УДК 336.7; 640.2
ОБОСНОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ПАРАМЕТРОВ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
д. Г. ДЕМЬЯНОВ, аспирант кафедры экономико-математических методов и моделей Е-mail: x-line@rambler. ru Всероссийский заочный финансово-экономический институт,
филиал в г. Челябинске
В статье подчеркивается, что создание благоприятных условий развития инвестиционной деятельности в сфере бытовых услуг требует глубокого анализа взаимосвязи, взаимообусловленности инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности. Разрабатываемые методические положения управления системой бытового обслуживания должны быть основой для создания новых схем организации и функционирования данной системы, ее адаптации к изменениям внутренней и внешней среды.
Ключевые слова: инвестиционно-инновационный потенциал, малое и среднее предпринимательство, инвестиционная политика, социальная инфраструктура, стратегическое управление, инвестиционные и инновационные факторы.
Формирование новой модели экономического развития России предполагает активное совершенствование инфраструктуры национальной экономики, внедрение современных сервисных технологий
во все сферы бизнеса [5]. Тем самым подтверждается следование нашей страны в русле общемировых тенденций развития, ведь сфера бытового обслуживания в экономике большинства стран мира занимает одно из лидирующих положений.
Как свидетельствуют обобщенные статистические данные за пятилетний период с 2006 по 2010 г. (табл. 1), среднегодовой темп роста объема оказанных бытовых услуг населению в России составил 139,1 %, или 42 254,17 млн руб.
В условиях современной России сфера бытового обслуживания превращается в важный источник социально-экономического развития государства, так как помимо того, что она вносит существенный вклад во внутренний национальный продукт, ею выполняются социальные функции.
Рынок бытовых услуг имеет ряд особенностей, среди которых: высокий динамизм, территориальная сегментация и локальный характер, высокая скорость оборота капитала, активная чувствитель-
Таблица 1
Динамика объема бытовых услуг населению России в 2006—2010 гг., млн руб.
Год Объем услуг, млн руб. Абсолютный прирост Темпы роста, % Темпы прироста, °%
Базисные Цепные Базисные Цепные Базисные Цепные
2006 277 883 — — 100 — — —
2007 330 839 52 956 52 956 119,06 119,06 19,06 19,06
2008 406 107 128 224 75 268 146,14 122,75 46,14 22,75
2009 446 728 168 845 40 621 160,76 110,00 60,76 10,00
2010 470 990 193 107 24 262 169,49 105,43 69,49 5,43
Итого... 1 932 547 — 193 107 — — — —
ность услуг к рыночной конъюнктуре, личный контакт производителя и потребителя, индивидуальность и нестандартность оказываемых услуг и технологий, наличие асимметрии информации у производителя и потребителя.
Конъюнктуру на рынке услуг определяют инфляция, резкое падение реальных доходов населения и, как следствие, сокращение расходов на платные услуги, падение спроса на них, более быстрый рост цен на услуги по сравнению с ценами на товары, появление новых видов услуг информационного и научного обеспечения деятельности участников рынка.
Интеграция интересов хозяйствующих субъектов и государственных структур в системном обслуживании экономики и ее отраслей составляют и определяют роль региональной социальной инфраструктуры.
Уровень развития внутрирегиональных, межрегиональных, производственно-экономических, социально-культурных и других связей, экономическая целостность, проявляющаяся в структуре хозяйствования, его специализации и системности развития, воспроизводственном процессе, инвестиционно-инновационный потенциал региона, емкость регионального рынка определяют темпы развития (табл. 2) системы бытового обслуживания, его территориальное размещение [6].
Эффективность деятельности хозяйствующих субъектов бытового обслуживания, достижение целей развития в значительной степени зависят от качества и действенности управления прогнозирования ее размещения в соответствии с основным принципом учета интересов пользова-
телей услуг, положенного в основу качественно ориентированной системы размещения бытового обслуживания.
Мерами, реализуемыми в рамках региональной экономической политики, должны быть, на наш взгляд, развитие инфраструктуры на основе реализации целевых программ и развитие программно-целевого подхода к структурным преобразованиям.
Распоряжением администрации г. Челябинска от 07.08.2009 N° 3099 утверждена городская целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Челябинске в 2010-2012 годах». В ГЦП прописана концепция поддержки субъектов малого предпринимательства и сформирован комплекс мероприятий по ее выполнению. Основными направлениями поддержки предпринимательства являются: финансовая поддержка, информационно-консультационная поддержка, административно-организационная поддержка.
Наличие муниципальной программы является условием привлечения средств вышестоящих бюджетов на содействие развитию малого и среднего предпринимательства.
Малый бизнес создает в городе ежегодно около 3 тыс. новых рабочих мест. В Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 г., утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 25.10.2007 № 890, развитие предпринимательства определено «точкой роста» экономики Челябинской области, что обусловлено высокой значимостью малого и среднего бизнеса в решении социальных и экономических задач.
Таблица 2
Удельный вес бытовых услуг в Уральском федеральном округе в 2000—2008 гг., млн руб.
Субъект УрФО 2000 2005 2007 2008
Всего % Всего % Всего % Всего %
Уральский федеральный округ, всего 5 358 100 14 893 100 26 316 100 32 887 100
Курганская область 422 7,876 620 4,163 1 024 3,891 1 186 3,6063
Свердловская область 1 691 31,560 6 397 42,953 11 576 43,988 14 665 44,592
Тюменская область 1 490 27,809 3 980 26,724 6 596 25,065 7 795 23,702
В том числе:
Ханты-Мансийский автономный округ 795 14,838 1 935 12,993 3 137 11,921 3 434 10,442
Ямало-Ненецкий автономный округ 215 4,013 447 3,001 618 2,348 680 2,0677
Челябинская область 1 756 32,773 3 895 26,153 7 121 27,060 9 241 28,099
В условиях нехватки финансовых средств методы и формы активизации ресурсов в социальную сферу становятся важнейшим направлением деятельности органов управления на различных уровнях.
Основными целевыми установками инвестиционной политики в социальной сфере являются:
• создание благоприятного инвестиционного климата, способствующего привлечению средств коммерческих организаций, иностранных инвесторов в отдельные отрасли, организации и предприятия социальной сферы;
• выполнение решений федеральных законодательных и исполнительных органов власти по вопросам социальной политики (в том числе в сфере инвестиций);
• разработка региональных и местных законопроектов и правил по их выполнению, обращение с законодательными инициативами или претензиями в высшие органы власти;
• сглаживание посредством активной инвестиционной политики противоречий и перекосов в социальной сфере;
• разработка инвестиционных разделов в планах и прогнозах развития социальной сферы;
• определение приоритетов в направлении средств на решение отдельных социальных вопросов [7].
Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности в социальной сфере, по мнению автора, можно считать завершенным механизмом достижения социально-экономических целей.
Концепция инвестиционной стратегии в России нуждается в корректировке с целью создания действующих механизмов реализации инвестиционной политики, исходя из текущего состояния и ближайших перспектив развития сферы бытового обслуживания.
Система активизации и стимулирования инвестиционных вложений в систему бытового обслуживания должна определяться с учетом положительного уровня социально-экономического развития России.
Наиболее полная характеристика инвестиционного климата региона может быть дана на основе анализа взаимосвязи и взаимообусловленности инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности.
Большинство специалистов определяют инвестиционную привлекательность в виде совокупности
возможностей и ограничений инвестиционных вложений. Эффективность привлечения инвестиций при этом определяется как инвестиционная активность.
В оценке инвестиционной привлекательности необходимо учесть две составляющие: объективные возможности региона для инвестиционных вложений и наличие объективных ограничений, препятствующих реализации данной возможности, что, в свою очередь, определяет возможную вероятность неполной реализации инвестиционного потенциала региона.
Степень реализации инвестиционной привлекательности по общей принятой методике может быть определена по соотношению инвестиционной активности и инвестиционной привлекательности.
В настоящее время существует совокупность методических подходов к уточнению данной оценки. Наиболее значимыми, по мнению специалистов, могут быть методика, разработанная Рейтинговым агентством «Эксперт РА» и методика Министерства экономического развития РФ и Российской академии наук (РАН).
Предметом исследования может быть сравнительный анализ подходов к оценке инвестиционного климата региона. Для Челябинской области наиболее приемлема методика Министерства экономического развития РФ и РАН в силу доступности исходной информации, объективности получаемых результатов.
Инвестиционная привлекательность Челябинской области достаточно высокая. Инвестиционная активность также высока. Наиболее привлекательны для инвестиционных вложений Златоустовский, Миасский городские округа, Ашинский муниципальный район.
Инвестиционная привлекательность может быть дифференцирована на группы: низкая, средняя, высокая, очень высокая, каждая из которых подразделяется на подгруппы в зависимости от уровня инвестиционной активности (чем выше группа, тем выше инвестиционная привлекательность).
Для активизации инвестиционных проектов правительство Челябинской области осуществляет прямое инвестирование поддержки муниципальных образований в процессе развития малого и среднего бизнеса социальной инфраструктуры. Прямое инвестирование осуществляется только на принципах конкурсного отбора, где, безусловно, высокобюджетный проект с низким сроком окупаемости принимается к рассмотрению и принятию решения о финансировании.
Рис. 1. Факторы влияния инвестиционной политики на эффективность системы бытового обслуживания
В целом инвестиции определяются как социально-экономический механизм, функционирование которого опосредует преобразование ресурсов в затраты с учетом целевых установок инвестора и получения результата, как экономического, так и социального, превышающего эти затраты [7].
Социально приоритетные инвестиции могут и не приносить экономического эффекта, могут быть крайне не эффективными с точки зрения получения прибыли, но они являются инвестициями, так как содержат в себе основные элементы инвестиционного процесса и их взаимосвязь.
Экономически приоритетные инвестиции в сферу бытового обслуживания осуществляются с целью получения исключительно экономических результатов (прибыль, наращивание объемов производства, завоевание сегментов рынка и т. д.). Социальные результаты таких инвестиций обязательно будут присутствовать, но не являются приоритетными для инвесторов. Процесс оценки экономически приоритетных инвестиций вызывает интерес с точки зрения изучения и оценки в качестве результатов предпринимательской деятельности системы бытового обслуживания.
Как свидетельствует практика, оценка результатов инвестиций должна производиться с точки зрения достижения не только экономических, но и социальных параметров [7].
Социальная эффективность инвестиционной политики определяется на основе системы критериев результативности процесса инвестирования системы бытового обслуживания.
Для активизации инвестиционного процесса необходимы новые подходы и методы регулирования, разработка обоснованного методологического подхода к определению приоритетов инвестиционной политики в рамках существующей стратегии развития социальной сферы (рис. 1) [7].
Основными источниками финансовых ресурсов для реализации национальных, региональных и местных задач инфраструктурного обустройства являются: федеральный, региональный и муниципальный бюджеты, Национальный Фонд развития, частные инвестиции, сбережения и накопления населения, привлеченные средства (банковские кредиты, займы и т. д.).
Государственная инвестиционная политика рассматривается как концепция эффективного управления инвестиционным процессом. Ее содержанием являются стратегическая идея организации инвестиционной деятельности и комплекс тактических мероприятий по регулированию экономических отношений в инвестиционных процессах всех уровней, а целью — обеспечение стабильного и эффективного функционирования системы бытового обслуживания в конкретных экономических условиях.
Формируемая и реализуемая в качестве концепции эффективного управления государственная инвестиционная политика имеет возможность воздействовать на эффективность функционирования сферы бытового обслуживания, формируя качество, количество инвестиционных ресурсов и производительную мощность [2].
Обе составляющие государственной инвестиционной политики (государственное инвестирование, государственное регулирование инвестиционной деятельности) должны быть направлены на поддержку приоритетных отраслей и производств, носить взвешенный и системный характер [7].
В современных условиях нарастания изменчивости внешней среды государственная инвестиционная политика Российской Федерации приобретает черты целостного стратегического управления, которое представляет собой процесс принятия и реализации стратегических решений в инвестиционной сфере, где центральным звеном является стратегический выбор способа реализации инвестиционной миссии государства и достижения
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
<и X X <и
т
<и
а
и
V
ю о
V
о X X о
Я
«
а о
X
В
Формирование социальной инфраструктуры государства
Рис. 2. Модель инвестиционного обеспечения развития системы бытового обслуживания
его инвестиционных целей. Данный стратегический выбор должен основываться на сопоставлении инвестиционного ресурсного потенциала государства с возможностями и угрозами внешней среды [2].
Стратегическое управление инвестиционной деятельностью требует развития методических
подходов и инструментального обеспечения формирования и реализации эффективной инвестиционной политики, направленной на стимулирование инвестиционной деятельности системы бытового обслуживания в регионе. Это в свою очередь требует обоснования методик прогнозирования и мо-
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: теория и практика 29
Рис. 3. Основные этапы моделирования
ниторинга влияния инвестиционной деятельности на экономику системы бытового обслуживания с учетом особенностей регионального размещения субъектов системы бытового обслуживания.
Основные направления региональной инвестиционной политики представляют собой совокупность мер по регулированию и стимулированию инвестиционного процесса с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития территории [7]. Тесная взаимосвязь между целевым, функциональным, управленческим и финансовым блоками способствует инвестиционно-инновационному развитию региона [6].
С учетом накопленного мирового опыта приоритетным направлением повышения эффективности системы бытового обслуживания региона является активизация инвестиционных ресурсов новых экономических субъектов (институциональных инвесторов, венчурных фондов, социально ответственных предприятий, благотворителей через механизм венчурной филантропии) для финансирования инновационно-инфраструктурных проектов [6].
Концептуальная модель инвестиционного обеспечения (рис. 2) развития социальной инфраструктуры строится на принципах всестороннего анализа состояния инфраструктурной обеспеченности, сосредоточения усилий на приоритетных и перспективных направлениях, совершенствования управления территориальным развитием системы бытового обслуживания.
Бытовое обслуживание — это управленческая система, интегрирующая и координирующая все сферы деятельности бытового обслуживания для достижения целей прогнозирования отрасли в современных условиях хозяйствования.
Устойчивое развитие предприятия бытового обслуживания предполагает два взаимосвязанных и взаимообусловленных условия для реализации: во-первых, экономическое развитие должно быть ориентировано на удовлетворение потребности текущего порядка для хозяйствующего субъекта, во-вторых, необходимо сохранить способность активного взаимодействия хозяйствующего субъекта с внешней средой [1]. Инструментарием формирования устойчивой конкурентоспособности системы бытового обслуживания и возможности ее мониторинга, по мнению автора, является моделирование, основные этапы которого позволяют выделить факторы внешних и внутренних конкурентных преимуществ, направления роста в результате инвестиционных вложений (рис. 3).
К локальным методикам имитационного моделирования в изучаемом контексте исследования следует отнести:
• методические разработки анализа состояния внешней и внутренней среды, целей развития хозяйствующих субъектов;
• анализ организационной структуры управления;
• формирование методики управления рисками;
• планирование и прогнозирование территориального размещения системы бытового обслуживания;
• анализ и оценку самой системы имитационного моделирования, разработки и совершенствования направлений ее развития [3].
На выбор такого вектора оказывают влияние инвестиционные (благоприятный инвестиционно-инновационный климат, диверсифицированная структура источников финансирования, государственная инвестиционно-инновационная политика, государство в системе государственно-частного партнерства, стимулирование частных инвестиций) и инновационные (технико-технологическая база, инновационная политика, инновационная инфраструктура, научный потенциал, государственное финансирование инноваций, инновационная активность экономических субъектов, инновационное партнерство) факторы
развития социальной инфраструктуры [6].
Изучение общей системы показателей оценки влияния инвестиционной политики на качественное функционирование системы бытового обслуживания позволило определить следующие необходимые для ее эффективной деятельности критерии:
• количество привлекаемых инвестиций в систему бытового обслуживания;
• качество привлекаемых инвестиций в систему бытового обслуживания;
• влияние инвестиционной политики на используемую мощность (производительность) системы бытового обслуживания [2]. Таким образом, остаются актуальными вопросы выявления возможностей и угроз развития системы бытового обслуживания, сильных и слабых сторон функционирования, специфических факторов развития системы бытового обслуживания на долгосрочную перспективу.
Список литературы
1. Балабайкин В. Ф., Бодрова Е. Г. Моделирование устойчивого развития молокоперерабатыва-ющих предприятий // Вестник Южно-Уральского
государственного университета. Серия. 2009. N° 41 (174). С. 65—68.
2. Водопьянов Н. А. Влияние государственной инвестиционной политики на эффективность социально-экономической системы. Волгоград: Изд-во ВАГС, 2008.
3. Кобелев Н. Б. Основы имитационного моделирования сложных экономических систем: учеб. пособие. М.: Дело, 2003.
4. Лысенко Ю. В., Бухтиярова Т. И. Механизм управления экономической устойчивостью: теория, методология, практика: монография / Российская академия кадрового обеспечения АПК, 2009.
5. Послание Президента РФ Федеральному собранию // Российская газета. 2009. N° 5038 (214). URL: http://www. ig. ru/2009/11/13/poslanie-tekst. html.
6. Ульянова О. Ю. Инвестиционно-инновационное развитие жилищной системы в региональной социальной инфраструктуре. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008.
7. Шевчук Н. П. Повышение эффективности государственной инвестиционной политики в социальной сфере. СПб.: Изд-во СПбИВЭСЭП, 2008.