Научная статья на тему 'Тенденции развития образовательной среды в дошкольном кластере'

Тенденции развития образовательной среды в дошкольном кластере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / ТЕНДЕНЦИЯ / TENDENCY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / EDUCATIONAL CLUSTER / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балалиева О. В., Сеногноева Н. А.

Анализ основных подходов к изучению образовательной среды ДОУ, возможностей кластера, позволил определить содержание понятий «образовательная среда», «образовательный кластер», раскрыть современные тенденции образовательной среды в дошкольном кластере. В данной статье представлена степень участия родителей в жизни детского сада, дана оценка квалификации педагогов ДОУ по категориям. Проведённое исследование позволяет утверждать, что намеченные тенденции: совершенствование профессиональной компетенции педагогов, заинтересованность родителей в повышении педагогических знаний, демократизация, гуманизация, диверсификация способствуют созданию полноценной образовательной среды и закладыванию базовой компетентности дошкольников в освоении мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT DEVELOPMENT WITHIN A PRESCHOOL CLUSTER

The analysis of the main approaches in studying an educational environment of a pre-school institution and abilities of a cluster allow to define the notions “an educational environment” and “an educational cluster”. The article has considered parental involvement extent in a kindergarten lifetime. Teachers' qualifications at preschool institutions have been appraised due to grades. According to the conducted survey, the current tendencies such as enhancement of teachers' professional capacities, parents' interest in raising pedagogical knowledge, democratization, humanization and diversification have facilitated creating effective educational environment and forming basic abilities of preschool children to explore the world.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития образовательной среды в дошкольном кластере»

15. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новые горизонты музыкального исполнительского искусства. Музыка и время. 2016; 2: 16 - 24.

16. Горбунова И.Б. Аудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 456 - 461.

17. Бажукова Е.Н. Школа музыки online. Available at: https://sites.google.com/site/muzykaicifra

References

1. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2011: 128 - 131.

2. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; T. 63; № 2: 206 - 210.

3. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke muzykanta-pedagoga. Regional'naya informatika i informacionnaya bezopasnost': sbornik trudov. Sankt-Peterburgskoe obschestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki, sistem svyazi i upravleniya. 2016: 224 - 228.

4. Belichenko V.V., Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v obuchenii informatike muzykanta (v usloviyah perehoda na novye obrazovatel'nye standarty): monografiya. Sankt-Peterburg, 2011.

5. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 162 - 168.

6. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Tvorcheskij proekt v processe obucheniya informatike studentov-muzykantov (v usloviyah pedagogicheskogo vuza). Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2014; № 3 (86): 214 - 221.

7. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v hudozhestvennom obrazovanii. Filosofiya kommunikacii: intellektual'nye seti i sovremennye informacionno-kommunikativnye tehnologii v obrazovanii. Pod redakciej S.V. Klyagina, O.D. Shipunovoj. Sankt-Peterburg, 2013: 192 - 202.

8. Gorbunova I.B., Davletova K.B. Informacionnaya kompetentnost' pedagoga-muzykanta sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 21: 254 - 258.

9. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2015; 12: 428 - 432.

10. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal. com/ Issues/1_5.html

11. Gorbunova I.B. Muzykal'noe obrazovanie v cifrovom prostranstve. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 1: 69 - 73.

12. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 4: 95 - 100.

13. Bazhukova E.N., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak resurs povysheniya operacionnosti znanij muzykantov-pedagogov v oblasti informacionnyh tehnologij. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 186 - 190.

14. Gorbunova I.B. Muzykal'nye instrumenty kak sintezatory muzykal'nogo zvuka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 2: 89 - 93.

15. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya. 2016; 2: 16 - 24.

16. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 461.

17. Bazhukova E.N. Shkola muzyki online. Available at: https://sites.google.com/site/muzykaicifra

Статья поступила в редакцию 13.02.18

УДК 373.2

Balalieva O.V., postgraduate, Russian State Professional Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia); speech therapist, Kindergarten № 389 of Common Core Learning Standards and Physical Development of Pupils (Yekaterinburg, Russia), E-mail: [email protected]

Senognoeva N.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Russian State Professional Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), E-mail: [email protected]

TENDENCIES OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT DEVELOPMENT WITHIN A PRESCHOOL CLUSTER. The analysis of the main approaches in studying an educational environment of a pre-school institution and abilities of a cluster allow to define the notions "an educational environment" and "an educational cluster". The article has considered parental involvement extent in a kindergarten lifetime. Teachers' qualifications at preschool institutions have been appraised due to grades. According to the conducted survey, the current tendencies such as enhancement of teachers' professional capacities, parents' interest in raising pedagogical knowledge, democratization, humanization and diversification have facilitated creating effective educational environment and forming basic abilities of preschool children to explore the world.

Key words: educational process, preschool education, tendency, educational environment, educational cluster, innovations.

О.В. Балалиева, соискатель каф. профессиональной педагогики и психологии, Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург; учитель-логопед, МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников № 389», г. Екатеринбург, E-mail: [email protected]

Н.А. Сеногноева, д-р пед. наук, проф. каф. профессиональной педагогики и психологии, Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, E-mail: [email protected]

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ КЛАСТЕРЕ

Анализ основных подходов к изучению образовательной среды ДОУ, возможностей кластера, позволил определить содержание понятий «образовательная среда», «образовательный кластер», раскрыть современные тенденции образовательной среды в дошкольном кластере. В данной статье представлена степень участия родителей в жизни детского сада, дана оценка квалификации педагогов ДОУ по категориям. Проведённое исследование позволяет утверждать, что намеченные тенденции: совершенствование профессиональной компетенции педагогов, заинтересованность родителей в повышении педагогических знаний, демократизация, гуманизация, диверсификация способствуют созданию полноценной образовательной среды и закладыванию базовой компетентности дошкольников в освоении мира.

Ключевые слова: образовательный процесс, дошкольное образование, тенденция, образовательная среда, образовательный кластер, инновации.

Рассмотрение феномена образовательной среды осуществляется с позиций, связанных с современным пониманием образования как сферы социальной жизни, а среды - как фактора образования. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение, как совокупность условий и влияний, окружающих человека. Идеи развития образовательной среды обстоятельно разрабатываются как в исследованиях отечественных педагогов и психологов (Г.А. Ковалев, В.П. Лебедев, А.Б. Орлов, В.И. Панов, А.В. Петровский, В.В. Рубцов, В.А. Ясвин и др.), так и в зарубежной психологии (А. Бандура, К. Левин, К. Роджерс и др.) [1].

Для нашего исследования ведущими концепциями образовательной среды стали исследования А.В. Иванова, В.А. Козырева, О.А. Сафоновой, С.В. Тарасова, В.А. Ясвина. Это позволило нам в качестве основных понятий нашего исследования из всего многообразия подходов выделить следующие:

- образовательная среда - часть социокультурного пространства, в котором взаимодействуют различные образовательные системы, процессы и явления, субъекты и предметы с целью развития и создания условий для саморазвития личности (А.В. Иванов);

- локальная образовательная среда - это функциональное и пространственное объединение субъектов образования, между которыми устанавливаются тесные разноплановые групповые взаимосвязи (В.А. Ясвин).

Следует подчеркнуть, что образовательная среда ДОУ относится к сложным, многоаспектным педагогическим явлениям, которые характеризуются не столько количественными, сколько качественными показателями. Образовательная среда ДУ представляет собой совокупность локальных образовательных сред, которые находятся во взаимодействии друг с другом. В структуре образовательной среды ДУ можно выделить два основных уровня и вида локальных образовательных сред: на уровне деятельности образовательного учреждения - культурная педагогическая среда ДУ; на уровне индивидуальной деятельности педагога - среда функционирования педагога [1, с. 109].

Актуальность проблемы статьи обосновывается необходимостью осуществления нового подхода к анализу процессов, происходящих в сфере образовательной среды дошкольного кластера.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (2014) образовательная среда ДОУ состоит их трех взаимосвязанных пространств ее субъектов: воспитателей, родителей и детей. Основной структурной единицей в ней является взаимодействие участников образовательной деятельности. Образовательная среда не только гарантирует охрану и укрепление здоровья детей, но и обеспечивает их эмоциональное благополучие, способствует профессиональному развитию педагогов, создает условия для участия родителей в образовательной деятельности [2].

По мнению автора, образовательная среда - организованное жизненное пространство, способное к обеспечению социально-культурного становления дошкольника, удовлетворяющего потребности актуального и ближайшего творческого развития ребёнка.

Анализ тенденций развития образовательной среды в системе дошкольного образования приводит к необходимости рассмотрения сути понятия «образовательный кластер».

Следует отметить, что Е.И. Павлова, И.П. Маркина, рассматривают образовательный кластер как «совокупность образовательных учреждений всех уровней образования в пределах данной географической территории, элементов инновационной системы, а также координирующих органов и органов власти, деятельность которых взаимосвязана с близлежащими производствами и развитием региональной инновационной системы» [3, с. 111].

Нельзя не согласиться, что основой понятия «образовательный кластер» выступает объединение заинтересованных сторон. С точки зрения И. Абанкиной и К. Зиньковского кластер может объединять всех, кто налаживает реальные связи на любом уровне: понимания общих проблем, постановки общих целей, поиска общих решений, развития, создания технологий демонстрации инноваций, чтобы, объединяясь на локальном уровне, конкурировать в глобальном контексте [4, с. 141].

Обобщая представления различных ученых-исследователей (В.П. Бурдаков, Т.И. Шамова, В.Т. Волов, П.И. Третьяков, Т.М. Давыденко и др.), образовательные кластеры с позиции компетентностного подхода можно понимать как пространствен-

ную модель организации инновационных процессов в образовании, которая предполагает объединение интеллектуальных, кадровых, финансовых и материальных ресурсов инновационной системы территории.

Кластер, как механизм инновационного управления развитием системы дошкольного образования, позволяет обеспечить эффективность деятельности каждого образовательного учреждения, входящего в него. В том числе:

- появление ресурсов для инновационной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

- получение качественно новых результатов образования, основанных на непрерывном развитии ребёнка.

Очевидно, что активное взаимодействие участников образовательного кластера, направленное на развитие личности ребёнка, компетентность взрослого, обеспечение разнообразной деятельности ребёнка посредством единства социального и предметного мира, качество развивающего предметно-пространственного содержания среды и социальных отношений будет считаться итогом развития образовательной среды ДОУ.

Полученные в нашем исследовании результаты отражают реальные тенденции развития современной образовательной среды ДОУ: центрацию родителей на организации процесса жизнедеятельности детей, где среда является основой и ориентацию воспитателей на решение существующих проблем формирования этой среды.

Мы согласны с Н.Е. Васюковой и Е.И. Тихомировой в том, что значимой тенденцией развития образовательной среды современного ДОУ является совершенствование профессиональной компетентности педагогов как организаторов деятельности детей. Профессиональная компетентность педагогов ДОУ определяется нами как способность создавать, и внедрять интегрированную модель развития дошкольников в деятельности. Эта способность педагогов проявляется многогранно, в частности:

- как установка на разработку модели и ее реализацию в своей практической деятельности;

- как формирование технологической системы реализации модели;

- как интеграция опыта диагностики достижений в реализации интегрированной модели развития дошкольников [5].

В своих исследованиях А.А. Майер подчеркивает, что современные тенденции развития образовательной среды ДОУ в образовательном кластере сводятся к происходящим трансформациям в системе дошкольного образования и обусловлены объективной потребностью в образовательной системе переменам, что отражается в осознании педагогического сообщества необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения (табл. 1).

Анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования, проведенный А.А. Майер, позволяет выделить ряд базовых тенденций в развитии системы:

- гуманизация устанавливает приоритет личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоничное формирование личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития. Гуманизация образования, по В.А. Сластенину, - процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что «составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений ними в педагогическом процессе» и является ключевым компонентом педагогического мышления, сфокусированного на идее развития личности;

- демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а так же широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием;

- диверсификация предполагает необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения запросов участников образовательного процесса в ДОУ [6].

Соответственно, основные тенденции развития образовательной среды ДОУ связаны с установкой на создание полноцен-

Таблица 1

Тенденции развития образовательной среды в ДОО

Тенденции Процесс

Управление Педагогическая деятельность Сопровождение и обеспечение

Гуманизация Рефлексивное. Соуправление. Самоуправление. Личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы. Расширение комплекса услуг для удовлетворения потребностей и интересов личности.

Демократизация Расширение состава коллективного субъекта управления. Расширение горизонтальных связей. Новые отношения и позиции: субъект-субъектные; возможность гибкой смены позиций объекта и субъекта каждым участником. Расширение полномочий и состава субъектов образовательного процесса.

Диверсификация Расширение типов и уровней управления Индивидуализация и дифференциация. Вариативность в реализации образовательных услуг. Расширение структур сопровождения: - медико-валеологическая; - социально-педагогическая; - психологическая; - коррекционно-педагогическая.

ного пространства развития ребёнка и организацию комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста. Насыщенное и безопасное проживание, связность взрослого и ребёнка в образовательном процессе, приоритет развивающих и воспитательных задач в ДОУ способствуют благоприятной социализации детей и закладывают базовые компетентности дошкольника в освоении мира и присвоении культуры.

Согласно миссии каждого дошкольного образовательного учреждения была проанализирована информация обо всех возможных участниках образовательного процесса: составлены характеристики педагогических кадров детских садов, отслежено участие педагогов в методических мероприятиях разного уровня, оценена квалификация педагогов по категориям: на 2017 год 80% педагогов имеют первую квалификационную категорию, 13% - высшую и 6,8% соответствуют занимаемой должности.

Основная цель сотрудничества работников ДОУ и родителей воспитанников заключается в поиске совместного оптимального решения педагогических проблем в области обучения, развития и воспитания детей.

Вместе с тем, практика показывает, что уровень педагогической компетентности наших родителей не позволяет им занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ Они пока не очень хорошо осознают свои права и обязанности. Естественным следствием этого феномена является низкая активность,

высокая конфликтность, безответственность. Поэтому в сложившейся ситуации наиболее целесообразно постепенно менять ситуацию в лучшую для наших воспитанников сторону. А значит, способствовать установлению взаимопонимания педагогов и родителей в вопросах воспитания подрастающего поколения.

В этой связи нами применена технология проектирования взаимодействия дошкольного учреждения с семьей:

Этап I - диагностический

Цель: изучение особенностей семей и семейного воспитания дошкольников, интересов и потребностей родителей на основе психолого-педагогических диагностик.

Мероприятия: анкетирование «Наша семья», «Мой ребёнок», наблюдение за общением родителей и детей.

Этап II - мотивационно-образовательный (подготовительный)

Цель: вовлечение родителей в совместную с педагогом деятельность по воспитанию и развитию дошкольников, формировать у них интерес к особенностям своего ребёнка и формированию его личности.

Мероприятия: психолого-педагогическое образование семьи « Если речь ребёнка формируется с задержкой», «Игры и упражнения для развития общения и коммуникативных способностей дошкольников», «Готовим ребёнка к школе»...

Этап Ш-содержательно-практический (основной)

2014г. 2017г.

■ д/с 361 Ид/с 266 Ид/с 389

Рис. 1. Степень участия родителей в структуре образовательного кластера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.