Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА ЛИЗИНГА В РОССИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ САНКЦИЙ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА ЛИЗИНГА В РОССИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лизинг / рынок лизинга / лизинговая деятельность / финансовая аренда / ESG-лизинг / leasing / leasing market / leasing activities / financial lease / ESG leasing

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельникова Наталия Сергеевна, Быканова Наталья Игоревна, Хайрулина Ирина Геннадьевна, Попов Сергей Эдуардович, Прядко Евгения Андреевна

На сегодняшний день российский рынок лизинговых услуг еще недостаточно освоен. Многолетний опыт использования договоров аренды в коммерческой деятельности во многих странах мира позволяет сделать выводы об их эффективности. Лизинг является наиболее выгодным финансовым инструментом в эксплуатации структуры предприятия, что позволяет делать масштабные капитальные вложения в разработку любого производственного оборудования и любой технической базы. В статье проанализировано современное состояние рынка лизинга в России по количеству договоров лизинга, объемам нового лизингового бизнеса, типу предмета лизинга. Установлено, что в сложившихся реалиях развития экономики страны, наиболее выгодное позиции на рыке лизинга в России занимают лизинговые компании в секторах строительного оборудования, дорожной техники, грузовых автомобилей и техники специального назначения. В заключение, авторами определены наиболее перспективные сегменты рынка лизинга (развитие «зеленого» транспорта; адаптационные проекты на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; зеленый и адаптационный лизинг сельскохозяйственного оборудования; лизинг техники, решающей социальные задачи) и возможности их дальнейшего развития. Основными способами развития обозначенных перспективных точек ESG-лизинга в России, авторы считают: реорганизацию цепочек поставок, импортозамещение, консолидацию компаний, установление торговых и инвестиционных ограничений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT TRENDS OF THE DOMESTIC LEASING MARKET IN RUSSIA UNDER THE INFLUENCE OF SANCTIONS

To date, the Russian leasing services market has not yet been sufficiently developed. Many years of experience in using lease agreements in commercial activities in many countries around the world allows us to draw conclusions about their effectiveness. Leasing is the most profitable financial instrument in operating the structure of an enterprise, which allows large-scale capital investments in the development of any production equipment and any technical base. The article analyzes the current state of the leasing market in Russia in terms of the number of leasing agreements, the volume of new leasing business, and the type of leased asset. It was established that in the current realities of the country's economic development, the most advantageous positions in the leasing market in Russia are occupied by leasing companies in the sectors of construction equipment, road equipment, trucks and special-purpose equipment. In conclusion, the authors identified the most promising segments of the leasing market (development of “green” transport; adaptation projects in railway, water and air transport; green and adaptive leasing of agricultural equipment; leasing of equipment that solves social problems) and the possibilities for their further development. The authors consider the main ways to develop the identified promising ESG leasing points in Russia: reorganization of supply chains, import substitution, consolidation of companies, establishment of trade and investment restrictions.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА ЛИЗИНГА В РОССИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ САНКЦИЙ»

УДК 339.187.62 DOI: 10.18413/2409-1634-2023-9-4-1-0

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА ЛИЗИНГА В РОССИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ САНКЦИЙ

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85

e-mail: ше1п1коуа_п@Ь8и.еёи.гц, [email protected], [email protected], [email protected], [email protected]

Аннотация

На сегодняшний день российский рынок лизинговых услуг еще недостаточно освоен. Многолетний опыт использования договоров аренды в коммерческой деятельности во многих странах мира позволяет сделать выводы об их эффективности. Лизинг является наиболее выгодным финансовым инструментом в эксплуатации структуры предприятия, что позволяет делать масштабные капитальные вложения в разработку любого производственного оборудования и любой технической базы. В статье проанализировано современное состояние рынка лизинга в России по количеству договоров лизинга, объемам нового лизингового бизнеса, типу предмета лизинга. Установлено, что в сложившихся реалиях развития экономики страны, наиболее выгодное позиции на рыке лизинга в России занимают лизинговые компании в секторах строительного оборудования, дорожной техники, грузовых автомобилей и техники специального назначения. В заключение, авторами определены наиболее перспективные сегменты рынка лизинга (развитие «зеленого» транспорта; адаптационные проекты на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; зеленый и адаптационный лизинг сельскохозяйственного оборудования; лизинг техники, решающей социальные задачи) и возможности их дальнейшего развития. Основными способами развития обозначенных перспективных точек ESG-лизинга в России, авторы считают: реорганизацию цепочек поставок, импортозамещение, консолидацию компаний, установление торговых и инвестиционных ограничений.

Ключевые слова: лизинг, рынок лизинга, лизинговая деятельность, финансовая аренда, ESG-лизинг.

Информация для цитирования: Мельникова Н.С., Быканова НИ., Хайрулина И.Г., Попов С.Э. Тенденции развития отечественного рынка лизинга в России под влиянием санкций // Научный результат. Экономические исследования. 2023. Т. 9. № 4. С. 106-115. DOI: 10.18413/2409-1634-2023-9-4-1-0

Мельникова Н.С., Быканова Н.И., Хайрулина И. Г., Попов С.Э. Прядко Е.А.

Natalia S. Melnikova, Natalya I. Bykanova, Irina G. Khairulina, Sergey E. Popov, Evgeniya. A. Pryadko

DEVELOPMENT TRENDS OF THE DOMESTIC LEASING MARKET IN RUSSIA UNDER THE INFLUENCE OF SANCTIONS

Belgorod State National Research University, 85 Pobedy St, Belgorod, 308015, Russia

e-mail: [email protected], [email protected], [email protected], [email protected], [email protected]

Abstract

To date, the Russian leasing services market has not yet been sufficiently developed. Many years of experience in using lease agreements in commercial activities in many countries around the world allows us to draw conclusions about their effectiveness. Leasing is the most profitable financial instrument in operating the structure of an enterprise, which allows large-scale capital investments in the development of any production equipment and any technical base. The article analyzes the current state of the leasing market in Russia in terms of the number of leasing agreements, the volume of new leasing business, and the type of leased asset. It was established that in the current realities of the country's economic development, the most advantageous positions in the leasing market in Russia are occupied by leasing companies in the sectors of construction equipment, road equipment, trucks and special-purpose equipment. In conclusion, the authors identified the most promising segments of the leasing market (development of "green" transport; adaptation projects in railway, water and air transport; green and adaptive leasing of agricultural equipment; leasing of equipment that solves social problems) and the possibilities for their further development. The authors consider the main ways to develop the identified promising ESG leasing points in Russia: reorganization of supply chains, import substitution, consolidation of companies, establishment of trade and investment restrictions.

Key words: leasing; leasing market; leasing activities; financial lease; ESG leasing

Information for citation: Melnikova N.S., Bykanova N.I., Khairulina I.G., Popov S.E. "Development trends of the domestic leasing market in Russia under the influence of sanctions", Research Result. Economic Research, 9(4), 106-115, DOI: 10.18413/2409-1634-2023-9-4-1 -0

Введение

Современный международный лизинг охватывает широкий спектр сделок, связанных с куплей-продажей различных объектов. По мнению экспертов, современный мировой рынок лизинга способствует развитию межрегиональных и международных связей. Эти финансовые услуги способствуют развитию экспортного потенциала

страны, повышению ее общей конкурентоспособности на мировом рынке и привлечению дополнительных финансовых ресурсов со стороны иностранных институтов.

Если в 2002 году российский рынок лизинга составлял порядком 60 млрд. руб., то в 2022 году данное значение выросло до 6,2 трлн. руб.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, российский рынок лизинга

продолжает развиваться. Лизинг появился в мировой экономике только в 1980-х годах и был легализован только в 1990-х. Таким образом, лизинг все еще является «новым» видом финансовой деятельности.

Цель работы

Определить направления развития отечественного рынка лизинга под влиянием внешних санкций, выявить наиболее перспективные сегменты и точки роста.

Материалы и методы исследования

В процессе проведения исследования использовались методы синтеза, системного анализа, обобщения и группировки, табличный и графический, динамического и логического анализа. Данные методы использовались для определения наиболее перспективных сегментов рынка лизинга в России в условиях санкционного давления.

Основная часть

Согласно Федеральному закону № 164 - ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» лизинг определяется как совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга [Федеральный закон].

Лизинг - это соглашение, при котором владелец актива передает право пользования активом другому лицу без передачи права собственности на актив. Таким образом, проще говоря, это означает передачу актива в наем или арендную плату для использования.

Лизинг может быть использован как очень эффективный инструмент технического перевооружения предприятия. Чтобы получить прибыль, компания не обязательно владеет основными средствами. Достаточно иметь право использовать эти основные средства с последующим выкупом.

Лизинговая деятельность - это вид инвестиционной деятельности в процессе приобретения и передачи недвижимости. Правила аренды довольно просты-лизинго-вая компания покупает недвижимость у

конкретного продавца компании и за определенную сумму передает ее арендатору в долгосрочное пользование.

В текущих условиях 2022 года лизинговые компании больше заинтересованы в подержанном, чем в новом оборудовании, а тот факт, что многие виды оборудования подорожали, повлиял на выбор компаний в пользу лизинга. В связи с уходом с рынка иностранных лизинговых компаний отечественные компании стали в большей степени покупать контракты. Российские лизинговые компании сейчас в основном ориентируются на работу с азиатскими компаниями. Азиатские компании выходят на наш рынок, но в меньшем количестве. Рынок не пустует, на него выходят другие компании с новыми продуктами, услугами и комплектующими.

В последнее время рынок лизинга стал одним из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики. Однако, геополитический кризис 2022 года и санкционные ограничения привели к спаду в лизинговом секторе. На рис. 1 представлена динамика изменения количества договоров лизинга в России за последние пять лет.

На рис. 1 показано, что в период с 2018 по 2021 год количество договоров лизинга на российском рынке неуклонно растет. Наибольший прирост количества договоров произошел в 2021 году (38,2% по сравнению с 2020 годом), в то время как в 2022 году прирост количества договоров был отрицательным (-22,9%) и количество договоров снизилось с 410 415 ед. до 316 431 ед.

Наименьшее снижение объемов лизинга составило менее 40% для электрооборудования, специализированной техники, аэрокосмического оборудования и медицинского оборудования. В автомобильной отрасли, которая является крупнейшим лизинговым сектором в России и занимает около половины рынка лизинга, снижение составило около 45%.

Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной

2018 год 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год

■ Количество договоров, ед. Рис. 1. Динамика количества договоров лизинга в России за 2018-2022 годы

Fig. 1. Dynamics of the number of leasing agreements in Russia for 2018-2022 Источник: составлено авторами на основе [Рынок лизинга 2023]

Основной

Основной Основной Основной

Основной ■

Наиболее уверенно чувствуют себя на рынке лизинговые компании в секторах строительного оборудования, дорожной техники, грузовых автомобилей и техники специального назначения. Это объясняется низкой долей импортного оборудования в этих секторах и возможностью быстрого замещения импортной техники. Также востребованы проекты федеральных органов власти.

Что касается распределения по регионам, то наибольшая доля лизинговых компаний приходится на Москву (61%), Санкт-Петербург (10%) и Калининград (10%). В остальных регионах доля лизинговых компаний составляет около 18%. Такое распределение договоров обусловлено концентрацией лизингового бизнеса в столице России.

Новый бизнес определяется как стоимость лизинговых продуктов (без учета НДС), поставленных клиентам за определенный период. Динамика нового лизингового бизнеса в России представлена на рис. 2.

Как показано на рис. 2, объем нового лизингового бизнеса в 2022 году впервые с 2018 года снизились: в розничном секторе

на 8% и 31% соответственно до 1 980 млрд. руб. «В 2022 году совокупный лизинговый портфель вырос на 5% до 6,75 трлн рублей, а доля лизинга в ВВП составила 1,6%, что на 0,1% меньше, чем годом ранее» [Ильина А. Д., 2022.].

В то же время стоит отметить, что в 2021 году объем новых контрактов достиг рекордного уровня - 2,3 трлн. руб. Соотношение между розничным и коммерческим секторами увеличилось в 4,6 раза.

Продолжилась тенденция концентрации среди крупнейших лизинговых компаний, доля которых в объеме новых контрактов выросла до 75%. Количество клиентов 20 крупнейших лизинговых компаний на рынке увеличилось на 10%, а количество клиентов более мелких лизинговых компаний сократилось на 6%. Несмотря на общий экономический спад, банковские лизинговые компании увеличивали объемы своего бизнеса в среднем на 8% в год, а долю новых контрактов - на 10%. Крупные лизинговые компании отвечают за реализацию национальных проектов и глобальные закупки инфраструктуры, что обусловливает

достаточно большой объем лизинговых контрактов.

I Розничные сегменты ■ Корпоративные сегменты

Основной

Основной

Основной

О

сновнои

Основной О

Основной

Основной

О

овно

товной

О

сновной Основно

О

сновной

О

сновно

Основной

■1

Основной

Основной

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

Рис. 2. Динамика нового лизингового бизнеса в РОССИИ, млрд руб. Fig. 2. Dynamics of new leasing business in the Russian Federation, billion rubles. Источник: составлено авторами на основе [Статистические данные по рынку ...]

Перераспределение собственности лизинговых компаний в 2022 году - часть иностранных лизинговых компаний ушла из России и была продана российским собственникам. Впервые за семь лет количество заключенных договоров лизинга снизилось до 340 тыс. руб., а средняя стоимость сделки выросла до 9,2 млн. руб., что соответствует уровню 2018 года.

В течение последних четырех лет доля МСБ в новой структуре бизнеса неуклонно растет: в 2020 году доля МСБ достигла 58%, в 2021 году - 65%, а в 2022 году - 71%, достигнув рекордного значения в 1,6 трлн. руб. Основным драйвером лизинга является сектор розничной торговли, где МСБ могут быстро адаптироваться благодаря изменениям на рынке, изменениям в логистических программах и захвату свободных сегментов рынка, ранее принад-

лежавших иностранным компаниям [Губская М. А.2018].

К 2022 году эти сегменты транспортного лизинга сократятся, так как многие контракты по лизингу крупных самолетов и водных судов закончатся, а лизинговые программы перейдут на другие формы финансирования (рис. 3).

Данные, приведенные на рис. 3, показывают, что в 2022 году основным источником роста нового бизнеса станут грузовые перевозки, которые увеличатся с 13% до 18% от общего объема лизингового портфеля, в то время как сектор лизинга транспортных средств (легковые, грузовые автомобили и автобусы) в период с 2021 по 2022 год вырастет примерно на 50%. Это связано с увеличением стоимости транспортных средств и ростом спроса со стороны малых и средних предприятий.

2022 год 2021 год

Грузовой транспорт Легковые автомобили Железнодорожная техника Авиационный транспорт Суда (морские, речные) Автобусы и троллейбусы Строительная техника Сельхоз техника Машиностроительное оборудование Оборудование для нефтедобычи Недвижимость Погрузчики складские и оборудование Телекоммуникационное оборудование

Оборудование для пищевой...

Мед техника Оборудование для ЖКХ Энергетическое оборудование Древообрабатывающее оборудование Полиграфическое оборудование Прочее имущество

Основной Основной Основной Основной

Рис. 3. Динамика сегментов рынка по типу предмета лизинга, доля в новом бизнесе, % Fig. 3 Dynamics of market segments by type of leased asset, share of new business, %

Источник: составлено авторами на основе [Статистические данные по рынку Перфильев А., Советкина З., Коршунов Р.]

Заключение

Таким образом, лизинг играет важную экономическую роль в стимулировании роста бизнеса, создании рабочих мест, укреплении международной конкурентоспособности и содействии стабильному экономическому росту и процветанию страны. И хотя в 2022 году наблюдается сокращение рынка лизинга в связи с геополитическим кризисом, в 2023 году лизинг в России будет продолжать расти.

Одним из факторов, влияющих на развитие рынка, станут национальные проекты, продолжится рост инфраструктурного строительства, ESG-лизинг. «Это связано с тем, что значимость курса на устойчивое развитие и снижение углеродных выбросов в атмосферу, которые в значительной степени связаны с транспортом, растет» [Рынок лизинга 2023].

Представим точки роста ESG-лизинга на ближайший год два на рис. 4.

Развитие

"зеленого"

транспорта

адаптационные проекты на железнодорожн ом. водном и воздушном транспорте

зеленый и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

адаптационный

лизинг

сельскохозяйст

венного

оборудования.

лизинг

техники.

решающей

социальные

задачи

Рис. 4. Точки роста ESG-лизинга в 2023-2024 гг. Fig. 4. Growth points for ESG leasing in 2023-2024 Источник: составлено авторами на основе [Рынок лизинга 2023]

Сектор «зеленого» транспорта на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных направлений в развитии российского рынка лизинга. Однако, на данный момент наблюдается некоторое его сдерживание. Наиболее значимыми проблемами, сдерживающие развитие лизинга в секторе «зеленого» транспорта следует обозначить проблемы, приведенные на рис. 5.

Одной из общих проблем для всех приведенных точек роста ESG-лизинга (см. рис. 4) в ближайшей перспективе, является сложная геополитическая ситуация в стране. В сложившихся условиях, деятельность российских лизингодателей и лизин-

гополучателей, в первую очередь направлена не на долгосрочное развитие, а на стремление выжить [Мельникова Н. С., Адаева А.Р., 2021.].

В связи со сложной экономической и политической ситуацией в России и в мире лизинговая отрасль сталкивается с новыми рыночными вызовами. Основными из них являются реорганизация цепочек поставок, импортозамещение, консолидация компаний, торговые и инвестиционные ограничения. В современных условиях решающее значение имеет государственная поддержка малого и среднего бизнеса, поиск новых партнеров, создание новых отечественных производств.

Проблемы, сдерживающие развитие лизингового рынка РФ в секторе «зеленого»

транспорта

неразвитость инфраструктуры, т.е. отсутствие зарядных станций для

электромобилей

отсутствие государственных стимулов для компаний по внедрению

«зеленых технологий»

наличие жестких требований по соблюдению принципов устойчивого

развития

Рис. 5. Наиболее значимые проблемы, сдерживающие развитие лизингового рынка России

в секторе «зеленого» транспорта Fig. 5. The most significant problems hindering the development of the leasing market of the Russia

in the green transport sector Источник: составлено авторами на основе [Казанкина О.А., Кублин И.М., Быканова Н.И. 2023; Аджиева А. Ю. 2019]

Список литературы

1. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_20780/

2. Аджиева А.Ю. Проблемы и перспективы российского рынка лизинга // Colloquium-Journal. 2019. № 26-9 (50). C.153-157.

3. Губская М.А. Лизинг как элемент поддержки и стимулирования развития малого бизнеса в России // Ростовский научный журнал. 2018.№ 3: 178-187.

4. Ваганова О.В. Интеграционное взаимодействие субъектов инновационного процесса как фактор интенсивного развития экономики // Европейский журнал социальных наук. 2013. № 5 (33). С. 383-389.

5. Ваганова О.В., Лихошерстова Г.Н. Структуризация экономики с учетом инновационной активности в регионах России // Российское предпринимательство. 2011. № 4-2. С. 36-39.

6. Ильина А.Д. Состояние и перспективы развития лизинга в России в современных экономических условиях // Новые траектории развития международных финансовых отношений: современная модель в условиях цифровой экономики. Москва: Компания КноРус, 2022: 257-264.

7. Казанкина О.А., Кублин И.М, Быканова Н.И. Трансформация рынка лизинговых

услуг: проблемы развития и маркетинговые тренды // Экономика устойчивого развития. 2023. №3(55). C. 37-41.

8. Мельникова Н.С., Адаева А.Р. Лизинг и перспективы его развития в РФ // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 71-3. C. 46-50.

9. Перфильев А., Советкина З., Коршунов Р. Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче. URL: https://raexpert.ru/researches/leasing/2022/ (дата обращения: 26.10.2023).

10. Рынок лизинга 2023: восстановительный рост и повышенные риски. Аналитический обзор. Национальное рейтинговое агентство. Январь 2023. URL: https://www.ra-national.ru/analitika/rynok-lizinga-2023-vosstanovitelnyj-rost-i-povyshennye-riski/(дата обращения: 26.10.2023).

11. Статистические данные по рынку лизинга 2016 - 2022 гг : статистика. Лизинг. Подкомитет ТПП РФ по лизингу и НП «Лизинговый союз» совместно с Федресурсом URL: https://www.tpprf-

leasing.ru/workdir/files/04/statistika-lizing-2016-2023.pdf?ysclid= lhdmdiqz97414363052 (дата обращения: 06.10.2023).

12.Vaganova O. V., Titov A.B., Solovjeva N.E., Bykanova N.I. Influence of the sanctions' regime on the regional development: evidence from Belgorod.International Journal of Economic Perspectives. 2017. Т. 11. № 3. С. 1889-1894.

References

1. Federal Law of October 29, 1998 No. 164-FZ "On financial rent (leasing)", available at: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_20780/

2. Adzhieva A. Yu. (2019), "Problems and prospects of the Russian leasing market", Colloquium-Journal, 26-9(50), 153-157. (in Russian)

3. Gubskaya M. A. (2018), "Leasing as an element of support and stimulation of small business development in Russia", Rostov Scientific Journal, 3, 178-187. (in Russian)

4. Vaganova O. V. (2013), "Integration interaction of subjects of the innovation process as a factor in accelerated economic development", European Journal of Social Sciences, 5 (33), 383-389. (in Russian)

5. Vaganova O. V., Likhosherstova G. N. (2011), "Structuring the economy taking into account innovative activity in the regions of Russia", Russian Entrepreneurship, 4-2, 36-39. (in Russian)

6. Ilyina A. D. (2022), "State and prospects for the development of leasing in Russia in modern economic conditions", New trajectories of the development of international financial relations: a modern model in the digital economy, Moscow: KnoRus Company, 2022, 257-264. (in Russian)

7. Kazankina O. A., Kublin I. M., Bykanova N. I. (2023), "Transformation of the leasing services market: development problems and marketing trends", Economics of sustainable development, 3(55), 37-41. (in Russian)

8. Melnikova N. S., Adaeva A. R. (2021), "Leasing and prospects for its development in the Russian Federation", Trends in the development of science and education, 71-3, 46-50. (in Russian)

9. Perfilyev A., Sovetkina Z., Korshunov R. (2022), "Leasing market at the end of 2022: in a lower gear", available at: https://raexpert.ru/re-searches/leasing/2022/ (Accessed 26 October 2023) (in Russian)

10. Leasing market 2023: recovery growth and increased risks. Analytical review. National rating agency. January 2023, available at: https: //www.ra-national. ru/analitika/ rynok-lizinga-2023-vosstanovitelnyj-rost-i-povyshen-nye-riski/ (Accessed 26 October 2023) (in Russian)

11. Statistical data on the leasing market 2016 - 2022: statistics. Leasing. Subcommittee of the RF Chamber of Commerce and Industry on leasing and NP "Leasing Union" together with Fe-dresurs, available at: https://www.tpprf-leas-ing.ru/workdir/files/04/statistika-lizing-2016-

2G23.pdf?ysclid=lhdmdiqz97414363G52 (Accessed 6 October 2G23) (in Russian)

12. Vaganova O. V., Titov A. B., Solovjeva N. E., Bykanova N. I. (2017), "Influence of the sanctions' regime on the regional development: evidence from Belgorod", International Journal of Economic Perspectives, 11, 3, 1BB9-1B94. (in Russian)

Информация о конфликте интересов:

авторы не имеют конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interest to declare.

Мельникова Наталия Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры инновационной экономики и финансов Института экономики и управления, НИУ «БелГУ» (г. Белгород, Россия).

Natalia S. Melnikova, PhD, Assistant Professor of the Department of Innovative Economy and Finance, Institute of Economy and Management, Belgorod State National Research University (Belgorod, Russia)

Быканова Наталья Игоревна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры инновационной экономики и финансов Института экономики и управления, НИУ «БелГУ» (г. Белгород, Россия).

Natalya I. Bykanova, PhD, Assistant Professor of the Department of Innovative Economy and Finance, Institute of Economy and Management, Belgorod State National Research University (Belgorod, Russia)

Хайрулина Ирина Геннадьевна, магистрант 2 курса кафедры инновационной экономики и финансов Института экономики и управления, НИУ «БелГУ» (г. Белгород, Россия).

Irina G. Khairulina, 2nd year Master's Student of the Department of Innovation Economy and Finance, Institute of Economics and Management, Belgorod State National Research University (Belgorod, Russia)

Попов Сергей Эдуардович, магистрант 3 курса кафедры инновационной экономики и финансов Института экономики и управления, НИУ «БелГУ» (г. Белгород, Россия).

Sergey E. Popov, 3rd year Master's Student of the Department of Innovation Economy and Finance, Institute of Economics and Management, Belgorod State National Research University (Belgorod, Russia)

Прядко Евгения Андреевна, магистрант 2 курса кафедры инновационной экономики и финансов Института экономики

и управления, НИУ «БелГУ», (г. Белгород, Россия).

Evgeniya. A. Pryadko, 2rd year Master's Student of the Department of Innovation Economy and Finance, Institute of Economics and Management, Belgorod State National Research University (Belgorod, Russia)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.