DOI 10.47576/2712-7516_2021_6_8_731 УДК 338
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
Дадаев Якуб Элхазурович,
старший преподаватель кафедры экономики и экономической безопасности отраслей и предприятий, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены основные тенденции развития рынка органической продукции в мире. Проведен анализ рынка органической продукции в Европе, материалов семинаров, конференций, а также инфографики и других материалов, посвященных органической продукции. Делается вывод, что анализ мировых тенденций развития рынка органической продукции свидетельствует о росте потребности потребителей в чистых продуктах питания.
Ключевые слова: органическое сельское хозяйство; экономика региона; экологическая без -опасность; органическое производство; экономика.
UDC 338
ORGANIC MARKET TRENDS
Dadaev Yakub Elkhazurovich,
Senior Lecturer, Department of Economics and Economic Security of Industries and Enterprises, Chechen State University named after A. A. Kadyrova, Grozny, Russia, e-mail: [email protected]
The article discusses the main trends in the development of the market for organic products in the world. The analysis of the market for organic products in Europe, materials of seminars, conferences, as well as infographics and other materials devoted to organic products. It is concluded that the analysis of global trends in the development of the market for organic products testifies to the growing interest of consumers in pure food products.
Keywords: organic agriculture; the economy of the region; environmental Safety; organic production; economy.
Сельское хозяйство, основанное на органическом земледелии, является одним из наиболее стремительно развивающихся направлений экономики во всем мире [2]. В последние десятилетия интенсификация земледелия привела к определенным негативным последствиям. Благодаря чрезмерному применению синтетических средств химизации, многочисленным обработкам химическими средствами защиты растений, нарушению технологии их использования, интенсивной обработке почвы, применению глубокой вспашки возникает целый ряд негативных экологических последствий. Согласно оценке более полумиллиона тонн запрещенных пестицидов угрожают окружающей среде, здоровью человека и сокращают про-
должительность жизни [4]. Сегодня органическим сельским хозяйством занимаются 160 стран мира. Поэтому актуальным является рассмотрение истории становления и анализ мирового опыта развития рынка органической продукции для выработки механизмов его развития в нашей стране.
Органическое земледелие имеет глубокие корни. Можно считать, что органическое сельское хозяйство было начато более 12 тыс. лет назад, ведь именно в это время начало формироваться земледелие. Следующий этап приходится на XVIII в., в этот период российский ученый А. Т. Болотов разработал принцип ведения сельскохозяйственного производства в согласии с природой, основной особенностью которого было
то, что производство органической продукции зависит от природно-климатических условий [7]. Современные тенденции развития мирового сельского хозяйства предусматривают непременное расширение органического направления агропроизводства, без которого устойчивое развитие современной международной аграрной отрасли видится бесперспективным [3].
Идеи экологически чистого сельского хозяйства стали возникать еще в начале XX в., однако направление официально возникло только в конце 1950-х гг. [5] В конце XIX начале ХХ в. сформировали теорию, которая основывалась на новых достижениях биологической науки, которые использовали для устранения побочных эффектов от применения искусственных удобрений и химикатов. Впервые понятие органического сельского хозяйства использовал в 1940 г. В. Нортборн в работе «Look to the Land», что в переводе означает «Полагаться на землю» [7].
В 80-х гг. ХХ в. были сформированы первые базовые стандарты IFOAM по органическому производству и переработке, разработаны методы ведения органического сельского хозяйства в Швейцарии, а в июне 2008 г. IFOAM ратифицировала определение органического сельского хозяйства как системы производства, которое поддерживает здоровье почвы, экосистемы и людей [6].
В начале XXI в. органическая продукция приобретает популярность в Японии, поэтому в 2000 г. страна утверждает японские сельскохозяйственные стандарты, которые определяют необходимым проведение сертификация для производителей, которые ориентируются на органический внутренний рынок для реализации своей продукции.
В 2002 г. единые стандарты (правила сертификации для органической продукции) решили ввести и США. Важным этапом в разви -тии мирового рынка органической продукции стал заключенный в 2012 г. договор между ЕС и США о защите органических стандартов и облегчении процедуры импорта/экспорта органической продукции, согласно которому сертифицированную продукцию можно продавать без прохождения дополнительной сертификации.
На протяжении многих лет лидером производства органической продукции остаются США. Рынок органической продукции Соеди-
ненных Штатов Америки является крупнейшим в мире и достиг почти 38,9 млрд долл. по итогам 2016 г. [8]
Производство органической продукции также является важным приоритетом и в странах Европейского Союза. Площади, на которых выращивается органическая продукция, выросли на 6 % в 2017 г. и на 7,6 % в 2018 г., превысив 13,8 млн га. Фактически, в 2018 г. площади органического земледелия составляют около 7,5 % площади сельскохозяйственных угодий, используемых в ЕС (в 2017 г. - 7,2 %). 56 % площадей органического производства ЕС сосредоточено в четырех странах: Испания (16 %), Франция (15 %), Италия (14 %) и Германия (11 %). Эти страны занимают лидирующие позиции по количеству органического производства: Италия (21 %), Франция (13 %), Испания (12 %) и Германия (10 %). Всего же на конец 2018 г. в ЕС было зафиксировано 325 306 органических ферм (их количество по сравнению с 2017 г. увеличилось на 4,9 %).
Анализ рынка органической продукции в Европе показал, что его объемы за период с 2004 по 2017 г. увеличился почти в четыре раза. Основными причинами такого роста являются то, что потребители заинтересованы в устойчивом развитии и осознают связь между продуктами питания и здоровьем.
Потребление органической продукции в европейских странах постоянно растет. В частности, в 2018 г. объемы потребления данной продукции составили более 40 млрд евро, что на 8,7 % больше по сравнению с 2017 г. По данным Agence BIO, 68 % органической продукции (по стоимостным показателям) было потреблено в 4 странах: Германии, Франции, Италии и Швеции.
Необходимо отметить значительный рост доли органических продуктов в общем спросе на продукты питания в ряде стран ЕС, особенно в Дании и Швеции. В частности, в Дании этот показатель является самым высоким и составляет 11,5 % в общих расходах на продукты питания. В 2019 г. Европейский Союз импортировал 3,24 млн тонн органической продукции, примерно столько же, сколько в 2018 г.
Китай является ведущей страной-импортером продукции объемом 433 тыс. тонн, а органическая соевая мука является ведущим продуктом и составляет 77 % всего
китайского импорта. Благодаря импорту бананов и других тропических продуктов Доминиканская Республика, Эквадор и Перу занимают третье, четвертое и пятое место среди импортеров ЕС [9].
Рынок органической продукции в Германии за последние два десятилетия лет вырос почти в шесть раз, достигнув в 2019 г. 11,97 млрд евро. Четвертую часть новой продукции, представленной на немецком рынке, составляет органическая продукция. Более половины потребителей в этой стране отмечают, что предпочитают именно органическую продукцию, поэтому «органическая этикетка» имеет большое влияние на их решения по приобретению продуктов питания.
В Германии основными каналами продажи органической продукции являются супермаркеты и аптеки. В 2018 г. в стране было почти 2600 магазинов органической продукции, в том числе более 600 супермаркетов, около 1200 магазинов здорового питания и более 300 магазинов крупных органических производителей. Несмотря на уменьшение количества органических магазинов в 2018 г., общая торговая площадь выросла на 1,4 %, достигнув более 664 000 кв. м.
Объем рынка органической продукции в Китае в 2019 г. составил 3,3 млрд долл., что составляет около 7 % мирового спроса. В Китае усиливается акцент на важности органических продуктов среди молодого поколения, происходит рост спроса на органическое детское питание, все большим количеством населения воспринимаются и поддерживаются тенденции здорового питания и забота о здоровье, поэтому ожидается, что размер рынка органической продукции к 2024 г. достигнет 5,5 млрд долл. В 2019 г. в Китае годовой темп роста органического рынка составил 9,8 %, что превышает темпы роста в Азиатско-Тихоокеанском регионе (8 %), а также глобальный годовой темп роста (5 %) [10].
В Канаде лидерами на рынке органической продукции выступают три компании: Agropur Co-Operative Agro-Alimentaire, которая занимает 8,4 % этого рынка, Artisanal с долей рынка в размере 5,6 % и Nature's Path Foods Inc с долей 4,5 %, что свидетельствует о высоком уровне конкуренции. В целом в 2019 г. объем рынка органической продукции в стране составил 1518,1 млн долл., что на 5,4 % больше, чем в предыдущем году.
Достаточно развитым является рынок органической продукции в Тайване. Эта страна выдвигает достаточно жесткие требования к импортируемой органической продукции, заключая со странами-импортерами соглашение об эквивалентности органических веществ. Из органических продуктов, ввезенных на Тайвань в 2019 г., 52,9 % поступали из ЕС, 18,8% из США, 10,3 % из Канады, 8,9 % из Австралии и 7,2 % из Новой Зеландии. Более 86 % тайваньских потребителей отдают предпочтение органическим фруктам и овощам, а общий объем продаж органической продукции в 2019 г. составил более 90 млн долл. [11]
В нашей стране до сих пор продолжаются дискуссии среди ученых и практиков относительно экономической целесообразности и организационных возможностей внедрения сельхозпроизводителями органического производства [1]. Фактически на отечественном рынке довольно незначительную долю составляет органическая продукция. Проблемы продвижения органической продукции на отечественном рынке связаны, прежде всего, с непониманием потребителями высокой цены на нее и преимуществ этой продукции. Несмотря на появление отдельных магазинов, которые позиционируют себя как продавцов экологически чистой продукции, торговая сеть органической продукции является неразвитой.
Мировой опыт показывает, что наиболее распространенными каналами продажи органической продукции являются небольшие магазины. Как правило, эти магазины продают продукцию либо собственного производства, либо известных брендов. Однако такие магазины часто страдают от конкуренции со стороны крупной розничной торговли. Слабыми сторонами таких органических магазинов является незначительная дифференциация от обычных супермаркетов, конкуренция между брендами по ценам, отсутствие коммуникаций, незначительное количество инноваций в продуктах, отсутствие стратегии для привлечения лояльных клиентов, штат часто недостаточно квалифицирован, слишком слабые связи с производителями, незначительное распространение информации о положительных свойствах органической продукции среди потребителей.
Для развития отечественного рынка органической продукции, по мнению автора, следует ввести следующие меры:
1. Государственная закупка органических продуктов отечественных товаропроизводителей для нужд школ, детских садов и других социальных учреждений.
2. Субсидирование закупок экологически чистых органических продуктов малообеспеченными группами населением (система целевых ваучеров на покупку органических продуктов).
3. Повышение интереса потребителей к натуральным продуктам путем проведения целенаправленной PR-кампании в средствах массовой информации, направленной на информирование о преимуществах органической продукции, разъяснение связи состояния здоровья со здоровым питанием, пропаганду здорового образа жизни.
4. Развитие регионального рынка органической продукции. В частности, это акцентирование внимания на укреплении доверия к местной продукции.
5. Проведение семинаров, конференций, а также разработка инфографики и других материалов, посвященных органической продукции, могут стать эффективным инструментом информирования потребителей о преимуществах органических продуктов питания.
6. Товаропроизводителям для повышения спроса на органическую продукцию целесообразно проводить презентации своей продукции на ярмарках, выставках (с возмож-
ностью дегустации), применять дисконтные скидки и программы лояльности для потребителей, расширять ассортимент продукции, привлекать более квалифицированный персонал, обеспечивать более рациональное размещение торговых точек и осваивать новые каналы сбыта (например, через Интернет). Также как инструмент продвижения органической продукции на отечественном рынке возможно создание при магазине органической продукции ресторанной зоны, что будет способствовать привлечению дополнительных клиентов.
Анализ мировых тенденций рынка развития производства органической продукции свидетельствует о растущей заинтересованности потребителей в экологически чистых продуктах питания, поэтому производство органических продуктов является важным стратегическим направлением развития во многих странах мира.
Неудовлетворенность отечественных потребителей качеством продуктов питания и заинтересованность в здоровом питании, наличие обширной ресурсной базы, благоприятной для выращивания органической продукции, существующий опыт отечественных производителей свидетельствуют о наличии практически не реализованного, но значительного потенциала развития рынка органической продукции.
Список литературы_
1. Дадаев, Я.Э. Механизмы стимулирования развития предприятий органического сектора: мировой опыт / Я. Э. Дадаев // ФГУ Science. Научно-аналитический журнал. - 2020. - № 1 (17). - С. 50-55.
2. Дадаев, Я. Э. Органическое сельское хозяйство - как одно из актуальных направлений экологизации АПК / Я. Э. Дадаев // Финансовая экономика. - 2018. - № 6. - С. 435-438.
3. Дадаев, Я. Э. Современные подходы к определению понятия органического сельского хозяйства / Я. Э. Дадаев // Вестник Чеченского государственного университета. Научно-аналитический журнал. - 2020. -№ 2 (38). - С. 108-114.
4. Достижение устойчивого прироста в сельском хозяйстве. Комитет по сельскому хозяйству. - URL: ftp://ftp. fao.org./docrep/fao/011/i0765r/i0765r08.pdf. (дата обращения: 11.11.2021).
5. Савченко, И. П. Совершенствование институциональной среды стимулирования экологически чистого производства / И. П. Савченко, Я. Э. Дадаев // Вестник Чеченского государственного университета. Научно-ана -литический журнал. - 2020. - № 2 (38). - С. 32-39.
6. Хасанова С. А. Современные тенденции развития органического производства сельскохозяйственной продукции. Опыт Германии // Научный журнал КубГАУ. - 2015. - № 106. - С. 2-17.
7. Этапы развития органического движения в мире. - URL: http://organicinfo.ru/etapy_razvitiya_organicheskogo_ dvizheniya_v_mire.html (дата обращения: 11.11.2021).
8. Willer H., Lernoud J. The World of Organic Agriculture. Statistics and Emerging trends. FiBL&IFOAM - Organic International. Germany: Medienhaus Plump. 2018. 348 p.
9. European Union: 2019 organic import statistics now available. Organic Trade Association. - URL: https:// globalorganictrade.com/reports (дата обращения: 11.11.2021).
10. Food and Agriculture Import Regulations and Standards (FAIRS) Report. International Organic Trade Resource Guide. - URL: https://globalorganictrade.com/import-information/country_page/4332. (дата обращения: 11.11.2021).
11. Organic in Taiwan: More than half of imports under threat due to EU policy dispute. - URL: https://www.foodnavigator-asia.com/article/2020/06/29/organic-in-taiwan-more-than-half-of-imports-under. (дата обращения: 11.11.2021).
References_
1. Dadaev Ya.E'. Mexanizmy' stimulirovaniya razvitiya predpriyatij organicheskogo sektora: mirovoj opy't. FGU Science. Nauchno-analiticheskij zhurnal. 2020. № 1 (17). S. 50-55.
2. Dadaev Ya. E'. Organicheskoe sel'skoe xozyajstvo - kak odno iz aktual'ny'x napravlenij e'kologizacii APK. Finansovaya ekonomika. 2018. № 6. S. 435-438.
3. Dadaev Ya.E'. Sovremenny'e podxody' k opredeleniyu ponyatiya organicheskogo sel'skogo xozyajstva. Vestnik Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta. Nauchno-analiticheskij zhurnal. 2020. № 2 (38). S. 108-114.
4. Dostizhenie ustojchivogo prirosta v sel'skom xozyajstve. Komitet po sel'skomu xozyajstvu. URL: ftp://ftp. fao.org./ docrep/fao/011/i0765r/i0765r08.pdf (data obrashheniya: 11.11.2021).
5. Savchenko I.P., Dadaev Ya.E'. Sovershenstvovanie institucional'noj sredy' stimulirovaniya e'kologicheski chistogo proizvodstva. Vestnik Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta. Nauchno-analiticheskij zhurnal. 2020. № 2 (38). S. 32-39.
6. Xasanova S. A. Sovremenny'e tendencii razvitiya organicheskogo proizvodstva sel'skoxozyajstvennoj produkcii. Opy't Germanii. Nauchny'j zhurnal KubGAU. 2015. № 106. S. 2-17.
7. E'tapy razvitiya organicheskogo dvizheniya v mire. URL: http://organicinfo.ru/etapy_razvitiya_organicheskogo_ dvizheniya_v_mire.html (data obrashheniya: 11.11.2021).
8. Willer H., Lernoud J. The World of Organic Agriculture. Statistics and Emerging trends. FiBL&IFOAM - Organic International. Germany: Medienhaus Plump. 2018. 348 p.
9. European Union: 2019 organic import statistics now available. Organic Trade Association. URL: https:// globalorganictrade.com/reports (data obrashheniya: 11.11.2021).
10. Food and Agriculture Import Regulations and Standards (FAIRS) Report. International Organic Trade Resource Guide. URL: https://globalorganictrade.com/import-information/country_page/4332. (data obrashheniya: 11.11.2021).
11. Organic in Taiwan: More than half ofimports under threat due to EU policy dispute. URL: https://www.foodnavigator-asia.com/article/2020/06/29/organic-in-taiwan-more-than-half-of-imports-under. (data obrashheniya: 11.11.2021).