УДК 330.190.2
МИРОВОЙ ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
© Александр Сергеевич ЖУРАКОВСКИЙ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: [email protected]
Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики, без которого не может эффективно функционировать государство. Эта часть экономики во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя значительную его долю. Малый бизнес в России находится на начальных этапах развития, своими показателями далеко отставая от цивилизованного уровня промышленно развитых стран. Динамичное развитие малого предпринимательства невозможно без участия самого государства, это ясно видно на примере таких развитых стран, как: США, Канада, Япония, Германия. Именно опыт развития малого предпринимательства в этих государствах рассмотрен в данной статье.
Ключевые слова: малое предпринимательство; государство; поддержка малого предпринимательства.
США. США являются признанным лидером в развитии малого бизнеса. Его доля в ВВП достигает 52 % из общего объема ВВП в 14,26 трлн долл. Таким образом, вклад этого сектора составил 5,6 трлн долл. На малых предприятиях заняты половина работающих американцев (62,3 млн человек). Из всех зарегистрированных компаний к малому бизнесу относится 22,9 млн предприятий, или свыше 97 %, включая 9,1 млн индивидуальных предпринимателей [1].
В США государственная стратегия развития малого бизнеса определяется Законом «О малом бизнесе», принятым в 1953 г. В том же году был создан специальный орган исполнительной власти по проблемам малого предпринимательства - Администрация по делам малого бизнеса (АМБ). Законодательно утверждены ее задачи, состоящие в стимулировании и координировании общенациональной стратегии развития малого бизнеса. К основным функциям Администрации по делам малого бизнеса относятся: помощь субъектам малого бизнеса в получении контрактов с правительственными организациями; помощь в приобретении и использовании правительственной собственности, свободной от уплаты налогов; предоставление малым предприятиям прямых, а также через банки-посредники займов на льготных условиях на срок 7-10 лет (в коммерческих банках 3-5 лет); обеспечение малым формам предпринимательства благоприятных условия для экспортной деятельности. Кроме то-
го, АМБ поддерживает более 20 программ развития малого бизнеса.
Организационная структура Администрации по делам малого бизнеса, состоит из трех уровней.
1. Штаб-квартира в Вашингтоне (центральный аппарат), в составе 22 отделов.
2. 10 региональных отделений, осуществляющих выполнение функций Администрации в нескольких штатах.
3. Около 120 местных отделений, расположенных по всей стране.
Согласно вышеназванному закону поддержка малого бизнеса должна осуществляться всеми государственными органами и институтами во взаимодействии с АМБ по следующим основным направлениям: доступ к финансовым ресурсам, размещение в секторе не менее 23 % государственного заказа, оказание финансовой, а также консультационной, технической и организационной помощи предприятиям.
Особенное значение придается развитию инновационного предпринимательства. Так, в 1982 г. был принят федеральный закон «О развитии инновационной деятельности в малом бизнесе», основными целями которого являются:
1) стимулирование технологических инноваций;
2) использование потенциала малых предприятий для реализации федеральных заказов на выполнение НИОКР;
3) содействие в привлечении талантливых людей к занятию технологическими инновациями;
4) помощь частному сектору в коммерциализации научно-технических достижений по результатам НИОКР, выполненных по федеральным заказам;
5) вовлечение малых предприятий в квалификационный перечень фирм США, работающих в инновационной сфере для удовлетворения национальных потребностей в специальных исследованиях и разработках.
На основе этого закона была разработана программа поддержки инновационного малого бизнеса - The Small Business Innovation Research Program (SBIR). Ее цель - поддержка инновационного бизнеса. Она позволяет получать кредиты на создание малого инновационного предприятия. Чаще всего средства выделяются для внедрения идей, которые разрабатываются в университетах. На первом этапе разработчики получают продукт. Если им это удается, то они получают уже низкопроцентный кредит, который позволяет выйти с товаром на рынок. Если и второй этап проходит успешно, то они получают уже настоящий коммерческий кредит до 5 млн долл., что дает возможность организовать массовое производство.
В связи с экономическим кризисом в США были предприняты особые меры в помощь малому бизнесу. В соответствии с Законом «Об оздоровлении американской экономики и реинвестировании», принятом в 2009 г., малым предприятиям были выделены дополнительные субсидии на общую сумму в 12,3 млрд долл. Помимо этого до 2013 г. предполагается дополнительно разместить государственных заказов среди малых предприятий на сумму почти в 98 млрд долл. [1].
Канада. В Канаде доля малого бизнеса в общем объеме ВВП, который равен 1,285 трлн долл., составляет 46 %, т. е. 591 млрд долл. Как и в США, в секторе заняты половина работающих канадцев - 9,3 млн человек, к малому бизнесу относится 2,3 млн предприятий, или свыше 98 % от всех официально существующих. Объем госзаказов МБ составил 20 %, или 11 млрд долл. Малый бизнес представлен в основном в торговле, сфере обслуживания, общественного пита-
ния, т. е. там, где начинать можно с небольшим капиталом [1].
Ежегодно в стране открывается более полумиллиона малых предприятий, на которые приходится 20 % новых рабочих мест. Это крайне важно, т. к. страна принимает огромное количество иммигрантов. Канада -вторая страна в мире по количеству представителей малого бизнеса (после США).
Для развития этого сектора экономики в Канаде созданы весьма благоприятные условия. С этой целью созданы федеральные и провинциальные департаменты, разрабатывающие и курирующие программы поддержки сектора малого бизнеса.
В Канаде обязанность разрабатывать основные направления политики по отношению к малому и среднему бизнесу возложена на министерство промышленности, которое также координирует деятельность Департамента малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне.
Права и интересы предпринимателей в правительстве страны отстаивает некоммерческая организация Канадская Федерация Независимого Бизнеса, насчитывающая более 100 тыс. человек.
Обучать ведению бизнеса в Канаде начинают еще со средней школы, курс малого бизнеса есть в большинстве колледжей и университетов. Последние исследования показали, что около 20 % выпускников учебных заведений открывают свое собственное дело. Они объединены в следующие общественные организации: Ассоциация молодых предпринимателей, Ассоциация Университетских Предпринимателей, Канадский фонд молодежного бизнеса.
Государственная политика Канады в отношении малого бизнеса призвана обеспечить его устойчивое развитие в условиях быстрых изменений конъюнктуры на местном и мировых рынках. Большое внимание придается расширению экспортного потенциала сектора, а также облегчению доступа предприятий к финансовым ресурсам. Всего же в стране действуют 169 федеральных финансовых программ и 230 местных. Во многом благодаря им в 2009 г. было выдано кредитов на сумму в 2,27 трлн долл. [1].
Япония. Японский опыт поддержки и развития малых и средних предприятий также отличается высоким уровнем влияния го-
сударства на основные процессы реформирования экономики страны. На поддержку малых предприятий выделяется около 0,3 % расходов бюджета, реализуемых на основе специальных статей в сметах соответствующих министерств и ведомств. В 1948 г. специальным законом при Министерстве внешней торговли и промышленности создано Правление по малому и среднему предпринимательству [2]. В 1949 г. учреждена Национальная корпорация по функционированию малого и среднего бизнеса, а в 1953 г. аналогичная, но Государственная корпорация.
В организационную структуру регулирования малого предпринимательства также входят:
- региональные службы Министерства внешней торговли и промышленности (всего девять служб);
- инвестиционные корпорации мелкого предпринимательства;
- государственная корпорация по страхованию и функционированию для малого бизнеса;
- ассоциация по гарантированию займов;
- комиссия по справедливым сделкам -правительственный орган, контролирующий выполнение антимонопольного законодательства.
Согласно Закону «Об основах политики по отношению к средним и малым предприятиям», принятому в Японии в 1963 г., развитие этой сферы экономики рассматривается как составная часть государственной политики в целом. В соответствии с положениями этого Закона разработана и функционирует система правовой защиты малых предприятий, включающая 12 законов о сущности, задачах и правах малого предпринимательства и его льготах.
Организационно-координирующей формой развития малого бизнеса являются специальные программы, принимаемые на различных уровнях государственной власти. Финансирование малого бизнеса осуществляют: Финансовая корпорация малого бизнеса, Народная финансовая корпорация, Центральный банк для торговых и промышленных кооперативов, Финансовая корпорация по улучшению окружающей среды. Механизм финансирования основан на займах и субсидиях. Кроме того, Народная финансо-
вая корпорация оплачивает шестимесячное обучение владельцев (руководителей) малых предприятий.
Реализацией рискованных инновационных проектов занимается Центр по рисковому предпринимательству, предоставляющий льготные кредиты малым предприятиям. Кредит выдается на 8 лет под 2 % годовых. При успешной реализации проекта (при достижении рентабельности производства более 25 %) кредитная ставка возрастет на 10 %. С 1995 по 2005 г. Центр предоставил малым предприятиям кредиты на сумму около 100 млрд иен [2].
Федеративная Республика Германия. Малый бизнес Германии один из самых активно развивающихся секторов экономики. В ФРГ насчитывается почти 3,5 млн малых предприятий. 20 млн человек работают в таких предприятиях, т. е. почти 70 % всего занятого населения страны [3]. В ФРГ основные функции по развитию малого предпринимательства сосредоточены в Промышленно-торговых палатах. В настоящее время их более 80. Членами этих палат должны быть все промышленные малые и средние предприятия. Федеральное и земельное законодательство определяет сферы деятельности и функции палат по вопросам малого бизнеса. Основные положения их организационных структур и внутренние правила деятельности отражаются в уставах, которые согласовываются и утверждаются Министерством экономики земель. В 1978 г. в стране принята специальная правительственная программа «Стимулирование накоплений для открытия собственного дела». Частным лицам стали представлять кредиты под очень низкие проценты на длительные сроки с твердой процентной ставкой и погашением по плану, составленному еще до заключения кредитного договора. Каждый гражданин страны, желающий организовать собственный бизнес, может легко получить льготный кредит в размере до 50 тыс. евро.
Финансовая и технологическая поддержка предприятий малого бизнеса оказывается на всех уровнях ветвей власти. Льготное кредитование малого бизнеса со стороны государственных органов финансирования включает в себя следующие направления:
- кредитование малых и средних предприятий, ориентированных на инновационную деятельность;
- кредитование проектов, направленных на сохранение и улучшение благоприятной экологической обстановки, связанных с охраной окружающей среды;
- кредитование малых предприятий, участвующих в развитии отсталых экономических регионов Германии;
- кредитование предприятий, занимающихся строительством и решением жилищных проблем;
Ежегодно малый бизнес получает льготных кредитов от государства на сумму до 50 млрд евро. Объем же инвестиций в развитие малого семейного предпринимательства составляет в Германии 51,5 % от всех финансовых вложений страны. У предпринимателей, благодаря дотациям государства, льготному налогообложению и специальным низким расценкам на аренду офисов, издержки на порядок ниже, чем у крупных компаний [3, 4].
Одна из особенностей малого бизнеса ФРГ - развитие инновационного бизнеса. Поэтому программы содействия развитию малого бизнеса в Германии, как и в ряде развитых стран, предусматривают приоритетную поддержку, прежде всего, наукоемких отраслей производства, одной из которых является «Концепция развития научно-технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса». На
долю малых компаний в Германии приходится до 60-70 % всех зарегистрированных патентов и открытий [3, 4]. Для этого еще в начале 80-х гг. XX в. были созданы консультационные пункты при палате промышленности и торговли, комиссия стимулирования технологического трансферта. 1990-е гг. ознаменовались организацией технопарков, ряда государственных и национальных программ по льготной, а порой и дотационной поддержке малых компаний в сфере НИОКР. На текущий момент здесь сформирована четкая инфраструктура государственной поддержки малого инновационного бизнеса: технологические центры, исследовательские институты и даже специальная транспортная сеть.
1. Исторический выбор // Московский Комсомолец. 2010. № 25420. 9 авг.
2. Агурбаш Н.Г. Государственное стимулировании развития малых промышленных предприятий. М., 2005.
3. иКЬ: http://www.tpp-inform.ru/ Торгово-промышленная палата Российской Федерации.
4. иКЬ: http://www.allbusiness.ru «Бизнес в регионах России» - информационный проект Национального делового партнерства.
Поступила в редакцию 20.11.2011 г.
UDC 330.190.2
WORLD EXPERIENCE OF SUPPORT OF SMALL BUSINESS
Aleksander Sergeyevich ZHURAKOVSKY, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: [email protected]
Small business is an important element of market economy without which the state cannot effectively function. This part of economy in many respects defines rates of economic growth, structure and quality of total national product, forming its considerable share. In Russia small business is at the development initial stages, the indicators far lagging behind civilized level of industrially developed countries. Dynamical development of small business is impossible without participation of the state; it is clearly visible on an example of such developed countries such as: the USA, Canada, Japan, Germany. Experience of development of small business in these states is considered in given article.
Key words: small business; state; support of small business.