ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 330.332
Е.В. Бирюков
магистрант,
кафедра мировой экономики и менеджмента, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»,
г. Краснодар
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Аннотация. В статье рассматриваются институциональные аспекты стимулирования инвестиционной активности малых предприятий. Автор предлагает ряд мероприятий по совершенствованию институциональной среды в секторе малых и средних предприятий, ориентированных на инновационную модель развития экономики.
Ключевые слова: малый бизнес, инвестиции, государственно-частное партнерство, гарантийные фонды, залоговые фонды, венчурные фонды, бизнес-ангелы.
E.V. Biryukov, Kuban State University, Krasnodar
INSTITUTIONAL ASPECTS OF INCREASING INVESTMENT ACTIVITY OF SMALL ENTERPRISES
Abstract. The article discusses the institutional aspects of stimulation of investment activity of small enterprises. The author proposes a series of measures to improve the institutional environment in the SME sector, to innovative model of economic development.
Keywords: small business, investment, public-private partnership, guarantee funds, mortgage funds, venture capital funds, business angels.
В условиях ограниченных возможностей для самофинансирования (недостаточность прибыли, накоплений, амортизационных отчислений) перед отечественными предприятиями остро стоит проблема привлечения инвестиций за счет сторонних источников.
Под государственно-частным партнерством понимается определенная возможность совершенствования инфраструктуры общества, основанная на длительной взаимной работе государства и бизнес-кругов, при котором частная сторона (бизнес) принимает участие не только в формировании (проектировании, финансировании, строительстве, реконструкции) объекта инфраструктуры, а также в его дальнейшей эксплуатации и/или техническом обслуживании в интересах публичной стороны.
В федеральном законе о государственно-частном партнерстве (ГЧП) дается следующее его толкование: оформленная с правовой стороны на некоторый период и основанная на совмещении ресурсов, распределении рисков обоюдная деятельность публичного и частного контрагентов, которая реализуется в рамках договора о ГЧП, разработанного в соответствии с данным ФЗ для притока в экономику частных вложений, реализации государственными органами доступности товаров, работ, услуг и улучшения их качества [5].
То есть ГЧП позволяет публичному партнеру:
- полностью или частично переложить на частного партнера обязательства по финансированию формирования объекта инфраструктуры;
- разделить или полностью передать частному партнеру риски повышения стоимости строительства, качества проведенных строительных работ, отставание по времени при вводе объекта в эксплуатацию, качества технического обслуживания, риски выручки и пр.
К концу 2016 г. планируется создание механизма реализации положений ФЗ регламентирующего ГЧП в части таковых проектов [11, с. 12].
Необходимо выделить основные критерии, которые позволяют идентифицировать ГЧП среди других форм взаимодействия государства и бизнеса. Специальные субъекты, которые
выполняют функции участников ГЧП-проектов, наделены определенными полномочиями.
Рисунок 1 - Развитие форм взаимодействия государства и бизнеса при реализации инфраструктурных проектов
Главная цель институтов формирования и развития ГЧП заключается в определении условий эффективной реализации инвестиционных проектов.
Рисунок 2 - Институты государственно-частного партнерства
Преимущества ГЧП для публичного сектора:
• возможность привлечь частного инвестора к спонсированию запуска объекта позволяет реализовывать инфраструктурные проекты, даже если нет достаточного бюджета, по сути, «в рассрочку» без роста долга;
• способность совместить в одном проекте разные стадии (проектирование, строительство и эксплуатация) дает возможность увеличить качество создаваемого объекта и минимизировать риски увеличения расходов на строительство и эксплуатацию;
• возможность получать не объект, а услугу с выплатами, зависящими от объемов и ка-
чества ее предоставления, что также помогает совершенствованию конкуренции на рынке социально значимых услуг.
Плюсы ГЧП для инвестора:
• способность переложить долю рисков выручки на публичного партнера (применение: минимальной гарантии доходности, оплаты за доступность и прочих механизмов гарантирования возвратности);
• возможность совершать инвестиции в долгосрочный проект с конкретной доходностью под гарантии/обязательства страны;
• возможность получать большую выручку от проекта через предоставление дополнительных платных услуг и/или применения разного рода решений, понижающих расходы [5].
По поводу такого важного сектора российского бизнеса, как малое и среднее предпринимательство (МСП), необходимо сказать о его еще весьма недостаточном уровне развития. Низкая эффективность бизнеса субъектов МСП обусловлена недостаточной текущей рентабельностью продаж для накопления собственного капитала при развитии бизнеса, высоким износом и недостатком основных фондов, нереализованностью инвестиционного потенциала сектора МСП, малой долей инвестиционного кредитования в общем объеме кредитования сектора МСП, минимальной интеграцией субъектов МСП с крупным бизнесом.
Отмечается высокая степень концентрации субъектов МСП по субъектам Российской Федерации:
- на регионы-лидеры приходится почти половина общего количества предприятий -юридических лиц;
- динамика сектора МСП в целом по стране в большой степени зависит от его состояния в регионах-лидерах.
Банки остаются ключевым источником средств для МСП:
- 40% финансирования МСП обеспечивается региональными банками;
- банковские кредиты составляют 93% внешнего финансирования МСП, на лизинговые программы приходится порядка 5%.
В кредитовании малого бизнеса по прежнему имеет место тенденция к снижению объемов предоставления средств на инвестиционные цели и росту доли кредитов на текущие:
- основное направление - рефинансирование и оборотные цели;
- главные вызовы для рынка кредитования малого бизнеса - уменьшение числа добросовестных заемщиков и увеличение дефолтности портфелей, что явилось причиной более жесткой политики банков в части кредитования. В основном банки делают ставки на низкорискованные продукты с «твердым» залогом и некредитные сервисы для предпринимателей;
- потребность предпринимательства в инвестициях компенсирована лишь на 60%, однако спрос на новые инвестиционные кредиты с его стороны серьезно снизился.
Все вышесказанное создает предпосылки к необходимости поддержки предприятий МСП со стороны с целью развития их инвестиционного потенциала. Качественной мерой здесь будет являться продолжающееся развитие института Гарантийных фондов.
Сегодня региональные гарантийные организации (РГО) проводят работу в 82 регионах России, их общая капитализация составляет 40 млрд рублей. С начала своего функционирования РГО дали поручительств на 150,3 млрд рублей, обеспечив кредитными средствами малый бизнес на сумму 285,4 млрд рублей, 42,9 тыс. субъектов малого бизнеса приобрели гарантийную поддержку [10].
Сравнительный анализ международного опыта государств с высокой степенью развития малого бизнеса показывает наличие у РГО весомого потенциала роста объемов гарантийной поддержки представителей малого бизнеса.
Фонду за его услуги полагается выплата (вознаграждение) от заёмщика в размере неко-
торого процента от суммы поручительства. Размер вознаграждения Фонда определяется его внутренними документами. Максимальный размер вознаграждения должен составлять не более одной третьей ставки рефинансирования, установленной Банком России и действовавшей на момент заключения договора поручительства, от суммы предоставляемого поручительства. Для наиболее важных отраслей региона Гарантийным фондом (ГФ) возможно установление более низких ставок вознаграждения.
1. Субъект МСП обращается в банк с заявкой на получение кредита.
2. Банк рассматривает заявку, оценивает кредитоспособность заёмщика и принимает решение о возможности предоставления услуги.
3. Если единственное препятствие в получении услуги - недостаточная залоговая база, то банк информирует заёмщика о возможности привлечения поручительства ГФ. При согласии заёмщика банк готовит заявку на предоставление поручительства, которая подписывается банком и заёмщиком, и направляет её в ГФ.
4. ГФ в срок не более 3 рабочих дней (в случае необходимости срок может быть увеличен) с момента получения заявки принимает решение о предоставлении поручительства.
5. Решение ГФ в письменной форме доводится до сведения банка и заёмщика.
6. Заёмщик оплачивает вознаграждение и предоставляет в ГФ копию платёжного документа.
7. Заключается трёхсторонний договор поручительства между ГФ, банком и субъектом МСП.
8. Банк и субъект МСП заключают кредитный договор.
Учредителями гарантийных фондов являются регионы России. Капитал формируется из средств федерального (80%) и регионального (20%) бюджетов на условиях софинансирования [8, с. 108].
Залоговый фонд - это новый инструмент поддержки инвестиционной активности. Его значение в том, что инвесторы, ответственные за реализацию социально значимых проектов, в случае необходимости привлечения заемных ресурсов в качестве залога банку смогут предоставить имущество и имущественные права на объекты региональной и муниципальной собственности. Это станет возможным благодаря такой мере господдержки. Фонды такого рода формируются для реализации главной цели: гарантирования возврата привлекаемых заемных средств внешних инвесторов.
Залоговый фонд представляет собой определенное количество имущества и имущественных прав, собственником которого является субъект РФ или муниципальное образование и являющееся обеспечением исполнения обязательств юридических и физических лиц, использующих заемные средства в инвестировании. В качестве залогодателя выступает субъект РФ или муниципальное образование (МО) в лице уполномоченного органа, в качестве заемщика -получатель средств, а именно то лицо, в отношении которого предоставляется залог. Залогодержателем выступает, как правило, банк, подписавший основной договор о предоставлении средств с заемщиком и договор об обязательствах субъекта РФ или МО, содержащий условия об обеспечении исполнения обязательств залогом из объектов фонда [3, с. 101]. Залоговые фонды есть механизм гарантирования, привлечения и защиты инвестиций, а также положительного взаимодействия инвесторов и заемщиков.
В мировой практике для реализации инновационных проектов используется венчурный капитал. В последние годы в РФ в целом сложился и развивается (во многом благодаря Российской венчурной компании (РВК) рынок венчурного инвестирования. Однако масштабные кризисные потрясения в российской экономике отрицательно сказались и на данном сегменте. Так, по данным Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ), по итогам 2015 года общий объем инвестиций, находящихся под управлением венчурных фондов, составляет сумму 26,8 млрд долл., что ниже показателя за 2014 год (29,1 млрд долл.) и 2013 год (28,4 млрд долл.). Стоит обратить внимание, что относительный прирост капитала с учетом девальвации
рубля по отношению доллару США составил минус 8,1% по отношению к 2014 году [9].
инвестиции
бо,оо jstrse
50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00
^739 X7CTG Г7Г7 1,0"5 0734 0#9 0778 0773
-4,67-
Рисунок 3 - Распределение инвестиций фондов с участием капитала РВК по регионам за 2007-2016 гг. (%)
Помимо венчурных фондов, важным аспектом стимулирования инвестиционной активности предприятий являются бизнес-ангелы (БА). Эксперты признают, что основной проблемой инвестирования БА является закрытость этого вида рынка в России. В связи с чем у его участников нет необходимого количества информации как по спросу, так и по предложению, чтобы эффективно взаимодействовать инвесторам с предприятиями, которым необходимы вливания капитала.
БА осуществляют финансирование венчурных проектов, при этом приобретая часть уставного капитала предприятия, которое ответственно за осуществление проекта. Также они консультируют, лоббируют интересы профинансированной компании, то есть нефинансово оказывают помощь в реализации венчурного проекта и, таким образом, в развитии собственно самого предприятия. Присутствие БА в инновационном проекте повышает вероятность его успешной реализации в 4 раза [7].
В российской практике к БА относят физических и юридических лиц, инвестирующих часть собственных средств в инновационные компании первоначальных стадий развития - «посевной» (seed) и «начальной» (start-up). БА - первые (по хронологии) профессиональные инвесторы, вкладывающие средства в инновационные компании. За ними, как правило, следуют венчурные, а затем прямые инвестиции. Отличие БА от другого рода инвесторов состоит в использовании иного -венчурного механизма инвестирования, суть которого сводится к тому, что финансирование открывается на длительный (3-7 лет) срок, но без залогов, гарантий и поручительств. При этом цель БА -не получить проценты на вложенный капитал, а обеспечить рост стоимости компаний-реципиентов за счет разработки и продвижения на рынок высокотехнологичных продуктов. Свой основной доход БА получает после реализации инвестиционного проекта путем продажи своей доли (пакета акций) в компании за сумму, значительно превышающую инвестиции. Несмотря на высокую рискованность подобной деятельности, она является одним из самых высокодоходных видов бизнеса, способных принести инвестору прибыль не менее 70% годовых. Как правило, предельный объем инвестиций подобного вида составляет до 1 млн долларов [6, с. 70].
Можно выделить следующие преимущества финансирования БА:
• они, в основном, не финансируют последующее развитие компании, наоборот, венчурные инвесторы тратят 2/3 фондов на дальнейшее спонсирование своих портфельных организаций;
• БА отдают предпочтение участию в управлении компанией, и это может привести к утрате предпринимателем определенной доли контроля [4, с. 47].
Для отечественной экономики необходимо увеличение количества функционирующих
на рынке бизнес-ангелов. Это будет способствовать:
- росту количества малых и средних инновационных предприятий;
- коммерциализации инноваций;
- увеличению доли инновационного сектора в отраслевой структуре МСП. В настоящее время в отраслевой структуре МСП преобладают торговые предприятия и организации, занятые посредническими услугами на рынке недвижимости [1];
- развитию рынка венчурного финансирования;
- повышению инновационной активности малых предприятий и, как следствие, доли инновационной продукции в валовом региональном продукте (ВРП).
Бизнес-ангелы, так же как и венчурные фонды, должны стать базовыми институтами формирующейся инновационной экономики России. Для повышения эффективности институтов бизнес-ангелов и венчурного финансирования на региональном уровне необходимо при оценке результативности деятельности региональных администраций учитывать количество инвестиционных проектов, реализованных с привлечением капитала региональных венчурных фондов и бизнес-ангелов. Это будет способствовать не только росту инвестиционной активности малых предприятий, но и развитию инновационного предпринимательства [2].
Предлагаемые в статье рекомендации по формированию оптимальной институциональной среды, на наш взгляд, будут способствовать повышению инвестиционной и инновационной активности малых предприятий, развитию инвестиционного потенциала МСП.
Список литературы:
1. Александрин Ю.Н. Инновационная экономика и институциональная среда малого предпринимательства // Россия и современный мир. 2011. № 4 (73). С. 101-113.
2. Александрин Ю.Н. Государственная инновационная политика в сфере малого предпринимательства: критерии и показатели эффективности // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2011.№ 4. С. 16-27.
3. Белокопытов И.А., Малиненко Ю.С. Залоговые фонды как один из инструментов привлечения инвестиционных ресурсов в экономику региона // Terra Economicus. 2013. Т. 11, № 1-2. С.98-103.
4. Вангеласт П.Л. Развитие теории, методологии и методов венчурного инвестирования научно-технического и организационного обновления хозяйственных систем // Экономика и социум: современные модели развития. 2013. № 6. С. 36-49.
5. Закон о ГЧП: руководство по применению: (спец. изд. к Междунар. инвестиц. форуму «Сочи-2015») [Электронный ресурс] // Центр развития государственно-частного партнерства. URL: http://pppcenter.ru/ (дата обращения: 01.10.2016).
6. Ирадионов В.И. Место современных инструментов управления в инвестиционном проектировании // Вопросы современной науки и практики. 2015. № 3. С. 62-80.
7. Национальная ассоциация бизнес-ангелов [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusangels.ru (дата обращения: 01.10.2016).
8. Невструев С.Н., Чопорова Е.В. Гарантийный фонд - фактор стимулирования кредитования малого и среднего предпринимательства // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 7. С. 107-108.
9. Обзор рынка. Прямые и венчурные инвестиции в России 2015 [Электронный ресурс] // Рос. ассоц. венчур. инвестирования. URL: http://www.rvca.ru (дата обращения: 01.10.2016).
10. Основные положения Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года [Электронный ресурс] // М-во экон. развития РФ. URL: http://economy.gov.ru/ (дата обращения: 01.10.2016).
11. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс] // М-во экон. развития РФ. URL: http://economy.gov.ru (дата обращения: 01.10.2016).