Научная статья на тему 'Тенденции развития русской прозы Хакасии (XIX-XX вв. )'

Тенденции развития русской прозы Хакасии (XIX-XX вв. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
309
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРОЗА / ХАКАСИЯ / РАЗВИТИЕ / ЖАНР / ПЕРИОД / RUSSIAN PROSE / KHAKASSIA / DEVELOPMENT / GENRE / PERIOD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Канзычакова А. А.

Исследуются особенности развития русской прозы Хакасии. Существенный вклад в литературу Хакасии в ХIХ веке внесли политические ссыльные. Первые прозаические произведения очерки посвящены истории, этнографии хакасского народа. Постепенно приоритетными жанрами становятся рассказ, повесть и роман, в них художественное слово выступает на первый план. Сегодня региональные авторы поднимают вопросы человеческих взаимоотношений в изменяющихся условиях жизни современной действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN RUSSIAN PROSE KHAKASIA (XIX-XX CENTURIES)

The features in the development of Russian prose of Khakassia. Significant contribution to the literature of Khakassia in the nineteenth century brought political exiles. The first prose works essays devoted to the history, ethnography Khakas people. Gradually priority genre becomes a story, the story and the novel, in their artistic expression comes to the fore. Today, regional authors raise issues of human relations in the changing conditions of life of contemporary reality.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития русской прозы Хакасии (XIX-XX вв. )»

УДК 82(091)3(571.513)

А.А. Канзычакова, ст. преп. ХГУ им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан, Е-mail: ansa@nss.ru ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ПРОЗЫ ХАКАСИИ (XIX-XX ВВ.)

Исследуются особенности развития русской прозы Хакасии. Существенный вклад в литературу Хакасии в XIX веке внесли политические ссыльные. Первые прозаические произведения - очерки посвящены истории, этнографии хакасского народа. Постепенно приоритетными жанрами становятся рассказ, повесть и роман, в них художественное слово выступает на первый план. Сегодня региональные авторы поднимают вопросы человеческих взаимоотношений в изменяющихся условиях жизни современной действительности.

Ключевые слова: русская проза, Хакасия, развитие, жанр, период.

История появления русской прозы в Хакасии уходит в те времена, когда произошло первое знакомство русских с «енисейскими татарами» (или «абаканскими татарами») - так называли коренное население верхнего и среднего Енисея в русской научной и очерковой литературе до начала ХХ века. Жизнь сибирских народов привлекала русских - результатом явилось подробное изучение истории, этнографии, фольклора этих народов. Выделим и коротко охарактеризуем основные периоды развития русской прозы:

I период - формирование этнографической очерковой прозы, тяготевшей к описательности (XIX в.);

II период - ознаменован появлением социальных очерков, в которых писатели повествовали о строительстве новой жизни, о переменах, произошедших на хакасской земле и в сознании коренного населения (20 - 40-е годы XX в.);

III период - отмечен серьезными преобразованиями в области литературы: наряду с очерками появляются рассказы, повести, романы (произведения А. Кожевникова, А. Малова, С. Пестунова, 50 - 70-е годы XX в.);

IV период можно охарактеризовать как период формирования художественно зрелых произведений М. Воронецкого, С. Пестунова, Г. Сысолятина (70 - 80-е годы XX в.);

V период - современная проза, самый разнообразный и продуктивный в жанровом и художественном отношениях период, несмотря на то, что он пережил время литературного застоя (Творчество Г. Батца, А. Козловского, В. Балашова, Л. Катаевой и мн.др. писателей, 90-е годы XX в. - нач. XXI в.).

В Красноярске в 1820-е годы был организован «Енисейский альманах» - литературно-краеведческое издание группы литераторов (составители издания: И.М. Петров,

A.П. Степанов, А.К. Кузмин и др.). Авторы альманаха, обращаясь к изображению жизни «енисейских татар», стремились отразить своеобразие их быта и окружающую природу.

Декабрист А.П. Беляев, проведший многие годы в Минусинской ссылке, в своих воспоминаниях сделал ряд ярких зарисовок жизни хакасов, записал несколько хакасских легенд. («Воспоминания декабриста о пережитом и перечувствованном» (1805 - 1850) [1, с. 198 - 241].

Колоритной фигурой в общественной и литературной жизни Сибири во второй половине XIX в. являлся Н.М. Ядринцев - автор ряда этнографических работ, публицистических статей, художественных произведений [2]. В 1882 году он организовал газету «Восточное обозрение», с приложением «Литературный сборник». В которых публиковались Ф.Я. Кон, Г.Н. Потанин, а затем С.Я. Елпатьевский,

B. Г. Короленко и другие.

Прогрессивные общественные деятели ставили вопрос о просвещении и приобщении хакасского народа к русской культуре. С изысканием в Xакасии новых месторождений полезных ископаемых строятся шахты, рудники, создаются прииски. Это способствует появлению литературы о приисковых рабочих. В газетах и журналах появляются яркие художественные очерки, в которых авторы рисовали величавую и девственную природу Xакасии (А.В. Адрианов «Путешествие на Алтай и Саяны», Д.А. Клеменц «Минусинская Швейцария и боги пустыни», С.Я. Елпатьевский «Абаканская степь» [2] и мн. др.)

Существенный вклад в литературу Сибири внес И.П. Белоконский (1855-1931), сосланный в Минусинский

округ за активную общественную деятельность, шедшую вразрез с политикой правительства, и за публикации в защиту трудового народа. Со временем ссылки в Минусинском округе совпадает один из наиболее плодотворных и важных в идейно-художественном плане период творчества писателя: изучение социальных нужд округа и поэтизация сурового края в оригинальных «Путевых очерках» [3].

В Xакасии побывал сосланный в Сибирь в 1884 году народник С.Я. Елпатьевский (1854 - 1933). Знакомство с необжитым краем, богатой природой, замечательными людьми дало молодому писателю обширный материал для его будущих произведений, которые впоследствии были собраны в книгу «Очерки Сибири» (1893). Следуя традициям своих предшественников, С. Я. Елпатьевский разрабатывает темы каторги и ссылки, положения коренного населения. Цикл очерков посвящен природе Сибири («Абаканская степь») [2].

Имя Т.М. Бондарева (1805 - 1864) в литературных кругах стало известно в конце XIX в., когда, благодаря Г.И. Успенскому и Л.Н. Толстому, появилось в печати его оригинальное произведение «Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца» [4]. Сочинение крестьянина-публи-циста было переведено на чешский, словенский и французский языки. Основные мысли своего труда философ-крестьянин вырезал на камнях, которые находились в селе Бондарево Бейского района Xакасии.

Ссыльные революционеры и ученые, побывавшие в Xа-касии или продолжительное время жившие в Минусинском уезде (А.А. Ярилов, Ф.Я. Кон, П.А. Аргунов, Д.А. Клеменц), написали ряд исследований по истории, этнографии хакасов. Некоторые работы носили характер художественных очерков.

В годы Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны появляются небольшие хроники, статьи и очерки о Xакасии и хакасах. В них отражены политические изменения, произошедшие в эти годы: становление Советской власти в аалах Xакасии, борьба с людьми, которые не приняли новую власть.

В 30-е годы в связи с ростом и развитием советской литературы появляются художественно зрелые очерки, яркие рассказы. Их авторы пишут о том, как хакасы приобщаются к новой русской культуре, появляется возможность учиться в школах, в институтах. В этом отношении наиболее характерным произведением является книга очерков Е. Филиппыча (В.Ф. Иванов) «Рождение Мал-Xадари» [2]. В ней ярко, художественно, правдиво изображены картины больших социальных изменений в период коллективизации хакасских улусов и организации первых артелей. В эти же годы появляются очерки и небольшие рассказы о приисках, о шахтерах (И. Кулаков, М. Шафранов и др.). С 1931 года заметен бурный рост издательской деятельности. В 1932, 1934, 1935, 1938 гг. проведены литературные конкурсы, в 1935 издан альманах «Первые шаги». А через год в Xакасии создали Оргбюро Союза писателей. В 1937 году состоялось первое областное совещание писателей. Началась серьезная подготовка к 1-му Всероссийскому съезду советских писателей: были организованы всевозможные литературные мероприятия, создавались группы, кружки, проводились читательские конференции, конкурсы.

Особенно широкое развитие и размах приобретает русская литература о Xакасии в послевоенные годы. Выходит ежегодный альманах «Абакан», выпускаются сборники рас-

сказов и очерков. В них печатают свои рассказы и очерки Е. Коронатова, И. Кычаков, И. Маслов, А. Шеметов.

Книга Ф. Малова «Поездка на Кантегир» [2] получила особое признание. В ней записаны наблюдения и впечатления путника, соединенные с догадками, дорожными раздумьями, встречами.

Благодаря актуальности и значительности поднятых тем и вопросов, широте охвата жизненных явлений книгу А. Кожевникова «Живая вода» [2] можно отнести к числу лучших произведений, отражающих послевоенную советскую деревню. Широкую известность книга получила не только в Советском Союзе, но и за его пределами.

Историческое прошлое Хакасии, путь ее народа всегда привлекали русских писателей: роман А. Кожевникова «Живая вода», повесть А. Малова «Поездка на Кантегир», историческая повесть Б. Балтера «О чем молчат камни?», А. Шеметова «Темир-Таг», А. Зябрева «В степи под Абаканом», И.И. Бурковой «Синеют кругом тасхылы». Если в дореволюционное время художественная литература тесно смыкалась с этнографической литературой, с публицистическими статьями и в основном приоритетное место занимал жанр очерка, то в последующие годы (время революции, гражданской, отечественной войн, послевоенные годы) расширяется диапазон в обрисовке национальных типов, картин быта. Социальные и этнографические характеристики героев уступают место эстетическим оценкам, изменяется структура отношений национального, конкретно-исторического и общечеловеческого. Утверждение положительных сторон жизни, «сфера прекрасного» были представлены очерковыми произведениями 70-80-х годов А. Зябрева «Отзовись, мое завтра», «Бо-рус яснолобый», «В степи под Абаканом», «Утро в Саянах», «Путь героя», «Возвращение». А. Зябрев воспроизводит жизнь на стройках гидростанций, железных дорог, рисует жизненный путь героя; размышляет о будущем Южной Сибири в своем путешествии 197б года, представляющем собой социально-экономическое исследование ее проблем [5, с. б4 -70].

Литература Хакасии развивается в непосредственной взаимосвязи и творческом содружестве хакасских и русских авторов, работающих в республике. В послевоенные годы на территории Хакасии создается Хакасское отделение Союза писателей (1949). Одним из его организаторов был писатель Н. Г. Доможаков. Совместные обсуждения произведений, взаимовлияние и взаимообогащение в процессе повседневного общения благоприятно влияло на литературный процесс. В Хакасии выросли известные русские писатели Алексей Ше-метов, Анатолий Чмыхало, Иван Пантелеев, Михаил Кузькин (Воронецкий) и др.

Михаилом Кузькиным (Воронецким) (1931 -1990) опубликовано двадцать сборников поэзии, рассказов, повестей. Почти вся его проза посвящена родине (повести «Острова, плывущие в рассвет», «Бабушкина родня», «Прощание с детством» (19б8), «Новолунье» (1982); новеллы «Юрта - птица улетевшая» (198б), «Ветер в темных гривах» (1988). Романы «На крутых берегах Енисея» (1973) и «Укрой, тайга» (1985) -историко-революционная дилогия, в которой повествуется о жизни в предреволюционных приенисейских поселениях; о том, как под влиянием революционеров формировалось новое сознание сибиряков. События, герои и сюжетная линия переносятся в роман «Укрой, тайга». Романы М. Воронецкого обогатили историко-революционную прозу наряду с романами А. Черкасова, А. Чмыхало новыми яркими героями, опытом широкого художественного воссоздания жизни сибиряков [б, с. 48 - 57].

Весьма автобиографичны стихи и проза Сергея Песту-нова (1934-1997). Верой в человека, окрыленного высоким чувством любви, пронизана первая повесть С. Пестунова «Белая птица - лебедь» (1973). Эта повесть неоднократно переиздавалась и была отмечена премией журнала «Молодая гвардия». В центре внимания повестей «Сватова деревня», «Чудный месяц» (1982) и ряда рассказов (1979) - проблемы нравственного характера. Герои - простые люди с мудрой и доб-

рой душой русского народа. В тяжелые военные годы, в годы нечеловеческого труда не пропала в душе людей жажда добра и стремление делать добро другим. Природа в произведениях С. Пестунова не просто средство художественной изобразительности, а своеобразное нравственное мерило, важнейший фактор духовности человека [7, с. 83 - 93]. Все творчество

С. Пестунова - его судьба, которая была типичной для его поколения.

Современная русская проза Хакасии продолжает свое плодотворное развитие, число писателей за последнее десятилетие значительно увеличилось. Читатель стал разборчив, благодаря большому выбору хорошей качественной литературы, поэтому перед писателями встала задача - стремиться к созданию такой литературы, которая бы соответствовала требованиям современного читателя. Идет усиленная работа над художественным словом. Писатель ищет новую форму, экспериментирует, в результате появляются произведения, сочетающие в себе совершенно разные жанры литературы. Современную прозу Хакасии представляют следующие имена: Геннадий Сысолятин, Генрих Батц, Владимир Балашов, Василий Кобельков, Алексей Козловский, Валерий Полежаев, Лариса Катаева, Виктор Равнушкин, Геннадий Синельников и многие начинающие прозаики. Писатели активно сотрудничают в литературно-художественных журналах и альманахах («Абакан литературный», «Стрежень»), печатают свои произведения в местной и центральной прессах.

Строительство на территории Хакасии крупнейшей электростанции привлекло немало интересных талантливых людей. Это способствовало созданию в поселке Черемушки литературного объединения «Стрежень» (19бб), в состав которого вошли люди совершенно разных профессий. Рождались книги и сборники Василия Нагая, Олеся Грека, Юрия Кабачкова, Валерия Мутина, Татьяны Мельниковой, Николая Конева, Владимира Мышкина, Афанасия Бродилова и мн. др. Особо хочется отметить творчество геодезиста Владимира Балашова, учителя Алексея Козловского, лесника Генриха Батца, журналиста Василия Кобелькова.

В литературе 80-90 гг. ХХ века наблюдается усиленное внимание к автобиографической прозе и особого рода репор-тажности. Современная проза совсем иначе взаимодействует с поэзией и журналистикой. Подобные изменения в литературе происходят повсеместно, они коснулись региональной литературы. В русской прозе Хакасии можно выделить следующие пути развития.

Субъективная автобиографическая проза, иногда доходящая до репортажной откровенности - которая может быть и художественно продумана» [8, с. 208 - 21б]. В этом отношении представляют интерес «Сочинения в 2-х томах» Г.Ф. Сысолятина. В первый том вошли автобиографические повести «Безотцовщина», «Сторожка», «Степной Пегас», которые составили трилогию о детстве, юности и молодости выходца из старообрядческой семьи. В этих повестях с большой силой и глубиной отражен драматизм народной жизни в переломное для страны время - в начале и середине прошлого столетия. Первые прозаические опыты писателя были связаны с журналисткой деятельностью. Автор отдает предпочтение очеркам, которые позволяют ему наиболее объективно глубоко и интересно раскрыть образы тех, с кем связывала жизнь. Во втором томе его «Сочинений» под общей рубрикой «Годы и встречи» собраны очерки разных лет. На долю Г. Ф. Сысолятина выпало немало испытаний, в том числе -Великая Отечественная война. Им написаны книги «Твой звездный час» - о судьбах абаканских ветеранов войны, эпистолярная повесть «Крылья памяти».

80 - 90-е годы стали временем неосознанного, но последовательного изживания психологических травм, связанных с войной (военным детством и отрочеством) и репрессиями. Об этом пишет в своих рассказах Генрих Батц. Сюжетом его рассказов становится автобиография, переосмысление собственной жизни. В персонаже воплощены особые автобиографические данные. Такой автобиографический жанр можно назвать «эпосом частного выживания» [8, с. 208 - 21б]. Автобиогра-

фические рассказы (из книги «Большой аргиш», а также рассказы «Операция “Индеец”», «Простая истина», «Башня в небо» из книги «Твой дом») Г. Батца несут в себе заряд оптимизма, несмотря на все трудности, через которые проходят герои. Мужество, стойкость, целеустремленность, сила духа, сочувствие, отзывчивость - вот главные составляющие характера героев Г. Батца.

Реалистические картины войны в Афганистане описаны в книгах Геннадия Синельникова «Афганистан. Боль. Память» (1999) и «Афганский капкан» (2007). Подполковник запаса, инвалид войны Г. Г. Синельников с 1994 года печатается в газетах, журналах, в том числе и в московских изданиях. В его воспоминаниях-очерках нет вымысла, есть жесткая реальность. Книги его повествуют о тяжелых буднях солдатской жизни, о несправедливости, царящей среди военных, о смерти и боли - все это память, напоминающая о себе как незаживающая рана.

Репортажность - свойство новой прозы, где характерно иное восприятие речи «я»-персонажа, внутреннее напряжение которого свидетельствует о состоянии автора, об изменении его состояния. Так можно охарактеризовать хронику спортивного сплава «Здравствуй, батюшка Кантегир!» Владимира Балашова и эссе «Горные лыжи по-саянски» Виктора Кириченко, которые помещены в сборник «Медвежья кровь или экстрим по-саянски» (2002). У авторов сборника разная литературная известность. Сборник открывает рассказ «Медвежья кровь» Виктора Астафьева - известного российского писателя. В своем рассказе В.Астафьев делится впечатлениями, полученными от поездки в верховья реки Малый Абакан. Владимир Балашов известен в Хакасии и Красноярском крае как автор книги «Приди ко мне в туман» (1995). Имя Виктора Кириченко в литературных кругах Хакасии новое. Сборник содержит интересную информацию о республике: о климатических условиях, природных ресурсах.

Писатели поднимают актуальные проблемы, связанные с экологическим состоянием природы Хакасии. О взаимоотношениях современного человека с природой пишет в хронике «Здравствуй, батюшка Кантегир!» В. Балашов. В ней сочетаются азарт, риск, восторг от увиденной красоты и в то же время боль от утраченного. Автор призывает сохранить первозданную красоту для потомков, хотя бы то, что осталось, «не потому ли после общения с нетронутой природой становимся мы чище, добрее и красивее?» [9, с. 47]. К проблеме экологии писатель обращался и в ранних своих произведениях, в частности, в повести «Шаман-дерево» (1986). В ней он рассказывает о том, как в результате строительства СаяноШушенского ГЭС под воду ушли: тайга, памятники культуры, произошли серьезные изменения во флоре и фауне Хакасии. Все это богатство отдано в жертву технического прогресса.

Современная региональная литература Хакасии призвана «воспитывать в читателях то, что называется чувством малой родины» [10, с. 104]. Национальным духом Хакасии проникнуты произведения В. Балашова (повесть «Шаман-дерево», рассказ «Наваждение» (2000), Валерия Полежаева (рассказ «Горные мифы»). С особой любовью пишет о своей малой родине - приенисейском севере Генрих Батц. Для Г. Батца природа - это общий дом, в котором живут все люди. У этого писателя особые отношения с природой. Вся жизнь Г. Батца была напрямую связана с природой. С большим восторгом он описывает природу севера в своих охотничьих рассказах из книги «Большой аргиш». В защиту природы он выступает в рассказе «Хищники» и в повести «Твой дом». Хищники - так называет Г. Батц людей, не знающих предела своему азарту в рыбной ловле. Старик из повести «Твой дом» объявляет войну браконьерам и сам становится жертвой.

Историческая проза по-прежнему востребована писателями. Василий Кобельков в повести «Годовой атаман» пишет

об основании Саянского острога. О событиях гражданской войны на территории Хакасии рассказано в повести Владимира Балашова «Чужая вера». И самое крупное по жанру произведение - 2-х томный роман Генриха Батца «Водоворот» -посвящен истории Туруханского района Красноярского края в годы гражданской войны и революции. Антивоенная направленность прослеживается в повестях Г. Батца «Северная робинзонада» и «Письма в никуда». О жертвах политических репрессий сталинского режима он пишет в повести «Из века в век».

О том, как живут современные обитатели провинциальных городов, сел и деревень, повествуют Владимир Балашов (рассказ «Зареченские аборигены»), Генрих Батц (новелла-памфлет «Где Макар телят не пас»). Авторы с любовью рисуют образы героев, живущих по законам традиционной нравственности. В их произведениях социальная острота и аналитичность соединяются со стремлением к глубокому философскому осмыслению жизни. Алексей Козловский в своих прозаических книгах («Зеркало», «По кругу любви и печали», «Фикус Бенджамина») выступает как «писатель - психолог, отлично знающий и тонко чувствующий душу человека» (Л. Макарова, редактор книги А.Д. Козловского «Фикус Бенджамина»). Фикус - символ благополучия и богатства, к которому стремится молодая пара из провинциального городка.

Тема любви никогда не потеряет своей актуальности. Любовь, граничащая с роком, со смертью, покрытая вечной тайной - с такой стороны она показана в романе-хронике «Торг Сивиллы» Генриха Батца, в новеллах «В любви есть привкус смерти» Валерия Полежаева, в повести «Приди ко мне в туман» Владимира Балашова. В несколько другом ракурсе освещает эту тему Лариса Катаева в эпистолярной повести «Зеленая вьюга» (1975-1980). Юная Инна Травина -главная героиня повести, та, к которой обращены слова любви друзей, подруги, возлюбленного и наставника, - остается “за кадром”. Повесть насквозь “пропитана” лирикой: поэтично название повести, во-вторых, авторы писем постоянно цитируют стихотворения разных поэтов (Тютчева, Рильке,

А. Толстого и др.), а иногда и свои. В начале каждой главы рефреном звучат слова: «каждый увядший пожелтевший лист отзывается трепетом в ее сердце, воспоминанием того времени, когда им было по семнадцать-восемнадцать лет...». Излюбленный жанр Л. Катаевой - новелла. Ее новеллы «хороши тонким художественным письмом, объемным психологическим рисунком характера, естественным подлинно народным языком» (Михаил Воронецкий (Кузькин), член Союза писателей СССР. Калуга. 1989.). Сюжеты ее новелл привлекают своей простотой, искренностью, гуманностью.

Русская проза Хакасии претерпела серьезные изменения. Начало развития русской прозы в Хакасии положил этнографический очерк, затем его сменил очерк, в котором освещались проблемы экономического, социального и культурного преобразования жизни. Русская литература Хакасии развивалась в рамках общероссийской сибирской литературы, в тесной взаимосвязи с хакасским фольклором и литературой. Произведения русских прозаиков Хакасии отличаются следующими особенностями: обращением к истории Хакасии, воспитанием или формированием чувства малой родины, развитием местных культурных и этнографических традиций, выражением тревоги о состоянии родной природы, экологии региона.

Современные писатели в своих произведениях стремятся к прямому выражению мыслей, интонации страстной проповеди, открытого предостережения, вызванные остротой и сложностью стоящих перед обществом проблем - все это является одной из характерных особенностей литературы последних десятилетий.

Библиографический список

1. Беляев, А.П. Воспоминания декабриста о пережитом и перечувствованном / А.П. Беляев. - Красноярск: Кн. Изд-во, 1990.

2. Антошин, К.Ф. Русские писатели о Хакасии I сост. К.Ф. Антошин, И.И. Пантелеев, П.А. Трояков. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1958.

3. Белоконский, И.П. Дань времени. Воспоминания. - М.: Изд-во Политкаржан, 1928.

4. Бондарев, Т.М. Трудолюбие и тунеядство, или торжество земледельца (рукопись для Г.И. Успенского). - Центральный гос. архив литературы и искусства. Фонд Бондарева. Единица хранения 125б I 44, лист 1-20.

5. Плюхин, В.И. Проблема инонационального характера в русской очерковой прозе Южной Сибири [Текст] I В.И. Плюхин II Ежегодник Института Саяно-алтайской тюркологии ХГУ им. Н.Ф. Катанова. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1997. - Вып 1.

6. Кошелева, А.Л. Историко-революционная тема и ее решение в романах Ахпашева, Н. Предназначение II Абакан литературный. - 1999. - № 2.

7. Абельтин, Э.А. О творчестве С. Пестунова II Вопросы развития хакасской литературы. - Абакан, 1990.

8. Кукулин, И. Про мое прошлое и настоящее: Современная русская проза II Знамя. - 2000. - №10.

9. Медвежья кровь I сост. В. Балашов. - Абакан, 2002.

10. М. Воронецкого «На крутых берегах Енисея», «Укрой, тайга» II Вопросы развития хакасской литературы. - Абакан, 1990.

Статья поступила в редакцию 21.08.09

УДК 820I89; 82(100)

И.Н. Кошелева, ст. преподаватель БПГУ им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: mnko@mail.ru

МИФОЛОГИЯ ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ В.А. ЖУКОВСКОГО И М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

Статья посвящена проблеме трансформации символов космогонических мифов (вода, огонь, воздух, земля) в индивидуальном авторском сознании и включенности «Я» в картину мира Жуковского и Лермонтова. Определены разные типы мифологизации, актуализированные в эпоху романтизма.

Ключевые слова: символ, архетип, космогонический миф, природные стихии, эпоха, романтическая личность, трансформация.

На определенных стадиях развития общества происходит процесс переструктуризации ценностно значимых конструкций. Этот процесс актуализируется и в случае с интерпретациями известных символов космогонических мифов: анализ (космологический, провиденциальный) нового содержания, как правило, становится условием переосмысления базовых нормативных значений. В рамках статьи мы ограничимся анализом процесса трансформации символов космогонических мифов (огонь, вода, воздух, земля) в индивидуальном авторском тексте и интерпретацией образа «Я» в мире

В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова.

Применительно к эпохе, которой принадлежат поэты, важно учитывать положение, согласно которому индивидуальность образа романтической личности, исключительной уже в силу своей изначальной природы, определяет степень индивидуализации создаваемой картины мира. Противоположности между характерами и творчеством в период кардинальной трансформации ценностей становятся ярче и определеннее сходства. Как справедливо отметил Л.Д. Гудков, акцентированное внимание «к субъекту, определяющему нормы социального взаимодействия, (...) позволяет установить характер синтезирования новых, ситуативно определенных значений (...), поскольку процесс семантического синтезирования осуществляется не механическим сочленением нейтральных и общих предметных значений, а обусловлен формами модального (авторского) отношения к ним, силой принудительности культурных норм оперирования со временем, пространственными, моральными и прочими представлениями» [1, с. 383].

Общеизвестно, что Лермонтов многому учился у Жуковского. Поэтов сближала экзотика описаний, богатство ритмики, языковая экспрессия, они едины в своем интересе к неведомому, невыразимому, их произведения насыщены символами космогонических мифов, такими как вода, огонь, воздух, земля. Их объединяли обстоятельства, при которых они развивались (образы и идеи эпохи), вместе с тем, развитие, миропонимание, мировоззренческие позиции были различны, по мере становления М.Ю. Лермонтова связь между их мирами становится все более опосредованной, а расхождения все более значительными.

Жуковский идеал свой видел в гармонии с миром, природой, обществом: Там счастье, друг! туда! туда! / Мечта зовет! там сердцем я всегда! / Гора там есть с заоблачной тропой! / В туманах мул там путь находит свой; /Драконы там мутят ночную мглу; /Летит скала и воды на скалу!... Лермонтов «бежал» от покоя и умиротворения: Я жить хочу! Хочу печали /Любви и счастию назло /(...) Что без страданий жизнь поэта? /И что без бури океан?

С нашей точки зрения, соотношение между первобытной мифологией, к которой вспыхнул интерес в эпоху романтизма, и индивидуально-авторской мифологией помогает выявить и объяснить своеобразие авторской концепции бытия, определить место каждого в литературном процессе.

Анализ материалов «Мифологического словаря» под редакцией Е.М. Мелетинского, «Словаря символов»

Х.Э. Керлота позволяет определить фундаментальные символические значения понятий «вода», «огонь», «земля», «воздух»: каждый космогонический элемент является одновременно символом Рождения, Смерти и Жизни. При этом Рождение и Смерть, с точки зрения мифологического сознания, тождественны друг другу. Если все семы соотнести друг с другом, то окажется, что общий для всех них смысловой компонент - исходное состояние всего сущего, основа и источник материального существования и, одновременно, нейтральность. В частности, вода, воплощающая Предвечные Воды Бездны (первородный Xаос), называлась древними бесчувственной, поскольку вмещала в себя все элементы в их рудиментарном и недифференцированном состоянии.

В произведениях В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова выделяется целый ряд общих сем, восходящих к мифу: вода как эквивалент первозданного Xаоса («Подробный отчет о луне» Жуковского, «К гению» Лермонтова), символ неизведанного, непонятного и опасного («Пловец» Жуковского, «Баллада», «Атаман» Лермонтова), символ жизни («Море» Жуковского, «Челнок» Лермонтова), символ смерти («До-ника» Жуковского, «Ночь.П» Лермонтова), символ истинной силы («Песня» (Отнимает наши радости..) Жуковского, «Дары Терека» Лермонтова), символ превращения, преображения («Гаральд» Жуковского, «Незабудка» Лермонтова) поглощения, исчезновения и забвения («Мщение» Жуковского, «Ты помнишь ли, как мы с тобою...» Лермонтова); огонь как символ рождения («К Гете» Жуковского, «Молитва» Лермонтова); кроме того, можно говорить об актуализации таких сем: огонь как символ опасности («Гроза» Лермонтова); вода как субстанция, воплощающая иллюзии («Чаша жизни» Лермонтова); вода как начало и финал всех вещей («Поток» Лермонтова); огонь как символ защиты («Деревенский сторож в полночь» Жуковского) и пр.

Перечисленные семы, безусловно, обрастают новыми смыслами, преломляясь через индивидуально-авторское сознание. Символ стремится к самораскрытию. Если в космогоническом мифе он был свободен от социального и цивилизационного начал, то в творчестве романтиков природные стихии синтезированы с культурой и социальной жизнью. Под воздействием известных событий (заключение Наполеона на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.