Научная статья на тему 'Тенденции развития российского рынка информационно-коммуникационных технологий в современных условиях'

Тенденции развития российского рынка информационно-коммуникационных технологий в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1130
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-коммуникационные технологии / ИТ-услуги / рынок / управление персоналом / удаленная работа / виртуальный офис / Information and communications technology / IT services / market / human resources / remote operations / virtual office

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. А. Михайлов, В. И. Федулов

Статья посвящена тенденциям развития российского рынка ИКТ. Рассмотрены факторы, отрицательно повлиявшие на показатели эффективности российских компаний в сочетании с практикой использования механизмов, основанных на информационных технологиях: санкционное давление, волатильность на энергетических рынках, covid-кризис. Особое внимание уделяется специфики рынка ИТ-услуг в условиях введения режима самоизоляции. Переход организаций на режим дистанционного функционирования, вызванный пандемией коронавируса, повысил интерес исследователей и менеджмента к развитию офисных услуг коллективного пользования, которые позволяют сотрудникам эффективно выполнять обязанности удаленно, при помощи сети Интернет. Совокупность подобных услуг известна в литературе под общим названием «виртуальный офис». К преимуществам использования виртуальных офисов относят возможности оптимизации кадрового состава организации, экономию времени и пространства, расширенное поле для удаленной работы и т.д. К недостаткам виртуальных офисов обычно относят сложность государственного регулирования и кибер-угрозы, связанные с мошенничеством и кражей данных. При всей значительности данных вызовов, положительное влияние подобной практики перевешивает негативные явления. Незащищенность цифрового пространства лишний раз подчеркивает необходимость партнерства частного сектора и государственных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN MARKET OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN MODERN CONDITIONS

The article is devoted to the tendencies of development of the Russian ICT market. Factors that negatively affected the efficiency indicators of Russian companies in combination with the practice of using mechanisms based on information technologies: sanctions pressure, volatility in energy markets, covid crisis are considered. Special attention is paid to the specifics of the IT services market in the context of the introduction of the self-isolation regime. The transition of organizations to the remote functioning mode caused by the coronavirus pandemic has increased the interest of researchers and management in the development of office services of collective use, which allow employees to effectively perform duties remotely, through the Internet. The body of such services is known in the literature under the common name "virtual office." The advantages of using virtual offices include opportunities to optimize the staff of the organization, saving time and space, extended field for remote work, etc. The disadvantages of virtual offices usually include the complexity of government regulation and cyber threats related to fraud and data theft. While these challenges are significant, the positive impact of such practices outweighs negative phenomena. The insecurity of the digital space once again underscores the need for partnership between the private sector and public structures.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития российского рынка информационно-коммуникационных технологий в современных условиях»

6. Mikhaylov A.A., Fedulov V.I. Features of automation of HR-processes in Russian companies // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2020. No. 37(2). P. 194-199.

7. How recruitment is automated in Russian companies [Electronic resource]. URL: https://sergievposad.hh.ru/article/26288 (contact date: 08.05.2020).

8. Prosvirina N.V. Peculiarities of automation of personnel adaptation process in the organization/Journal of the Academy of Knowledge. - 2020. № 2 (37). Page 273-280.

9. Mikhaylov A.A., Fedulov V.I. Information technologies as a control element process of professional adaptation of young specialists at the enterprises of a space complex // Moscow Economic Journal. - 2019. - No. 2.

10. Fedulov V.I. Some aspects of the improvement of the personnel management system/Journal of the Academy of Knowledge. - 2020. № 1 (36). Page 262-268.

11. Mikhaylov A.A. Features of labor motivation of IT specialists // Natural and humanitarian studies. - 2020. - No. 28 (2). -P. 185-189.

12. Prospects of "eternal" removal after isolation: results of survey [Electronic resource]//hh.ru [site]. URL: https://sergievpo-sad.hh.ru/article/26656 (contact date: 30.04.2020.

13. Tikhonov A.I. Main tasks of Russian companies solved with the help of HR-analytics//Natural-humanitarian research. 2020. № 28 (2). Page 262-266.

14. Tikhonov A. I. (2019) Applying of employer branding system in the IT-companies' human resource management // Espacios. Т. 40. № 38. P. 23-27.

15. Tikhonov, A. I. (2019) Using of networking in staff recruitment: recommendations and referral programs. Amazonia Investiga. 8 (19), 521-528.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10263

А.А. Михайлов - доцент кафедры «Управление персоналом», к.соц.н., доцент, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), adrian7@list.ru,

A.A. Mikhaylov - Associate Professor of Department «Human Resource Management», Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Moscow Aviation Institute (National Research University);

B.И. Федулов - ассистент кафедры «Управление персоналом», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), vovanpal1@yandex.ru,

V.I. Fedulov - assistant of Department «Human Resource Management», Candidate of Technical Sciences, Moscow Aviation Institute (National Research University).

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ THE TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN MARKET OF INFORMATION AND COMMUNICATION

TECHNOLOGIES IN MODERN CONDITIONS

Аннотация. Статья посвящена тенденциям развития российского рынка ИКТ. Рассмотрены факторы, отрицательно повлиявшие на показатели эффективности российских компаний в сочетании с практикой использования механизмов, основанных на информационных технологиях: санкционное давление, волатильность на энергетических рынках, covid-кризис. Особое внимание уделяется специфики рынка ИТ-услуг в условиях введения режима самоизоляции. Переход организаций на режим дистанционного функционирования, вызванный пандемией коронавируса, повысил интерес исследователей и менеджмента к развитию офисных услуг коллективного пользования, которые позволяют сотрудникам эффективно выполнять обязанности удаленно, при помощи сети Интернет. Совокупность подобных услуг известна в литературе под общим названием «виртуальный офис». К преимуществам использования виртуальных офисов относят возможности оптимизации кадрового состава организации, экономию времени и пространства, расширенное поле для удаленной работы и т.д. К недостаткам виртуальных офисов обычно относят сложность государственного регулирования и кибер-угрозы, связанные с мошенничеством и кражей данных. При всей значительности данных вызовов, положительное влияние подобной практики перевешивает негативные явления. Незащищенность цифрового пространства лишний раз подчеркивает необходимость партнерства частного сектора и государственных структур.

Abstract. The article is devoted to the tendencies of development of the Russian ICT market. Factors that negatively affected the efficiency indicators of Russian companies in combination with the practice of using mechanisms based on information technologies: sanctions pressure, volatility in energy markets, covid crisis are considered. Special attention is paid to the specifics of the IT services market in the context of the introduction of the self-isolation regime. The transition of organizations to the remote functioning mode caused by the coronavirus pandemic has increased the interest of researchers and management in the development of office services of collective use, which allow employees to effectively perform duties remotely, through the Internet. The body of such services is known in the literature under the common name "virtual office." The advantages of using virtual offices include opportunities to optimize the staff of the organization, saving time and space, extended field for remote work, etc. The disadvantages of virtual offices usually include the complexity of government regulation and cyber threats related to fraud and data theft. While these challenges are significant, the positive impact of such practices outweighs negative phenomena. The insecurity of the digital space once again underscores the need for partnership between the private sector and public structures.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, ИТ-услуги, рынок, управление персоналом, удаленная работа, виртуальный офис.

Keywords: Information and communications technology, IT services, market, human resources, remote operations, virtual office.

Использование информационных технологий в современных компаниях представляет собой ключевой фактор совершенствования как производственного процесса в целом, так и отдельных элементов корпоративного управления. Конкурентоспособность организации напрямую зависит от степени внедрения технических инноваций и применения глобальных цифровых систем на всех уровнях внутренней среды предприятия. Для отечественных компаний потребность в новых механизмах управления и системного развития становится все более очевидной на фоне экономической трансформации и быстро меняющейся рыночной конъюнктуры. Основным источником инновационного развития организации выступают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Системная модернизация и переход к новым формам корпоративного управления невозможен без диджи-тализации, основанной на применении ИКТ. Данная группа технологических методов обуславливает внедрение большинства современных инструментов менеджмента и производства, как в промышленных отраслях, так и в сфере услуг [1].

Сейчас уже невозможно представить коммерческую структуру или государственное учреждение, не использующее ИТ-системы во внутренних процессах и при работе с клиентами. Информационные технологии для современной организации стали одним из основных средств повышения эффективности трудового процесса. В Российской Федерации наблюдается постоянный рост расходов на внедрение информационно-коммуникационных технологий. И, хотя отставание от развитых стран все ещё достаточно велико, стоит отметить, что вопросам развития ИКТ в нашей стране уделяется довольно большое внимание как со стороны государственных структур, так и со стороны частного сектора. Такой повышенный интерес объясняется взаимной выгодой от использования информационных технологий, разделенной между компаниями, населением и правительством (рис. 1).

Компании

Население

Государственные институты

Занятость

Участие

Эффективность

Капитал

Ключевые показатели

Потенциал госсектора

Инновации

Конкуренция

Уровень доходов

Открытость системы

Рисунок 1 - Воздействие ИКТ на бизнес, население и государственные институты[2]

В конце 2019 г. максимальное количество ИТ-проектов наблюдалось в следующих сегментах: Fintech (финансовые информационные продукты), Edtech (дистанционные образовательные платформы), Adtech (решения в области продвижения товаров и услуг онлайн и анализа потребительского спроса), а также в автомобильной промышленности. Широкое распространение имело создание стартапов, ориентированных на западный ры-нок[3]. В 2019 г. максимальный средний уровень заработной платы наблюдался в специализации Machine Learning - 172 тыс. рублей. Остальные специализации в среднем оплачивались значительно ниже: Data Science -130 тыс. рублей, Blockchain - 127 тыс. рублей, Data Analyst - 110 тыс. рублей. Если рассматривать заработную плату молодых ИТ-специалистов с точки зрения профессиональных областей, то максимальная заработная плата

в 2019 г. в среднем по России наблюдалась у разработчиков программного обеспечения - 93,5 тыс. рублей. Далее следовали: администраторы баз данных - 78 тыс. рублей; специалисты по ИТ-консалтингу - 77 тыс. рублей[4].

Российский рынок ИТ-услуг стимулируется государственной поддержкой в виде различных госсубсидий. Стремительное распространение информационных технологий сопровождается также нормативно-правовым обеспечением, которое, в свою очередь, оказывает определенное влияние на рынок труда. Среди нормативно-правовых актов федерального уровня можно выделить:

1. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество". Программа направлена на повышение качества жизни и работы граждан, улучшение условий деятельности организаций, развитие экономического потенциала страны на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

2. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации". Целями программы является: создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации; создание условий для создания и развития высокотехнологических бизнесов; повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики РФ, так и экономики в целом.

3. Распоряжение Правительства РФ от 14.08.2019 N 1797-р «Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года». Целью документа является создание условий для обеспечения устойчивых высоких темпов роста экспорта услуг (в т.ч. и в сфере информационно-коммуникационных технологий).

4. Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде». Данный закон регламентирует введение в России электронных трудовых книжек.

5. Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. N 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации». Утверждена стратегия развития искусственного интеллекта (ИИ) до 2030 г.

Среди тенденций отечественного рынка ИТ-услуг следует отметить выход на него дочерних структур крупных компаний. Происходит консолидация рынка под эгидой крупных государственных компаний. Отмечается существенный спрос на импортозамещение - заказчики зачастую ориентированы на разработку приложений на базе отечественных платформ (например - 1С или Террасофт). Также растет спрос на облачные технологии. Среди крупнейших игроков отечественного рынка ИТ-услуг следует выделить, в первую очередь: Epam, Ланит, Ростелеком, Газпром Автоматизация, Крок, Ай-Теко.

Следует также отметить, что самым перспективным направлением развития российского рынка ИТ-услуг может стать - экспорт ИКТ услуг. Под ИКТ-услугами понимаются телекоммуникационные, компьютерные и информационные сервисы. Согласно прогнозу Министерства экономического развития России, среднегодовые темпы прироста экспорта услуг в сфере ИКТ в 2018-2025 гг. составит 12,3%, причем объем зарубежных продаж ИКТ-услуг в 2025 г. достигнет $12,15 млрд. Ожидается, что к 2025 г. сфера ИКТ-услуг вырастет с 8,1% до 11,1% в общем объеме российского экспорта услуг. Прогнозируемые среднегодовые темпы прироста экспорта услуг в сфере ИКТ в 2018-2025 гг. составляют 12,3%. Объем зарубежных продаж телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг в 2025 г. должен составить $12,15 млрд, из них поставки телеком-услуг - $2,91 млрд, компьютерных услуг - $8,96 млрд, информационных услуг - $0,28 млрд[5]. Наиболее перспективным отечественным экспортным кластером считается российская индустрия программного обеспечения. Экспорт отечественных ИКТ-услуг ориентирован, прежде всего, на такие страны, как: США, Великобритания, Германия, Ирландия, Нидерланды, Кипр, Швейцария, Франция, Испания.

ИТ-услуги зачастую предполагают удаленную работу и, в этой связи, в ИТ-сфере широко распространен фриланс. Согласно данным исследований Оксвордского института интернета - среди стран-лидеров по количеству программистов-фрилансеров в 2019 г. первое место занимала Индия (34%), второе место - Бангладеш (16%). На Россию приходилось около 1% от всех программистов-фрилансеров в мире.

В сфере ИТ-услуг широкое распространение имеет аутсорсинг и аутстаффинг. В современной России аутсорсинг и атстаффинг стал развиваться после перехода от плановой экономики к рыночной. Долгое время развитие происходило стихийно без правового регулирования. В этой связи, рост рынка данных услуг был достаточно низким по сравнению с иностранными показателями. Однако с принятием законодательной базы аутстаффинга ситуация существенно изменилась: повысился уровень защиты прав работников, с рынка ушли сомнительные фирмы[6]. Широкое распространения аутсосинга и аутстаффинга в ИТ-сфере обусловлено, прежде всего тем, что ускоряющаяся цифровизация всех видов бизнеса, а также стремление компаний минимизировать затраты на ИТ -инфраструктуру. В организациях с небольшим штатом ИТ -специалистов практикуется так называемая проактивная техническая поддержка. Это тип сервиса, позволяющий учитывать уровень мониторинга и число обслуживаемых систем. Цена устанавливается за каждый «юнит», состоящий состоит из операционной системы, базы данных и бизнес-приложения. Организации с большим числом баз данных (ценообразование с учетом юнитов является невыгодной) пользуются традиционным сервисом, где в область охвата услуги входят все необходимые работы, и оплата осуществляется по принципу T&M (time and material). Крупнейшими российскими компаниями, предоставляющих услуги ИТ-аутсорсинга являются: "Ланит", "Инфосистемы Джет", "Ай-Теко", "Крок". В ИТ-сфере также часто используется инсорсинг. Многие компании развивают собственные ресурсные центры, а нехватку каких-либо ИТ-услуг приобретают посредством аутстафинговых моделей [1]. Ин-

сорсинг широко распространен среди крупных промышленных компаний. Промышленные предприятия стараются обеспечить эффективность бизнеса и амортизацию оборудования вне зависимости от изменений как внешнего, так и внутреннего характера. Данные задачи можно решить за счет применения решений на базе технологий промышленного интернета вещей (11оТ), искусственного интеллекта, а также машинного обучения. Инсорсинго-вым ИТ-подразделениям крупных промышленных предприятий зачастую передаются задачи по автоматизации производственных процессов. За счет этого существенно повышается рост эффективности производства, а также повышается доступность и эффективность технологий в целом. Т.е. собственные ИТ-подразделения становятся источниками существенной прибыли.

С начала текущего десятилетия Российская Федерация столкнулась с рядом ранее не формализованных вызовов и угроз. Относительно легко перенеся мировой финансовый кризис 2008 года, отечественная экономика подверглась негативному влиянию череды негативных внешних факторов, что выявило острую потребность в оптимизации и совершенствовании как системы в целом, так и отдельных рыночных акторов. Согласно исследованиям и прогнозам специалистов, именно информационно-коммуникационные технологии представляют собой основной драйвер экономического развития. Их внедрение способно переломить деструктивные тенденции и перейти к устойчивому экономическому росту. Рассмотрим факторы, отрицательно повлиявшие на показатели эффективности российских компаний в сочетании с практикой использования механизмов, основанных на информационных технологиях.

Санкционное давление. В наши дни практически все сферы экономической жизни тесно связаны с процессами глобализации и международной интеграции. Российская Федерация, являясь быстро развивающейся страной, сильно зависит от своего положения в мировой финансовой системе. Введенный в 2014 году зарубежными государствами пакет санкций стал одной из причин снижения реальных доходов населения и замедлений темпов роста отечественной экономики. Санкционное противостояние не могло не затронуть российские компании. В первую очередь, ограничения распространяются на следующие сферы:

• нефтегазовый сегмент;

• банковская отрасль;

• оборонно-промышленный комплекс;

• атомная энергетика.

Все перечисленные отрасли являются стратегически значимыми для экономики РФ. В большинстве данных сфер (исключение - банковский сектор) определяющую роль играют государственные корпорации - некоммерческие организации, учреждаемые Российской Федерацией и ставящие своей основной целью защиту экономических интересов государства и общества. Положительно проявив себя в частном секторе, ИТ-модернизация привлекла внимание руководства крупных промышленных предприятий. Внедрение ИКТ в производственный процесс и кадровую политику значительно трансформирует классическую управленческую парадигму, затрагивая индустриально-инновационный кластер и находя применение в деятельности госкомпаний. Роль сложноструктурированных производственных единиц с широким государственным участием обретает огромную значимость в условиях растущей геополитической напряженности. Именно государственные корпорации определяют темпы роста национальной экономики, представляя собой драйвер комплексного развития. Содействуя упомянутой выше национальной программе «Цифровая экономика», ряд государственных компаний активно внедряет ИКТ—механизмы в производственный и трудовой процесс, а также в сферу кадровой политики. Наиболее распространенными практиками цифровой модернизации в российских госкомпаниях являются:

• Формирование собственных ИТ-стратегий. Подобные документы включают в себя перечень мероприятий на базе информационных технологий, которые госкорпорация планирует притворить в жизнь. Более иных, себя положительно зарекомендовали в качестве эффективных такие инновационные проекты, как Big Data, робототехника и искусственный интеллект. Широкое распространение ИТ-стратегии получили в отечественном энергетическом секторе.

• Создание дочерних компаний, специализирующихся на информационно-коммуникационных технологиях. Свое существование такие хозяйственные общества обуславливают необходимостью наличия единых центров компетенции, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сфере ИТ и обеспечивающих кибе-рбезопасность основной корпорации. Особенно в подобных вспомогательных организациях нуждаются предприятия, занятые в производстве высокотехнологичного оборудования.

• Импортозамещение наукоемкого программного обеспечения. Госкомпании активно занимаются созданием отечественного ПО и формированием «дорожных карт» дальнейшей разработки цифровых проектов. Большой популярностью такие технологии пользуются в компаниях, занимающихся добычей полезных ископаемых. Так, с 2017 года российское программное обеспечение используется для геологического сопровождения бурения скважин, решения задач управления разработкой месторождений, моделирования гидроразрыва пласта и т.д [7].

Коммерческий сектор также косвенно пострадал от санкционного давления. Основными угрозами для частных предприятий стал отток иностранного капитала, повышение цен на потребительском рынке и снижение реальных доходов населения. Тем не менее, именно отечественный бизнес и, в первую очередь, сфера услуг, стали пионерами использования ИКТ во внутреннем менеджменте и работе с клиентами. Зачастую, источником инноваций для российских компаний становится успешный пример иностранных предприятий, внедряющих

цифровые технологии. Такие стратегически важные для национальной экономики меры, как разработка собственного программного обеспечения, инновационное развитие рыночной деятельности и совершенствование внутриорганизационной кадровой политики, впервые были применены на практике российскими коммерческими организациями, которые были вынуждены подстраиваться под резкие изменения внешней среды. Это указывает на необходимость кооперации правительственных институтов и бизнеса, а также поддержки частного сектора и снижения государственного вмешательства в коммерческий сегмент экономики.

Следуя наиболее распространенным направлениям отечественной и зарубежной теории менеджмента и практики руководства организациями, можно выделить три максимально значимых группы методов, при осуществлении которых задача цифровой модернизации стоит особенно остро:

1. Координация бизнеса и ИТ. Интеграция ИКТ в коммерческий сектор складывается из методологии оценки частной инициативы (Business Assessment), процесса управления поведением клиентов (Customer Management) и разработки цифровых стратегий (IT Strategy Development). В совокупности, данные механизмы определяют потребности бизнеса и возможность их удовлетворения за счет внедрения информационных технологий, позволяют предвосхищать и своевременно реагировать на запросы покупателя, а также координировать организационную стратегию, ориентированную на работу с клиентами, и планирование цифровых услуг. Все вместе это способствует повышению эффективности деятельности компании.

2. Обучение и адаптация персонала. Программа цифрового обучения сотрудников, помимо освоения необходимых навыков и повышения квалификации, решает также иные задачи организационного менеджмента, такие, как привитие чувства лояльности миссии компании, снижение временных издержек в процессе адаптации и повышение уровня персональной мотивации к выполнению рабочих обязанностей. Подобные модели ИТ-обучения должны разрабатываться в соответствии с целями организации. Также руководству стоит уделять внимание оценке результатов, которая складывается из выявления полученных знаний, общего соответствия трудового поведения стандартам корпоративной культуры и влиянию полученных навыков на функционирование организации в целом.

3. Мониторинг условий труда. Представляя собой комплексное непрерывное наблюдение за производственным процессом, реализация данной функции требует использования инновационных технологических средств. Помимо необходимости применения цифровых систем, мониторинг также тесно связан с состоянием морально-психологического климатом внутренней среды и степенью распространения в ней корпоративной культуры [8].

Волатильность на энергетических рынках. Задача восстановления экономического роста, ограниченность природных ресурсов и нестабильная внешнеполитическая обстановка обуславливают необходимость перехода национальной экономики от сырьевой модели к инновационной. Не смотря на некоторое снижение зависимости от колебания цен на энергоносители, российские предприятия по-прежнему вынуждены координировать свою деятельность в жёсткой взаимосвязи с нефтяными и газовыми котировками. Волатильность на энергетических рынках влияет на курс национальной валюты, отношения с потенциальными инвесторами и может стать одной из причин роста логистических издержек.

Трансформация ресурсоориентированной модели подразумевает масштабное внедрение информационно-коммуникационных технологий, как в производственный процесс, так и в управленческую практику организаций. Ряд российских государственных и частных компаний разрабатывают собственные стратегии развития, включающие в себя использование ИКТ-инструментов. Структурное цифровое обновление такого рода требует привлечения высококвалифицированных специалистов и подготовки внутреннего кадрового резерва сотрудников, способных взаимодействовать со сложными интеллектуальными системами. Кооперация между государством, бизнесом и некоммерческими промышленными акторами способна существенно урезать промежуточные издержки, неизбежно возникающие в процессе совершенствования организационной среды, подразумевающей применение высокотехнологичных механизмов.

К наиболее перспективным технологиям, оказывающим влияние на HR-сферу современных компаний в России и мире, следует отнести искусственный интеллект и блокчейн. Адаптация подобных элементов для HR-процессов обладает высоким потенциалом внедрения и способностью существенно повысить эффективность менеджмента организации.

Искусственный интеллект, являясь амбициозной технической разработкой, представляет особый интерес для HR-сферы. В частности, с помощью ИИ возможно значительно усовершенствовать процесс найма и отбора персонала. Это происходит, в первую очередь, за счет автоматизированного мониторинга анкет потенциальных работников и создания списков кандидатов, максимально соответствующих должностным требованиям занимаемой позиции. Кроме того, искусственный интеллект может формировать перечень рекомендаций, используя технологии математического прогнозирования. Данная практика направлена на снижение финансовых и временных затрат менеджментом предприятия. Среди недостатков использования ИИ, чаще всего выделяют отсутствие у сложных диджитализированных систем этических характеристик, необходимых в кадровой работе.

Блокчейн - непрерывная цепь связных блоков, содержащих закодированную информацию. Подобная ИКТ-система может быть крайне полезна в HR-менеджменте. Эту технологию чаще всего используют в цепочках поставок и платежных системах, но, также, блокчейн может быть внедрен при создании оптимизированных записей о профессиональном уровне сотрудника, его образовании и результатах персональной деятельности. Блок-чейн представляет собой распределенный регистр. Он содержит информационные данные об изменениях по всей

цепи. Таким образом, использование данной технологии повышает уровень защиты от кражи личной информации сотрудников, обеспечивая кибербезопасность предприятия в целом [10].

Применение этих и других инноваций в кадровом менеджменте и при решении производственных задач является драйвером ИТ-трансформации отдельных организаций. Такие компании представляют собой «точки роста», за которыми подтягивается весь комплекс социально-экономических единиц, занятых на рынке. Государственная поддержка организаций, активно использующих высокие технологии, ИКТ и цифровые системы способствует достижению поставленной цели - перехода на инновационную модель развития.

Covid-кризис. Быстрое распространение коронавируса по планете стало настоящим ударом для мировой экономики. Сфера услуг и иные коммерческие сегменты, ориентированные на прямую работу с клиентами, более всего пострадали от введенных ограничений, таких, как режим самоизоляции и закрытие границ стран и регионов. Covid-кризис стал толчком для развития инструментов удаленной работы, существенно меняя процесс функционирования многих фирм и компаний. Необходимость дистанционного контроля ставит новые задачи перед менеджментом. Возрастает роль цифровых технологий, которые из необязательного элемента превращаются в неотъемлемое условие существования предприятия.

Корона-кризис актуализировал ряд уже зарекомендовавших себя инновационных технологий, которые используются в различных рыночных нишах. В первую очередь, это касается служб доставки товаров на дом. Многие из этих организаций, примерно, с начала текущей декады, применяли роботизированные курьерские тех-средства - беспилотные дроны. Большинство предлагаемых решений подобного рода на сегодняшний день заключается в использовании коптера, доставляющего контейнер, который крепится непосредственно к самому летательному аппарату. Использование дронов может быть полезно и в HR-управлении - прежде всего, при реализации функции мониторинга условий труда и производственного процесса. Но гораздо более полезны для кадрового менеджмента технологии, интегрирующие элементы систем дополненной реальности. Несмотря на то, что механизмы виртуальной реальности находятся на начальных этапах внедрения в кадровый менеджмент, некоторые \гЯ-модели уже сейчас используются в процессе обучения и адаптации новых сотрудников.

Корона-кризис также привел к резкому скачку развития рынка технологий онлайн-общения. Особенно ярко это наблюдается в сфере образования, поскольку режим самоизоляции привел к необходимости осуществления учебного процесса в дистанционном режиме.

Переход организаций на режим дистанционного функционирования, вызванный пандемией коронави-руса, повысил интерес исследователей и менеджмента к развитию офисных услуг коллективного пользования, которые позволяют сотрудникам эффективно выполнять обязанности удаленно, при помощи сети Интернет. Совокупность подобных услуг известна в литературе под общим названием «виртуальный офис». Сам термин известен с конца 1970-х годов - тогда под этим названием подразумевались адреса и каналы для получения и отправки информационных сообщений. С тех пор, понятие «виртуальный офис» постепенно вобрало в себя ряд других внутриорганизационных услуг, среди которых:

• веб-хостинг;

• размещение данных на сервере компании;

• использование роботизированных секретарей (автодозвон, автоответчик, электронная рассылка);

• проведение интернет-конференций;

• внутренние социальные сети;

• электронная бухгалтерия;

• защищенные каналы доступа;

• аутсорсинговые услуги и иные ИКТ-системы.

К преимуществам использования виртуальных офисов относят возможности оптимизации кадрового состава организации, экономию времени и пространства, что снижает траты на аренду помещений, расширенное поле для удаленной работы, упрощение регистрации юридического лица и увеличение спектра бизнес-услуг, за счет повышения квалификации технического персонала (Рис.2).

Портфель заказов

Инновационные организации

Производственная организация/ Проектная компания

Поставщики

Посредники

4

Готовая

продукция

Рис. 2 Упрощенная схема виртуального офиса

К недостаткам виртуальных офисов обычно относят сложность государственного регулирования и ки-бер-угрозы, связанные с мошенничеством и кражей данных. При всей значительности данных вызовов, положительное влияние подобной практики перевешивает негативные явления. Некоторая незащищенность цифрового пространства лишний раз подчеркивает необходимость партнерства частного сектора и государственных структур. Усиление данного сотрудничества будет способствовать росту российского рынка ИКТ.

Источники:

1. Михайлов А.А. Особенности мотивации труда ИТ-специалистов // Естественно-гуманитарные исследования. -2020. - №28(2). С. 185-189.

2. Доклад о мировом развитии «Цифровые Дивиденды» [Электронный ресурс] // Международный банк реконструкции и развития. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/224721467988878739/pdf/102724-WDR-WDR20160verview-RUSSLAN-WebRes-Box-394840B-0U0-9.pdf (дата обращения: 15.04.2020)

3. Из-за кадрового голода зарплаты ИТ-шников в России стабильно растут на 5-10% в год [Электронный ресурс]. URL: https://www.cnews.ru/news/top/2020-01-29_izza_kadrovogo_goloda_zarplaty (дата обращения: 22.02.2020).

4. Новые тенденции на рынке труда молодых специалистов в 2019 году [Электронный ресурс] // hh.ru [сайт]. URL: https://hh.ru/article/26004 (дата обращения: 22.02.2020)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Распоряжение Правительства РФ от 14.08.2019 N 1797-р «Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года» (вместе с "Планом мероприятий по реализации Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года"). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_331686/ (дата обращения: 22.02.2020).

6. Михайлов А.А., Тихонов А.И., Дегтярев Б.А. Аутсорсинг и аутстаффинг персонала в современной России: состояние и перспективы // Московский экономический журнал. - 2018. - №4.

7. Федулов В.И. Некоторые аспекты совершенствования системы управления персоналом // Вестник академии знаний. - 2020. № 1 (36).

8. Михайлов А.А., Федулов В.И. Информационные технологии как элемент управления процессом профессиональной адаптации молодых специалистов на предприятиях аэрокосмического комплекса // Московский экономический журнал. - 2019. - №2.

9. Михайлов А.А., Федулов В.И. Особенности автоматизации HR-процессов в российских компаниях // Вестник академии знаний. - 2020. № 37(2). С. 194-199.

10. Назаренко А.Б., Семина А.П. Практические задачи и риски при переходе на электронные трудовые книжки в РФ// Вестник академии знаний. - 2020. № 37(2). С. 212-217.

11. Просвирина Н.В. Особенности автоматизации процесса адаптации персонала в организации // Вестник академии знаний. - 2020. № 37(2). С. 273-279.

12. Просвирина Н.В. Внедрение инструментов геймификации в управлении персоналом организации // Вестник академии знаний. - 2020. № 37(2). С. 280-285.

13. Семина А.П. Использование социального рекрутинга в HR-маркетинге // Вестник академии знаний. - 2020. № 37(2). С. 286-292.

14. Авдеева И.Л. Современный анализ и перспективы развития цифровых технологий в промышленных экономических системах / И.Л. Авдеева, А.С. Цысов // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 28 (2). - С. 24-30.

15. Тихонов А.И. Основные задачи Российских компаний, решаемые с помощью HR-аналитики / А.И. Тихонов // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 28 (2). - С. 262-266.

16. Чернова О.А. Цифровые трансформации в промышленности как фактор экономического роста // О.А. Чернова, А.И. Дарении // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 27 (1). - С. 222-227.

17. Kraev V.M., Tikhonov A.I. Modern recruitment approaches in personnel selection // Espacios. 2020. Vol. 41 (№12). P. 12.

18. Tikhonov A.I. Applying of employer branding system in the IT-companies' human resource management // Espacios. 2019. Т. 40. № 38. P. 23.

19. Tikhonov A.I. Corporate training programs in Russian and foreign companies: impact on staff and time challenges // International Journal of Higher Education. 2020. Vol. 9, No. 3. P. 183-189.

References:

1. Mikhaylov A.A. Features of labor motivation of IT specialists // Natural and humanitarian studies. - 2020. - No. 28 (2). -P. 185-189.

2. World Development Report Digital Dividends [Electronic Resource]//International Bank for Reconstruction and Development. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/224721467988878739/pdf/102724-WDR-WDR20160verview-RUSSIAN-WebRes-Box-394840B-0U0-9.pdf (contact date: 15.04.2020)

3. Due to personnel hunger, IT-shnik salaries in Russia steadily grow by 5-10% per year [Electronic resource]. URL: https://www.cnews.ru/news/top/2020-01-29_izza_kadrovogo_goloda_zarplaty (contact date: 22.02.2020).

4. New trends in the labor market of young professionals in 2019 [Electronic resource]//hh.ru [website]. URL: https://hh.ru/ar-ticle/26004 (contact date: 22.02.2020)

5. Order of the Government of the Russian Federation No. 1797-r dated 14.08.2019 "On Approval of the Strategy for the Development of Services Export until 2025" (together with the "Action Plan for the Implementation of the Strategy for the Development of Services Export until 2025"). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_331686/ (contact date: 22.02.2020).

6. Mikhaylov A.A., Tikhonov A.I., Degtiarev B.A. Outsourcing and outstaffing of employees in modern Russia: status and prospects // Moscow Economic Journal. - 2018. - No.4.

7. Fedulov V.I. Some aspects of the improvement of the personnel management system/Journal of the Academy of Knowledge. - 2020. № 1 (36).

8. Mikhaylov A.A., Fedulov V.I. Information technologies as a control element process of professional adaptation of young specialists at the enterprises of a space complex // Moscow Economic Journal. - 2019. - No. 2.

9. Mikhaylov A.A., Fedulov V.I. Features of automation of HR-processes in Russian companies // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2020. No. 37(2). P. 194-199.

10. Nazarenko A.B., Semina A.P. Prakticheskie zadachi i riski pri perekhode na e'lektronny'e trudovy'e knizhki v RF// Vestnik akademii znanij. - 2020. № 37(2). S. 212-217.

11. Prosvirina N.V. Osobennosti avtomatizaczii proczessa adaptaczii personala v organizaczii // Vestnik akademii znanij. - 2020. № 37(2). S. 273-279.

12. Prosvirina N.V. Vnedrenie instrumentov gejmifikaczii v upravlenii personalom organizaczii // Vestnik akademii znanij. -2020. № 37(2). S. 280-285.

13. Semina A.P. IspoFzovanie socziaFnogo rekrutinga v HR-marketinge // Vestnik akademii znanij. - 2020. № 37(2). S. 286292.

14. Avdeeva I.L. Modern analysis and development prospects of digital technologies in industrial economic systems / I.L. Av-deeva, A.S. Tsyssov // Natural-humanitarian studies. - 2020. - No. 28 (2). - S. 24-30.

15. Tikhonov A.I. The main tasks of Russian companies, solved with the help of HR analytics / A.I. Tikhonov // Natural-humanitarian studies. - 2020. - No. 28 (2). - S. 262-266.

16. Chernova O.A. Digital transformations in industry as a factor of economic growth // O.A. Chernova, A.I. Darenin // Natural-humanitarian studies. - 2020. - No. 27 (1). - S. 222-227.

17. Kraev V.M., Tikhonov A.I. Modern recruitment approaches in personnel selection // Espacios. 2020. Vol. 41 (№12). P. 12.

18. Tikhonov A.I. Applying of employer branding system in the IT-companies' human resource management // Espacios. 2019. Т. 40. № 38. P. 23.

19. Tikhonov A.I. Corporate training programs in Russian and foreign companies: impact on staff and time challenges // International Journal of Higher Education. 2020. Vol. 9, No. 3. P. 183-189.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10264

А.Ю. Мишурова - преподаватель бизнес-школы Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), кандидат экономических наук, irina.mishurova@gmail.com,

A. Yu. Mishurova - Lecturer, Business School, Rostov State Economic University (RINH), Ph.D.

ПЛАНИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГА НА ОСНОВЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ MARKETING PLANNING BASED ON CONSUMER PREFERENCES

Аннотация. Планирование маркетинга должно содержать ряд последовательных этапов для достижения общего результата. На первом этапе отражается общая информация о фирме и её продукции. На втором этапе проводится анализ текущей маркетинговой ситуации, сбор и анализ необходимой информации для планирования ассортиментной и ценовой политики предприятия. Третьим, этапом планирования маркетинговой деятельности фирмы является постановка целей, которые она желает достичь с конкретизацией для определённых целевых рынков и определённой продукции. Разработка стратегии маркетинга - это четвёртый этап в планировании маркетинговой деятельности фирмы. Стратегия маркетинга должна точно назвать целевые сегменты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.