Научная статья на тему 'Тенденции развития правовой конвергенции в современной Российской правовой системе'

Тенденции развития правовой конвергенции в современной Российской правовой системе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
784
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КОНВЕРГЕНЦИЯ / LEGAL CONVERGENCE / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / LEGAL SYSTEM / ТИПЫ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ / TYPES OF LEGAL SYSTEMS / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецов С.В., Кузьменко В.И.

В современной юридической науке активно обсуждаются вопросы, связанные с проблемами взаимодействия сближения правовых систем, так называемая правовая конвергенция процесс сближения качественно контрастных юридических типов правовых систем, выраженный «в интеграции достоинств и позитивных «недоработок» различных правовых систем».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends in the development of legal convergence in the contemporary Russian legal system

Nowadays there are integration processes in all the spheres from political, social and economical to legal ones. These processes cause a lot of issues of both theoretical and practical character; these issues demand intent attention and deep study for the purpose of their efficient solution. The currency of my graduate work is conditional on the fact that the necessity and importance of study of juridical systems' convergence is characterized not only by purely scientific and educational reasons, but by practical ones as well. It is especially interesting and important to study and analyze the role and influence of legal convergence upon the Russian judicial system, because the processes happening nowadays are closely connected with the evolution of modern national state and law. The process of convergence is closely connected with globalization, unification and integration. It should be noted that the mentioned processes are regarded in different ways by different theorists and scientists; now there is no single approach, appraisal and influence on the process of convergence. In our opinion, these phenomena are not identical and united.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития правовой конвергенции в современной Российской правовой системе»

тенденции развития правовой

конвергенции в современной российской

правовой системе

Кузнецов С.В.*, Кузьменко В.И. **

Nowadays there are integration processes in all the spheres — from political, social and economical to legal ones. These processes cause a lot of issues of both theoretical and practical character; these issues demand intent attention and deep study for the purpose of their efficient solution. The currency of my graduate work is conditional on the fact that the necessity and importance of study ofjuridical systems' convergence is characterized not only by purely scientific and educational reasons, but by practical ones as well. It is especially interesting and important to study and analyze the role and influence of legal convergence upon the Russian judicial system, because the processes happening nowadays are closely connected with the evolution of modern national state and law. The process of convergence is closely connected with globalization, unification and integration. It should be noted that the mentioned processes are regarded in different ways by different theorists and scientists; now there is no single approach, appraisal and influence on the process of convergence. In our opinion, these phenomena are not identical and united.

В современной юридической науке активно обсуждаются вопросы, связанные с проблемами взаимодействия сближения правовых систем. Это обусловлено тем, что в настоящее время происходит сближение основных типов правовых систем, так называемая правовая конвергенция. Но необходимо отметить, что вопрос о самом понятии и содержании правовой конвергенции является весьма спорным и неопределенным, сегодня нет единой позиции относительно того, что понимать под ней. Этот процесс иногда увязывают с процессами глобализации, интеграции, унификации.

В теоретическом плане изучение проблем воздействия процессов конвергенции, глобализации, регионализации на национальное государство и право позволяет по-новому взглянуть на традиционные институциональные и функциональные аспекты государственно-правовой материи. Интеграционные мировые процессы, происходящие в обществе, порождают множество проблем теоретического и практического плана, требующих к себе самого пристального внимания и глубокого изучения с целью их наиболее оперативного и оптимального разрешения. Это и вопросы определения таких категорий, как «конвергенция», «глобализация», «унификация»; вопросы влияния разви-

тия правовой конвергенции на российскую правовую систему. Это и факторы, влияющие и обусловливающие динамику происходящих процессов; это и усиливающаяся роль международного права в решении национальных вопросов.

Не претендуя на исключительность высказывания, можно определить, что конвергенция правовых систем современности — процесс сближения изначально качественно контрастных юридических типов правовых систем, выраженный «в интеграции достоинств и позитивных «недоработок» различных правовых систем, происходящий в различных регионах с той или иной степенью интенсивности, но в настоящее время уже фактически существующая и работающая реальность»

Конвергенция основных правовых систем обусловлена такими предпосылками, как общность исторической базы; наличие в правовых массивах институтов, относящихся по своей природе к другим правовым семьям (Луизиана — США); возникновение и развитие региональных юридических образований, например, Европейский союз, обладающий единым правовым пространством; синтез правовых систем (Индия); возрастающая роль международного права в национальных правовых системах; экономические пред-

Декан юридического факультета, доцент кафедры теории и истории филиала Казанского государственного университета в г. Набережные Челны.

Ассистент кафедры теории и истории филиала Казанского государственного университета в г. Набережные Челны.

О

О

CJ •

о о о

Q. С[ со Ш

S

н о

0

1

о я с о

п ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

**

О О

сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ш

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л <

S I

н

о ф

со

посылки (торговля); рецепция американского права; ценностные характеристики права; глобальные проблемы современности.

Особый интерес представляют изучение и анализ влияния правовой конвергенции на правовую систему России, поскольку происходящие процессы непосредственно связаны с эволюцией современного национального права.

Изменяющиеся общественные отношения и процессы требуют стабильного и динамичного правового регулирования. Оно должно меняться с опережением, позволяя планомерно развивать законодательство, но, как справедливо отмечается в литературе, изменения в правовой сфере современной России, к сожалению, носят хаотичный характер, они не-упорядочены и лишены системной связи. Одним из путей решения данной проблемы, безусловно, является дальнейшее всестороннее теоретическое обоснование развития российской правовой системы в современных условиях.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что правовая конвергенция влияет на изменение сущности права как феномена, все более активно проявляющегося в качестве регулятора общественных отношений не только на национальном, но и на надгосударственном, глобальном уровне.

Конвергенция оказывает определенное воздействие не только на сущность права, но и на его содержание, функциональную роль, на стоящие перед ним цели и задачи, на его назначение. В технико-юридическом плане это осуществляется путем прямого перенесения сложившихся правовых стандартов с глобального или регионального уровня, как это имеет место, например, в Европейском союзе. Процесс конвергенции оказывает также определенное влияние на источники права. В настоящее время, как свидетельствует общественная практика, наиболее сильному и заметному воздействию со стороны конвергенции подверглись источники регионального и национального права.

Примером такого регионального юридического образования является общее право Европейского сообщества. Возникнув и начав развиваться в 1950—1960 гг. на основе юридических принципов и институтов ЕЭС, оно путем нормативных актов руководящих инстанций сообщества (комиссий, Европарламента) и в не меньшей

мере прецедентной практики судов сообщества (Люксембургского — по многообразному комплексу гражданских и даже некоторых конституционных отношений, Страсбургского — по правам человека) достигло уровня самостоятельного институционального образования, имеющего суверенный статус и находящегося в сложных взаимосвязях с национальными юридическими системами стран сообщества. Российская Федерация в ст. 1 Федерального закона № 54-ФЗ от 30 марта 1998 г. «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»2 признала юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней.

Европейский суд установил единые стандарты правопорядка для государств — участников Конвенции. Эти стандарты оказывают прямое воздействие не только на внутреннее право государств, но и на правоприменительную практику непосредственно.

Необходимо отметить изменение в процессе законотворчества и при формировании системы законодательства на современном этапе сближения правовых систем: существенное увеличение числа принимаемых законов на федеральном и на региональном уровнях, а также расширение сферы регулируемых законами общественных отношений, что полностью соответствует тенденциям законотворческой работы парламентов большинства стран Европы.

В условиях мировых интеграционных процессов государство как таковое стало терять положение монопольного защитника прав человека. Решение правозащитных задач вышло за рамки исключительной компетенции одного государства. Следует отметить тенденцию международного контроля за соблюдением прав человека и гражданина как на региональном, так и на глобальном уровнях. Такими функциями наделены Комитет ООН по правам человека, Международный уголовный суд и др.

В качестве примера можно также привести установление единых международных стандартов в сфере правосудия — общепризнанных принципов и норм международного права. АПК и ГПК 2002 г. отражают основные положения Конвенции о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам3 (Гаага, 18 марта 1970 г.).

Процесс унификации нормативно-правовых актов можно охарактеризовать как создание единообразных правовых норм. В нашей стране процесс унификации происходит посредством систематизации нормативно-правовых актов. Право все больше становится интернациональным, отчетливо наблюдается интенсивный процесс согласования положений внутригосударственных норм с требованиями соответствующих норм международного права.

Международное право оказывает влияние на отношения внутри Российской Федерации двумя путями.

Во-первых, подавляющее большинство норм международного права, которые Россия признала обязательными для себя, воспроизведены в федеральных законах России, ее законах и подзаконных актах. Такое положение создается вследствие процесса принятия внутренних актов, необходимых для исполнения международного обязательства. Суд, используя такую норму, применяет норму национального права, и его не интересует и не может интересовать происхождение этой нормы, поскольку она освещена волей законодателя. В этом случае применение норм международного права в судебной практике происходит как бы в скрытой форме, без прямого указания в решении суда на конкретный международно-правовой акт. В решениях судов излагается содержание, раскрывается смысл соответствующих норм закона Российской Федерации, которые по своему существу совпадают либо имеют близкое сходство с теми или иными международно-правовыми актами. Поэтому истинные масштабы применения судами общей юрисдикции России норм международного права определяются тем, в какой мере эти нормы воспроизведены в российском законодательстве, а также тем количеством дел, при разрешении которых суды в открытой либо в скрытой форме руководствуются положениями, закрепленными в международных договорах.

Во-вторых, применяются нормы, не трансформированные в национальное законодательство России, но составляющие ее международное обязательство.

Именно в момент ратификации международного договора Россия принимает на себя все обязательства по нему. Характерная черта современности — наличие глобальной нормативной системы, сложившейся на базе целей и принципов Ус-

тава ООН. В нее в качестве подсистем входят политические, правовые, моральные и другие международные нормы. Каждая из них выполняет свои функции при помощи присущего ей механизма, дополняя друг друга. Наличие такого рода нормативной системы — признак весьма высокого уровня развития международного сообщества.

Эти нормы, а также решения международных оказывают влияние на формирование правового порядка в России, и государственные органы не могут избежать их применения.

Например, для общеевропейских и национальных институтов, а в определенной мере и для национальных судов государств — членов Европейского союза решения Европейского суда имеют императивный, неоспоримый и общеобязательный характер.

В настоящее время изменилась в целом роль международного права: оно служит не только традиционным связующим звеном в отношениях государств на международной арене, но и стало основой создания общего правового поля, общего правового режима (экономического, финансового, таможенного, образовательного и др.) в территориальных пределах государств вплоть до унификации правовых норм. Формальным закреплением данного процесса являются международные договоры, соглашения, директивы, конвенции и т.д.

Необходимо отметить влияние правовой конвергенции на процесс правотворчества в рамках преемственности правовых институтов; расширение сферы регулируемых законами общественных отношений, опыт публичных слушаний, мониторинг законодательства, что соответствует тенденциям законотворческой работы парламентов большинства стран Европы4. Интересна точка зрения о едином построении органов исполнительной власти, в которой воплощается принцип иерархической трехуровневой структуры как использование преемственности в формировании и осуществлении своей деятельности органов государственной власти и управления5.

Преобразования, проводимые в России на протяжении последних лет, с очевидностью свидетельствуют о стремлении нашей страны к интеграции в мировое экономическое пространство. Уже сегодня Россия в известной степени зависит от глобальных потоков капиталов, товаров,

о

о

сч •

о о о о.

с[ со Ш

5

I-О

0

1

о я с о

п ф

ю

О *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О О

сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

технологий, информации и т.п. Например, при разработке проекта ГК учитывались и унифицированные нормы рекомендательного характера, которые содержатся в Международных правилах по унифицированному толкованию торговых терминов (Инкотермс), и др. О процессе сближения российских правил торгового оборота с международными также свидетельствует закрепление в ГК6 ряда типов договоров, ранее неизвестных российскому гражданскому праву: факторинг, доверительное управление (траст), коммерческая концессия, агентский договор.

Концепция многополярного мира, предлагаемая Россией, — это концепция построения международного демократического сообщества, основанного на международном праве в противовес концепции однополярного мира — концепции управления мировым сообществом, основанной на праве внутригосударственном. Неуклонно усиливающаяся тенденция расширения и развития международных отношений имеет в качестве одного из следствий довольно интенсивный рост правовой основы межгосударственного общения.

Одной из важнейших проблем для практической политики российского государства становится проблема интеграции государств от Тихого океана до западных границ Российской Федерации, где ведущую роль должны играть межгосударственные объединения, возникшие на постсоветском пространстве. Развитие интеграции на постсоветском пространстве не должно осуществляться по остаточному принципу.

В сложившихся условиях международное сообщество берет на себя осуществление новой функции — поддержки демократической государственности и верховенства права. Это связано с тем, что некоторые пути развития государства рассматриваются международным сообществом как патология. Сюда относятся апартеид, национализм, расизм, пропаганда и разжигание вооруженных конфликтов, массовые нарушения прав человека. Подобные явления признаны международным правом противоправными.

Генеральная ассамблея регулярно обсуждает эту проблему и принимает соответствующие резолюции.

Следует отметить, что процесс конвергенции нельзя отождествлять с такими проявлениями, как рецепция права, имп-лементация, аккультурация, преемственность в праве, ассимиляция правовых систем.

Нами была сделана попытка дать лишь самое общее представление о значении и сложности проблем, которые ставят перед государством процессы конвергенции, глобализации и иные проявления системного сближения.

Их решение требует весьма существенных перемен в обществе и государстве, в политике и праве, в политическом мышлении и общественном сознании. Чем более сложным становится общество, тем сильнее роль его организации. При этом речь идет не только о внутреннем управлении, но и регулировании внешних связей общества и, наконец, о поддержании международного правопорядка.

Литература и примечания

1. Алексеев С.С. Избранное. М.: изд-во «Статут», 2003. С. 90.

2. О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней: Федеральный закон № 54-ФЗ от 30 марта 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. № 14. 1998. Ст. 1514.

3. Манова Г.Н. Теория права и государства: учебник для вузов. М.: Изд-во БЕК, 2002. С. 122.

4. Лукьянова Е.Г. Процессы глобализации в сфере правоприменения в России // Журнал российского права. № 6. 2006. С. 4.

5. Макогон Б.В. Общая характеристика процессов глобализации в правовой сфере // История государства и права. № 3. 2007. С. 10.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 2). № 14-ФЗ от 26 января 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. № 32. 1996. Ст. 3301.

2 Ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.