КОМИССИЯ ООН ПО ПРАВУ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ (ЮНСИТРАЛ) И УНИФИКАЦИЯ ПРАВА МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
В.А. Никифоров
В статье рассматривается деятельность Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) как механизма унификации права международной торговли, исследуются основные документы по правовому регулированию международной торговли, разработанные ЮНСИТРАЛ: конвенции, типовые законы, комментарии, общие правовые руководства и др.
Ключевые слова: ЮНСИТРАЛ, международное торговое право, типовые законы, общие правовые руководства.
Комиссия по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) была образована по решению Генеральной Ассамблеи ООН в 1966 г. [1] как механизм, с помощью которого Организация Объединенных Наций получила бы возможность играть более активную роль в уменьшении или устранении препятствий дня развития торговли, вызываемых различиями в национальном праве, регулирующем международную торговлю. Она состоит из тридцати шести государств-членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей сроком на шесть лет. Членство в ЮНИСТРАЛ построено таким образом, что в ней всегда представлены различные географические регионы и основные экономические и правовые системы современного мира.
Предметные сферы, в которых Комиссия осуществляла и продолжает осуществлять унификационную работу, включают международную куплю-продажу товаров и связанные с ней сделки, международную перевозку грузов, международный коммерческий арбитраж и примирительные процедуры, государственные закупки, договоры на капитальное строительство, международные расчеты, электронную торговлю, трансграничную несостоятельность.
Одним из первых документов в области правового регулирования сделок по международной купле-продаже, подготовленных ЮНСИТРАЛ, стала Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Нью-Йорк, 1974 г.) [2]. Конвенция устанавливает унифицированные правила, относящиеся к периоду времени, в течение которого должны быть предприняты юридические действия по защите нарушенных прав, имеющих своим источником договор международной купли-продажи товаров.
Конвенция об исковой давности была дополнена в 1980 г. Протоколом в связи с принятием Конвенции ООН по международной купле-продаже (Венской конвенции) [3]. Нью-Йоркская Конвенция по исковой давности вместе с Протоколом вступила в силу 1 августа 1988 г.
Несмотря на то, что Российская Федерация не является участником Нью-Йоркской Конвенции об исковой давности, данный международно-правовой инструмент имеет определенное правовое значение и для российских участников внешнеэкономической деятельности. Она применяется, когда они заключают договоры купли-продажи с предприятиями из стран, которые участвуют в этой Конвенции и чье право подлежит применению в конкретном случае к таким договорам либо в силу коллизионных норм, либо в результате выбора самих сторон.
Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980 г.) [4], разработанная в рамках ЮНСИТРАЛ, содержит достаточно подробный свод правовых норм, регулирующих заключение договора международной купли-продажи товаров, обязательства продавца и покупателя, средства правовой защиты при нарушении договора и иные аспекты договорных отношений. Конвенция вступила в силу 1 августа 1988 г.; в отношении Российской Федерации Конвенция действует с 1 сентября 1991 г.
Венская Конвенция имеет большое практическое значение для сферы международной торговли, поскольку охватывает довольно значительное число участников (около шестидесяти), среди которых находятся и государства - основные торговые партнеры Российской Федерации. Хотя Конвенция не решает исчерпывающим образом все про-
блемы, которые возникают при осуществлении операций по международной купле-продаже, она существенным образом облегчает процесс заключения и исполнения договоров, уменьшая число коллизий, которые могут возникать из-за различий в национальном регулировании.
К области, непосредственно примыкающей к унификации права международной купли-продажи товаров, также относится и принятое Комиссией в 1992 г. Правовое руководство по международным встречным торговым сделкам [5], целью которого является оказание содействия сторонам, проводящим переговоры по заключению встречных внешнеторговых сделок. Указанное правовое руководство, хотя и имеет ненормативный характер, т. е. является, по сути, рекомендацией, вместе с тем может выполнять решающую роль при выборе контрагентами того или иного договорного урегулирования, которое в максимальной степени будет отражать их интересы и вписываться в принятые в международной торговле варианты решения проблем встречных обязательств.
В сфере унификации правового регулирования международных перевозок, которые обычно тесно связаны с внешнеэкономическим оборотом, ЮНСИТРАЛ подготовлены два весьма важных для данной области международного экономического сотрудничества акта. Первый из них - это Конвенция ООН о морской перевозке грузов, принятая в Гамбурге в 1978 г. (так называемые «Гамбургские правила») [6]. Данная Конвенция устанавливает унифицированное регулирование для прав и обязанностей грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей по договору морской перевозки грузов. Конвенция вступила в силу 1 ноября 1992 г. Россия не является участником Конвенции, но Конвенция имеет немалое значение и для российских участников внешнеэкономической деятельности и морских перевозчиков, поскольку дает представление о современных тенденциях в развитии правового регулирования отношений между грузовладельцами и перевозчиками в современных условиях.
Другим унифицированным документом, относящимся к области международных грузовых перевозок, является Конвенция ООН
об ответственности операторов транспортных терминалов, принятая в 1991 г. в Вене
[7]. Конвенция создает единообразный правовой режим в отношении ответственности оператора транспортного терминала за утрату или повреждение груза, находящегося в процессе международной перевозки, в период, когда этот груз находится на транспортном терминале. Кроме того, Конвенция устанавливает ответственность оператора терминала за вызванную им просрочку в доставке груза. Значение данной Конвенции заключается также и в том, что отношения, являющиеся предметом регулирования Конвенции, как правило, специально не регулируются в национальном законодательстве, и поэтому нормы, зафиксированные в Конвенции, дают достаточно ясное представление о том, как эти отношения могут регулироваться в конкретных случаях.
По всеобщему признанию деятельность ЮНСИТРАЛ оказалась весьма успешной в области унификации правового регулирования процедуры разрешения международных коммерческих споров. Первым результатом усилий комиссии в этой сфере стало принятие в 1976 г. Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ [8]. Этот Регламент, по сути, содержит почти полный свод процессуальных норм и правил, которые по соглашению сторон могут применяться к международному арбитражному процессу разрешения споров, возникающих из коммерческих взаимоотношений. Этот документ, нашедший довольно широкое применение в международной практике в последние годы, используется как при арбитраже «^ Ьос», т. е. когда спорящие стороны не обращаются к какому-либо постоянно действующему арбитражному органу, так и в практике институционного (постоянно действующего) арбитража. Как свидетельствует практика, внешнеторговые контракты, заключаемые российскими предприятиями, все чаще содержат также ссылку на применение Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ, и в случаях, когда местом рассмотрения споров является Россия, и когда это согласованное место находится за рубежом.
Отвечая на потребность, часто возникающую у контрагентов по международным сделкам, разрешения возникшего конфликта в доарбитражном порядке, Комиссия в 1980 г. разработала документ под названием Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ [9]. Этот Регламент может применяться по соглаше-
нию сторон, когда стороны пожелали урегулировать свои разногласия путем проведения согласительной процедуры до формального разбирательства своего спора. Коммерческая практика, характерная для современных условий России, еще не дает примеров широкого использования согласительной процедуры. Когда между партнерами возникают разногласия и споры, даже когда разногласия имеют незначительный характер, чаще всего используется формальная процедура, например, третейский суд (арбитраж), что вряд ли представляется оправданным с точки зрения материальных и временных затрат. Вместе с тем по мере развития и укрепления рыночных отношений коммерческая практика российских предприятий (как внешняя, так и внутренняя) будет нуждаться в использовании неформальных методов урегулирования разногласий, что сделает необходимым использование правил, регулирующих согласительную процедуру.
Весьма эффективным инструментом унификации национального законодательства разных стран в области арбитражного процесса (третейского разбирательства) стал Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже, одобренный Комиссией в 1985 г. [10]. Основная цель этого документа заключается в оказании содействия странам, осуществляющим реформу или модернизацию своего законодательства, регулирующего арбитражную процедуру, в том, чтобы они имели возможность учесть особенности и потребности международного коммерческого арбитража в этом процессе. В последовавший после принятия Типового закона период этот документ был использован в законотворческом процессе большим числом государств с различным уровнем развития правового регулирования в данной области. Например, Закон Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже» 1993 г. также был принят на основе Типового закона ЮНСИТРАЛ.
В целях оказания содействия практике международного коммерческого арбитража Комиссией был разработан и в 1996 г. принят документ под названием Комментарии ЮНСИТРАЛ по организации арбитражного разбирательства [11]. В этом документе содержится подробное разъяснение вопросов, по которым арбитраж может принять реше-
ние для эффективной организации процесса арбитражного разбирательства. Текст Комментариев, носящих рекомендательный характер, может быть использован как при процедуре Ьос», так и при институцион-
ном арбитраже.
В области международной унификации правового регулирования государственных закупок Комиссией был разработан и принят в 1994 г. Типовой закон о закупках товаров (работ) и услуг [12]. Цель принятия Типового закона - дать возможность государствам, совершенствующим свое национальное законодательство в данной области, учесть уже накопленный международный опыт. В Типовом законе содержатся нормы, направленные на обеспечение конкурентных условий, гласности (транспарентности), честности и объективности в процессе осуществления закупок и повышение тем самым их экономичности и эффективности. Для того, чтобы создать благоприятные условия для соответствующих государственных органов, которые будут использовать данный документ в законотворческом процессе, ЮНСИТРАЛ также одобрил Руководство по принятию Типового закона. Думается, что содержание Закона РФ, регулирующего государственные закупки и принятого в 1999 г., в определенной мере отразило некоторые идеи и подходы, закрепленные в Типовом законе ЮНСИТРАЛ.
В феврале 1988 г. было опубликовано Правовое руководство ЮНСИТРАЛ по составлению международных контрактов на строительство промышленных объектов [13]. Этот документ посвящен анализу большого количества правовых вопросов, возникающих в связи с заключением контрактов и иных соглашений, предусматривающих строительство промышленных объектов иностранным подрядчиком. Это Правовое руководство носит рекомендательный характер. Оно охватывает как преддоговорную стадию, предшествующую заключению контракта, так и фазу исполнения договора (строительство), а также и период после завершения строительства (введение объекта в эксплуатацию).
Руководство содержит возможные различные варианты подходов к решению возникающих между подрядчиком и заказчиком правовых вопросов в заключаемых ими договорах (контрактах). При разработке данно-
го Руководства большое внимание уделялось проблемам, которые особенно характерны для данного вида экономического сотрудничества с участием развивающихся стран. Безусловно, этот документ имеет большое практическое значение и для стран переходной экономики, которые сталкиваются с аналогичными проблемами в процессе инвестиционного сотрудничества. Строительство промышленных объектов за рубежом представляется важным направлением внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, и использование российскими предприятиями международного опыта, отраженного в Руководстве ЮНСИТРАЛ, поможет сделать эту деятельность более эффективной.
В области международных расчетов наиболее заметным документом, подготовленным Комиссией, является Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях (Нью-Йорк, 1988 г.) [14]. Конвенция, которая предусматривает введение в оборот новых, имеющих международный характер, платежных документов, предусматривает достаточно исчерпывающий свод правовых норм, регулирующих отношения, возникающие при использовании этих платежных инструментов.
Задача данного регулирования состоит в том, чтобы преодолеть основные различия и существующую правовую неопределенность в отношении платежных средств, использующихся в современных условиях для международных расчетов. Конвенция применяется, если стороны используют для расчетов особую форму оборотного документа (ценной бумаги), содержащего указание, что этот документ подчиняется правилам Конвенции ЮНСИТРАЛ. Конвенция пока еще не вступила в силу, поскольку отсутствует необходимое для этого число ее участников. Среди присоединившихся до настоящего момента к Конвенции государств Российская Федерация отсутствует.
Другим документом, относящимся к сфере международных расчетов, который был разработан ЮНСИТРАЛ, является Конвенция ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах (Нью-Йорк, 1995 г.) [15]. Принятие этой Конвенции стало отражением необходимости единообразного регулирования весьма распространенного на
практике средства обеспечения исполнения обязательств, каковым является независимая гарантия, выдаваемая, как правило, банками.
Так же как и предыдущая, данная Конвенция в настоящее время еще не вступила в силу и открыта для присоединения. Конвенция ставит цель облегчить использование независимых гарантий и резервных аккредитивов, особенно в ситуациях, когда в силу сложившихся в соответствующих странах традиций контрагентам по международным сделкам доступно использование только одного, а не другого вида гарантийного обеспечения. Важным положением Конвенции является то, что она воплощает признание общих основных принципов и черт, свойственных как независимым гарантиям, так и резервным аккредитивам.
Широкое использование этого вида обеспечения исполнения обязательств по международным сделкам осуществляется в настоящее время в условиях практического отсутствия регулирования правового содержания этого вида обязательств в национальных правовых системах. Поэтому применение международного унифицированного регулирования должно, очевидно, способствовать большей правовой определенности в применении данного правового инструмента в международных коммерческих сделках.
К области международных расчетов относятся также два других документа, принятых ЮНСИТРАЛ, по имеющих иной правовой характер. Речь идет, во-первых, о Право -вом руководстве по электронному переводу средств (1987 г.) [16], в котором рассматриваются правовые вопросы, возникающие из переводов денежных сумм с использованием электронных средств, а также анализируются возможные пути подхода к решению этих проблем, а во-вторых, о Типовом законе о международных кредитовых переводах (1992 г.) [17]. Данный Типовой закон касается регулирования отношений, возникающих в процессе операций, начинающихся с указания банка предоставить определенную денежную сумму в распоряжение указанного получателя платежа. Он охватывает такие проблемы, как обязательства банка, который дает указание о производстве платежа, и банка, которому адресовано это указание, а также период, в течение которого должен быть осуществлен платеж этим банком, его
ответственность перед плательщиком или отправляющим банком, если денежный перевод осуществляется с опозданием или допускаются иные ошибки.
С учетом современных методов осуществления международных коммерческих сделок в 1996 г. ЮНСИТРАЛ был принят Типовой закон по электронной торговле [18]. Его задача состоит в создании благоприятных правовых условий для использования современных средств коммуникаций и хранения информации, в частности электронного обмена информацией, электронной почты и факсимильной связи как с использованием глобальной сети Интернет, так и без этого. Типовой закон основывается на установлении функционального эквивалента для концепций коммуникаций, использующих бумажный документооборот, а именно: понятий < письменная форма, подпись» и < оригинал». Он содержит в себе стандарты, по которым может оцениваться правовое значение электронных сообщений с целью облегчить расширение использования безбумажных способов коммуникаций. Кроме того, Типовой закон содержит общие нормы об электронной торговле в отдельных областях экономической деятельности, в частности при перевозке грузов. Для облегчения использования Типового закона заинтересованными государствами в законотворческом процессе Комиссией было разработано также Руководство по принятию Типового закона, которое в соответствующих случаях может использоваться также и при толковании отдельных положений закона [19].
В 1997 г. Комиссия приняла Типовой закон о трансграничной несостоятельности [20]. Этот документ направлен на содействие развитию современного сбалансированного законодательства, подлежащего применению в случаях, когда активы несостоятельного должника находятся более чем в одном государстве. Закон регламентирует условия, в соответствии с которыми лицо, управляющее осуществляемым за рубежом производством по несостоятельности, получает доступ к судебным органам в государстве, где действует законодательство, принятое на основе Типового закона.
Закон предусматривает возможность более эффективного сотрудничества между судами и управляющими по делам о несостоя-
тельности из различных стран. Предусматриваются также положения о координации судебных процедур по делам о несостоятельности, которые проводятся одновременно в различных государствах. В помощь национальным законодательным органам по подготовке соответствующих законопроектов на основе Типового закона Комиссией разработано также соответствующее Руководство для законодателя.
К числу документов, принятых ЮНСИТРАЛ в плане унификации правового регулирования международной торговли, относится также небольшой по объему документ < Единообразные правила о договорных условиях согласования суммы, причитающейся в случае неисполнения обязательства», который был принят в 1983 г. [21]. В этом документе сделана попытка дать унифицированную формулу, которая объединила бы различные подходы к правовой квалификации неустойки, традиционно сложившиеся в различных правовых системах. Основной причиной предпринятой попытки унифицированного регулирования данного вопроса стало то обстоятельство, что по законодательству стран, относящихся к системе континентального (романо-германского) права, допускается согласование контрагентами различных видов неустоек, в т. ч. и штрафных, в то время как в странах, относящихся к англо-американской системе права, в таких случаях применяется концепция < заранее исчисленных убытков» и исключается возможность согласования неустоек, носящих иной характер, в частности «штрафной» неустойки.
В 2000 г. ЮНСИТРАЛ была закончена разработка Руководства для законодательных органов по проектам в области инфраструктуры, финансируемым из частных источников [22]. Данный документ, имеющий рекомендательный характер, ставит своей целью содействовать в разработке необходимого и эффективного законодательства государствами, заинтересованными в привлечении иностранных частных инвестиций к созданию на своей территории крупных объектов в области инфраструктуры страны. Часто на практике такие проекты экономического сотрудничества реализуются по так называемой схеме «строительство - эксплуатация -передача» (СЭП).
Включение разработки Конвенции об уступке дебиторской задолженности в международной торговле в рабочую программу ЮНСИТРАЛ [23] связано с тем, что во многих развивающихся странах, а также странах переходной экономики многие участники экономического оборота не могут предложить в качестве обеспечения при получении необходимого финансирования никаких иных активов, кроме дебиторской задолженности. Вместе с тем правовой режим общегражданской уступки (цессии) в различных странах не отличается четкостью и во многих случаях не отвечает современным требованиям международного коммерческого оборота.
Цель Конвенции - устранить препятствия в применении данного инструмента финансирования, которые возникают из-за правовой неопределенности в некоторых правовых системах в отношении юридических последствий уступки права требования, имеющей международный элемент. Это касается ситуации, когда цедент, цессионарий и должник будут находиться в разных странах, а также последствий такой уступки для должника и третьих лиц. В Конвенции решается также ряд коллизионных вопросов, связанных с этой международной сделкой.
В процессе работы над Единообразными правилами об электронных подписях [24] основное внимание было сосредоточено на вопросах подписей в цифровой форме с учетом складывающейся практики электронной торговли и того нейтрального с точки зрения носителей информации подхода, который взят за основу в Типовом законе ЮНСИТРАЛ об электронной торговле. Единообразные правила не должны препятствовать использованию других, помимо криптографических, методов удостоверения подлинности подписи и по возможности должны учитывать различия в обеспечении надежности таких методов, а также признавать различные юридические последствия и объем ответственности в зависимости от различных видов услуг, оказываемых в контексте подписей в цифровой форме.
В области разрешения международных коммерческих споров ЮНСИТРАЛ разрабатывает вопросы, связанные с исполнением арбитражных решений, обеспечительными мерами в поддержку арбитража, применением согласительной процедуры, взаимодейст-
вия арбитража и судебных органов, а также другие актуальные вопросы. Целью этих разработок, в частности, является дополнение положений Типового закона о международном коммерческом арбитраже, а также обеспечение применения ранее принятых в области международного арбитража конвенций в условиях современной международной коммерческой практики, ориентирующейся на использование последних достижений в сфере электронной связи.
Актуальная информация о статусе конвенций и типовых законов, являющихся результатом работы ЮНСИТРАЛ, а именно, перечни государств, которые присоединились к какой-либо конвенции или приняли законодательство, основанное на каком-либо типовом законе, ежегодно публикуется Комиссией [25]. Кроме того, документы, связанные с деятельностью ЮНСИТРАЛ, включая подготовительные работы по каждому реализованному проекту, содержатся в Ежегодниках ЮНСИТРАЛ.
1. Резолюция Генеральной Ассамблеи 2205 (ХХ1) от 17 декабря 1966 г.
2. А/TONF. 63/17.
3. А/СООТ. 97/18, аппех II.
4. А/СООТ. 97/18, аппех 1.
5. А/СМ 9/SER. D/З.
6. А/СООТ. 89/13, аппех 1.
7. А/СООТ. 152/13, аппех.
8. А/31/17 рага. 57.
9. А/35/17 рага.106.
10. А/40/17, аппех 1.
11. A/CN.9/423.
12. A/49/17.
13. А/СМ 9/ SER^/2.
14. Резолюция Генеральной Ассамблеи 43/165. Приложение от 8 декабря 1988 г.
15. А/50/17. Аппех 1.
16. А/СМ. 9^R. В/1.
17. UN риЪИеайоп V 93-91299.
18. А/51/628.
19. А/СМ. 9/ SER. В/1.
20. А/СМ. 442.
21. А^8/38/135.
22. Доклад Комиссии ООН по праву международной торговли о работе тридцать третьей сессии 12 июня - 7 июля 2000 г. Генеральная Ассамблея. Официальные Отчеты. Пятьдесят пятая сессия. Дополнение № 17 (А/55/17).
23. Конвенция, принятая 12.12.2001 г. Резолюцией 56/81 на 85-м пленарном заседании 56-й
сессии Генеральной ассамблеи ООН // Валютное регулирование и ВЭД. 2007. № 2.
24. Draft Uniform Rules оп Electronic Sigmtures A/CN.9/WG.IV/WP. 84. Official Records of the General Assembly, Fifty-fifth Session Supplement No. 17 (A/55/17). Р. 224-255.
25. Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли. Тридцать третья сессия, Нью-Йорк 12 июня -
7 июля 2000 г. Статус конвенций и типовых законов. Записка Секретариата (А/CN/ 9/474).
Поступила в редакцию 16.04.2008 г.
Nikiforov V.A. United Nation Commission on inter-nationa1 trade law (UNCITRAL) and unification of interna-tiona1 trade law. The article deals with the activity of United Nations Commission on international trade law (UNCITRAL) as a mechanism of international trade law unification. The documents under investigation were developed by UNICITRAL and are devoted to law regulation of international trade: conventions, standard laws, comments, and general law manuals.
Key words: UNCITRAL, international trade law, standard laws, general law manuals.
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ НАКАЗАНИЙ В КОНТЕКСТЕ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ОПТИМИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
В.Ю. Стромов, М.Ю. Дворецкий
В статье анализируются виды уголовных наказаний, их появление, развитие и перспективы. Показаны направления оптимизации отечественной системы уголовных наказаний.
Ключевые слова: отечественные системы наказаний, оптимизация уголовной ответственности, направления совершенствования.
Отечественное учение о системе наказаний представляет совокупность объединенных по своим задачам в одно целое сведений, доктринально-научных направлений, общих понятий о ней и ее отдельных видах, выступая сегментом теории уголовного права и правоприменительной практики. На нем основывается разработка и реализация уголовной политики государства, его правовой системы. Оно обеспечивает формирование устойчивого правосознания населения, идеологии законопослушания, оптимальной методологии и логики эффективной судебной и правоохранительной деятельности. Методология систематизации уголовного наказания - это учение о взаимосвязи мер государственного принуждения с основополагающими моментами развития общества, о комплексе основных положений и способов их научного изучения и оптимизации правоприменительной практики. Поэтому законодателю целесообразно отграничить принципиально разные по смыслу и содержанию определения «назначение» и «применение» уголовного наказания в понятийно-терминологическом аппарате, поскольку первое вместе с исполнением явля-
ется составной частью второго, реализуясь в окончательном выборе судом в обвинительном приговоре конкретного вида и его размера в отношении лица, совершившего предусмотренное УК РФ общественно-опасное деяние.
Вид уголовного наказания, являясь юридической категорией, имеет социальноэкономическую, политико-правовую и морально-нравственную сущность. Он выступает адекватной реакцией и негативной оценкой государством и обществом совершенного преступления, отражающего наличие социальных противоречий и наступление их отрицательного результата. Как форма и средство разрешения этой ситуации, вид наказания в то же время есть их первопричина, означая социальный конфликт между обществом и криминальной личностью. Общими началами уголовного наказания являются унифицированные правила, которыми должен руководствоваться любой суд при определении его вида, и их необходимо отграничивать от принципов их назначения, представляющих собой основные руководящие идеи, содержащиеся в нормах уголовного