Научная статья на тему 'О международно-правовых формах правовой конвергенции'

О международно-правовых формах правовой конвергенции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
601
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международное право / конвергенция / форма / интеграция / international law / convergence / form / integration

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрии Сергеевич Безбородов

Анализируются процессы конвергенции (сближения) правовых систем. Сделан акцент на международных интеграционных организациях как самой продвинутой форме правовой конвергенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of convergence of legal systems. The author placed emphasis on international integration organizations as the most advanced form of legal convergence.

Текст научной работы на тему «О международно-правовых формах правовой конвергенции»

О МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ ФОРМАХ ПРАВОВОЙ КОНВЕРГЕНЦИИ

ЮРИЙ СЕРГЕЕВИЧ БЕЗБОРОДОВ

Кандидат юридических наук,

доцент кафедры международного и европейского права Уральского государственного юридического университета, е-mail: [email protected]

Анализируются процессы конвергенции (сближения) правовых систем. Сделан акцент на международных интеграционных организациях как самой продвинутой форме правовой конвергенции.

The article is devoted to the analysis of convergence of legal systems. The author placed emphasis on international integration organizations as the most advanced form of legal convergence.

Ключевые слова: международное право, конвергенция, форма, интеграция

Начало нынешнего столетия отмечено возросшим научным и общественным интересом к региональным интеграционным процессам, происходящим во всем мире. Исследователи занимаются выявлением их сущности, определением степени их влияния на различные сферы жизни государств1. В последние годы наблюдается значительный рост числа региональных объединений, и сейчас фактически каждая страна входит хотя бы в одно региональное объединение2. Но безусловно, характеристики конвергенционных процессов в различных регионах планеты существенно отличаются.

Правовая конвергенция есть процесс сближения правовых систем, что подразумевает сотрудничество правосоздающих субъектов международного права3. В международном праве можно выделить две основные формы сотрудничества государств, которые будут совпадать с формами правовой конвергенции. Это международный договор и международная организация.

В правовой и международно-правовой доктрине накоплен богатейший теоретический материал о международном договоре как форме согласия и сотрудничества заинтересованных субъектов.

Международный договор как правовой регулятор и форму межгосударственного сотрудничества исследовали В. Н. Дурденевский, Л. Камаровский, Д. Б. Левин, Ю. М. Колосов, Л. А. Алексидзе, Н. М. Коркунов, И. И. Лука-шук, П. И. Лукин, Ф. Ф. Мартенс, Н. В. Миронов, Р. А. Мюллерсон, И. П. Блищенко,

Key words: international law, convergence, form, integration

B. В. Гаврилов, Г. М. Даниленко, Е. Ю. Заруба-ева, Б. Л. Зимненко, Г. В. Игнатенко, С. Ю. Ма-рочкин, М. Н. Марченко, Н. В. Миронов, Б. И. Осминин, Ю. А. Тихомиров, В. А. Толстик,

C. В. Черниченко, А. Н. Талалаев, Г. И. Тункин, Е. Т. Усенко и многие другие4.

Международная организация является по большому счету более продвинутой формой сотрудничества государств по сравнению с международным договором. Ведь один из классических признаков международной организации - устав, который по сути выступает международным договором. В принципе, все остальные признаки международной организации проистекают из первого5.

Все международные договоры и организации направлены на сближение национальных правовых систем, но при помощи разных методов6. Они гармонизируют правовые регуляторы, некоторые унифицируют их, и совсем немногие - интегрируют. В статье речь пойдет в основном о международных интеграционных организациях, обладающих наднациональным характером юридической природы. Они имеют особые полномочия создавать единые наднациональные органы (в том числе судебные) и единое законодательство, издавать юридически обязательные акты, на добровольной основе ограничивать некоторые суверенные права государств-членов.

П.-Ф. Гонидек и Р. Шарвен отмечают что «интеграция - это одновременно процесс и состояние, имеющее тенденцию заменить раздробленные международные отношения, состоя-

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

щие из независимых единиц, новыми более или менее широкими объединениями, наделенными минимальными полномочиями решений либо в одной или нескольких определенных областях, либо во всех областях, которые входят в компетенцию базовых единиц. На уровне индивидуального сознания интеграция призвана породить лояльность и приверженность новому объединению, а на структурном уровне - участие каждого в его поддержке и развитии»7.

Взгляд на интеграцию8 как на процесс, развивающийся от простых форм к более сложным, позволил классифицировать его стадии. Ю. А. Щербанин подчеркивает, что классической считается классификация стадий (форм) интеграции венгерского экономиста Б. Балассы. Он различает пять основных стадий (форм): 1) зона свободной торговли; 2) таможенный союз; 3) общий рынок; 4) экономический союз; 5) полная экономическая и политическая интеграция.

Все международные договоры и организации направлены на сближение национальных правовых систем

Под зоной свободной торговли понимается форма интеграции, при которой ее участники договариваются о снятии таможенных тарифов и квот в торговле друг с другом. Вместе с тем каждый участник зоны свободной торговли имеет право проводить свою внешнеторговую политику в отношении третьих стран. Подобная форма интеграции реализуется в таких региональных объединениях, как ЕАСТ, НАФТА, АСЕАН.

Суть таможенного союза заключается в том, что его участники не только договариваются об устранении тарифов и квот, но и проводят единую внешнеторговую политику в отношении третьих стран, устанавливая единый внешний тариф по периметру границы общей таможенной территории. При такой форме интеграции меняются товарные потоки, производство и потребление продукции.

Общий рынок предполагает устранение препятствий для свободного перемещения в рамках стран-участниц всех факторов производства. Происходят сближение национальных законодательства, стандартов, а также развитие институциональных основ интеграции, общих органов управления объединительными процессами.

Полная экономическая и политическая интеграция характеризуется превращением единого

рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование, что означает проведение общей фактически единой экономической политики и полную унификацию законодательной базы. На основе института наднациональных органов власти постепенно формируется новый многонациональный субъект международных экономических и политических отношений, намечается создание единого федеративного или конфедеративного государства.

Как справедливо отметил А. Я. Капустин, «эволюция концепции международной организации в XX в. привела к возникновению на международной арене международных межправительственных организаций, которые преследуют в качестве своей основной цели интеграцию государств-членов. Это привело к тому, что даже термин „международная организация" стал осторожно применяться в отношении таких организаций. Гораздо чаще они стали именоваться „сообществами", „союзами"»9.

Впервые на международно-правовом уровне определение организационной формы интеграции было закреплено в Конвенции ООН об изменении климата. Согласно ее п. 6 ст. 1 «региональная организация экономической интеграции» означает организацию, которая образуется суверенными государствами конкретного региона, которой ее государства-члены передали компетенцию в решении вопросов, регулируемых настоящей Конвенцией, и которая была должным образом уполномочена в соответствии с ее внутренними процедурами подписать, ратифицировать, принять, утвердить Конвенцию или присоединиться к ней. Та же формулировка встречается в Конвенции о праве несудоходных видов использования международных водотоков, принятой Генассамблеей ООН 21 мая 1997 г.; в Протоколе по проблемам воды и здоровья 1999 г. к Конвенции ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер; Киотском протоколе к рамочной Конвенции ООН об изменении климата; Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. и протоколах к ней (Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее 2000 г., Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху 2000 г.), Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака 2003 г., Протоколе о регистрах выбросов и переноса загрязнителей 2003 г. к Орух-ской конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия ре-

шений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, и др.

Положения о региональных организациях экономической интеграции в приведенных документах практически идентичны и содержатся в преамбуле, в разделе «Термины», если он имеется, и в заключительных статьях «Подписание, ратификация, принятие, утверждение и присоединение», «Поправки» и «Денонсация». В данных договорах региональные экономические организации поименованы в качестве сторон, как и государства. Это говорит о признании их правосубъектности в определенных правоотношениях наряду с государствами. Примечательна в связи с этим официальная позиция Комиссии международного права ООН, изложенная в практическом пособии по разработке и заключению многосторонних договоров. В нем отмечается, что некоторые договоры, особенно по вопросам, связанным с торговлей, сырьевыми товарами, морским правом или состоянием окружающей среды, становятся все более открытыми для участия в них международных организаций; договаривающиеся стороны все чаще наделяют соответствующие региональные организации экономической интеграции полным или частичным объемом полномочий для участия в решении вопросов, относящихся к предмету того или иного договора. В определении региональной организации экономической интеграции присутствуют два ключевых элемента: наличие в соответствующем регионе группы государств, поставивших перед собой задачу достижения общих целей, и передача членами такой региональной организации экономической интеграции самой организации полномочий, связанных с достижением этих общих целей10.

Специалисты указывают, что чаще всего интеграция в правовой сфере начинается с интеграции экономической11. Подавляющее большинство современных интеграционных организаций являются региональными организациями экономической компетенции. Активно развивается, например, Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Однако несмотря на то что НАФТА достигла гораздо больших успехов в экономической интеграции, чем многие объединения других регионов, на иные сферы общественных отношений интеграция не распространяется.

Интеграционные процессы наблюдаются и в отдельных регионах Латинской Америки и Африки, которые стремились к независимости и преодолению экономической отсталости. Именно латиноамериканские государства пер-

выми среди развивающихся стран вступили на путь экономической интеграции12. Так, идея создания общего рынка была сформулирована в 1949 г. на первой сессии Экономической комиссии ООН для Латинской Америки. Уже в конце 1960-х гг. здесь возникли полноценные интеграционные организации: Карибская ассоциация свободной торговли (1968 г.), Договор Бразилиа (1969 г.), Андская группа (1969 г.).

В Африканском регионе идея экономического единства родилась еще во времена колониальной зависимости из стремления к консолидации сил для освобождения континента13. Например, в 1963 г., в период деколонизации, молодые африканские государства учредили Организацию африканского единства (ОАЕ), которая стала первым межправительственным объединением в данном регионе. Между государствами африканского континента вообще заключено самое большое число международных

Латиноамериканские государства первыми среди развивающихся стран вступили на путь экономической интеграции

договоров, направленных на создание интеграционных блоков: Африканский союз, ЭКОВАС, САДК, КОМЕСА и др. Юридические документы таких объединений многообещающи, но, как отмечают исследователи, идеалистичны, а поставленные цели носят, скорее, декларативный характер. Интеграционные объединения провозглашены, но реально не действуют14.

Интеграция в Азии существует пока только в виде идей, сделаны лишь некоторые шаги на пути к ней. Наиболее значимыми интеграционными объединениями региона являются АСЕАН и АТЭС.

На постсоветском пространстве конвергенци-онные процессы протекают довольно медленно. Созданные в данном регионе организации не обладают признаками региональных интеграционных объединений, присущими Европейскому союзу. Успешность некоторых экономических блоков - СНГ, ЕАС - пока под вопросом, но, возможно, в будущем они достигнут интеграционной зрелости.

В отдельных объединениях (повторим) экономическая интеграция дошла до правовой конвергенции с единым для всех государств-участников регулированием. Примером подобного объединения служит прежде всего Европейский союз. Особенности именно его правовой системы берут за основу при выделении признаков

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

и форм международно-правовой интеграции. Однако необходимо учитывать существенную степень субъективности подобного обобщения, поскольку Европейский союз, как, впрочем, и любое другое интеграционное объединение, является уникальным, а сделать объективные и достоверные выводы на основе частных посылок невозможно.

С учетом сказанного можно выделить следующие признаки международно-правовой интеграции в ее узком понимании: создание самостоятельной правовой системы, отличной как от национальных, так и от международной правовых систем, обязательность норм (предписаний) интеграции не только для государств, но и для их физических и юридических лиц, прямое действие и верховенство права интеграции над национальными правовыми системами, а также наднациональность, проявляющаяся в наличии особого организационного механизма и порядке принятия решений. Указанных признаков международно-правовой интеграции в совокупности нет ни у одного другого интеграционного объединения. Наиболее близки к правовой системе Европейского союза право Андского сообщества и право МЕРКОСУР15. Указанным интеграционным объединениям присущи отдельные признаки международно-правовой интеграции, и есть основания предполагать, что в будущем возможно их развитие по модели Европейского союза.

В заключение отметим, что международная интеграционная организация как «организация, главной или единственной целью которой является развитие интеграции между состоящими в ней государствами»16, является «верхушкой айсберга» концепции международно-правовых форм правовой конвергенции. В территориальном аспекте почти все международные интеграционные организации являются региональными: европейскими, африканскими, южноамериканскими, постсоветскими и т. д. С. Ю. Кашкин и А. О. Четвериков считают единственной подлинно глобальной интеграционной организацией Всемирную торговую организацию17, но здесь с ними можно не согласиться. В правопорядке ВТО сложно найти примеры применения метода интеграции, в большинстве случаев используются гармонизация и унификация правовых регуляторов экономических отношений. Упомянутые выше авторы также указывают, что «в первую очередь интерес к взаимной интеграции возникает у государств, которые расположены поблизости друг от друга и уже связаны между собой прочными экономическими узами, общностью исторического развития, языка, ре-

лигии, культуры»18, права и т. д. Поэтому организационные формы правовой конвергенции целесообразнее рассматривать в региональном аспекте.

1 Алчинов В. М. Процессы региональной интеграции в Европе и на постсоветском пространстве: интересы России. М., 2006. С. 4.

2 Шифф М. Региональная интеграция и развитие. М., 2005. С. 17.

3 Безбородов Ю. С. Конвергенция: правовой и международно-правовой подходы к определению // Universum Juris. 2016. № 2.

4 См., например: Камаровский Л. Основные вопросы международного права. М., 1892; Мартенс Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов: в 2 т. М., 2008. Т. 1; Алексидзе Л. А. Некоторые вопросы теории международного права // Императивные нормы (jus cogens). Тбилиси, 1982; Блищен-ко И. П. Международное и внутригосударственное право. М., 1960; Гаврилов В. В. Понятие и взаимодействие международной и национальных правовых систем. Владивосток, 2005; Даниленко Г. М. Применение международного права во внутренней правовой системе России: практика Конституционного Суда // Государство и право. 1995. № 11; Зарубае-ва Е. Ю. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в правовой системе России: индустриально-сравнительные исследования. М., 2003; Зимненко Б. Л. Международное право и правовая система Российской Федерации. М., 2006; Игнатенко Г. В. Взаимодействие международного и внутригосударственного права: учеб. пособие. Свердловск, 1981; Лукашук И. И. Современное право международных договоров. М., 2004; Мароч-кин С. Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Тюмень, 1998; Марченко М. Н. Источники права: учеб. пособие. М., 2007; Миронов Н. В. Советское законодательство и международное право. М., 1968; Осминин Б. И. Принятие и реализация государствами международных договорных обязательств. М., 2006; Талалаев А. Н. Основные вопросы теории международного договора. М., 1959; Тункин Г. И. Теория международного права. М., 2006; Тихомиров Ю. А. Реализация международно-правовых актов в российской правовой системе // Журн. рос. права. 1999. № 3; Толстик В. А. Иерархия источников российского права. М., 2002; Черниченко С. В. Теория международного права: в 2 т. М., 1999.

5 Подробнее см.: Кольяр К. Международные организации и учреждения. М., 1972; Крылов И. Б. Правотворческая деятельность международных организаций. М., 1988; Тункин Г. И. Теория международного права. М., 1970; Шибаева Е. А. Правовой статус межправительственных организаций. М., 1972; Ее же. Право международных организаций. М., 1986; Шибаева Е. А., Поточный М. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1988; Schremers H. G., Blokker N. M. International Institutional Law. Leiden; Boston, 2003.

6 Безбородов Ю. С. Методы международно-правовой конвергенции // Рос. юрид. журн. 2015. № 4. С. 30-37.

7 Gonidec P.-F., Charvin R. Relations Internationales. P., 1984. Р. 435.

8 Интеграция является одновременно методом и частью правовой конвергенции.

9 Международные организации в глобализирующемся мире. М., 2010. С. 202-203.

10 Заключительные статьи многосторонних договоров: руководство // URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/final_clauses.pdf. С. 22.

11 См., например: Глинкин А. Н. Тенденции и перспективы межгосударственного антиимпериалистического сотрудничества // Латинская Америка. 1973. № 5. С. 28; Симонати Э. Международные организации экономической интеграции // Проблемы государства и права на современном этапе: сб. тр. аспирантов и молодых ученых. М., 1970. Вып. 2; Кутейников А. Е. Международные межправительственные организации как класс международных структур и как юридический феномен // Государство и право. 2013. № 3. C. 74.

12 Княжинский В. Б. Роль политики интеграции в общественном развитии Западной Европы // Вопр. истории. 1967. № 3. С. 55.

13 Цикунов А. К. Международно-правовые вопросы экономической интеграции стран Восточной Африки: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1970. С. 4.

14 Хузиханова А. Р. О понятии международной организации экономической интеграции // Рос. юрид. журн. 2014. № 5. С. 110.

15 Malamud A., Schmitter P. The Experience of European Integration and the Potential for Integration in South America. Barcelona, 2007. P. 3.

16 Кашкин С. Ю., Четвериков А. О. Основы интеграционного права: учеб. пособие. М., 2015. С. 83.

17 Там же.

18 Там же.

Список литературы

1. Gonidec P.-F., Charvin R. Relations Internationales. Paris, 1984. Р. 435.

2. Malamud A., Schmitter P. The Experience of European Integration and the Potential for Integration in South America. Barcelona, 2007.

3. Schremers H. G., Blokker N. M. International Institutional Law. Leiden; Boston, 2003.

4. Алексидзе Л. А. Некоторые вопросы теории международного права. // Императивные нормы (jus cogens). Тбилиси, 1982.

5. Алчинов В. М. Процессы региональной интеграции в Европе и на постсоветском пространстве: интересы России. М., 2006.

6. Безбородов Ю. С. Конвергенция: правовой и международно-правовой подходы к определению // Universum Juris. 2016. № 2.

7. Безбородов Ю. С. Методы международно-правовой конвергенции // Российский юридический журнал. 2015. № 4. С. 30-37.

8. Блищенко И. П. Международное и внутригосударственное право. М., 1960.

9. Гаврилов В. В. Понятие и взаимодействие международной и национальных правовых систем. Владивосток, 2005.

10. Глинкин А. Н. Тенденции и перспективы межгосударственного антиимпериалистического сотрудничества // Латинская Америка. 1973. № 5.

11. Даниленко Г. М. Применение международного права во внутренней правовой системе России: практика Конституционного Суда // Государство и право. 1995. № 11. С. 116-125.

12. Зимненко Б. Л. Международное право и правовая система Российской Федерации. М., 2006.

13. Игнатенко Г. В. Взаимодействие международного и внутригосударственного права: учеб. пособие. Свердловск, 1981.

14. Камаровский Л. Основные вопросы международного права. М., 1892.

15. Княжинский В. Б. Роль политики интеграции в общественном развитии Западной Европы // Вопросы истории. 1967. № 3.

16. Кольяр К. Международные организации и учреждения. М., 1972.

17. Крылов И. Б. Правотворческая деятельность международных организаций. М., 1988.

18. Кутейников А. Е. Международные межправительственные организации как класс международных структур и как юридический феномен // Государство и право. 2013. № 3. С. 72-79.

19. Лукашук И. И. Современное право международных договоров. М., 2004.

20. Марочкин С. Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Тюмень, 1998.

21. Мартенс Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов: в 2 т. М., 2008. Т. 1.

22. Марченко М. Н. Источники права: учеб. пособие. М., 2007.

23. Миронов Н. В. Советское законодательство и международное право. М., 1968.

24. Осминин Б. И. Принятие и реализация государствами международных договорных обязательств. М., 2006.

25. Симонати Э. Международные организации экономической интеграции // Проблемы государства и права на современном этапе: сб. тр. аспирантов и молодых ученых. М., 1970. Вып. 2.

26. Талалаев А. Н. Основные вопросы теории международного договора. М., 1959.

27. Тихомиров Ю. А. Реализация международно-правовых актов в российской правовой

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

системе // Журнал российского права. 1999. № 3. С. 87-94.

28. Толстик В. А. Иерархия источников российского права. М., 2002.

29. Тункин Г. И. Теория международного права. М., 1970.

30. Тункин Г. И. Теория международного права. М., 2006.

31. Хузиханова А. Р. О понятии международной организации экономической интеграции // Российский юридический журнал. 2014. № 5. С. 110-117.

32. Цикунов А. К. Международно-правовые вопросы экономической интеграции стран Вос-

точной Африки: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1970.

33. Черниченко С. В. Теория международного права: в 2 т. М., 1999.

34. Шибаева Е. А., Поточный М. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1988.

35. Шибаева Е. А. Право международных организаций. М., 1986.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36. Шибаева Е. А. Правовой статус межправительственных организаций. М., 1972.

37. Шифф М. Региональная интеграция и развитие. М., 2005.

ИЗДАТЕЛЬСКИМ ДОМ

Уральского государственного юридического университета

ПРЕДЛАГАЕТ УСЛУГИ

Разработка дизайна печатной продукции

(визитки, календари, буклеты, брошюры, дипломы, открытки и др.) Редактирование текстов различной сложности Верстка, подготовка оригинал-макетов Изготовление адресных папок, обложек любого формата Послепечатная обработка

(листоподборка, подрезка, фальцовка, биговка, тиснение и др.) Переплет:

в цельнометаллическую скобу, твердая обложка на пластиковую пружину на металлическую пружину термоклеевой переплет брошюровка на скобу

Размещение рекламы в «Российском юридическом журнале» журналах «Бизнес, Менеджмент, Право», «Российское право» и в других печатных изданиях

Услуги фотографа

ПРОДАЖА ЛИТЕРАТУРЫ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ

по адресам:

ул. Комсомольская, 21, каб. 402 ул. Комсомольская, 23, каб. 306 ул. Колмогорова, 54, 1-й этаж (киоск)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.