Научная статья на тему 'Тенденции развития предпринимательских структур в условиях посткризисной экономики страны'

Тенденции развития предпринимательских структур в условиях посткризисной экономики страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТКРИЗИСНАЯ ЭКОНОМИКА / СЫРЬЕВОЙ РЫНОК / МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / АУТСОРСИНГ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГОСЗАКАЗ / POST-CRISIS ECONOMY / RAW MATERIAL MARKET / SMALLSCALE INNOVATIVE ENTERPRISES / OUTSOURCING / THE PARTNERSHIP BETWEEN STATE-RUN ORGANIZATIONS AND PRIVATE BUSINESS / GOVERNMENT ORDER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Передков А. В.

В статье рассмотрено состояние малого бизнеса в современных условиях экономики страны. Определены основные, перспективные направления деятельности малых предприятий и их значимость как основы стабилизации и развития экономики страны на современном этапе. Подтверждено, что именно инновационная ориентация и увеличение количества малых предприятий даст весомый вклад в развитие новой, инновационной экономики в целом. Также следует отметить, что государственно-частное партнерство, аутсорсинг, госзаказ и создание при вузах наукоемких предприятий имеет наибольшую актуальность при выборе предпринимателем вида деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRESS TRENDS OF ENTREPRENEURSHIP ORGANIZATIONS UNDER CONDITIONS OF POST-CRISIS ECONOMY OF COUNTRY

This paper examines the state of small-scale business under the modern conditions of the economy of the country. Both the main promising trends of small-scale enterprise activity and significances of these trends as a basis of stabilization and development of the State economy at the current stage are defined. It is corroborated that focus on innovations and increase in quantity of small-scale enterprises themselves will make a major contribution to development of the new innovative economy in whole. It should be also noted that the partnership between state-run organizations and private business, outsourcing, government order, and creation of science intensive enterprises under institutes of higher education are of great importance when a entrepreneur choices a kind of activity.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития предпринимательских структур в условиях посткризисной экономики страны»

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В УСЛОВИЯХ ПОСТКРИЗИСНОЙ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

А. В. ПЕРЕДКОВ

В статье рассмотрено состояние малого бизнеса в современных условиях экономики страны. Определены основные, перспективные направления деятельности малых предприятий и их значимость как основы стабилизации и развития экономики страны на современном этапе. Подтверждено, что именно инновационная ориентация и увеличение количества малых предприятий даст весомый вклад в развитие новой, инновационной экономики в целом. Также следует отметить, что государственно-частное партнерство, аутсорсинг, госзаказ и создание при вузах наукоемких предприятий имеет наибольшую актуальность при выборе предпринимателем вида деятельности.

Ключевые слова: посткризисная экономика, сырьевой рынок, малые инновационные предприятия, аутсорсинг, государственно-частное партнерство, госзаказ.

2009 г. стал серьезным испытанием для России и всего мирового сообщества. По итогам третьего квартала 2009 г. можно сделать вывод, что экономика страны вышла из тяжелой фазы кризиса. Об этом свидетельствует возобновление подъема российской экономики во второй половине 2009 г. В третьем и четвертом кварталах 2009 г., по предварительным подсчетам, прирост ВВП (с учетом сезонности) составил 1,1 % и 1,9 % соответственно. У большинства аналитиков появился естественный вопрос: «Как будет развиваться страна в посткризисный период?».

Для России в кризисный период наиболее актуальным было и есть поддержка и развитие предпринимательства, и, как показывает мировой опыт, именно предпринимательство способствует оздоровлению экономики. В целом, на основе развития данной сферы экономики может быть решено большинство социально-экономических проблем, а именно повышение уровня жизни населения, снижение безработицы, формирование конкурентной среды, формирование так называемого среднего класса, насыщение рынка товарами и услугами, расширение налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней. Поэтому целесообразно рассмотреть дальнейшее развитие предпринимательства в посткризисной экономике России.

По оценкам аналитиков в кризис больше всего пострадал крупный и средний бизнес. Предприятиям, ориентированным на определенный вид деятельности было сложно справиться с падением спроса на их продукцию, услуги и т. д.

Малый бизнес пострадал меньше, более того количество предпринимателей в этом сегменте выросло. Малый бизнес более мобилен, он лучше адаптирован к стремительно меняющейся экономической ситуации, что позволяет быстро реагировать на конъюнктуру рынка и с легкостью может сменить вид деятельности, переориентироваться на другую целевую аудиторию, оптимизировать затраты и т. д. [1].

В кризис работодатели были вынуждены сокращать персонал. У подавляющего большинства безработных сложилась сложная ситуация. Уволенный человек не мог устроиться на другую работу потому, что подобная ситуация была и на остальных предприятиях и организациях. Организации чтобы сократить расходы пошли на крайности, стали сокращать персонал. У человека, оставшегося без средств к существованию, не было другого выхода, как начать собственное дело (в основном розничная торговля).

На основе анализа процессов, протекающих в экономике страны, делается вывод, что в России доминирует сырьевой рынок. Хотя правительство и призывает региональные органы власти к активному участию в реализации национальных проектов, но, вероятнее всего, в текущем 2010-м г. Россия будет продолжать развиваться, полагаясь на сырьевой рынок. По словам президента России Дмитрия Медведева, России следует менять «формат» экономики с сырьевого на инновационный [2].

Первоочередной задачей для поддержки роста экономики в посткризисный период является

увеличение количества предприятий малого бизнеса. На основе этого на 2010 г. скорректирована государственная программа поддержки малого бизнеса и дополнен перечень видов поддержки, осуществляемой за счет данной программы.

Также в рамках поддержки малого и среднего бизнеса будут усилены действия, которые направлены на усиление производственного сектора и поддержки инновационной ориентации предприятий.

В 2010 г. полноценно продолжит функционировать программа кредитования малого бизнеса, начатая в 2009 г. на базе открытого акционерного общества «Российский банк развития», а также механизм гарантийных фондов для кредитования малого бизнеса.

Через банки-партнеры открытого акционерного общества «Российский банк развития» малый бизнес получит не менее 100 млрд рублей кредитов, а за счет функционирования механизмов гарантийных фондов не менее 80 млрд рублей.

Малый бизнес будет активно привлекаться к реализации программ повышения энергоэффективности, в том числе для целей проведения энергоаудита предприятий.

Будет продолжено развитие системы контроля и надзора за деятельностью малого и среднего бизнеса. Особое внимание будет уделено таможенному и налоговому контролю, а также деятельности правоохранительных органов в отношении малого бизнеса.

Будет уделено внимание вопросу о радикальном упрощении процедуры получения лицензии, о переходе на преимущественно уведомительный порядок открытия собственного дела.

Также будет продолжена работа по осуществлению финансовой поддержки государством открывающимся предприятиям малого бизнеса в рамках региональных программ содействия занятости [4].

Генпрокуратура России с 2010 г. станет осуществлять формирование сводного графика проведения плановых проверок малого и среднего бизнеса, в связи с чем произойдет снижение административного давления на бизнес. По мнению разработчиков, реализация данной функции станет эффективной мерой защиты конституционных прав и свобод субъектов малого бизнеса, а также понижение административного давления в отношении малого бизнеса [3].

Говоря о перспективных путях развития предпринимательства, можно сказать о новом направлении в бизнесе, а именно о создании на базе государственных вузов малых инновационных пред-

приятий. Право участвовать в создании малых инновационных предприятий вузам дал федеральный закон, принятый в августе по инициативе президента Дмитрия Медведева [7]. Закон о создании малых предприятий при вузах был принят как направленная на борьбу с кризисом мера, но он даст возможность вузам извлекать больше прибыли из своей интеллектуальной собственности. Тем не менее, с принятием данного закона темпы создания малых предприятий не ускорятся. Финансовые и интеллектуальные ресурсы вузов ограничены, следовательно больше двух-трех предприятий в рамках вузов организовать будет невозможно.

В разных формах наукоемкое предпринимательство при вузах существует и на данный момент. В основном, это хозяйственные договоры с промышленными предприятиями и научными лабораториями (в некоторых университетах их более сотни) или малыми предприятиями, учредителями которых являются сотрудники вузов в качестве физических лиц.

До начала 2000-х гг. коммерческая деятельность вузов выглядела следующим образом: структурные подразделения (кафедра или факультет) оформляли патент на разработку, а затем продавали его предприятию, которое пускало изделие в серийный выпуск. Полученный доход от продажи патента направлялся в бюджет. С появлением при вузах технопарков доработка идеи до промышленной модели происходит в стенах малых предприятий, формально юридически не зависимого от вуза [6].

Говоря о развитии предпринимательства, следует учесть, что почти у 90 % компаний были приняты антикризисные меры, которые продолжают действовать и в настоящее время. Так к основным можно отнести сокращение персонала и снижение затрат. Следовательно, для восстановления нормального функционирования компании понадобится значительное время и ресурсы, что является немаловажным фактором, тормозящим развитие компании.

По-прежнему приоритетным остается поддержка и развитие малого предпринимательства. Ведь с теоретической точки зрения выходу из кризиса как раз способствует малый бизнес. Правительство активно призывает к всесторонней поддержке предпринимательства, в основном это происходит на федеральном уровне. Основные надежды возлагаются на региональные власти. Помимо федеральной программы регионам необходимо разрабатывать и что, самое главное, претворять в жизнь собственные программы поддержки и развития предпринимательства.

На основе вышесказанного Межведомственной рабочей группой при Минздравсоцразвития России с 17 декабря 2009 г. начато рассмотрение региональных программ общей направленности на 2010 г. Общая сумма средств из федерального бюджета на реализацию одобренных Межведомственной рабочей группой при Минздравсоцраз-вития России региональных программ составляет 23,56 млрд рублей.

Так, в ряде крупных городов активно ведутся работы в этом направлении. Существуют такие направления, как стимулирование крупных предприятий к развитию аутсорсинга для того, чтобы они передавали подряды малым и средним предприятиям, стимулирование спроса на продукцию товаропроизводителей через муниципальный и госзаказ, помощь в продвижении выпускаемой в регионе продукции, предусмотрено создание и развитие ряда кластеров. Также становится актуальным развитие механизмов государственночастного партнерства.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) определяется как совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественных задач на взаимовыгодных условиях.

На основе этого раздела при участии муниципальных образований планируется сформировать реестр проектов ГЧП, сделав его максимально доступным для бизнеса. Эти проекты будут и коммунальные, и инженерно-инфраструктурные, и социальные. Основываясь на мировом опыте можно сказать, что для развития отраслей инфраструктуры необходимо объединение государственных и частных инвестиций, что возможно на основе механизмов ГЧП. Приведенные сегодня положительные примеры объектов, построенных на основах ГЧП, служат свидетельством того, что региональные власти готовы к открытым диалогам с инвесторами. В сложившимся посткризис-ном периоде появилась острая потребность в развитии инфраструктуры на региональном уровне, фундаментом для которого должны стать различные формы партнерства частного сектора и государства при сохранении за государством права собственности и одновременной передачи прав по владению и пользованию частными предприятиями. Исходя из этого, молодые предприниматели могут быть в авангарде этих тенденций.

Так, говоря о партнерстве предпринимательства с государством можно выделить такое направление как обмен технологиями между государственным и частным сектором. Внедрение в среду частного предпринимательства большого

количества принципиально новых технологических идей и решений - необходимое условие для развития рынка венчурного капитала. Однако формирование такого партнерства требует достаточно масштабных поисковых и высокорискованных прикладных исследований. А это, как правило, труднодоступно и малопривлекательно для частного сектора.

Благоприятные условия для решения этой проблемы создает сотрудничество малого инновационного бизнеса и государства в рамках проведения оборонных и стратегических НИОКР. Благодаря такому сотрудничеству возникает синергетический эффект, позволяющий, с одной стороны, повысить результативность государственных расходов на научные исследования, с другой стороны - передать мощный инновационный импульс частному сектору [5].

Венчурные предприниматели, осуществляя исследования в рамках стратегических и оборонных НИОКР, позволяют уменьшить затраты на их проведение, а также придают исследованиям необходимую гибкость.

Государство, решая стратегические задачи, одновременно берет на себя риск и затраты на «произведение» знаний, часть из которых в последствии удается перенаправить в гражданские сферы и коммерциализировать.

Безусловно, на сегодняшний день в России существует множество идей, проектов и программ, способствующие поддержки, развитию и увеличению числа малых предприятий. Но возникает вечный вопрос - «Где взять средства?».

Основным источником получения средств для создания собственного бизнеса является кредитование. Но в связи с сложившейся ситуацией на рынке наблюдается резкое сокращение объемов финансирования малого и среднего бизнеса со стороны финансовых организаций. Предпринимателям все труднее получить кредит на открытие или развитие собственного дела в связи с отсутствием гарантий ликвидности недавно открытых предприятий. Следовательно, начинающим предпринимателям проще получить кредит на неофициальном (теневом) рынке, чем обращаться в банк. На сегодняшний день объем источников, которые заложены в федеральный бюджет и направляются на поддержку малого бизнеса. Это говорит о том, что развитие данной сферы экономики является первоочередным.

На сегодняшний день все большее значение приобретает институт гарантий, которые присутствуют в регионах РФ, за счет создания так называемых гарантийных фондов. Региональные вла-

сти также следуют по пути содействия малому бизнесу [8].

Также следует отметить, что интерес к рынку кредитования малого бизнеса разнообразен со стороны всех российских банков. Все банки охарактеризуют рынок кредитования малого бизнеса как достаточно конкурентный рынок. Банки внедряют все новые и новые банковские продукты, используя беззалоговые кредиты, большое значение приобретают механизмы поручительства.

Среди программ в области кредитования предпринимательства можно выделить программу «Гасзаказ». Эта программа кредитования актуальна для малого бизнеса, активно сотрудничающего с органами власти в рамках исполнения государственных контрактов на реализацию товаров, работ и услуг. Для данной категории клиентов программа банка предусматривает выгодные условия кредитования, в частности, в процентной ставке срока кредитования и механизма обеспечения запрашиваемых кредитов. Также имеются новые кредитные программы, разрабатываемые Сбербанком России для малого бизнеса, максимально учитывающие специфику, потребности клиентов и будут интересны как ранее кредитовавшимся клиентам, так и новым заемщикам, пока еще не имеющим кредитной истории [9].

Подводя итоги, можно сказать, что усилиями правительства посткризисная экономика России все больше ориентируется на инновационный путь развития, это подтверждается как словами правительства, так и программами, проектами и идеями. Соответственно в выигрыше окажутся те предпринимательские структуры, которые будут ориентированы на инновационную деятельность и коммерциализацию как продукта этой деятельности, так и идей. Но пока предприниматели выбирать этот путь не торопятся. И их можно понять. Ведь возникает ряд проблем, такие как недостаток квалифицированных кадров, затрудненный доступ к производственным помещениям и, самое главное, отсутствие достаточных средств. На сегодняшний день доминантным остается бизнес, ориентированный на извлечение максимальной прибыли. И такой бизнес в меньшей степени связан с инновациями.

Пройдет ни один год, когда Российская экономика поменяет «формат» с сырьевого на инновационный, и этому будут способствовать все новые разработки (программы, проекты).

Литература

1. Асаул А. Н. Финансовый кризис в России: причины и последствия // Экономическое возрождение России. 2009. № 2 (20). С. 3-7.

2. Итоги года с Президентом России. иКЬ: http://www.kremlin.ru/news/6450

3. Малый бизнес в РФ с 2010 года будут проверять по единому плану. иКЬ: http://www.rian.ru/ crisis_news/20090330/166441261.html

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: федер. закон 217-ФЗ от 02.08.2009. 2009. 1 сентября. № 162(2974).

5. Основные направления антикризисных действий правительства Российской Федерации на 2010 год. иЯЬ: http://premier.gov.rU/anticrisis/3.html#_blank

6. Пестова А. А., Солнцев О. Г. Финансирование инноваций: в поисках российской модели // Банковское дело. 2009. № 1. С. 48-52.

7. Силачева И. Вуз как мечта венчурного инвестора // Деловой Петербург.

8. Шестоперов О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. 2008. № 4.

9. иКЬ: http://www.opora-credit.ru/sber/

* * *

PROGRESS TRENDS OF ENTREPRENEURSHIP ORGANIZATIONS UNDER CONDITIONS OF POST-CRISIS ECONOMY OF COUNTRY

A. V. Peredkov

This paper examines the state of small-scale business under the modern conditions of the economy of the country. Both the main promising trends of small-scale enterprise activity and significances of these trends as a basis of stabilization and development of the State economy at the current stage are defined. It is corroborated that focus on innovations and increase in quantity of small-scale enterprises themselves will make a major contribution to development of the new innovative economy in whole. It should be also noted that the partnership between state-run organizations and private business, outsourcing, government order, and creation of science intensive enterprises under institutes of higher education are of great importance when a entrepreneur choices a kind of activity.

Key words: post-crisis economy, raw material market, small-scale innovative enterprises, outsourcing, the partnership between state-run organizations and private business, government order.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.