УДК 330.332
Е.В. Бирюков
магистрант,
кафедра мировой экономики и менеджмента, ФГБОУВПО «Кубанский государственный
университет»
РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ
РЕГИОНОВ
Аннотация. Инвестиционная активность предприятий жизненно необходима любому государству для его полноценного экономического развития. Для России наличие благоприятного инвестиционного климата - стратегически важная задача, от успешного выполнения которой напрямую зависит совершенствование и модернизация национальной экономики. В статье рассматривается текущее состояние инвестиционного климата в России, проводится исследование основных проблемных точек в развитии инвестиционной активности в регионах, а также анализируются некоторые финансовые инструменты инвестирования.
Ключевые слова: инвестиционный климат, инвестиционная активность, акция, форфейтинг, залоговый фонд, бизнес-ангел.
E.V. Biryukov, Kuban State University
MODERN FINANCIAL INSTRUMENTS DEVELOPMENT FOR INCREASE IN INVESTMENT ACTIVITY OF REGIONS
Abstract. Investment activity of enterprises is vital to any state for its full economic development. For Russia, the availability of a congenial investment climate is a strategically important task of successful implementation of which depends directly the improvement and modernization of the national economy. The article discusses the current state of the investment climate in Russia, conducts research of the major problem in the areas of the investment activity development in the regions, and also analyzes some financial investment tools.
Keywords: investment climate, investment activity, action, forfeiting, guaranty fund, business angel.
В основе стабильного экономического развития регионов Российской Федерации лежат особенности исторического, географического, природно-ресурсного и производственного характера. Введение жестких рыночных механизмов, пришло на смену политике уравнивания и перераспределения финансовых ресурсов. В результате данные реформы лишь усилили проявление различий на стадиях воспроизводственного потенциала между субъектами РФ. Результатом явилось то, что инвестиционные процессы в регионах, которые занимают большую часть, существенно деградировали, а в остальной части постепенно накопилась основная масса инвестиций, которая и была вовлечена в инвестиционный оборот. Таким образом, предпосылки стратегического развития экономики России на современном этапе преимущественно формируются выстраиванием эффективных механизмов формирования благоприятного инвестиционного климата регионов.
По данным Ассоциации «Всемирная организация устойчивого развития» (World Organization for Development) - международной неправительственной организации, обладающей специальным консультативным статусом при ЭКОСОС ООН, составлен рейтинг эффективности вложения инвестиций регионами России:
- по объему прямых иностранных инвестиций (табл. 1);
- по объему промышленного производства (табл. 2).
Таблица 1 - Рейтинг Топ-10 регионов по объему ПИИ
Место в общем рейтинге Место в рейтинге ПИИ Федеральный округ Регион ПИИ млн руб.
1 1 ЦФО г. Москва 279 232,26
2 2 УрФО Тюменская область 266 109,50
3 3 ДВФО Сахалинская область 120 670,06
5 4 УрФО Челябинская область 38 967,88
7 5 ЦФО Костромская область 27 610,33
12 6 ДВФО Амурская область 26 613,60
9 7 ЦФО Липецкая область 16 826,03
15 8 ПФО Республика Татарстан 14 458,26
13 9 ЦФО Московская область 13 026,29
16 10 ПФО Нижегородская область 12 938,92
Таблица 2 - Рейтинг Топ-10 регионов по объему 1111
Место в общем рейтинге Место в рейтинге ПП Федеральный округ Регион ПП млн руб.
1 1 ЦФО г. Москва 4 263 219,00
4 2 УрФО Ханты-Мансийский АО 3 037 500,00
17 3 СЗФО г. Санкт-Петербург 2 361 807,00
13 4 ЦФО Московская область 1 926 395,00
15 5 ПФО Республика Татарстан 1 641 456,00
70 6 УрФО Свердловская облпсть 1 531 278,00
11 7 УрФО Ямало-Ненецкий АО 1 314 182,00
10 8 ПФО Республика Башкортостан 1 205 914,00
82 9 СФО Красноярский край 1 205 019,00
6 10 ПФО Пермский край 1 160 657,00
То, в каком состоянии сегодня находится инвестиционный климат в регионах Российской Федерации, свидетельствует о наличии инвестиционного кризиса. Кризис явился результатом ряда причин, среди которых основной является утрата традиционных потребителей продукции, поставщиков. Также стоит отметить то, что ряд транспортных и энергетических проблем породил и усугубил фактор нарушения хозяйственных связей. Вследствие этого возникли неконкурентоспособность материало- и энергоемких производств, торможение развития инфраструктуры, снижение экспортного потенциала и спроса внутри региона на производимую продукцию. Следовательно, наиболее всего кризисные явления возникли в регионах, удаленных от центров деловой активности.
Вектор развития инвестиционных процессов в регионах РФ необходимо направить на преодоление и нейтрализацию основных негативных тенденций:
- повышенных рисков инвестирования почти на всей территории РФ;
- слабой способности продукции конкурировать на товарных рынках;
- нестабильного спроса на производимую продукцию;
- низкого эффекта ресурсов инвестирования через освоение новых мощностей, повышение рентабельности производства и прочее [13, с. 2546].
Сегодня многие исследователи указывают на существенное ухудшение инвестиционного климата в России. Негативную роль в этом играют, в том числе санкции западных стран. В связи с этим отечественной экономике следует полагаться только на собственный потенциал, для чего необходимо осуществить некоторые реформы, с целью оптимизации процессов регистрации новых предприятий и привлечения инвестиций в ключевые отрасли. Несмотря на то, что старт данному процессу был дан еще несколько лет назад, теперь все же его придётся ускорить.
В настоящее время отсутствие стабильно работающих институтов оказывает отрицательное воздействие на общий инвестиционный климат в России и создает препятствия представителям бизнеса расширять капитальные затраты и увеличивать показатели эффективности и производительности. Это, пожалуй, остается основным препятствием на пути расширения инвестиций в модернизацию.
Со стопроцентной уверенностью некорректно говорить о вреде санкций Запада на инвестиционный климат в России. Если обратить внимание на банковский сектор, то санкционная политика по отношению к финансовым организациям здесь действительно создала прецедент роста рисков, связанных с инвестированием, но при этом вряд ли можно сказать, что риски инвестиций в сети продовольственных супермаркетов России значимо изменились в результате действий западных политиков. Кроме того санкции в России дали толчок мероприятиям по импортозамещению и стимулированию производства отечественной продукции в ряде отраслей, таких, например, как радиоэлектроника. В данной отрасли вполне возможны признаки улучшения инвестиционного климата вследствие влияния санкций. Преимуществом здесь может явиться, то что, во-первых, внешнее давление послужит катализатором к стимулированию российскими властями проведения реальной работы по развитию экономики. Во-вторых, существующие условия убирают с рынка слабых игроков, поэтому стабильные компании могут упрочить свои позиции.
Сегодня для оздоровления инвестиционного климата проводится ряд мероприятий. Во-первых, это создание территорий опережающего развития или особых экономических зон. Территории опережающего развития (ТОР) - это специальные экономические зоны, в которых предусмотрены льготы для реализации инвестиций и минимальное регулирование. Цель создания областей такого рода - приток инвестиций путем улучшения среды для жизни и для бизнеса. В мировой практике такие территории имеют место быть в странах азиатско-тихоокеанского региона. Например, в Китае их насчитывается более 400, они обеспечивают более 20% ВВП страны, привлекая 46% прямых иностранных инвестиций. В России такими зонами могут стать 14 территорий. Особые экономические зоны и территории опережающего развития действительно обладают существенным потенциалом быть в дальнейшем эффективным инструментом
привлечения зарубежных инвестиций в Россию.
Во-вторых, для оздоровления инвестиционного климата, в общем, в стране следует систематически осуществлять мероприятия путём минимизации барьеров административного плана при ведении бизнеса и увеличению эффекта от работы судебно-правовой системы. Однако конкретный вектор работы правительственных структур по обустройству территорий опережающего развития поможет создать линейку эффективных стратегий повышения инвестиционной привлекательности отдельных субъектов государства, и использовать их практически с целью дальнейшего применения в остальной части России [6, с. 380].
Диагностика инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации свидетельствует, что инвестиционные ресурсы имеют неравномерную природу распределения, инвестиции чаще всего сосредоточиваются в мегаполисах и на территориях с наличием природных ресурсов, что снижает возможности использования инвестиционного потенциала других регионов. По объему инвестиций в лидерах по степени инвестирования в экономику общепризнанно числятся Центральный, Приволжский и Уральский федеральные округи. Около половины инвестиций приходятся на эти территории, что связано со значительной долей валового регионального продукта (ВРП) в общем ВВП России, который способствует высокой инвестиционной привлекательности входящих в данные округа таких крупных административно-территориальных образований, как Москва, Санкт-Петербург, Тюменский и Пермский края. В них сосредоточена почти треть инвестиций в экономику.
■ 2018
Рисунок 1 - Удельный вес ВРП по федеральным округам в совокупном объеме ВРП, %
В среднесрочной перспективе не прогнозируются существенные изменения пространственных пропорций развития экономик субъектов Российской Федерации. Не наблюдается и кардинальных перемен в рейтинге федеральных округов и регионов -лидеров Российской Федерации по основным макроэкономическим показателям.
При наличии благоприятных тенденций формирования инвестиционного климата некоторые проблемы продолжают сдерживать инвестиционную активность на территории присутствия.
С целью определения степени влияния многочисленных и многоаспектных фак-
торов на инвестиционную привлекательность территории присутствия проведены их систематизация и группировка.
К факторам управления отнесены те факторы, которые поддаются контролю и воздействию стратегических партнеров территории (табл. 3).
Ресурсными факторами являются такие факторы, которые в принципе являются неизменными, либо для этого процесса требуется существенный по длине промежуток времени.
Таблица 3 - Основные факторы, воздействующие на инвестиционную деятельность
Факторы управления Ресурсные факторы
Формирование полноценной и эффективной системы коммуникаций властных структур с инвестором Географическое положение
Тиражирование эффективных проектов других регионов Природные ресурсы
Построение гибкой системы льгот в налоговой и финансовой области для бизнеса Наличие высококвалифицированных кадров
Формирование инвестиционной корпоративной культуры Развитая социальная инфраструктура
Анализ опыта других регионов для внедрения эффективных моделей и механизмов Действующие производственные мощности
Участие в федеральных и международных проектах Интеллектуально-ресурсная состоятельность управленцев
Таблица 4 - Проблемные зоны, оказывающие влияние на доступность и качество инфраструктурных ресурсов в регионах, с помощью которых реализуются
инвестиционные проекты
Инфраструктурные ресурсы Проблемные зоны
Хозяйственная инфраструктура • 40-70%-ная изношенность инфраструктуры, • низкая плотность автодорог, • неясная информация по прежним владельцам земельных участков, •отсутствие возможности полноценного обеспечения реализации проектов необходимой инфраструктурой
Трудовые резервы • отток квалифицированных специалистов в крупнейшие города, • дефицит инженерно-технических кадров, • обучение рабочим специальностям на устаревшем оборудовании, • небольшое количество специалистов, владеющих иностранными языками, а также со специальными знаниями в области государственно-частного партнерства
Финансовая инфраструктура • слабое развитие рынка долгосрочного кредитования, • неразвитость рынка ценных бумаг, • недостаточно высокий уровень институтов поддержки малого и среднего бизнеса, • несовершенная система налогообложения
В практике исследования зарубежного и отечественного опыта инвестиционной деятельности, оценки экспертного сообщества смогли обозначить некоторые проблемные зоны, являющиеся преградой в направлении активизации инвестиционной деятельности в регионах, в разрезе доступности и качества инфраструктурного обеспечения реализации проектов государственно-частного партнерства (табл. 4).
В настоящее время в регионах проводится целый ряд мероприятий с целью создания привлекательных условий для инвестирования. Однако этот процесс пока не носит системного характера, он инициируется большей частью на федеральном уровне. Не решены вопросы организационно-правового и методического сопровождения создания стабильного и конкурентного делового микроклимата на российских территориях.
Один из основных инструментов повышения инвестиционной активности на всех уровнях управления - «Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата» (далее - Стандарт), утвержденный решением Наблюдательного совета автономной некоммерческой организации (АНО) «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (далее - АСИ) 3 февраля 2012 г. С 2013 г. Стандарт обязателен к реализации на территории всех субъектов Российской Федерации [10, с. 154].
По оценке экспертного сообщества, этот документ представляет собой инновационный механизм оценки инвестиционного климата. В его состав включено 15 требований, обязательных к выполнению органами управления регионов, реализация которых позволит достичь цели создания условий для увеличения притока инвестиций и новых производств.
Опыт пилотного внедрения Стандарта в 2012 г. в 11 субъектах Российской Федерации (Республиках Татарстан и Башкортостан, Пермском крае, Астраханской, Белгородской, Калужской, Липецкой, Свердловской, Ульяновской, Челябинской и Тамбовской областях, в Краснодарском крае) показал свою способность обеспечить территорию необходимым количеством инструментов для повышения инвестиционной привлекательности и создать систему обмена лучшими практиками между регионами [10, с. 155].
Очевидно, что субъекты Российской Федерации находятся на различных стадиях внедрения Стандарта АСИ. Это обусловлено особенностями территориального развития, уровнем бюджетной обеспеченности и комфортностью инвестиционного климата.
С учетом положительных тенденций, проявляющихся в сфере инвестиционной деятельности на территории присутствия, отмечается явный недостаток в обеспечении роста темпов реализации требований Стандарта. Это снижает показатели инвестиционного климата и вызывает необходимость изменений в структуре управления бизнес-проектами на всех уровнях власти.
Основополагающим фактором роста эффективности производства и усиления его инновационного направления в условиях развитой экономики является возможность предприятий гибко задействовать всевозможные рыночные инструменты и механизмы в процессе финансового обеспечения своей хозяйственной деятельности.
Мы полагаем, что в современных условиях именно рынок ценных бумаг, при-
званный обеспечивать перераспределение финансовых ресурсов в пользу наиболее перспективных и привлекательных компаний, выбор которых основывается на вполне конкретных критериях (показателях) целесообразности финансовых инвестиций, способен реально стимулировать структурные преобразования в реальной экономике. Мировой опыт также показывает, что в последние годы активизируется роль рынка ценных бумаг в инвестиционном процессе, усиливается его значение в аккумуляции и перераспределении инвестиционных ресурсов.
Однако в России с целью притока финансовых ресурсов в случаях задействования организациями инструментов рынка ценных бумаг пока наблюдается существенное отклонение от общепринятых норм: уровень участия в операциях корпоративных ценных бумаг, необходимых для инвестирования в экономику, достаточно низкий. Поэтому российский рынок ценных бумаг продолжает функционировать в одностороннем порядке и не дает ощутимого мобилизационного эффекта для увеличения инвестиций в реальный сектор экономики. От этого проблема использования разного рода ценных бумаг (прежде всего, акций, облигаций и др.) в текущих условиях приобретает особую актуальность. Использование механизмов рынка ценных бумаг служит альтернативой банковскому кредитованию с позиции инструмента привлечения инвестиционного капитала российскими предприятиями, без стабильной работы которых невозможно функционирование эффективно работающего фондового рынка [12, с. 114].
Среди недостатков акционерной формы организации можно выделить: существенные затраты в трудовой и материальной формах для притока инвестиционных ресурсов через эмиссию ценных бумаг; наличие проблемы двойного налогообложения (проявляется в прибыли корпорации и доходов акционеров); наличие многочисленных специальных норм, для регулирования всесторонних аспектов деятельности, установленных различными инстанциями и зафиксированных в уставе обществ, под действие которых попадают организации.
В качестве основных преимуществ эмиссии акций, используемой в качестве инструмента притока инвестиций выделяют: вероятность многократного увеличения капитала, отсутствие срока привлечения средств и необходимости зафиксированных выплат (в случае эмиссии обыкновенных акций) или их заранее установленный размер (если происходит эмиссия привилегированных акций). Получение доходов акционерами (посредством выплаты дивидендов) зачастую прямо связана с результатами финансово-хозяйственной деятельности корпораций, а именно эффективностью их функционирования. Неполучение дивидендов (в том числе владельцам префакций) не создает прямых финансовых претензий к эмитенту. Основной недостаток эмиссии акций как способа привлечения инвестиций - обязательное допущение к управлению корпорацией новых акционеров. В конечном итоге возможен риск потери контроля над акционерным обществом. К тому же, в случае недостаточной известности корпорации на рынке и/или низкой ликвидности ее акций, целесообразно провести дополнительную работу по поиску инвесторов, заинтересованных в их покупке.
В дальнейшем возможна процедура публичного размещения акций (IPO - от англ.
«initial public offering»). Сегодня IPO - это перспективный инструмент привлечения предприятиями дополнительного финансирования путем предложения своих ценных бумаг (акций) для продаж неограниченному кругу инвесторов, которые осуществляют выход на биржи. Благодаря привлеченным финансовым ресурсам в ходе реализации программ IPO компании могут приобретать необходимые активы, которые не могут покупать за собственные средства, либо на приобретение которых считают невыгодным брать кредит. Благодаря IPO открывается возможность получать более дешевые источники капитала через повышение уровня публичности фирмы и возможно снижение стоимости привлеченного финансирования. Также IPO оптимизирует структуру капитала. С помощью данного инструмента компании получают более эффективный доступ к рынкам капитала, а также создают новые возможности для бизнеса [7, с. 49].
Перспективы совершенствования в дальнейшем российского рынка ценных бумаг по большей части основываются на правильном определении его места и роли в системе инвестиционного процесса.
Апробированной международной практикой и работой российского рынка ценных бумаг и приемлемой формой деятельности частных инвесторов предстает коллективное инвестирование, проводимое специальными институтами на принципах диверсификации вложений, максимального уровня ликвидности и доходности при наименее возможном уровне риска, что заранее определяется жестким регламентом их деятельности ФСФР и другими факторами. Также серьезную роль играет возможность отдельных видов паевых инвестиционных фондов (ПИФ) аккумулировать внушительные по размерам объемы инвестиционных ресурсов для финансирования реализации инновационной модели развития отечественной экономики.
Учет состояния среды рынка, в которой получен определенный результат, также имеет весомое значение. Для рынка характерны различные процессы: тенденции роста, стагнации и падения. Важным представляется оценивать результативность работы ПИФа в конкретной среде рынка, так как получить высокий уровень доходности инвестиций в условиях тенденций падения рынка - задача более высокой сложности и ее успешное решение позволяет более высоко оценить работу управляющей компании [4, с. 92].
Привлекательным способом финансирования корпоративных структур является заимствование капитала посредством размещения облигаций на финансовом рынке. Более успешным размещение своих облигаций будет у крупнейших российских компаний, зарекомендовавших себя на рынке, показывающих высокие темпы развития и работающие в интересных для инвестора отраслях. Коммерческий кредит - наиболее известный инструмент финансирования предприятий. Одной из разновидностей кредита как способа расчета с рассрочкой платежа является форфейтирование [9, с. 46].
Форфейтингу присущ ряд существенных достоинств, что делает его привлекательной формой финансирования в среднесрочном и долгосрочном варианте. Основным преимуществом такой формы является ценовой фактор, что объясняется более низкой стоимостью кредитных ресурсов у зарубежных банков, чем ставки отечественных, кроме того, на форфейтера кладутся все риски, сопутствующие операции. Фор-
фейтинг, пожалуй, самый гибкий инструмент международных финансов. Основная часть сделок основывается на экспортных поставках, вместе с тем, поставка может быть и в пределах отдельно взятого государства.
Для того, чтобы решить проблему воспроизводства основных фондов необходимо принять комплекс мер. Развитие механизма форфейтинга особенно актуально для приморских регионов, где форфейтинговые операции ещё обрели достаточный уровень развития, а потенциал его использования достаточно высокий.
Медленное развитие предприятий, зачастую происходит по причине отсутствия у них необходимого обеспечения по обязательствам (залогового имущества по кредитам и займам).
Существенным рычагом в механизме государственной поддержки хозяйствующих субъектов может стать основание региональных и муниципальных залоговых фондов, которые должны стать эффективным инструментом, поощряющим развитие инициативы со стороны представителей бизнеса и стимулирующим привлечение кредитных ресурсов, прежде всего в техническое перевооружение существующих организаций.
Залоговый фонд - это новый инструмент поддержки инвестиционной активности. Его значение в том, что инвесторы, ответственные за реализацию социально значимых проектов, в случае необходимости привлечения заемных ресурсов в качестве залога банку смогут предоставить имущество и имущественные права на объекты региональной и муниципальной собственности. Это станет возможным благодаря такой мере господдержки.
Залоговые фонды должны создаваться с целью увеличения объемов инвестиционных вливаний в экономику регионов, направленных как на создание новых объектов инвестиционной деятельности, так и на совершенствование, реконструкцию и перевооружение с технической стороны имеющихся производств.
В каждом из регионов и муниципальных округов, где планируется формирование и использование залоговых фондов, должна быть принята необходимая нормативно-правовая база. Она должна выстраиваться с учетом условий федерального законодательства, которое до сих пор не принято: ни в одном из федеральных законов в области инвестирования не продиктован не только механизм, но и отсутствует упоминание о залоговых фондах.
Принимая такого рода законодательный акт, следует конкретно расписать систему функционирования новой структуры, а также предусмотреть два этапа отбора инвесторов. Кроме того, инвесторы должны гарантировать обеспечение сохранности имущества, передаваемого в залог. Фундаментальным условием является процедура формирования реестра объектов залогового фонда, который должен быть составлен и утвержден, безусловно, только после согласования с органом законодательной власти субъекта Российской Федерации. В случае внесения изменений в реестр залогового имущества, данные процедуры необходимо проводить исключительно после принятия депутатами такого решения [3, с. 99].
Залоговый фонд представляет собой определенное количество имущества и
имущественных прав, собственником которого является субъект Российской Федерации или муниципальное образование и являющееся обеспечением исполнения обязательств юридических и физических лиц, использующих заемные средства в инвестировании.
Состав имущества залогового фонда, которое в перспективе возможно к использованию в качестве залога в дальнейшем, формируется уполномоченным органом администрации субъекта РФ или муниципального образования на основе поиска, выявления, проведения инвентаризации и финансово-экономической сертификации.
Рисунок 2 - Схема реквизитов реестра имущества залогового фонда
Залоговые фонды есть механизм гарантирования, привлечения и защиты инвестиций, а также положительного взаимодействия инвесторов и заемщиков.
В мировой практике для реализации инновационных проектов используется венчурный капитал. Данный вид капитала заключает в себе всевозможные формы приложения капитала (акционерного, ссудного и предпринимательского). Закрытые фонды особо рисковых венчурных инвестиций занимаются направлением средств в реальный бизнес, например, в контрольные пакеты акций и долей в уставном капитале организаций различных отраслей. Исключение составляют банковская, страховая, инвестиционная и ряд других сфер экономической деятельности. Для венчурного инвестирования характерно наличие особенно высоких рисков, вследствие нахождения результата проекта в высокой степени неопределенности. Однако для риска такого рода характерна компенсация потенциально неограниченной доходности [5, с. 13].
Венчурные капиталисты выделяют ряд стадий развития инновационных проектов (табл. 5).
Соответственно этим стадиям изменяется и степень риска вложения финансовых средств.
Совершенно естественно, что наибольший риск соответствует ранним стадиям развития проекта, когда есть идея, может быть опытный образец, но еще абсолютно не ясны перспективы ее коммерческой реализации.
Таблица 5 - Стадии развития инновационного проекта
Тип стадии Стадия развития Степень реализации Цель
Ранние стадии развития (Early stages) «Предпосевная» (Pre-seed) Наличие идеи Разработка макета (прототипа)
«Посев» (Seed) Есть макет (прототип) Создание опытного образца
«Старт» (Start-up) Есть опытный образец Начало мелкосерийного производства
«Ранний рост» (Early growth) Есть мелкосерийное производство Налаживание роста продаж, прибыль, налаживание серийного производства
Поздние стадии развития (Later stages) «Последующие стадии» (Follow -on stages) Рост продаж, прибыль, серийное производство Налаживание массового производства и роста прибыли
«Расширение» (Expansion) Массовое производство и рост прибыли Занятие лидирующих позиций на рынке
По нашему мнению следует радикально изменить сложившуюся тенденцию и значительно увеличить долю финансовых средств, направляемых на развитие инновационных проектов, находящихся на самых ранних стадиях развития («Seed» и «Startup»). Это может быть сделано за счет значительного расширения неформального сектора рынка венчурного инвестирования. Он состоит из физических лиц, которые инвестируют свои личные сбережения в малые инновационные предприятия. Их, как правило, называют бизнес-ангелами.
Бизнес-ангелы являются важнейшим сектором венчурной индустрии, который заполняет разрыв между первоначальным вложением учредителей и другими средствами финансирования (венчурные фонды, научные гранты, банковские кредиты и т.д.). С помощью бизнес-ангелов начинающим компаниям удается пройти так называемую «финансовую пропасть». Кроме того, после того как бизнес-ангелы вкладывают свои средства на реализацию проекта (взамен на долю в учредительском договоре), доверие к данному проекту увеличивается и, как правило, легче добиться инвестирования из других источников [11, с. 134].
Эксперты признают, что основной проблемой процедуры инвестирования бизнес-ангелами является закрытость этого вида рынка в России. В связи с чем у его участников нет необходимого количества информации, как по спросу, так и по предложению, чтобы эффективно взаимодействовать инвесторам с предприятиями, которым необходимы вливания капитала.
Бизнес-ангелы преимущественно направляют свои средства в долгосрочные проекты. Деньги бизнес-ангелов являются длинными и терпеливыми. В среднем период инвестиций составляет 5-7 лет [8, с. 83].
В основном финансирование осуществляется в денежном эквиваленте, тем не менее, возможна и иная форма инвестирования, к примеру, оборудованием, что не запрещается законодательством. Следует отметить, что бизнес-ангелы не требуют зало-
гового обеспечения и отчетности в деталях от инноватора, как, например, банки.
В России довольно часто поднимается вопрос о необходимости стимулирования бизнес-ангельского инвестирования. Так, на данный момент только по данным портала «Бизнес-ангелы» на одного бизнес-ангела приходится 9 инноваторов, а объем средств, необходимых к инвестированию превышает объем капитала, который готовы предоставить зарегистрированные бизнес-ангелы в 34,9 раза [8, с. 86].
Потенциал роста российского рынка бизнес-ангелов в количественном выражении достаточно высок. Его реализация зависит от целого ряда причин законодательного, экономического, налогового, политического характера. Особо следует выделить формирование положительного общественного мнения о бизнес-ангельском инвестировании.
Для российской экономики необходимо увеличение количества работающих на рынке бизнес-ангелов. Это будет способствовать:
- росту количества малых инновационных предприятий;
- коммерциализации интеллектуальной собственности;
- росту числа выдвигаемых инновационных идей;
- развитию рынка венчурного финансирования;
- повышению доли инновационной продукции в ВРП.
Бизнес-ангелы могут стать еще одним, так же как и венчурные фонды, драйвером развития столь необходимой России инновационной экономики. Особенно это актуально для малых инновационных компаний доля, которых в отдельных регионах в структуре малого предпринимательства не превышает 0,3-0,5% [1].
О целесообразности развития института бизнес-ангелов свидетельствует и опыт зарубежных стран с инновационно-ориентированной экономикой. Например, в Великобритании бизнес-ангелам предоставляются значительные налоговые льготы при инвестировании в инновационные проекты малых инновационных компаний на начальных и ранних стадиях [2].
Таким образом, для стабильного развития инвестиционной активности и оздоровления инвестиционного климата необходимо четко определить приоритетные векторы инвестирования. Необходимо поощрять направления развития реального сектора экономики, отвечающих спросу населения и модернизации наукоемких отраслей, включающих в себя: формирование рыночных инструментов инвестирования, среди которых совершенствование гарантийно-залогового механизма, развитие рынка корпоративных ценных бумаг; государственные инвестиции и целевые программы; интенсивный рост инновационной активности.
В процессе изучения некоторых финансовых инструментов повышения инвестиционной активности автором предлагается ряд рекомендаций с целью совершенствования их применения.
Так, например, для совершенствования и повышения уровня инвестиционной активности в регионах предлагается усовершенствовать работу на муниципальном уровне с целью формирования благоприятных условий для инвестирования. С этой це-
лью необходимо повсеместное внедрение Стандартов деятельности органов муниципалитетов, под которыми понимаются своды специальных правил и методики ведения организационной работы с целью обеспечения благоприятного инвестиционного климата на муниципальном уровне. По нашему мнению, законодательно необходимо разработать Единый федеральный стандарт деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании (на основе уже введенных стандартов для регионов), и в дальнейшем некоторым образом корректировать его в зависимости от специфики региона через местное законодательство. Помимо этого целесообразно выделить в профильных министерствах специальные службы, которые будут осуществлять контроль над соблюдением данных стандартов муниципалитетами, а также доводить до регионов и муниципалитетов плановые показатели по рекомендуемому количеству заключаемых инвестиционных проектов и следить за их выполнением.
С целью повышения уровня инвестиционной активности предприятий (особенно сектора МСП) необходимо совершенствование института Залоговых фондов. Целесообразным здесь представляется создание единой системы залоговых фондов в качестве структурного подразделения системы Гарантийных фондов, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этом направлении. За полномочиями региональных Гарантийных фондов следует законодательно закрепить возможность распоряжаться имуществом залогового фонда региона для предоставления обеспечения по инвестиционным сделкам с соответствующими обязательствами отчетности перед администрацией региона.
Для более активного привлечения института бизнес-ангелов следует разработать единый «пакет услуг» для бизнес-ангелов, подразумевающий предоставление ряда преференций, налогового стимулирования, государственных гарантий и механизмов страхового покрытия в их деятельности. Данный «пакет» должен подразумевать систему правовых и консультационных взаимоотношений федеральных и муниципальных органов власти с представителями венчурной индустрии.
Список литературы:
1. Александрии Ю.Н. Институциональный аспект стимулирования малого предпринимательства в условиях формирования инновационной модели экономики // Экономика: теория и практика. 2010. № 1 (19). С. 13а-19.
2. Александрии Ю.Н. Опыт Великобритании в модернизации системы государственной поддержки в малого бизнеса // Экономика: теория и практика. 2011. № 4 (24). С. 29-35.
3. Белокопытов И. А. Залоговые фонды как один из инструментов привлечения инвестиционных ресурсов в экономику региона / И.А. Белокопытов, Ю.С. Малиненко // Terra Economicus. 2013. Т. 11, № 1-2. С. 98-103.
4. Ворошилова И.В. Паевые инвестиционные фонды как инструменты коллективных инвестиций: совершенствование механизма функционирования / И.В. Ворошилова, Л.В. Мушта, М.Б. Мирошниченко // Актуальные проблемы гуманитарных естественных наук. 2013. № 8. С. 90-95.
5. Гордеева Е.В. Инновационные методы инвестирования воспроизводства ос-
новного капитала // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10, № 1. С. 11-14.
6. Джамбулова Ш.Ж. Инвестиционный климат в современной России // Актуальные вопросы развития экономики: материалы международной научно-практической конференции, Омск, 28 ноября 2014 г. Омск: Изд-во Региональный общественный фонд «Фонд региональной стратегии развития» (Омск), 2014. С. 377-380.
7. Жданов В.В. Роль акционерного финансирования в системе инвестиционной деятельности корпораций // Актуальные вопросы развития экономики: материалы международной научно-практической конференции, Омск, 28 ноября 2014 г. Омск: Изд-во Региональный общественный фонд «Фонд региональной стратегии развития» (Омск), 2014. С. 46-52.
8. Жданова О.А. Бизнес-ангелы: кто они? / О. А. Жданова // Инновации в науке. 2013. № 17. С. 81-88.
9. Мирошникова Т.К. Финансовые инструменты мобилизации инвестиционных ресурсов экономики региона: форфейтинговое финансирование воспроизводства основного капитала // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: экономика, социология, менеджмент. 2014. № 4. С. 44-52.
10. Мошкова Л.Е. Развитие партнерских отношений бизнеса и власти на территории присутствия: теория и практика: монография. Тверь: Тверской государственный университет, 2014. 234 с.
11. Нефедьев В.В. Роль бизнес-ангелов в структуре российской венчурной индустрии // Вопросы региональной экономики. 2014. Т. 18, № 1. С. 132-137.
12. Федорова В.А. Роль рынка ценных бумаг в активизации инвестиционного процесса // Актуальные вопросы развития экономики: материалы международной научно-практической конференции, Омск, 28 ноября 2014 г. Омск: Изд-во Региональный общественный фонд «Фонд региональной стратегии развития» (Омск), 2014. С. 112-117.
13. Шурдумова Э.Г. Инвестиционное обеспечение устойчивого развития региона на современном этапе / Э.Г. Шурдумова, А.Б. Нагоев, Р.И. Пахомов // Фундаментальные исследования. 2014. № 9. С. 2545-2549.