Научная статья на тему 'Тенденции развития региональной социально-экономической системы бытового обслуживания (на примере Челябинской области)'

Тенденции развития региональной социально-экономической системы бытового обслуживания (на примере Челябинской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО УСЛУГ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демьянов Д. Г.

Рассмотрены эффективность деятельности хозяйствующих субъектов бытового обслуживания, зависимость достижения целей развития от качества и действенности управления в соответствии с основным принципом «учета интересов пользователей услуг», положенного в основу качественно ориентированной системы размещения бытового обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития региональной социально-экономической системы бытового обслуживания (на примере Челябинской области)»

УДК 640.2

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Д. Г.ДЕМЬЯНОВ, аспирант кафедры экономико-математических методов и моделей

E-mail: [email protected] Всероссийский заочный финансово-экономический институт, филиалвг. Челябинске

Рассмотрены эффективность деятельности хозяйствующих субъектов бытового обслуживания, зависимость достижения целей развития от качества и действенности управления в соответствии с основным принципом «учета интересов пользователей услуг», положенного в основу качественно ориентированной системы размещения бытового обслуживания.

Ключевые слова: качество услуг, качество жизни населения, малый бизнес, процессный подход, системы управления, развитие системы бытового обслуживания.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития России определяет реализацию социальной политики по поддержке качества жизни населения в виде основного вектора экономического развития.

Важнейшей тенденцией развития экономики в современном мире является повышение роли и влияния сферы услуг на динамику национальной экономики. По данным Федеральной службы государственной статистики России, на сферу услуг приходится около 64 % ВВП России и 69 % от общей численности занятых в экономике [1].

Методология исследования качества услуг как критерия качества жизни потребителей в основе имеет взаимосвязь обобщающего критерия и результата оценки качества услуги (удовлетворенности потребителей) с учетом социального, экономического и технического аспектов качества услуги. Это требует конкретизации параметров

и методов его оценки, соответствующих базовых моделей оценки удовлетворенности потребителей качеством услуги:

• динамики потребления услуг;

• качества обслуживания;

• анализа региональной дифференциации качества жизни населения на основе оценки факторов, формирующих различия уровня потребления услуг [5].

Изменения в отечественной сфере услуг обусловлены экономической неустойчивостью и турбулентностью окружающей среды, социально-культурными трансформациями в обществе и усложнением потребностей, атакже повышением требований к качеству услуг и обслуживания [1].

В основе устойчивого развития системы бытового обслуживания должны быть:

• освоение инновационных направлений;

• расширение интеграционных процессов;

• совершенствование внутрипроизводственных отношений;

• развитие инфраструктуры.

Основная роль, определяющая стабильность развития системы бытового обслуживания, отводится качеству выполненных работ и оказанных услуг.

Глубокое изменение организационных условий деятельности системы бытового обслуживания, повышение требований общества к качеству услуг, обновление технологий и стандартов услуг во многом способствуют обострению конкурентной

борьбы на рынке услуг [2].

Возможности адаптации субъектов бытового обслуживания к переменам во внешней среде наиболее реально реализуются в условиях системы стратегического поведения, которая включает процесс формирования стратегического поведения предприятий сферы услуг и основные обеспечивающие подсистемы (см. рисунок).

Автор исходит из того, что содержание стратегического поведения предприятий сферы услуг должно соответствовать содержанию стратегии инновационно-инвестиционной направленности.

Требуемый уровень соответствия стратегического поведения предприятий сферы услуг условиям высокой подвижности окружения и конкретным хозяйственным ситуациям подразумевает:

• учет цикличности экономического развития;

• постоянную поддержку инноваций;

• необходимость оценки результатов хозяйственной деятельности с точки зрения факторов экономической среды;

• необходимость оценки потенциала нематериальных аспектов;

• необходимость обновления процедур экономического мониторинга;

• повышение роли прогнозной деятельности;

• получение дополнительной информации с помощью модельных экспериментов на прогнозном фоне;

• проработку стратегического видения;

• рассмотрение каждого работника как источник стратегического преимущества;

• установление взаимосвязи системы стратегического поведения и контроля;

Стратегическое позиционирование предприятий сферы услуг

I

Совокупность взаимосвязанных реакций

Процесс формирования стратегического поведения предприятий сферы услуг

Обеспечивающие подсистемы

Организационная

Методическая

Правовая

Содержание стратегического поведения предприятий сферы услуг

• достижение равновесия между стратегическим и оперативным мышлением [1]. Наличие прямых и обратных связей процесса формирования стратегического поведения предприятий сферы услуг, безусловно, изменяет содержание, функции, принципы, цели организационной, методической, правовой, ресурсной и информационной обеспечивающих подсистем. И наоборот, качество обеспечивающих подсистем определяет качество реализации процесса формирования стратегического поведения предприятий сферы услуг. Высокая турбулентность рынка требует организации на предприятиях сферы услуг постоянного контроля за изменениями в среде. Создание и функционирование системы стратегического поведения позволяет аккумулировать факторы, противодействующие прессингу со стороны экономической среды [1].

Для получения стратегических преимуществ в перспективе и на этой основе сохранения динамического баланса со средой предприятиям сферы услуг явно недостаточно проводить оценку только текущей деятельности, хотя и исходя из факторов внешнего окружения. В условиях, когда методы производства должны непрерывно совершенствоваться, а экономическое соперничество между производителями услуг из-за невозможности удерживать технологическое превосходство длительное время становится все более ожесточенным, количественные критерии оказываются совершенно неадекватными. Выживание предприятий сферы услуг и придание им отличительного преимущества в реальной обстановке можно обеспечить только за счет так называемых нематериальных аспектов [1].

В результате исследования по данной теме, проведенного С. В. Машиной, выявлены и описаны основные проблемы формирования стратегического поведения, которые продифференцированы по следующим группам взаимосвязанных реакций, поддерживающих управление стратегическими возможностями предприятий сферы услуг:

• характеризующих организационные из-

Т

Ресурсная

Информационная

менения в системе формирования стратегического поведения;

• обеспечивающих разработку и утверждение системы планов (формализацию целей деятельности);

• обусловленных необходимостью проведения стратегического контроллинга;

• формирующих и поддерживающих необходимую мотивацию к труду [1].

Управление системой бытового обслуживания в современных условиях представляет собой сложный социально-экономический процесс, поскольку изменяется система экономических отношений по формированию и распределению дохода, формируются различные модели организации производства и управления.

Многофакторная и многовариантная проблема управления развитием предприятий бытового обслуживания не имеет однозначной оценки уровня и эффективности механизмов ее решения, что определяет необходимость аналитического изучения:

• вектора тенденций и подходов к формированию современной модели эффективного бизнеса бытового обслуживания;

• особенностей системности в качестве основополагающего условия управления развитием предприятий бытового обслуживания;

• особенностей анализа для оценки структуризации и синтеза систем в процессном и технологическом подходах к управлению развитием предприятий бытового обслуживания;

• особенностей системы управления развитием бизнеса в качестве многомерной структуры. В условиях современных рыночных отношений рост затрат на функционирование системы бытового обслуживания, с одной стороны, невозможность (стопроцентной) государственной поддержки — с другой, порождают новые формы организации производства и управления.

Для Челябинской области характерным является расширение практики малых форм организации в системе бытового обслуживания. В Челябинской области имеется ряд пилотных проектов по развитию малых форм организации производства и управления. Из данных, приведенных в таблице, видно, что в Российской Федерации в целом и в

Челябинской области в частности наблюдается активная тенденция роста числа малых предприятий, что в создает определенные условия для решения проблемы занятости населения.

Темп прироста на 01.01.2009 числа малых предприятий в Челябинской области составляет 257,53 %. Это требует разработки социально-экономического обоснования поддержки развития малого и среднего предпринимательства Челябинской области.

Особая роль малого и среднего предпринимательства в современных условиях заключается в стимулировании экономического роста и определяется его потенциальными возможностями:

• создания конкуренции на рынках товаров и услуг;

• увеличения объемов производства, а также потребительского спроса;

• создания новых рабочих мест, что способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности;

• изменения общественной психологии и жизненных ориентиров населения;

• формирования среднего класса (основу которого составляют предприниматели);

• влияния предпринимательской деятельности на формирование местных бюджетов.

В поддержке малого бизнеса в Челябинской области приоритетными стали направления [3]:

• устранение административных барьеров;

• создание инфраструктуры;

• снижение налоговой нагрузки;

• финансовая и имущественная поддержка. На взгляд автора, мерами, реализуемыми в

рамках региональной экономической политики, должны быть развитие инфраструктуры на основе реализации целевых программ и развитие программно-целевого подхода к структурным преобразованиям.

Концептуальная модель программы государственной поддержки малого предпринимательства в отличие от существующих системных мероприятий, которые решают задачи по нейтрализации действия отдельно слабых сторон и устранению препятствий по эффективному использованию сильных сторон малого предпринимательства [7], имеет в основе

Показатели деятельности малых предприятий Челябинской области в 2006—2009 гг.

Субъект Число малых предприятий (на 1 января), тыс. ед. Среднесписочная численность работников, тыс. чел.

2006 2007 2008 2009 2006 2007 2008 2009

Российская Федерация 979,3 1 032,8 1 137,4 1 347,7 8 045,2 8 582,8 9 239,2 11412,1

Челябинская область 19,1 24,2 25,9 92,6 153,4 159,3 167,9 757,1

принципиально новый методологический подход — сделать государственную поддержку малых предприятий более адресной, обеспечивающей повышение экономической жизнеспособности малых предприятий, реализацию научно-практического комплекса мер программы государственной поддержки, направленного на смягчение основного и частных экономических противоречий.

В Челябинской области принят ряд нормативных актов, определяющих ведение предпринимательской деятельности и условия поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, в рамках антикризисных мер уже в конце 2008 г. из областного бюджета была оказана точечная поддержка более 320 предприятиям реального сектора экономики, что позволило сохранить рабочие места и трудовые коллективы. Поддержкой предприятиям стал возврат налога на прибыль — 11,4 млрд руб. из областного бюджета, несмотря на резкое падение его доходной части [3].

За три года в рамках реализации Программы поддержки малого и среднего бизнеса в области оказана финансовая поддержка в виде субсидий (компенсации части затрат) 280 предпринимателям на 19,6 млн руб.

Общий объем финансирования программы из областного бюджета на весь период реализации составляет 218 534,0тыс. руб. в ценах 2008 г. (в том числе 2009г. - 87 750тыс. руб., 2010г. - 64 240тыс. руб., 2011г. — 66 544тыс. руб.). Данная политика должна способствовать увеличению доли субъектов малого предпринимательства и производимой ими продукции в рыночной экономике области.

В результате исполнения программы ожидается создание 12,4тыс. новых субъектов малого предпринимательства, 42,9тыс. новых рабочих мест в сфере малого и среднего предпринимательства, увеличение доли выпуска производимых субъектами малого предпринимательства товаров, работ, услуг в объеме валового регионального продукта с 25,1 до 27,5%.

В целях повышения перспективной эффективности для малого бизнеса на федеральном и областном уровнях приняты решения о создании фонда имущества для последующей передачи в аренду предпринимателям на долгосрочный период (не менее 5 лет на льготных условиях) [3].

С учетом накопленного мирового опыта приоритетным направлением и целевым ориентиром повышения эффективности системы бытового обслуживания региона является [6] активизация инвестиционных ресурсов новых экономичес-

ких субъектов (институциональных инвесторов, венчурных фондов, социально ответственных предприятий, благотворителей через механизм венчурной филантропии) для финансирования инновационно-инфраструктурных проектов.

Для активизации инвестиционных проектов правительство Челябинской области осуществляет прямое инвестирование в поддержку муниципальных образований в процессе развития малого и среднего бизнеса, социальной инфраструктуры. Прямое инвестирование осуществляется только на принципах конкурсного отбора, где, безусловно, высокобюджетный проекте низким сроком окупаемости принимается к рассмотрению и принятию решения о финансировании.

Участие государства в инвестиционном процессе проявляется не только в осуществлении инвестиционных вложений в систему бытового обслуживания, но и в регулировании инвестиционной деятельности.

Обе составляющие государственной инвестиционной политики (государственные инвестирование и регулирование инвестиционной деятельности) должны быть направлены на поддержку системы бытового обслуживания и ее производств, носить взвешенный и системный характер.

Стратегическое управление инвестиционной деятельностью требует развития методических подходов и инструментального обеспечения формирования и реализации эффективной инвестиционной политики, направленной на стимулирование инвестиционной деятельности системы бытового обслуживания в регионе. Изучение особенностей стратегического управления инвестиционной деятельностью объективно обусловливает необходимость обоснования методик прогнозирования и мониторинга влияния инвестиционной деятельности на экономику системы бытового обслуживания, методик, учитывающих особенности регионального размещения субъектов системы бытового обслуживания в регионе.

Все это требует кардинальных преобразований в методологии разработки новых подходов к оценке эффективности инвестиций, инвестиционной деятельности, повышению экономической устойчивости путем целенаправленного стратегического качественного развития системы бытового обслуживания, отдельного хозяйствующего субъекта.

Концепция инвестиционно-инновационного развития системы бытового обслуживания является не только комплексным обобщением теоретических и методологических положений, законо-

мерностей ее функционирования в социальной инфраструктуре, но и предполагает соблюдение принципа преемственности и непрерывности реализации стратегических и тактических целей, их корректировку в соответствии с происходящими качественными преобразованиями в регионе.

Внедрение новых практик институционально-рыночного механизма управления развитием сферы услуг имеет принципиально важное значение в определении перспектив развития, направлений повышения устойчивости, социальной ориентированности, адаптированности к быстроизменяющимся потребностям обслуживаемого населения [4].

Качественное совершенствование управления эффективностью бизнеса предполагает сочетание интересов государственной власти (реализация функций государственного регулирования социально-экономического развития региона, оценка эффективности качества жизни, обоснованный выбор объектов инвестирования и направлений инновационного развития) и субъектов сферы бытового обслуживания (эффективное текущее управление хозяйствующим субъектом, оценка эффективности деятельности, внутрихозяйственное управление конкурентоспособностью и рыночной привлекательностью организаций). Реализация интересов государства и хозяйствующих субъектов, а главное, определение стратегического вектора развития определяют необходимость систематизации данных идентификационных признаков управления на основе имитационных моделей, обеспечивая стратегическое позиционирование субъектов бытового обслуживания на рынке, решение проблем формализованной оценки оптимизации бизнеса, происходящих социально-экономических процессов в системе бытового обслуживания региона.

Действующая российская практика свидетельствует о наличии минимальных с позиций научного обоснования и методических разработок организационно-управленческого, организационно-экономического формирования управляющих воздействий, согласованных со стороны государственной власти, участников бизнеса для осуществления непрерывных и взаимосвязанных действий по выработке способов, приемов, рычагов, методов и средств имитационного моделирования в сфере бытового обслуживания. Достижение целей и задач определения ключевых направлений повышения эффективности операционной, инвестиционной, финансовой политики организации производства и управления системы бытового обслуживания всех уровней организационной структуры, на взгляд

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

автора, невозможно без реализации системы имитационного моделирования.

Взаимодействие государственных и частных институтов по реализации основных функций управления повышением качества жизни населения региона на основе использования соответствующих принципов, функций и методов в пределах имеющихся для этого финансовых ресурсов создает реальные предпосылки для повышения эффективности государственного регулирования экономики качества жизни.

Оценка качества жизни, а главное, разработка системы управления качеством жизни населения предполагают наличие и реализацию системы информационного аналитического обеспечения. Информационное обеспечение включает систему критериев: показатели общей оценки качества жизни населения при обосновании выбора стратегии развития региона; показатели оценки результативности деятельности участников системы бытового обслуживания для определения векторов прогнозирования развития конкурентоспособности и рыночной привлекательности.

Эффективное взаимодействие государства и бизнес-сектора бытового обслуживания определяется качественными и количественными характеристиками, спецификой прямых и обратных связей, принципов, функций, методов, концепций трансформации информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности, основанной на подходах регулирования, реализации возможностей механизма имитационного моделирования, системно-нормативного, процессного и институционального аспектов в управлении экономикой системы бытового обслуживания и повышения качества жизни населения.

Сформированная научно-теоретическая проблема управления и прогнозирования системы бытового обслуживания на уровне региона и отдельного субъекта с установлением дифференцированных критериев эффективности каждого уровня актуальна в силу следующих положений:

• во-первых, необходим эволюционный организационно-экономический подход в управлении и прогнозировании сферы бытового обслуживания при формировании концепции социально-экономического развития региона в рамках доминантных сфер определения ка-честважизни населения;

• во-вторых, необходимо и объективно оправдано использование подходов имитационного моделирования при формировании концепции

стратегического развития экономики хозяйствующих субъектов бытового обслуживания; • в-третьих, определение инструментов механизма формирования и реализации управления эффективностью качества жизни возможно на основе определения целевых стратегических нормативов и заданий, заложенных в имитационной модели каждого уровня управления системы бытового обслуживания. Выполнение исследования тенденций развития региональной социально-экономической системы бытового обслуживания предполагает анализ рабочих гипотез:

а) в краткосрочном плане — внедрение системы управления эффективностью в форме комплекса процессов с соответствующими информационными технологиями обеспечивает безубыточность бизнеса;

б) в стратегической перспективе — наличие системы взаимодействия государства и бизнеса, системы управления качеством жизни повышает конкурентоспособность системы бытового обслуживания и рыночную привлекательность.

Процесс реализации стратегии развития бизнеса в системе бытового обслуживания основывается на использовании сформированной системы критериев, дифференцированных в зависимости от их целевой направленности, структурированности по группам интересов, в разрезе прогнозных, экономических и финансовых показателей статистической отчетности и индивидуальных выборок, направленных на формализацию управленческих действий, позволяющих согласовать интересы и в конечном счете повышать качество жизни населения.

Инструментарий управления взаимодействием государства и бизнеса включает: оценку управляющих воздействий со стороны государства на реализацию стратегии качества жизни; управляющих воздействий со стороны бизнеса на реализацию стратегии конкурентоспособности и рыночной привлекательности хозяйствующего субъекта бытового обслуживания на основе механизма имитационного моделирования. Этот инструментарий может быть использован для повышения обоснования выбора стратегии, управленческих решений в части инвестиционно-инновационной составляющей региона формирования векторов тенденций и сравнительной эффективности сотрудничества государства и бизнеса, методов их достижения.

По результатам оценки взаимодействия и способности структурных институтов государства и системы бытового обслуживания к данному взаи-

модействию формируется алгоритм существенных признаков и принципов управления взаимодействием на основе коммуникационных связей между уровнями управления в целях повышения эффективности управленческой деятельности, алгоритм реализации последующего развития региона в зависимости от целей управления.

Систематизация и формирование сущностной основы инновационно-инвестиционного подхода к определению направлений программных мер стратегического развития системы бытового обслуживания в единой социально-экономической системе региона, формирование элементов организационно-экономического механизма реализации инвестиционно-инновационной стратегии системой бытового обслуживания региона, обоснование методического подхода к выбору процессных методов управления и их соответствующего информационного обеспечения в целях оценки рыночной привлекательности и конкурентоспособности системы бытового обслуживания Челябинской области имеют научно-прикладное значение.

Определение экономических и институциональных взаимосвязей в структурно-логической схеме интегрирования потенциала управления региона и системы бытового обслуживания необходимо для проведения анализа трансформации информационно-аналитического обеспечения диагностики соответствия финансовых и управленческих решений региона конструктивным принципам деятельности системы бытового обслуживания. Все это позволит разработать:

• принципы и методы формирования алгоритма территориального размещения субъектов бытового обслуживания по уровню социально-экономического развития;

• определение основных процессов интегрированных информационных систем, последовательности их взаимодействия в целях обеспечения эффективной деятельности и управления системой бытового обслуживания;

• осуществление мер, необходимых для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения.

Общие проблемы развития сферы услуг, ее роли в экономике, совершенствования деятельности предприятий, оценки эффективности исследовались в работах Л. В. Аванесова, Э. М. Агабабьяна, М. В. Виноградовой, К. Виппермана, X. Ворачека, Л. И. Ерохиной, Е. Н. Жильцова, В. К. Карнауховой, В. Е. Комарова, В. И. Корольковой, С. Ф. Легор-нева, И. М. Лифица, В. Д. Марковой, В.М. Рут-

гайзер, М. Скотта, В.Н. Стаханова, В. Г. Федцова, К. Хаксевера, А. П. Челенкова, В. Д. Чухломина, О. И. Шабановой и др.

Аспекты взаимосвязи развития сферы услуг и качества жизни населения раскрыты в работах

B. П. Александрова, Т. Веблена, В. П. Корчагина,

C. Н. Лебедевой, В. И. Марцинкевича, О. П. Матвеевой, М. А. Можиной, А. Г. Новицкого, П. Г. Олда-ка, Дж. Л. Сакса, Л. С. Сбытовой, И. В. Соболевой, А. В. Суворова и др.

Эффективность деятельности хозяйствующих субъектов бытового обслуживания, достижение целей развития в значительной степени зависят от качества и действенности управления и прогнозирования ее размещения в соответствии основным принципом «учета интересов пользователей услуг», положенного в основу качественно ориентированной системы размещения бытового обслуживания.

Мотивы хозяйствования (стабильность, доходность, выживание и т. д.) находятсвою реализацию через действия субъектауправления.

Выбор определенного варианта совокупности стратегических реакций по поводу позиционирования предприятия в значительной степени зависит от того, как оценивают сложившийся на рынке уровень стратегических возможностей лица, принимающие управленческие решения [1].

Вопросы эффективности в системе бытового обслуживания рассматриваются чаще всего с позиций генераций знаний в области прогнозирования на основе методов математической статистики, экономико-математического моделирования, методов сравнительной оценки и др.

Основные критерии анализа текущего и будущего положения системы бытового обслуживания, их конкурентного окружения, его возможности могут быть определены в результате оптимизации методов разработки и реализации управленческих решений и прежде всего имитационной модели.

Все перечисленное позволяет объективно определить необходимость изучения теоретико-методологических подходов к управлению в системе бытового обслуживания, выявления закономерностей, тенденций, факторов, влияющих на функционирование и развитие системы бытового обслуживания России в целом и Челябинской области в частности, делает актуальными вопросы обеспечения системы имитационного моделирования для выявления возможностей и угроз развития системы бытового обслуживания, сильных и слабых сторон функционирования, спе-

цифических факторов развития системы бытового обслуживания на долгосрочную перспективу.

Данное обстоятельство определяет актуальность системного подхода в определении целевых позиций исследования, важность задачи реализации развития теоретических основ, разработки методики обоснования выбора и создания новых имитационных моделей, направленных на совершенствование управления и прогнозирования системы бытовых услуг.

Можно выделить в качестве основных направлений научной дискуссии следующие вопросы:

• методика анализа и определение тенденций развития управления в системе бытового обслуживания;

• определение тенденций и перспектив развития рынка бытового обслуживания;

• методика анализа и определение направлений совершенствования технологии планирования и прогнозирования в системе бытового обслуживания на основе имитационного моделирования.

Оценка тенденций и динамики развития сферы бытовых услуг, по данным организационно-статистического, организационно-экономического, организационно-финансового, организационно-управленческого анализа, предусматривает:

• выбор и обоснование возможности применения метода имитационного моделирования (критерий имитационного моделирования, состояние отрасли); обоснование метода имитационного моделирования как необходимого инструмента реализации цели в сфере бытового обслуживания;

• разработку модели на основе информационного обеспечения и оценки важнейших характеристик сферы бытового обслуживания (комплекс критериев и показателей эффективности);

• теоретическую и практическую апробацию моделей и на этой основе выбор оптимальной модели по критерию социально-экономической эффективности системы бытового обслуживания (оптимальное соотношение управленческих решений повышения эффективности и обеспечения надежности).

Для позитивного развития хозяйствующих субъектов необходимо пересмотреть управленческие системы с тем, чтобы обеспечивалось единство управленческих технологий и условий внешнего окружения. Многоплановость данной проблематики возможна при условии решения задач внедрения:

• эффективной системы стратегического управления,

• системы процессного подхода к управлению,

• имитационного стратегического моделирования деятельности,

• электронного бизнеса.

Решение этих задач представляет собой спектр направлений управления эффективностью деятельности.

На стратегическом уровне задача оптимизации включает в себя систему мероприятий, осуществляемых на регулярной основе:

• сосредоточение всех ресурсов (финансовых, кадровых, технологических, информационных) на реализации стратегии и системы це-леполагания;

• обеспечение связи между стратегическими целями и оперативными действиями структур;

• повышение управляемости и снижение риска. На операционном уровне оптимизационная

задача включает:

• повышение управляемости субъекта;

• снижение расходов;

• достижение целевых показателей эффективности;

• мотивацию заинтересованных сторон к планированию и управлению мероприятиями по повышению эффективности бизнеса.

К методам исследования системы управления эффективностью бизнеса могут быть отнесены:

• аналитическое моделирование показателей эффективности и результативности деятельности;

• анализ системы сбалансированных показателей;

• анализ сильных и слабых сторон возможностей и угроз;

• анализ аспектов внешней среды;

• методы структурного анализа и проектирования;

• методы анкетирования и бенчмаркинга;

• метод «точно вовремя».

Совокупность методик организации управления и прогнозирования системы бытового обслуживания включает методику имитационного моделирования размещения системы бытового обслуживания, ее этапы и процедуры реализации.

К локальным методикам имитационного моделирования в контексте исследования следует отнести методики:

• анализа состояния внешней и внутренней среды, целей развития хозяйствующих субъектов,

• анализа организаций структуры управления,

• управления рисками,

• планирования территориального размещения системы бытового обслуживания,

• разработки и совершенствования направлений ее развития.

При реализации стратегического конкурентного поведения руководителю предприятия необходимо принять решения о позициях, которые оно будет занимать по отношению к своим конкурентам. Представляется необходимым воспользоваться группировкой реакций предприятий-конкурентов по следующим типам поведения:

1) независимое от конкурентов поведение;

2) кооперативное поведение, подразумевающее стремление к согласию;

3) адаптивное поведение, основанное на учете действий конкурентов;

4) опережающее поведение, предусматривающее предвидение реакции конкурентов на действия предприятия и реализацию мер, позволяющих превзойти их по факторам конкурентоспособности.

При обосновании процедуры реализации стратегического конкурентного поведения, по мнению автора, следует ориентироваться на два основных типа поведения: адаптивное или опережающее, а также на характер реакции предприятия: доминирующий — затрагивающий одну стратегическую зону хозяйствования (СЗХ) или множественный — затрагивающий несколько СЗХ. Их выбор для многопрофильного предприятия (имеющего несколько СЗХ) будет зависеть от стратегического экономического потенциала и возможностей функциональных струк-турныхподразделений субъектауправления [1].

В то же время формирование стратегического поведения предприятий сферы услуг по-прежнему остается недостаточно изученной проблемой. Наибольшие сложности представляет собой формирование методического и информационного обеспечения процессов выработки стратегических решений. Необходимость решения данной проблемы объясняется тем, что одной из особенностей современной российской экономики является интенсивное развитие сферы услуг на базе малых и средних форм хозяйствования. Данное влияние проявляется во всех областях экономической и социальной сфер и затрагивает все компоненты оценки качества жизни. Самостоятельным является вопрос методологии определения взаимосвязи качества управления сферой услуг, качества организации производства и их влияния в конечном итоге на качество жизни населения.

Влияние сферы услуг на качество жизни населения, сравнительный анализ региональной дифференциации качества жизни населения являются самостоятельной проблемой в оценке зависимости уровня жизни населения от развития сферы услуг.

Список литературы

1. Машина С. В. Формирование стратегического поведения предприятий сферы услуг. Уфа: Изд-во Уфимской гос. академии экономики и сервиса, 2010. 20 с.

2. Мохначев С. А. Теоретико-методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего учебного заведения. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2010. 41 с.

3. Мурзина Е. В. Экономическое положение Челябинской области и перспективы ее развития // сб. ст. и докл. на XIV Всероссийской научно-

практической конф. Челябинск, 21.05.2010. Челябинск: «Сити-Принт», 2010. С. 44—47.

4. Радина О. И. Институционально-рыночный механизм управления развитием сферы социальных услуг региона. Шахты: Изд-во ЮРГУ-ЭС, 2007. 54 с.

5. Соловьева Л. В. Сфера услуг и ее влияние на качество жизни населения: теоретико-методологические основы, методический инструментарий оценки и концепция развития. Белгород: Кооперативное образование, 2009. 48 с.

6. Ульянова О. Ю. Инвестиционно-инновационное развитие жилищной системы в региональной социальной инфраструктуре. Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2008. 44 с.

7. Чернышова Ю. Г. Государственная поддержка малого предпринимательства в контексте экономических противоречий: теория и практика. Ростов-на-Дону: Изд-во РГЭУ «РИНХ», 2009. 46 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.