Научная статья на тему 'Совершенствование организационно-управленческих технологий прогнозирования развития системы бытового обслуживания'

Совершенствование организационно-управленческих технологий прогнозирования развития системы бытового обслуживания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / КАЧЕСТВО УСЛУГ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / АЛГОРИТМ / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ БЫТОВЫХ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бухтиярова Т. И., Демьянов Д. Г.

Рассмотрены вопросы развития бытового обслуживания. Сделан вывод, что концепция совершенствования форм и методов управления в сфере бытового обслуживания должна включать комплекс мер, направленных на обеспечение эффективного и конкурентоспособного функционирования современных и потенциальных формирований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организационно-управленческих технологий прогнозирования развития системы бытового обслуживания»

2 (185) - 2011

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 640.2

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕОРГАНИЗАЦИОННО-

УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Т. И. БУХТИЯРОВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: [email protected] Челябинский государственный университет

Д. Г.ДЕМЬЯНОВ, аспирант кафедры экономико-математических методов и моделей

E-mail: [email protected] Челябинский филиал Всероссийского заочного финансово-экономического института

Рассмотрены вопросы развития бытового обслуживания. Сделан вывод, что концепция совершенствования форм и методов управления в сфере бытового обслуживания должна включать комплекс мер, направленных на обеспечение эффективного и конкурентоспособного функционирования современных и потенциальных формирований.

Ключевые слова: качество жизни населения, качество услуг, процессный подход, алгоритм, системы управления, территориальное размещение предприятий сферы бытовых услуг.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития России определяет реализацию социальной политики по поддержке качества жизни населения в виде основного вектора экономического развития.

Внедрение нового институционально-рыночного механизма управления развитием сферы услуг имеет принципиальное значение в определении

перспектив развития, направлений повышения устойчивости, социальной ориентированности, адаптированности к быстроизменяющимся потребностям обслуживаемого населения не только за счет дополнительных инвестиций, но и в результате реализации внутренних источников саморазвития сферы бытовых услуг.

Формирование сферы бытовых услуг в современных условиях характеризуется рядом негативных тенденций: недостаточно благоприятным инновационно-инвестиционным климатом со всеми вытекающими отсюда ограничениями по обновлению производственного потенциала, слабой управляемостью процессами трансформации данной сферы, недостаточной проработанностью региональной и муниципальной политики в отношении ее перспективного развития.

Основные выводы проведенного структурного анализа по проблемам, конкретизирующие понятие «качество жизни», методологические подходы

к его оценкам подтверждают целесообразность обоснования трактовки «качество жизни» как формы социально-экономической категории, отражающей степень достижения наиболее значимых элементов и параметров, установленных целевыми социальными стандартами.

В сфере бытового обслуживания не выработаны программно-целевые и системные подходы к работе в конкурентной среде, отсутствует алгоритм обоснования приоритетов их формирования и реализации. Требуют рассмотрения теоретические и методологические положения системы управления и прогнозирования, механизма принятия управленческих решений в сфере бытовых услуг с учетом организационной, правовой и экономической специфик, что позволяет сформировать целостную систему организации управления данного субъекта управления.

Управление в сфере бытового обслуживания основано на теоретических положениях взаимосвязи качества жизни населения и роста потребления благ, которые обеспечиваются с дальнейшим развитием сферы услуг, совершенствованием деятельности ее субъектов.

Методология оценки качества жизни предусматривает трехуровневую систему показателей, включающую:

• индекс развития человеческого потенциала;

• результаты мониторинга социального самочувствия населения и его конкретных категорий и групп;

Объем бытовых услуг населению I

• границы стандартов экономических и социальных условий жизнедеятельности населения, устанавливаемые на федеральном или региональном уровне.

Правильный методологический подход к формированию критериальной оценки на основе данной совокупности показателей позволяет осуществить подбор инструментов и технологий реализации системы управления на всех этапах жизненного цикла, сформировать основные направления рационального применения методического, информационного и ресурсного обеспечения разработки и принятия управленческих решений в процессе развития экономических субъектов системы бытовых услуг.

В условиях необходимости повышения качества и уровня доступности бытовых услуг динамические и структурные тенденции в развитии региональных социально-экономических систем, создаваемые активным внедрением сферы бытовых услуг в народнохозяйственный комплекс, определяются как позитивные.

Так, поданным Федеральной службы государственной статистики, объем бытовых услуг населению страны за восьмилетний период увеличился в 4,6 раза (табл. 1).

Поскольку государство не является гарантом деятельности хозяйствующих субъектов сферы бытовых услуг, то объективно обусловлена необходимость изменения научно-методологических, методических подходов в оценке эффективности управления системы бытового обслуживания.

Таблица 1

субъектам Российской Федерации

Страна, регион Всего, млн руб. На душу населения, руб.

2000 г. 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2000 г. 2005 г. 2007 г. 2008 г.

Российская Федерация 87889 228679 330839 406 107 604 1611 2328 2 861

Центральный федеральный округ 35 940 89 484 116 844 135 840 941 2 389 3 142 3 658

Северо-Западный федеральный округ 6 666 20 375 31 832 40 042 467 1489 2 354 2 970

Южный федеральный округ 8 933 27 782 42 908 55 086 412 1283 1 881 2 409

Приволжский федеральный округ 17 689 41 692 65 252 82 664 559 1 362 2 154 2 737

Уральский федеральный округ 5358 14893 26316 32 887 429 1215 2151 2 685

Курганская область 422 620 1 024 1 186 400 629 1 061 1 240

Свердловская область 1 691 6 397 11 576 14 665 371 1448 2 632 3 337

Тюменская область 1 490 3 980 6 596 7 795 462 1201 1 964 2 302

В том числе:

Ханты-Мансийский автономный 795 1 935 3 137 3 434 580 1 313 2 096 2 271

округ — Югра

Ямало-Ненецкий автономный 215 447 618 680 431 849 1 143 1 252

округ

Челябинская область 1 756 3 895 7 121 9 241 481 1 100 2 027 2 633

Сибирский федеральный округ 10 041 25 264 34 570 43 972 492 1280 1766 2 249

Дальневосточный федеральный округ 3 262 9 189 13 117 15 615 475 1 399 2 019 2 412

Примечание. Данные за2005, 2007, 2008 гг. приведены без учета транспортно-экспедиторских услуг, которые в соответствии с внесенными изменениями в Общероссийский классификатор услуг населению учитываются с 2002 г. в составе транспортных услуг.

Комплексная оценка эффективности деятельности системы бытового обслуживания, навзгляд авторов, должна быть ориентирована, во-первых, на анализ экономической составляющей, во-вторых, на анализ технологической составляющей без учета в отдельных моментах социальной значимости бытовых услуг и, в-третьих, на интегральную оценку результативности управления и прогнозирования в данной системе.

Практическая значимость предлагаемой комплексной оценки эффективной деятельности системы бытового обслуживания определяется актуальностью поставленных задач и достигнутым уровнем возможности применения разработанных рекомендаций для анализа реального состояния системы бытового обслуживания, особенностей тенденций ее развития, что представляет интерес, прежде всего, для органов государственной, региональной и муниципальной власти, а также для инвесторов и бизнеса.

По данным Министерства экономического развития Челябинской области, отдельные показатели социально-экономического развития в январе-апреле 2010 г. (по сравнению с аналогичным периодом 2009г.) приняли следующие значения, %:

промышленное производство..........................17,4

грузооборот транспорта....................................22,6

продукция сельского хозяйства........................2,6

внешнеторговый оборот....................................19,5

налоговые и неналоговые доходы

консолидированного бюджета.........................35,1

реальная зарплата.............................................4,6

реальные располагаемые денежные доходы... 2,0

Приведенные данные свидетельствуют о положительной динамике развития экономики Челябинской области со второй половины 2009 г. благодаря совместной работе бизнеса и власти по реализации антикризисных мер.

Показатели деятельности малых и]

Тем не менее первоочередной задачей остается эффективная реализация антикризисных мер по трем основным направлениям: во-первых, стабилизация рынка труда (активизация работ по преодолению ситуации с возобновившимся ростом безработицы); во-вторых, реализация в течение двух-трех лет программы полной ликвидации задолженности по заработной плате; в-третьих, восстановление экономики области до докризисного уровня за счет модернизации, диверсификации производств, внедрения новых технологий.

Для реализации указанных направлений разработан План посткризисных мер, который задает вектор развития Челябинской области на ближайшие годы с учетом перспектив социально-экономического развития.

Необходимость видоизменения представлений об управлении и прогнозировании развития системы бытового обслуживания исходит из содержания теории управления экономическими системами. В данной теории акцентировано внимание на роли организации производства и управления по новым направлениям, способным вывести отрасль из кризиса, обеспечить устойчивое и стабильное улучшение комплекса экономических показателей.

Рост затрат на функционирование системы бытового обслуживания, с одной стороны, невозможность (стопроцентной) государственной поддержки, с другой — порождают новые формы организации производства и управления. Для Челябинской области характерным является расширение практики малых форм организации в бизнесе (табл. 2).

Особая роль малого и среднего предпринимательства в современных условиях определяется его потенциальными возможностями: • созданием конкуренции на рынках товаров и услуг;

Таблица 2

[приятий по субъектам РФ в 2008 г.

Страна, регион Число малых предприятий (на конец года), тыс. Средняя численность работников, тыс. чел. Оборот малых предприятий, млрд руб.

Всего В том числе микропредприятий Всего В том числе на микропредприятиях

Всего В том числе микропредприятий

Российская Федерация 1347,7 1065,0 11 412,1 4 675,6 18 727,6 8 634,1

Центральный федеральный округ 413,2 331,1 3 921,6 2 095,2 7 321,7 4 248,6

Северо-Западный федеральный округ 204,0 172,6 1 367,6 482,0 2 248,2 662,6

Южный федеральный округ 145,3 105,3 1 299,7 352,0 1 832,8 650,9

Приволжский федеральный округ 251,5 192,7 2 405,1 892,4 3 067,5 1 169,4

Уральский федеральный округ 92,6 81,4 757,1 364,0 1 749,6 912,8

Сибирский федеральный округ 185,7 140,3 1 236,7 331,0 1 876,3 691,4

Дальневосточный федеральный округ 55,4 41,6 424,3 159,0 631,4 298,5

• созданием новых рабочих мест, что способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности;

• изменением общественной психологии и жизненных ориентиров населения;

• формированием среднего класса, основу которого составляют предприниматели;

• влиянием предпринимательской деятельности на формирование местных бюджетов. Малый бизнес наиболее мобилен, восприимчив к новому, занимает свои ниши, но для его развития необходимо создать условия: устранить административные барьеры, создать инфраструктуру, снизить налоговую нагрузку и т. д.

В Челябинской области принят ряд нормативных актов, определяющих ведение предпринимательской деятельности и условия поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, в рамках антикризисных мер уже в конце 2008 г. из Челябинского областного бюджета была оказана точечная поддержка более 320 предприятиям реального сектора экономики, что позволило сохранить рабочие места и трудовые коллективы. Поддержкой предприятиям стал возврат налога на прибыль — 11,4 млрд руб. из областного бюджета, несмотря на резкое падение его доходной части [3].

В Челябинской области была оказана финансовая поддержка в виде субсидий (компенсации части затрат) 280 предпринимателям на 19,6 млн руб.

Распоряжением администрации г. Челябинска от 07.08.2009 № 3099 утверждена вторая городская целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Челябинске в 2010—2012 годах», которая является логическим продолжением первой программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Челябинске в 2007—2009 гг.

Вторая городская целевая программа рассчитана, как и первая, на три года; объем средств, необходимых для ее реализации, составляет 56 млн руб.

Наличие муниципальной программы является условием привлечения средств вышестоящих бюджетов на содействие развития малого и среднего предпринимательства. В 2007—2009 гг. из областного бюджета Челябинскому городскому округу было выделено финансовых средств в виде грантов и субсидий на11,6 млн руб.

Для повышения перспективной эффективности для малого бизнеса на федеральном и областном уровнях приняты решения о создании фонда иму-

щества для последующей передачи в аренду предпринимателям на долгосрочный период (не менее 5 лет на льготных условиях) [7]. Конкретизация социальной политики государства обеспечивается в рамках программы «БЫТ».

Концептуальная модель программы государственной поддержки малого предпринимательства России имеет принципиально новый методологический подход — сделать государственную поддержку малых предприятий адресной, обеспечивающей повышение экономической жизнеспособности малых предприятий.

В результате реализации программы к 01.01.2013 планируется увеличить долю численности работников, занятых в экономике, в сфере малого и среднего бизнеса, до 38,7 %, продукции, производимой малыми и средними предприятиями, до 27,8 %, долю налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений в бюджет города — до 21,9 %.

Общий объем финансирования Программы из областного бюджета на весь период реализации составляет 218 534,0тыс. руб. в ценах 2008 г. (в том числе в 2009 г. - 87 750тыс. руб., 2010г. - 64 240тыс. руб., 2011г. — 66 544тыс. руб.).

Анализ хозяйственной практики системы бытового обслуживания свидетельствует, что внедрение механизмов и методов организации производства и управления зачастую не сопровождается соответствующей разработкой и развитием научно-методических основ управления и прогнозирования исследуемой сферы, что снижает качество работы по определению эффективности внедрения новых организационных технологий, отрицательно сказывается на организационной и управленческой деятельности.

Среди основных направлений следует выделить:

• анализ и определение тенденций развития управления в системе бытового обслуживания;

• определение тенденции и перспектив развития рынка бытового обслуживания;

• анализ и определение направлений совершенствования технологии планирования и прогнозирования в системе бытового обслуживания на основе имитационного моделирования. Совершенствование организационно-управленческих технологий в системе бытового обслуживания должно быть выстроено в соответствии с теоретическим «фундаментом», с экономической сущностью и содержанием понятийного аппарата,

с тем, чтобы своевременно и адекватно реагировать на изменения рыночных ситуаций, принимать эффективные решения, ориентированные на перспективу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение и систематизация современных подходов российских и зарубежных ученых в области основ управления системой бытового обслуживания позволили сделать ряд выводов:

• во-первых, отсутствуют четкость и единство мнений в обозначаемых целях и задачах управления,

• во-вторых, отсутствует единый подход к выбору объектов и субъектов управления системой бытового обслуживания;

• в-третьих, остаются дискуссионными вопросы определения функций и методов управления. На основе изучения подходов российских и

зарубежных авторов, с учетом целевой направленности и интегральных задач функционирования системы бытового обслуживания в качестве процесса целенаправленного воздействия на результаты деятельности сформирована авторская позиция эволюционного подхода к понятийному аппарату.

Система всего спектра точек зрения, встречающихся у различных исследователей, свидетельствует о различных подходах к терминам: «услуга», «бытовое обслуживание», «рынок бытовых услуг» и «система бытового обслуживания», содержательная сущность которых излагается в литературных источниках разрозненно, без выделения основополагающих признаков. Многообразие различных подходов и толкований определяет сложность выработки единого подхода к исследованию проблем бытового обслуживания, к разработке систем его качественных характеристик.

Изучение научно-методической литературы и монографическое обобщение позволяют определить целесообразность ряда характеристик бытовой услуги:

1) вид предпринимательской деятельности физических и юридических лиц, имеющей цель — удовлетворение разнообразных потребностей, в том числе духовных,

2) результат экономической деятельности, который может иметь вещественную форму или быть только осязаемым;

3) наличие товара в условиях экономических отношений;

4) процесс, в результате которого изменяется состояние лица или товара. Содержательная сторона исследуемых определений необходима для раскрытия понятия «система

бытового обслуживания», основных его свойств, учитываемых в управленческом процессе и прогнозировании бытового обслуживания.

К важным характеристикам системы бытового обслуживания следует отнести: во-первых, системную целеориентированность, т. е. конкретизацию понятия с позиций реализуемых этим явлением общесистемных целей и их значимости; во-вторых, межуровневую координацию, отражающую «отношения порядка», существующего между элементами моделируемого объекта.

Обобщенная классификация рынка бытовых услуг позволяет его структурировать по следующим элементам: группы услуг; условия для функционирования и развития рынка услуг; субъекты рынка бытовых услуг; сети и сегменты локальных рынков; ценообразование.

К особенностям услуг бытового обслуживания можно отнести в обобщенном виде все свойства, присущие услугам в целом: во-первых, количественная характеристика услуг; во-вторых, специфика проявления результата деятельности; в-третьих, процессный подход в оказании услуг.

К объектам управления в системе бытового обслуживания можно отнести: процесс формирования и распределения средств отрасли, взаимодействия между субъектами управления по поводу создания, распределения и потребления бытовых услуг.

Анализ функций и методов управления в системе бытового обслуживания позволяет с определенной долей условности распределить функции управления, методы, применяемые в его процессе, уровни управления: стратегическое управление (прогнозирование, планирование), тактическое управление (организация, координация, контроль), оперативное управление (мотивация).

Методы управления в системе бытового обслуживания традиционны: правовые, организационно-распределительные, экономические, социально-психологические.

Задачи управления системой бытового обслуживания с учетом критериев качества адекватности и результативности деятельности, на взгляд авторов, должны содержать составляющие: социальную (оценка удовлетворения потребностей населения в услугах) и экономическую (оценка оптимального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов системы бытового обслуживания для достижения целевых социально-экономических показателей).

Субъектами бытовых услуг выступают рынки: покупателей, продавцов, посредников. Продуцен-

тами системы бытового обслуживания являются юридические и физические лица, которые имеют лицензию на право предоставления бытовых услуг.

Вопросы эффективности организации производства и управления в системе бытового обслуживания требуют генераций знаний в области прогнозирования на основе методов математической статистики, экономико-математического моделирования, методов сравнительной оценки для компенсации недостатка целостных представлений об особенностях современных технологий управления и прогнозирования в исследуемой отрасли.

Оценка тенденций и динамика развития сферы бытовых услуг по данным организационно-статистического, организационно-экономического, организационно-финансового и организационно-управленческого анализа предусматривает:

• выбор и обоснование возможности применения метода имитационного моделирования (критерий имитационного моделирования, состояние отрасли); обоснование метода имитационного моделирования как необходимого инструмента реализации цели в сфере бытового обслуживания;

• определение способа моделирования;

• разработку модели на основе информационного обеспечения и оценки важнейших характеристик сферы бытового обслуживания (комплекс критериев и показателей эффективности);

• теоретическую и практическую апробацию моделей и на этой основе выбор оптимальной модели по критерию социально-экономической эффективности системы бытового обслуживания (оптимальное соотношение управленческих решений повышения эффективности и обеспечения надежности). Принимая во внимание результаты анализа

подходов к системе планирования и прогнозирования рынка бытовых услуг, эффективности деятельности сферы бытовых услуг, необходимо выделить отличительные характеристики планирования и прогнозирования:

• комплексную ориентированность на экономическую и социальную эффективность;

• невозможность точного прогнозирования спроса на услуги;

• сложность оценки потребляемых ресурсов;

• зависимость экономической деятельности субъекта системы бытового обслуживания от демографических, социальных и экономических факторов;

• ограниченные возможности использования стандартных рыночных инструментов регулирования спроса и предложения. Формирование механизмов планирования и

прогнозирования развития системы бытового обслуживания предусматривает три этапа технологии (табл. 3).

Итерационный алгоритм стратегического целеполагания системы бытового обслуживания должен включать:

• формирование сценариев развития отрасли;

• выбор типовых и конкретных стратегических целей;

• разработку горизонтальных (орграф) и вертикальных (дерево целей) связей между целевыми ориентирами, их детализация во времени и пространстве;

• моделирование и выбор количественных значений целей с установленными и оценочными показателями;

• согласование целей заинтересованными сторонами и их корректирование.

Изучение теоретико-методологических подходов к управлению в системе бытового обслуживания, выявление закономерностей, тенденций, факторов, влияющих на функционирование и развитие системы бытового обслуживания России в целом и Челябинской области в частности, определяют содержание системного подхода в определении целевых позиций исследования, реализации теоретических основ, разработки методики обоснования выбора и создания новых имитационных моделей. Все они направлены на

Таблица 3

Основные этапы планирования и прогнозирования

№ п/п Этап Содержание

1 Теоретический Выбор основных качественных характеристикдля оценки. Оценка затрат и результатов процесса оказания услуг

2 Методический Определение набора показателей для последующей оценки результатов деятельности. Разработка алгоритмов расчета и определение источников информации. Агрегирование информации для принятия управленческих решений

3 Практический Экспертная оценка и самооценка, нормативное значение. Интегральная и итоговая оценка по всем признакам для принятия решений

совершенствование управления и прогнозирования системы бытовых услуг.

Алгоритм постановки системы управления на основе имитационного моделирования определен исходя из взаимосвязи и обусловленности изменений системы управления и механизма имитационного моделирования. Алгоритм принятия управленческих решений и методика имитационного моделирования взаимообусловлены по своему содержанию. Вместе с тем каждое изменение алгоритма постановки системы управления конкретизирует методику имитационного моделирования, и наоборот, любая корректировка имитационной модели уточняет алгоритм принятия решений. Важно при этом установить этап изменений указанных субстанций и уровень расходов на внедрение новой системы.

Формирование представлений о способах моделирования современной организации исходя из теорий и концепций управления, форм современных организаций и статистического обеспечения оценки их деятельности, идентификации требований к имитационной модели развития организации, объективно определяет необходимость применения процессного подхода в качестве основного инструментамоделирования [6].

Предприятия системы бытового обслуживания имеют свои особенности в силу достаточно сложной структуры основных, вспомогательных и обслуживающих процессов (более 200), отсутствия единой для всех целевой структуры информационного обеспечения и сбалансированной системы ключевых показателей эффективности (вспомогательные и обслуживающие процессы ориентируются на свою внутреннюю эффективность, а не на бизнес-задачу основного процесса комплекса) [4].

Положения процессного подхода приемлемы в общих позициях к моделированию и интегрированному планированию в системе бытового обслуживания. Они предусматривают интеграцию структурных и функциональных моделей с математическими моделями бизнес-процессов в системе бытового обслуживания, что позволяет разработать соответствующий алгоритм имитационного моделирования бизнес-процессов, сравнительного анализа методов моделирования бизнес-процессов, определения и обоснования факторов, влияющих на выбор того или иного метода моделирования.

Иерархическая классификация оптимизационных моделей управления системы бытового обслуживания позволяет уточнить области приме-

нения моделей, служит концептуальной основой для выбора методов и средств решения конкретных задач планирования бизнес-процессов в данной отрасли.

Содержание и особенности организационно-экономического механизма управления с учетом его переориентации на реализацию принципов процессного управления позволяют разработать механизм процессного управления в системе бытового обслуживания. Именно поэтому методическим приоритетом дальнейшего исследования может и должна быть следующая позиция: используемая имитационная модель должна обеспечивать согласование элементов механизма процессного управления и стратегических приоритетов хозяйствующих субъектов, устанавливать достоверную оценку уровня эффективности и надежности системы функционирования, использование информационной системы моделирования для выбора наилучшего варианта услуги, размещения, процессной инновации.

Системный подход в данном случае предусматривает реализацию методов и принципов управления системой бытового обслуживания, имеющей вход — процесс преобразования, выход — обратную связь и ограничение по потребляемым ресурсам [1], что важно в оценке влияния специфики системы бытового обслуживания на формирование имитационной модели, упорядочение и структуризацию ее элементов.

Эффективность деятельности, достижение целей развития в значительной степени зависят от качества и действенности управления и прогнозирования размещения хозяйствующих субъектов бытового обслуживания в соответствии с основным принципом «учета интересов пользователей услуг».

Существующий практический опыт организации и функционирования системы бытового обслуживания в современных условиях требует дальнейших исследований и рекомендаций территориального размещения хозяйствующих субъектов бытового обслуживания на основе имитационного моделирования.

Исторически сложившаяся территориальная схема размещения сферы услуг представляет концентрические кольцевые зоны вокруг делового центра.

Тенденции формирования сложной пространственной структуры региона определяют схемы размещения, но при этом остаются действенными два основных принципа, определяющие взаимораспо-

ложение разных видов услуг: фактор цены земли и принцип минимальной дифференциации.

Фактор цены земли подвержен влиянию рынка городской земли и рынка недвижимости [2].

Принцип минимальной дифференциации характеризует значимость фактора доступности для отдельных видов услуг, которые формируют ядро фокуса обслуживания (близких по профилю предприятий сферы обслуживания, включая конкурирующие предприятия). Для других видов услуг существенным конкурентным преимуществом является близость к дополнительным видам обслуживания, что обусловливает совместное размещение предприятий одной категории в некоторых точках города.

Создание новых полюсов услуг, с одной стороны, следует за изменениями в размещении населения, а с другой — связано с указанными особенностями этой сферы.

При размещении сферы услуг необходимо учитывать [2]:

• потенциальную клиентуру; наличие фирм-конкурентов;

• варианты доступности (с учетом разных видов транспорта) и обеспеченность услугами связи;

• рынок рабочей силы;

• рынок производственных помещений, социальное и экономическое окружение, а также урбанистическую политику органов местного самоуправления.

Рассмотренные концептуальные положения и выводы дополняют существующие представления о системе бытового обслуживания, расширяют методический аппарат оценки деятельности экономических субъектов и позволяют выбирать направления, способствующие повышению конкурентоспособности и рыночной привлекательности отрасли.

Список литературы

1. Кобелев Н. Б. Основы имитационного моделирования сложных экономических систем: учеб. пособие. М.: Дело, 2003. 336 с.

2. Коробко В. И. Экономика городского хозяйства: учеб. пособие / 2-е изд. М.: Академия, 2008. 160 с.

3. Мурзина Е. В. Экономическое положение Челябинской области и перспективы ее развития // сб. статей и докладов XIV Всероссийской на-учно-практ. конференции. Челябинск. Сити-Принт, 2010. С. 44-47.

4. Яковенко А. Н. Иерархические алгоритмы кластерного анализа в обосновании структуры современной модели эффективного бизнеса// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Экономика и менеджмент». 2009. № 29 (162). С. 4-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.