ru FSIN of Russia

E- mail: yuorlova76@ mail.ru

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ И ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ КАК ОДНА ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ

УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

INCREASE OF EFFICIENCY OF PURPOSE OF PUNISHMENT AND COERCIVE MEASURES OF EDUCATIONAL INFLUENCE AS ONE OF PRIORITY PROBLEMS OF FORMING CRIMINAL POLICY

OF THE RUSSIAN STATE CONCERNING MINORS

В статье рассматриваются особенности реализации уголовной политики в отношении несовершеннолетних, в том числе проблемы законодательного регулирования и реализации восстановительного правосудия; представлен анализ судебной практики назначения наказания и применения иных принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых в отношении несовершеннолетних; предложены меры по совершенствованию системы наказаний и ювенальной юстиции.

Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные, уголовная политика, восстановительное правосудие, наказание, меры воспитательного воздействия, несовершеннолетнее лицо, ювенальная юстиция.

In the article the peculiarities of realization of criminal policy concerning minors, including problems of legislative regulation and realization of recovery justice are considered; the analysis of jurisprudence of purpose of punishment and application of other coercive measures of the educational influence applied concerning minors is submitted; measures for improvement of the system ofpunishments and juvenile justice are offered.

Keywords: minors condemned, criminal policy, recovery justice, punishment, measures of educational influence, the minor person, juvenile justice.

© Ю.Р. Орлова © Yu.R. Orlova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.